Вопросы к экзамену по курсу «Возрастная психология» 2012уч.г

Вопросы к экзамену по курсу «Возрастная психология» 2012уч.г.

  1. Предмет, задачи возрастной психологии.

Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Разделы возрастной психологии: детская психология, психология подросткового возраста и юности, психология зрелости, геронтопсихология.

Теоретические и практические задачи возрастной психологии: изучение движущих сил и источников психического развития ребенка, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода и динамики психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания.

Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша и др. ,

  1. Методы возрастной психологии.

Методы возрастной психологии можно классифицировать по 4 разным основаниям.

1.организационные.

1.1.лонгитюдиальный — метод продольных срезов; группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени

Метод позволяет:

· проследить развитие отдельных психических функций;

· дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности);

Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз.

1.2.метод поперечных возрастных срезов; одноразовое обследование различных одновозрастных групп (например, 1,2,…,10 класс) по единой методике

Метод позволяет:

· выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке);

· провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами.

1.3.комплексный — сочетание обоих методов в разных вариантах;

2. эмпирические.

2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение).

Так работал, в частности, Пиаже.

2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).;

2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.;

2.4.психодиагностический;

2.5.биографический (монографическое описание — разработка Б.Г. Ананьева);

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития и ... и т. п.) В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния. Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют ...

2.6.тесты.

3. обрабатывающие (математико-статистические).

Здесь используются все методы современной математической статистики; более того, многие из них (например, факторный анализ), собственно говоря, и были разработаны психологами для своих нужд.

4. интерпретационные:

4.1.генетическое описание (в смысле генеза — развития);

4.2.структурное описание (как результат поперечного среза).

  1. Связь возрастной психологии с другими отраслями науки.

Личность включает в себя свойства, которые определяют дела, поступки человека, эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивации, темперамент, характер и волю. Теоретические и практические знания о воспитании и обучении детей неразрывно связаны со всеми отраслями психологии, такими как:

1) генетическая психология;

2) психофизиология;

3) дифференциальная психология;

4) возрастная психология;

5) социальная психология;

6) педагогическая психология;

7) медицинская психология. Генетическая психология занимается исследованием механизмов психики и поведения, унаследованных от родителей, изучает их обусловленность генотипом. Дифференциальная психология занимается изучением индивидуальных особенностей человека, отличающих его от других. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Социальная психология исследует взаимоотношения людей в социуме: на работе, дома, в институте, в школе и т. д. Знания социальной психологии очень важны для организации результативного процесса воспитания.

Педагогическая психология занимается изучением процессов воспитания и обучения, созданием их новых методов, учитывая особенности каждого возраста.

Медицинская психология (а также патопсихология и психотерапия) изучает возникающие отклонения в психике и поведении человека от принятой нормы.

Главными целями этих отраслей психологии являются исследование и объяснение причин возникновения различных психических нарушений и отклонений, а также создание методов по их предотвращению и коррекции (лечению).

Существует еще одна отрасль в психологии – юридическая, которая имеет большое значение в воспитании. Она исследует возможности человека усваивать правовые нормы и правила.

Сама возрастная психология делится на несколько разделов: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста и геронтопсихология.

Все эти отрасли психологии тесно взаимосвязаны, так как незнание или непонимание одной из них является большим недостатком в процессе формирования обучения и воспитания. Психологические процессы каждого возраста имеют свои особенности, и, для того чтобы избежать или грамотно устранить возникающие проблемы, необходимы знания иных отраслей психологии.

  1. Проблемы возрастной психологии.

В развитии возрастной психологии выделяется ряд проблем.

1. Развитие психики и поведения ребенка, обусловленное внешней средой и физиологическим созреванием. Анатомо-физиологиче-ское состояние организма имеет большое значение для развития психики ребенка. Без сформированных физиологических процессов нельзя говорить о личностном росте. Учитывая органические поражения или перенесенные в раннем возрасте заболевания, влияющие на развитие психики либо задерживающие ее процессы, становится понятно, что без органического созревания невозможно развитие психики. Некоторые ученые считают влияние внешней среды более значимым, чем развитие организма. Но точный ответ на вопрос, что и в какой период в большей степени влияет на психическое развитие ребенка, не найден.

3 стр., 1093 слов

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

... Дарвинао происхождении человека от обезьяны. Но, верн мся к развитию психики человека.Хотя возникновениечеловеческой психики является частью развития животного мира, психика человекасущественно отличается от психики животного. Ведущую роль в развитиичеловеческой психики играют не ...

2. Влияние на развитие психики ребенка обучения и воспитания, причем как спонтанного, стихийного, так и специально организованного. На данный момент ученые не могут ответить на вопрос, что же в большей степени влияет на психическое развитие детей: специально организованный процесс воспитания и обучения или процесс стихийный, складывающийся в повседневной жизни. Под организованными понимают специально созданные процессы (семейное воспитание, обучение в детских садах, школах, институтах), под стихийными – процессы, возникающие сиюминутно при взаимодействии с социумом.

3. Проблема, обусловленная возможностями ребенка, наличием у него задатков и способностей. Каждый человек рождается с определенными задатками. Зависит ли в дальнейшем их наличие на развитие у ребенка определенных способностей? Чем являются задатки, и обусловлены ли они генетически? Можно ли к ним присоединить те психические качества, которые человек приобретает? У ученых нет ответов на эти вопросы.

4. Сравнение и выявление наиболее влияющих на психическое развитие ребенка изменений (эволюционного, революционного, ситуационного).

Пока не найден ответ на вопрос, что в большей степени определяет психическое развитие ребенка: процессы, протекающие медленно, но имеющие обратимый характер (эволюционные); процессы, возникающие достаточно редко, но проходящие ярко и глубоко (революционные), или процессы, не имеющие постоянной формы, но воздействующие постоянно (ситуационные).

5. Выявление основной определяющей психического развития. Что это: изменение личности или развитие интеллекта? Что в большей степени влияет на психическое развитие: личностный рост или интеллектуальное развитие? Может быть, эти процессы сами зависят друг от друга? Ответы на эти вопросы учеными пока не найдены.

  1. Психологическое понятие возраста.

Понятие возраста — определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Психологический возраст (Л.С. Выготский) — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... меньше штампов, она носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой ... другому человеку, группе людей или животному; агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии (Реан, 1999). Майерс (1998) ... Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей любых возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. В ...

2) Биологический возраст — совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст — определенный уровень развития психики, в который включается:

а) умственный возраст

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ — интеллектуальный коэффициент:

умственный возраст x 100%

IQ = хронологический возраст

б) социальная зрелость — SQ — социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

  1. Периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину.

В классификации Д. Б. Эльконина рассматриваются три периода жизни:

1) раннее детство;

2) детство;

3) подростковый возраст.

Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей:

1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);

2) раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);

3) младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);

4) старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью);

5) младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, охватывает обучение в начальной школе

(в этот период основным видом деятельности является учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности);

6) подростковый возраст – от 11 до 17 лет, охватывает процесс обучения в старших классах (для этого периода характерны: личностное общение, трудовая деятельность; происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности).

  1. Периодизация развития личности по А.В.Петровскому.

А.В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах.

Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы.

Когда ребенок входит в новую стабильную группу, он прежде всего приспосабливается к ней — усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким, как все. Это первая фаза становления личности в социальной группе — фаза адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. Обостряющееся противоречие между достигнутым результатом адаптации — тем, что он стал таким, как все в группе, — и неудовлетворенной потребностью ребенка в максимальном проявлении своих индивидуальных особенностей, порождает вторую фазу — индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. Третья фаза состоит в том, что происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития черты личности.

23 стр., 11051 слов

Развитие психической жизни в утробе матери

... устранение психологических, социальных, биологических помех, нарушающих развитие ребенка, что позволит предупреждать пре- и перинатально обусловленную дисгармонию личности. - Разработка и научное обоснование технологии ... и психологов. Цели данной курсовой работы: - исследование различных аспектов развития психической жизни ребенка в утробе матери, - изучение методик перинатального воспитания, - ...

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценки. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти.

В периодизации А.В. Петровского выделяются периоды раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста. Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (период старшего школьного возраста) — доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации. Таким образом, согласно А.В. Петровскому, детство — это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество — проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе.

  1. Периодизация развития личности по З.Фрейду.

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.

0 — 1год оральная стадия (эрогенная зона — слизистая рта и губ).

Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши — собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я» ).

1 — 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника).

Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 — 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности).

Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры).

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по Аристотелю, есть процесс, который совершает­ ... и абстрактных моделей к эмпирической, опытной проверке выдвигаемых гипотез о развитии. В педагогике появляется фигура Яна Амоса Коменского (1592-1670), который на педагогической почве возродил ...

Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».

5 — 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 — 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

  1. Периодизация развития личности по Э.Эриксону.

Э. Эриксон описал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:

1) первые 12 месяцев жизни – начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;

2) 2—3-й годы жизни – вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;

3) 4—5-й годы жизни – третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины;

4) 6—11-й годы жизни – четвертая стадия, где появляется ощущение неполноценности и формируются умения;

5) 12—18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные роли;

6) начало зрелого возраста. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества;

7) зрелый возраст – человек поглощен собой и социумом;

8) пожилой возраст – человек сформировывается как цельная личность, но появляется чувство безнадежности.

  1. Развитие морального сознания личности по Л.Колбергу.

Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.

Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень: Страх наказания (до 7 лет).

1. Страх перед правом силы.

2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

III уровень: Совесть (после 16 лет).

5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

  1. Периодизация интеллектуального развития по Ж.Пиаже.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально — логических операций.

Основной критерий — интеллект.

— от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... музыкально-творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в ... ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ...

— от 2 до 7 лет дооперациональная стадия — мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).

— от 7 до 12 лет стадия конкретных операций — возникновение элементарного логического рассуждения.

— от 12 лет — стадия формальных операций — формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

  1. Кризис новорожденности. Развитие личности в период новорожденности.

Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель).

Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка.

В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения.

Слуховое сосредоточение возникает в 2–3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например хлопнувшей двери. На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется это следующим образом: он не только замирает, а еще и поворачивает голову в сторону его источника. На третьей-пятой неделе появляется зрительное сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения.

  1. Развитие личности в период младенчества.

Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорождённости. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и знаменуется выделением взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности.

Первая специфическая форма реагирования именно на человека (на его лицо или голос) появляется к 2–3 месяцу. В психологии она получила название «комплекса оживления». Он включает в себя 3 компонента:

1. улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1-й неделе 2-го месяца жизни.

2. вокализации, ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому;

3. двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабыми движениями ручек и ножек. Постепенно ребенок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях, поворачивается на бок с выгибанием спинки.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... активности детей и развитие их специальных способностей. Увлечённость одарённого ребёнка любимыми занятиями; перфекционизм. Яркость и живость воображения одарённого ребёнка, творческое развитие его личности. ... возрастах. Словесное творчество детей в дошкольном возрасте. Специфика проявления литературных способностей и одарённости в дошкольном возрасте. Игра и литературное творчество ребёнка. ...

Примерно до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и сохраняется как целое, а к 6 месяцам отмирает как единая комплексная реакция, но его компоненты начинают трансформироваться: улыбка – в мимику, гуление – в речь, двигательное оживление – в хватание.

Во втором полугодии появляются повторные, цепные реакции и реакция подражания. В 5 мес. ребенок точно схватывает предметы рукой. К 6 мес. он может сидеть в высоком стуле и захватывать качающиеся предметы. К 7-9 мес. появляется способность захватывать двумя пальцами мелкие предметы, а отсюда – появляется интерес к исследованию дырочек, отверстий, выемок, трещин и т.п. В 6-7 мес. он способен сидеть без поддержки, а к 8 мес. садится без посторонней помощи, опираясь на ручки. С 9 до 12 мес. совершенствуется ползание на четвереньках, при этом туловище удерживается в горизонтальном положении, а голова высоко поднята.

  1. Кризис 1 года.

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1-го года. Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет.

Аффективные реакции при очередном “нельзя” или “нет” могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами.

Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л.С.Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме и по смыслу.

  1. Роль общения с взрослым как предпосылка развития личности ребенка.

Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми, т. е. с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другим взрослым. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем и, что очень важно, просто общаются с ним – разговаривают. Потребность в общении возникает у ребенка в 1–2 месяца. Комплекс оживления, появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком, говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностью удовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении со взрослым у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи.

У ребенка, лишенного полноценного общения со взрослым отмечается задержка психического развития. Это проявляется в следующем: у ребенка бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему. Все это ведет к задержке физического развития и позднему появлению речи.

8 стр., 3630 слов

Возраст ребёнка и тип воспитания отца 2

... ребёнка ………………………………………15 2.1.1. Стиль семейноговоспитания и его влияние на развитие ребёнка. ... и родства, котораяобеспечивает личности эмоциональную стабильность, ... детей всемье без отца. ………………………………………..27 2.3. Роль отца в воспитанииподростка. ………………………………………………30 2.3.1. Формированиемужественности у мальчиков старшего дошкольноговозраста………………………………………………………..31 2.3.2. Подростковый возраст. ...

  1. Особенности развития личности в раннем возрасте.

В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами.

В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие.

Ребенок умеет различать незнакомых и близких людей. От того, какими были условия воспитания, среда обитания и культура в семье, зависит развитие личности в раннем возрасте.

В целом, развитие личности в раннем возрасте состоит из психического развития, физического развития, предметной деятельности ребенка, а также в процессе общения с взрослыми и со сверстниками.

Развитие личности в раннем возрасте не ограничивается только игровой и предметной деятельностью, ребенок должен приобщаться к разным видам художественно-эстетической деятельности, поскольку это служит основой формирования личности, а также основой формирования нравственных ориентиров.

  1. Кризис 3 лет.

Л.С.Выготский, вслед за Э.Келер, описывает 7 характеристик кризиса 3-х лет. Первая из них — негативизм. Негативизм проявляется в негативной реакции на требование или просьбу взрослого, а не на само действие.

Вторая характеристика кризиса 3-х лет — упрямство. Его причина не в стремлении ребенка во что бы то ни стало получить желаемое или требуемое, а в том, чтобы с его мнением считались.

Обесценивание . Проявляется оно в том, что начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги.

Строптивость направлена против принятых норм поведения в семье и схожа с негативизмом и упрямством.

Своеволие выражается в стремлении ребенка делать все самому.

Протест-бунт выражается в частых ссорах детей с родителями.

Проявления деспотизма таковы: ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит.

  1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Vozrastnaya_psikhologia — Стр 2

Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции. В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

  1. Особенности развития личности в дошкольном возрасте.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Вегетативные и моторные реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. В младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание, еще слабее — собственное обещание ребенка.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Начинается осознание себя во времени.

  1. Познавательное развитие дошкольника.

В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире. В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие.

В дошкольном возрасте следует особо выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка — это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра.

Символическая функция знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних опорах — игровые, изобразительные и другие символы.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

  1. Кризис 7 лет.

Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

3) симптом «горькой конфеты» — ребенку плохо, но он старается этого не показать.

В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений.

  1. Психологическая готовность детей к школе.

Психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.

Интеллектуальная готовность включает в себя: — ориентировка в окружающем; — запас знаний; — развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); — развитие разных типов памяти (образной,слуховой, механической и др.); — развитие произвольного внимания;

Мотивационная готовность к школе включает в себя:

Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

Детям свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Это важное условие готовности к школьному обучению.

  1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность младшего школьника.

Первый и самый важный момент – это начало обучения в школе. У ребенка происходит перестройка всех систем отношений с действительностью. Если у дошкольника существовали две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети», то теперь в системе отношений «ребенок – взрослый» произошли изменения. Она разделилась на две части: «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель». Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. Характер адаптации ребенка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек.

Учебная деятельность становится ведущей для младшего школьника. Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых.

Д.Б. Эльконин представил следующую структуру учебной деятельности:

1) мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл;

2) учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

3) учебные действия – те действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик производит на уроке (специфические для каждого предмета и общие);

4) действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

5) действие оценки – те действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи.

  1. Познавательное развитие младшего школьника.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л.С.Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

  1. Особенности развития личности младшего школьника.

Младший школьный возраст (7-11 лет) не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности, тем не менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, поскольку меняется ведущая деятельность. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер в младшем школьном возрасте только складывается.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7-8-ми лет) еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия.

Заключение о личности младшего школьника:

— Новообразованиями личности младшего школьника выступают произвольность, внутренний план действий и рефлексия;

— Развитие личности младшего школьника происходит в сложной системе его взаимоотношений с родителями, учителем, сверстниками и другими детьми;

— Ведущие потребности младшего школьника — познавательные;

— Ученик усваивает систему моральных норм, по-разному строя свое поведение в различных направлениях взаимоотношений;

— Самооценка младших школьников отмечается сниженной стабильностью и зависит от оценок учителя.

  1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность подростка.

Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом.

В начале подросткового возраста появляется желание быть похожим на старших, в психологии оно называется чувством взрослости.

Еще один очень важный момент состоит в том, что, хотя подросток продолжает жить в семье, учиться в той же школе и окружен теми же сверстниками, в шкале его ценностей происходят сдвиги и по-другому расставляются акценты, связанные с семьей, школой, сверстниками. Причиной этого является рефлексия, которая начала развиваться к концу младшего школьного возраста, а в подростковом возрасте идет ее более активное развитие.

Современная ситуация развития характеризуется тем, что на формирование потребностей подростков большое влияние оказывает реклама.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками.

В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия.

В подростковом возрасте появляется два вида отношений: в начале этого периода – товарищеские, в конце – дружеские. В старшем подростковом возрасте появляется три вида взаимоотношений: внешние – эпизодические «деловые» контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей; товарищеские, способствующие взаимообмену знаниями, умениями и навыками; дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера.

  1. Особенности общения подростка.

Содержание общения подростков включает в себя следующие компоненты:

  • идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные планы, взаимоотношения людей);
  • событийную сторону жизни (жизнь класса, в котором они учатся, жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие планы);
  • эмоциональные аспекты жизни (впечатления, отношение к чему-либо или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроения);
  • предметную сферу бытия (содержание их жизнедеятельности и способы ее реализации, предметно — эстетическое окружение).

Д. И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков:

  • интимно – личную — взаимодействие, основанное наличных симпатиях, — «я» и «ты»,
  • стихийно – групповую — взаимодействие, основанное на случайных контактах — «я» и «они»,
  • социально – ориентированную — взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно — важных дел — «я» и «общество»
  1. Особенности развития познавательных процессов подростков.

Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим.,Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.

Внимание подростка характеризуется не только объемом, но и специфической избирательностью. Оно становится все более произвольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания.

Память приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличивается в основном за счет логического осмысливания материала.

Мышление. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10—15 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.

Воображение подростка. Согласно Л. С. Выготскому существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии».

  1. Развитие личности подростка.

Личность подростка только начинает формироваться. Большое значение имеет самосознание.

Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, т. е. создание устойчивых идеалов. Для подростков, только вступивших в подростковый период, важными критериями в выборе идеала являются не личностные качества человека, а наиболее типичное его поведение, поступки.

Развитие личности подростка достаточно противоречиво. В этот период дети в большей степени стремятся к общению со сверстниками, формируются межличностные контакты, у подростков возрастает желание быть в какой-то группе, коллективе.

В это же время ребенок становится более самостоятельным, формируется как личность, иначе начинает смотреть на окружающих и внешний мир. Эти особенности психики ребенка перерастают в подростковый комплекс, в который входят:

1) мнение окружающих по поводу их внешности, возможностей, умений и т. д.;

2) самонадеянность (подростки достаточно резко высказываются в отношении других, считая свое мнение единственно верным);

3) полярные чувства, поступки и поведение. Так, они могут быть жестокими и милосердными, развязными и скромными, могут быть против общепризнанных людей и поклоняться случайному идеалу и пр.

Для подростков также характерна акцентуация характера. В этот период они очень эмоциональны, возбудимы, их настроение может быстро меняться и т. д. Эти процессы связаны с формированием личности, характера.

  1. Кризис подросткового возраста.

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими. На него влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску.

  1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в юношеском возрасте.

Социальная ситуация развития в ранней юности — «порог» самостоятельной жизни. Ранняя юность (старший школьный возраст) отличается крайней неравномерностью развития как на межличностном, так и внутрииндивидуальном. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей.

Ведущая деятельность в юности — учебно-профессиональная и профессиональное самоопределение. В этом возрасте происходит избирательное отношение к школьным предметам, посещение подготовительных курсов для поступления в вуз.

  1. Развитие личности в юношеском возрасте.

Личностное самоопределение – определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей.

В юношеском возрасте изменяется положение человека в системе общественных отношений, обусловленное изменением характера деятельности, которая выходит за пределы школы, требует выполнения от юноши различных общественных функций. Изменяется его роль в семье, неформальной группе, в ближайшем микроокружении, поскольку он приобретает статус взрослого.

Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу.

  1. Общение в юношеском возрасте.

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга.

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников: обсуждение личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями, отношений с родителями, своего развития — физического, интеллектуального.

В юношеском возрасте происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его цели. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций. Заметно усиливается потребность во взаимопонимании c другими людьми.

  1. Кризис в юношеском возрасте.

Э. Эриксон называет этот кризис кризисом идентичности, и поскольку отрочество составляет переходный этап от детства к зрелости, считает этот период решающим. Основной конфликт этого периода он определяет как кризис идентичности, возникающий в результате того, что новые социальные и биологические факторы включаются в детерминацию становления личности.

Общество требует от юноши определения своего места в обществе, выбора профессии, определения жизненного пути, — одним словом, самоопределения.

Тех, кто тяжело переживает юношеский кризис, отличает появление страхов, повышенной тревожности, беспокойства.

  1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в период молодости.

Социальная ситуация развития в молодости характеризуется тем, что человек выходит в самостоятельную жизнь, начинает осуществлять свои жизненные планы. Это прежде всего выбор профессии, поступление в вуз или колледж. Неудачная попытка поступления или отсутствие средств на оплату учения расцениваются многими как крушение надежд, как необходимость заново строить жизненную программу. Ход дальнейшего развития личности во многом зависит от социально-профессионального положения.

Ведущая деятельность в период молодости — профессиональная. В этот период происходит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может достигнуть в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания.

  1. Развитие личности в период молодости.

Взрослость отличается от молодости появлением новых возможностей, самостоятельным принятием важных решений, постановкой перед собой целей и выбором способов их достижения.

Взрослый становится свободным и независимым в своем выборе, но в полной мере ответственным за него и полученные результаты.

Качество личностных изменений значительно возрастает в этом возрасте, чего нельзя сказать о количестве. Человек проходит духовно-нравственное становление, устанавливается его мировоззрение, он овладевает несколькими социальными ролями, сформировывается его психика.

Все это зависит не только от социальной активности человека в данный период, но и от его самосознания. Человек начинает воспринимать себя как сформировавшуюся личность, как социально значимого индивида. В период личностного развития и роста молодые люди сталкиваются с некоторыми сложностями. Первой из них является формирование собственного образа, стиля жизни. Молодые люди занимаются саморазвитием, выбирают свою социальную роль, становятся взрослее и начинают лучше понимать себя.

Значение имеет устойчивость психических процессов. Личностное развитие позволяет управлять своими желаниями и стремлениями. Появляется желание добиться определенного социального положения, для чего нужно освоить социальные роли, правила и особенности поведения в социуме.

  1. Кризис 30 лет.

Кризис 30-ти лет отличается тем, что именно на его пороге человек начинает ставить себе оценку. Себе и своим достижениям.

Он оценивает прожитый период жизни, свои вложения, материальные, духовные, силовые и его явно не радует результат.

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

  1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в период зрелости.

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность — ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.

В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях — физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.

С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводством и творчеством в системе общественных деятельностей и творчеством в системе экзистенциальных ценностей.

  1. Развитие личности в период зрелости.

Период зрелости личности иногда рассматривается как некое целевое состояние, к которому направлено социальное и психологическое развитие, а далее происходит простое изменение личностных свойств. Многие современные отечественные и зарубежные психологи считают, что личность способна к саморазвитию и особенно в пору зрелости. Однако простой констатации этого положения совершенно недостаточно; необходимо полное, глубокое и точное знание о закономерностях и факторах этого развития.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Развитие Личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной Деятельности.

  1. Кризис 40 лет.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией.

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

Vozrastnaya_psikhologia — Стр 3

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

  1. Развитие личности в старости.

Э.Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность– целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Развитие в старости осуществляется в направлении возрастания духовной зрелости человека. Под духовной зрелостью в психологии можно понимать устремленность человека ко все более полному разрешению своей жизненной задачи.

Необходимо рассмотреть еще одну специфическую задачу развития личности в старости — это самоощущение в системе жизнь-смерть. Согласно И.Б. Новику, старость — это связующий этап между жизнью и смертью, это период напряженной внутренней работы связанной с осознанием неизбежности собственной смерти.

  1. Теории старения и старости.

По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, сущностными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Наиболее распространены в научном мире за рубежом две из них. Это теории «программированного старения» и «непрограммированного старения». Представители теории «программированного» старения исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, включающей в себя развитие, то есть рост организма, и способность к репродукции. В процессе изменений, связанных со старением, могут действовать и другие механизмы, не включенные в генетическую программу, которые оказывают «непрограммированное» воздействие на организм.

Анализ основных теорий. Первая теория – с позиций биолого-медицинского подхода психологическая деградация людей в поздние годы, ухудшение их умственных возможностей непосредственно определяются функциональными и органическими поражениями мозга.

Вторая теория старения может быть обозначена как деятельностный подход к развитию личности. Суть: люди своими действиями изменяют собственное окружение, развивают способность справляться с трудными ситуациями, прокладывают свой жизненный путь.

Представители третьей теории старения, соглашаясь с положением о значимости активности личности для благополучного прохождения ею стадий поздней жизни, одним из весьма важных факторов актуализации потенций субъекта считают его способность противостоять распространенным в обществе негативным стереотипам старости.

  1. Пенсионный кризис.

Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

  1. Кризис смерти.

Смерть с точки зрения психологии — это кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека.

Установки человека в отношении смерти на определенном этапе исторического развития непосредственно связаны с самосознанием и осмыслением человечеством самого себя. Он выделяет пять этапов изменения этих установок.

Первый этап фиксируется установкой «все умрем». Второй этап Ф. Арьес обозначает термином «смерть своя»: он связан с идеей индивидуального суда над душой прожившего жизнь и умершего человека. Третий этап, называемый им «смерть далекая и близкая», характеризуется крахом механизмов защиты от неизбежности — к смерти, как и к сексу, возвращается их дикая, неукрощенная природная сущность. Четвертый этап — «смерть твоя», рождающая комплекс трагических эмоций в связи с уходом из жизни близкого человека. Пятый этап связан со страхом смерти и самим упоминанием о ней (вытеснение).

Существует пять стадий изменения отношения человека к собственной смерти. Это стадии отрицания, гнева, торга, депрессии, принятия.