Семинарские занятия по основным темам дисциплины.

Круг проблем и вопросов для философских дискуссий:

 

Варианты семинарских занятий по Темам 2, 3.

Читаем культурологический бестселлер

Ø «Рождение трагедии из духа музыки или Эллинство и пессимизм» Ф. Ницше: актуальность в современных философских дискурсах; опыт чтения и интерпретации

 

1. Интеллектуальная биография Ф. Ницше; философское и художественное творчество. Ранний – «романтический» – этап творчества Ницше (1871-1876).

Ницше и античность: возвращение к живым истокам Культуры.

 

2. Ницше и классическая философия: возвращение к истокам мысли и слова. Ницше – филолог: право на иную стратегию мышления.

 

3. Ф. Ницше и А. Шопенгауэр («Мир как воля и представление»).

 

4. «Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм» (1872) как книга самопознания философа.

 

5. Образ Древней Греции в «Рождении трагедии…»: «грандиозная греческая проблема» как проблема Культуры как таковой. Интерпретация древнегреческой культуры как основы европейской культуры, истока будущих исторических судеб Запада.

 

6. Влияние композитора Р. Вагнера: «звёздная дружба». Дионис и Аполлон. Ницшеанская концепция диалектического единства дионисийского и аполлонического начал, восходящая к теории синтеза искусств и универсального произведения Р. Вагнера. Понятие трагического и трагической культуры, трагического мифа, трагического исхода у Ф. Ницше.

 

7. Смысл знаменитого выражения Ницше: «Только как эстетический феномен Бытие и Мир оправданы в вечности».

 

8. Образ Гомера-сновидца (// образ Гомера-ясновидца у Р. Вагнера):  эпический взгляд в Прошлое древнегреческой культуры. Древнегреческий эпос как воспоминание о древнейшей культуре жизни, память о дионисийских мистериях как память о жизнетворчестве Культуры; сон Гомера о Дионисе.

 

9. Образ Сократа. Смысл знаменитого возгласа Ницше: «Сократ, займись музыкой!». Теоретический (сократический) человек и творческий (трагический) человек; их роль в истории Человечества.

 

10. Дух Музыки. Идея музыкальной сущности искусства; музыкальной стихии как основы творчества. Язык Музыки, Язык Жизни – истинный Язык Культуры.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...

 

 

Ø «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» З. Фрейда: актуальность в современных философских дискурсах; опыт чтения и интерпретации

 

1. Психоанализ как обобщающее понятие, охватывающее совокупность философских, культурологических, психологических, социологических лингвистических концепций, основанных на признании особой роли Бессознательного в Культуре.

 

2. Классический психоанализ З. Фрейда, его значение для исследования Культуры. Становление основных принципов психоанализа. Обоснование Бессознательного. Работы «Я и ОНО», «Лекции по введению в психоанализ», «Психология бессознательного», «По ту сторону принципа удовольствия», «Толкование сновидений», «Остроумие и его отношение к бессознательному».

 

3. Структура личности, согласно Фрейду.

 

4. Психоанализ художественного творчества. «Леонардо да Винчи, этюд по теории психосексуальности».

 

5. Целостная психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда в работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии». Бессознательное, докультурное архаическое состояние Человечества, изучение психологии первобытных народов. Принцип единства онтогенеза и филогенеза. 

 

 

Ø «Дух и Жизнь» К.-Г. Юнга: актуальность в современных философских дискурсах; опыт чтения и интерпретации

 

1. Глубинная психология К.Г. Юнга: попытка проникнуть в тайну Psyche. Постижение природы человеческой души, человеческой личности и проникновение в глубины памяти Человечества.

 

2. Автобиографическое сочинение «Дух и Жизнь», исповедь великого душеведа, его «личный миф» («Моя жизнь – это история самоосуществления бессознательного»).

Значение воспоминания.

 

3. Мудрость Востока: её особое значение в духовном и профессиональном становлении К.-Г. Юнга.

 

4. Идейные контексты психоаналитической концепции Юнга: понимание Psyche в Античности (Гераклит, «Границ Души не найдёшь, таким глубоким она обладает Логосом»), эйдосы Платона, Плотин о Мировой Душе и средневековые теософские учения, исповедь Руссо, a priori Канта, «Фауст» Гёте, жизненная стихия и мировая воля Шопенгауэра, Р. Вагнера, Ницше, психоанализ З. Фрейда и мн. др. Дух Жизни. Душа Мира (Мировая Душа).

 

5. Внимание Юнга к Мифу: глубокое изучение мифологии, религии, интерпретация сновидений, изменённых состояний сознания («Мифы суть первичные откровения досознательной души, невольные высказывания о бессознательных душевных событиях»). Работы «Введение в сущность мифологии», «Архетипика мифа», «Архетип и символ», «Дух Меркурий».

 

6. Природа и структура психической субстанции, согласно К.Г. Юнгу. Значение психотерапевтических практик Юнга для исследования Культуры. Типы мышления (логическое, западное / интуитивное, восточное) – типы культур. «Психологические типы» Юнга. Сознание и Бессознательное. Личное (индивидуальное) бессознательное и коллективное бессознательное: полемика Юнга с Фрейдом. Работы «Аналитическая психология: её теория и практика», «Аналитическая психология: прошлое и настоящее».

9 стр., 4424 слов

Психология средневекового человека по книге И. Хейзинги "Осень ...

... Западноевропейская цивилизация делится на «темное» (VI—Х вв.), зрелое (XI—XIII вв.) и позднее средневековье. Христианская культура сохранила основные достиже­ния греко-римской ... экстаз мистиков предстают книжными сущностями, вставленными в рамку игровой концепции истории. 2.Завершение Средневековья Эпоха Средневековья неоднозначна: с одной стороны – судебные процессы, преступления, преследования, ...

 

7. Понятие архетип. Юнговская теория архетипов коллективного бессознательного. Основные архетипы Культуры: младенец, анима/анимус, мать, персона, тень, мудрый старец, герой/трикстер. Самость – центр и основание Личности; «Эон. Исследования о символике самости».

 

8. Актуальность Юнга в настоящее время. Работа «Проблемы души нашего времени»: проблема кризиса Культуры (диагноз нашего времени) – «выход кроется в давно забытой человеческой душе». Потребность и необходимость исцеления и спасения души современного человека: «Мир висит на тонкой нити, и эта нить – душа человека».

 

 

Ø «Осень Средневековья» Й. Хёйзинги: актуальность в современных философских дискурсах; опыт чтения и интерпретации

 

1. История творит своих историков: феномен Й. Хёйзинги в историософии культуры. Работа Хёйзинги «Мой путь к истории». Причина его особого интереса к «зрелым и переломным» эпохам.

 

2. Своеобразие «методологии» Хёйзинги-историка: непосредственное восприятие и глубоко личное внутреннее переживание Прошлого, интимная близость постигаемой эпохе и поиск исторической истины в глубинах собственной души; внимательное «вслушивание» в исторический процесс и размышление о своём, экзистенциальном положении в потоке Истории.

 

3.  Чувство культуры Й. Хёйзинги. Эстетика Средневековья. Попытка воссоздания «живого» прошлого в книге «Осень Средневековья». Вневременность Средневековья; ключ к пониманию всех последующих исторических и культурных эпох, скрытых течений исторического процесса и смысла истории в целом. Ностальгия об уходящем Средневековье.

 

4. Хёйзинга – лингвист: глубокое понимание языка культуры прошлого – языка Средневековья. Внимание к искусству как универсальному символическому языку Культуры. Поиск языка выражения в «Осени Средневековья».

 

5.  Жанровые искания Й. Хёйзинги в период работы над «Осенью Средневековья». Принцип игрового повествования «Осени Средневековья».

 

6. Развитие концепция игры в работе « Homo Ludens ». Игра как культурно-историческая универсалия, её архаические корни. Генезис, основные признаки, смысл и значение, культурная ценность игры. Игровая сущность Культуры

 

7. Критика современного состояния Культуры, диагностика духовного кризиса человечества и вера в возможность исцеления и возрождения Культуры: «Тени завтрашнего дня».

 

8. Гуманизм и антропологический поиск Й. Хёйзинги: постижение творческого гения человека в книге об Эразме Роттердамском.

 

 

Ø Труды испанских мыслителей Мигель де Унамуно, Хосе Ортега-и-Гассет, Х. Субири о судьбе Культуры: актуальность в современных философских дискурсах; опыт чтения и интерпретации

 

1. Переход от абстрактной антропологической идеи Человека к смыслу бытия Человека-в-Истории, к пониманию глубокой взаимосвязи истории человеческой жизни и истории Человечества. Работы «О трагическом чувстве жизни у людей и народов» М. де Унамуно, «Что такое философия?» Х. Ортеги-и-Гассета, «Пять лекций по философии», «О сущности», «Понимание и логос» Х. Субири.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... дней. Ночью восстанавливаются физические и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою он то, что ... чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и божественного, называя его богочеловеком. ...

 

2. Историчность Человека. История Культуры в поиске смысла духовной драмы жизни человека. Работа «История как система» Х. Ортеги-и-Гассета.

 

3. Философия культуры Хосе Ортеги-и-Гассета. Стремление философа «разбудить спящего» – пробудить в человеке потребность размышления о глубинных проблемах человеческой жизни: памяти, любви, жизни, смерти и бессмертии.

 

4. Духовность и Культура. Понятие «Человек массы». Массовое сознание, духовное варварство Человека массы и судьба Культуры. «Восстание масс» Х. Ортеги-и-Гассета. Понятие «аристократизм» в качестве высокой духовности, «духовная элита».

 

5. Идея поколений Х. Ортеги-и-Гассета: история и человеческая жизнь. Работа «Человек и люди».

 

6. Философ в поисках идеала Истины-Добра-Красоты, вершин творческих достижений Человека в истории Культуры. Работы «Джоконда», «Эстетика в трамвае», «Дегуманизация искусства», «Веласкес», «Гойя». Идея исторической перспективы Культуры.

 

7. Забота о духовном возвышении нации в испанской философии культуры. Работа Ортеги-и-Гассета «Бесхребетная Испания» – о стране, утрачивающей исконную духовность. Вопрос об исторической и культурной подлинности – Что такое Испания, «это плоскогорье европейского духа», «страна предков»?

 

8. Идеал Рыцарства в испанской культуре, его философское осмысление. Поэзия прошлого: идеалы Прошлого и история Культуры. Бессмертный роман М. де Сервантеса «Дон Кихот» – книга «судьбы» Культуры и её глубокое философское прочтение. Цикл работ о Дон Кихоте М. де Унамуно: «Жизнь Дон Кихота и Санчо, написанная Мигелем де Сервантесом, объяснённая и прокомментированная Мигелем де Унамуно», «Эссе о Дон Кихоте», «Гробница Дон Кихота». «Размышления о Дон Кихоте» Х. Ортеги-и-Гассета.

 

 

Ø «Закат Европы» О. Шпенглера: актуальность в современных философских дискурсах; опыт чтения и интерпретации

 

1. «Закат Европы» как автобиография, глубоко личное переживание эпохи, мира, истории, драма Человека-творца, осознающего утрату культурного наследия великого прошлого.

 

2.  Историко-культурная методология О. Шпенглера. Историк культуры «с врождёнными задатками понимания», равный Художнику и Поэту в способности «переживать словесную звукопись и образы».

 

3. Влияние классической философии на философскую концепцию О. Шпенглера.

 

4. Влияние Гёте и Ницше. «Метод Гёте как единственно исторический» – подлинный метод постижения Культуры, «поэтическое переживание», «лирическое чувство» Культуры. Гештальт Культуры.

 

5. Глобальная задача, поставленная Шпенглером в «Закате Европы». Система основных идей «Заката Европы».

 

6. Концепция всемирной истории Культуры: «Мир как история во всём многообразии форм культуры». Великие культуры, выделенные Шпенглером: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская (аполлоническая), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская), народов майя, русско-сибирская.

 

7. Идея судьбы культуры. Судьбы культур, по Шпенглеру.

5 стр., 2439 слов

Психология диалога и мир человека

... Эмпирические доказательства многомерности и асимметричности реального диалога 23 Дьяконов Г.В. Психология диалога: история и современность 27 Литовский В.Ф. Школьное обучение и психологические основания диалогического подхода ...

 

8. Понятие языка и стиля культуры. Язык выражения и язык сообщения. Символика искусства.

 

9. Фаустовский миф О. Шпенглера: Фауст как символ культуры Запада. Фаустовская душа западноевропейской культуры.

 

10. «Закат Европы» О. Шпенглера в интерпретациях русских мыслителей – Ф.А. Степуна, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева.

 

 

Ø «Постижение истории» А. Тойнби: актуальность в современных философских дискурсах; опыт чтения и интерпретации

 

1. Главный труд Тойнби «Постижение истории»: влияние философии жизни. Универсализация всемирно-исторического процесса, его религиозные корни, согласно историософской концепции А. Тойнби. Значение «высших» мировых религий в истории Человечества: зороастризм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам.

 

2. Понятие цивилизации. Классические модели цивилизационного развития у А. Тойнби. Эволюция локальной цивилизации. Выявление глубинных истоков генезиса, роста, «надлома» и распада цивилизаций в истории Человечества. Тенденция единения цивилизаций

 

3. Закон исторической преемственности в духовном совершенствовании человечества: идея общечеловеческого единства в многообразии. Концепция единства истории в многообразии локальных цивилизаций.

 

4. Вселенская Церковь, её духовная роль в утверждении ценностей древних «высших» религий Мира: Жизни, Любви, Милосердий и Мудрости.

 

5.  Эволюция и кризис западной цивилизации (утрата христианской основы).

Возможность использования всемирного богатого исторического опыта в преодолении кризисов.

 

6. Внимание А. Тойнби к Востоку. Диалог А. Тойнби и Джайсаку Икеда (Япония) о выборе человека и его ответственности в современном мире.

 

 

Ø «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому» Н.Я. Данилевского: актуальность в современных философских дискурсах; опыт чтения и интерпретации

 

1. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, германо-романский или европейский, славянский, новоамериканский. Жизненный цикл культурно-исторических типов.

 

2. Славянский культурно-исторический тип. Понятие Славянство. Россия – центр Славянского культурного мира.

 

3. Проблема взаимоотношения России и Европы, критика идеи европоцентризма.

 

4. Будущее славянского культурно-исторического типа, специфика славянской религиозности, внутренний творческий потенциал России. Надежда Данилевского на организацию Всеславянского союза и «возрастание» духа самобытной славянской культуры.

 

5. Влияние Н.Я. Данилевского на дальнейшее развитие концепции культурно-исторических типов (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин).

 

 

Ø  «Роза Мира» Даниила Андреева: актуальность в современных философских дискурсах; опыт чтения и интерпретации

 

 

1. Единство и целостность философско-художественной концепции Д. Андреева, его духовно-религиозные искания. Религиозно-мифологическая концепция культуры. Религиозные поэтические мистерии Д. Андреева. Религиозная природа Культуры: Культура – «прорастание зерна религии».

9 стр., 4200 слов

Раздел 1. Философия, основные этапы ее становления

... основные положения философии Платона: + первичен мир идей – мир состоит из атомов + познание есть припоминание – источником познания является опыт + управлять обществом должны философы Философские ... религия – культура + философия – цивилизация Мыслитель немецкой классической философии, объявивший себя ... «критического периода»: – «Всеобщая естественная история и теория неба» + «Критика чистого ...

 

2. Мифотворчество Д. Андреева. Концепция мифа и метамифология. Мифопоэтика «Розы Мира».

 

3. Культура и Метакультура: размышление о «смыслах и целях» Культуры в «большом времени» метаистории, в границах не лет и веков, но эонов. Символический смысл метаисторического процесса.

 

4. Основные метакультуры, описанные Д. Андреевым. Иерархия метакультур. Шаданакар. Структура Шаданакара.

 

5. Эсхатологические предчувствия Д. Андреева, идея трагического развития мировой истории под знаком распятия Христа, Апокалипсис, мировой кризис.

 

6. Роза Мира – интеррелигиозная всечеловеческая, всехристианская церковь, соборное творчество Человечества – как возможность спасения Культуры. Эпоха Розы Мира.

 

7. Русская метакультура, репрезентация её ключевых мифов. Духовный возраст России как молодой метакультуры. Богоизбранничество России, её мессианское историческое предназначение.

 

8. Эстетика искусствоведческая концепция Д. Андреева: размышления о глубоко религиозной природе искусства, его сущности, об искусстве будущего.

 

9. Философия творчества Д. Андреева. Миф о Поэте-вестнике, его особой роли в метаистории как ядро философии культуры Д. Андреева. Вестничество как явление всемирного порядка. Пророческий дар поэта-вестника. Вестники Розы Мира: Данте, Петрарка, Сервантес, Гёте, Шекспир, Моцарт, Бетховен, Пушкин, Достоевский, Соловьёв.

 

 

Ø Духовное наследие семейства Рерихов (Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, С.Н. Рерих, Ю.Н. Рерих).

 

1. Путь Рерихов на Восток, к Сердцу Культуры Человечества (Индия, Тибет, Китай, Алтай, Монголия); исследование восточного духовно-философского наследия, памятников искусства, древних рукописей, пророчеств и легенд, тибетских манускриптов, религиозных культов, преданий и обрядов.

 

2. Книга Н.К. Рериха «Сердце Азии». Шамбала, община великих Махатм, обитель духовности, высокой культуры, мировой мудрости, света, добра. Вечность Культуры в книге «О вечном».

 

3. Книга «Врата в будущее». Художественное творчество. Образы пророков – Будды, Кришны, Магомета, Франциска Ассизского, Сергия Радонежского, Конфуция, Лао-Цзы.

 

4. Рерихи – о русской истории и культуре, миссии России. Циклы картин, посвящённых русской истории: «Начало Руси. Славяне».

 

5. «Учение Живой Этики» Е. Рерих: гуманистическая концепция культуры. Исторический путь обретения мировой гармонии. Вера в грядущее Всеединство Человечества и Космоса, Возрождение Духа, спасение Культуры.

 

Ø «Социальная и культурная динамика» П. Сорокина: актуальность в современных философских дискурсах; опыт чтения и интерпретации

 

1. Автобиографический роман П. Сорокина «Долгий путь» (1963): между Россией и США.

 

2. Методологический подход П. Сорокина к социологическим и социокультурным исследованиям. Работы «Система общей социологии», «Общество, культура и личность: их структура и динамика».

 

3. Многотомный труд «Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений» – о сущности культуры: ценности – основной принцип и фундамент культуры всякого общества.

13 стр., 6059 слов

Теория философии * Философская антропология

... Философская антропология же рассматривает мир человека в целом, т. е. весь мир человека. 2). Тема человека в истории философии ... [Текст] / Э. В. Ильенков // Ильенков Э. В. Философия и культура. – М. : Политиздат, 1991. – С. 369–414. Коган, ... социально-политической практике, игнорирующая объективные законы истории. Воля – одна из основных психических способностей, выражающаяся в действиях и поступках. ...

 

4. Типы культур, выделенные П. Сорокиным: идеациональный, чувственный, идеалистический. Динамика социокультурного развития общества; всеобщий характер изменений.

 

5. Жизнестойкость культуры, преувеличенность пророчеств о «конце цивилизации». Понятие «энергия культуры»«энергия любви». Энергетический потенциал великих «апостолов любви» в истории Человечества: Будда, Иисус Христос, Лао-Цзы, Конфуций, св. Франциск Ассизский, Махатма Ганди. Работа «Таинственная энергия любви».

 

 

Семинарское занятие по Теме 4.

Круг проблем и вопросов для философской дискуссии:

 

11. Почему философско-антропологическая стратегия является ключевой и основополагающей для философии Культуры и гуманитарного познания в целом?

 

12. Как вы понимаете высказывание антрополога Макса Шелера о том, что истории философских концепций человека должна предшествовать «история самосознания человека, история основных идеально-типических способов, которыми он себя мыслил, созерцал, чувствовал, рассматривал включённым в порядок бытия»?

 

13. Каковы главные достижения классической философии в области антропологии? В чём их принципиальная значимость для понимания Культуры как таковой и их философская ценность для понимания Человека как творца Культуры в Мире в современную эпоху его истории?

 

14. В чём суть кризиса антропологического проекта классической философии? Как вы понимаете высказывание профессора-антрополога нашего Университета Г.И. Петровой «Человек умер в Трансцендентальном субъекте»?

 

15. Каковы главные достижения экзистенциально-антропологического течения неклассической философии? В чём суть её критики классической философско-антропологической программы?

 

16. В чём специфика и философская ценность русской философской антропологии? Каковы возможности реализации предложенного ею антропологического проекта в настоящее время?

 

17. Человечность в современную информационно-цифровую эпоху: антропологический кризис или антропологический ренессанс? Возможен ли и достижим ли баланс High-Hume и High-Tech? 

 

Семинарское занятие по Темам 6, 16.

Круг проблем и вопросов для философской дискуссии:

 

1. Что суть ценности? В чём состоит их смысл; каковы их функции и значение в человеческом мире?

 

2. Аксиологические искания в истории философской мысли и история аксиологии как философской науки. Основные аксиологические программы, доктрины, концепции; их достижения и значение. Какие аксиологические постулаты античных философов, философов-классиков и философов XX сохраняют значимость и актуальность в настоящее время, в современную эпоху?

6 стр., 2985 слов

Философия жизни. Философские аспекты психоанализа

... «аристократической», «элитарной» культуры. Значительное влияние «философии жизни» на духовную жизнь западного общества сохранилось вплоть до 20-х гг. ХХ столетия. На смену ей пришли «философская антропология», экзистенциализм, ... и свободу(см. список исп. лит-ры 4, стр. 178). Так создаётся философия истории радикального атеизма, из которой следуют выводы о полном самообожествлении и освобождении ...

 

3. Как вы понимаете диалектику ценностей? Абсолютное и относительное, универсальное и индивидуальное, общекультурное и национальное в мире ценностей – каково их соотношение?

 

4. Что суть ценностный процесс; как он осуществляется в истории Культуры и по каким законам?

 

5. Лингвоаксиологические исследования. Процесс возникновения, сохранения, утраты, возрождения ценностей и изменения ценностных систем – его отражение в Языке.

 

6. Основные направления аксиологических и лингвоаксиологических исследований и проблематика аксиологических дискуссий в современном философском дискурсе.

 

7. Современный мир, современная эпоха и социокультурные процессы современности в центре вашей аксиологической рефлексии.

Семинарское занятие по Темам 7, 17.

Круг проблем и вопросов для философской дискуссии:

1. Этимологическое происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность»?

 

2. Место этики в системе философских наук, дискурсе гуманитарного познания, её роль и значение в современных Cultural studies.

 

3. Как Вы думаете, почему моральные требования в религиозной традиции имеют, по преимуществу, форму запретов?

 

4. Как изменялся этический канон, этические идеалы и этические ценности в истории философской мысли? Какие основные этические теории выработаны философской мыслью в её истории; какие основные этические постулаты ими предложены?

 

5. В чём специфика русской этической мысли?

 

6. Почему Сократ просил после его смерти принести жертву богу Асклепию? За что он его благодарил? Какой мифологический архетип лежит в основании его отношения к жизни и смерти?

 

7. Что суть «золотое правило нравственности»?

 

8. В чём суть ницшеанской критики морали?

 

9. Как Вы понимаете утверждение профессора А.А. Гусейнова: «Этика не вытекает из антропологии, она задаёт антропологию»?

 

10. В чём состоит этический смысл представлений о подлинном и неподлинном Dasein в экзистенциальной философии?

 

11. Что суть идея абсолютной морали? Согласны ли Вы с утверждением А.А. Гусейнова: «Я бы сказал так: правильно понятая идея абсолютной морали не только не противоречит культурно-конфессиональному и политическому плюрализму, она является его необходимой предпосылкой»?

 

12. Что суть субъект моральной ответственности?

 

13. Какие основные проблемы этики бизнеса Вы видите? Что Вы думаете об уровне предпринимательской культуры в России и в Мире? Что суть этические решения в бизнесе? Каким требованиям должен отвечать корпоративный этический кодекс?

 

14. Каковы основные проблемы биоэтики в современном Мире?

 

15. В чём состоит этическая ответственность в сфере образования и науки на российском и международном уровне?

 

 

Семинарское занятие по Теме 9.

Круг проблем и вопросов для философской дискуссии:

 

1. Воспитание и образование в центре философского дискурса современности. Какие процессы в Мире и каким образом влияют на воспитание и образование; какие проблемы вызывает это влияние?

8 стр., 3934 слов

Философия 97

... неопозитивизма; сциентизма; б) естественного иррационализма - философии жизни; философии человека; феноменологии; в) мистически – религиозного иррационализма; г)философии истории. СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia — ... знание, наука) — термин (употребляемый обычно как негативный), обозначающий взгляды людей, которые чрезмерно преувеличивают роль науки в культуре ...

 

2. Что суть миссия Университета с философской точки зрения?

 

3. Какие модели Университета существуют в интеллектуальной истории Человечества? Каковы причины их возникновения и успешного функционирования? Чем объясняется их уход в прошлое?

 

4. Модель «исследовательского университета» В. Гумбольдта: прошлое, настоящее и будущее?

 

5. Какие идеи немецкой классической трансцендентальной философии серьёзно повлияли на появление и разработку модели Университета Гумбольдта? Сохраняют ли они значение и ценность в настоящее время?

 

6. Философский дискурс об Университете в XX столетии: проблематика и основные темы дискуссий философов.

 

7. Университет в современном Мире: проблемы и перспективы. Концептуализация идеи, модели развития и философии управления интеллектуальными процессами и человеческими ресурсами.

10. Формы промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине «Философия культуры» и фонд оценочных средств, включающий:

  • Формы промежуточной аттестации: см. Приложение к Рабочей программе дисциплины «Фонд оценочных средств по дисциплине «Философия культуры».
  • Форма итоговой аттестации:  Зачёт (1 год обучения, II семестр).

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

  1. Что суть Культура? Культура как объект философской рефлексии. Философская идея Культуры. Философия культуры как научная дисциплина; её становление в контексте «наук о духе и культуре» и значимость в дискурсе современного гуманитарного познания в целом. Философия культуры как смысловое ядро Cultural studies современности.

 

  1. Философский взгляд на историю Мировой Культуры. Эволюция мировой философско-культурологической мысли: Запад-Россия-Восток. Основные историософские и культурологические концепции: классика и современность. Актуальные проблемы современных Cultural studies.

 

  1. Что суть Язык? Лингвофилософское направление философии; эволюция мировой лингвофилософской мысли: Запад-Россия-Восток. Язык и языки Культуры. Философия культуры и философия языка. Роль, значение и особая актуальность лингвофилософских и лингвокультурологических исследований в настоящее время.

 

  1. Вклад русской философии в историю философского постижения природы и сущности Культуры: диалог и взаимоотношение с западноевропейской философской мыслью. Русские мыслители о мудрости и духовности Языка.

 

  1. Человек – творец и творение Культуры. Культура как сфера «взращивания Человечности» (Д.С. Лихачёв); способ подлинно человеческого бытия-в-Мире, самопознания, развития и совершенствования Человека. Философская антропология — фундаментальное основание и ключевой стержень философии культуры. Проблема гуманизма (трансгуманизма?) в современную эпоху: необходимость философской рефлексии.

 

  1. Дар Мнемозины – Человеку и Человечеству. Мифопоэтические корни и «генетическая память» Культуры. Язык – хранитель культурной памяти. Язык Мифа и языки культуры.

 

  1. Ценности как основание бытия Культуры в Мире и культурообразующая функция ценностей. Аксиология – учение о ценностях и ценностном отношении человека к Миру – в системе философских наук и гуманитарного познания в целом. Аксиологические исследования в Cultural studies, их актуальность в настоящее время.

 

  1. Лингвоаксиологическое направление аксиологии. Язык как хранитель ценностей Культуры. Процесс возникновения, сохранения, утраты, возрождения и трансляции ценностей в Культуре – его отражение в Языке.

 

  1. Этика в системе философских наук и гуманитарного познания в целом; её значение в современных Cultural studies. Философская идея абсолютной морали. Основные этические каноны в истории Мировой Культуры.

 

  1. Этос Культуры, этика Языка и этика общения. Этические проблемы со-бытия, диалога и взаимоотношения культур, международных отношений, межличностной и межкультурной коммуникации в современном глобализирующемся Мире

 

  1. Эстетические истоки Культуры, творческий дар Человека и творческий потенциал Человечества. Эстетика, философия творчества, философия искусства, искусствоведение в гуманитарном научном дискурсе; их вклад в философское осмысление Культуры.

 

  1. Искусство как феномен Культуры. История искусства: от наследия древности и достижений классики до меди-арта современности — основные вехи, течения и направления. Искусствоведческий подход к истории Человечества, его актуальность в настоящее время.

 

  1. Эстетика языка. Искусство и поэзия — «высшая форма существования Языка» (И. Бродский), способ достижения Языком истинной красоты и совершенства.

 

  1. Эстетическая виртуальная реальность и стратегия «виртуальной» эстетики: новый эстетический опыт в современную эпоху digital-глобализации, new media и High-Tech. Язык, коммуникативное пространство и перспективы развития меди-арта современности.

 

  1. Философия перевода.

 

  1. Воспитание и образование Человека – фундаментальное основание бытия Культуры. Образование и воспитание в центре философской рефлексии: классическая традиция «наук о духе и культуре» и философский дискурс Cultural studies современности.

 

  1. Университет в истории Культуры и философская идея Университета в истории философской мысли. Философский дискурс современности об образовании: поиск новой модели развития Университета и нового концептуального языка описания процесса развития образования в современную эпоху Глобального Мира.

 

  1. Будущее и судьба Культуры в современном Глобальном Мире. «Культура имеет значение»? (С. Хантингтон).

11. Ресурсное обеспечение:

  • Перечень основной и дополнительной учебной литературы

 

1. Августин Аврелий Блаженный. Исповедь / пер. с лат. М.Е. Сергеенко, общ. ред. А.А. Столярова. – М.: Канон +, 2000. – 462 с.

2. Аверинцев С.С. Образ античности. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 480 с.

3. Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон – Бахтин – Лотман – Гаспаров. – М.: РОССПЭН, 2009. – 503 с.

4. Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. – М.: Росспэн, 2008. – 702 с.

5. Адорно Т.В. Эстетическая теория: пер. с нем. А. В. Дранова. – М.: Республика, 2001. – 526 с.

6. Андреев Д.Л. Роза Мира. – М.: Эксмо, 2011. – 800 с.

7. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. В 2 т. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. – Т.1. – 412 с.; Т. 2. – 445 с.

8. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии / сост. и коммент. А.Л. Топоркова. – М.: Индрик, 1996. – 640 с.

9. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 615 с.

10. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. – СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. – 464 с.

11. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. – М.: РГГУ, 2000. – 1004 с.

12. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессанского творческого мышления. – М.: Искусство, 1990. – 413 с.

13. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / сост. С.Г. Бочаров. – СПб.: Азбука, 2000. – 336 с.

14. Белый А. Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 1994. – 528 с.

15. Бергсон А. Собрание сочинений. В 4 т.: пер. с фр. М. Булгакова. – СПб.: Издание М. И. Семенова, 1913−1914. – Т.1−4.

16. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. / сост. и примеч. Р.А. Гальцевой. – М.: Искусство, 1994. – Т. 1. – 544 с.; Т. 2. – 510 с.

17. Бибихин В.В. Язык философии. – М.: Прогресс, 1993. – 403 с.

18. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. – М.: Политиздат, 1991. – 413 с.

19. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. – М.: Добросвет, КДУ, 2006. – 258 с.

20. Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. – 703 с.

21. Бродский И. Сочинения. В 6 т. / общ. ред. Я.А. Гордона. – СПб.: Издательство Пушкинского фонда, 2001. – Т.1–6.

22. Бубер М. Два образа веры / сост. П.С. Гуревич, С.Я. Левит; пер. с нем. М.И. Левиной, С.В. Лезова, И.И. Маханькова; вступ. ст. Г.С. Померанца. – М.: Республика, 1995. – 464 с.

23. Булгаков С.Н. Философия имени. – СПб.: Наука, 2008. – 447 с.

24. Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. – М.: Изд-во МБА, 2010. – 783 с.

25. Вагнер Р. Избранные работы / сост. И.А. Барсовой. – М.: Искусство, 1978.

26. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Книжный дом «Университет», 2004. – 702 с.

27. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история: пер. с нем. М.И. Левина, Г. Сонин. – М.: Юристъ, 1995. – 688 с.

28. Витгенштейн Л. Философские работы. В 2 ч.: пер. с нем. М.С. Козловой, Ю.А. Асеева. – М.: Гнозис, 1994. – Ч.1. – 520 с. – Ч.2. – 207 с.

29. Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма / пер. с фр., общ. ред. В.Я. Бахмутского. – М.: Искусство, 1974. – 391 с.

30. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / пер. с нем., послеслов. и коммент. В.С. Малахова, В.В. Бибихина. – М.: Искусство, 1991. – 366 с.

31. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. – М.: Прогресс, 1988. – 700 с.

32. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 468 с.

33. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 521 с.

34. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии / под ред. К.А. Сергеева, Ю.В. Петрова. – СПб.: Наука, 1993. – Кн. 1. – 349 с.

35. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа: пер. с нем. Г.Г. Шпета / отв. ред. М.Ф. Быкова. – М.: Наука, 2000. – 495 с.

36. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / отв. ред. Е.П. Ситковский. – М.: Мысль, 1974−1975. – Т. 1. Наука логики. – 452 с.; Т. 2. Философия природы. – 694 с.; Т.3. Философия духа. – 471 с.

37. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. / под ред. М. Лифшица. – М.: Искусство, 1968−1973. – Т.1. – 311 с.; Т.2. – 325 с.; Т.3. – 620 с.; Т.4. – 675 с.

38. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества: пер. с нем. и прим. А.В. Михайлова. – М.: Наука, 1977. – 703 с.

39. Гершензон М.О. Избранное. В 4 т. / отв. ред. и сост. С.Я. Левит. – М.; Иеру­салим: Университетская книга: Gesharim, 2000. – Т. 1. Мудрость Пушкина. – 588 с.; Т. 2. Молодая Россия. – 571 с.; Т. 3. Образы прошлого. – 704 с.; Т. 4. Тройственный образ совершенства. – 637 с.

40. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10 т. – М.: Худож. лит., 1975−1980. – Т.1–10.

41. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 2001. – 400 с.

42. Гумбольдт В. Язык и философия культуры / под ред. А.В. Гулыш, Г.В. Рамишвили. – М.: Прогресс, 1985. – 451 с.

43. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарики, 2006. – 470 с.

44. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. – Минск: Харвест М.-АСТ, 2000. – 743 с.

45. Декарт Р. Сочинения / ред.-сост. Т.Г. Тетенькина. – Калининград: Янтарный сказ, 2005. – 352 с.

46. Делёз Ж. Логика смысла. – М. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 480 с.

47. Делёз Ж. Что такое философия? / Жиль Делез, Феликс Гваттари; пер. с фр. и коммент. С. Н. Зенкина. – М.: Академический проект, 2009. – 260 с.

48. Деррида Ж. Письмо и различие: пер. с фр. А. Гараджи, В. Лапицкого, С. Фокина / науч. ред. В. Лапицкого. – СПб.: Академический проект, 2000. – 432 с.

49. Дидро Д. Сочинения. В 2 т. / отв. ред. В.Н. Кузнецов. – М.: Мысль, 1986. – Т.1. – 592 с.; Т.2. – 606 с.

50. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология XX век. Антология / отв. ред. и сост. С.Я. Левит. – М.: Юристъ, 1995. – С.213−255.

51. Дмитриева Н.А. Русское неокантианство: «Марбург» в России: историко-философские очерки. – М.: Росспэн, 2007. – 511 с.

52. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. / гл. ред. Г.М. Фридлендер. – Л.: Наука, 1970−1990. – Т.1–30.

53. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. / сост. Ян Хин-Шуна. – М.: Мысль, 1972−1973. – Т.1–2.

54. Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко. – М.: Восточная литература, 2006. – Т.1–5.

55. Евлампиев И.И. История русской философии. – М.: Высшая школа, 2002. – 584 с.

56. Жильсон Э. Живопись и реальность / пер. с фр., науч. ред. Н.Б. Маньковской. – М.: Росспэн, 2004. – 367 с.

57. Зедльмайр Г. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства / пер. с нем. Ю.Н. Попова; послеслов. В.В. Бибихина. – СПб.: Аксиома, 2000. – 271 с.

58. Зедльмайр Г. Утрата середины. Революция современного искусства. Смерть света: пер. с нем. С.С. Ванеяна. – М.: Территория будущего, 2008. – 638 с.

59. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. – Париж: УМСА – PRESS, 1955. – 281 с.

60. Зиммель Г. Избранное. В 2 т. – М.: Юристъ, 1996. – Т. 1. Философия культуры. – 671 с.; Т. 2. Созерцание жизни. – 607 с.

61. Ильин И.П. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. – 432 с.

62. Канке В.А. Современная философия. – М.: Омега-Л, 2010. – 329 с.

63. Кант И. Сочинения. В 6 т. / под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. – М.: Мысль, 1963−1966. – Т.1−6.

64. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 446 с.

65. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке: пер. с нем. Б. Вимер и др. / отв. ред. Л.Т. Мильская. – М.: Гардарика, 1998. – 779 с.

66. Кассирер Э. Философия Просвещения. – М.: Росспэн, 2004. – 399 с.

67. Керни Р. Диалоги о Европе / пер. с англ. В.Л. Алёшиной, О.И. Кондратьевой, науч. ред. М.М. Фёдорова. – М.: Весь мир, 2002. – 320 с.

68. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. – СПб.: Алетейя, 2003.

69. Культурология. Энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. и авт. проекта С.Я. Левит. – М.: Росспэн, 2007. – Т.1. – 1390 с. – Т.2. – 1183 с.

70. Лаку-Лабарт Ф. Musica ficta: Фигуры Вагнера / пер. с фр., послеслов. и прим. В.Е. Лапицкого. – СПб.: Аксиома, 1999. – 218 с.

71. Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное / сост. С. Я. Левит; отв. ред. Г.М. Тавризян; пер с фр. И.С. Вдовина. – СПб.: Университетская книга, 2000. – 415 с.

72. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 255 с.

73. Лессинг Г.Э. Избранное / вступ. ст. и коммент. А. Гулыги. – М.: Худож. лит., 1980. – 572 с.

74. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: пер. с фр. Н.А. Шматко. – М.; СПб.: Алетейя, 1998. – 160 с.

75. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб.: Изд-во СПб. ГУП, 2006. – 416 с.

76. Лосев А.Ф. Античная мифология с античными комментариями к ней. Собрание первоисточников, статьи и комментарии. – М.: Эксмо, 2005. – 1038 с.

77. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Прогресс, 1994. – 457 с.

78. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа. – М.: Политиздат, 1991. – 368 с.

79. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. – Таллин: Александра, 1992. – Т. 1–3.

80. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / сост. и предисл. Ю.Н. Сенокосова. – М.: Прогресс, 1990. – 366 с.

81. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. – М.: Московская школа политических исследований, 2000. – 412 с.

82. Маритен Ж. Избранное: величие и нищета метафизики. – М.: Росспэн, 2004. – 605 с.

83. Маритен Ж. Творческая интуиция в искусстве и поэзии / отв. ред. С.Я. Левит. – М.: Росспэн, 2004. – 397 с.

84. Марсель Г. Опыт конкретной философии / пер. с фр., общ. ред., сост. В.П. Визгина. – М.: Республика, 2004. – 222 с.

85. Марсель Г. Трагическая мудрость философии / пер. с фр., общ. ред., сост. Г.М. Тавризян. – М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1995. – 216 с.

86. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. – М.: Восточная литература, 2000. – 407 с.

87. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр., науч. ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. – СПб.: Наука, 1999. – 605 с.

88. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Российская энциклопедия, 1994. – Т.1–2.

89. Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. – М.: РОССПЭН, 2010. – 575 с.

90. Михайлов А.В. Языки культуры. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 909 с.

91. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов. – М.: Республика, 2006. – 478 с.

92. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. – М.: Гардарики, 2002. – 554 с.

93. Наторп П. Избранные работы / сост. В. Куренной. – М.: Территория будущего, 2006. – 382 с.

94. Ницше Ф. Собрание сочинений. В 4 т. / отв. ред. А.А. Лаврова. – М.: Олма-Пресс, 2001. – Т.1−4.

95. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991. – 587 с.

96. Освальд Шпенглер и «Закат Европы». Сб. статей / Н.А. Бердяев, Я.М. Букшпан, Ф.А. Степун, С.Л. Франк. – М.: Вузовская книга, 2006. – 96 с.

97. Паскаль Б. Мысли / пер. с фр., коммент. О. Хомы. – М.: REFL-book, 1994. – 528 с.

98. Пастернак Б.Л. Собр. соч. в 5 т. / подг. текста и коммент. В.М. Борисова. – М.: Худож. лит., 1990. – Т.1–5.

99. Петров Ю.В. Баллада повешенного. Оправдание метафизики, или возвращение философии. – Томск: Изд-во НТЛ, 2008. – 731 с.

100.Петрова Г.И. Философская антропология и антропологическая проблематика в философии. – Томск: Изд-во НТЛ, 2002. – 157 с.

101.Платон. Собр. соч. В 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева, примеч. А.А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1994. – Т.1−4.

102.Померанц Г.С., Миркина З.А. В тени Вавилонской башни. – М.: Росспэн, 2004. – 366 с.

103.Потебня А.А. Слово и миф / сост. и коммент. А.Л. Топоркова. – М.: Правда, 1989. – 622 с.

104.Пушкин А.С. Полное собр. соч. В 19 т. / ред. С.М. Бонди, Т.Г. Зенгер. – М.: Воскресение, 1999. – Т.1−19.

105.Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами / общ. ред. и предисл. В.А. Малинина; пер. с англ. О.Н. Орнатской. – М.: Республика, 1998. – 479 с.

106.Рикёр П. История и истина: пер. с фр. И.С. Вдовиной, А.И. Мачульской. – СПб.: Алетейя, 2002. – 399 с.

107.Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике: пер. с фр. И.С. Вдовиной. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2002. – 622 с.

108.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / общ. ред. и предисл. А.Ф. Зотова. – М.: Республика, 1998. – 411 с.

109.Розанов В.В. Полное собрание «опавших листьев». В 2 кн. / общ. ред. В.Г. Сукача. – М.: Русский путь, 2002−2004. – Кн. 1. Уединенное. – 423 с.; Кн. 2. Смертное. – 191 с.

110.Рорти Р. Философия и зеркало природы / науч. ред. и пер. с англ. В.В. Целищева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. – 297 с.

111.Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. В 3 т. / сост. И.Е. Верцман, коммент. В.Я. Бахмутского, М.Г. Харлапа. – М.: Гослитиздат, 1961. – Т. 1−3.

112.Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., предисл., примечание В.И. Колядко. – М.: Республика, 2004. – 639 с.

113.Соловьёв В.С. Сочинения. В 2 т. / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева, А.В. Гулыги. – М.: Мысль, 1989−1990. – Т. 1. – 894 с.; Т. 2. – 687 с.

114.Соловьёв В.С. Философское начало цельного знания. – Минск: Харвест, 1999. – 911 с.

115.Сорокин П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / пер. с англ. и коммент. В.В. Сапова. – СПб.: РХГИ, 2000.

116.Степанянц М.Т. Восточная философия. – М.: Восточная литература, Российская академия наук; Институт философии; Государственный университет гуманитарных наук, 2001. – 511 с.

117.Тавризян Г.М. Философы XX века о технике и «технической цивилизации». – М.: Росспэн, 2009. – 208 с.

118.Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 896 с.

119.Тахо-Годи А.А. Греческая культура в мифах, символах и терминах. – СПб.: Алетейя, 1999 – 718 с.

120.Тиллих П. Избранное. Теология культуры: пер. с англ. Е.Г. Балагушкина. – М.: Юристъ, 1995. – 479 с.

121.Теоретическая культурология / под ред. О.К. Румянцева. – М.: Академический проект, 2005. – 622 с.

122.Тойнби А.Д. Постижение истории. Сборник / сост. А.П. Огурцова. – М.: Прогресс, 1991. – 730 с.

123.Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. (Юбилейное издание) / под общ. ред. В.Г. Черткова. – М.: ГИХЛ, 1936. – Т. 1–90.

124.Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. – М.: Индрик, 1995. – 512 с.

125.Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии / под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: ВЛАДОС, Русский двор, 1997. – 576 с.

126.Трубецкой С.Н. Учение о логосе в его истории. Философско-историческое исследование. – М.: АСТ Харьков: Фолио, 2000. – 650 с.

127.Фейербах Л. Сочинения. В 2 т. – М.: Наука, 1995. – Т .1. – 501 с.; Т. 2. – 425 с.

128.Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. – М.: Мысль, 1994−2000. – Т. 1−4.

129.Флоровский Г.В. Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии / под ред. Д.К. Бурлаки, И.И. Евлампиева. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. – 862 с.

130.Фрагменты ранних греческих философов. В 2 ч. / сост. А.В. Лебедев. – М.: Наука, 1989. – Ч.1–2.

131.Франк С.Л. Сочинения / вступит. ст., сост., подгот. текста и прим. Ю.П. Сенокосова. – М.: Правда, 1990. – 607 с.

132.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб.: А-cad, 1994. – 405 с.

133.Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне: двенадцать лекций / пер. с нем., науч. ред. Е.Л. Петренко. – М.: Весь мир, 2008. – 414 с.

134.Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / сост., пер., коммент. и указания В.В. Бибихина. – М.: Республика, 1993. – 448 с.

135.Хайдеггер М. Исток художественного творения. Избранные работы разных лет: пер. с нем. А.В. Михайлова. – М.: Академический проект, 2008. – 527 с.

136.Хайдеггер М. Язык / пер. с нем. и прим. Б.В. Маркова. – СПб., 1991. – 22 с.

137.Хейзинга Й. Homo Ludens: статьи по истории культуры / сост. Д.В. Сильвестров; науч. коммент. Д.Э. Харитоновича. – М.: Прогресс-Традиция, 1997. – 412 с.

138.Хейзинга Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах / отв. ред. С.С. Аверинцев; пер. Д.В. Сильвестрова; ст. А.В. Михайлова; коммент. Д.Э. Харитоновича. – М.: Наука, 1988. – 539 с.

139.Шарден Т. де. Феномен человека. Сборник очерков и эссе. – М.: Изд-во АСТ, 2002.

140.Швейцер А. Благоговение перед жизнью / общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Прогресс, 1992. – 572 с.

141.Шелер М. Избранные произведения: пер. с нем. А.В. Денежкина. – М.: Гнозис, 1994. – 413 с.

142.Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. В 2 т.: пер. с нем. М.И. Левиной / под ред. А.В. Гулыги. – М.: Мысль, 1987−1989. – Т. 1. – 638 с.; Т. 2. – 638 с.

143.Шестов Л.И. Лекции по истории греческой философии / отв. ред. А.В. Ахутин. – М.: Русский путь Ymca-Press, 2001. – 300 с.

144.Шестов Л.И. Сочинения. В 2 т. / отв. ред. А.В. Ахутин. – М.: Наука, 1993−1996. – Т. 1. – 667 с.; Т. 2. – 511 с.

145.Шлейермахер Ф.Д. Герменевтика: пер. с нем. А.Л. Вольского / науч. ред. Н.О. Гучинской. – СПб.: Европейский Дом, 2004. – 241 с.

146.Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. / пер. с нем., вступ. ст. и прим. К.А. Свасьяна. – М.: Мысль, 1998. – Т. 1. Гештальт и действительность. – 666 с; Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. – 607 с.

147.Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – СПб.: Алетейя, 1996. – 153 с.

148.Шпет Г.Г. Мысль и слово. Избранные труды / отв. ред. Т.Г. Щедрина. – М.: Росспэн, 2005. – 686 с.

149.Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. – М.: Росспэн, 2008. – 389 с.

150.Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни / пер. с нем. Н. Ман; вступ. ст. Н.Н. Вильмонта. – М.: Худож. лит., 1981. – 685 с.

151.Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре / пер. с итал. и прим. А. Миролюбовой. – СПб.: Александрия, 2009. – 423 с.

152.Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. / отв. ред. А.А. Старостина, пер. Н.Н. Кулаковой и др. – М.: Критерион, 2001−2002. – Т. 1−3.

153.Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения: пер. с англ. Ш.А. Богиной, Н.В. Кулаковой / отв. ред. В.Я. Петрухин. – М.: Ладомир, 1999. – 488 с.

154.Эрн В.Ф. Сочинения / сост. Н.В. Котрелева, Е.В. Антоновой. – М.: Правда, 1991. – 576 с.

155.Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / сост. В.И. Менжулина, общ. ред. А.А. Юдина. – Киев: Государственная библиотека Украины, 1996. – 384 с.

156.Юнг К.Г. Бог и бессознательное / сост. П.С. Гуревича. – М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1998. – 479 с.

157.Якобсон Р. Тексты, документы, исследования. – М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1999. – XXIV+920 с.

158.Яковенко Б.В. Мощь философии / отв. ред. А. А. Ермичев. – СПб.: Наука, 2000. – 974 с.

159.Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. – М.: КДУ, 2005. – 640 с.

160.Ясперс К. Смысл и назначение истории / сост. М.И. Левина, П.П. Гайденко; вступ. ст. П.П. Гайденко; пер. с нем. М.И. Левиной. – М.: Республика, 1994. – 528 с.

 

  • Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая программное обеспечение, информационные справочные системы

 

В процессе обучения дисциплине «Философия культуры» активно применяются научные отечественные и зарубежные сетевые ресурсы и электронные научные базы данных электронных научных библиотек SCOPUS, Web of Science, Oxford Russia Fund, EBSCO Publishing,  e-Library.ru и др.

 

 

  • Описание материально-технической базы.

Томский государственный университет имеет Научную библиотеку ТГУ, оснащённую необходимым оборудованием, обширным фондом книг (в том числе и редких книжных памятников), значительным количеством оригинальных источников и современной научно-исследовательской литературы.

 

12. Язык преподавания – русский.