Практическое занятие №6. Психологический анализ проблемы неуспеваемости

Практическое занятие №1. Предметная область исследования педагогической психологии: современное состояние и перспективы

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

  1. Развитие педагогической психологии в философском и общедидактическом контексте.
  2. Развитие педагогической психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.
  3. Развитие педагогической психологии в контексте педологии
  4. Развитие зарубежной и отечественной педагогической психологии в XX веке.
  5. Общие тенденции развития педагогической психологии.

Задание 2. Заполните таблицу

Этапы становление и развития педагогической психологии

Название и продолжительность этапа

Ведущие представители

Содержание этапа

Задание 3. Определите предметную область исследования педагогической психологии на каждом этапе ее становления. Обозначьте перспективы развития современной педагогической психологии.

Практическое занятие №2. Методы педагогической психологии

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

  1. Основные требования к организации психолого-педагогических исследований.
  2. Основные методы педагогической психологии: формирующий и констатирующий эксперимент, другие виды эксперимента; наблюдение.

Задание 2. Опираясь на этапы организации наблюдения, составьте план наблюдения за познавательной активностью ученика на уроке.

Практическое занятие №3. Психология учения

Задание 1. Проведите сопоставительный анализ понятий: учение, научение, учебная деятельность, обучение. На основе проведённого анализа составьте рисунок-схему, отражающий особенности взаимосвязи перечисленных категорий.

Задание 2. Прочитайте статьи С. Л. Рубинштейна «Учение», Л. Б. Ительсона «Учение», И. И. Ильясова «Состав и структура учения на макроуровне». При анализе статей основное внимание уделите раскрытию понимания природы учения и описанию его структуры. Основные положения каждого подхода зафиксируйте в таблице:

С. Л. Рубинштейн

Л. Б. Ительсон

И. И. Ильясов

Задание 3. Определите общее в понимании учения в работах С. Л. Рубинштейна, Л. Б. Ительсона, И. И. Ильясова. Что вы можете сказать о возможности применения на практике выделенных теоретических положений?

Лабораторное занятие №1. Мотивация учебной деятельности.

Цель. Сформировать умение устанавливать и описывать индивидуальные особенности мотивационной сферы.

Методические указания. Владение учителем методом диагностики мотивационной сферы выступает своеобразным инструментом управления — развития мотивации учащегося. Овладение навыками применения различных методик определения особенностей и уровня развития мотивации отражает сформированность диагностической компетентности учителя.

Ход работы:

  1. Определите особенности учебной мотивации ученика начальных классов, используя диагностическую методику (Приложение 1, 2).
  2. На основании полученных результатов опишите выявленную иерархию мотивов учебной деятельности.
  3. Проанализируйте характер взаимосвязи доминирующих мотивов.
  4. Сделайте общий вывод о структуре мотивации младшего школьника.
  5. При описании результатов также укажите, в чём проявляются особенности мотивации учащегося (Приложение 3).
  6. Определите круг практических задач, которые может решать учитель с помощью методики «Выявление понимаемых мотивов в учебной деятельности».

Практическое занятие №4. Психология усвоения знаний

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению основных причин нарушения механизмов усвоения знаний. Прочитайте статьи С. Л. Рубинштейна «Обучение и развитие», В. А. Крутецкого «Формирование у школьников научных понятий», В. В. Давыдова «Развитие обобщения у детей». По материалам статей подготовьте ответы на следующие вопросы:

  • какие основные этапы усвоения знаний выделяет С. Л. Рубинштейн?
  • как происходит усвоение научных понятий в описании В. А. Крутецкого?
  • как происходит формирование научных понятий с точки зрения В. В. Давыдова?

Задание 2. Прочитайте статью Л. И. Божович «Психологический анализ формализма в усвоении знаний». Какие уровни формализма знаний описываются в статье? Перечислите причины возникновения формализма в усвоении знаний и пути их преодоления. Приведите примеры на каждый вид формализма, разработайте систему вопросов, заданий, позволяющих выявить уровень формализма в усвоении содержания научной статьи у своих студентов.

Практическое занятие №5. Психологическая характеристика традиционного и развивающего обучения, модели развивающего обучения

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению моделей развивающего обучения. Прочитайте статью П. Я. Гальперина «Формирование умственных действий: ориентировочные основы действий», В. В. Давыдова «К вопросу о развивающем обучении», Л. В. Занкова «К вопросу о соотношении обучения и развития», А. М. Матюшкина «Понятие проблемной ситуации и задачи. Психологическая структура проблемной ситуации». Составьте рисунок-схему, отражающий содержание какой-либо модели обучения.

Задание 2. Проанализируйте модели развивающего обучения и определите их психологическое основание. На основе материала статей заполните таблицу:

Модель развивающего обучения

Психологическое основание

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению проблемы неуспеваемости:

  • понятия «отставание» и «неуспеваемость»;
  • виды неуспеваемости;
  • психологические причины неуспеваемости;
  • типы неуспевающих школьников.

Задание 2. Прочитайте статью В. С. Цетлин «В чем заключаются признаки отставания по предметам разных типов». По материалам статьи выделите типы предметов с указанием требований к усвоению знаний и признаков отставания. На основании проведенного анализа заполните таблицу:

Типы

предметов

Требования к

усвоению знаний

Признаки

отставания

Рекомендации

Лабораторное занятие №2. Диагностика обученности и обучаемости.

Цель. Научиться применять диагностические методики А. К. Марковой для измерения обученности и обучаемости.

Методические указания. Важнейшими характеристиками школьника являются его обученность и обучаемость. Учителю необходимо владеть диагностическими средствами, позволяющими объективно оценивать данные характеристики.

Ход работы:

1. Познакомьтесь с методикой диагностики обученности и обучаемости, предложенной А. К. Марковой (Приложение 4).

2. На горизонтальной линии между указанными полярными характеристиками выберите и отметьте ту, которая отражает особенности вашей обучаемости.

3. Соединив пометки на горизонтальной линии, постройте профиль вашей обученности и обучаемости.

4. Сопоставьте данные профиля с описанием различных уровней обученности и обучаемости и определите ваш уровень развития этих показателей.

5. Подумайте, над чем вам необходимо поработать, чтобы улучшить результат, и составьте рекомендации по этому поводу.

Практическое занятие №7. Общие вопросы проблемы воспитания

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению ключевых проблем психологии воспитания:

  • соотношение понятий «воспитание», «социализация» и «развитие»;
  • теории воспитания: цели, методы, основные механизмы.

В процессе обсуждения теорий воспитания заполните таблицу. На основе данных таблицы проведите сравнительный анализ средств и методов воспитательного (психологического) воздействия по параметрам: достоинства и ограничения.

Подходы

Основные представители

Содержание воспитания

Цель

воспитания

Основные

средства и

методы

воспитания

Механизмы воспитания

Биологизаторский

Социологизаторский

Интеракционистский

Гуманистический

Субъектно-деятельностный

Задание 2. Прочитайте статью Б. С. Братуся «К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века» . Ответьте на следующие вопросы:

  • согласны ли вы с утверждением автора о том, что следует различать «советского человека», «советскую нравственность» и «русского человека», «русскую нравственность»?;
  • какие уровни в структуре личности выделяет автор; какие представления о благе и счастье этим уровням соответствуют?;
  • приведите примеры поведенческих проявлений при доминировании того или иного уровня.

Практическое занятие №8. Стратегии психологического воздействия

Задание 1. Прочитайте статью Л. С. Выготского «Биологический и социальный факторы в воспитании». Подготовьтесь к обсуждению роли среды в воспитании:

    • понятие воспитательной среды (по Л. С. Выготскому);
    • учитель (воспитатель) как организатор воспитательной среды;
    • общение и межличностные отношения в воспитании личности, роль коллектива в воспитании личности.

    Задание 2. Одним из путей воспитания является грамотное использование системы поощрений и наказаний. Раскройте смысл требований к грамотным с психологической точки зрения. Приведите примеры из собственного опыта или из средств массовой информации. Систематизируйте материал, используя таблицу.

    Основные требования к

    психологически грамотному

    поощрению

    Цель

    Значение

    требования

    Пример

    Обоснованность и целесообразность

    Своевременность

    Гласность

    Форма и место подачи

    Поощрение группой (коллективом)

    Задание 3. Просмотр художественного фильма «Спартак и Калашников». Анализ педагогических воздействий.

    Практическое занятие №9. Возрастные особенности воспитания

    Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению особенностей процессов воспитания на разных возрастных этапах:

    • возрастные особенности как основа организации воспитательного процесса;
    • особенности воспитания дошкольника;
    • особенности воспитания младшего школьника;
    • особенности воспитания подростка и старшего школьника;
    • воспитание детей с отклонениями в социальном развитии и поведении.

    Задание 2. Прочитайте статью Л. И. Анциферовой «Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по Л. Кольбергу)». Проанализируйте материалы статьи и выделите предложенные уровни нравственного развития. В предложенных задачах укажите, на каких уровнях нравственного развития находятся герои ситуации. Вспомните из своей жизненной практики ситуации «щекотливого» выбора. Приведите примеры разрешения данной ситуации людьми, достигшими разных уровней нравственного развития по Л. Кольбергу.

    Практическое занятие №10. Самовоспитание личности

    Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов психологии самовоспитания:

    • роль самовоспитания в развитии личности;
    • динамика самовоспитания в онтогенезе;
    • механизмы самовоспитания.
    • приемы самовоспитания.
    • насильственная и ненасильственная парадигмы самовоспитания (Ю. М. Орлов).

    Задание 2. Прочитайте фрагмент из книги Ю. М. Орлова «Управление собой и другими». Выделите шаги самовоспитания, предложенные автором. Самостоятельно сформулируйте цель самовоспитания (развить или устранить у себя какое-либо качество) и на основе выделенных шагов разработайте специальную программу ее достижения — программу самовоспитания.

    Практическое занятие №11. Мотивы педагогической деятельности учителя

    Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению содержательных характеристик педагогической деятельности учителя:

    • понятие и структура педагогической деятельности (по Н. В. Кузь­ми­ной, А. К. Марковой и др.);
    • характеристика видов педагогической деятельности в соответ­ствии с критериями профессионализма;
    • содержательные характеристики педагогических умений.
    • индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности.

    Задание 2. На основе анализа статьи Ю. З. Гильбуха «Психодиагностическая функция учителя: пути ее реализации» выделите трудности развития психодиагностической функции учителя, значимость психодиагностической функции учителя для успешной реализации его профессиональной деятельности.

    Практическое занятие №12. Педагогическое общение и его структура

    Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению особенностей педагогического общения:

    • общение учителя с учащимися как составная часть педагогического труда;
    • структура педагогического общения;
    • особенности восприятия и оценки учителем педагогических явлений и ситуаций;
    • профессионально значимые качества личности учителя, необ­ходи­мые для успешного педагогического общения;

    Задание 2. Прочитайте статью К. Роджерса «Учение, значимое для человека: в психотерапии и в образовании» и выделите условия успешного взаимодействия учителя с учениками.

    Задание 3. Проанализируйте влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности (обученность, воспитанность учащихся) и коммуникативную культуру учащихся (микроклимат в классе, структуру межличностных отношений, сложившийся стиль общения).

    Практическое занятие №13. Личностное развитие учителя

    Задание 1. Подготовьтесь к анализу компонентной структуры личности учителя:

    • взаимосвязь сущностных характеристик структуры личности учите­ля с другими сторонами труда учителя;
    • характеристика педагогической направленности учителя.
    • педагогическое способности учителя и их развитие.
    • содержательные характеристики индивидуального стиля деятель­ности учителя.

    Задание 2. Прочитайте статью Т. В. Форманюк «Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя». Выделите: 1) причины эмоционального сгорания учителя; 2) проявления синдрома эмоционального сгорания; 3) индивидуальные предпосылки эмоционального выгорания. Определите пути коррекции синдрома эмоционального выгорания.

    Задание 3. Выделите профессионально значимые качества личности учителя, обеспечивающие эффективность его профессионального развития.

    Лабораторное занятие №3. Решение педагогических ситуаций.

    Цель. Сформировать навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

    Методические указания. В ходе решения педагогических ситуаций студент — будущий учитель сможет научиться анализировать особенности своего стиля поведения, оценить его ограничения и резервные возможности.

    Ход работы:

    1. Проанализируйте педагогические ситуации (Приложение 5):

    а) выделите компоненты психологической структуры каждой проблемной ситуации;

    б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации;

    в) приведите пример похожей ситуации и обозначьте сходство их между собой;

    г) проанализируйте варианты выхода из этой ситуации и последствия принятого решения. Обоснуйте свой вариант выхода из проблемной педагогической ситуации;

    д) сформулируйте педагогические задачи, вытекающие из анализа педагогической ситуации.

    2. Проанализируйте типичные ошибки учителей, возникающие в общении с учащимися:

    а) выделите типичные ситуации, вызывающие затруднения у учителей;

    б) проанализируйте связь между педагогической проблемной ситуацией и педагогической ошибкой (по схеме «педагогическая ситуация — это следствие педагогической ошибки, допущенной ранее в работе с учащимися»; «педагогическая проблемная ситуация — это преддверие ошибки педагога»).

    1. Самостоятельная работа студентов

    Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Педагогическая психология» охватывает весь учебный материал. Задания к самостоятельной работе студенты получают заранее.

    Психология учения и научения

    Задание 1. Психология учебной деятельности.

    Проанализируйте психологическую ситуацию, описанную ниже, и ответьте на вопрос. Какими причинами объясняется реакция мальчика на задание?

    Мама просит сына решить задачу, в которой речь идет о том, что брат получил два яблока, а сестра — три. Мальчик негодует: «Надо поровну!».

    Задание 2. Психология учебной деятельности.

    Сравните понимание учебной деятельности в педагогике и психологии. В чём вы видите их расхождение?

    Педагогика

    Психология (Д. Б. Эльконин)

    Под учебной деятельностью понимается любая деятельность в процессе обучения и поэтому она отождествляется с

    учебной деятельностью

    Учебная деятельность — особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Продуктом этой деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе её выполнения в самом субъекте

    Задание 3. Психология учебной деятельности.

    Приведите примеры методических приемов, которые учитель может использовать в своей работе для диагностики сформированности компонентов структуры учебной деятельности учащихся.

    Задание 4. Психология учебной деятельности.

    По аналогии с примером, приведенным А. Н. Леонтьевым в статье «О некоторых психологических вопросах сознательности учения» (32), приведите свой пример приемов формирования мотивов учебной деятельности (смыслообразующих мотивов) по любому предмету из школьной программы.

    Задание 5. Психология усвоения знаний.

    Прочитайте определения «понимания», предложенные отечественными учеными:

    • А. В. Смирнов: понимание — это перевод учащимся учебного или научного текста на свой язык.
    • Ю. А. Самарин: понимание — это использование обучаемым знаний в других условиях.
    • И. А. Зимняя, В. В. Юртайкин: понимание — это адекватность воссоздания, воспроизведения реципиентом смысла его содержания.

    На основании обобщения сформулируйте свой вариант определения «понимание».

    Задание 6. Психология усвоения знаний.

    Предложите приёмы работы с учебным и научным текстом, по которым можно судить о наличии и уровне понимания.

    Задание 7. Психология учебной деятельности.

    Проанализируйте приведенную ниже ситуацию и ответьте на вопрос: какие компоненты учебной деятельности не сформированы у ученика? Аргументируйте свой ответ.

    Учитель просит весь класс повторить хором разбивку слов на слоги. Один ученик не огорчается, что произносит слоги совсем невпопад, напротив, ему очень нравится, так как у него получается громче всех.

    Задание 8. Мотивы младшего школьника.

    Дайте краткий психологический комментарий к каждому варианту мотива младшего школьника.

    Динамику мотивов младшего школьного возраста можно схематично иллюстрировать следующими последовательными ответами на вопрос о том, зачем надо учиться: «Потому что на уроках интересно руку поднимать», «Чтобы не огорчать маму», «Чтобы пятерки получать», «Чтобы узнать много интересного», «Чтобы, когда вырасту, приносить пользу людям».

    Психология обучения

    Задание 1. Психология неуспеваемости.

    Подготовьте выступление для педсовета на тему «Психологические проблемы неуспеваемости» (возраст выберите самостоятельно).

    Задание 2. Работа с неуспевающими школьниками.

    Посетите уроки в школе и понаблюдайте за работой с неуспевающими школьниками. Определите, к какому типу неуспевающих они относятся. Составьте программу работы с учеником по преодолению у него неуспеваемости.

    Задание 3. Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

    Разработайте систему ориентиров и указаний для подготовки к экзамену.

    Задание 4. Психологический анализ урока

    Посетите уроки у разных учителей и оцените их эффективность в соответствии со следующими психологическими критериями:

    • использование приёмов, стимулирующих учебную мотивацию;
    • использование приёмов, активизирующих внимание учащихся;
    • использование приёмов, активизирующих познавательный интерес учащихся;
    • применение индивидуального подхода в работе с учащимися.

    Задание 5. Психология педагогической оценки.

    Вспомните себя и своих одноклассников в школьные годы. Опишите случаи применения учителями педагогических оценок и реакции учеников разного возраста на эти действия учителей. Оцените эффективность действий учителя и проанализируйте с психологической точки зрения реакции учеников.

    Задание 6. Психологический анализ урока.

    Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы. Какие методы активизации обучения использовала учительница? Оцените организацию обучения с психологической точки зрения. Студентам после посещения уроков в школе было предложено написать, какой урок им запомнился больше всего и почему. Приводим одно из описаний. «Посещенные мною уроки были проведены по одной схеме: проверка домашнего задания, новая тема, вопросы и задачи по новому материалу и задания на дом, хотя у нас в школе на уроках математики было почти так же, но было интересно. После объяснения материала учительница писала на одной стороне доски семь-восемь номеров задач и говорила: «Кто первым решит задачу — первым трем я ставлю «5», следующим трем — «4», следующим — «3». Времени было мало, и мало кто верил, что успеет решить хотя бы половину примеров. Но начали решать, и часто решали все эти номера и еще дополнительные задачи повышенной сложности, которые у учительницы были на карточках. С этим справлялись, конечно, сильные ученики. У нас в классе было несколько сильных учеников, и тут большую роль играло стремление быть впереди, тщеславие. Учительница ходила по классу, помогала отстающим. Затем сильных учеников она определяла к слабым. Они подсаживались к ним и начинали помогать. На уроках было оживленно, но это был шум работающих ребят. Весь класс сидел и решал»».

    Психология воспитания и самовоспитания

    Задание 1. Воспитание и развитие.

    Предложите графический рисунок, иллюстрирующий основные подходы к проблеме взаимосвязи воспитания и развития, воспитания и обучения. Прокомментируйте необходимость и достаточность элементов графического рисунка.

    Задание 2. Психологические аспекты воспитательного процесса.

    Разделите предложенные пословицы на группы: по целям; средствам и методам воспитания; воспитанности; возрастным особенностям и др. Для пословиц, не вошедших ни в одну группу, предложите свой вариант, их объединяющий. Аргументируйте свои рассуждения.

    1) Видать птицу по полету.

    2) Что посеешь, то и пожнёшь.

    3) Что в детстве приобретешь — на то в старости обопрешься.

    4) Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.

    5) Хорошо тот воспитан, кто трудом испытан.

    6) Терпенье и труд всё перетрут.

    7) Страшно дело до зачину.

    8) Как аукнется, так и откликнется.

    9) Без охоты неспоро у работы.

    10) Без спотычки и конь не пробежит.

    Задание 3. Психологический аспект организации процесса воспитания.

    Подумайте и ответьте, в какой степени зависят цели воспитания: 1) от состояния и перспектив развития общества; 2) от личности учителя; 3) от специфики образовательного учреждения; 4) от самого воспитуемого?

    Задание 4. Сущность воспитания.

    Объясните точку зрения Л. С. Выготского: «Строго говоря, с научной точки зрения нельзя воспитывать другого… Ребенок в конечном счете воспитывается сам…». Выскажите свою точку зрения. Аргументируйте ее.

    Задание 5. Взаимосвязь воспитания и обучения.

    Какую воспитательную нагрузку может нести учебный предмет (на выбор)? Какие методические рекомендации можно дать учителю-пред­метнику для наилучшей реализации воспитательного потенциала обучения?

    Задание 6. Психологические аспекты организации процесса воспитания.

    Приходилось ли вам на практике встречаться с явлением «сопротивление воспитанию»? Если да, то определите, с вашей точки зрения, его характерные признаки. Каковы причины их появления в каждом конкретном случае?

    Психология труда учителя

    Задание 1.Психологические проблемы совершенствования педагогического мастерства учителя.

    Проанализируйте систему подготовки педагогов в вашем вузе с точки зрения формирования готовности к профессиональной деятельности.

    Задание 2. Педагогическая деятельность.

    На основании требований к педагогической профессии выделите профессионально значимые качества учителя, определяющие эффективность его педагогической деятельности.

    Задание 3. Педагогическое общение.

    Проанализируйте предлагаемую ситуацию и ответьте на вопросы. Объясните причины поведения учеников. Как бы поступили вы в этой ситуации на месте учительницы?

    На урок в 9-й класс пришла молодая учительница, недавняя выпускница пединститута. Она держалась подчеркнуто строго, пытаясь скрыть свое волнение и неуверенность. Минуты две класс с интересом наблюдал за новой учительницей, потом стали раздаваться реплики, не имеющие отношение к теме урока. Кто-то пытался шутить, кто-то вел себя смелее и развязнее, чем обычно. На замечания учительницы никто не реагировал. Когда молодая учительница в очередной раз повысила голос, один из учеников, назвав ее по имени, сказал: «Не волнуйся!». Это был последний удар по самолюбию учительницы. Не владея собой, еле сдерживая слезы, она выбежала из класса, не закончив урок.

    Задание 4. Личность учителя.

    Прочитайте отрывок из книги В. Г. Распутина «Уроки французского» и ответьте на вопросы. Согласны ли вы с мнением педагога? Почему? Как фрагмент раскрывает субъектную позицию педагога?

    «Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одергивать себя: то нельзя, это нельзя. — Лидия Михайловна больше обычного прищурила глаза и задумчиво, отстраненно смотрела в окно. — Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому».

    Задание. 5. Психология педагогического коллектива.

    Выделите специфические особенности педагогического коллектива, осложняющие профессиональную деятельность педагога.