Программа Педагогической практики Направление 030300 «Психология» (бакалавриат)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА

Утверждено на заседании кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета (протокол № от г.)

Зав.

кафедрой ____________ Регуш Л.A.

Утверждено на заседании Совета

психолого-педагогического

факультета

(протокол № от г.)

Председатель

Совета___________ Семикин В.В.

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Курс: 4

Форма обучения: очная

Семестр: 7

Сроки практики: 5 недель

Пояснительная записка.

Практика носит комплексный характер, так как для ее успешного выполнения студентам необходимо обращаться к знаниям и умениям, полученным ранее в таких базовых курсах как возрастная психология, педагогическая психология и методика преподавания психологии.

Целью практики является обобщение теоретических знаний, полученных студентами в ходе обучения в ВУЗе, и приобретение ими навыков преподавания психологии.

Задачи практики:

1. Обобщение студентами теоретических знаний и практических навыков по различным курсам психологических дисциплин.

2. Формирование навыков наблюдения и анализа учебного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а также анализа характера взаимодействия преподавателя с учащимися на занятии.

3. Формирование умения использовать теоретические знания по различным курсам психологических дисциплин для планирования и проведения занятий по психологии.

4. Развитие способности к рефлексии собственной преподавательской деятельности.

Содержание и формы деятельности студентов.

1) Знакомство со спецификой образовательного учреждения, на базе которого проходит практика.

  • Составление портрета ОУ.
  • Выявление и описание основных психологических проблем (на основе бесед с администрацией, педагогами, психологом, социальным работником).

2) Знакомство с деятельностью преподавателя образовательного учреждения.

  • Посещение уроков преподавателей-предметников и преподавателей психологии (не менее 6 занятий, из них как минимум два по психологии) в тех классах или учебных группах, с которыми впоследствии будет работать студент.
  • Проведение наблюдений по предложенным схемам.
  • Психологический анализ уроков.
  • Анализ возрастных и индивидуальных особенностей учеников, для которых будут проводиться занятия по психологии.

3) Планирование и проведение занятий по психологии по одной из тем.

  • Психологическое обоснование плана проведения занятий по одной из тем курса психологии с учетом возрастных и индивидуальных особенности учащихся.
  • Составление конспектов не менее 6 занятий по выбранной теме.
  • Проведение занятий по психологии.

4) Рефлексия собственной педагогической деятельности.

  • Самоанализ каждого из занятий в отдельности и всего комплекса занятий по теме по заданной форме.
  • Анализ в динамике обратной связи от учеников.

5) Выполнение работы педагога-психолога образовательного учреждения (психодиагностика, консультирование, просветительская деятельность) по заявкам образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты:

Результатами педагогической практики являются: расширение навыков исследования проблем организации учебно-воспитательного процесса; развитие способности формулировать цель и задачи образовательной программы в соответствии с запросом учреждения, разрабатывать тематический план занятий, осуществлять отбор материала для занятий по психологии и форму их проведения с учетом возраста и индивидуальных особенностей учащихся; умение проводить психологический анализ как своих занятий, так и уроков учителей-предметников.

Формы отчетности по практике.

В качестве отчетных документов по данному виду практики студент должен предоставить преподавателю следующие документы:

1) Письменный анализ занятий, которые студент посетил, с использованием материалов наблюдений по двум схемам. Заполненные бланки наблюдений должны быть приложены.

2) Психологическое обоснование плана проведения занятий по теме, включающей не менее 6-ти занятий.

3) Конспекты всех занятий, которые студент будет проводить, оформленные по прилагаемой схеме.

4) Результаты самоанализа проведенных занятий и обратной связи, полученной от учащихся, с приложением исходных ответов учащихся.

5) Отчет о деятельности в качестве педагога-психолога ОУ (перечень проблем, которые пытались решать; план диагностики; описание результатов и рекомендации по итогам работы)

6) Рецензию психолога учебного учреждения в котором проходила практика с оценкой профессиональных умений студентов по прилагаемой схеме (по возможности).

Сроки сдачи отчетных документов:

1) Психологическое обоснование плана проведения занятий по теме и конспекты занятий должны быть сданы студентами в один день. При отсутствии визы преподавателя кафедры на конспекте студент к проведению занятия не допускается.

2) Письменный анализ занятий и анализ обратной связи от учеников не рассматриваются при отсутствии исходных данных (ответов школьников, бланков наблюдения).

3) Все виды отчетных документов должны быть сданы преподавателю не позднее, чем в день проведения конференции по данному виду практики.

Итоговая аттестация: аттестация по практике проводится на заключительной конференции и включает в себя оценку письменных отчетов и устных докладов студентов.

Организация деятельности студентов и руководство практикой:

Базами прохождения практики являются школы, педагогические колледжи, другие учебные заведения, где предусмотрено преподавание психологии. Руководство практикой преподавателями кафедры психологии развития осуществляется на базе кафедры и(или) образовательного учреждения.

Руководители практики должны представить график консультационных часов и контролировать этапы прохождения практики. Обязательными являются еженедельные консультации студентов руководителями практики кафедры педагогической и возрастной психологии РГПУ им. Герцена.

Каждый из трех этапов (знакомство, проведение занятий, самоанализ) прохождения студентом практики оценивается руководителем и на основе среднего балла выставляется зачет по данному виду практики.

Формы работы преподавателя

• организация и проведение установочной конференции;

• консультирование студентов (в назначенные ранее часы консультаций) по вопросам, связанным с выполнением задания, анализом результатов и отчетностью;

• оказание помощи студентам при проведении подготовке занятий по психологии непосредственно в учреждении, где проходит практика (по мере необходимости);

• проверка отчетов по практике;

• организация и проведение конференции по результатам практики; помощь студентам в подготовке кратких докладов и выступлений.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется при условии

  1. Своевременное предоставление материалов по этапам практики.
  2. Полное соответствие предъявляемых студентом материалов по практике требованиям к их оформлению.
  3. Грамотное планирование занятий по психологии с учетом возрастных особенностей учащихся; использование способов взаимодействия с учащимися, адекватным возрастным особенностям; вычленение элементов психологического сопровождения участников образовательного процесса; корректный самоанализ собственной проф. деятельности в период практики.
  4. Активность исследовательской и педагогической позиции студента при прохождении практики (использование дополнительных средств методик, привлечение широкого списка литературы при подготовке к занятиям и интерпретации данных, полученных в результате собственно психологической работы, предоставление рекомендаций по развивающей работе с учащимися).

Оценка «хорошо» выставляется при условии:

  1. Частичное несоответствие предъявляемых студентом материалов по практике требованиям к их оформлению.
  2. Грамотная интерпретация полученных результатов с учетом знания психологических особенностей профессиональной деятельности; способов взаимодействия с учащимися, адекватным возрастным особенностям; вычленение элементов психологического сопровождения участников образовательного процесса; корректный самоанализ собственной проф. деятельности в период практики.
  3. Наличие неточностей в плане-конспекте психологических занятий с детьми.

Оценка «удовлетворительно» выставляется при условии:

  1. Существенное несоответствие предъявляемых студентом материалов по практике требованиям к их оформлению.
  2. Наличие ошибок при организации наблюдения, подготовке и проведении занятий, интерпретации полученных в результате психологической работы в школе результатов, формальный самоанализ собственной деятельности.
  3. Пропуски консультаций.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется при условии:

1. Нарушение этапов прохождения практики.

  1. Несоответствие предъявляемых студентом материалов по практике требованиям к их оформлению.
  2. Наличие существенных ошибок при наблюдении и анализе уроков учителей и проведении собственных уроков, формальный самоанализ собственной преподавательской деятельности.

Авторы-составители программы:

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Алексеева Е.В.

Кандидат психологических наук, ст. преп. кафедры психологии развития и образования Лактионова Е.Б.

Кандидат психологических наук, асс. кафедры психологии развития и образования Рассоха Н.Г.

Приложения.

Психологический анализ урока

I. Организация внимания учащихся на уроке.

1. Как быстро учитель овладел вниманием.

2. Какие приемы, средства использованы учителем для привлечения и сосредоточения внимания.

3. Были ли на уроке невнимательные ученики.

4. С вашей точки зрения, каковы причины невнимательности.

5. Как закончился урок.

6. На какой минуте урока было снижено внимание.

7. Какие возрастные и индивидуальные особенности детей были учтены учителем при организации внимания учеников на уроке.

П. Организация учителем восприятия учебного материала.

1. Какими средствами и приемами учитель активизирует восприятие.

2. Какие возрастные и индивидуальные особенности детей были учтены учителем при организации восприятия учебного материала на уроке.

III. Активизация памяти учащихся.

1. Чем стимулировалось запоминание материала.

2. Какие виды и типы памяти активизировались на уроке.

3. Какие возрастные и индивидуальные особенности детей были учтены учителем при организации памяти учеников на уроке.

IV. Активизация мышления на уроке.

1. Как учитель активизирует мышление учащихся.

2. Какие мыслительные операции использовались на уроке.

3. Какие качества ума формировались на уроке.

4. Какие возрастные и индивидуальные особенности детей были учтены учителем при активизации мышления на уроке.

V. Активизация воображения.

1. Были ли на уроке ситуации, требующие активизации воображения.

2. Какой вид воображения проявляется на уроке.

3. Как учитель стимулирует творческое воображение.

4. Какие возрастные и индивидуальные особенности детей были учтены учителем при активизации воображения на уроке.

VI. Эмоциональное состояние учащихся на уроке.

1. Какое эмоциональное состояние преобладало на уроке.

2. Как учитывались возрастные и индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей на уроке.

VII. Отношение учащихся к уроку.

1. Характер отношения.

2. Устойчивость отношения учащихся к уроку.

3. Как учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащихся при формировании отношения к уроку.

VIII. Организационная функция учителя.

1. Дисциплина.

2. Соответствие способов поддержания дисциплины возрастным и индивидуальным особенностям учащихся при организации урока.

IX. Речевое общение учителя с учащимися на уроке.

Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке

(Составитель л.А. Регуш)

  1. При знакомстве с учителем, урок которого наблюдается, и установлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели наблюдения
  2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме – см. таблицу, где в графе 4 записываются слова, высказывания, которые могут быть соотнесены к тому или иному виду воздействия. Если возникают трудности в отнесении тех или иных высказываний к определенному виду, можно воспользоваться словарем терминов.
  3. Необходимо записывать словесные воздействия отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует использовать при проведении анализа и подведении итогов.

Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий

Замечание – выговор, указание на ошибку

Интонация – повышение или понижение голоса при произношении; манера произношения, отражающая чувства говорящего

Инструкция – сформулированная в слове последовательность действий

Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме

Команда – краткий устный приказ

Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил

Нотация – наставление, выговор

Ободрение – внушение бодрости, поднятия настроения

Порицание – выговор, осуждение

Поощрение – то, что поощряет: одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше

Просьба – обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания

Распоряжение – 1. То же, что и приказание. 2. Забота об устройстве, использовании, применении чего-либо

Угроза – запугивание, обещание причинить зло

Указание – наставление, разъяснение, указывающее как действовать

Упрек – неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь

Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь

Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов

1) Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и записать соответствующую цифру в графу 5

2) Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6

3) Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3.

Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся.

В графе 3 приведены ранговые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся

4) Сделать вывод:

а) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1-4 — высокие, 5-8 – средние, 9-12 – низкие ранговые места того или иного вида воздействий;

б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий учителя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика.

5) Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.

Схема наблюдения

Ранговое место словесного воздействия при высоком уровне понимания учителем учеников

Виды словесных воздействий

Ранговое место словесного воздействия при низком уровне понимания учителем учеников

Слова, высказывания, обращения того или иного вида воздействий на разных этапах урока

Всего воздействий того или иного вида у наблюдаемого учителя

Ранговое место того или иного вида воздействий у наблюдаемого учителя

1

2

3

4

5

6

3

2

6

9

1

4

5

7

8

10

11

Нравоучение

Нотация

Называние фамилий

Повышение интонации

Дисциплинирование-приказ

Замечание-вопрос

Угроза

Команда

Упрек

Просьба

Распоряжение

Инструктирование

Поощрение

Юмор

Ободрение

Диалог

Порицание

Ирония

1

2

4

3

5

6

7

8

9

10

11

12

Психологическое обоснование плана проведения уроков по теме

1. Название темы; возраст учеников; количество часов, которые отведены на усвоение темы.

2. Цели (информационная, развивающая, формирующая, цель контроля), которые ставятся при изучении темы. Результаты, которых Вы хотите достигнуть.

3. Тематическое планирование (темы занятий, их последовательность, количество часов).

4. Как содержание темы, поставленные цели и результаты связаны с возрастными особенностями учеников, их прошлым опытом?

5. Какие формы работы с учащимися Вы планируете применять? Обоснуйте, как выбранные Вами формы работы связаны с возрастными и индивидуальными особенностями учеников, с особенностями изучаемого содержания.

6. Каким образом Вы планируете оценивать эффективность усвоения материала темы?

Методические рекомендации к составлению плана-конспекта урока по психологии (для студентов ппф)

Цель:

  • информационная цель урока (основные понятия и представления, с которыми учитель знакомит учащихся на уроке);
  • формирующая цель (умения и навыки, формируемые в ходе урока);
  • развивающая цель (психические процессы, качества личности, мотивы учения, которые предполагается развить в ходе урока);
  • контроль и оценка знаний (обсуждение итогов занятия, получение обратной связи, итоговая проверка и оценка знаний и умений, тестирование, опросы, творческие работы и др.).

Задачи:

  • определяются конкретные пути и средства достижения поставленных целей

Оборудование:

  • указывается демонстрационный и раздаточный материал

Содержание:

  • введение
  • основная часть
  • заключение

Литература:

  • указываются источники, использованные при подготовке к уроку;
  • указываются книги, рекомендуемые учащимся для самостоятельной работы.

Указывается дата и время проведения урока.

Пример:

Тема урока : Эмоции и способы их выражения.

Информационная цель – ознакомление с основными компонентами эмоциональной сферы человека.

Формирующая цель – формирование навыков «считывания» эмоциональных переживаний другого, развитие способности к самоанализу собственных чувств.

Развивающая цель – развитие интереса к эмоциональной сфере другого, развитие социального интеллекта, эмпатии, рефлексии.

Цель контроля – проверка усвоения знаний по теме, анализ уровня включенности новых знаний в структуру психологических понятий (эмоции и восприятие, эмоции и память, эмоции и внимание и т.п.).

Задачи:

  • раскрыть понятия «эмоции», «чувства», «виды и функции эмоций и чувств»;
  • ознакомить с таблицами «Сочетания экспрессивных признаков некоторых психических процессов»;
  • провести анализ опыта переживаний различных чувств;
  • формирование умения распознавать эмоциональные состояния (как условие взаимопонимания и разрешения проблемных ситуаций общения);
  • выявить уровень включенности новых знаний по теме «Эмоции и способы их выражения» в структуру психологических понятий на основе анализа художественных произведений при выполнении домашнего задания.

Рекомендуемая литература для подготовки:

1. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. — М., «ВЛАДОС», 2000.

2. Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. — Рига, «Эксперимент», 1996.

3. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. — М.- Рига, «Эксперимент», 1995.

4. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. — М., «Педагогика». 1987.

Оформление работы по самоанализу проведенного урока

Описание этапов проведения занятия (содержание, используемые формы работы и контроля)

Комментарии

и

дополнения

(психологическое обоснование проведения указанных этапов занятия)

Действия учащихся

(описание наблюдаемых реакций в ответ на свои действия)

Что не получи-лось

Причина неуспеха

Пути преодо-ления неуспеха

Введение

Основная часть

Заключение

Самоанализ педагогической деятельности:

Рефлексия своей педагогической деятельности:

• что хотелось воплотить в процессе педагогической практики

• что удалось воплотить и каким образом

• что не удалось воплотить и почему

• удовлетворенность от практики

Оценка профессиональных умений студента психологом учебного учреждения.

1. Базовая подготовка:

  • знания по базовым психологическим курсам в соответствии с программой обучения в ВУЗе
  • владение материалом для организации и проведения уроков психологии в средней школе.

2. Методическая подготовка:

  • умение составлять тематическое планирование
  • умение отобрать материал для конкретного занятия
  • умение установить контакт с аудиторией.
  • умение организовать работу учащихся на занятиях
  • умение разрабатывать систему контроля и оценки выполнения учащимися всех видов работ
  • умение выполнить самоанализ занятия, анализ занятия коллеги

3. Отношение к делу:

  • дисциплинированность
  • инициатива и самостоятельность в подготовке занятия
  • стремление повышать свой профессиональный уровень
  • культура общения с коллегами и учащимися.

Отметки по позициям 1-2 выставляются по 5-ти балльной шкале. По позиции 3 выставляется одна из отметок «хорошо», «достаточно», «недостаточно». Все оценки сопровождаются комментариями.

Каковы на Ваш взгляд пробелы в базовой подготовке студента к данному виду практики?

С какими проблемами в процессе работы Вы столкнулись? Ваши предложения по их устранению.

Предоставлены ли студентом материалы по результатам проведенных им исследований, психологической и педагогической работе в ОУ?

Дата, подпись

Тест оценки учениками проведенных занятий.

Задание: разработать анкету для получения обратной связи от учеников, по методу «учитель глазами учеников».

Тест проводится с учащимися класса по следующим критериям:

1. Скорость прохождения материала (темп проведения урока).

2. Ясность, понятность, доступность.

3. Полезность, практичность (пригодятся ли эти знания в жизни).

4. Увлекательность, интерес.

Пример:

1. Успеваете ли слушать, записывать, задавать вопросы?

2. Были понятны цели и содержание уроков?

3. Применимы ли в жизни полученные знания?

4. Интересно ли было на занятиях?

Интерпретация полученных результатов проводится самостоятельно.

12