Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем

72 Технология соц.работы с молодежью

Практики работы с молодежью основаны на двух базовых социологических подходах – функционализме и теории конфликта.

Основная идея функционализма состоит в том, что общество функционирует на основе разделяемых всеми ценностей, норм, убеждений. Основой функционализма, таким образом, является идея консенсуса, которая заключается в том, что люди согласны с базовыми ценностями общества. С точки зрения функционализма, семья, право, система образования являются агентами усиления этого контроля. Таким образом, они являются теми институтами, которые гарантируют благополучное функционирование общества в соответствии с согласованными ценностями.

Теория конфликта отвергает идею консенсуса. Согласно теории конфликта, индустриальное общество обусловливает все более неравное распределение дохода и сталкивается с растущей проблемой социального контроля. Образовательные институты выполняют функцию поддержания социального контроля, подчеркивая важность дисциплины и уважения к власти. Сторонники этой социологической традиции пытаются исследовать пути противодействия такому контролю и угнетению. Они полагают, что для этого существуют два основных способа — изменить человеческое сознание или изменить структуру общества.[36]

Социальная работа с молодежью должна быть ориентирована на молодых граждан России в период их активной социализации, адаптации к различным формам социальных отношений.

Целями социальной работы с молодежью в России являются:

1.            развитие и реализация  потенциала молодежи в интересах стабильного демократического развития страны, обеспечения ее суверенитета, конкурентоспособности и безопасности,

2.            эффективное включение молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Задачами социальной работы с молодежью в России являются:

а)           создание доступной и востребованной молодежью системы услуг, предложений, проектов, содействующих процессу социального становления молодежи, обеспечивающих получение молодыми людьми общественной практики и навыков самостоятельной жизнедеятельности;

6 стр., 2643 слов

Социальные отношения. Конфликтная модель устройства общества

... с точки зрения понимания устройства общества и его структуры социологи придерживаются одной из двух принципиальных позиций: теории функционализма и теории конфликта (иногда их также называют ... считать основной единицей социологического анализа, а основным социальным конфликтом в обществе, соответственно, конфликт интересов. Благодаря работам Л. Гумпловича, Г. Ратценхофера, У. Самнера, А. Смолла ...

б)           создание условий для самостоятельного решения молодыми людьми своих проблем, в том числе через повышение субъектности молодежных общественных объединений, развитие студенческого самоуправления;

в)           совершенствование нормативной правовой базы молодежной работы, системы кадрового, научно-методического и информационного обеспечения, способствующих достижению поставленных целей;

г)             содействие получению качественного образования, профориентации и занятости молодежи, решению жилищных проблем;

д)           обеспечение социального и физического здоровья молодого поколения, формирование и продвижение позитивных образцов для подражания, моды на здоровый образ жизни.

Принципы социальной работы с молодежью в России:

1. Единство и целостность подходов и механизмов молодежной работы во всех субъектах Российской Федерации, которая обеспечивается определением федеральных стандартов в этой сфере.

2. Взаимная ответственность. Государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение ее потенциала, обеспечение преемственности и поступательности развития.

3. Разнообразие форм, методов, технологий работы для оптимального удовлетворения потребностей различных групп молодежи, гармоничность отношений молодежи, общества и государства.

4. Социальная работа с молодежью представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера.

5. Социальная работа с молодежью строится на основе принципа равных базовых возможностей для молодежи на всей территории Российской Федерации.

Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем.

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается среди молодежи как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

11 стр., 5419 слов

Модель социальной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ...

... в условиях территориального социально-реабилитационного центра. Объект нашего исследования - социальная работа с семьей в условиях территориального социально-реабилитационного центра. Предмет - модель социально-реабилитационной работы с семьей в условиях территориального социально-реабилитационного центра. В соответствии ...

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказании подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб:

Центр социально-психологической помощи молодежи для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи;

Консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону;

Приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе;

Центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;

Центр информации для молодежи, оказывающий информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.

«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, спорта и т.д. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния. Социальные службы для молодежи испытывают значительные трудности, обусловленные, в частности, крайне медленным становлением единой системы в масштабах страны.

Значительные успехи в области организации социальной работы с молодежью достигнуты в Астрахани, Новосибирске, Тюменской области и других регионах России.

В 1997 году по итогам конкурса социальных учреждений органов по делам молодежи 20 комплексам социальных молодежных служб и подростково-молодежных клубов были присвоены специальные статусы: опорный центр, опорно-экспериментальный центр, экспериментальный центр.

Направлениями их работы являются:

12 стр., 5719 слов

Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах ...

... специалистов профессии. Цель исследования - проанализировать специфику деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям. Для достижения цели нашей работы перед нами ... человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Объект, и предмет - основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно ...

  • оказание социально-психологической помощи подросткам и молодежи путем создания бесплатных анонимных кабинетов психологической разгрузки, центров и служб (Служба социально-психологической помощи детям и подросткам «Форпост» Екатеринбурга);
  • правовая помощь молодежи и молодой семье (Центр социальной поддержки молодежи Курска; Комплекс социальных служб молодежи Астрахани);
  • профилактическая воспитательная работа с несовершеннолетними (Комплекс служб социальной помощи несовершеннолетним Новосибирска; Центр «Четвертый мир» в Москве);
  • медицинская и медико-социальная помощь молодежи (Центр «Ювентус» в Новосибирске, центры реабилитации и планирования семьи в Хабаровске);

Опорные и экспериментальные центры, используя комплексный подход, вырабатывают и осуществляют многосторонние долгосрочные программы оздоровления молодежной социальной среды.

Так, екатеринбургский «Форпост» отрабатывает инновационную модель территориальной социальной службы для молодежи в целях создания государственно-общественной системы профилактики отклоняющегося поведения детей и молодежи, восстановления и реорганизации социальной инфраструктуры для подростков и молодежи в микрорайонах, развития специализированных социальных служб адаптации и реабилитации молодежи.

Пермский «Социум» разрабатывает модели оказания психологической помощи подросткам, молодым людям, подвергшимся насилию, несовершеннолетним правонарушителям, воинам, вернувшимся из зоны боевых действий.

Социально-психологический реабилитационный центр для детей и подростков «Зазеркалье» (г. Сургут) отрабатывает технологии экстренной помощи несовершеннолетним, организации их временного проживания при экстремальной ситуации. Проводится работа по созданию среды общения подростков, молодежи по месту жительства путем организации клубов общения, в том числе для молодых людей с ограниченными возможностями.

Расширяется сеть социально-психологических центров для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических служб, анонимных наркологических кабинетов для подростков и молодежи. Такие центры действуют в Хабаровском крае, Новосибирской, Кемеровской областях и других регионах.

Особое внимание мировой общественности к проблемам молодых было привлечено в 1985 году в связи с проведением Международного года молодежи. Была принята «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и последующий период», которая включает 10 приоритетных направлений деятельности: образование, занятость, ликвидация голода и нищеты, здравоохранение, охрана окружающей среды, борьба со злоупотреблениями наркотическими средствами, борьба с преступностью среди несовершеннолетних, организация досуга, и т.д.

Структура и задачи социальной службы для молодежи

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

3 стр., 1421 слов

сущность социальной работы с подростками девиантного поведения.

... Предметом – содержание и технология работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы. Методологической основой курсовой ... социологических, так и социальных и психолого-педагогических проблем. Кризис общества сказывается и на системе образования, воспитания и обучения ... у нас для молодежи образцом поведения, что ведет к искаженному формированию взглядов на социальные отношения в ...

Социальная служба — это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1.Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

— центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

— центр социальной помощи семье и детям;

— социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

— социальная гостиница;

— социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

— центр психолого-педагогической помощи;

— центр экстренной психологической помощи по телефону;

— реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями

(в том числе для детей и подростков);

— комплексные молодежные центры военно-патриотической, культурно-досуговой и спортивной направленности.

3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:

— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

— дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

— общежития для лиц с ограниченными возможностями.

При организации социальных служб для молодежи очень важно Четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности. [12;27]

9 стр., 4250 слов

Система высшего профессионального образования в сфере физического ...

... систему высшего образования в сфере физического воспитания. Цель работы - изучить систему высшего образования в сфере физического воспитания и спорта Финляндии ... в дополнительных занятиях участвует прежде всего та часть молодежи, которая уже и без этого занимается физкультурой и спортом, ... и первый национальный союз в области финской физической культуры и спорта тоже основали гимнастки в 1896 году. К ...

Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.

Так, например, основной задачей московского объединения «Педагогический поиск» являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домой и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных, моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и за собой. Здесь открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги

Управление соц. раб с молодежью

Управление по делам молодежи (далее — Управление) является структурным подразделением комитета по образованию (далее именуемый — Комитет) администрации городского округа «Город Калининград» (далее — Администрация).

В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными федеральными, региональными нормативными актами, Уставом городского округа «Город Калининград», решениями окружного Совета депутатов, постановлениями и распоряжениями главы Администрации, настоящим Положением.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными федеральными, региональными нормативными актами, Уставом городского округа «Город Калининград», Регламентом администрации, решениями окружного Совета депутатов города Калининграда, постановлениями и распоряжениями главы Администрации, настоящим Положением.

Управление строит свою работу в тесном взаимодействии со структурными подразделениями администрации городского округа, а также организациями, общественными объединениями, деятельность которых направлена на решение проблем молодежи.

10 стр., 4717 слов

Роль физического воспитания во всестороннем развитии молодежи

... не только признак общей культуры человека. Умелое использование средств физического воспитания благоприятствует интеллектуальному развитию и повышению культуры умственного труда. Переход школы на новое содержание образования, рост интенсивности учебно ...

Задачи

Создание условий для предоставления качественных услуг населению в области дополнительного образования, молодежной политики, физической культуры и спорта.

Реализация государственной молодежной политики в городе Калининграде через создание социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества.

Обеспечение условий для реализации прав граждан на получение дополнительного образования.

Развитие муниципальной системы образования в части дополнительного образования и воспитания.

Координация работы в области физической культуры и спорта.

Обеспечение прав детей, подростков и молодежи на отдых, оздоровление, полноценный досуг и занятость в пределах полномочий Управления.

Развитие системы гражданского, патриотического и физического воспитания учащихся и молодежи, направленной на формирование духовно-нравственных, гражданских и патриотических качеств.

Повышение и укрепление общественно-политической активности молодежи, вовлечение ее в общественно-полезную деятельность, поиск, выявление и использование потенциала молодежных лидеров в интересах общества, подготовка кадрового резерва.

Развитие на территории города Калининграда массовой физической культуры и спорта.

Поддержка молодежных, детских общественных объединений в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов их деятельности.

Создание условий для формирования здорового образа жизни и организации активного отдыха молодежи, учащихся и горожан.

Методическое, организационное и правовое обеспечение работников учреждений дополнительного образования, молодежной сферы, физической культуры и спорта.

Содействие формированию у молодых людей отношения к здоровью и семье как к важным жизненным ценностям, организация консультационной помощи в сложных жизненных ситуациях, профилактика асоциального поведения.

Функции

Выполняет организационные функции, обеспечивающие работу структурных подразделений Управления.

Участвует в разработке и реализации программ и мероприятий в области осуществления и реализации молодежной политики, дополнительного образования, физической культуры и спорта на территории города Калининграда. Осуществляет анализ их выполнения.

Осуществляет деятельность по поддержке инициатив молодежи.

10 стр., 4648 слов

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

... основные формы работы: 1. Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом (первичные, дополнительные, повторные). 2. Диспансеризация занимающихся физической культурой, спортом и туризмом. 3. Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно ...

Осуществляет поддержку форм молодежного самоуправления, взаимодействует с молодежными и детскими организациями, учебными заведениями, а также иными организациями по вопросам молодежи политики, дополнительного образования, физической культуры и спорта.

Организует конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности.

Обеспечивает координацию и методическое руководство деятельностью муниципальных учреждений в сфере молодежной политики, физической культуры, спорта и дополнительного образования.

Осуществляется контроль за деятельностью учреждений всех организационно-правовых форм, созданных на базе муниципального имущества, в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта, дополнительного образования, проводит анализ их деятельности.

Формирует и развивает с учетом потребностей различных групп молодежи сеть учреждений по работе с подростками и молодежью.

Организует информационно-аналитическую деятельность и мониторинг состояния работы учреждений дополнительного образования, молодежной сферы, физической культуры и спорта.

Организует и проводит общегородские массовые мероприятия, вовлекая молодежь в общественно полезную деятельность.

Способствует привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом, поддерживает детский и подростковый спорт, детско-юношеский туризм.

Осуществляет мероприятия по организации отдыха, досуга и занятости детей, подростков и молодежи.

Осуществляет планирование и организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников подведомственных структур молодежной сферы, дополнительного образования, физической культуры и спорта.

Организует мероприятия по профилактике асоциального поведения молодежи, преодолению наркомании, алкоголизма и различных форм токсической зависимости.

Участвует в работе комиссий, создаваемых по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Участвует в разработке муниципальных нормативов финансирования учреждений молодежной сферы, дополнительного образования, физической культуры и спорта.

Разрабатывает индикаторы эффективности и результативности предоставления муниципальных услуг в области молодежной политики, дополнительного образования, физической культуры и спорта.

Осуществляет координацию и общий контроль за формированием и выполнением муниципальных заданий и муниципальных заказов в рамках своей компетенции.

Осуществляет иные функции в соответствии с действующим законодательством.