Вопрос 56. Система социальной работы по оказанию помощи детям

Ребенок — это лицо, не достигшее 18-летия. Дети выделяются по возрасту в следующие группы: до I года -грудные; от 1 до 7 лет — дошкольники; 7-10 лет — дети младшего школьного возраста; 13 — 18 лет подростки. По данным государственного доклада о положении детей в РФ, 600 тыс. детей остались без попечения родителей (соц. сироты), 500 тыс. детей ежегодно из-за распада семьи лишаются одного из родителей: 300 тыс. детей рождаются вне брака: 160 тысяч являются беженцами и вынужденными переселенцами; 12 млн. детей живут в семьях с доходом ниже прожиточного минимума и т.д. Все это требует проведения комплекса мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия социальных факторов на ребенка. Для этого создана система социальной работы по оказанию помощи детям. Объектом социальной работы выступают следующие группы детей: дети-инвалиды; безнадзорные дети; дети-сироты; дети в неполных семьях; дети в малообеспеченных семьях; дети — жертвы насилия; дети с отклонениями в поведении; дети преступники; дети группы риска (часто болеющие, с хронической патологией); дети, имеющие психические и/или физические недостатки.

Социальная защита школьников и дошкольников. Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой и др. Органы соц. защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников в санаториях. Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Широкий круг мероприятий предусмотрен для детей с отклонениями в здоровье и развитии. Существуют специализированные детские сады. Соц. службы крупных производств принимают деятельное участие в соц. защите дошкольников. Они содержат детские ясли и сады. Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основными результатами этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-профилактическом самоопределении, а также эффективная социализация. Социальная защита детства включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер. Широко используется практическая социально-психологическая работа. Один из важнейших путей решения задач социальной защиты — профориентация школьников.

8 стр., 3509 слов

Дидактическая игра, как средство экологического воспитания ребенка-дошкольника

Введение Усовершенствование информационных компьютерных технологий и внедрение их в России последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его ...

Социальная защита воспитанников детских домов. Стержнем социальной защиты воспитанников детских домов является воспитание у них чувств дружбы и любви, а на их основе — готовности к взаимопомощи. Немаловажной является подготовка детей и подростков к семейной жизни путем организации их жизнедеятельности с элементами семейной жизни. Их социализация осуществляется в тесном взаимодействии воспитанников и образовательной работы. Социальную помощь оказывает школьный социальный работник.

Социальная работа с детьми — беглецами: начинается с доставки их в специализированные детские учреждения, где они проходят медицинское обследование, лечение от педикулеза, чесотки, обморожения и других заболеваний, обеспечиваются нормальным питанием. В дальнейшем такие дети должны определяться в воспитательные, медицинские учреждения и учреждения социальной защиты или определяются на усыновление. При этом должна проводиться психологическая, реабилитационная и педагогическая помощь с целью обеспечения среднего образования.

Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей: начинается с выявления таких детей органами местного самоуправления, устройства их в соответствующие центры реабилитации и осуществление контроля за условиями их содержания, воспитания и образования. Такие дети могут быть переданы в семьи (усыновление или в приемную семью), под опеку или в учреждения для детей-сирот. Если в течение месяца не произойдет усыновления или попечительства, то органы местного самоуправления передают сведения в федеральный орган исполнительной власти, который организует устройство ребенка в семью граждан РФ или в семью иностранных граждан.

6 стр., 2575 слов

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

... 2. Создание системы работы по социальному развитию детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями. 3. Выявление эффективности педагогических условий работы по социальному развитию детей дошкольного возраста. Разработка ...

Социальная работа с детьми, подвергающимися жестокости в семье: выявление таких детей может осуществляться на основе определенных признаков: 1. Отставание ребенка в росте и развитии. 2. Ранняя информированность о сексуальных отношениях. 3. Пугливость, тревожность, вздрагивание при резких звуках или жестах. 4. Синяки, ссадины на коже. 5. Кровоизлияния в белках глаз, следы крови из ушей, следы крови на одежде. Необходимо вести наблюдение за такой семьей, даже если жалоб или заявлений со стороны ребенка не поступало. В ряде случаев ведется коррекционная работа с родителями. Иногда родители не считают свое поведение жестоким, если в семье родители воспитывали их также жестоко. В этом случае необходима работа с родителями психолога. Если же жестокость целенаправленна вследствие психологических, эмоциональных и интеллектуальных патологий, то необходимо вмешательство органов попечительства, которые могут поставить вопрос о лишении родительских прав виновников.

Вопрос 57. Социальное сиротство: причины роста и пути преодоления методами социальной работы

Сиротство — это социальное явление, а дети-сироты — это дети, оставшиеся без родителей. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок остается сиротой до совершеннолетия. Подавляющее большинство из них — социальные сироты, т. е. сироты при живых родителях.

Статистика сиротства в России отмечает около 800 тысяч детей-сирот. Одновременно растет число беспризорных детей. По самым скромным подсчетам, в нашей стране проживает около 1,5 млн брошенных детей. Ежегодно в России выявляется сто тысяч детей, нуждающихся в опеке. Сюда же можно отнести детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не проявляют никакой заботы о своих детях.

Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на органы опеки и попечительства местных органов власти: опека и попечение несовершеннолетних возлагается на органы народного образования; в отношенииродителей — на отделы здравоохранения; в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья на отделы социального обеспечения.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Органы опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сообщения должны провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство; на них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей и контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Их деятельность осуществляется согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Конституции рф. Гражданского кодекса рф (ст. 34, 35, 39), Семейного кодекса рф (ст. 121-125), Жилищного кодекса рф (ст. 53, 60,62).

Государством предусмотрены дополнительные виды пособии и льгот, положение о которых закреплено в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в президентской программе «Дети Россию) (Указ Пре­зидента рф от 1 июня 1992 г. № 543), в целевой программе «Дети сироты» . Эти меры направлены на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, для самостоятельной жизни в современных социально-экономических условиях, на различные формы устройства детей-сирот, улучшение их медицинского обслуживания, а также на улучшение кадровой и материальной базы социального обеспечения.

Законодательство отдает предпочтение воспитанию детей сирот в условиях семьи (усыновление, удочерение, опека, попечительство или приемная семья).

Российский детский фонд и его отделения во всех субъектах Федерации оказывают материальную, финансовую и организационно-методическую помощь.

Опека (попечительство).Это наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот в целях их содержания, воспитания и образования.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

13 стр., 6229 слов

Психосоциальная помощь детям-социальныи сиротам

... несколько форм семейного устройства сирот и детей, лишенных родительского попечения: усыновление, опека (попечительство), приемная семья. Именно семья - важнейший социальный мир. В семье происходит первичная социализация ... а также данные об образовании и здоровье ребенка. Решение об устройстве ребенка в патронатную семью, утверждение индивидуального плана его реабилитации и развития в патронатной ...

Попечительство устанавливается над двумя категориями граждан:

-несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;

-ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно (ст. 32. 33 ГК РФ).

Обязанности по опеке (попечительству) выполняются безвозмездно, на содержание ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства, порядок и размер выплаты установлен Правительством РФ. Государство осуществляет постоянный надзор за условиями жизни подопечного, как опекун выполняет свои обязанности (ими обычно становятся близкие родственники ребенка).

Он должен воспитывать ребенка и заботиться о его здоровье. Закон предусматривает защиту ребенка от злоупотреблений опекунов, ограничивает их полномочия и самостоятельность при распоряжении имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ).

его количества детей, состоящих на учете в банке данных, в том числе 65 детей усыновлены из учреждений, подведомственных Комитету по образованию.

Под опеку и попечительство в 2008 году посторонним гражданам передано 64 ребенка в возрасте до 3-х лет (14 детей до года и 30 детей от 1 до 3-х лет) и 31 ребенок – в приемную семью (5 детей до года и 26 детей от 1 до 3-х лет).

Важным обстоятельством является то, что дети в возрасте до 3-х лет чаще бывают усыновлены (70% от всех усыновленных детей в 2008 году), что предпочтительнее для этой возрастной группы. Практически во всех субъектах РФ причиной сдерживания развития этой формы устройства является несвоевременная и неполная выплата пособий на подопечных детей.

5 стр., 2449 слов

Социальная организация паллиативной помощи

... под свою опеку семьи, имеющие тяжело и безнадежно больных детей, и оказывающая им комплексную профессиональную медицинскую, психологическую, социальную и духовную помощь. В настоящее время ...

Новые формы устройства детей-сирот: приемная семья

Форма устройства детей-сирот и детей без попечения родителей составляется на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание на срок, установленный договором, но договорные обязательства не всегда и несвоевременно выполняются вне в полном объеме выплачиваются денежные средства. В приемную семью ребенка могут взять отдельные граждане или супруги. Они получают оплату за свой труд и выполняют функцию воспитателей. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в семью может быть взято не более 8 детей. Государственные органы и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на воспитание каждого ребенка, а также льготы, установленные законодательством.

В целях приведения в соответствие с действующим законодательством порядка выплаты денежных средств на подопечных детей издан приказ Минобразования России «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, личного инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» от 19 августа 1999 г. № 199, зарегистрированный от 17 февраля 2000 г. № 2120.

Ребенок старше 10 лет должен давать свое согласие. Нельзя разъединять братьев и сестер. Перспективной формой семейного воспитания осиротевших детей являются замещающие семьи, или семьи патронажных воспитателей. Эта форма применяется на 6 территориях РФ с учетом местных условий и возможностей.

Вопрос 58. Стационарные и нестационарные формы обслуживания детей с ограниченными возможностями

Учреждения, обслуживающие детей-инвалидов. Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с нерезко выраженными аномалиями физического и умственного развития обучаются в специализированных школах-интернатах Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной зашиты населения. Отбор в эти учреждения осуществляют медико-педагогические комиссии (врачи-психиатры, дефектологи, логопеды, представители социальной защиты населения), осматривая ребенка и устанавливая степень заболевания, затем оформляя документацию.

12 стр., 5833 слов

Социальная помощь многодетным семьям

... Также оказание социальной помощи и поддержка многодетных семей оказывается и на краевом уровне. Закон Красноярского края от 02.11.00 №12-961 «О защите прав ребенка» (ред. 26.06.01) ...

По официальной статистике, в России сегодня более 260 тысяч детей-сирот. У них нет семьи, и живут они примерно в 1500 детских домах, 240 домах ребенка, более чем 300 школах-интернатах для детей-сирот, 700 социальных приютах и 750 социально-реабилитационных центрах.

Их обучают по специально разработанным программам навыкам самообслуживания и труду с 12 лет. Овладевая некоторыми профессиональными навыками (швеи, плотника, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и т.д.), получают педиатрическую, неврологическую, психиатрическую помощь.

Дети, которые не могут обслуживать себя сами, находятся в специализированных домах-интернатах системы социальной защиты населения, нуждаются в уходе. В России всего 6 таких учреждений.

Медицинская реабилитация оставляет желать лучшего. В реабилитационных учреждениях дети обучаются по программе общеобразовательной школы. В соответствии с федеральной целевой программой «Дети-инвалиды», президентской программой «Дети России» создаются территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальные центры социальной защиты семье и детям.

Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды», входящая в президентскую программу «Дети России», предусматривает комплексное решение проблем детей с отклонениями в развитии. Она имеет следующие задачи: предупреждение детской инвалидности(обеспечение соответствующей литературой, диагностическими средствами);, врожденный гипотиреоз, совершенствование реабилитации (развитие центров реабилитации); обеспечение детей техническими средствами для бытового самообслуживания; укрепление кадров с систематическим повышением квалификации, укрепление материально-технической базы (строительство домов-интернатов, реабилитационных центров, обеспечение их оборудованием, транспортом), создание культурных и спортивных баз.

В 70 регионах РФ действовали региональные программы.

В последнее время снизился уровень материально-технической базы детских домов из-за недостатка финансирования, приостановлено строительство новых детских домов.

Особенности медико-социального патронажа семьи, имеющей ребенка-инвалида

Социальный работник должен взять на учет и составить характеристику семьи, имеющей ребенка с ОВ, с учетом всех ее членов. Совместно с медицинскими учреждениями он должен составить план лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий с учетом динамического состояния больного, оказать по­мощь в организации стационара на дому, санаторно-курортном лечении, приобретении корректирующих медицинских аппаратов, тренажеров и т.д. Он должен также содействовать оздоровлению, диспансеризации, семейному отдыху всех членов семьи.

Социальный работник должен оказывать консультативную помощь семье юридического, психолого-педагогического характера, представлять собой своеобразную «службу доверия» и т.д.

Социальный работник должен помочь ребенку вести образ жизни, соответствующий возрасту, помочь ему максимально приспособиться к окружающей среде и обществу, привить навыки самообслуживания, помочь в приобретении знаний, профессионального опыта для участия в общественно полезном труде.

Вместе с медицинскими работниками необходимо выявлять детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения, нуждающихся в устройстве в специализированные учреждения.

Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями

Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения).

В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.

Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости — работой с окружающими.

Органы народного образования проводят обучение ребенка (составление и коррекция индивидуальных программ, анализ качества, организация общения ребенка со сверстниками), занимаются устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства, оформлением в специализированные учреждения.

Органы здравоохранения берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.

Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому;

центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями).

Юрист дает консультации по вопросам законодательства и права, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической защите, вопросам трудоустройства и организации семейных предприятий.

Вопрос 59. Соц работа с лицами пожилого возраста: принципы, направления, формы

Принципы и механизмы социальной защиты населения пожилого возраста.

Пожилые– это прежде всего обездоленные люди, нуждающиеся в адекватном социальном обеспечении, т.е. это люди прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны.

Социальная защита — это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста, базирующихся на принципах человеколюбия и милосердия по отношению к нуждающимся членам общества со стороны государства.

Социальная защита населения пожилого и старческого возраста состоит из профилактики, поддержки и представительства.

Профилактика имеет своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и тем самым предотвратить его помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

Поддержка представляет собой помощь, необходимую старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности.

Представительство — защита интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени, для оказания необходимой помощи.

А.А. Козлов подчеркивает, что в государстве должна быть стратегия социальной защиты, которая складывалась бы из следующих элементов:

  • селекции (отбора), которая подразумевает поиск основных или стратегически важных составляющих жизни человека, утраченных в связи с возрастом. Индивидуальные запросы должны быть приведены в соответствие с реальной действительностью, что позволило бы старому человеку испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь:
  • оптимизации, заключающейся к том, что пожилой человек находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и, качественном отношении;
  • компенсации, состоящей в создании дополнительных источников, возмещающих возрастную ограниченность в адаптационном процессе.

Традиционно в нашем обществе сложились три направления деятельности органов социальной защиты населения, в том числе пожилых и старых людей:

  • социальная помощь (предоставление старым людям льгот и преимуществ);
  • социальное обслуживание;
  • организация пенсионного обеспечения.

Основная цель социальной защиты пожилых и старых людей — избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям.

Основными принципами социальной помощи на современном этапе являются:

  • принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных способностей;
  • принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание помощи старым людям, обратившимся в местные органы:
  • принцип дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий;
  • принцип комплексности, предполагающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг, льгот и т.п.);
  • принцип самостоятельности местных органов власти и социальной защиты в деле
  • организации и проведения мероприятии по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями;
  • принцип социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

Срочная социальная помощь представляет собой оказание помощи разового характера остро нуждающимся старым людям.

Адресная социальная помощь в существующей кризисной ситуации оказывается наиболее нуждающимся, как правило, одиноким старым людям, а также престарелым, старше 80 лет.

Бригадная форма помощи тяжелобольным — это комплексное обслуживание с предоставлением социальных и медицинских услуг.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г

Вопрос 60. Молодежь как объект и субъект соц работы

Молодежь — социально-демографическая группа в возрасте от 14 до 30 лет — от наступления физической зрелости до достижения трудовой и социальной стабильности (приобретение профессии, экономической самостоятельности), создания семьи и рождения детей. Это важнейший период жизни — семейной и в несемейной социализации, становления личности, усвоения установок, образцов поведения, представлений и стереотипов, присущих как социальной группе, так и обществу в целом.

Роль молодежи в обществе определяется характерными чертами этого социального слоя:

— большая потенциальная общественная энергия;

— способность видеть и остро воспринимать все негативные черты общества на каждом этапе его развития;

— потребность в переменах и уверенность в своих возможностях произвести их;

— максимализм и несклонность к компромиссам;

— отсутствие жизненного опыта;

— потребность в сильном лидере;

— неумение адекватно и объективно оценивать себя и других.

Молодежь составляет 41 % трудоспособного населения РФ. Доля ее, занятая в народном хозяйстве, падает и растет в непроизводственной сфере, идет отчуждение части молодежи от труда, растет нежелание хорошо и качественно работать, профессионально расти.

В связи с рыночной экономикой и слабой, сокращающейся материальной базой возникают следующие проблемы:

= социальная незащищенность молодежи в сфере труда, безработица (молодежь до 30 лет первая попадает под сокращение и составляет 38 % всех безработных); невостребованность молодежи со средним специальным и высшим образованием (наиболее престижной является работа в сфере торговли, посредническая дея­тельность);

= отставание уровня образования от современного уровня наиболее развитых стран, падение престижа профессионально-технического образования, неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях, слабая материально-техническая база; экономическая незащищенность молодых ученых (приводит к снижению стремления дальнейшей учебы молодых специалистов-аспирантов); большой отток талантливой молодежи за рубеж;

= низкие заработки, стипендии, трудности с вторичной занятостью, отсутствие качественных недорогих товаров (одежды, обуви, предметов первой необходимости).

Лишь небольшая часть молодежи имеет возможность без особых усилий следовать модным стереотипам в одежде. Остальные на этой почве страдают комплексами неполноценности, что деформирует взаимоотношения в молодежной среде;

= сокращение материальной базы для организации культурного досуга молодежи. Платные зрелищные мероприятия- платные кружки и спортивные секции, дорогой транспорт, трудности с отпуском, туризмом и т.д.;

= изменение образа жизни молодежи и брачно-семейных отношений, слабые репродуктивные установки, рост свободных отношений, не связанных с браком, ранняя половая жизнь, серьезный разрыв между временем половой зрелости и социально-гражданским созреванием.

Факторы, влияющие на формирование личности молодого человека, на его воспитательный потенциал:

  • — целенаправленное влияние общества;
  • _ социальная среда, в которой молодой человек постоянно находится, воспитывается и формируется, в том числе и факторы психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием в семье;
  • активность самой личности, ее самостоятельность в отборе знаний, их усвоении и осмыслении, ее нравственные и духовные принципы.

Недостатки современной системы воспитания:

— недостаточна гибкость и оперативность;

— преобладание учебной деятельности;

— несамостоятельность молодежи;

— подмена деятельного подхода словесным воспитанием;

— нежелание считаться с изменениями в сознании и поведении молодежи.

Отсутствие жизненного опыта, умения адекватно оценивать себя, свои поступки и поступки окружающих приводят к растерянности, отсутствию перспектив, появляются чувства ненужности, одиночества, что толкает молодого человека в криминальную среду или к самоубийству.

Поэтому молодежь нуждается в защите и поддержке на всем пути ее становления.Основныи направлением государственной молодежной политики в Российской Федерации государственная молодежная политика определяется «как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив». Можно выделить следующие основные направления деятельности:

  • обеспечение соблюдения прав молодежи;
  • обеспечение гарантий в сфере труда и занятости;
  • государственная поддержка молодой семьи;
  • гарантированное предоставление социальных услуг;
  • поддержка талантливой молодежи:
  • формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;
  • поддержка деятельности молодежных и детских объединений; — содействие международным молодежным обменам.

Таким образом, система формирования и реализации государственной молодежной политики включает:

— специальное законодательство;

— государственное регулирование;

— плановое и финансовое обеспечение.

Отдельные аспекты государственной молодежной политики можно выделить в принятых в 1995 г. Федеральных законах «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Семенном кодексе РФ и окаю 20 его законах, федеральной целевой программе «Молодежь России»(2011-2015г)

Организационное обеспечение на общереспубликанском уровне осуществляет Государственный комитет РФ по делам молодежи и на региональном — органы по делам молодежи в субъектах рф путем осуществления определенных программ и поддержки их негосударственными организациями и учреждениями.

В поле их деятельности находятся программы: занятость молодежи (выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих)

— предпринимательская деятельность:

формирование системы служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью (психолого-педагогическая, юридическая помощь и т.д.):

— профилактика преступности и безнадзорности:

-поддержка социально значимых программ молодежных и детских организаций:

— участие в организации досуга, развития творчества, летнего отдыха детей и подростков. Организуются социальные службы для несовершеннолетних и молодежи с целью обеспечения условийсоциального, духовного становления личности молодого человека.

Создаются комплексы специализированных служб и учреждений по оказанию молодежи и подросткам медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

В ряде регионов созданы центры социальной реабилитации и адаптации подростков (учебная часть, отделение временной изоляции несовершеннолетних, малые производственные отделы, детская гостиница, швейные мастерские и т.д.), психолого-оздоровительный центр.

На федеральном уровне созданы центры по направлениям деятельности государственной молодежной политики (Российский центр содействия молодой семье, молодежному предпринимательству и т.д.),

В кабинетах, консультирующих подростков, должны быть 1- 2 сотрудника с медицинским или психологическим образованием, которые помогают разобраться в сексуальных проблемах, обучить применению презервативов, таблеток, оказать психологическую и медицинскую помощь.

Помощь подросткам должна быть анонимной, снабжение презервативами бесплатным. Необходимо организовать подростковый клуб, актив которого помогал бы в деле полового образования сверстников, пропаганды здорового образа жизни.

Основными проблемами по организации служб, центров, консультативных пунктов по оказанию помощи молодежи являются:

— недостаточное финансирование;

— слабая обеспеченность кадрами;

— необходимость разработки новых методов подхода к проблемам планирования семьи.