45) Отрасли современной педагогики

Основной отраслью психологии является общая психология, которая исследует самые общие законы и механизмы развития и функционирования психики человека и животных. В качестве фундаментальной научной дисциплины общая психология занимается изучением вопросов методологии и теории психологии в целом. В общей психологии выделяются разделы, которые представляют познавательные процессы(ощущение, восприятие,память,мышление,воображениеивнимание), а также психологию личности, рассматривающую такие структурные образования, как характер, способности,эмоции,потребности, мотивы, волю исамосознание. Изучение психологических наук начинается с общей психологии, поскольку без знания основных понятий, законов и механизмов невозможно понимание специальных отраслей психологии.

Специальные, или прикладные, отрасли психологии рассматривают отдельные виды психических явлений и деятельности человека, а их достижения используются на практике.

Возрастная психология изучает онтогенез различных психических процессов и качеств личности развивающегося человека, возрастные особенности психических процессов, факторы развития личности и т.п

Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения человека, их зависимость от генотипа.

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда

Психодиагностика — наука о методах и правилах постановки психологического диагноза.

Все отрасли психологии и ее более мелкие дисциплины, очень тесно взаимосвязаны, между ними происходит постоянный обмен экспериментально выявленной научной информацией, что позволяет быстрее и более комплексно решать поставленные практические задачи.

Необходимо отметить, что современная психология занимает особое место среди других научных дисциплин, т.к. объединяет в единое целое самые разнообразные знания о человеке. Швейцарский психолог Жан Пиажеотмечал, что «…психология занимает ключевую позицию в системе наук. С одной стороны, психология зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, лингвистических, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математических координаций, овладение которыми возможно только через воздействие организма на объекты, и толькопсихологияпозволяет изучить эту деятельность в развитии». Таким образом, психология становится важным средством взаимосвязи современных наук в сфере познания человека, объединяя естественнонаучные, технические и общественные научные дисциплины.

1 стр., 448 слов

Понятие личности в психологии. Человек, индивид, личность, индивидуальность

Понятие личности в психологии. “Человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность” Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д. Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Индивид — отдельный ...

Согласно точке зрения Б. М. Кедрова, психология занимает центральное расположение в системе других наук, т. к. она, с одной стороны, является интегративным продуктом других наук, а с другой — выступает в качестве источника дальнейшего развития других научных направлений.

Таким образом, психология, с одной стороны, аккумулирует теоретические и эмпирические знания других наук и одновременно предоставляет этим наукам необходимые сведения, связанные с психологическими особенностями человека.

46) Методология педагогического исследования

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Общая методология педагогики предполагает учёт:

Основных положений и принципов материалистической диалектики;

Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;

Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;

Основных категорий материалистической диалектики;

Специальная методология педагогики ориентирует на учёт:

Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него; Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности; Единства воспитания и самовоспитания личности.

6 стр., 2883 слов

Место и функции методологии педагогики в научно-методическом обеспечении модернизации образования

... даст знания, которые войдут в систему научно-методического обеспечения модернизации. Функции методологии педагогики: определение характера знаний, входящих в такое обеспечение, разработка ... конкретизировать и включить в планы исследований тематику, связанную с повышением профессионального уровня педагогов и развитием педагогического образования: необходимость изменения подготовки учителя ...

Частная методология педагогики предполагает учёт:

Закономерностей; Принципов; Методов обучения и воспитания.

Методы педагогических исследований — пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений.

Выделяются следующие их особенности:

Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития); Неповторимость; Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).

Конечная цель педагогических исследований — установление закономерностей в педагогических процессах.

Принципы выбора методов исследования:

Принцип адекватности метода существу изучаемого явления; Принцип совокупности методов исследования.

Этапы педагогического исследования:

Определение проблемы и постановка цели — раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования. Вычленение точно очерченного круга явлений, составляющих предмет и объект исследования. Построение рабочих гипотез.

Выбор методов исследования. Проведения исследования и оформление результатов.Внедрение в практику.

Выводы:

Каждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности.

47) Социальная функция образования. Образование и культура.

У каждого социального института есть главная функция, определяющая его «лицо», связанная с его главной социальной ролью по закреплению и воспроизводству определенных социальных практик и отношений.

Наряду с явными, существуют ещё и неявные — латентные (скрытые) функции. Явные функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — о том, что из этого получилось.

13 стр., 6001 слов

Основа и развитие философской системы. 7

2 Санкт-Петербургский Международный Институт Менеджмента (ИМИСП) Факультет менеджмента, группа “Бакалавр менеджмента”, дисциплина: философия. Реферат на тему: Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы. Выполнила студент Морозова Д. Б. Санкт- Петербург 1999 Введение. 3 Часть I. Историческая справка. 4 Жизненный путь и работы. 4 Основа и развитие философской системы. 7 Посмертное влияние ...

Выявление латентных функций социальных институтов позволяет не только создать объективную картину социальной жизни, но и дает возможность минимизировать их негативное и усилить позитивное влияние с тем, чтобы осуществлять контроль и управлять протекающими в ней процессами.

Социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции:

обеспечивают возможность удовлетворить индивидам, социальным общностям и группам различные свои потребности; регулируют действие индивидов в рамках социальных отношений, стимулируя желательное и репрессируя нежелательное поведение;

Основных функции социальных институтов:

Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.

Культура— понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.

Образование — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

7 стр., 3166 слов

Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии

... наиболее тонкими "воспроизводящими" подсистемами социума: системой образования в целом и педагогической наукой в частности. В свою очередь ... форм клубного и разновозрастного общения, осуществление образовательной деятельности по типу Открытого университета (в том числе ... глобальных проблем, с которыми столкнулись российское общество и система образования в последние десятилетия. И теперь моя ...

Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений. Согласно Н.Д. НикандровуиС.Н. Гаврову«образование связано с присвоением человеком ценностей, ценностного отношения к жизни».

48) Образовательная система России. Современные тенденции в развитии российского образования. Образовательные парадигмы

Образова́ние в Росси́йской Федера́ции — целенаправленный процесс воспитанияиобученияв интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Сложности и противоречия

«Демографическая яма», связанная с сокращением рождаемости в 1990-е годы, которая привела к заметному сокращению числа школьников и студентов.

Коррупция в вузах, связанная с платой за поступление и сдачу зачётов и экзаменов

Противоречивые оценки единого государственного экзамена, являющегося основной и по сути единственной формой государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и одновременно основным способом поступления в высшие учебные заведения.

Согласно международным исследованиям качества среднего образования, Россия показывает невысокое качество подготовки выпускников своих школ.

Уровни образования

Дошкольное образование в России, Школьное образование в России, Высшее образование в России: Общее образование,Профессиональное образование,Послевузовское профессиональное образование,Профессиональная подготовка.

Типы образовательных учреждений в Российской Федерации:

Дошкольные учреждения, Общеобразовательные учреждения, Учреждения профессионального образования

Тенденции развития системы российского образования. Образование и защита детства. Ликвидация беспризорности. Восстановление и развитие школьного здравоохранения. Модернизация системы физического воспитания детей, подростков и молодежи. Комплексное медико-психологическое и социально-правовое сопровождение развития ребенка и образовательного процесса. Обеспечение права и комфортных условий на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях.

3 стр., 1071 слов

Организация работы по повышению уровня профессионально творческой деятельности педагогических кадров ДОУ.

Содержание Введение…………………………………………………………………….……..3 1. Сущность педагогического труда как творчества……………………………5 2. Значение передового творческого педагогического опыта. Этапы формирования. Выявление и оценка……………………………………11 3. Содержание показателя и уровни профессионально-творческой деятельности воспитателя ДОУ…………………………………………………16 4. Пути и методы повышения педагогического мастерства………………….. ...

Парадигмы образования:

традиционалистско-консервативная. Слово «консервативный» употребляется здесь в позитивном смысле.

рационалистическая, которая соответствует деятельному подходу в культуре и используется для адаптации человека к культуре. Здесь уже в центре внимания не знания, а умения, способы действия;

феноменологическая (гуманистическая), относящаяся к человеку как к главному феномену культуры, как к субъекту образования.

То есть, во-первых, парадигмы различаются по целям, которые ставятся перед образованием; во-вторых, по пониманию функций школыпо способам достижения целейпо характеру педагогического взаимодействия, особенно по позиции ученика в образовании. Каждая из этих парадигм ставит свои вопросы перед образованием: о функциях школы как социального института; об эффективности системы образования; о приоритетах школы;

49) Понятие педагогической системы.

Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Педагогические системы как объекты проектирования — это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов.

По Л.Ф. Спирину, любое объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи, надо рассматривать как педагогическую систему.

Н.В. Кузьмина считает, что «педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей».

Как искусственная, специально, в силу объективных законов развития общества, организованная, педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является. Но поскольку взаимодействие идет не сплошным потоком, а избирательно (отдельными гранями, свойствами), то изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п.

4 стр., 1664 слов

Теоретико-методологические предпосылки развития системы среднего образования во Франции. Лекция№1

• Педагогические парадигмы, определяющие теорию обучения системы среднего образования во Франции: • Парадигма в науке- это свод правил, которыми пользуется ... человек становится социальным существом благодаря воспитанию , принимая идеи, чувства, способы деятельности той группы или групп, частью которых индивид является. Через воспитание ...

Схема 1 — Виды педагогических систем

Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа ее видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей — средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы.

Виды педагогических систем различаются не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования.

Схема 2 — Структура педагогической системы

Рассмотрим структуру педагогической системы, разработанную профессором В.П. Симоновым и дополненную профессором Л.Ф. Спириным.

В каждой педагогической системе всегда есть девять основных компонентов: цель деятельности, субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет системой), субъекто-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик, студент), взаимоотношения «субъект — субъекто-объект», содержание деятельности, способы деятельности, педагогические средства, организационные формы и результат деятельности. Все эти компоненты находятся во взаимосвязи и взаимодействии.Значит, педагогические системы различаются, прежде всего, своими целями. Каждая личность воспитанника является не только объектом педагогической деятельности, но и субъектом собственной деятельности, саморазвития, самовоспитания.

50) Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие

Категориями педагогики считаются: Образование,Обучение,Воспитание

Образова́ние — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).Согласно Н.Д. НикандровуиС.Н. Гаврову«образование связано с присвоением человеком ценностей, ценностного отношения к жизни».

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания,умения,навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.

Воспитание — целенаправленное формирование личностив целях подготовки её к участию вобщественнойикультурнойжизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академикаИ. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий

Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.[1] Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Под развитием обычно понимают:

  1. увеличение сложности системы;
  2. улучшение приспособленности к внешним условиям(например, развитиеорганизма);
  3. увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);
  4. количественный рост экономикии качественное улучшение её структуры;
  5. социальный прогресс.