Раздел I. Психология развития Тема 1: Предмет и задачи возрастной психологии

  1. Предмет возрастной психологии
  2. Задачи возрастной психологии
  3. Принципы возрастной психологии
  4. Разделы возрастной психологии
  5. Связи возрастной психологии с другими науками

1.1. Предмет возрастной психологии

Предметом исследования возрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути.

Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени. Расхождения начинаются при ответе на вопросы «что» и «как» изменяется. Ю. Н. Карандашев предлагает выделять следующие группы теорий по взгляду на развитие.

1. Развитие как рост. Под ростом понимается процесс количе­ственного изменения (накопления) внешних признаков объекта, из­меряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т. п. Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т. е. остаются и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой развития. Такое понимание в современной на­уке почти не встречается.

2. Развитие как созревание. Под созре­ванием понимается редукция, свертывание развития к морфологичес­ким изменениям, протекающим под непосредственным управлением генетического аппарата. Это значит, что в таком определении пре­увеличивается значение биологической наследственности и соответ­ственно преуменьшается значение других сторон развития. Такое определение развития ис­пользуется преимущественно в повседневном мышлении.

3. Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и носит телеологический характер, т. е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «совершенная», т. е. самая лучшая, образцо­вая, идеальная форма развития. В этом случае, во-первых, непонятно, кто такую цель может поставить: является ли она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через на­следственный аппарат).

10 стр., 4580 слов

Психология возрастная и социальная

... – общественный предмет".  Возраст  впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая  проблемы  возрастной периодизации развития, современная отечественная  психология  ... . Психология возрастная и социальная - Стр 2 Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психических новообразований на фоне социальной ситуации развития ...

И, во-вторых, не ясно, почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой лучшей, совершенной, а не какая-либо другая (кто задает критерии «совер­шенства»?).

4. Развитие как универсальное изменение. В качестве од­ного из критериев для определения развития выдвигается требова­ние общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных куль­тур, вероисповеданий, языков, уровней развития. При понятной оче­видности данного требования оно оказывается не выполнимым. Во-первых, невозможно реально установить, какие изменения можно отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные. И, во-вторых, большой массе частных изменений при таком подходе вооб­ще будет отказано в том, чтобы считаться предметом психологии развития.

5. Развитие как качественное, структурное изменение. Данное оп­ределение развития связано с пони­манием объекта как системы. Если за основу определения берется существенное улучшение (ухудшение) его структуры, то мы тем са­мым возвращаемся к определению развития через совершенствова­ние, сохраняя его недостатки. Разница лишь в том, что сужается пред­мет совершенствования. Если же вопрос об улучшении (ухудшении) не стоит, тогда непонятно, куда направлено развитие. И, наконец, если раньше речь шла о совершенствовании объекта в целом, то те­перь — лишь о совершенствовании только его структуры. Иначе го­воря, исключается количественная мера совершенствования и со­храняется только качественная.

6. Развитие как количественно-качественное изменение. В предыдущем случае за основу был взят качественный характер из­менений, а количественный нивелировался. Однако сама идея их связи присутствует во всех вариантах определений. Так, например, рост можно рассматривать как количественное изменение, но и в нем выделяются какие-то качественные переходы. Созревание ближе к качественному изменению, но и в нем содержится количественный аспект. Ограничиваясь только количественными изменениями, мы делаем безусловный шаг назад в понимании развития. Однако ис­ключая количественные изменения из определения развития, мы теряем возможность установить, чем вызваны сами эти качествен­ные изменения.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... —це­лое», положительно влияет на развитие умений представ­лять изменение пространственного положения скрытых частей объекта на ... начато исследование восприятия, которое интересовало Пиаже в связи с развитием интеллекта. Основная проблема, занимавшая Пиаже в эти ... . Особенности понимания цели и условий действия, связей между отдельными действиями определяются уровнем мыслительной деятельности ребенка ...

7. Развитие как изменение, влекущее за собой новые изме­нения. Неудовлетворенность существующими определениями разви­тия стимулировала поиск и возникновение новых идей. Так, Г.-Д. Шмидт постулирует наличие тесной, экзистенциальной связи между изменениями, следующими друг за другом. А. Фламмер пишет, что развитием следует считать только такие изменения, которые вле­кут за собой новые изменения («лавина изменений»).

В этом опреде­лении проводится идея эволюционной преемственности изменений.

Изменения, происходящие в развитии, могут быть: 1) количествен­ными/качественными, 2) непрерывными/дискретными, скачкообраз­ными, 3) универсальными/индивидуальными, 4) обратимыми/нео­братимыми, 5) целенаправленными/ненаправленными, 6) изолиро­ванными/интегрированными, 7) прогрессивными (эволюционными)/ регрессивными (инволюционными).

Кроме того, развитие может рас­сматриваться в разной временной размерности, образуя изменения на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях.

1.2. Задачи возрастной психологии

Как и любая наука, возрастная психология несет функции описа­ния, объяснения, прогноза и коррекции. Применительно к психическому развитию эти функции выступают в качестве конкретных научных (теоретических) и практических задач.

Теоретическими задачами, т. е. общими целями, которых наука стремится достичь, являются следующие:

1. Описание развития. Предполагает представление феноменологии процессов развития во всей полноте (с точки зрения внешнего пове­дения и внутренних переживаний).

2. Объяснение развития. Означает выявление причин, факторов и усло­вий, повлекших за собой наступившие изменения в поведении и пе­реживании. В основе объяснения лежит схема причинно-следствен­ной связи, которая может быть строго однозначной (что встречается чрезвычайно редко), вероятностной (статистической, с разной сте­пенью отклонения) или вообще отсутствовать. Она может быть оди­нарной (что встречается очень редко) или множественной (что обычно и имеет место при изучении развития).

11 стр., 5389 слов

Вопросы психологии. № 4 1999 с.3−15. Логико-семантический анализ концепции л.С.Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических ф

Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ концепции л.С.Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших ... тип деятельности", "низшие формы поведения". Это понятие практически без изменений сохранено А.Н. Леонтьевым (см. [8; 296-297]). ... законодательстве? В текстах Л.С. Выготского прямых ответов на подобные вопросы не найти. Тем не менее проведенный логико- ...

3. Прогноз развития. Отвечает на вопрос «к чему приведут данные условия?», указывая на те следствия, которые вытекают из данной причины. Таким образом, если в объяснении развития мысль дви­жется от следствия к причине, то в прогнозе развития — от причины к следствию. Это значит, что при объяснении наступивших изменений исследование начинается с их описания и продолжается переходом к описанию возможных причин и их связи с наступившими изменениями. При прогнозе же исследование начинается также с опи­сания наступивших изменений, но они рассматриваются уже не как следствие, а как причина возможных изменений, описание которых и нужно составить. Прогноз развития всегда носит гипотетический ха­рактер, так как основывается на объяснении, на установлении свя­зей между наступившим следствием и возможными причинами. Если эта связь установлена, то факт ее существования позволяет считать, что совокупность выявленных причин с необходимостью повлечет за собой следствие. В этом и заключается смысл прогноза.

4. Коррекция развития. Это управление развитием через изменение возможных причин. Поскольку развитие есть ветвящийся процесс, имеющий узлы качественных и линии количественных изменений, постольку возможности коррекции теоретически неограниченны. Ограничения накладываются здесь в боль­шей степени возможностями описания, объяснения и прогноза, которые поставляют информацию о характере происходящих процессов и природе объекта в целом. Важно отметить особое место прогноза и кор­рекции развития при решении прикладных задач психологии развития.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... на свободу, на развитие своих способностей; способ отношения к человеку как к цели. Вопрос 46. Детерминизм – это: - основополагающие ... от направленности мышления философов. - философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время. - философия ... - все перечисленные. Вопрос 34. Что же является критерием истины: - в истории философии нет однозначного ответа и единой позиции. ...

Полученные теоретические знания и вырабо­танные методы используются в прикладных сферах, решая практические задачи возрастной психологии. Л. Монтада пред­лагает выделять следующие основные практические задачи возрастной психологии:

1. Ориентация в жизненном пути. Данная задача предполагает ответ на вопрос «что имеем?», т. е. определение уровня развития. Пос­ледовательность возрастных изменений в виде описания количествен­ных функций развития или качественных ступеней развития являет­ся классическим вопросом психологии развития. На этой основе вы­страиваются статистические возрастные нормы развития, благодаря которым можно дать общую оценку хода развития как в индивиду­альных случаях, так и применительно к различным учебным и воспитательным вопросам. Так, например, зная, какие задачи самосто­ятельно решают дети 7 лет, можно определить, находится ли конк­ретный ребенок ниже, выше или вровень с нормой. Одновременно можно определить, соответствуют ли учебные и воспитательные тре­бования данной норме самостоятельности.

2. Определение условий развития и изменения. Эта задача предпо­лагает ответ на вопрос «как это возникло?», т. е. каковы причины и условия, приведшие к данному уровню развития. Объяснительные модели психологии развития ориентированы, прежде всего, на анализ онтогенеза свойств личности и ее нарушений с учетом установок, среды развития, взаимодействия с воспитателями, особых событий, а также — как идеальный случай — взаимодействия всех этих перемен­ных. При этом психологов интересуют не столько кратковременные, сколько долговременные влияния факторов развития. Учитывается также кумулятивный характер влияния факторов развития и дискретный ха­рактер причинно-следственных связей. Знание условий позволяет за­держать нарушения хода развития (профилактика) и принять соответ­ствующие решения для оптимизации хода развития. Особое значение для получения требуемого эффекта имеет определение соответствия условий развития и возможных вариантов вмешательства наличному уровню развития индивида, его личностным свойствам.

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

... заданий и вопросов, которые бы отражали содержание целогораздела или темы возрастной психологии. Например, после изучение темы:”Развитие личности ... результатам.  К таким задачам можно отнести поиски ответов,когда требуется разрешить конкретную ситуацию.  Ситуация 1 ... время, но и наособенности психики, которые только ещескладываются в перспективе, т.е. предвидеть развитие ребенка. ***  В ...

3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. Дан­ная задача предполагает ответ на вопрос «что будет, если???», т. е. про­гноз не только хода развития, но и предпринятых мер вмешательства. Многие мероприятия в практике учебной и воспитательной рабо­ты — явно или неявно — предполагают прогноз дальнейшего разви­тия. Так, например, право заботы о ребенке после развода родителей сохраняется за матерью только в том случае, если считается, что так будет лучше всего для дальнейшего развития ребенка. Чтобы делать такие прогнозы, необходимы знания о стабильности или нестабиль­ности свойств и условий развития как личности самой по себе, так и личности в группе. Ввиду многочисленности привходящих факторов такого рода психологические прогнозы зачастую бывают ошибочными.

4. Объяснение целей развития и коррекции. Эта задача предполага­ет ответ на вопрос «что должно быть?», т. е. определяет, что возмож­но, реально, а что должно быть исключено. Как эмпирическая наука психология развития нейтральна по отно­шению к социальному заказу, общественному и личному мнению. Поэто­му она способна и обязана им противостоять, если это противоречит установленным фактам и закономерностям. Вместе с тем она выпол­няет функцию обоснования тех или иных предложений и проектов, если они согласуются с ее знаниями. И, наконец, она выступает ини­циатором коррекции уже принятых решений, если исследования показывают их необоснованность. Ложно установленная норма раз­вития приводит к существенным искривлениям в практике учебной и воспитательной работы.

5. Планирование коррекционных мероприятий. Данная задача пред­полагает ответ на вопрос «как могут быть достигнуты цели?», т. е. что нужно сделать, чтобы получить от вмешательства ожидаемый эффект. Коррекционные мероприятия нужны только в том случае, если не достигнуты поставленные цели развития, если не осилены задачи развития или есть налицо факт, что условия развития ведут к неже­лательному его ходу. Здесь следует различать: 1) цели развития само­го индивида; 2) потенциалы развития самого индивида; 3) соци­альные требования к развитию; 4) возможности развития. Соответ­ственно, и коррекционные мероприятия должны дифференцироваться по их назначению. Нередко между этими целями имеет место расхож­дение, которое и должно быть объектом коррекции. Целью запланированной коррекции может быть профилактика нарушений разви­тия, коррекция развития или оптимизация процессов развития. В лю­бом случае должны быть приняты обоснованные решения о том, когда вмешательство обещает быть успешным, куда оно должно быть при­ложено и какой метод следует выбрать.

4 стр., 1656 слов

Основные стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву

... Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие ... частности, человекообразные обезьяны и человек Список использованной литературы Гальперин П.Я.Введение в психологию: Учеб.пособие для вузов ... Например, возникновение зрительного образа восприятия у взрослого человека связано с интеграцией информации, поступающей от зрительной сенсорной ...

6. Оценка коррекции развития. Эта задача предполагает ответ на вопрос «к чему это привело?», т. е. что дали коррекционные меропри­ятия. Современная возрастная психология воздерживается от скоропа­лительной оценки эффективности тех или иных коррекционных воз­действий. Она считает, что действительная оценка может быть полу­чена только в результате продолжительного наблюдения за индивидом, в ходе которого должны быть установлены как позитивный эффект, так и побочные влияния. Считается также, что оценка эффективнос­ти во многом определяется той научной парадигмой, которой при­держивается психолог.

1.3. Принципы возрастной психологии

В психологии существует несколько методологических принци­пов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них яв­ляются принципы детерминизма, системности и развития.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические яв­ления связаны по закону причинно-следственных отношений, т. е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, кото­рая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.

В психологии существо­вало несколько подходов к объяснению возникающих связей. Еще в античности ученые впервые заговорили о детерминизме, о существовании всеобщего закона, Логоса, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять. Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детер­минизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяс­нены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механи­ческой природе поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положениях основа­теля ассоциативной психологии Д. Гартли, который считал, что ас­социации и в малом (психика) и в большом (поведение) кругах формируются и развиваются по законам механики Ньютона. Отголос­ки механического детерминизма можно найти даже в психологии начала XX в., например, в теории энергетизма, которую признавали многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например, в идее о том, что положительное подкреп­ление усиливает реакцию, а отрицательное ослабляет.

Но еще большее влияние на развитие психологии оказал биоло­гический детерминизм, который возник с появлением теории эво­люции. В этой теории развитие психики определяется стремлением к адаптации, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем ус­ловиям, в которых оно живет. Тот же закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления при­нимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который можно назвать психо­логическим, исходит из того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понима­ния цели в античности, когда она считалась заданной внешней по отношению к человеку силой, в данном случае цель присуща само­му содержанию души, психики конкретного живого существа и оп­ределяет его стремление к самовыражению и самореализации — в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие про­цесс становления личности. Таким образом, культура считается одним из самых значимых факторов, влияющих на развитие психи­ки, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духов­ных ценностей и качеств, а также как члена общества. Психологи­ческий детерминизм, кроме того, предполагает, что процессы, про­исходящие в душе, могут быть направлены не только на приспо­собление к среде, но и на противостояние ей — в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благода­ря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерми­низма, изучение психологами этих связей и их свойств имеет дли­тельную историю.

Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, рассматривали психику как сенсорную мозаику, которая состоит из нескольких элементов — ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи назвали элементаризмом.

Функциональный подход, в котором психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т. д.), появился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом было доказано, что психические процессы (память, восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации эти блоки действуют по законам механики (как отдельные части сложной машины) или по законам биологической адаптации, связывая единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т. е. каким образом недостатки в работе одних отделов могут компенсироваться нормальной работой других (например, плохой слух — развитием тактильных или вибрационных ощущений).

Именно это и объясняет принцип системности, который пред­ставляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психи­ки предполагает ее активность, так как только в этом случае воз­можна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понима­нии психики не противоречит осознанию ее целостности, идее «хо­лизма», так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.

Ведущим для той области психологии, изучающей генезис психики, является принцип развития, который утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адек­ватным способом ее изучения является исследование закономерно­стей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наи­более распространенных психологических методов относится имен­но генетический.

Выше уже говорилось о том, что идея развития пришла в психо­логию с теорией эволюции, доказывающей, что психика изменяет­ся вместе со средой и служит для адаптации организма к ней. Анг­лийский психолог Г. Спенсер впервые выделил стадии развития пси­хики. Он изучал генезис психики, исходя из того, что психика чело­века есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу, а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни — ощущение, развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие собой взаимосвязанные уровни становления сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде.

К ним относятся:

сознание <—> поведение,

ощущение <—> рефлекс,

чувства <—> инстинкт,

память <-> навык,

разум <-> волевое поведение.

Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал главное зна­чение разума: он лишен тех ограничений, которые присущи низ­шим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, глав­ным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей для психоло­гии развития в первой половине XX в.

1.4. Разделы возрастной психологии

В соответствие с делением онтогенеза на возрастные периоды, выделяют следующие разделов возрастной психологии:

  • Детская психология;
  • Подростковая психология (психология отрочества);
  • Юношеская психология;

Часто эти два раздела объединяют в один — подростковая и юношеская психология.

  • Психология взрослого человека (психология зрелости) включает также акмеологию (отрасль науки, изучающая вершину жизни, период расцвета личности, которая приходится на период зрелости);
  • Геронтопсихология (часть геронтологии — науки о старении и старости, изучающая психологические особенности пожилых людей).

Раньше считалось, что существенные сдвиги в психике человека происходят до периода юности (развитие, прогресс) и в старости (регресс); зрелость считалась стабильным периодом с неизменными личностными качествами. Поэтому целесообразным считалось изучать детство, отрочество и юность и именно в этих разделах возрастной психологии накоплено больше всего информации. В последнее время считается, что личностные изменения происходят в течение всей жизни. Балтес предлагает всевозрастной подход в психологии развития, т. е. исследование изменчивых и неизменных компонентов на протяжении всей жизни человека. Его основами служат работы Э. Эриксона, Ш. Бюлер, К. Юнга, а причинами начала эмпирических исследований в последние десятилетия являются:

  • Демографические изменения в мире и особенно в развитых странах (происходит постарение населения этих стран, т. е. растет доля пожилых людей в общем числе населения);
  • Возникновение геронтологии;
  • «Постарение» испытуемых лонгитюдных исследований детского развития начал и середины XX века.

Принципы всевозрастного подхода:

  1. Всевозрастность развития (подразумевает продолжение развития в течение всей жизни).
  2. Многонаправленность развития или вариативность в направленности изменений (утверждается, что в процессе онтогенеза некоторые системы совершенствуются, другие регрессируют).
  3. Развитие как «приобретения-потери» (включает в понятие «развитие» не только прирост, приобретения, но и регресс, потери).
  4. Пластичность развития (в зависимости от условий и опыта развитие может принимать разные формы, следовательно, нужно исследовать степень и ограничения пластичности).
  5. Исторически-культурная обусловленность развития (приводит к необходимости исследований влияния типа социо-культурных условий на развитие).
  6. Контекстность как парадигма (означает учет при исследовании развития трех взаимодействующих групп факторов: возрастных, исторически-культурных и индивидуальных).
  7. Развитие как междисциплинарный объект (каждая из наук — антропология, биология, социология, различные направления психологии — лишь частично раскрывают закономерности развития).

В связи с широкомасштабным введением всевозрастного подхода в практику исследований началось интенсивное изучение людей зрелого и пожилого возраста.

1.5. Связи возрастной психологии с другими науками

В последние десятилетия возрастная психология изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой — сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное содержание.

Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны, прежде всего, для понимания пренатального развития и последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних осно­ваний, а также для оценки влияния физиологических изменений на социально-психологические особенности в подростковом возрасте и старости. Они играют значительную роль при анализе адаптивных воз­можностей новорожденных, а также общего физического и мотор­ного (двигательного) развития, особенно в его отношении к после­дующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эн­докринных желез. Кроме того, открытия биологии имеют особое зна­чение для понимания проблематики «субъект—среда», т. е. объясне­ния сходства и различий в развитии разных индивидов.

Этология. Значение этологии, или сравнительного изучения по­ведения, значительно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимо­действии среды и индивида (например, изучение импринтинга).

Не менее ценной является методическая возможность проводить наблю­дения и эксперименты на животных, и особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений. Возможность переноса на человека результатов, полученных на жи­вотных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития.

Культурная антропология и этнология. Предметом изучения культурной антропологии и этнологии являются надкультурные универ­салии и межкультурные различия в поведении и переживании. Эти дисциплины позволяют, с одной стороны, проверить закономерности, выявленные в американо-европейской культурной среде, на дру­гих культурах (например, восточно-азиатской) и, с другой — благо­даря расширению культурной среды — выявить межкультурные разли­чия, обусловливающие разное протекание процессов развития. Осо­бое значение в последние годы приобретает изучение детского фольклора (субкультуры).

Социология и социальные дисциплины. Эти науки обретают свое значение для возрастной психологии как за счет определенных теорети­ческих посылок (ролевая теория, теория социализации, теории обра­зования установок и норм и т. д.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, а так­же за счет исследования социально-экономических условий развития.

Психологические дисциплины. Науки психологического цикла наи­более тесно связаны с возрастной психологией. Общая психология рассматривает понятия, используемые затем в возрастной психологии, а также позволяет лучше понять психичес­кие процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т. д. Педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогичес­кую практику, процессы обучения и воспитания, вне которых не может происходить развития, и которым, в свою очередь, возрастная психология предоставляет знания для их оптимизации. Клиническая (меди­цинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены. Психодиагностика идет рука об руку с психологией развития в обла­сти адаптации и применения диагностических методик в сравнитель­ном анализе интеллектуального, личностного и т. д. развития и для определения возрастных норм развития. Можно обнаружить связи психологии развития с психологией творчества и эвристических процессов (по линии одаренных и опережающих норму развития детей); психологией индивидуальных различий и др. В последние годы нара­стает объем взаимодействия психологии развития с патопсихологией (олигофренопсихология, детские неврозы) и дефектологией (работа со слабослышащими и слабовидящими детьми, детьми с задержка­ми психического развития и т. д.).

Можно обнаружить пересечение возрастной психологии с психогенетикой, психолингвистикой, психосемиотикой, этнопсихологией, демографией, философией и др. Почти все прогрессивные и интерес­ные работы в возрастной психологии, как правило, выполняются на стыке дисциплин.

Выводы:

  1. Предметом исследования возрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути. Развитие на разных этапах становления этого понятия рассматривалось как рост, созревание, совершенствование, дифференциация, научение, запечатление, социализация.
  2. Теоретическими задачами возрастной психология являются описание, объяснение, прогноз и коррекция процессов развития. Практическое применение знаний по психологии развития свя­зано с решением шести основных задач: ориентация в жизнен­ном пути; определение условий развития и изменений; прогноз стабильности и изменчивости свойств личности; объяснение це­лей развития и коррекции; планирование коррекционных ме­роприятий; оценка коррекции развития.
  3. Основными принципами возрастной психологии являются принцип детерминизма, принцип системности и принцип развития.
  4. Возрастная психология делится на детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию зрелости и геронтопсихологию.
  5. Возрастная психология имеет многочисленные связи с другими науками и содержит множество работ, выполненных на стыке дисциплин.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector