Биографический метод в психологии развития

Введение

Психологическое исследование на основе биографического метода есть исследование самого бытия личности. Согласно Б.Г. Ананьеву, в психологии целесообразно биографическое изучение личности как род исторического исследования, поскольку личность развивается в процессе личной истории, по мере свершения своего жизненного пути. Сопряженность личности и ее жизненного пути позволяет развернуть целую область исследований, которую Б.Г. Ананьев назвал генетической персоналистикой (она же биографика), – это «теория и метод биографического исследования жизненного пути человека, основных событий, конфликтов, продуктов и ценностей, развертывающихся на протяжении жизни человека в данных общественно-исторических условиях». Для развертывания биографических исследований нужен адекватный метод, а именно биографический – «собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекте деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т.д.)».

Психобиографическое исследование направлено на психологические механизмы и законы социального поведения и жизнетворчества на жизненном пути. Особое значение биографический метод имеет в деле изучения личности-индивидуальности, ее характера, таланта и жизненной философии. «Личность раскрывается в своей биографии. Она открывает себя, свое “так-бытие”, свою уникальную сущность только биографическому объяснению, не поддаваясь прямому анализу. В конечном счете, биография – это не что иное, как объяснение личности во времени».

Словарь «Психология» 1990 г. содержит следующую характеристику биографического метода (методов): «Способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности… основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной и духовной жизни, природной и социальной среды».

Специфика биографического метода обнаруживается в его теоретической основе, понятийном аппарате, адекватном жизненному пути личности. Своеобразна и его операциональная сторона, конкретные методики сбора, обработки и интерпретации биографических данных о личности. Биографический метод имеет длительную, богатую историю, которую творили философы историки, социологи, искусствоведы, науковеды и, конечно, психологи. В ряду тех, кто внес существенный вклад в развитие биографической психологии в ХХ в., стоят психологи Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Рыбников (СССР – Россия), Зигмунд Фрейд, Шарлотта Бюлер (Австрия), Альфред Адлер, Ганс Томэ (Германия), Абрахам Маслоу, Генри Мюррей, Гордон Олпорт (США) и др. В настоящее время этот метод привлекает все большее внимание исследователей разных специальностей, так что стало возможным говорить о «биографическом повороте» в гуманитарных науках. Нечто подобное намечается и в психологии в связи с возрастанием интереса к индивидуальности в русле психологической антропологии.

6 стр., 2702 слов

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

... как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, ... чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как ...

Данная работа имеет цельюобозначить основные вехи, главные направления и достижения в развитии биографического метода психологии в ХХ столетии.

 

Биографический метод

 

Биографический метод является типично гуманитарным. Он пришел в психологию из исторической науки и литературоведения. Современный психолог-биографист может поучиться у историков приемам работы с текстовыми и вещественными источниками информации о былом. В историческом источниковедении разработаны классификации мемуарных документов, методы критики источников, текстологического анализа (так называемые внешняя и внутренняя критика).

В исторической науке выделяют разные формы мемуарных источников: воспоминания о жизненном пути в целом (жизнеописания), воспоминания об отдельном периоде жизни, дневники и записи по свежим следам событий, литературная запись-произведение, написанное писателем (журналистом) по воспоминаниям и письменным документам участника событий от его имени. К мемуарным источникам относятся письма, воспоминания о современниках, некрологи и т.д. Сведения о личности автора мемуаров имеют для историка вспомогательное значение как условие критического анализа данных. При этом учитывают компетентность, мотивацию, эрудицию мемуариста, чтобы более объективно интерпретировать его воспоминания.

Теоретические вопросы методологии истории, такие, как определение понятий «исторический процесс», «событие», «исторический факт», познаваемость прошлого и объективные критерии истины, специфика исторического познания, имеют близкое отношение к разработке теоретических основ биографического метода. Чтобы психолог мог изучить личность по фактам ее жизненного пути, надо сначала восстановить картину жизни, прошлое этой личности. Поэтому творческое применение принципов исторического исследования (воспроизведение исторической действительности во всей ее конкретности и неповторимости, отбор фактов, пропорциональность в описании отдельных периодов, учет субъективного аспекта событий) – необходимое условие психологического биографического исследования.

Как в истории, так и в литературоведении биографический метод обращен к жизни выдающихся людей. Методическая сторона биографирования здесь родственна историческому источниковедению. Описаны разные виды личных документов, раскрыто их значение для литературоведения, определены правила работы с личными документами и написания биографии. Техника личных документов разрабатывается не только в связи с биографическим исследованием, но и в целях проникновения в творческую лабораторию писателя. Воссоздание картины творческого процесса опирается на такие документы, как письма, дневники, записные книжки, свидетельства окружающих.

В социологии биографический метод (часто его здесь называют методом личных документов) используется уже около 100 лет. В тридцатые годы ХХ в. он играл главную роль в Чикагской социологической школе. С помощью биографического метода в социологии изучают социальную обусловленность жизненного пути, коллективное историческое сознание, то, как происходит социализация личности и интернализация культуры. Среди новых тем находим такие, как распространенность биографических занятий в обществе, поколенческие различия в образе жизни, изменения в общественном и личном сознании в результате резких социальных изменений, новые модели репродуктивного поведения людей и др. Происходит институционализация биографической, если можно так сказать, социологии. В Международной социологической ассоциации существует секция биографических исследований. В университете Восточного Лондона работает Центр биографии и социальной политики, а в Бременском университете (Германия) – Институт прикладных биографических исследований. В социологической литературе даны характеристики биографическому методу и указано его место в системе других методов. Я. Щепаньский определяет его как метод личных документов – «способ исследования, когда обобщаются высказывания людей об их участии в событиях».

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, ... методы); • моделирование; • биографический метод. 3. По способу обработки данных: • методы математико-статистического анализа данных и • методы качественного описания. 4. К интерпретационным: • генетический (фило- и онтогенетический) метод; • структурный метод ...

По мнению социологов, спонтанные личные документы предоставляют исходный материал для подхода к новой проблеме, для постановки гипотез, определения значимых переменных, т.е. они особенно ценны на первом этапе исследования. Далее личные документы позволяют углубить знания о социальных явлениях за счет освещения субъективной их стороны. Часто жизненные описания используются в качестве иллюстрации теоретических положений. При соотнесении биографического материала с данными других методов взаимно усиливается их обоснованность и, следовательно, достоверность. Методологи отмечали в качестве особенности биографического метода то, что он отражает многообразие социальной действительности, процессы в социальной группе, не доступные постороннему наблюдателю.

Первые исследования в социологии с применением метода личных документов были проведены американскими социологами В. Томасом и Ф. Знанецким (W. Thomas, F. Znaniecki, 1918–1921), Х.Д. Лассвеллом (Lasswell, 1926), Р. Анджелом (Angel, 1936), К.Р. Шоу (Show, 1938), Дж. Доллардом (Dollard, 1938).

Достижения в гуманитарных науках повлияли на развитие биографического метода в психологии. В то же время психология, особенно психоанализ З. Фрейда, повлияла на смежные отрасли науки и внесла свой вклад в развитие биографического метода.

В психологии биографический метод многим обязан психоанализу. Для З. Фрейда и его последователей воспоминания пациентов о прошлой жизни и особенно о детских впечатлениях были главным материалом для изучения и коррекции личности. Есть мнение, что «биографическая реконструкция есть изначальная цель психоаналитического процесса, и психоанализ как генетическая психология есть по существу наука биографии». Психоаналитические биографии стали весьма распространенным явлением. В психоаналитическом ключе созданы биографии М. Ганди, М. Лютера, В. Вильсона и других деятелей политики и культуры ХХ в. и более давних времен. Привлекали внимание психоаналитиков русские писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Интерпретационные схемы психоанализа в более или менее модифицированной форме применяются не только фрейдистами и неофрейдистами, но и психологами других направлений.

5 стр., 2293 слов

Тема 2.. Методы психологии. Биографический метод

... Тесты. Биографический метод. План изучения темы Методы возрастной и педагогической психологии в решении задач профессиональной деятельности социального работника. Кросс-культурный метод исследования в возрастной и педагогической психологии, его возможности и ограничения. Биографический метод, ...

Интерес к биографическим исследованиям усилился в 20–30-е гг. ХХ в., особенно в Германии. Биографический метод, претендующий на проникновение во внутренний мир индивидуальности, использующий жизненные данные о саморазвитии личности, был взят на вооружение гуманистическими психологами и существенно обогащен в теоретическом и методическом отношении. Но все же и в западно-европейской, и американской психологии вплоть до 70-х гг. ХХ в. биографический метод находился на периферии научных исследований.

Ценность биографического метода для психологии первым в России обосновал психолог Николай Александрович Рыбников (1880–1961), который выступил активным пропагандистом и разработчиком биографического метода в разных областях психологии. Еще в 1917 г. вышла его статья «Биографический метод в психологии», в которой он наметил основные направления его использования и формы. Ему принадлежит идея и первый опыт создания Биографического института, в котором коллекционировались и изучались личные документы простых людей как свидетельства истории и уникальные источники психологического познания. В последующие годы он написал ряд работ, специально посвященных биографическому методу. Он предпринимал опыты биографического исследования, в том числе попытался использовать автобиографии рабочих в целях психологии, изучал детей и подростков с помощью биографического метода, собирал дневники родителей и другие личные документы, написал историю своей семьи и предков. К сожалению, биографические идеи Н.А. Рыбникова не получили в его время поддержки и не привлекли последователей.

В России–СССР в 20–30-х гг. авторы учебной литературы включают биографический метод в перечень методов психологии, но в более поздних учебниках он редко упоминается, а биографические материалы встречаются преимущественно в качестве иллюстраций в характерологии или клинической психологии.

В трудах С.Л. Рубинштейна «Основы психологии» (1935), «Основы общей психологии» (1940), «Человек и мир» (1973) были поставлены и рассмотрены экзистенциальные проблемы человека, имеющие большое значение для формирования теоретических основ биографического метода. Впоследствии его идеи о жизни и личности как субъекте жизнедеятельности получили блестящее развитие в исследованиях К.А. Абульхановой и ее учеников.

В 30–40-е гг. Б.Г. Ананьев обратился к проблеме жизненного пути в связи с характерологическими исследованиями. Он понимал жизненный путь как особую социально-историческую форму индивидуального развития личности. Неслучайно возрождение биографического метода в СССР началось в научной школе Б.Г. Ананьева на рубеже 60–70-х гг. и совпало с подъемом биографических исследований в мировой психологии и социологии. В то время Б.Г. Ананьев организовал комплексные исследования развития индивидуальности и разрабатывал вопросы их методологии. В этой связи он обратился к биографическому методу, который был призван завершить систему методических средств комплексных исследований и дать возможность найти истоки актуальной структуры личности в ее жизненной истории.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... и личность. Решающую роль в развитии психики человека играют соц-е факторы. 4. Понятие о личности. Становление личности и самосознания в онтогенезе. Проблемы социальной психологии личности. Структура самосознания Личность - субъект социокультурной жизни, имеющий ...

В истории биографического метода исключительное место занимает Шарлотта Бюлер, германо-австрийский и американский психолог, исследователь и психотерапевт, одна из основателей гуманистической психологии. Суть психологобиографических исследований Ш. Бюлер отражена в названии ее книги «Жизненный путь человека как психологическая проблема», изданной в 1933 г. в Лейпциге. Изучение и анализ биографий производились по трем направлениям: 1) объек тивные события жизни, 2) творческие достижения (продуктивность), 3) состоя ния внутреннего мира – типичные для определенного возраста переживания. Эти данные Ш. Бюлер интерпретировала с позиций своей теории развития, в которой главой движущей силой выступало самосознание, точнее его функция самоопределения (Selbstbestimmung), поиска призвания. Жизнь человека рассматривается Ш. Бюлер в свете ее итогов, как реализация внутренней сути личности, ее интенционального ядра – Selbst («самость»).

Это духовное образование, имманентное человеку. Главной силой психического развития является врожденное стремление человека осуществить себя.

Понятие самоосуществления близко к понятию самоактуализации А. Маслоу, но Ш. Бюлер их различает. Самоосуществление – это «итог жизни или фазы жизни, когда ценности и цели, к которым стремился человек, осознанно или неосознанно получили адекватную реализацию». Но вместе с тем она рассматривает самоосуществление и как процесс, который в разные возрасты вы ступает то как хорошее самочувствие, то как переживание завершения детства, то как самореализация (в зрелости), то как исполненность (в старости).

Ш. Бюлер доказывает, что полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить такие цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути. Эта способность есть самоопределение (Selbstbestimmung).

В эмпирических исследованиях жизненного пути Ш. Бюлер и ее коллеги разработали и усовершенствовали конкретные методики сбора, обработки и представления биографических данных. При этом для количественной обработки использовались идея измерений жизни и графические способы описания общих закономерностей жизни («жизненные кривые»).

Большим вкладом в развитие биографического метода явилась обобщающая книга о личных документах Гордона Олпорта. В ней он подробно проанализировал все заметные публикации о биографическом методе (методе личных документов), описал мотивы создания личных документов типа дневников и мемуаров, основные достоинства и ограничения метода, наметил пути повышения его научности по строгим критериям достоверности, надежности и валидности. Он сам вместе со своими сотрудниками прибегнул к биографическому методу в конце 30-х гг., когда изучал психологические последствия фашистского переворота в Германии. Ученые собрали и подвергли контент-анализу десятки автобиографических сочинений беженцев из фашистской Германии, прибывших в США. Исследователи задались вопросом о влиянии катастрофической социальной ситуации (фашистская диктатура) на развитие личности. Они пришли к выводу, что психологические изменения зависели от тенденций самой личности. Не были обнаружены коренные перевороты во внутренней ее структуре, социальная катастрофа лишь заострила присущие личности тенденции и в большей степени затронула политические взгляды, мировоззрение в целом, нежели характер и темперамент. В сороковые годы в школе Г. Олпорта было проведено исследование структуры сознания индивидуальности одной женщины по ее личным письмам за 11 лет (так называемые «письма Дженни»).

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... содержание и новые формы своего проявления. На начальных этапах развития противоречия между различными тенденциями, возникающими в жизни личности, ею не осознаются, они для нее еще не существуют. ... ­ными победами над внутренними трудностями. В развитии личности возникают противоречия между до­стигнутым ею уровнем психического развития и образом ее жизни, занимаемым ею местом в системе общественных ...

Внимание к индивидуальности и ее внутреннему миру характерно для Г. Олпорта как одного из основателей гуманистической психологии.

 

Биографический метод в психологии развития

Современная психология индивидуального развития охватывает все возрастные этапы и рассматривает жизненный путь как форму развития личности. Биографический метод позволяет ретроспективно изучать людей на больших отрезках времени жизни и в этом отношении может отчасти заменить трудоемкий и дорогой лонгитюд. Он также входит в состав комплексных лонгитюдных исследований, проводимых в США в некоторых научных центрах начиная с 1920-х гг., и в России в школе Б.Г. Ананьева в 60–80-е гг. Всевозрастная психология была поставлена в повестку дня науки еще Н.А. Рыбниковым в 20-е гг. В этой связи он писал о биографическом методе, что он «в первую очередь должен быть использован для изучения возрастных особенностей растущего, зрелого и угасающего человека для целей выяснения диапазона возрастной изменчивости в зависимости от факторов социогенного характера». В возрастной психологии в начале века использовались дневники и другие биографические документы для изучения возрастных особенностей душевного мира юношества. Известны в этом плане работы немецких ученых В. Штерна, Ш. Бюлер. К биографическим документам относятся дневники родителей, содержащие наблюдения за развитием детей в семье.

В школе Г. Мюррея биографическому методу отводили особое место. Последователь Г. Мюррея – Д. Левинсон провел биографическое исследование развития личности путем интервьюирования 40 взрослых людей. Ему удалось выявить структуру жизненного цикла и выделить фазы – «эры». В каждой из них человек производит специальную работу по упорядочиванию структуры собственной жизни в новых обстоятельствах развития (вероятно, с учетом возрастных возможностей).

Оформление новой структуры жизни занимает 6–7 лет, потом она снова подвергается пересмотру и изменению. Эти перестройки составляют сущность переходных периодов между фазами жизненного цикла. В эти периоды человек делает жизненные выборы, определяющие ход жизни в следующей фазе. По мнению Д. Левинсона, изменения в структуре жизни имеют сложную биопсихосоциальную природу и не могут быть адекватно изучены при монодисциплинарном подходе. (Последний, методологический, вывод хорошо согласуется с высказанной много раньше идеей Б.Г. Ананьева о необходимости комплексного полидисциплинарного подхода к исследованию развития личности в целях ее психологического познания.)

Современная психология развития обогатилась результатами исследований германского психолога Ганса Томэ. Он провел многолетний психологический мониторинг личности в Германии, интересуясь механизмами их адаптации к меняющимся условиям исторической эпохи, а следовательно, и развития в связи с этими изменениями. Г. Томэ и его сотрудники разрабатывают биографически обоснованную когнитивную теорию личности. Используя биографические методы, он установил репертуар поведенческих моделей личности для преодоления трудностей жизни, так называемые техники бытия. Всего их найдено примерно 20–25, например, «установление социальных контактов», «приятие жизненной ситуации по принципу “у других бывает и хуже”», «идентификация с целями и судьбами других людей», «надеяться», «корректировать свои ожидания», «искать помощь у других». Именно биографический подход оказался адекватен решению проблемы, которая занимает Г. Томэ более всего, проблемы историзма психического развития личности. Поэтому ученый высоко ценит биографический метод и активно использует его в своих исследованиях в течение уже десятков лет. По его мнению, «биографический метод… который еще двадцать лет назад выглядел более или менее “экзотическим” разделом психологии личности, сегодня для многих стал незаменимым инструментом…».

11 стр., 5014 слов

Понятие личности в психологии 4

... Таким образом. цель исследования: анализ понятия направленности личности в психологии Предмет исследования: направленность как свойства личности. Объект исследования: направленности личности в психологии. Задачи работы: 1. ... 22]. Специалисты выделяют виды направленности, которые охватывают основные сферы жизни человека, рассмотрим некоторые из них: 1. Личная направленность. Эта направленность ...

 

Биография и характер. Дифференциально-психологические биографические исследования

Биографический метод в дифференциальной психологии (характерологии) использовался довольно широко, во-первых, как анализ и математическая обработка жизнеописаний, созданных независимо от психолога в целях выявления общих закономерностей развития характера. Уже в начале ХХ в. Г. Гейманс (Германия) обработал опубликованные биографические статьи о 110 великих людях путем подсчета определенных высказываний о чертах их личности и таким образом пытался построить классификацию характеров, определить характерологические типы. Во-вторых, в целях характерологии психологи используют монографический вариант биографического метода в форме анамнеза, или жизненной истории как составной части «случая» (case study).

В.Н. Мясищев считал, что анамнез – это и метод, и материал, особенно ценный для характерологии. Ему было важно выявить устойчивость отношений, состояний, форм поведения в течение жизни одного человека, глубинные его мотивы. Он был убежден, что без истории жизни нельзя понять современного состояния личности и ее актуального поведения, что именно прошлое дает понять скрытые динамические пружины поведения в настоящем. «…Сведения о прошлом являются необходимыми для генетического объяснения, для проверки, дополнения и подтверждения того, что в настоящем устанавливает наблюдение, и для правильной оценки перспектив изучаемой личности. Он (анамнез. – Н.Л.) вскрывает самый процесс формирования личности и дает важный для понимания ее особенностей дополнительный материал, который не может быть выявлен в процессе исследования ни по условиям стадии ее эволюции, ни по условиям внешней обстановки.

На биографическом материале построены характерологические исследования В.С. Мерлина, посвященные проблеме жизненного кризиса вследствие тяжелого военного ранения людей – участников Великой Отечественной войны. Жизненные истории были проанализированы с точки зрения роли направленности личности в решении кризисной ситуации и дальнейшего устройства жизни, а следовательно, в определении самой личностью хода собственного развития.

Грузинский психолог В.Г. Норакидзе с помощью биографического метода обследовал 200 здоровых и больных людей в целях характерологии. Он давал изучаемым лицам задание написать в течение двух часов автобиографию по схеме, включающую вопросы о семье, местожительстве, а также описание самого раннего воспоминания, самохарактеристики, сведения об учебе, общении, поведении, склонностях и проч. В.Г. Норакидзе также проводил клинико-биографическую беседу. При этом задавались вопросы вроде: «Ваша самая большая ошибка в жизни? Ваш самый основной недостаток? Каким поступком вы гордитесь больше всего?». Особо надо отметить психобиографию выдающегося художника Ладо Гудиашвили, созданную В.Г. Норакидзе на основе биографических и некоторых других методов. Результаты номотетического и идеографического изучения характера позволили разработать типологию характера и дать объяснение природы характера с точки зрения теории установки. В.Г. Норакидзе пришел к выводу о том, что «часто имеет место удивительная целостность характера человека на протяжении всей его жизни, постепенное развертывание и становление “эскиза”, заложенного в периоде детства». Этот вывод перекликается с мнением Г. Томэ и других исследователей жизненного пути личности об устойчивости глубинных структур индивидуальности.

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, ... что будущее исследование должно продвинуть позже эту дихотомию и принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются ...

Описание отдельных личностей и их жизни на основе наблюдений, автобиографии, бесед с самим изучаемым и его окружающими присутствует в психологической науке как метод случаев (сase study).

В таком плане работали Генри Мюррей и его ученики (например, Роберт Уайт).

Для Г. Мюррея изучение личности и было изучением ее жизни. Он считал биографию самой важной проблемой, в рамках жизненной истории только и можно решать все более частные проблемы исследования личности.

С 80-х гг. биографическое изучение отдельных людей проводил американский психолог Алан Элмс (Alan Elms) и его сотрудники из Калифорнийского университета. Цель их работы состояла в глубоком и всестороннем понимании индивидуальности, конкретных случаев, а не общих закономерностей. Они надеялись на появление новых идей и гипотез относительно природы индивидуальности, провозглашали ценность индивидуального в психологическом познании. Опыт психобиографии позволил им сформулировать ряд требований, критериев и правил для создания индивидуальных жизнеописаний и психологического портрета личности конкретного человека.

В 60-х гг. в психологической школе Ленинградского университета индивидуальность была поставлена в центр комплексных исследований, проводимых по программе Б.Г. Ананьева. Здесь сочетались экспериментальные, диагностические и биографические методы, монографический подход и психологическая статистика. Были специально выполнены работы, посвященные отдельным методам, в том числе и биографическому. Сочетание разнообразных методов и, соответственно, данных об одном и том же человеке в принципе позволяло построить объемную картину индивидуальности, добиться при этом высокого уровня объективности. К сожалению, этот уникальный опыт психобиографии и психографии индивидуальности, опередивший сходные исследования за рубежом, не получил достаточного освещения в научной литературе и не известен иностранным ученым.

 

Биографический метод в психологии научного творчества

Современное науковедение интересуется творческой индивидуальностью ученого и так называемым личностным знанием. Исследователи науки обращаются к биографии ученого, поскольку личностный фактор в научном творчестве признается равноправной детерминантой, наряду с научно-социальной и предметнологической. Творческая индивидуальность ученого – несомненно, реальный факт, достойный специального изучения. Формы ее проявления различны: становление мировоззрения и выбор проблем для исследования под влиянием событий жизни, образ жизни в науке, индивидуальный стиль в изложении своих открытий. В этих и других феноменах проявляется неразрывная связь личной судьбы и научного творчества, целостность личности ученого.

3 стр., 1439 слов

Тема: «Методы исследования в психологии»

... некоторых признаков) - метод герменевтики 3. Этологические исследования – конкретная личность изучается в естественных условиях 4. Феноменологический метод – получение информации ... деятельности (праксиметрические методы), моделирование, биографический метод. 3. Методы обработки данных: методы математической статистики, качественного описания. 4. Интерпретационные методы: генетические (фило- и ...

Биографический метод в исследовании ученых и научного творчества стал разрабатываться в СССР в 70-е гг. во многом благодаря идеям и исследованиям М.Г. Ярошевского. В коллективной монографии «Человек науки» специально рассматриваются вопросы создания биографий ученых как важного раздела нау коведения и истории науки. В книге В.П. Карцева «Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований» содержится раздел о биографиях и автобиографиях ученых.

В психологии к указанной области можно отнести ряд эмпирических исследований ученых, выполненных американскими исследователями. Дж.A. Чемберс провел биографический опрос по вопроснику из 81 пункта и по 16 из них обнаружил значимые различия между выдающимися и заурядными учеными, по 30 пунктам – между химиками и психологами. Б. Эйдусон провел интервью с 40 учеными об особенностях их жизненного опыта. Ему удалось выявить некоторые общие моменты их биографий: раннее обнаружение высокого интеллекта, в детстве они мало увлекались детскими играми, многие пережили период одиночества, почти половина из выборки мало видели отца (рано умер или работал вдали от семьи), но отцы были интеллектуальными, увлеченными своей работой, поощряли умственные интересы своих детей. В ответах ученых мало теплых воспоминаний о родительской семье, но очень любовно они описывали мать. Оказалось, что многие из них еще в юности стали жить самостоятельно, рано покинули отчий дом. Изучение индивидуальных случаев не подтвердило мнение о большой роли учителя в развитии умственных интересов.

Американец С. Вишер в 1946 г. опрашивал американских ученых с целью определения факторов, влияющих на развитие таланта. Он собрал биографические данные от 2607 ученых, признанных ведущими в 12 областях науки (анатомия, антропология, астрономия, ботаника, химия, геология, математика, патология, физика, физиология, психология, зоология).

Американский психолог В. Деннис проанализировал 156 биографий ученых, описанных в биографическом словаре, и построил кривые их научной продуктивности. Ему удалось обнаружить корреляции между отдельными десятилетиями творческой деятельности по данному показателю. Известны исследования Х. Лемана, который по биографическим публикациям определял, в какие годы жизни ученые разных специальностей делают самые крупные свои открытия. Для этого он подсчитывал количество научных публикаций по пятилетиям жизни. На большом статистическом мате риале им установлено, что пик достижений ученых в среднем приходится на возраст 35–39 лет. К биографическому методу можно отнести интервью с выдающимися психологами ХХ столетия, проведенные и записанные на магнитофон американским исследователем Р.Дж. Ивансом (например, с Э. Фром мом).

Научные биографии ученых разных специальностей – постоянный жанр отечественных историко-научных и психологических исследований. На биографическом материале решаются задачи раскрытия закономерностей становления личности ученых, психологии открытия, социально-психологических факторов научного творчества, творческой индивидуальности человека науки. Эта и другие проблемы составляют предмет психологического науковедения.

 

Методические работы по развитию биографического метода

Наряду с биографическими исследованиями, посвященными различным проблемам психологии, осуществлялись работы, направленные на усовершенствование самого метода, упорядочение и обогащение его понятийного и операционального аппаратов, уточнение его статуса и раскрытие его научного потенциала. В руководствах по методам психологии приводятся некоторые эмпирические правила, повышающие научный потенциал биографического метода. Например, Л. Готтшалк указал пять признаков правдивости изучаемого человека, который выступает источником информации о лично пережитом. Дж. Доллард предложил семь критериев оценки автобиографических источников социологических данных.

Были проведены специальные методические эксперименты, доказывающие валидность биографических методов. А.А. Кроник, Е.И. Головаха, Р.А. Ахмеров также проводили специальные методические эксперименты, подтверждающие надежность их каузометрического метода, имеющего непосредственное отношение к биографическому методу в целом.

На собственном опыте биографирования мы сформулировали восемь принципов биографической процедуры, т.е. требований к организации такого рода исследования:

1. Комплексность процедуры, частичное дублирование информации разными методиками в целях повышения ее достоверности и надежности.

2. Методы должны отражать прошлое, настоящее и будущее изучаемого лица.

3. Начинать процедуру необходимо с более формальных методик, постепенно углубляясь в психологически-содержательные и интимно-личностные.

4. Темпоральность, привязка всех данных к временным датам.

5. Сочетание качественных и количественных, описательных и формализованных методов обработки.

6. Сочетание синтетических и аналитических методик.

7. Сочетание структурной и генетической интерпретации.

8. Сотрудничество с изучаемыми лицами. Они занимают позицию эксперта собственного жизненного пути.

В нашей диссертации были предложены новые биографические методики «Круг общения», «Впечатления», «События».

В исследовании Л.С. Кравченко был разработан и апробирован вариант интервью, который автором назван рефлексивным биографическим.

Эмпирически установлены особенности работы со свидетельствами современников. При этом полезно учесть, что: чем меньше промежуток времени между событиями и его письменной фиксацией, тем выше достоверность фактов; чем реже автор воспоминаний встречался с «персонажем», тем точнее он запомнил встречи и разговоры с ним; менее значительные по содержанию беседы передаются точнее, чем выдающиеся высказывания; к свидетельским показаниям профессиональных рассказчиков надо относиться более осторожно, чем к «наивным» свидетельствам.

Ввиду известного субъективизма личных документов и биографического метода в целом не раз вставал вопрос об их достоверности, надежности и валидности. Достоверность биографических источников определяется подлинностью документов, принадлежностью их лицам, которые были реальными участниками описываемых событий и имеют личные воспоминания о них. Достоверность метода повышается, если будут учтены мотивы создания личного документа, закономерности биографической памяти, закономерности общения исследователя и изучаемого. Надежность биографического метода понимается как согласованность оценок, предсказаний относительно личности и поведения изучаемого, сделанных разными экспертами на основе одного и того же комплекса полученного биографического материала. Надежность биографического метода возрастает при использовании количественных показателей, например, индексов контент-анализа. Проверка на надежность осуществляется при сравнении данных биографического метода с данными тестов или наблюдений и экспериментов относительно одного и того же лица. В комплексных исследованиях такая возможность имеется, т.к. все изучаемые проходят испытания по многим методикам и в их «досье» имеется множество данных. Валидность биографического метода понимается в биографическом исследовании как соответствие предсказаний экспертов, сделанных на биографическом материале, реальному поведению изучаемого в жизненных ситуациях или его ответов на тестовые задания.

Ученый, использующий биографический метод, должен концептуально ставить вопросы своего исследования и делать интерпретацию и выводы в рамках избранной концепции. Нужно строго следовать принципу доказательности своей интерпретации. Доказательства основываются на выверенных фактах и достоверных выводах исследования и соотносятся с гипотезами. Биографическое заключение о личности должно быть убедительным для читателя. В социологии и психологии указаны пути повышения объективности интерпретации биографических материалов. Это проработка максимально возможного количества биографических источников с точки зрения поставленной проблемы и гипотезы. При этом надо последовательно опираться на концептуальный аппарат избранной научной теории. Сначала надо добиться научной строгости в рамках избранной концепции, теории, а потом обратиться к самой теории и критически оценить ее. Возможно, что после проведенного исследования некоторые положения теории будут скорректированы или вообще устранены как неистинные. Необходимо использовать примеры из личных документов в качестве аргументов. Применять контент-анализ, корреляционный метод измерения зависимостей по биографическим данным. Проводить типологический анализ, устанавливая типы обстоятельств, ситуаций, событий, жизненных путей в целом.

Важнейшим средством повышения его научности по всем критериям является комплексность процедуры биографического исследования, т.е. использование не одного, а многих частных методов, многих видов личных документов, а также сравнительный анализ данных всех биографических источников. Надежность, валидность биографического метода повышаются в сочетании с другими методами, например, тестами. Если в центре внимания исследователя – индивидуальность и в его распоряжении самые разные методы ее исследования, то на основе таким образом полученных данных можно составить психографию о конкретном человеке, или описание «случая» (case study).

Заключение

 

Итак, биографический метод существовал и существует в психологии в разных формах в виде частных методик: биографическая анкета, биографическое интервью, контент-анализ биографических документов. Его используют в номотетическом и идеографическом планах, т.е. для исследования общих закономерностей жизни и развития личности и для изучения индивидуальности конкретного человека (анализ «случаев», написание жизненной истории, или психобиографии одного человека).

Жизненный путь выступает как предмет или чаще – объект биографического исследования. В первом случае исследователей интересуют закономерности развития личности на жизненном пути и целостный жизненный путь как форма социально-исторического существования личности в историческом времени (Ш. Бюлер, Г. Томэ, Б.Г. Ананьев).

Во втором случае биографические данные используются для выявления самых разных более специальных закономерностей, касающихся особенностей таланта, характера, возрастных фаз, малых и больших групп (в том числе этнических, маргинальных, преступных), личности политика и т.д.

Биографический метод применяется в общей, возрастной, дифференциальной, социальной, исторической, медицинской, психологии и в прикладных областях (работа с персоналом, сбор анамнеза в клинике, изучение личности преступника).

Растет интерес к биографическому методу, развиваются его теория и техника, повышается уровень его научности – надежности, валидности, доказательности, преодолеваются недостатки, такие, как описательность («журнализм»), субъективизм, трудоемкость, громоздкость. На наших глазах он перерастает в отрасль психологии – биографическую психологию. Складывается теория жизненного пути и личности как субъекта жизнедеятельности. При этом необходимо выравнивать пропорцию теории и фактологии, чтобы возникла полноценная психология развития личности – составная часть онтопсихологии.

В итоге векового развития в лоне психологии биографический метод обрел свой понятийный аппарат, включая понятия о событиях и фазах жизни, ситуации развития на жизненном пути, обстоятельствах, стратегии жизни, техник бытия, жизненной перспективы, трансспективы и др. Наиболее важным и специфическим является понятие «событие жизни». Намечено понятие «биографический хронотоп», которое характеризует конкретные обстоятельства времени и места жизни личности. Биографическая психология и биографический метод опираются на представления о времени жизни как разновидности исторического времени. Столетие активных биографических исследований в психологии и смежных нау ках обогатило операциональный аппарат биографического метода. В психобиографических исследованиях используются контент-анализ личных документов (дневников, писем, автобиографий, мемуаров, свидетельств), графические формы представления жизненного пути, квазиэкспериментальные методики, каузометрия, биографические опросники и др. Опыт биографистов-психологов убедительно доказал научную состоятельность и уникальную ценность биографического метода в деле исследования, обследования и усовершенствования личности при самом активном ее участии как эксперта и субъекта собственного жизненного пути. В ближайшем будущем, надо ожидать, произойдет смыкание биографической психологии с общей теорией развития личности и всевозрастной психологией, что придаст последним более завершенный вид.