Лекция 2. Педагогическая деятельность

2.1. Понятие педагогической деятельности, ее виды

В мире существует множество профессий, и все они отличаются друг от друга той деятельностью, которую осуществляют. Ответим на ряд вопросов: 1) Что такое деятельность? 2) В чем сущность деятельности художника, писателя, архитектора, строителя, врача, токаря и учителя?

3) Каков предмет и продукт деятельности токаря, столяра? Сравнить с предметом и продуктом деятельности учителя.

4) На что ориентируются токарь, столяр, делая свои детали, мебель? И на что должен ориентироваться педагог, осуществляя воспитание и обучение ребенка?

5) Может ли педагогическая деятельность носить спонтанный (самопроизвольный) характер? Обосновать.

В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело.

Чтобы разобраться в сущности понятия «педагогическая деятельность», рассмотрим более общее понятие «деятельность». Деятельность – это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, способ их существования. В деятельности проявляется активность человека. Любая деятельность осуществляется субьектом и включает в себя цель деятельности, средства ее реализации и результат (структура).

Важнейшими характеристиками деятельности являются — предметность (происходит преобразование объективного мира), социальность (всегда носит общественный характер, побуждающий к обмену информацией, продуктами деятельности), сознательность.

Структура человеческой деятельности: к деятельности человека побуждают различные потребности, они зависят от условий жизни человека, от уровня его индивидуального развития. Деятельность осуществляется через ряд действий.

Особым видом деятельности является педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу накопленного человечеством опыта, культуры от старшего поколения к младшему, на создание условий для их личностного развития. Иначе — это особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

Остановимся на важнейших характеристиках педагогической деятельности:

1) совместный характер, т.е. она предполагает того кто учит и кого учат; 2) определенная цель деятельности – приобщение к ценностям культуры, именно в цели проявляется специфика этой деятельности; 3) ее реализация требует специального образования; 4) носит универсальный характер, ни один человек не сможет прожить не став объектом педагогической деятельности.

3 стр., 1071 слов

Организация работы по повышению уровня профессионально творческой деятельности педагогических кадров ДОУ.

Содержание Введение…………………………………………………………………….……..3 1. Сущность педагогического труда как творчества……………………………5 2. Значение передового творческого педагогического опыта. Этапы формирования. Выявление и оценка……………………………………11 3. Содержание показателя и уровни профессионально-творческой деятельности воспитателя ДОУ…………………………………………………16 4. Пути и методы повышения педагогического мастерства………………….. ...

Реализуется педагогическая деятельность в системе специально организованных обществом образовательных учреждений – дошкольных, школьных, профессионально-технических, специальных, высших и др.

Как мы уже отмечали выше, профессия это род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки и являющейся источником существования. Исходя из чего, можно выделить педагогическую деятельность как профессиональную, так и непрофесиональную. Кто занимается педагогической деятельностью непрофессионально? Можно ли считать первыми учителями родителей, бабушек и дедушек? Конечно можно, ведь именно в семье ребенок получает первый опыт человеческого поведения, именно в семье развиваются его способности, формируется его индивидуальность. Мысль о том, что родителей можно назвать первыми учителями ребенка подтверждают и высказывания многих выдающихся людей: «В первое время важнее всего материнское воспитание» (Гегель); «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни» (Платон); «Воспитание человека начинается вместе с его рождением; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам» (Ж. Ж. Руссо) и др.

Кроме того, педагогическую деятельность выполняет любой человек, занимающийся самообразованием. Отличие в том, что педагоги занимаются этой деятельностью профессионально, а для других она носит общепедагогический характер.

Что характерно для профессиональной педагогической деятельности, каковы ее основные признаки? Прежде всего, она носит преднамеренный характер. Кроме того, в отличие от семейного обучения и воспитания профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка:

• ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями;

23 стр., 11326 слов

Психолого-педагогическое воспитание приемных детей

... -педагогического воспитания и развития детей в приёмных семьях. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы социальными работниками в профессиональной деятельности. ... возвращаться в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами. ...

• для ее реализации существуют определенные формы: урок и другие занятия; • эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему-либо, передать ему систему определенных знаний, сформировать определенные умения и навыки, развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т. п.;

• цель во многом определяет содержание образования;

• ребенок обычно тоже понимает «особый», серьезный характер этой деятельности — он включается в особые отношения с педагогом (эти отношения деловые, официальные, регламентированные); • результаты педагогической деятельности, особенно в ее обучающей части, могут быть проверены; ее итогом являются знания и умения того ребенка, которого обучал учитель.

 Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа — педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды, и организованное, целенаправленное управление воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.

Воспитательная работа осуществляется в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, потому что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как например, в процессе обучения.

Преподавание — управление познавательной деятельностью в процессе обучения, осуществляется в рамках любой организационной формы (урок, экскурсия, индивидуальное обучение, факультатив и др.), имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.

Педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве, что предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое познание сущности функций организации, средств, форм и методов обучения и воспитания. В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций.

Наряду с основными видами деятельности учитель выполняет и другие виды, такие как: научно-методическую, культурно-просветительскую, управленческую деятельность, деятельность по самообразованию и самовоспитанию.

3 стр., 1241 слов

Проблемы развития педагогических способностей . Личностные качества педагога Стиль педагогической деятельности (ОПК-2)

... ним, создание положительного микроклимата. Педагогическая рефлексия - это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Педагог размышляет над причинами успехов ... и не­удач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей, чтобы внести изменения в последующую деятельность ...

Научно-методическая деятельность заключается в том, что педагог сочетает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению новых знаний о ребенке, педагогическом процессе, а практика – в том смысле, что он применяет эти знания. Педагог зачастую сталкивается с тем, что не находит в научной литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики, с необходимостью обобщения результатов своей работы. Научный подход в работе, таким образом, является основой собственно-методической деятельности педагога.

Научная работа педагога выражается также в изучении детей и детских коллективов, формировании собственного «банка» различных методов, обобщении результатов своей работы, а методическая – в выборе и разработке методической темы, ведущей к совершенствованию навыков в той или иной области, в фиксировании результатов педагогической деятельности, собственно в отработке и совершенствовании навыков.

Культурно-просветительская деятельность – составная часть деятельности педагога, заключается в том, что он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся – с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейших психолого-педагогических исследований, формирует потребность в психолого-педагогических знаниях и желание использовать их как у родителей, так и у детей.

Любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т.е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив — главные признаки наличия управления в деятельности учителя-воспитателя. 

Управляя группой детей, педагог выполняет несколько функций: планирование, организацию – обеспечение выполнения плана, мотивацию или стимулирование – это побуждение педагогом себя и других к работе по достижению поставленной цели, контроль.

6 стр., 2654 слов

Инновационные технологии обучения в повышении эффективности преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла для инженеров-педагогов

... -- исследовательская деятельность. Целью данной статьи является определение наиболее актуальной технологии обучения для повышения эффективности преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла при подготовке инженеров-педагогов. Для ...

Следовательно, к другим видам педагогической деятельности относятся управленческая, организаторская, методическая, по самообразованию и самовоспитанию, внешкольная, научно-исследовательская деятельности.

Выше мы рассмотрели основные характеристики, признаки профессиональной педагогической деятельности, в заключение раскроем ее особенности. 1. Исходя из того, что профессиональная педагогическая деятельность всегда деятельность по организации образовательной деятельности обучающихся, то в ней выделятся два аспекта – руководство обучающимися и управление процессом образования. 2. Кроме того, педагогическая деятельность это всегда деятельность по социализации обучающегося. В этом отношении важно, чтобы педагог был личностью, важно не только то, что он говорит, но и как он говорит, как вносит в передаваемую информацию свою личностную окраску, свое личностное отношение. 3. Как известно, чтобы образовательная деятельность обучающихся была результативна, она всегда должна быть продуктивной и инновационной. Что в свою очередь требует и продуктивной деятельности педагога. Отсюда следует, что педагог должен постоянно учиться сам. Поэтому третья особенность профессиональной педагогической деятельности – постоянное саморазвитие. Выделенные особенности профессиональной педагогической деятельности действуют в комплексе и составляют систему. Образно говоря, педагог «и начальник, и актер, и ученик».

2.2. Структура педагогической деятельности

Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство. Существуют различные подходы к ее определению. В психологии устоялась следующая структура педагогической деятельности: мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ и концептуальная модель, принятие решений, действия, проверка результатов и коррекция действий.

Из принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы следует, что структурными компонентами профессиональной педагогической деятельности являются   мотивы — педагогические цели и задачи — предмет педагогической деятельности — педагогические средства и способы решения поставленных задач — продукт и результат педагогической деятельности. 

6 стр., 2969 слов

1.Психологическая наука. Ее задачи и цели

Психология в переводе с др греческого (психе – душа; логос - наука) наука о душе. Такое понимание определения психологии считается не полным, объясняется тем что в момент зарождения науки она являлась составной частью философии и ее основным предметом исследования. Психология – это наука, изучающая особенности формирования и развития психики человека обуславливающее его деятельность поведение и ...

От мотивов, побуждающих к педагогической деятельности, зависит ее успех. Они влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду. Возникают мотивы на этапе профессионального самоопределения, при выборе профессии. Они недостаточно осознанные. За годы учебы происходит перестройка мотивов: студенты понимают значимость профессии, осваивают ее содержание и технологию, профессия приобретает личностный смысл, эмоциональную окрашенность, вызывает стремление к совершенствованию в интересах будущих воспитанников. Мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими (А.Н.Леонтьев).

Цели являются центральным звеном всякой педагогической деятельности. Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности.

Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления общества о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества. Значит, цель работы учителя определяется обществом и носит обобщенный характер, но у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. Но конкретные задачи, исходящие из цели, учитель выдвигает сам, сообразуясь с педагогическими условиями. Задачи – это цели, заданные в определенных условиях, т.е. более конкретное понятие, чем цель. Совокупность условий и обстоятельств, в которой учитель ставит цели и задачи, принимает педагогически верные решения, называется педагогической ситуацией. Педагогические ситуации постоянно создаются как учителем, так и учениками (спонтанно или специально).

Например, специально созданная, даже можно сказать запланированная педагогическая ситуация это проблемный урок, воспитательное мероприятие. Можно сказать, что это фрагмент реальной жизни учителя и ученика. В ходе анализа и осмысления педагогической ситуации учитель определяет педагогические задачи, трансформирует их в задачи учащихся, что должно стимулировать их активность и, в конечном счете, вызвать позитивные изменения в их развитии.

10 стр., 4794 слов

Особенности поэтапного характера учебно познавательной деятельности учащихся

... в педагогическом проектировании учебно-познавательной деятельности. Противоречия педагогической теории и практики побудили меня выбрать темой курсовой работы "Особенности поэтапного характера учебно-познавательной деятельности учащихся". Цель исследования ...

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия их развития.

Средствами педагогической деятельности являются:

  • научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся; 
  • «носители» знаний — тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности; 
  • вспомогательные средства — технические, компьютерные, графические и др. 

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются: объяснение; показ (иллюстрация); совместная работа; непосредственная практика обучающегося; тренинги и др. Они реализуются с помощью разносторонних умений, приемов личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимуляции их активности и орудий педагогической деятельности (голос – темп, громкость, выразительность, культура речи – владение словом, дикция; невербальные средства – жесты, мимика, пластика).

Продукт педагогической деятельности — формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах и др. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося: 

— его личностное совершенствование; 

— интеллектуальное совершенствование; 

— становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

В представленной линейной структуре педагогической деятельности раскрыта номенклатура ее слагаемых, однако недостатком является ее статичность. Многие компоненты выступают как данность, еще до выполнения каких-либо действий. А деятельность это процесс, непрерывное движение, проходящее какие-то этапы, стадии.

Еще один подход к структуре педагогической деятельности – функциональный. Сторонники этого подхода (Ф.М. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.) установили, что педагогическая деятельность представляет собой многоуровневую систему, выделили ее компоненты — относительно самостоятельные функциональные виды деятельности педагога: диагностическая; ориентационно-прогностическая; конструктивно-проектировочная; организаторская; информационно-объяснительная; коммуникативно-стимулирующая; аналитико-оценочная; исследовательско-творческая.

Такой подход правомерен, но он не охватывает всей деятельности, в частности ее мотивацию.

Как уже отмечалось, функциональной клеточкой, единицей деятельности, психологи называют действие, т.е. какой-то отдельный акт, поступок человека. Эти акты – действия или поступки – основаны на тех или иных побуждениях или мотивах и направлены на определенную цель. Психологами доказано, что целенаправленность деятельности обозначает ее осознанность. И поскольку в различных условиях цель может быть достигнута различными способами и средствами, действие выступает как решение задачи. 

Авторитетные психологи (А.Н. Леонтьев, В.Ф. Ломов, Н.В. Кузьмина, А.В. Петровский, В.П. Симонов, Л.Ф. Спирин и др.) неоднократно подчеркивали, что весь ход человеческой деятельности обусловлен, прежде всего, объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а строение деятельности – соотношением этих задач.

Деятельность человека, и педагога в том числе, раскрывается как иерархия задач разной трудности. При этом образ – цель действий более высокого порядка детерминирует (причинно обусловливает) цели действий более низкого порядка. Например, цель учителя – сформировать нравственное поведение ученика. Для этого он осуществляет много различных действий, соблюдая их определенную иерархию. Данная точка зрения позволяет и педагогическую деятельность рассматривать как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе. Что такое педагогическая система (ПС)?

2.3. Педагогическая деятельность в педагогической системе Как известно, процесс образования происходит в разнообразных объединениях людей: в семье, в школьном классе, в студиях и кружках, в неформальных группах. Эти объединения относятся к социальным системам. Используя понятие «педагогическая система», можно отразить и обобщить в нем различные организации воспитателей и воспитанников, учителей и учащихся.

Так, Кузьмина Н.В. под педагогической системой понимает множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей.

Структурные компоненты – это обязательные и постоянные компоненты ПС: субъект деятельности, субъекто-объект деятельности, их взаимоотношения. Функциональные компоненты изменчивы в разных ПС: цель, содержание, способы, средства, организационные формы деятельности.

Т.е. системный подход дает возможность целостно (во взаимосвязи) изучать, планировать и организовывать различные объединения людей с позиций их взаимодействия, вскрывать связи управления.

Можно считать, что ПС возникает тогда, когда появляется потребность в воспитании, образовании и обучении каких-либо групп людей. При этом ПС представляет собой сложную, непрерывно изменяющуюся социальную систему управления, в которой решаются образовательно-воспитательные задачи и достигаются педагогические цели.

Каждая из ПС возникает с определенными целями и выполняет определенные функции. Рассмотрим, например, цели создания малой ПС – спортивной секции: укреплять здоровье учеников, развивать их физические качества – и большой ПС – общеобразовательной школы: создание условий для личностного развития обучающихся и подготовка к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Следовательно, ПС различаются, прежде всего, своими целями, достижение которых происходит в ходе решения большого числа педагогических задач. О сущности понятия «педагогическая задача» мы уже говорили выше. Здесь отметим, что решение задачи – это творческая мыслительная и соответствующая практическая взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Решить педагогическую задачу – значит помочь ученику подняться с одного уровня развития на другой, более высокий (не знал – стал знать; лгал – становится правдивым).

Какие задачи решаются в педагогической системе? В реальных школьных ситуациях педагогические задачи бесконечно разнообразны как по содержанию, так и по формам проявления. При этом решаются задачи стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические задачи – это сверхзадачи, достижение некоторого педагогического идеала. Для их осуществления требуется длительное время. Задачи стратегического характера – это формирование мировоззрения, жизненной позиции, знаний о закономерностях освоения человеком объективной реальности, исповедуемых принципов морали.

Тактические задачи – это формирование у ученика определенных новых качеств и устойчивых состояний (не знал – стал знать); они проявляются в способности к планированию деятельности своей и подопечных, в умении диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение вверенных учителю педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа), управлять учебно-воспитательной деятельностью отдельных школьников и целых классных коллективов и т.д. Задачи тактического характера обеспечивают этапы выполнения стратегической задачи и также осуществляются в определенном временном интервале, но в более коротком.

Оперативные задачи – это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели осуществляются немедленно после их возникновения. Это способность теоретически обоснованно и потому педагогически целесообразно инструментировать действие, применять адекватные учебно-воспитательным ситуациям рациональные методические приемы воздействия на сознание, чувства, волю и поведение подопечных.

Педагогическая задача решается педагогом с помощью определенных общепедагогических умений. Этапы решения педагогической задачи:

I – анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результатов (прогноз), планирование педагогического воздействия;

II – конструирование и организация учебно-воспитательного процесса;

III – регулирование и корректирование педагогического процесса;

IV – итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач.

Таким образом, педагог постоянно решает более или менее сложные педагогические задачи, а сама его педагогическая деятельность – это процесс решения типовых или оригинальных задач.

Деятельность учителя – всегда творческая деятельность по управлению другой деятельностью – деятельностью учащихся. При этом учитель должен выстраивать логику своей деятельности с опорой на потребности и интересы воспитанника и преобразовывать их в заданные обществом цели учебно-воспитательной работы.

2.4. Функции педагогической деятельности

Функции (функции (от лат.) — обязанность, назначение) педагогической деятельности. В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций — целеполагающие и организационно-структурные. 

1. В целеполагающую группу входят следующие функции:

— ориентационная;

— развивающая;

— мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся); 

— информационная. 

Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека. 

2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:   

— конструктивная; 

— организаторская;

— коммуникативная;

— гностическая. 

Так, конструктивная функция обеспечивает: 

а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; 

в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция реализуется через организацию: 

а) информации в процессе сообщения ее учащимся; 

б) различных видов деятельности учащихся;

в)собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Коммуникативная функция предполагает:

а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;

б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

а) содержания и способов воздействия на других людей;

б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;

в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Как видим, функции педагогической профессиональной деятельности тесно взаимосвязаны между собой.

Для реализации этих функций, в итоге для осуществления педагогической деятельности учитель должен иметь профессиональную готовность. Профессиональная готовность учителя к педагогической деятельности включает в себя:

— психологическая готовность – установка на работу в школе, сформированная направленность на педагогическую деятельность;

— научно-теоретическая готовность – это необходимый объем психолого-педагогических и специальных знаний для педагогической деятельности;

— практическая готовность – наличие сформированных на требуемых уровнях профессионально-педагогических умений и навыков;

— психофизиологическая готовность – это наличие соответственных предпосылок для педагогической деятельности, овладение определенной учительской специальностью, сформированностью профессионально-значимых качеств личности;

— физическая готовность – это соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности и профессиональной работоспособности.

2.5. Уровни продуктивности педагогической деятельности

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

I уровень — (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

II уровень — (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

III уровень — (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный.

IV уровень — (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; продуктивный.

V уровень — (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный.

2.6. Педагогическое творчество и мастерство учителя

Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший механизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости).

Оно характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний и умений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью.

При рассмотрении сущности педагогического творчества можно выделить его признаки:

— преобразование и сочетание знаний, умений в новые условия;

— умение действовать самостоятельно;

— способность осмысливать педагогическую деятельность;

— отсутствие шаблона, трафарета, стереотипа.

Творчество включает в себя создание нового по средствам специфических процедур:

а) перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

б) самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации;

в) видение новой функции в уже знакомом объекте;

г) комбинирование ранее известных способов в новые условия.

И здесь необходимы такие ситуации, где требуется от учителя активная мыслительная деятельность. Следовательно, чтобы овладеть технологией творческой деятельности, необходимо включаться в систематическое решение проблемных задач, а также создавать условия для моделирования проблемных ситуаций.

Существуют следующие уровни педагогического творчества:

1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Здесь используется обратная связь, а коррекция идет по ее результатам. Этот уровень называется уровнем воспроизведения готовых рекомендаций, где творчества учитель не проявляет.

2. Уровень оптимизации – это оптимизация деятельности начинается с планирования урока. Творчество здесь состоит в умелом выборе и в целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.

3. Эвристический уровень. Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками.

4. Личностно-самостоятельный уровень – этот уровень характеризуется его полной самостоятельностью. Учитель может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он выбирает их постольку, поскольку они соответствуют особенностям личности учеников, конкретному уровню обученности, воспитанности и развитости класса. Данные находки в работе учителя соответствуют его творческой индивидуальности.

Постоянное самосовершенствование, саморазвитие – это важнейшее направление творческой деятельности учителя, в которой проявляются и развиваются его педагогические способности. Систематическое обновление профессиональных знаний является субъективной потребностью учителя и объективной необходимостью.

Повышение квалификации осуществляется с помощью следующих форм организации обучения: курсы повышения квалификации; семинары; педагогические чтения; научно-практические конференции; заседания; предметные комиссии; методические объединения.

Одним из наиболее эффективных средств повышения квалификации учителя является его постоянное самообразование:

1) изучение новейших достижений науки и их внедрение в учебно-воспитательную практику;

2) анализ, обобщение и использование передового педагогического опыта;

3) собственная научно-методическая работа и участие в педагогических исследованиях.

Эти все направления взаимосвязаны между собой. Все они предполагают творческое решение учебно-воспитательных задач, но для реализации каждого направления необходима не только психологическая готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию, но и теоретическая и практическая подготовленность.

Следовательно, под педагогическим творчеством учителя нужно понимать, прежде всего, целенаправленную созидательную деятельность, предполагающую систематическое совершенствование:

а) учебно-воспитательной и общественно-педагогической работы;

б) профессионального мастерства путем изучения и овладения передовым опытом, а также активизации собственных научно-методических поисков.

В свою очередь всё это будет влиять на постоянный рост педагогического мастерства, где будут осуществляться:

1) поиск знаний и овладение ими;

2) критический их анализ и применение в практической деятельности;

3) самостоятельное исследование.

При этом происходит не только профессионально педагогическое самосовершенствование, но и совершенствование учебно-воспитательного процесса в классе.