Психолого-педагогическая задача

 

Н.Г. Чернышевский:

«…образованным человеком можно назвать того, кто приобрел много знаний, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление»

1. Как Вы относитесь к данному высказыванию?

2. Как сегодня решается проблема содержания образования?

3. Как на современном этапе решается проблема содержания образования в современной школе?

 

В учительской состоялся разговор классного руководителя 3 «А» класса с родителем трудного ученика. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Отец его, руководитель одной из крупнейших лабораторий города, говорит в ответ на советы педагога:

— Поймите, у меня ответственная работа, она имеет общегосударственное значение. У меня нет времени заниматься ребенком. Я его отправляю в школу, вот и воспитывайте его! Это ваша обязанность.

— Воспитывать вашего ребенка можно только совместными усилиями: как нашими, так и Вашими.

— Я делаю все, что от меня зависит. У сына большая библиотека, прекрасная коллекция дисков и пластинок, мы много раз водили его по музеям…

Отец долго перечислял элементы своего участия в воспитании. Считал только это главным, а на беспокойство школы по поводу поведения сына взирал с усмешкой.

Вопросы:

1. Проанализируйте ситуацию. Оцените позицию классного руководителя.

2. Раскройте основные направления деятельности классного руководителя в начальных классах.

3. Какую позицию Вы заняли бы в разговоре? Какие аргументы в пользу своей точки зрения можете привести?

Иногда говорят: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна».

В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или возвеличивается этим достоинство каждой из названных наук? Возможна ли продуктивность одной вовсе без участия другой? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния.

Говорят и так: «Мол, психология ставит диагноз, педагогика разрабатывает план лечения, а методика этот план реализует. Каждый делает свое и по-своему». Есть ли, по -вашему, смысл в таких сравнениях? Если есть, в чем он?

1) Назовите и проранжируйте – по критерию продуктивности – связи педагогики с другими науками. Покажите их взаимное обогащение.

2) Какие новые направления развиваются в результате тесного взаимодействия дисциплин психолого-педагогического цикла?

9 стр., 4117 слов

Методические рекомендации для классных руководителей 1-4-х классов

... школьников по формированию позитивного опыта поведения детей Основные направления и формы взаимодействия классного руководителя с родителями: Психолого-педагогическое просвещение родителей (к психолого-педагогическому ... изучение взаимоотношений с одноклассниками, педагогами, воспитателями в учебном коллективе (классе, группе); изучение мотивации вхождения в другие (формальные и неформальные) ...

3) При реализации какого принципа обучения от учителя требуется глубокое знание общей, а особенно, возрастной психологии?

К.Д. Ушинский разрабатывал основы педагогики как науки, но вместе с тем утверждал, что педагогическая наука является искусством. Он писал: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества».

Отечественный педагог П.П. Блонский говорил: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика».

1) На каком основании К.Д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству?

2) Противоречит ли это утверждение мнению П.П. Блонского?

3) Так чем же является педагогика: наукой или искусством?

Попробуйте ответить на вопросы, поставленные М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером в «Проблемах современной дидактики»:

«Могут ли существовать объективные, не зависящие от человека закономерности процесса, который самим же человеком порождается? Понятно, что естественные объекты природы такие закономерности имеют. А вот свойственны ли объективные закономерности искусственной, целенаправленной системе обучения?»

1) Раскройте и соотнесите понятия: «законы и закономерности обучения», «дидактические принципы и правила».

2) Как вы считаете, возможно ли быть хорошим учителем, не имея теоретических знаний о закономерностях, принципах и правилах обучения, а также о путях их практической реализации?

Материал к психолого-педагогической задаче (вопрос2).

«Ребёнок, появляясь на свет, обладает определёнными задатками и предрасположенностями

«Ребёнок, появляясь на свет, обладает определёнными задатками и предрасположенностями. Причём долгое время многие учёные утверждали, что и то и другое всегда имеют знаки “плюс” и только от воспитания зависит, разовьются они или нет. Теперь наука предоставила нам достаточно серьёзных оснований быть значительно менее оптимистичными. Получены довольно убедительные данные о том, например, что часть людей рождаются предрасположенными к наркомании, алкоголизму, даже противоправному поведению. Другое дело, что такая предрасположенность не фатальна. Станет человек, например, наркоманом или нет, зависит от того, как сложится его жизнь, начиная уже с младенчества.

Это зависит от воспитания, т.е. от целенаправленного влияния на ребёнка, подростка, юношу. Но в значительной мере то, каким станет человек, какие его задатки и склонности развиваются, а какие заглохнут, какие личностные качества он приобретёт, зависит от многочисленных обстоятельств его жизни. От того, какие люди встретятся на его пути и как сложатся его отношения с ними. От того, насколько активно сам человек будет стремиться выстроить своё взаимодействие с окружающим миром, взаимоотношения с людьми, то есть от того, как будет идти его развитие – физическое, психическое, эмоциональное, сексуальное, интеллектуальное, социальное.

Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром получил название социализация». Мудрик

Психолого-педагогическая задача

Не секрет, что особые трудности испытывает классный руководитель в общении с родителями на родительских собраниях. «Не секрет, что какая-то часть классных руководителей даже особенно не готовится к ним. Просто педагог берёт классный журнал и по списку докладывает (“доносит”) родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях. Всё идёт на самом примитивном уровне.

10 стр., 4935 слов

Система работы классного руководителя в учебной группе ссуза

... и взаимоотношении. В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет учитель, ведущий этот класс. На средней и старшей ступенях обучения классный руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих ... пройдет его адаптация в этих коллективах, зависит и его психологический комфорт, и успешность в любой деятельности. В классном коллективе ребенок строит модели и ...

Как у моего с физикой? – спрашивает мама.

С физикой? – переспрашивает воспитатель, – да вот, плохо, две двойки и одна тройка…»

Алексеева Л. Родительские собрания: если они нужны, то

для чего?//Директор школы. – 1997. – № 5. – С. 29.

 

Ознакомьтесь с отрывком из статьи «Родительские собрания: если они нужны, то для чего?» и ответьте на вопросы:

1.А нужны ли вообще собрания или это отживающая традиция?

2.Какие изменения, по вашему мнению, должны быть внесены в существующую систему повышения педагогической грамотности и культуры родителей?

3.Какова роль учителя начальной школы в организации родительского всеобуча и решении задач взаимодействия семья-школа-общество?

 

Учителю необходимо подвести учащихся к выводу о том. Что «при сложении числа с нулем получается то число, которое складывали с нулем». Какой метод рассуждений Вы выберете?

-Какие возможности для развития умственной деятельности младшего школьника имеет учебный процесс?

-Какие методы и приемы обучения младших школьников способствуют его умственному развитию?

 

Составьте проверочную работу по теме «Нумерация чисел в пределах 10».Объясните, какие знания, умения, навыки проверяются при выполнении каждого задания.

1.Раскройте роль и место контроля и проверки ЗУН в учебном процессе.

2. Какие виды, методы и формы контроля ЗУН используют в деятельности учителя начальной школы?

 

Познакомьтесь с фрагментом урока слушания в 1 классе. (программа Л.А. Ефросинина).

 

1.Укажите основной метод, который использует учитель на уроке.

2.Какие психологические особенности развития младших школьников делают этот метод эффективным.

3.Обоснуйте целесообразность использования этого метода на уроках слушания и чтения.

 

Билет №20

Материал к психолого-педагогической задаче (вопрос2)

Урок русского языка на тему «Введение понятия об имени прилагательном» во 2 классе.

Вначале загадаю вам загадку. Слушайте внимательно. «Сам алый, сахарный, костюм зеленый. бархатный». Кто догадался, что это такое?

Почему ты думаешь, что это арбуз? Докажи. (О: это предмет и отвечает на вопрос «что».) Неточно ответил. Кто ответит точнее и полно: «Слово «арбуз» существительное, …»? Молодец, Оля!

Что такое «алый»? «Бархатный»? Какого цвета этот бархат? «Сахарный»?

Посмотрите на сочетание слов на доске («сахарный арбуз»).

Прочитайте его.

Какие видите орфограммы в этих словах? Какой частью речи является слово «арбуз»? Докажите (О: обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто», «что»).

11 стр., 5045 слов

ХОД ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ. 1. Внимательно прочитайте ...

... современниками. Итак, конспект написан. Но работа с ним еще не заключена. Теперь его нужно прочитать, посмотреть еще раз, все ли основные положения выделены и подчеркнуты. Составьте ... краткую рецензию. 12. После ответа выступающего всей группе предлагается сделать дополнения, задать вопросы. Семинар №1.   Тема: Дидактика как наука Цели: – Усвоение понятий «дидактика», «образовательный ...

А что означает слово «сахарный»? (ответ: он сладкий).

Слово «сахарный» обозначает не сам предмет, а его … Правильно, ребята, признак.

Это новая часть речи, с которой мы сегодня познакомимся, — имя прилагательное.

Поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

Запишем в тетрадь вместе с вопросом так, как я запишу на доске.

Теперь давайте прочитаем правило в учебнике. Есть что-то новое в правиле об имени прилагательном? Кто сможет повторить правило? Кто еще?

Теперь будем учиться находить имя прилагательное. Сделаем упражнение 53.

Ваше задание – найти имена прилагательные…

Маша, прочитай первое предложение. Найди имя прилагательное. Докажи, что это прилагательное. Ребята, вы согласны с Машей? Сколько признаков имени прилагательного вы знаете? (обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой», «какая»…)

Саша, читай второе предложение. Назови имена прилагательные. Докажи свой выбор. Все согласны?

Выпишите имена прилагательные в тетрадь вместе с существительными, к которым они относятся, и поставьте вопрос к именам прилагательным от существительных. Саша, иди к доске.

Теперь самостоятельно прочитайте оставшиеся два предложения и выпишите прилагательные вместе с существительными. Обязательно поставьте вопросы от существительных к прилагательным.

Проверим, что вы написали. Вика, прочитай свои прилагательные. Докажи, что это прилагательные. Все согласны? Итак, повторим еще раз: что обозначают прилагательные? На какие вопросы отвечают?

Теперь посмотрим, как вы знаете признаки предметов. Я называю имя существительное, а вы подбираете подходящие прилагательные. Мяч… (ответ: большой).

Кто подобрал другие прилагательные? (ответ: маленький).

Думайте, думайте… Кто придумает прилагательное, обозначающее цвет? (ответы: красный и т.д.) Кто придумает прилагательное, называющее материал, из которого сделан мяч? (ответ: резиновый; футбольный) Скажите, «футбольный» — это прилагательное называет материал или назначение мяча (то есть для чего его используют)? Молодцы!

Запишем прилагательное «футбольный» вместе с существительным. Аня, проговори слово «футбольный» по слогам. Не забудьте поставить вопрос от существительного к прилагательному.

Теперь поиграем в интересную игру: я буду называть прилагательные, а вы догадайтесь, о каком существительном идет речь. Зеленый, пупырчатый, длинный – это что? (ответ: огурец) Молодцы, догадались! Сколько признаков огурца я перечислила? О чем сообщило прилагательное «зеленый»? (о цвете) Какое прилагательное сообщило о длине? А прилагательное «пупырчатый» о чем сообщило? … Что это такое _ «пупырчатый»? (в пупырышках) Да, в таких бугорках – пупырышках.

Красная, сладкая, сочная – а это о чем? (ответы: о вишне; о землянике; о клубнике).

Видите, у разных ягод могут быть похожие признаки. Все ответы верны. Запишем сочетание слов «сладкая земляника». Катя, проговори слова по слогам. Все запомнили, как они пишутся? Поставьте вопрос от существительного к прилагательному.

Теперь попробуйте сами назвать признаки предмета, по которым можно узнать предмет.

24 стр., 11562 слов

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

... логопедической работы. Практическая значимость исследования: заключается в формировании слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Экспериментальная база ... показателей полноценного фонетического развития. В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его ...

Подведем итоги. С какой частью речи мы сегодня познакомились? (ответ: именем прилагательным) Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Психолого-педагогическая задача. Познакомьтесь с заданиями, поставленными учителем на уроках литературного чтения

Познакомьтесь с заданиями, поставленными учителем на уроках литературного чтения.

1.Представьте, что вы пришли в книжный магазин и хотите купить книгу сказок. Но продавец отдела детских книг на несколько минут вышла. Посмотрите на витрину с книгами и попробуйте догадаться, в каких из этих книг напечатаны сказки. Как вы догадались?

2.Вам надо подготовить сообщение по энциклопедии для урока природоведения. Как вы будете искать в этой книге нужные вам тексты?

3.На дом вам задаю пересказ рассказа о жизни бобров. Рассказ довольно большой. Как вам лучше подготовиться к пересказу? Хорошо, давайте составим план этого текста.

4.Выполним упражнение 38. Прочитайте задание: поставьте части в нужном порядке так, чтобы получился текст. Прочитайте каждую часть и найдите начальную. Почему вы так решили, что вам подсказало, что это начало? Теперь основную часть и концовку. Как вы догадались?

— Какую задачу решает учитель на этом уроке?

— Какие виды работы нацелены на реализацию этих задач?

— Почему задача развития речи считается основной в начальной школе?

— Какие направления по развитию речи Вы можете назвать?

 

Психолого-педагогическая задача

Фрагмент урока

Прочитайте текст, записанный на доске: В зоопарке мы видели зверя. У него уши, хвост, шерсть. Ребята, вы догадались, что это был за зверь? Чего не хватает в этом рассказике? Конечно, нет слов, описывающих животное. Я вам скажу, кто это – заяц. Посмотрите на рисунок. Какое слово поможет описать уши? (длинные) Хвост? (короткий) Цвет шерсти? (серая).

Теперь прочитайте текст: В зоопарке мы видели зверя. У него длинные уши, короткий хвост, серая шерсть. Слова длинный, короткий, серая называют признаки предмета и называются именами прилагательными.

Давайте посмотрим, на какие вопросы отвечают имена прилагательные. Поставьте вопросы к слову длинные, от какого слова будете ставить вопрос? К слову короткий? К слову серая? Итак, имена прилагательные отвечают на какие вопросы?

Теперь давайте выполним упражнения. Первое упражнение № 340. Найдите в тексте имена прилагательные.

Как Вы считаете, какой этап работы над именем прилагательным пропущен? Раскройте процесс формирования понятий.

Какую роль в формировании грамматических понятий в начальных классах играет пропущенный этап?

 

 

Познакомьтесь с фрагментами уроков русского языка.

1.Какую задачу решал учитель во всех предложенных Вам ситуациях?

2.Раскройте психологическую сущность формирования навыка.

3.Какими путями может формироваться орфографический навык?

Билет №19

Материал к психолого-педагогической задаче (вопрос2)

 

Фрагмент урока

 

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных»

22 стр., 10590 слов

Формирование слоговой структуры слова у детей

... нарушения и провести коррекционно-логопедическую работу по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; 4. ... представлен как априорно-апостериорный, параллельно-последовательный, континуально-дискретный и текуще-отсроченный. Восприятие и проговаривание слов различной структуры определяется как процесс создания пространственной схемы параллельно ...

Цель:

Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих у имен существительных.

 

Задачи:

А) Образовательные:

Повторить шипящие, познакомить учащихся с правописанием «ь» после шипящих.

Б) Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, аккуратность, старательность, внимательность.

В) Развивающие:

Развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость.

 

Ход урока:

I. Орг момент.

1. Каллиграфическая минутка

 

II. Изучение нового материала.

— Послушайте пары слов:

Плащ — вещь

Нож – рожь

Камыш – мышь

Ключ — дочь

(Слова записаны на доске, но закрыты)

 

— Назовите последние звуки в словах (щ, ш, ч)

— Как они называются? (Шипящие)

— Звуки шипящие у каждой пары одинаковые, но будут ли на конце каждой пары одинаковые буквы?

— Кто может сказать, с какой новой орфограммой сегодня познакомимся?

— Посмотрите на доску. Скажите, по какому признаку слова распределили в два столбика? (В первом столбике нет Ь, а во втором столбике есть Ь)

— Тема нашего урока: «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных»

 

— Сравните слова двух столбиков по написанию. (Написаны по-разному).

— Давайте попробуем составить правило.

— А сейчас мы проверим по учебнику, правильно ли мы составили правило. Откройте учебники на странице 138.

— Как можно назвать новую орфограмму и правило? (мягкий знак на конце существительных после шипящих).

(Правило о правописании Ь на конце существительных после шипящих).

— Как будем узнавать на слух эту орфограмму? (Шипящие на конце слов: ш, щ, ч).

— Значит какой будет первый наш шаг? (Должны услышать шипящий звук на конце слов).

— 1. Слышу шипящую на конце слов. Что делаем дальше? (2. Определяем часть речи).

— Если это имя существительное? (3. определить род и написать с Ь, если женский род и без Ь, если мужской род).

— Составим из этих действий алгоритм, который поможет нам правильно писать слова с этой орфограммой.

Какой будет наш первый шаг? Какой следующий?

Алгоритм. Правописание мягкого знака на конце имен существительных.

1. Слышу шипящий на конце слов :Ш, Щ,Ч?

Нет Да

2. Это существительное?

Нет Да

3. Определяю род.

Ж.род М.род

(она) (он)

Пишу Ь Не пишу Ь

Физкультурная минутка

III. Закрепление нового материала

1. Работа по учебнику

Упр. 1 стр. 139

Запишите слова в два столбика. Объясните особенности написания слов каждого столбика.

Упр. 3 стр. 139

Запишите слова, изменяя их по образцу: ключи – ключ.

2. Работа в парах

— Сейчас в паре вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти четвертое лишнее в каждой строке.

Карточка

Плащ Плющ Помощь Лещ

20 стр., 9598 слов

Особенности словообразования существительных у дошкольников с ...

... чем сходны и чем отличаются эти слова. 1.1 Современные лингвистические и психолингвистические представления о словообразовании существительных В лингвистике и психолингвистике понятие "словообразование" ... из выделенных Е.С. Кубряковой типов словообразования должен характеризоваться своими психолингвистическими правилами и своими способами номинации. При аналогичном типе словообразования имеет место ...

Луч Доч Мяч Грач

Мышь Тиш Ерш Туш

Гараж Рож Стриж Чиж

— А теперь проверим.

— Как вы выполнили эту работу?

IV. Итог урока

— Что нового узнали сегодня на уроке?

— Кто сможет рассказать все шаги для того, чтобы правильно написать имя существительное с шипящим звуком на конце?

 

Фрагмент урока

Вы рассказали о том, что Ь может указывать на мягкость предыдущего согласного, может разделять согласный и гласный.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной ролью мягкого знака. Чтобы понять, что это за роль, посмотрите на запись на доске.

Запись на доске

 

мышь шалаш

речь грач

вещь плащ

ложь нож

 

Прочитайте все слова. Что их объединяет? (о: это существительные) Верно. А что ещё есть в этих существительных, что их объединяет?… Не видите? Тогда послушайте, как я их произнесу. Кто услышал, что там на конце? Конечно, все существительные оканчиваются на шипящие. Петя, назови эти шипящие.

Но существительные записаны в два столбика. Как вы думаете, почему? (о: в левом столбике слова с Ь, в правом — без Ь). Теперь будьте внимательны, самый трудный вопрос: по какому признаку в одних словах написан Ь, а в других нет? Смотрите, «речь» и «грач»: оба слова оканчиваются на Ч, но в первом есть Ь, а во втором нет. (о: в первом слове указывает на мягкость, а во втором нет).

Нет, ты не прав. Буква Ч всегда обозначает мягкий звук, поэтому не надо указывать на мягкость согласного при помощи Ь.

Кто догадался? Для чего же здесь нужен Ь? Вспомните признаки существительного, они вам помогут. (о: слева существительное женского рода, справа – мужского) Молодец, Женя! Значит, какой вывод мы можем сделать о Ь на конце шипящих? Что он показывает? (о: род).

Посмотрим, правильный ли вывод мы сделали. Прочитайте самостоятельно правило. Так правильно мы сделали вывод? Когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?