Кейс №25. «Педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», их значение в педагогической деятельности. Алгоритм решения педагогической задачи.

Пе­да­го­ги­че­ская си­туа­ция пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ность ус­ло­вий и об­стоя­тельств, ко­то­рые тре­бу­ет от учи­те­ля бы­ст­ро­го при­ня­тия педагогически вер­но­го ре­ше­ния. Это есть фраг­мент реальной жиз­ни учи­те­ля и уче­ни­ка. Су­ще­ст­ву­ют раз­лич­ные точ­ки зре­ния на клас­си­фи­ка­цию пе­да­го­ги­че­ских си­туа­ций. Ча­ще все­го пе­да­го­ги­че­ские ситуации подразделяют на сти­хий­но воз­ни­каю­щие в пе­да­го­ги­че­ском про­цес­се, а так­те целенаправленно конструируемые, соз­да­вае­мые учи­те­лем с оп­ре­де­лен­ной це­лью.

4 вида педагогических ситуаций: · Си­туа­ции-ил­лю­ст­ра­ции: ка­кой-то кон­крет­ный при­мер, об­ра­зец пред­ла­га­ет­ся для де­мон­ст­ра­ции; · Си­туа­ции-уп­раж­не­ния: в пред­ла­гае­мой для де­мон­ст­ра­ции кон­крет­ной си­туа­ции обу­чае­мые долж­ны вы­явить оп­ре­де­лен­ные эле­мен­ты; · Си­туа­ции-оцен­ки: пред­ла­гае­мая про­бле­ма уже ре­ше­на, но обу­чае­мые долж­ны оце­нить ее; · Си­туа­ция-про­бле­ма: разыгрывается си­туа­ция и ста­вит­ся ряд во­про­сов, ко­то­рые на­до проанализировать и ре­шить.

Ти­по­ло­гия пе­да­го­ги­че­ских си­туа­ций:

· на­прав­лен­ные на фор­ми­ро­ва­ние эмоциональных со­стоя­ний, здесь ха­рак­тер­но соз­да­ние и ре­ше­ние раз­лич­но­го ро­да про­ти­во­ре­чий, а так­же си­туа­ции общения, сво­бо­ды вы­бо­ра дея­тель­но­сти и т.д.;

· сти­му­ли­рую­щие ов­ла­де­ние зна­ния­ми и уме­ния­ми, опы­том сво­бод­но­го вы­бо­ра по­ве­де­ния и дея­тель­но­сти, стрем­ле­ния к вы­пол­не­нию дея­тель­но­сти;

· сти­му­ли­рую­щие про­яв­ле­ние об­ще­ния, твор­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­вав кол­лек­тив­ной дея­тель­но­сти (кол­лек­тив­ное ре­ше­ние за­дач, взаимопроверка, взаимоконтроль, об­су­ж­де­ние ре­зуль­та­тов в груп­пе, ро­ле­вые иг­ры и т. д); — идей­но-по­бу­ди­тель­но­го ти­па, рас­кры­ваю­щие мо­ти­вы по­ве­де­ния, перенос на се­бя опы­та со­ци­аль­но­го об­ще­ния.

Под педагогической задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения.

Предметом педагогической задачи могут выступать все педагогические характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям (материальные и идеальные).

Трудность задачи является субъективной характеристикой. Она описывается такими неформальными признаками, как новизна, неожиданность и проблемность.

Специфика педагогической задачи состоит в особенности ее решения. Она заключается еще и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом.

17 стр., 8164 слов

Психолого-педагогические задачи практики (3 курс, 6 семестр)

... и специальным дисциплинам. 2. Развитие и совершенствование педагогических умений: · постановки конкретные задачи развития личности и школьного класса на определенных этапах педагогического процесса; · изучение личность и школьный класс ...

Алгоритм решения педагогической задачи:

1. Уясните в деталях педагогическую ситуацию, описанную в задаче (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.).

2. Вычлените проблему: реально существующий или назревающий конфликт, к которому ведет ситуация, описанная в задаче. Выясните или предположите истоки этого конфликта. 3. Определите педагогическую цель, которую необходимо достичь в процессе решения описанной в задаче ситуации.4. Определите несколько вариантов решения конфликта. 5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант решения задачи. 6. Определите критерии, по которым возможно судить о достигнутых результатах.

Описание: Катя, ученица 7-го класса за лето очень выросла. Страдает оттого, что её рост уже сейчас 175 см. В классе она теперь намного выше всех. К доске выходит, сгорбившись, сутулится. Постоянно слышит реплики мальчишек: «Эй, каланча!». Учителя тоже постоянно делают замечания по поводу осанки. Каждый выход к доске – страдание. Поэтому иногда Катя отказывается отвечать – пусть лучше «два», чем ещё одно унижение. Успеваемость ученицы с начала года резко снизилась. По многим предметам у нее оценки только за письменные работы, а скоро конец четверти.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте педагогическую ситуацию, поставьте и решите педагогическую задачу.

Анализ педагогической ситуации:

В 7 классе выявлен факт угнетения девочки Кати из-за ее высокого роста. Постоянные оскорбления одноклассников и замечания учителей усугубили чувство неуверенности у девочки, что сказалось на снижении ее успеваемости.

Учителя не реагируют на сложившуюся ситуацию, они озабоченны только оценками и предметными результатами обучения, не уделяя внимание внутреннему состоянию детей. Они ставят ей двойки из-за отказа девочки выходить к доске, не пытаясь понять причину такого поведения.

В качестве педагогической задачи можно выделить вопрос о том, как учителя могут изменить сложившуюся ситуацию, какие методы и приемы при этом использовать. Педагогической целью является повышение самооценки девочки и улучшение ее успеваемости.

Для реализации этой цели в первую очередь необходимо улучшить психологический климат в классе, поднять сплоченность одноклассников.

Очень важно привить детям толерантность к другим людям, уважительное отношение независимо от внешних недостатков.

 Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать в процессе обучения следующее:

· активное использование игровых технологий

· использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)

· привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)

· организация совместной деятельности учеников

· внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков

8 стр., 3873 слов

Обеспечение эффективной обратной связи в дидактическом информационном ...

... информационным взаимодействием в педагогическом процессе мы понимаем целенаправленный коммуникационный контакт педагога и детей, следствием которого ... сводится к эффективному, оперативному разрешению учебно-педагогических ситуаций для достижения его оптимального результата. ... на основе результатов обратной связи. Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся представляет собой информационную ...

· взаимодействие педагога с семьями учащихся

Можно выделить несколько упражнений:

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.

2.  «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.

3. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.

4. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.

5. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир — многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее внутренний мир каждого человека, тем интересней жить.

6. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности.

 2. Какую личностно-ориентированную ситуацию можно смоделировать для Кати? Для класса?

Для Кати

Спросите ее, каким она видит решение проблемы. Попытайтесь вместе посмотреть на сложившуюся ситуацию со стороны. Объясните ребенку, почему ее действия являются причиной негативной реакции других детей. Постарайтесь представить вместе с ней, как поступил бы в сложившейся ситуации ее одноклассник, который отлично адаптирован в коллективе. Какое решение принял бы он? Что бы он предпринял? Способна ли она на такой же поступок? Составьте перечень потенциальных реакций.

3 стр., 1266 слов

Философские и психолого-педагогические проблемы

... Члены организационного комитета: Ахаян Андрей Андреевич,профессор, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией педагогических проблем применения интернет-технологий в образовании Института педагогики и ... образования; - профессиональная компетентность педагога в информационном пространстве высшего учебного заведения; - акмеологическая поддержка сатановления профессионального мастерства; - ...

Для класса

1. Начинать процесс следует с того, чтобы «построить» атмосферу безопасности и доверия, то есть создать ребенку среду, в которой он мог бы освободить себя от своих проблем.

2. Участники занятия рассаживаются удобно, учитель дает команды, приглашающие к созданию определенного настроения и состояния.

3. Дальше можно переходить к движениям.

4. Этап рефлексии можно начать со слов: «Я хотела бы, чтобы вы некоторое время подумали о том, что здесь происходило…» и т. д.

5. Переход к рисованию, написанию, разговору и т. д.(для самоисследования)

6. Предлагается музыка (на 15-20 мин.) и дается инструкция типа: «Почувствуйте себя кем-то или чем-то в лесу: зверем, растением, ветром.»

7. «Напишите рассказ о том, кем вы себя почувствовали»

8. Поделитесь тем, что написали, со своим партнером.

9. Разбейтесь на группы по 4-5 человек. Пусть каждый изобразит в живой скульптуре то чувство, которое вызвала ситуация, наиболее тревожащая, беспокоящая его. И, наоборот, — наиболее радостное чувство.

10. Коллаж. Создается на тему «Кто я?» или «Какой я?». Задача в том, чтобы подобрать картинки и слова из журналов и газет такие и таким образом, чтобы можно было ответить на вопрос: кто я?

Возможности этого метода:

· метод дает возможность выражать агрессивные чувства в социально приемлемой манере и за кратчайший срок освобождаться от них.

· развивается воображение и творчество ребенка через развитие фантазии.

· метод способствует развитию самосознания в силу того, что познание своей эмоциональной жизни происходит через усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности, воображения, мышления, отношений.

· метод помогает укрепить взаимоотношения с людьми.

 3. Какой стратегии должен придерживаться педагог, чтобы минимизировать стресс ученицы при ответе у доски?

1. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.

2. Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.

3. Вовлекать учащихся в коллективную работу.

4. Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

Кейс №26 Сущность, цели, средства, условия педагогической поддержки. Затруднения (проблемы) средних и старших школьников, требующие педагогической поддержки учителя и классного руководителя.

Педагогическая поддержка — это особая педагогическая деяте­льность, обеспечивающая индивидуальное развитие (самораз­витие) ребенка, но исходящая из признания того, что поддер­живать можно только то, что уже есть в наличии (но на недостаточном уровне, неразвитое, потенциальное), развивать самостоятельность, «самость» человека.

Поэтому предметом этой деятельности становится процесс со­вместного с ребенком определения его интересов, целей, воз­можностей и путей преодоления проблем, мешающих ему со­хранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, общении, самовоспитании, образе жиз­ни.

10 стр., 4625 слов

Глава 5. Умственная отсталость как социально-педагогическая проблема

... эмоционально-волевую сферу и личность в целом. Педагогический - рассматривает проблему обучаемости умственно отсталого ребенка. Социологический - рассматривает социальные проблемы, связанные с умственной отсталостью. Юридический - ... состоянии и развитии ребенка. Так, известно, что дети-олигофрены, как прави­ло, научаются ходить с большим опозданием. В моторике у многих учащихся вспомогательной школы ...

Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, «выращивание» субъектной позиции ребенка.

Задачами педагогической поддержки являются:

· выявления и собственного понимания педагогом проблемы ребенка, осознания всей ситуации его саморазвития;

· помощи ребенку в осознании им данной ситуации и коррекции собственного понимания;

· совместной с ребенком рефлексии его проблемы, побуждение его к осознанию себя как суверенного субъекта самостоятельного жизненного опыта и действия;

· создания условий для осознания ребенком перспективы собственного саморазвития.

Условия обеспечения педагогической поддержки:

· согласие ребенка на помощь и поддержку,

· опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;

· ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

· совместность, сотрудничество, содействие;

· конфиденциальность (анонимность);

· доброжелательность и безоценочность;

· безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

· реализация принципа «не навреди»;

· рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Средства педагогической поддержки ребенка делятся на 2 группы.

Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.

Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.

Этапы педагогической поддержки:

Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его социально — педагогических проблем. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога по оказанию поддержки.

Реализационный этап – это включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. В качестве основной задачи этого этапа является поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми;

Мониторинг, т.е. итоги работы.

Описание: Несмотря на глобальные перемены в системе российского образования, проблема опоздания обучающихся разного возраста на уроки остается не решенной. Чаще всего педагоги не считают эту проблему серьезной, требующей внимания и тем самым не ищут ее решения. Однако, известно, что привычка школьников опаздывать быстро становится чертой характера, избавиться от которой с каждым годом ребенку становится все сложнее. Древние мудрецы осознавали, что отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка – послужить основой для формирования характера, а характер – оказать решающее влияние на жизнь в целом. Таким образом, учителю школы важно видеть проблему опозданий школьников, уметь определять причины опозданий и оказывать поддержку детям в решении имеющейся у них проблемы, развивая у них такие важнейшие качества как самостоятельность, организованность, ответственность. Осознавая необходимость своевременного решения проблемы опозданий, классный руководитель 5 класса МОУ СОШ составил «Проект поддержки детей, опаздывающих на урок». Внимательно прочитайте его, чтобы выполнить задание.

18 стр., 8519 слов

Исследование коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме

... ­тема, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятелъностный и оце­ночно-результативный компоненты. Обучение и воспитание аутичных детей требует индивидуальной и групповой работы, ...

 Материалы кейса: Проект поддержки детей, опаздывающих на урок (Составлен учителем).

 Задание:

1. Проанализируйте представленный материал и определите успешность предложенного учителем проектного решения, опираясь на знание о сущности педагогической поддержки.

Автор проект поставил цель разработать методы и приемы педагогической поддержке для детей, имеющих проблемы с опозданием. Он нацелил свою деятельность на содействие детям в процессах самореализации, самовыражении, развития неповторимой индивидуальности, самостоятельности и организованности ребенка. Все это отвечает основной цели педагогической поддержки.

Его проект направлен на учащихся четвертого класса. Средством педагогической поддержки выбрана деловая игра, помогающая смоделировать ситуацию, в которой происходит обучение принятию решения и освоения знаний, умений, навыков. В данном случае деловая игра нацелена на решение проблемы опозданий в классе. В игре собраны несколько профессий, представители которых постоянно опаздывают на работу.

В ходе игры дети вживаются в образы, проживают смоделированные ситуации. Потом под руководством учителя, ребята отвечают на наводящие вопросы, помогающие им уяснить феномен опоздания и найти решение этой проблемы в коллективе.

Мониторинг автор проводит с помощью домашнего сочинения «Что для вас опоздание на урок? И нужно ли вам говорить учителю настоящую причину опоздания?», которое покажет осознали ли дети, что опаздывать – это плохая привычка, и способствует дальнейшему определению способов решения проблемы.

Недостаток проекта — в отсутствии первого этапа педагогической поддержки – диагностики потенциальных возможностей детей для решения проблемы.

В целом, это проект можно назвать успешным, т.к. была верна поставлена цель педагогической поддержки. Были соблюдены условия обеспечения педагогической поддержки: ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; совместность, сотрудничество, содействие; доброжелательность и безоценочность; реализация принципа «не навреди»; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

2. Определите грамотность оформления учителем проекта.

Оформление проекта недостаточно грамотно сделано. Отсутствует четкая формулировка задач. Отсутствует четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей. Плохо прописаны реализуемые итоги и последующие способы, методы и приемы, используемые для решения проблемы.

3. Предложите свое проектное решение проблемы опозданий школьников, опираясь на знание сущности педагогической поддержки, технологии поддержки и возрастных особенностей обучающихся.

2 стр., 997 слов

Формирование ценностных ориентаций у учащихся старших классов ...

... он просто стал другим»! Цель исследования: Изучить процесс формирования ценностных ориентаций учащихся старших классов в процессе воспитания. Выделить наиболее важные из них. Задачи исследования: ... В.П. Зинченко.2003. 8. Адольф В. А., Валяева Е. В. Ценностные приоритеты учащихся старших классов общеобразовательной школы.//Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. - 2012. - № ...

Проект ситуационного классного часа «Опоздание – плохая привычка»

Педагогическая цель: сформировать негативное отношение учащихся к опозданиям.

Цель воспитательного часа: провести анализ и самоанализ причин опозданий на занятия учащимися класса, определить пути их преодоления. (учащимся сообщается)

Задачи: закрепить в сознании учащихся негативное отношение к опозданиям и пропускам. Провести обсуждение результатов пропусков за месяц, выявление причин и способов их устранения, формирование умения адекватно оценивать каждому свои результаты.

Направление: социальное

Технологии: педагогика сотрудничества (Н.Д. Ушинский)

Предварительная работа: подготовка статистических данных (аналитической справки) об опозданиях учащимися класса за определенный интервал времени

Возраст учащихся: 6-9 класс

Технология и методика

1) Учащиеся размещаются по кругу. Предоставляется статистическая информация.

Звучит обезличенная статистика (цифры об опозданиях учащихся класса)

2) Изложение «Я-позиции» и ее причины

Учащиеся по кругу отвечают на вопросы, которые задает воспитатель:

· Опаздываешь ли ты на уроки?

· Почему это бывает (не бывает)?

· Чему (кому) это мешает?

3) «Я-позиция» и общественно значимая норма.

Групповая работа учащихся

Каждая группа выполняет задание, которое записано на доске или выведено на экран с помощью проектора:

1. Как бы вы реагировали на опоздания, если бы вы были:

а) воспитателем;

б) родителем?

2. Укажите 2-3 основные причины опозданий.

3. Что надо делать, чтобы устранить указанные причины?

4) Дискуссия

Каждая группа высказывает свою точку зрения по каждому вопросу. Заслушиваются и учащиеся, имеющие другие взгляды на обсуждаемые вопросы.

5) Рефлексия

Учащиеся размещаются по кругу и отвечают на вопросы:

· Что понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?

· Что не понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?

· Воспользуешься ли ты предложенными советами?

6) Свободный выбор. Заключительное слово педагога.

Итак, мы обсудили проблемы опозданий. Вы поняли, что они негативно влияют на окружающих. Каждый из вас хотел бы не опаздывать. Поэтому каждый из присутствующих должен сам для себя решить, как он будет посещать занятия, будет опаздывать или нет. Учебный комитет класса продолжит работу по сбору статистики опозданий.

7) Педагог предлагает составить карту-прогноз, что нужно каждому изменить в учебной деятельности в новой четверти. Полученную карту можно вложить в дневник или повесить в своей комнате на видном месте, чтобы корректировать свои учебные достижения.

Карта-прогноз

ученика ____________________

В следующей четверти мне нужно улучшить свои результаты по

____________________________________________________________

Не опаздывать на _____________________________________________

Принять участие ______________________________________________

Посещать ____________________________________________________

3 стр., 1225 слов

Особенности психологической коррекции учащихся начальных классов

... и достаточно грамотно писать, хорошо считать, будет знать ответы на стандартный набор вопросов, по которым принято проверять знания школьников, но в нестандартных задачах обнаружит, в ... пассивность, безынициативность.   Основные методы развивающего и психокоррекционного характера используемые в начальных классах школ — это игровые методы. В форме игровых методов должно проводится и предметное ...

Изменить ситуацию ___________________________________________

Получить возможность ________________________________________

Число ___________ Подпись ___________________

8) Реальный результат

Проведение мониторинга по отслеживанию изменений в поведении учащихся. Проводится сбор информации и 1 раз в месяц обсуждение, уменьшились (прекратились) опоздания или нет.