История становления психологического консультирования

Вопросы к экзамену

  1. История становления психологического консультирования

Начало истории развития психологической помощи следует искать в глубине веков. Еще в медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств.. Античные короли принимали услуги «консультантов», античные книги «консультировали».. Начиная с «магнетического флюида» венского врача А.Месмера следуют: в XIX столетии — Джеймс Бред (гипноз), в XX в. — Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадиционный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие (Лакосина, Ушаков, 1984).

И если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и организационно обособляется консультативная психология.

  1. Цели и задачи психологического консультирования

Психологическое консультирование — прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Задачи: Выслушивание клиента. Облегчение эмоционального состояния клиента. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации. Цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Цель психологического консультирование по Р. Кочюнасу:

  • способствовать изменению поведения клиента или изменению отношения на ситуацию, помочь клиенту испытывать удовольствие от жизни и жить продуктивно; развить навыки по преодолению жизненных трудностей; обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений;
  • развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения;
  • облегчить реализацию и повышение потенциала личности.

  1. Принципы консультирования

Принципы психологического консультирования:

10 стр., 4737 слов

Психологическая служба Microsoft Office Word

... поведения и деятельности. В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации ... родителей, неправильным воспитанием и нарушенными отношениями в семье". В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Психическое ...

  • доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту; (Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.)
  • ориентация на нормы и ценности клиента; (Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.)
  • осторожное отношение к советам; (Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема.)
  • анонимность;( Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям.)
  • включенность клиента и психолога в процесс консультирования.( Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом.

    Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто «внимал» специалисту, а ему было действительно интересно.)

  1. Различия между психологическим консультированием и психотерапией

Представляется целесообразным рассмотреть сходства и различия между психотерапией и психологическим консультированием, как видами психологического вмешательства, с точки зрения их основных и дополнительных характеристик.

Основные характеристики:

Средства воздействия (методы): психотерапия и психологическое консультирование используют психологические средства воздействия, однако в психологическом консультировании информирование является ведущим приемом.

Цели: психотерапия и психологическое консультирование имеют своей целью достижение более выраженных позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах в сторону увеличения их эффективности, психотерапия при этом направлена на достижение значительных личностных изменений, а консультирование — на помощь человеку в лучшем использовании собственных ресурсов и улучшении качества жизни.

Функции: психотерапия выполняет функцию лечения и частично реабилитации, а психологическое консультирование — профилактики и развития (естественно, что речь идет о преимущественной направленности психотерапии и психологического консультирования, так как в ряде случаев эти функции могут пересекаться).

3 стр., 1088 слов

Трансперсональный подход в практике психологического консультирования ...

... Факультета Международного Института Изучения Сознания и Психотерапии (Фрайбург, Германия), член-корреспондент Международной Академии Психологических Наук и Балтийской Педагогической Академии, автор ... работу специалиста. Цель программы - усовершенствование этого инструмента, наработка психологических и профессиональных компетенций, развитие креативности, повышение успешности, интенсификация процессов ...

Теоретическая обоснованность: психотерапия и психологическое консультирование имеют в качестве своей научной основы психологические теории.

Эмпирическая проверка: психотерапия и психологическое консультирование нуждаются в изучении эффективности воздействий.

Профессиональные действия: психотерапия и психологическое консультирование осуществляются специалистами в профессиональных рамках. Дополнительные характеристики:

Продолжительность воздействий: психотерапия предполагает продолжительность не менее 15-20 сеансов, психологическое консультирование может ограничиваться 1-5 сеансами.

Место изменений: в психотерапии изменения происходят непосредственно в ходе терапии и являются сущностью психотерапевтического процесса, в психологическом консультировании анализируются варианты решений конкретной проблемы, но решение и изменения осуществляются человеком не в рамках консультирования, а по его окончании.

Степень самостоятельности клиента: в психотерапии процесс изменений сопровождается психотерапевтом, в психологическом консультировании изменения осуществляются человеком самостоятельно без сопровождения консультанта.

  1. Методологические основы психологического консультирования

Методологические основы психологического консультирования связаны с проблемой выбора и принятия консультантом той или иной психологической модели человека, движущих сил и механизмов развития психического.

Характеристика возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, учитывает следующие основания для их выделения:

— общепсихологическое понимание личности и движущих сил ее развития;

— детерминация психологических проблем человека.

Так, по первому основанию выделяются следующие основные направления :

1. Глубинная психология. К нему относятся психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), трансактный анализ (Э. Берн) и др.

2. Бихевиоральное направление включает социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эллис) и др.

3. Гуманистическое направление представлено гештальттерапией (Р. Перлз), личностно-центрированной терапией (К. Роджерс), логотерапией (В. Франкл), психодрамой (Морено).

  1. Виды и формы консультирования

С точки зрения пространственной организации консультативного процесса, выделяют два вида консультирования:

— контактное (или очное), при котором консультант сам встречается с клиентом;

— дистантное, которое подразделяется на письменное и телефонное.

Следующее основание учитывает количество клиентов, одновременно консультируемых одним психологом:

5 стр., 2242 слов

Психологическая помощь клиентам, страдающим птср диссоциативными ...

... функциональные расстройства нервной системы у людей, перенесших железнодорожную катастрофу. Эриксон рассматривал психологическую травму лишь как последствие повреждения спинного мозга, т.е. как органическую ... физическое и психическое повреждение нервов как причину невротического расстройства. Впервые собственно психологическую трактовку травматического невроза дал З.Фрейд, идея о фиксации на травме ...

— индивидуальной;

— групповой.

На основе объекта, на который направлены действия консультанта и сферы приложения консультативных услуг, выделяют следующие виды консультирования:

— семейное и супружеское психологическое;

— школьное;

— возрастно-психологическое;

— профессиональное;

— консультирование в клинической (преимущественно психиат­рической) практике и т.д.

В соответствии с задачами мобилизации – успокоения — личностной реконструкции выделяются следующие модели консульти­рования (Кочарян А.С., Кочарян Г.С):

— Энергетическая модель. В основе этой модели лежит идея энергетического гомеостаза.

— Симптоматическая модель. На этапе психодиагностики эта мо­дель характеризуется тем, что затруднения и конфликты человека рассматриваются как производные определенных личностных черт ти­па личностной тревожности, агрессивности, депрессивности, нейротизма и т.п

— Семантическая модель. В рамках этой модели структура лич­ности, ее актуальные черты рассматриваются как производные, вто­ричные защитные образования

Типология консультирования может быть сопряжена и с преобладающими типами проблем и проблемных ситуаций и типологией личности клиентов :

1. Деловая ориентация, существующая в двух основных видах:

А) адекватная – клиент искренне заинтересован в решении проблемы (характерные высказывания: “Вы сделаете все возможное…” и “Я сам готов делать все, что вы мне скажете”);

Б) неадекватная – клиент преувеличивает возможности консультанта (“Я уверен, что только вы могли бы мне помочь…Вы маг…”);

2. Рентная ориентация. Делится на два вида:

А) “обаятельный рантье” – клиент считает, что его откровенность, обаяние и доверие к консультанту – тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта (“Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше”);

Б) “требовательный рантье” – клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации (“Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота – вам за это деньги платят”).

3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом.

  1. Беседа как основной метод психологического консультирования

Основным методом психологического консультирования является консультативная беседа.Профессиональная консультативная беседа обладает своими внутренними принципами и законами организации, соблюдение которых делает возможным оказание в ходе беседы психологической помощи и поддержки.

Консультативная беседа — это не стихийный процесс, она имеет свои закономерности развития, свою структуру. Ю.Е. Алешина условно делит беседу консультанта с клиентом на четыре этапа: 1) знакомство с клиентом и начало беседы;

2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез;( Условно разделим этот этап беседы на два подэтапа, на первом из которых психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы последний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. Второй же этап начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы сформулировать психокоррекционные гипотезы и начать их проверку.)

18 стр., 8761 слов

Техники и методы консультирования клиентов после развода

... обобщения методов и техник, применяющихся при проблеме консультирования клиентов с данной проблемой. Современная действительность диктует острую необходимость ... проблем, связанных с оказанием психологической помощи клиентам, находящимся в состоянии развода. Обобщения, сделанные в исследовании могут применяться в практике работы психологов-консультантов при проведении данного вида консультирования. ...

3) коррекционное воздействие;( Воздействие строится на анализе конкретной ситуации. Задачи психокоррекционного воздействия можно считать реализованными только в том случае, когда не только в сознании консультанта, но и в сознании клиента выстроена своеобразная цепочка событий.)

4) завершение беседы.( 1.Подведение итогов беседы -краткое обобщение всего происшедшего за время приема; 2.Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами; 3.Прощание консультанта с клиентом.)

  1. Этическая проблематика в консультировании

Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства.

Р.Кочюнас, проанализировав зарубежную литературу, сформулировал следующие принципы этичного поведения в психологическом консультировании:

I. Консультант ответственен в своей работе:

  • перед своим клиентом,
  • перед членами семьи клиента,
  • перед организацией, в которой он работает,
  • вообще перед общественностью,
  • перед своей профессией.

Однако консультанту не так просто следовать правилам этики по, достаточно объективным причинам:

1.Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.

2.Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.).

Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором.

3.Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую.

II. Противоречивость этических проблем вынуждает периодически изменять этические кодексы. Американская ассоциация психологов, в которой подход к этическим вопросам наиболее структурирован, за последние тридцать лет трижды исправляла кодекс профессиональной этики. Поправки отражают изменения в обществе, но все же, как правило, обусловлены трудностью соблюдения этических норм. Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить «консультативный контракт» должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

— об основных целях консультирования;

— о своей квалификации;

— об оплате за консультирование;

— о приблизительной продолжительности консультирования;

3 стр., 1156 слов

Эффективность психологического консультирования.Приемы консультирования ...

... него людей; предоставить клиенту возможность в любое время позвонить консультанту. 3. Стадии психологического консультирования 1) Исследование проблем. Устанавливается контакт с клиентом, достигается обоюдное доверие: внимательно выслушать клиента, говорящего о своих ...

— о целесообразности консультирования в данной ситуации;

— о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;

— о границах конфиденциальности.

  1. Личные проблемы консультанта, снижающие качество консультирования

Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.

Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности.

Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении своей профессиональной деятельности психологи-консультанты обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.

  1. Основные этапы консультирования

Универсальные черты психологического консультирования.

1. Установление контакта с клиентом. На этой стадии консультант уста­навливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, гово­рящего о своих трудностях, и проявить максимальную ис­кренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и мани­пулированию.

2. Уяснение проблемы клиента. На этой стадии консуль­тант стремится понять и точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая ее связь с проблемной ситуацией, контекстом проблемы. Точное опре­деление проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и на способы разрешения.

3. Осознание желаемого состояния. Данная стадия является своего рода переломным моментом в ситуации консультирования. Она характеризует перевод запроса клиента, адресованный консультанту в виде просьбы о помощи, в позицию активного присоединения клиента к выработке возможных вариантов решения проблемы.

4. Выдвижение альтернатив и формулирование терапевтической задачи. Выясня­ются и открыто обсуждаются возможные альтернативы ре­шения проблем. Осуществляется их крити­ческая оценка.

5. Обобщение результатов взаимодействия. На этой стадии консультант предпринимает усилия по изменению мыслей и чувств клиента в плане усиления позитивного настроя на его самостоятельные действия по реализации избранного варианта решения проблемы вне ситуации консультирования, т.е. в повседневной жизни.

  1. Фазы и содержание процесса консультирования

Первая стадия – установление контакта с клиентом – может длиться от нескольких секунд до десятка минут. В этот период психолог-консультант структурирует ситуа­цию. Психолог сам решает проблемы установления контакта с клиен­том. На этой стадии психолог-консультант показывает клиенту свою позицию во взаимодействии с ним.

1 стр., 462 слов

Вопрос профессионализма психолога-консультанта

... переводится как «наука о душе», не каждый психолог уделяет должное внимание понятию «душа». Существуют различные подходы в консультировании, имеющие свои цели, объект и предмет: - психодинамический ... - бихевиоральный подход (опора на поведение человека); целью является решение проблем (находится решение проблемы, которую клиент не мог разрешить сам), приобретение социальных умений (происходит в ходе ...

Вторая стадия психологического консультирования начинается со сбора информации о клиенте, решается вопрос о том, “В чем проблема?”. Необходимо выяснить все, что выводит человека из психологического равновесия. Общий алгоритм действий психолога может быть сведен при этом к трем основным шагам: установление симптомов, установление их причин, нахождение эффективных способов лечения этих симптомов. С этой целью вначале производится анализ жалобы клиента. Поэтому первая фаза данной стадии состоит в выслушивании “исповеди” клиента, – т.е. его рассказа о том, что привело его в психологическую консультацию. “Исповедь” клиента продолжается примерно 15-20 минут. Во второй фазе рассматриваемой стадии консультирования психолог-консультант от нерефлексивного слушания постепенно должен переходить к слушанию рефлексивному — отражать содержание услышанного и чувства клиента. Используются такие технические приемы, как уточнение и пересказ.

После этого начинается третья стадия психологического консультирования, которую можно обозначить как фазу осознания клиентом желаемого резуль­тата. Психолог-консультант помогает клиенту определить свой иде­ал, решить вопрос о том, что он хочет, каким он хочет быть. Об­суждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый ре­зультат будет достигнут. Эта стадия психологического консультирования предполагает воздействие психолога-консультанта — это основное содержание консультирования. На этом фаза воздействия закончена, по длительности она равна примерно 15 минутам.

Четвертая стадия беседы представляет собой выработку аль­тернативных решений и формулирование терапевтической задачи. На этой стадии происходит обсуждение с клиентом разных ва­риантов решения проблемы.

Содержание пятой стадии психологического консультирования состоит в обобщении психологом-консультантом результатов взаимо­действия с клиентом по поводу проблемы. Задача психолога на данной стадии заключается в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни.

Данная стадия состоит из трех этапов. К их числу можно отнести следующие:

1) подведение итогов беседы (краткое обобщение всего проис­шедшего за время приема);

2) обсуждение вопросов, касавшихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами;

3) прощание консультанта с клиентом.

  1. Последствия и эффективность психологического консультирования

Одно из важных этических требований, предъявляемых консультанту, — это осознание истинных результатов своей работы и эффективности применяемых в консультировании методов.

Результаты в значительной степени зависят от клиентов, и если их активность во время консультирования деструктивна и они не соблюдают требования консультанта или вообще отказываются принимать на себя ответственность за решение своих проблем, то последствия будут отрицательны независимо от усилий консультанта.

10 стр., 4635 слов

Приемы воздействия на клиента на коррекционном этапе консультирования

... с клиентом он сообщает информацию, касающуюся процесса консультирования), так и в ответ на вопро­сы клиента (эти вопросы часто предваряют или маскируют реаль­ную проблему клиента). Консультант предоставляет клиенту ... не должна быть агрессивной и категоричной4. Хотя обычно психолог не стремится быть для клиента «откры­той книгой», процессу консультирования в ряде случаев помогает его самораскрытие в ...

Для оценки результатов консультирования конкретного клиента можно использовать ряд критериев. Blocher (1966) выделяет четыре основных:

— социальная приспособленность;

— личностные особенности;

— профессиональная приспособленность;

— успешность учебы.

Обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния. Такая оценка имеет определенные ограничения, но все же объективнее всего отражает истинное положение. Важно, чтобы оценка результатов самим клиентом была достаточно конкретна. Поэтому одна из важнейших задач консультанта — помочь клиенту конкретизировать свои достижения в ходе консультирования.

  1. Сущность взаимоотношений клиента и консультанта

Основа терапевтического процесса — это взаимоотношения, устанавливающиеся между консультантом и клиентом.Взаимоотношения в консультировании и психотерапии — главный источник для выявления и понимания, понимания и овладения важнейшими мыслями и чувствами, которые позволят изменить поведение клиента. Таким образом, качество взаимоотношений определяет не только основу личностных взаимодействий, но и возможность продолжения консультаций вообще.

Соотношение уникального и общего

Хотя о психотерапевтических взаимоотношениях можно высказать несколько общих положений, важно помнить, что каждый случай отношений между клиентом и консультантом уникален. Факторы, обусловливающие эту уникальность, так же разнообразны, как и сами различия между людьми.

Соотношение субъективного и объективного

Это соотношение связано со степенью эмоциональной интенсивности взаимоотношений и определяется соотношением в них рациональных и эмоциональных составляющих. Объективное подразумевает когнитивные, научные, обобщенные аспекты взаимоотношений, когда клиент рассматривается как объект изучения или часть всего страдающего человечества.

Соотношение когнитивного и коннотативного

Когнитивные элементы связаны с интеллектуальными действиями, такими как обмен информацией, конкретные советы или интерпретации, а коннотативные элементы связаны с выражением чувств и эмоциональными взаимодействиями.

Соотношение амбивалентности и однозначности

В различных аспектах консультационных взаимоотношений для клиента много неопределенного и амбивалентного.

  1. Типичные ошибки в консультационной беседе

Типичные ошибки в консультационной беседе:

1) отсутствие необходимого психологического контакта, что препятствует созданию благоприятного психологического климата для беседы;

2) переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сути;

3) жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе;

3 стр., 1158 слов

Динамика групповых и личностных изменений в процессе взаимодействия ...

... обращаться с «помехами»: участники реагируют на мешающее им поведение ведущего и других членов группы. Практически в любой группе на первой динамической стадии очень быстро выделяется неформальный лидер. ... самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. Клиент может испытывать огромное внутреннее давление, даже страх смерти. 5. Эксплозия (взрыв) – достижение ...

4) авторитарность по отношению к собеседнику, навязывание ему своего мнения;

5) мнение собеседника не выслушивается или дискредитируется;

6) тем или иным способом создаются препятствия для разъяснения и обоснования собеседником своей точки зрения;

7) постановка собеседнику прямых вопросов (“в лоб”) при неясных ему мотивах самой постановки вопросов.

  1. Тактика проведения консультации с эмоционально неустойчивыми людьми

Эмоционально неустойчивые люди, обращаясь к психологу, пытаются с его помощью снять с себя ответственность перед возникающими проблемами.

С такими людьми психолог-консультант должен быть уверенным, четким, даже категоричны в своих выводах. Его задача – прояснить причины и следствия кризисной ситуации и убедительно, простым, понятным языком привести консультируемого к необходимости самому принять решение. При взаимодействиях с такими консультируемыми желательно выдерживать дистанцию, позволяющую лучше осознать внешне наблюдаемые проблемы. Недопустимы примеры из своей жизни, ссылки на собственные трудности, так как они снижают авторитет консультанта

  1. Проведение консультации с самоуверенными людьми

Они приходят к консультанту лишь для того, чтобы подтвердить правильность принимаемого решения. Если это действительно так, то консультанту остается только подтвердить выводы и тактично снять некоторые второстепенные трудности. Консультант становится ведомым, и его позиция мягкого доброго человека очень импонирует уверенным в себе консультируемым.

Есть, однако, тип консультируемых, не столько уверенных в себе, сколько самоуверенных, вдобавок еще и нигилистов, считающих посещение консультанта пустой тратой времени. В таких ситуациях консультант должен найти конструктивный выход путем выяснения причин нигилизма и выбора тем для совместного обсуждения. Можно ненавязчиво предложить пройти психодиагностическое обследование по некоторым методикам, например, по 16-факторному опроснику Р. Кеттелла, тесту Розенцвейга, тесту Лири, что заставит обследуемого задуматься над некоторыми особенностями своего поведения, например, излишней категоричностью и резкостью своих суждений.

  1. Проведение консультации с людьми, обнаруживающими дефицит дружеского или родственного общения

Очень часто это люди с нелегкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые и страдающие вследствие своей доброты. Советы по отношению к таким людям не обязательны, они могут даже оттолкнуть их, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают «оказывать им психологическую помощь». Переходить к оказанию этой помощи можно только в случае специального запроса. Главное, в чем нуждаются клиенты подобного типа, — любовь, принятие, сочувствие. Но главное — слушание. Это бывает не всегда легко, поскольку общение с таким клиентом легко принимает структуру, свойственную естественному разговору, и психологу-консультанту, естественно, хочется «вставить свое слово», поделиться и своим мнением. Нельзя утверждать, что этого делать нельзя. Но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует его перебивать.

Osnovy_psikhologicheskogo_konsultirovania — Стр 2

  1. Работа психолога-консультанта с психологическими защитами клиента

Консультируя тревожных клиентов, важно знать не только способы, которыми они маскируют свою тревожность, но и средства, с помощью которых стремятся избавиться от неприятного воздействия тревожности. Этими средствами служат механизмы психологической защиты.

механизмы психологической защиты:

Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. :вытеснение + смещение, вытеснение + конверсия.

Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической.

Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает.

Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта.

Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы.

Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств.

Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков.

Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями.

Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне.

Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене.

Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консультанта.

Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в бессознательном чувствами, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понимание и терпимость. Не надо также поддаваться искушению рассуждать о стрессах и напряжении, свойственных нашему времени. Это обычно не затрагивает страданий конкретного клиента.

  1. Сущность работы психолога с клиентом с позиции психодинамической теории

Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои бессознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.

Эта теория предполагает, что устойчивые личностные характеристики, стереотипы поведения формируются в раннем детстве и впоследствии в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Содержание стереотипов во многом определяется содержанием и динамикой периодов, реализующих различные задачи личностного развития, и кризисами, через которые проходит человек. То есть жизнь человека в этом смысле определяется его прошлым.

Психолог, работающий с клиентом, должен выделить содержание кризисов, способствующих возникновению проблем. Осознание истоков проблем самим клиентом ставится в центр всей работы, а ключевым моментом в этом процессе выступает инсайт как момент для начала личностного изменения. Кроме этого, консультант выделяет преобладающие эмоциональные и поведенческие стереотипы, характеризующие адаптивную активность человека к социальному окружению, устанавливает их связь друг с другом и с прошлым опытом человека. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности.

  1. Приемы, используемые психологом в русле психодинамической теории

В процессе беседы психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует следующие приемы:

1. Анализ символов повседневности, например направленная ассоциация клиента на заданное слово.

2. “Фрейдовская ошибка” — это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые рассказывают его подсознательные чувства. Свободное ассоциирование является лучшим способом понять смысл этих ошибок.

3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна.

4. Анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения. Сопротивление — психоаналитический термин, обозначающий закрытость пациента процессу терапии, которая вызвана нежеланием заново переживать неприятные чувства, связанные с вытесненными конфликтами.

5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос (трансфер) — психоаналитический термин, обозначающий особое эмоциональное отношение между психотерапевтом и. клиентом, характеризующееся перенесением в процесс психоаналитического взаимодействия эмоционального опыта пациента, в частности проекцию на консультанта черт личности другого (значимого) человека. Перенос может быть положительным (чувство симпатии и привязанности) и отрицательным (чувство дискомфорта от общения с психологом).

  1. Сущность работы психолога с клиентом с позиции бихевиорального направления

Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, сформировать у него оптимальные поведенческие навыки. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных составляющих бихевиоральной психологии:

1) отношение психолога и клиента (психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во взаимодействии с собой);

2) определение проблемы через операционализацию поведения. Цель операционализации поведения — перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия.

3) понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат.

4) установление социально важных целей для клиента. Психолог совместно с клиентом выбирает и вырабатывает достижение для него целей, предполагающих конкретный план действий на будущее.

Психолог-бихевиорист делает упор на действиях человека, а не на его размышлениях по поводу действий.

  1. Приемы, используемые психологом-бихевиористом

В поведенческой коррекции используются методы, условно относимые к трем основным группам.

А) Методы контробусловливания предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и ( или) замену ее новой. Практикуются такие приемы, как сочетание приятного для клиента воздействия с ситуацией, обычно для него неприятной, либо, наоборот, сочетание неприятного воздействия с ситуацией, обычно доставляющей удовольствие (например, при избавлении от вредных привычек).

Б) Наряду с контробусловливанием выделяют оперантные методы, базирующиеся на принципах, выделенных Б. Скиннером. В основе этих методов лежит система наград, которые получает клиент за те действия, которые терапевт считает желательными, вследствие чего, согласно идеям Скиннера, вероятность такого поведения возрастает. Вариантом такого подхода является формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград .

В) Наконец, к третьей группе методов относятся те, что опираются на взгляды социобихевиористов. Согласно последним, человек научается через наблюдение. Терапия, соответственно, основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент должен следовать, имитируя ее.

В бихевиоральном консультировании широко используются психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в повседневной жизни. Это стратегии предотвращения рецидивов. Рецидивы, срывы случаются у большинства клиентов, задача психолога состоит в том, чтобы на обобщающей стадии интервью построить программу, которая помогла бы справиться с рецидивом. Эта стратегия дает возможность клиенту контролировать себя в трудных ситуациях.

  1. Сущность работы психолога с клиентом с позиции гуманистического направления

Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента, основанный на стремлении к максимальной самоактуализации. Задача психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Работа с миром клиента требует от психолога соблюдения некоторых условий, способствующих процессу позитивных изменений.

1. Психолог должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они идут вразрез с его установками.

2. Необходима эмпатия, стремление видеть мир глазами клиента.

3. Аутентичность терапевта, отказ от маски “профессионала”.

4. Психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Ему нужно выполнять лишь функции зеркала, отражающего мысли и чувства клиента, и формулировать их по-новому. Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение. Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

  1. Особенности консультативной работы с группой

Групповое психологическое консультирование — разновидность психологического консультирования; форма консультативного и терапевтического воздействия, противостоящая индивидуальному психологическому консультированию.

Консультативные группы, согласно Джеральду Кори, представляют собой группы, сосредоточенные на межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи, а также применении различных методов, относящихся к принципу «здесь-и-сейчас»

Консультативные группы в значительной степени отличаются от других видов групп, в рамках которых происходит групповая практика и групповой процесс, в частности, они отличаются:

  • от психотерапевтических групп по своим целям. Психотерапевтичсекие группы характеризуются исследованием того, как можно изменить поведение, переживания и мысли клиентов, а также использованием меж- и внутриличностной оценок, диагнозов и интерпретаций для установления связи между материалом прошлого и событиями будущего;
  • от образовательных или темоцентрированных групп, характеризующихся представлением участникам группы и обсуждением в ней знаний и навыков, полученных специалистом где-либо в ходе обучения;
  • от групп, ориентированных на решение задач, которые характеризуются применением принципов групповой динамики, а также практиками/процессами совместного решения групповых проблем, построением команды и программы развития консультирования;
  • от групп самопомощи или групп поддержки, в рамках которых объединяются люди со схожими жизненными трудностями или проблемами, создавая систему поддержки, которая защищает их от психологического стресса и стимулирует изменять свою жизнь.

  1. Типы поведения в группе

В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе.

Обособляющий тип. Хорошо выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.

Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Оптимальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.

Лидирующий тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.

Сотрудничающий тип. Индивидуум постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.

Знание типов поведения участников группы помогает психологу при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологической несовместимости отдельных ее членов.

Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.

  1. Стили руководства группой

При руководстве группой консультанту необходимо определиться с уровнем, уместностью и полезностью самораскрытия. Согласно Дж. Кори, также как и И. Ялому[9], процесс самораскрытия консультанта должен быть полезен в первую очередь его клиентам. Как он отмечает, при недостаточном самораскрытии консультанта группе, при котором он работает в рамках определённой роли, и чётко очерченой для себя — например, консультанта, он может «прятаться за фасадом» профессионализма, а также потерять в группе личную идентичность. Возможными причинами недостаточного самораскрытия являются: — страхи показаться непрофессиональным или потерять уважение членов группы; — потребность в сохранении дистанции или стремление утвердить определённый тип отношений, например — только отношений консультант/клиент, доктор/пациент — что может редуцировать общение личностей к формальной коммуникации. При слишком сильном самораскрытии группе, консультанты нередко руководствуются потребностью/желанием быть выслушанными и принятыми, или могут быть втянуты к излишней откровенности членами группы.

Вопрос о стилях руководства, осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в которых он (ведущий) выступает — с одной стороны, а с другой — с его личностными особенностями.

Согласно классической классификации стилей управления малой группой — авторитарный, демократический, попустительский, — руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер, «директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм — он использует главным образом технику отражения и кларификации».

  1. Сущность группового процесса

Согласно Дж. Кори, консультативные группы нацелены на росте и развитии участников группы, и освобождении от всего того, что препятствует этим процессам. Это отличает консультативные группы от групп терапевтических, которые сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности.

Согласно Дж. Кори, консультативные группы развиваются, и в этом процессе можно выделить следующие стадии:

  • формирование группы.
  • ориентационная фаза.
  • переходная стадия.
  • рабочая стадия.
  • стадия объединения и закрепления полученного опыта, сосредоточенная на применении участниками группы полученного в группе, чем бы оно не являлось к повседневной жизни.
  • стадия постгрупповых мероприятий и оценки результатов работы группы.

  1. Сущность групповой этики

Внутригрупповая этика включает в себя круг вопросов, наиболее важными из которых являются:

  • согласие или несогласие участвовать в групповом процессе;
  • свобода выбора участия в тех или иных действиях группы;
  • профилактика психических травм.

Профессиональные руководители групп должны ограничиваться скромной рекламой и открыто говорить о границах своих компетенции и возможностей. Информация о целях, методах, продолжительности и принципах групповой психотерапии, наоборот, должна быть наиболее полной. Каждый участник имеет право не участвовать в тех или иных действиях или ситуациях при работе группы. При этом ни руководитель группы, ни сама группа не должны оказывать на такого участника чрезмерного давления, а тем более понуждать его к искренности и самораскрытию.

Обязательным для руководителя и всей группы в целом является соблюдение конфиденциальности.

  1. Задачи возрастно-психологического консультирования

Общая задача возрастного консультирования – это контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.

Конкретные подзадачи, которые выделяют в возрастном консультировании Бурменская и соавторы, следующие:

– Во-первых, ориентация родителей, учителей в возрастных особенностях ребенка.

– Во-вторых, своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направления их в медико-психологические комиссии.

– В-третьих, предупреждение вторичных психических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем – рекомендации им по психогигиене и психопрофилактике.

  1. Трудности при проведении возрастно-психологического консультирования

Предметом психологического обследования в практике возрастно-психологического консультирования являются индивидуально-возрастные особенности детей и подростков, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии

Поскольку проблематика случаев в возрастно-психологическом консультировании весьма разнообразна, то психолог-консультант должен иметь достаточный арсенал психодиагностических методик в соответствии с направлениями (дети, родители, воспитатели и др.) и показателями, характеризующими основной предмет психодиагностической деятельности (показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей; показатели особенностей межличностных отношений ребенка в детском коллективе; показатели особенностей семейных взаимоотношений).

Специфика возрастно-психологического консультирования заключается в том, что психологу приходится контактировать в самом начале работы в большей степени с родителями, обратившимися за помощью. Более того, контакты психолога-консультанта с родителями осуществляются несколько раз в течение всего хода консультирования. Каждая из данных встреч имеет свои особенности проведения.

  1. Психология развития как теоретическая основа возрастно-психологического консультирования

Возраст включает в себя конкретный период жизнедеятельности человека, выступает мерой накопленных человеком за этот период определенных свойств и качеств.

Границы, отделяющие один возраст от другого – условны, но сам возраст – «объективная категория».

На основе теории Л.С. Выготского его учениками Л.И. Божович и др. были выделены основные составляющие психологического возраста:

  1. социальная ситуация развития;
  2. ведущий тип деятельности, где возникают и развиваются новые психические функции;
  3. изменения в сфере сознания и личности.

В каждом возрастном периоде накапливаются «новообразования» – т.е. психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Новообразования, накапливаясь с течением времени, постепенно приходят в противоречие со старой ситуацией развития, ломают ее и строят новые отношения – возможности. Таким образом, «новообразование» не только предпосылка, но и продукт возрастного развития.

При проведении дошкольного и школьного консультирования психолог должен хорошо ориентироваться в том, что является «новообразованием» в данном возрастном периоде.

Новообразования дошкольного возраста: возникновение опосредованной мотивации, внутренних этических инстанций, зарождение самооценки, потребности в одобрении взрослых.

Новообразования младшего школьного возраста: познавательное отношение к действительности, более сложные формы мышления; произвольность – такой уровень потребностной сферы ребенка, когда он действует не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; устойчивые формы поведения, складываются основы характера.

Новообразования среднего школьного возраста (подросток): устремленность на переход к взрослой жизни; ориентация на сверстников; потребность завоевать у сверстников авторитет, формирование устойчивой самооценки.

Новообразования старшего школьного возраста: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения и самосознания, формирование иерархии мотивов и целей, намерений, ценностей.

  1. Особенности дошкольного консультирования

Основное направление дошкольного консультирования – это решение проблемы, обусловленные психическим неблагополучием ребенка.

Чаще всего психическое неблагополучие ребенка выражается в расстройстве его поведения, что и побуждает родителей, воспитателей или других близких ребенку лиц, обратиться за психологической помощью.

К основным причинам психического неблагополучна в детстве относятся:

Инверсия семейных ролей.

Инверсия семейных ролей, нарушение нормальных взаимоотношений ребенка с родителями приводит к неврозу детей. Неврозы у детей не возникают, если родители справляются со своими проблемами сами. Разлука с матерью, помещение ребенка в ясли, длительная госпитализация – все это может стать психической травмой для ребенка, причиной его психического неблагополучия, так как прерывает теплые отношения в семье.

Неправильное поведение родителей, других взрослых, окружающих ребенка.

Такое «неправильное» поведение родителей или других взрослых может быть разным.

Во-первых, это могут быть неосознаваемые установки у родителей, которые проявляются в ориентации – на всегда послушного ребенка; на превосходство своего ребенка над другими; на ускоренное развитие ребенка. Во-вторых, неправильное поведение родителей может быть обусловлено недостатком знания в каких-нибудь областях – медицины, педагогики, психологии.

Во взаимоотношениях «ребенок – взрослый» необходима своевременная перестройка на каждом возрастном этапе.

Ошибки, систематически допускаемые родителями в воспитании детей:

  • проецирование родителем на ребенка своих личностных проблем, неотреагированных чувств – приписывание детям того, что присуще ему самому;
  • излишняя беспомощная фиксация родителей на страхах ребенка;
  • разрыв между словом и делом – когда родительская мораль абстрактна и не подкрепляется делом;
  • непоследовательность требований из-за несогласованности родителей;
  • неправильные и многочисленные запреты
  • сравнение ребенка с кем-то другим, более успешным
  • неблагоприятная оценка уровня какой-либо деятельности, высказанная самому ребенку

Занятость родителей — одна из ведущих причин психического неблагополучия современного ребенка.

Развитию неблагополучия способствуют также физическое нездоровье ребенка, особенности личности родителей и характера ребенка.

  1. Особенности консультирования в школьной практике

В школьной практике чаще всего основаниями для классификации психологических консультаций являются возраст, адрес (с кем проводится консультация), содержание, проблема.

Обозначим особенности взаимоотношений школьного консультанта с клиентами с точки зрения его позиционирования. Для психолога существует целый «веер» позиций, в которых можно оказаться. Можно выделить условно конструктивное и деструктивное позиционирование. Второе сигнализирует о перекосе профессиональных отношений с клиентом.

Отметим некоторые особенности консультирования подростков. В теории психологической работы существует определенный стереотип: если консультирование начинается по инициативе психолога, ему придется бороться с негативной реакцией подростка, получив в свой адрес определенную порцию агрессии.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе; отсутствие интересов у детей; нежелание учиться; плохая память; повышенная рассеянность; неорганизованность; несамостоятельность, лень; агрессивность; повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация; отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.

Школьное консультирование имеет свои специфические формы протекания, так называемые промежуточные формы, соединяющие в себе два процесса: психологическое консультирование и психологическое просвещение, по сути — психологическую и педагогическую плоскости. К таким формам относится консультирование коллектива и малых групп.

Спецификой консультирования подростков заключается в том, что эта аудитория крайне благоприятствует такой работе. Подростковая среда взывает к диалогу, и здесь консультант востребован, поле его работы широко.

  1. Психогенная школьная дезадаптация, как одна из основных причин неуспеваемости учащихся

Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термином «школьная дезадаптация» или («школьная неприспособленность») фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения.

К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.

Школьная дезадаптация ребенка — многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.

Osnovy_psikhologicheskogo_konsultirovania — Стр 3

Общими причинами дезадаптации являются:

– Во-первых, недостаточный учет современной школы глубинных и возрастных закономерностей формирования личности школьника.

– Во-вторых, игнорирование индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей школьников при стандартизированных требованиях к их проведению.

– В третьих, блокирование творческой активности, присущей каждому ребенку.

– В четвертых, подмена коллективных форм жизни, необходимых для формирования личности ребенка, формальными ролевыми взаимоотношениями.

  1. Консультирование родителей по проблемам ребенка

Консультирование родителей по поводу проблем их детей всё шире используется в практике работы. Во многих случаях природа отклоняющегося поведения детей связана с семейной ситуацией. Невербальное поведение родителей может дать ключ к пониманию их поведения и взаимоотношений с ребёнком в целом – то есть полезную информацию для процесса консультирования.

Психолог-консультант обращает особое внимание на те факторы семейной жизни, которые могли повлиять на возникновение проблем у ребёнка – нарушения коммуникации и взаимодействии внутри семьи (затруднения взаимопонимания между её членами, трудности в принятии общего решения, невозможность заставить других прислушиваться к себе и т.п.), нарушенные эмоциональные связи и т.д.

Цель этой коррекционной работы психолога в начале консультирования родителей – предупреждение о возможных трудностях. Недопустимо, чтобы родители имели установку на «волшебное» разрешение трудностей, немедленный результат – это снизит их активность в решении проблемы. В то же время консультант не должен внушать неоправданных ожиданий, чтобы не было обманутых надежд.

Беседу полезно проводить одновременно с обоими родителями.

В ходе консультирования психолог проявляет теплоту, понимание, уважение к родителям. Эффективность беседы с родителями оценивается по тому, могут ли родители более или менее уверенно действовать на основе тех сведений» рекомендаций, которые они получили от психолога

  1. Особенности проведения тестового обследования ребенка в консультативной практике

В рамках психодиагностики этому вопросу придается чрезвычайно большое значение, так как объективность оценки ответов или результатов действий испытуемого в огромной степени зависит от соблюдения полного единообразия условий тестирования. Сформулировано несколько обязательных правил обследования с помощью стандартизованных методик.

Первой «заповедью» всех тестологов является правило, согласно которому не следует как-либо менять инструкции, материалы, время, отведенное для решения теста, или вносить в стандартизованную процедуру какие-либо другие изменения, даже естественно «подсказываемые» конкретной ситуацией. Требуется строго одинаковое, единообразное предъявление заданий всем испытуемым, вплоть до сохранения одинаковой интонации в инструкциях. Тем более нельзя делать никаких пояснений или задавать наводящие вопросы, помимо тех, возможность которых специально предусмотрена и оговорена в описании процедуры в руководстве теста. Не следует также несколько раз повторять вопросы, кроме специально оговоренных случаев.

Второе важное правило тестового варианта обследования, существенно отличающее его от клинического, заключается в том, что в ходе выполнения теста ребенка нельзя ни учить, ни критиковать, ни даже усиленно хвалить.

Следующее общее правило предписывает с особым вниманием относиться к эмоциональному и физическому состоянию ребенка: обследование проводится только в том случае, если ребенок хорошо себя чувствует, у него нет признаков утомления, излишнего волнения, проявлений упрямства и т. д.

Тестологи настоятельно рекомендуют избегать присутствия взрослых в процессе тестирования ребенка, в том числе родителей или других близких.

  1. Особенности проведения клинического обследования в консультативной практике

В современной психологической литературе понятия «клинический метод», «клинический подход» и т. д. употребляется в гораздо более широком значении, чем «ориентированный на патологию». Клинический подход направлен на интенсивное, качественное и целостное изучение отдельных, индивидуальных случаев. По нескольким существенным характеристикам он противоположен стандартизованным процедурам тестового обследования и имеет как свои преимущества, так и сложности.

Клинический подход делает акцент на качественном анализе способов выполнения испытуемым заданий, учете характера и причин ошибок испытуемого, определении возможностей их устранения в результате оказания помощи. Указанная направленность клинического обследования предполагает у экспериментатора совершенно иную (по сравнению с проведением теста) установку — активную и гибкую, а не нейтральную. Здесь не только допускается, но и специально широко используется изменение инструкций в заданиях — их пояснение, уточнение и т. д. Практикуется отказ от ограничений испытуемого по времени.

Клиническое обследование предполагает умение экспериментатора фиксировать не только результат выполнения задания, но и многообразные качественные особенности психической деятельности ребенка, проявляющиеся при выполнении того или иного задания.

  1. Особенности составления и заполнения истории развития (анамнеза) ребенка в консультативном процессе

Наряду с данными наблюдений и экспериментально-психологического обследования ребенка важнейшим источником информации, необходимой для оценки хода его психического развития, является история развития ребенка.

Психолог должен выявить источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности ребенка, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребенка, учесть специфику содержания и реального состава необходимых условий в каждом возрастном периоде детства.

В литературе по вопросам консультирования история развития ребенка все чаще называется психологическим анамнезом.В целях учета возрастных закономерностей процесса психического развития ребенка в основу психологического подхода к сбору и систематизации анамнестических данных о ребенке может быть положена схема возрастной периодизации.Одна из существенных трудностей, возникающих при составлении психологического анамнеза, связана с необходимостью опираться на те данные, которые сохранились в памяти родителей.

Составляя историю психического развития ребенка, консультанту важно установить не только систему объективных условий и обстоятельств жизни ребенка, но главным образом характер и степень их влияния на него.

Особого внимания требуют хронические, постоянно действующие факторы, среди которых в первую очередь необходимо выделить различные виды неправильного воспитания.Составление анамнеза, полнота и достоверность его данных существенно зависят от родителей. В связи с этим необходимо учитывать особенности личности родителей и внутрисемейных отношений и стремиться установить их подлинное влияние на формирование ребенка.

  1. Особенности коррекционно-консультационной работы с учителями и родителями подростка

Часто в ходе консультирования родителей подростка психологу приходится ориентироваться и на просвещение взрослых, на развитие у них способности к децентрации – способности видеть проблемы подростка не только со своей позиции, но и глазами самого подростка. Взрослые во взрослении подростка часто видят только негативные стороны – непослушность, скрытость – не замечая позитивное новое – эмпатию, стремление подростка помочь родителям разделить их горе или радость.

Младший подросток ориентируется на поддержку учителя, поощрение, старший подросток стремится к личностному общению с учителем. Подростка все больше волнуют профессиональные и личностные качества учителя.

Особенно трудным в общении с подростком взрослые считают посткризисный период (14–15 лет), когда начинается период созидания, формирования новых психологических образований. При этом старые воспитательные меры не эффективны, а новыми родители еще не владеют, не опираются на положительные конструктивные качества.

  1. Особенности техник активного, пассивного и эмпатического слушания на различных этапах психологического консультирования

Выделяют следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

Пассивное слушание — В этом случае важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции».

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

Эмпатия — это понимание любого чувства, переживаемого другим человеком (будь то гнев, печаль или радость) и ответное выражение своего понимания этих чувств. Эмпатия, или сопереживание, проявляется в чуткости к собеседнику. Для консультанта важно исходить из установок, разработанных К. Роджерсом и предполагающих безусловное принятие личности человека, которому оказывается психологическая помощь, и его внутренних переживаний.

  1. Приемы установления эмоционального контакта с клиентом

Консультант должен сформировать с клиентом психологически комфортную доверительную атмосферу межличностного взаимодействия, располагающей к сотрудничеству и интимности. Атмосфера принятия и доверия создает у клиента ощущение безопасности, которое является необходимым условием эффективного партнерского сотрудничества и взаимопонимания.

Установление положительного эмоционального настроя клиента — это установление раппорта. Он устанавливается в течение первых тридцати секунд. Это то, что может произвести приятное впечатление Опрятный внешний вид, благожелательное выражение лица, соблюдение социальной зоны общений.

Для нейтрализации возможного отрицательного действия комплексов и снятия психологических барьеров используется процедура «снятие психологических барьеров». При применении этой процедуры психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к себе.

Общий эмоционально-положительный настрой клиента на предстоящую консультацию обеспечивается не только при помощи описанной выше процедуры – она в основном только преднастраивает клиента, успокаивает его, – но также посредством применения особой процедуры, преследующей указанную цель. В рамках данной процедуры можно, в частности, применять специальные приемы, поднимающие настроение у клиента, вызывающие у него позитивные эмоциональные переживания.

  1. Профессиональные умения и мастерство консультанта

Профессиональная подготовка консультанта-психолога заключается в освоении им комплекса знаний, умений, навыков. Он должен обладать:

• необходимыми теоретическими знаниями в области психологии и других, смежных с ней наук, изучение которых необходимо для проведения психологического консультирования на высоком уровне(глубокие, системные психологические знания, дающие консультанту понимание того, что есть человек во все различных жизненных, социальных и психических проявлениях, как устроена его психика, как она работает, как происходит взаимовлияние социальной среды на психику и наоборот);

• знаниями, необходимыми для организации успешной работы психологической консультации;

• развитыми умениями в области практического общения с клиентами (свободное владение большим спектром психологических методов, техник работы с клиентом, с целью гибкого изменения, улучшения его психического состояния и социального благополучия);

• достаточно большим опытом проведения психологического консультирования по разным вопросам и с разными людьми.