Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства (988г.) Византийские и Южнославянские риторические образцы. До нас дошли тексты, свидетельствующие о высокой культуре речи; особенной высоты риторическая практика достигла в 11- начале 13 веков, вплоть до монгольского нашествия, задержавшего культурное развитие России на несколько столетий. Древнерусские произведения, свидетельствующие о мастерстве ораторского искусства – это «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, произнесённое в присутствии Ярослава Мудрого; «Золотое слово Святослава» (слово о полку Игореве); «Моление» Даниила заточника, обращённое к князю и проникнутое идеей защиты обездоленных; «Поучение» Владимира Мономаха.
Традиции 11 – начала 13 веков получили продолжение в произведениях последующих столетий: «Задонщина» (14 век); «Житие Сергия Радонежского» (15 век); Переписка князя Андрея Курбского с Иоанном Грозным (16 век); «Житие протопопа Аввакума»(17 век).
Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции: высокое уважение к книжному слову, мудрой речи, словесному мастерству; призыв к добру и сила убеждения; вера в божественную природу мудрого слова, в то, что дар слова – божий дар; кротость и смирение в публичной речи и беседе; высокий эмоциональный накал обращений и призывов.
Древнерусские ораторы умели выбрать достойного собеседника, способного понять обращённую к нему речь; они серьёзно готовились к выступлениям и демонстрировали мастерство.
Билет 2. Первые книги по риторике в России (ранние риторики 17века).
Первые книги по риторике в России появились в начале 17 века, их авторы — церковные деятели, писатели, учёные: Вологодский епископ Макарий; один из создателей Славяно-греко-латинской академии Симеон Полоцкий; сподвижник Петра І Феофан Прокопович. Учебники риторики использовались в подготовке духовных служителей. Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность. Они служили пособиями для составления и произнесения проповедей, бесед с прихожанами, овладения особым проникновенным голосом. Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17 века. Предполагается, что её автором был Митрополит Новгородский и Великолукский Макарий. В основу первой русской риторики положен перевод учебника немецкого гуманиста Меланхтона, написанного на латинском языке. При переводе на древнерусский язык сделаны некоторые отступления от оригинала: снята фамилия автора, исключены некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, введены некоторые новые примеры. «Риторика» Макария переписывалась и изучалась в течение всего 17 века и до Петровского времени являлась основным пособием риторики в России. В 1699 году появляется новая «Риторика»; предполагают, что её автором был М. И. Усачёв. В начале 18 века был создан учебник «О риторическом искусстве» Феофаном Прокоповичем, крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживающим его реформы. Это сочинение представляет собой запись лекций, прочитанных Феофаном Прокоповичем на латыни в 1706-1707 годах в Киево-Могилянской академии.осР
Коммуникативная ситуация как базовая категория педагогической ...
... окружающего мира”, может быть материальным или идеальным. Образ автора и вид речи. Риторика предполагает, что каждому роду, виду или разновидности словесности должен отвечать свой ... побудительные предложения). Весь текст строится на основе принципа контраста, представленного в ключевых словах: ≪гибнет≫ — ≪искупим≫ (= ≪спа- сем≫), ≪падет≫ (= ≪поражение≫) — ≪победа≫, ≪рабство≫ — ≪свобода≫. ...
Билет 3. «Краткое руководство к красноречию» Ломоносова
Первый учебник на русском языке был написан М. В. Ломоносовым и напечатан в 1748 году под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т.е. оратории и поэзии, сочинённая в пользу любящих словесные науки». Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи; как свод правил, которому предполагалось следовать в устных и письменных произведениях, затрагивающих государственные, общественные и религиозно-философские темы. В своём труде он выделяет собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще, касающееся прозы и стихов; ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе; поэзию, т.е. наставление к сочинению стихов. В риторике Ломоносова 3 части: «О изобретении», «О украшении», «О расположении». Основные теоретические положения в книге Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений ораторов античности и средневековья, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных. Все позднейшие риторики основывались на труде Ломоносова.
Билет 4. Развитие риторики в конце 18 – начале 18 веков.
Замечательная работа, оказавшая влияние на развитие теории красноречия в России и других странах это «Правила высшего красноречия», написанные известным государственным деятелем Михаилом Михайловичем Сперанским (1772-1839).
В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения оратором поставленной цели. В конце 18 века риторика широко преподавалась в гимназиях и других учебных заведениях, поэтому были созданы учебники: «Краткая риторика» Мерзлякова, «Опыт риторики» Рижского, книги Галича, Кожанского, Греча.
В учебниках того времени были следующие особенности: использовались традиции древнерусского красноречия; проводилась идея величия русского народа и государства; использовалась героическая тема русской истории, прославлявшая подвиг во имя Родины; риторика учила говорить о высоком, рассматривалась как наука культуры речи большой убеждающей силы, мастерства слова в разных условиях и с разными людьми.
Билет 5. Развитие риторики в конце 19 – начале 20 веков.
В конце первой половины 19-ого века в России риторика входит в полосу кризиса, но на фоне общего упадка развиваются её отдельные направления. Русское судебное красноречие во 2-ой половине 19-ого века выдвинулось на первый план и достигло высокого развития. Его расцвет связан с судебной реформой 60-х годов и введением суда присяжных. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и председатель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить образно и остроумно. Выдающимися ораторами были Фёдор Николаевич Плевако, Пётр Акимович Александров, Сергей Аркадьевич Андреевский. Для развития теории красноречия важное значение имела деятельность двух выдающихся русских юристов и учёных – Кони и Пороховщикова. Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы-практики 19 – начала 20 века. Заметим подъём академического красноречия, хотя ни его принципы, ни его специфика не были теоретически обобщены и описаны. Основоположником этого жанра ораторского искусства в России считается профессор Московского университета, историк Тимофей Николаевич Грановский, наиболее яркими представителями – Ключевский, Темерязев, Менделеев. Отдельное направление истории русской риторики — развитие политического красноречия в начале 20 века. Ораторскому стилю Владимира Ильича Ленина и других пропагандистов этой школы (Кирова, Коллонтай, Дзержинского и других) посвящен целый ряд исследований. Изучение их ораторского наследия и сегодня актуально и полезно для образования оратора.
Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста
... ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?» Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста На этапе становления речи для ребенка очень ... «Чтение сказки» Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи. Инструкция. Трем участникам предлагаются книжки со знакомыми детскими сказками. ...
Билет 6. Академическое красноречие
В зависимости от сферы применения красноречие бывает следующих видов: академическое, духовное, политическое, военное, судебное, деловое. Академическое красноречие в России зародилось в 18 веке. Президент Российской академии наук, Екатерина Романовна Дашкова ввела чтение лекций и даже добилась у Екатерины IIразрешения открыть общедоступные курсы на русском языке для всех желающих по основным отраслям наук. Это нововведение должно было способствовать распространению просвещения. Ежедневно в течение 4 месяцев специалисты читали публичные лекции по основным отраслям наук: математику, физику, химию, минералогию. Успех курсов был огромен. Расцвет академического красноречия приходится на 19 век и связан с пробуждением общественно-политической жизни страны. Наибольшую популярность приобретает вузовская лекция, которая постепенно превращается в общедоступную, т.е. в публичную. Характер этого превращения таков: лекцию сначала посещают студенты других факультетов, затем всё более и более широкая публика. Со второй половины 19 века лекции уже читаются учёными специально для широкой аудитории, т.е. возникает научно-попуярная лекция. Одним из первых ученых, привлекших на свои вузовские лекции толпы слушателей, которые не являлись студентами, был Т.Н.
Грановский, профессор МУ, специалист по истории средних веков. Грановского называли «идеальным профессором 40-х годов», он был прирождённым оратором. Традиции Грановского получили дальнейшее развитие в лекторской деятельности учёных. Большим успехом пользовались в МУ лекции его младшего современника, крупнейшего русского филолога и историка литературы Фёдора Ивановича Буслаева, которого называли «идеальным профессором 60-х годов». Многолюдные аудитории собирал на свои лекции замечательный учёный-историк Василий Осипович Ключевский, читавший свой курс в МУ во второй половине 19-ого – начале 20 века. Эти лекции легли в основу его многотомного «Курса Русской истории», который неоднократно издавался в наше время. Во второй половине 19-ого — начале 20 веков с блеском читали свои лекции физиолог Сеченов, химик Д. И. Менделеев, биолог и основатель первой в России бактериологической станции Мечников, ботаник Темерязев. Блестящими образцами академического красноречия являются речи академиков, научная деятельность которых развёртывается в 20 веке – геохимика Вернадского, биолога Вавилова, физика Ландау. За прошедшие 2 века сложился определённый тип лектора, читающего как вузовские, так и научно-популярные лекции. Для него характерно: открытия нового в науке, стремление повернуть эти открытия лицом к человеку, умение изложить своё открытие доступно и увлекательно.
Тема 1.3 Коммуникативный аспект устной и письменной речи
... правильное предложение Атом неделим является неточным, так как его содержание не соответствует реальной действительности. Точность речи в первую очередь зависит от верного словоупотребления, от выбора слова. Наибольшие ...
Билет 7. Понятие литературного языка и его признаки.
Литературным языком называют сложившуюся высшую (образцовую_ форму национального языка, обладающую богатым лексическим фондом, стройной грамматической структурой и развитой системой стилей. Литературному языку присущи особые свойства. Среди его основных признаков выделяются следующие:
- Наличие определённых норм (правил) словоупотребления, ударения и других, соблюдение которых имеет общеобязательный характер, независимо от профессиональной и территориальной принадлежности носителей данного языка;
- Стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследия и литературно-книжных традиций;
- Стилистическое богатство.
Билет 8. Понятие нормы литературного языка. Нормированная и ненормированная речь
Норма – это одобряемое обществом правило, подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей.
Литературный язык противостоит ненормированной речи. Всё, что не соответствует норме, является отступлением от общепринятых правил, принадлежит к ненормированной речи. К ней относят: диалекты (плОтит), архаизмы (в дому), неологизмы, т.е. не ставшие нормой (звОнит), просторечия (башка) и жаргонизмы.
Билет 9. Виды нормы. Нормы орфоэпические, лексические, морфологические.
Нормы делятся на орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические. Под орфоэпическими нормами понимаются правильность произношения звуков и их сочетаний и выбора общепринятого ударения. Под лексическими нормами понимается правильность выбор слова и уместность его использования в общепринятом значении и в общепринятых сочетаниях. Под морфологическими нормами понимается правильность выбора приставки и суффикса (словообразовательных элементов) и форм слова (окончаний).
Билет 10. Нормы синтаксические. Логичность речи.
Под синтаксическими нормами понимают правильность выбора управления и согласования. Нарушение синтаксической нормы русского языка ведёт к речевым ошибкам:
- Нарушение порядка слов в предложении: Жителям пострадавшего района от засухи была оказана своевременная помощь.
- Нарушение норм согласования: Ряддомовтянулисьвдоль оврага.
- Ошибки в управлении: Мать любила и восторгалась сыном.
- Местоимённое дублирование подлежащих: Книга она лежала на парте.
- Ошибочное оформление сказуемых: Дубровский был гвардейский офицер.
- Недочёты в употреблении однородных членов предложений . Объединение в качестве однородных разных частей речи, разных форм падежей, разных форм именной части сказуемого или различных форм глагольного сказуемого, членов предложения и придаточных предложений. Например: Остап был храбрый и честен; Он любил читать и спорт.
- Неправильное построение предложений с причастными оборотами: Видя это, большая радость охватила всех.
- Нарушение границ предложения: Когда мы плыли. Не слушали гудка парохода.
- Ошибки в построении сложного предложения: смешение сочинительной и подчинительной связи; нарушение порядка расположения придаточных по отношению к друг другу; неправильное употребление союзов и союзных слов, их нагромождение. Например: Поднялась метель, которая замела дорогу, по которой ехала кибитка.
- Неверное построение предложений с косвенной речью, смешение прямой и косвенной речи: Дочь сказала маме, что утром полью все цветы.
Логичной считается речь, в которой ясно и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных высказываний в тексте. Нередко требования логичности речи нарушаются в предложениях с обобщающими словами при однородных членах, например: В комнате стояли столы, стулья, мебель красного дерева. Писатели нередко пародируют нелогичную речь и тогда подобные нарушения логики высказывания используются для создания особого комического эффекта. На этом же приёме строятся каламбуры (игра слов): пить чай с лимоном и удовольствием.
Билет .1 Мир психических явлений (общая характеристика)
... индификация установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков Билет 6.Методика преподавания актерского мастерства на примере темы: «Сценическая ... абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа , метафора вид художественного тропа (греч. tropos — "оборот"), один из способов художественного формообразования, ...
Билет 11. Русский литературный язык и его стили
Литературный язык – это высшая форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, стройной грамматической структурой и развитой системой стилей. Выделяются разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный стили. Разговорный стиль — стиль, который обслуживает сферу неофициального общения. Он характеризуется широким использованием эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии, междометий, вводных слов, обращений, повторов слов и т. д. Официально-деловой стиль — стиль, который обслуживает сферу административно-правовых отношений. Он функционирует в форме документов разных жанров: законов, указов, приказов, постановлений, распоряжений, договоров и т.д. Характеризуется точностью изложения, детальностью, ясностью, логичностью изложения; отсутствием эмоциональности; наличием большого количества развёрнутых предложений и т. д. Научный стиль — стиль, обслуживающий сферу науки. Научный стиль характеризуется ясностью, точностью, логичностью. Он используется в научных работах, учебниках, энциклопедиях и т.д. Публицистический стиль – стиль, обслуживающий сферу политико-идеологических общественных отношений. Он характеризуется открытой оценочностью речи, призывным характером выражения, простотой и доступностью изложения. Здесь широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. Художественный стиль — стиль, который обслуживает этическую сферу общения. В целом художественный стиль обычно характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью, специфичностью использования всех языковых средств. Используется в литературных произведениях разных родов и жанров: рассказах, повестях, романах, стихах, поэмах, и т. д.
Основные качества речи оратора 2
... ораторского искусства, глубокоанализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания всобственную практику. 1. Ораторская речь, как искусство слова. Античные теории красноречиявходят ... практическое направление – составление речей для нужд граждан. Появлялисьвысказывания практиков о языке и стиле выступлений, которые послужили затемПлатону, ...
Билет 12. Краткость речи и многословие.
Важным условием ораторского искусства считается сжатость речи. Одну и ту же мысль можно выразить коротким простым предложением или развёрнутым сложным. Предпочтение той или ной синтаксической конструкции зависит прежде всего от формы речи ( устной или письменной), от конкретных стилистических богатств, которые ставит перед собой говорящий или пишущий, и от индивидуального слога. Употребление сложных предложений — отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, особенно в её устной форме, используются в основном простые предложения, причём очень часто неполные. Мастером короткой фразы был Антон Павлович Чехов, мастером стилистического использования больших сложных предложений – Лев Николаевич Толстой, в творчестве которого простые и в особенности краткие предложения – большая редкость.
Многословие – недостаток речи независимо от стиля и жанра. Многословие, или речевая избыточность, может проявиться в употреблении лишних слов даже в короткой фразе.
Многословие ведёт к пустословию. Оно может принимать форму плеоназма. Плеоназмом называется употребление в речи близких по смыслу и потому лишних слов: главная суть, ценные сокровища. Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов: мужественный и смелый, только лишь.
Разновидностью плеоназма является тавтология – повторное обозначение другими словами одного и того же понятия: спросить вопрос. Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов: рассказывать рассказ, а также при соединении иноязычного и русского слов, дублирующих друг друга: впервые дебютировал. Тавтология как и плеоназм может быть стилистическим приёмом. В разговорной речи используются выразительные тавтологические сочетания, не являющиеся речевой ошибкой: сослужить службу.
Билет 13. Средства выразительности: аллегория и перифраз
Перифразой называется описательное выражение, употреблённое вместо того или иного слова. Как и всякие тропы, перифразы могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими. Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер, например: город на Неве (Петербург), братья наши меньшие (животные) и т.д. Многие из них постоянно используются в языке газет. Индивидуально-авторские перифразы всегда изобразительны, они дают возможность писателю обратить внимание на те черты описываемых предметов и явлений, которые особенно важны; ценность таких перифраз, как и всяких тропов, зависит от их свежести, необычности.
Аллегорией называется выражение отвлечённых понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях и сказках глупость и упрямство воплощаются в образах осла, а трусость – в образе зайца. Есть много общеязыковых аллегорий, известных не только в русском языке, но и в других современных языках. Так, коварство предстаёт в образе змеи, а медлительность – в образах черепахи. Аллегорией может быть названо любое иносказательное выражение. Например, «Пришла осень» может означать «наступила старость». Смысл их раскрывается в контексте. Однако есть и индивидуально-авторские аллегории. Например, в поэзии Пушкина аллегория лежит в основе образной системы стихотворений: «Арион», «Пророк» и других. У Лермонтова аллегорический смысл заключен в стихотворениях «Парус», «Сосна», «Утёс».
Коммуникативные качества речи (качества хорошей речи)
... однотипности синтаксических конструкций: Богатство речи позволяет отбирать слова в зависимости от аудитории. Богатство речи помогает сделать речь ясной, краткой, точной. Ясность речи Ясность речи – коммуникативное качество речи, которое возникает на основе ...
Билет 14. Средства выразительности: каламбур и оксюморон.
В непринуждённой беседе остроумные люди часто прибегают к словесной игре, которая оживляет речь. Эффект достигается умышленно подобранным в юмористических целях словом, имеющим несколько значений. Такое обыгрывание значения слова называется каламбуром. Каламбур – это троп, состоящий в юмористическом (пародийном) использовании разных значений одного и тоже слова иди двух сходно звучащих. Каламбуры существовали во все времена. И современные писатели-юмористы часто в своих шутках употребляют фразу и в прямом, и в переносном смысле. Например: Весна хоть кого с ума сведёт, лёд – и тот тронулся. Неумелое использование слов ведёт к речевым ошибкам.
В основе оксюморона лежит использование антонимов. Оксюморон — риторическая фигура, состоящая в соединении несоединимых по смыслу слов, образно раскрывающая противоречивую сущность изображаемого.
Билет 15. Средства выразительности: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота.
Эпитет – троп, заключающийся в образном определении предмета или действия. Чаще всего это красочные определения, выраженные прилагательными, реже – наречиями: горячо любить Олицетворение – троп, представляющий собой наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей: скрипка поёт. Сравнение – троп, представляющий собой сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Это оборот с союзами как, словно, точно, будто: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка Метафора – троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основании их сходства: ледяные руки. Метонимия – троп, состоящий в переносе с одного предмета на другой на основании их смежности: выпить чашку чая. Синекдоха – троп, заключающийся в замене множественного числа единственным, в употреблении целого вместо части или части вместо целого. Всё спит – и человек, и зверь, и птица. Гипербола – троп, состоящий в преувеличении размеров, силы, значения и т.п.: море слёз. Литота – троп, состоящий в преуменьшении размеров, силы, значения описываемого: кот наплакал.
Билет 16. Средства выразительности: антитеза, инверсия, риторический вопрос, градация, повтор, анафора, эпифора, параллелизм
Антитеза – фигура речи, представляющая собой резкое противопоставление предметов, явлений и их свойств: Кто был никем, тот станет всем! Инверсия – необычный порядок слов. Это риторическая фигура, используемая преимущественно в поэтической речи для привлечения внимания читателя или слушателя к самым важным в смысловом отношении словам: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…». Риторический вопрос – фигура речи, представляющая собой предложение вопросительное по структуре, но не по цели высказывания: А судьи кто? Градация – риторическая фигура, расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Различают восходящую и нисходящую градацию: «Пришел, увидел, победил» Анафора — риторическая фигура, состоящая в повторении, с особым ударением, одного или даже нескольких слов в начале каждого предложения: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.
3. Современная система речевых норм. Ее отличие от норм оценки ...
... риторики – философия речь – средство познания мира оратор должен практиковаться и выступать перед публикой оратор – прежде всего мыслитель оратор обращается к народу, его слушатели многочисленны, а речь проста и понятна ... истине. Самым известным софистом был Горгий из Леонтии. Он первым стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение, применение слов в несобственном смысле и т.п. ...
Эпифора — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Синтаксический параллелизм – риторическая фигура, состоящая в однородном синтаксическом построении предложений или их частей: Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы.
Билет 17. Психологическая культура оратора.
Психологические основы ораторского искусства в последнее время привлекают пристальное внимание исследователей и практиков. Ещё в трудах античных авторов указывалось на необходимость учета аудитории, установления с нею контакта, управления вниманием слушателей. Интерес к психологии с точки зрения её применения в риторике усилился в 60-е годы 20 века. Отмечалось, что всякая дискуссия, всякая публичная речь имеет свою психологическую сторону. Необходимо при этом учитывать психологию масс, знать закономерности воздействия слова на настроение, чувства, поступки людей.
Любое публичное выступление влияет на психику слушателя, т.к. является целенаправленным речевым воздействием. Круг проблем, которые при этом возникают и которые нам помогает решить психология, таков: как организовать и поддержать внимание слушателей; как усиливается контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации; в чём состоят психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать.
Одним словом, психологическая культура оратора – это единство знаний, отражающих закономерности психической деятельности человека, и умения применять эти знания в конкретных условиях работы с людьми.
Билет 18. Монолог особого типа. Эффект живой реакции.
Ораторская речь – это монолог, монолог особого типа. Слово «монолог» происходит от греческого «монос» — что значит один, и «логос» — слово, речь. Следовательно, монолог – речь одного, то есть особая форма устной речи, представляющая собой развёрнутое высказывание одного лица. Оно завершено в смысловом отношении, все его языковые и композиционные особенности подчинены главной мысли и основной цели. Прежде всего, ораторская речь характеризуется однонаправленностью, то есть оратор обращается к слушателям и говорит для них. Слушатели, в свою очередь, соглашаются или не соглашаются с ним. Может возникнуть скрытая полемика: оратор говорит, а слушающий про себя возражает ему. Оратор чувствует реакцию публики и соответствующим образом реагирует на неё. Происходит своеобразный диалог. Создается некоторое сходство между монологом и диалогом, поэтому, называя ораторскую речь монологом, уточняем, что это монолог особого типа, он адресован слушателю, то есть диалогичен.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «психология» для слушателей ...
... экзамен. Распределение учебного времени по темам и видам занятий для слушателей 2 курса заочной формы обучения на базе среднего профессионального (юридического) образования, специальность 030505 65 ... Разъяснение целей и задач практического занятия, направленного на развитие мышления и воображения, речи. 2. Выполнение комплекса упражнений на развитие мыслительных операций. 2.1. Упражнение 1. « ...
При подготовке речи оратор обращается к определённой аудитории, но как бы он ни знал слушателей, он должен быть готов к так называемому эффекту живой реакции.
В практической деятельности оратора могут возникнуть разные случаи, когда потребуется эффект живой реакции. Например, слушатели перед началом речи настроены недоверчиво, неприязненно или равнодушно. Оратор сталкивается с тем, что ему надо завоевать аудиторию, привлечь её внимание. Одним из приёмов, позволяющих постепенно установить контакт с аудиторией, является нахождение среди слушателей хотя бы одного доброжелательного лица.
Установив контакт с аудиторией, оратор следит за тем, чтобы не потерять этот контакт, поэтому взгляд его должен быть устремлён на аудиторию, и это даёт ему возможность вовремя заметить ослабление внимания.
И ещё один универсальный приём – эмоциональная разрядка. Это небольшое отступление от темы, какая-либо шутка.
Билет 19. Педагогическая культура оратора: скрытая форма диалога; открытый диалог
Приёмы, которые использует оратор для установления прочного контакта с аудиторией, должны быть подкреплены другими действиями оратора. Это, прежде всего, скрытая форма диалога, позволяющая обеспечить взаимодействие на протяжении всей речи. Скрытая форма диалога проявляется в самой структуре речи и позволяет достичь эффекта сопереживания. Возможны разные формы сопереживания. Интеллектуальное сопереживание — совместная мыслительная работа оратора и слушателей. Оратор излагает свою точку зрения, словно мыслит публично, вслух, при всех. Слушатели следят за его рассуждениями и совершают ту же мыслительную работу, включаясь в процесс восприятия. Эта манера публичной речи носит название «мышление вслух». Другой вид сопереживания – эмоциональное. Эмоциональный подъём оратора вызывает ответную реакцию слушателей, здесь имеет значение личностный эффект «заражения». Если оратор сам равнодушен, то такое настроение передастся и аудитории. Наибольшего эффекта достигает тот оратор, который умеет вызывать и интеллектуальное, и эмоциональное сопереживание. Кроме скрытого диалога возможен открытый диалог говорящего и слушателей. Его формы различны, наиболее распространены вопросы слушателей и ответы на них оратором. Такая форма общения с аудиторией требует от выступающего быстрой реакции, доброжелательности, что особенно важно, так как часто вопросы задают оппоненты, несогласные с оратором; кроме того, вопросы иногда ставятся в некорректной форме. Выступающий, отвечая на возникший вопрос адресует свою речь задавшему этот вопрос, и в то же время не забывает об остальной аудитории. Ответ оратора предназначается не только спрашивающему, но и всем другим слушателям. Помимо ответов на вопросы, задаваемые слушателями, формой открытого диалога являются ответы слушателей на вопросы оратора.
Билет 20. Этика оратора.
Важна этическая культура оратора, такт, умение наладить общение. Этические нормы пронизывают всю деятельность оратора – от начального момента подготовки к выступлению и до самоанализа состоявшейся речи. Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям. Этически значима сама личность оратора, такие её свойства, как эрудиция, принципиальность, убеждённость, самокритичность. Существенный элемент ораторской этики – такт, проявляющийся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общительности, чуткости. Нельзя оратору, особенно начинающему, впадать в назидательный, поучающий тон. Очень важна форма произнесения речи. Следует как можно меньше использовать напечатанный текст, так как живая речь больше воздействует на аудиторию, способствует установлению контакта и атмосферы доверия. Особую роль в процессе публичного выступления играет речевой этикет, включающий в себя приветствие, обращение, пространственные отношения между говорящим и слушающими, систему жестов и мимики оратора. Важны первые фразы выступления; нельзя начинать с извинений; не желательно злоупотреблять местоимением «я» и бесконечно ссылаться на собственный опыт.