Билет .1 Мир психических явлений (общая характеристика)

Существуют формы отражения мира; нисшая — физическое определение, которое присуще неживой материи (звук, свет).

— физиологическое , присуще живой материи (растения, человек).

Глядя на растения определяем, где север, восток.

Высшее — психическое , только человеку. ПСИХОЛОГИЯ

1. предмет психологии — 1 сигнальная система, которая состоит из рефлексов Павлов (условные — преобретенные, безусловные — врожденные).

Рефлексы нужны всегда, с ними легче. Декарт — рефлекс — ответная реакция организма

2 сигнальная система — речь (сигналы у животных).

Если в обществе человека — формирование сознания и самосознания.

Содержание психологии. 1. психические процессы — познавательные (окр. Мир) и регулирующие (отношения с окр. Миром).2. Психические состояния и свойства личности.

Псих.пр. Кратковременный. Если надо больше, то он способен перейти в психическое сотояние.

Отрасли психологии: общая, детская, семейная, социальная, спортивая, птовчества политеская, космическая.

Билет 2. Методика преподавания актерского мастерства на примере темы: «Сценическое внимание».

Внимание —  характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект.

В актерской деятельности внимании — основополагающее.

В актере развивается произвольное вниамнаие (активное).

Объекты внимания: партнер — зритель — что на сцен. Площадке — роль актера (образ)

объктов внимания много, нот д.б повышенный уровень переключаемости внимания.

Для выработки внимания есть упражнения : пишущая машинка, фотограф, скульптор.

Билет 3. Типы высшей нервной деятельности и темперамент.

Темперамент — биологическое ядро личности, передается на егнетическом уровне.

9 стр., 4079 слов

Кейс №37 Психология младшего школьника. Ведущая деятельность ...

... в движениях. Социальная ситуация в младшем школьном возрасте: 1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. 2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. ... быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная ...

4 типа:

  1. холерик —  — неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.
  2. сангвиник — другой сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.
  3. меланхолик — У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв.
  4. флегматик — называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.

В основе темперамента — 1.сила нервной системы ,кроме меланхоликов. 2. подвижность нервной системы.

Направление нервной системы — Экстраверты характеризуются следющими ключевыми признаками:

  1. непосредственная реакция на окружающую среду, «внешняя» психическая жизнь;
  2. интерес к внешним объектам, потребность во включении и присоединении. (сонгвиники и халерики).

Интроверты:  характеизуются следующими ключевыми признаками:

  1. рефлексия, связь с внутренней реальностью — впечатлениями, вызываемыми объектами;
  2. оборонительная позиция, склонность отдаляться от объектов.

Ко всем видам темперамента разные подходы.

Флигматики — медленно, аккуратно.

Сангвиники — быстро, н не качественно.

Флигматы — редко со зрителями.

Меланхолики — актеры.

Билет 4. Методика преподавания актерского мастерства на примере темы: «Мускульная свобода»

Для актера важна внутренняя свобода — раслабленность.

Сценическое внимание —

Билет 5. Познавательные процессы: мышление и воображение.

Мышление — процесс присущ лишь человеку, в совокупности с вниманием, памятью, восприятием.

Через мышление отражаем внешний мир.

Виды мышления:

  1. наглядно — действеное (на конкретных образах)
  2. образное
  3. абстрактное

оно оразвивается всю жизнь, связано с интеллектом человека.

Примеры худ. Мышления (типизация воплощение типического , алегория условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа , метафора вид художественного тропа (греч. tropos — «оборот»), один из способов художественного формообразования, заключающийся в сближении и соединении отдельных образов… , символы.)

7 стр., 3396 слов

Диагностика свойств нервной системы, типов темперамента

... свойств нервной системы: силы процессов возбуждения и торможения, уравновешенности процессов возбуждения и торможения и подвижности нервных процессов. Опросник Смирнова. Назначение: диагностика свойств темперамента: ... правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике. 4.Возбудимый тип (Акцентуация – «Проективная»). Таким людям ...

мышление связано с воображением —  способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими;

осн. Функции воображения.

  1. предвосхищение чего то
  2. регулирующая
  3. познавателная
  4. деятельная
  5. афективно — защитная

формы воображениея:

  1. произвольное -воссоздающее на основе чегото(зависит от опыта).
  2. Непроизвольное-в видах сны, грезы, голюцинации.

Способы создания образа.

-акцентирование

  • гротеск буквально — причудливый; комичный; итал. grottesco — причудливый,вид художественной о́бразности, комически илитрагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического
  • маски образов синтеза визуальных и вербальных характеристик актерской художественной выразительности.
  • Гипорболизация  чрезмерное преувеличение
  • преуменьшение
  • типизация воплощение типического
  • аглютинация (соеденнение отд. Частей, которые в природе не совместимы)
  • проекция способы отображения различных объектов на плоскости, создающие не целостный зрительный образ, как в художественномизображении
  • индификация  установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков

Билет 6.Методика преподавания актерского мастерства на примере темы: «Сценическая вера»

сценическая вера — вера в предлагаемые обстоятельства.

Воображение(способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; )ходит в сцен. Веру.

Объект внимания —

упражнения — принятие различной позы (каждый ее объясняет по разному)

Билет 7.Познавательные процессы ущение, восприятие, память.

Ощущение — Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на рецепторы. Ощущения являются основными каналами, по которым информация из внешнего мира доходит до мозга. Ощущения, с одной стороны, объективны, т.к. в них всегда отражается внешний раздражитель, с другой стороны, — субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы человека и его индивидуальных особенностей. По традиции считается, что у человека пять видов ощущений: слух, зрение, обоняние, вкус и кожная чувствительность. Между тем, только на коже есть органы для восприятия: прикосновения, давления, тепла, холода, боли. Виды ощущений:

• по контакту с раздражителя: контактные и дистантные

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, ...

... в настоящее время  принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.     2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от ... общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Приведенная классификация, конечно, условна. Она не ...

по отражающему рецептору: слуховые, зрительные, вкусовые, тактильные, обонятельные

Восприятие — отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на рецепторы. Восприятие не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Процесс восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:

• поиск объекта

• выделение наиболее характерных его признаков

• опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

Восприятие обладает следующими свойствами:

• целостность: в результате восприятия всегда возникает целостный образ предмета, который обладает различными признаками, целостный образ предмета возникает даже тогда, когда отражаются только отдельные свойства или части предмета

• осмысленность: восприятие всегда связано с мышлением, с пониманием сущности предмета, отнесением его к определенной категории

• константность: относительное постоянство некоторых свойств воспринимаемых предметов при изменении условий восприятия

• избирательность: преимущественное выделение одних предметов или их признаков по сравнению с другими.

Память — Память — один из основных психических процессов, без которого не может быть индивидуального развития человека, становления его как личности.  Память — это отражение прошлого опыта человека.

Физиологической основой памяти является установление временных нервных связей (ассоциации).

• механические (по смежности в пространстве, по сходству во времени, по контрасту);

• причинно-следственные (основанные на установлении связи между событиями, предметами).

Причинно-следственные ассоциации могут переходить в механические, а те, в свою очередь, в штампы.

 процессы памяти:

• запоминание (посредством него осуществляется ввод информации)

• сохранение (удержание материала в течение определенного времени)

• воспроизведение (оживление образовавшихся ранее связей)

• забывание (невозможность воспроизведения, извлечение информации из памяти)

Билет 8. Методика преподавания актерского мастерства на примере темы: «Сценические отношения и оценка факта»

Работать над ролью — это значит искать отношения. Если актер сделал отношения образа своими отношениями — это означает, что он овладел внутренней стороной роли. Отношение— основа действия. 

Не имея отношений, нельзя действовать. А действия — это язык театра и материал актерского искусства. Пока актер не начал действовать, нет искусства, нет театра. Но действия коренятся в отношениях. Поэтому мы вправе сказать, что сценические отношения. — основа актерского искусства. Это искусство зарождается в отношениях и реализуется в действиях. Чтобы сыграть роль, актер должен верно определить отношения действующего лица, сделать эти отношения своими (то есть воспитать их в себе, вжиться в них) и на основе этих отношений логично, целесообразно и продуктивно действовать.

5 стр., 2070 слов

Характер определяет особенности поведения человека, а не эмоции!

... отношение личности к действительности по сложившимся у человека типам отношений: Ø Отношения к другим людям (доверчивость, сочувствие, тактичность, вежливость и пр.) Ø Отношения ... чувство ... коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии эти люди ... человека, а не эмоции!   Впервые слово ХАРАКТЕР применил ТЕОФАСТ в 3 веке. Тогда под характером понимали нравственный кодекс человека, ...

два вида сценических отношений: 1) отношения, сложившиеся в процессе жизни образа до начала-пьесы, и 2) отношения, возникающие в процессе сценической жизни образа (оценка фактов)

оценка факта.

Всякий возникающий на сцене новый факт требует со стороны актера-образа определенной оценки. Отсюда требование: актер должен уметь правдиво и органично оценивать возникающие на сцене факты. актер должен уметь принять неожиданность. Ведь всякий возникающий на сцене факт — будет ли это не имеющая существенного значения реплика партнера или же, наоборот, какое-нибудь очень важное для данного персонажа событие — всегда в той или иной степени является неожиданностью для действующего лица. Следовательно, такой же неожиданностью каждый факт сценической жизни должен быть и для самого актера..Только превратив все эти отношения в свои собственные, сделав их для себя привычными, подкрепив их при помощи своей фантазии множеством живых конкретных фактов биографии городничего, пережив эти факты в своем творческом воображении, сможет актер верно и органично принять известие, принесенное Бобчинским, а затем начать соответствующим образом действовать.

Итак, сосредоточенное внимание актера и его вера в правду вымысла рождают в актере нужные отношения, а эти отношения служат той почвой, на которой зарождаются действия. 

Билет 9. Эмоции и чувства.

Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т.д.

Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека.

Таким образом, эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций.

Говоря о переживаниях человека, как правило, применяют два термина— «чувства» и «эмоции».

В обыденной речи понятия «чувства» и «эмоции» практически не различаются. Некоторые психологи также склонны к их отождествлению.

2 стр., 880 слов

изучить эмоции как свойства личности.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ...

... и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент [5,c.304]. Эмоции - особый класс психических процессов и ... Все эмоции и чувства, которые он испытывает, - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия. Эмоции - один ...

В то же время существует точка зрения, согласно которой чувства и эмоции — различные и во многом противоположные по отношению друг к другу субъективные состояния.

В отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут оставаться на всю жизнь. Например, можно получить удовольствие (удовлетворение) от выполненного задания, т. е. испытать положительную эмоцию, а можно быть удовлетворенным своей профессией, иметь к ней положительное отношение, то есть испытывать чувство удовлетворенности.

Чувства возникаюткак обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства выражаются через эмоции в зависимости оттого, в какой ситуации находится объект их выражения.

В психологии Принято выделять ряд функций.

1.Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта;

  1. Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию.
  2. Активирующаяфункция непосредственно связана с побудительной.
  3. Регулирующая функция.Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта.
  4. Синтезирующая функция. Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты.
  5. Защитная функция.Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели.

Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, «захваченность» ими. 1. Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям. Родине, семье, самому себе. К этим чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, справедливость, достоинство и т.д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Этические чувства регулируют поведение человека.

  1. Интеллектуальные(познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру.

Настроение— устойчиво и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает события своей жизни. Настроение характеризуется положительным эмоциональным тоном (веселое, жизнерадостное, повышенное, эйфория) и отрицательным (грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия).

Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается во всех его проявлениях. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то, представление о чем-то имеет положительную окраску

Билет 10. Методика преподавания актерского мастерства на примере темы: «Сценическое общение»

К процессу общения относятся любое поведение человека.

Общение — это процесс установления и развития контактов между живыми существами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

В нашей работе 1. свобода внимания. 2. упражнение на общение (без слов)

 Взаимодействие с партнером – основной вид сценического действия. Оно вытекает из самой природы драматического искусства. В процессе сценического взаимодействия раскрываются идея пьесы, и характеры действующих лиц, то есть достигается главная цель творчества.

Виды общения зависят от объекта общения, с которым в данный момент взаимодействует артист.

Первый вид — взаимодействие на сцене с другим актером.

Второй вид — взаимодействие с неодушевленным предметом (это могут быть как предметы реквизита, так и воображаемые предметы, которые существуют только в фантазии артиста).

Третий вид — взаимодействие со зрителями.

Четвертый вид — взаимодействие с самим собой.

Билет11. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности.  В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену группы. Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки (по 3 — 5 человек), которые имеются в коллективе, объединять симпатизирующих друг другу людей. Так, достаточно авторитетная в коллективе группа людей может возглавить подготовку и проведение определенного мероприятия, т. к. опираясь на свой крут общения, люди гораздо эффективнее могут выполнять организаторские функции. . Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия и т. п.), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми — все это способствует укреплению и развитию коллектива на втором этапе. Однако на втором этапе развития коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой единомышленников, наблюдается значительная неоднородность взглядов. Свободный обмен мнениями, дискуссии, внимание руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический коллегиальный способ принятия решений и управления создает основу для создания сплоченного коллектива. На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Отметим, что далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности — как ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.

Билет 12. Методика преподавания сценографии на примере темы: «Типы и виды декораций. Их назначение в художественном действии»

Декорация (фр. — украшение) — живописное, объемное или архитектурное оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Художественное оформление места действия на театральной сцене, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. Значение декорации трудно переоценить. Декорация — одно из важнейших выразительных средств, посредством которого создается атмосфера представления, спектакля. Посредством декорации передается эпоха и время действия.

Декорация — художественный образ места действия и одновременно площадка, представляющая богатые возможности для осуществления на ней сценического действия.

  1. Декорация — оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер. Декорация создается с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино и других выразительных средств.
  2. Основными системами декорации являются:  — кулисная передвижная — декорация, состоящая из задника, кулис и потолочных падуг, которые поднимались и опускались одновременно со сменой кулис. На падугах писались облака, ветки деревьев с листвой, части плафонов
  3. — кулисно-арочная подъемная — декорация, представляющая собой холст, сшитый в виде арки с написанными по ее краям и по верху стволами деревьев, ветвями с листвой, архитектурными деталями и т.п. На сцене может быть подвешено несколько кулисных арок, фоном для которых служит писаный задник или горизонт.
  4. — павильонная — театральная декорация, изображающая интерьер закрытого помещения и состоящая из стенок-рам, затянутых холстом и расписанных под рисунок обоев, досок, кафе
  5. — объемная — декорация, в которой применяются прямые и наклонные станки для изображения террас, холмов, крепостных стен — проекционная — Проекционная декорация — декларация, основанная на проекции (на экран) цветных и черно-белых изображений, нарисованных на диапозитивах. Проекция осуществляется с помощью театральных проекторов. Экраном служат: задник, горизонт, стены

Билет 13 Образовательная система России.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов [1]:

— дошкольные;  — общеобразовательные;  — учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;  — профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);  — учреждения дополнительного образования;  — другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Билет 14. Методика преподавания сценографии на примере темы: «Театральная бутафория»

термин «бутафория» означает специально изготовленные предметы, используемые в спектаклях вместо настоящих вещей. Увеличенные муляжи товаров активно используются в рекламных акциях и оформлении витрин, куклы становятся украшением интерьеров, копии предметов — реквизитом для телевизионных съемок.

Билет 15. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения – это принцип педагогической деятельности.

сновной смысл образовательной функции состоит в освоении учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Воспитательная функция неразрывно связана с содержанием, формой и методами обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика закрепилась в термине «развивающее обучение».

 Образовательная – связана с усвоением знаний, умений, навыков  (связана с расширением объема) Знания – понимание, сохранение в  памяти  и  воспроизведение  фактов  науки, законов, понятий, т-ий.  Они  должны  стать  достоянием  личности,  войти  в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой ф-ии  должна  обеспечить полноту,   систематичность   и   осознанность   знаний,   их   прочность   и действительность.

Билет 16. Методика преподавания сценарного мастерства на примере темы: «Драматургия как процесс создания художественного образа документального объекта».

Драматургия — это теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения.

Образ — соеденение разнокачественных элементов в единое целое.

Худ. Образ — это двуединство формы и содержания.

Инструменты для создания образа — музыка, метафора ( один из способов художественного формообразования, заключающийся в сближении и соединении отдельных образов)

структура образа:

Поскольку образ есть диалектическое единство формы и содержания, его можно идентифицировать как художественную мысль. В свою очередь, художественная мысль применительно к литературе неотделима от слова в его эстетической функции.

·  содержания (значения),

·  внешней (звучание и начертание) формы и

·  внутренней формы (образное представление)»

  1. Билет 17. Воспитание в педагогическом процессе.

Основу содержания воспитания составляют следующие компоненты. 1. Совокупность простых нравственных норм и правил поведения человека, его общения с другими людьми. Это нормы и правила, исторически сложившиеся у каждого народа, нации, этноса на основе традиций, географических условий проживания, взаимодействия с соседними народами, религиозных верований.

2. Система общечеловеческих ценностей, базирующаяся на фундаментальных представлениях о добре и зле. Это прежде всего гуманизм, уважение к другим и себе, любовь в самом широком понимании этого слова, бережное отношение к природе, ко всему живому; понимание того, что самую большую ценность на земле представляет человек, его жизнь.

3. Система нравственных принципов и норм, существующих в обществе и определяющих основные направления воспитания всех его членов. 

Принципы воспитания: Под принципами воспитания в педагогике принято понимать исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, к его содержанию, организации и методам. 

Комплексный подход к воспитанию требует целостности, согласования всех влияний на личность. Он предполагает единство цели, задач и всех направлений воспитания.

Осуществление принципа связи воспитания с жизнью содействует повышению действенности воспитательной работы, преодолению абстрактно-просветительского под-хода в ее организации. 

Методы воспитания  В Российской педагогической энциклопедии методы воспитания определяются следующим образом: «Методы воспитания — это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий2. Другими словами, методы воспитания — это способы организации совместной деятель-ности воспитателей и воспитанников, направляемые на достижение целей воспитания.

Классификация методов по источникам передачи содержания

Группы методов

Виды методов

Источники передачи содержания

I группа

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II группа

Практические методы

Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

III группа

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:

  1. методы формирования сознания;
  2. методы формирования поведения;
  3. методы формирования чувств и отношений.
  4. Билет 18. Методика преподавания сценарного мастерства на примере темы: «Идейно-тематический анализ сценария».

Билет 19. Общие формы организации учебной деятельности

Учебно-воспитательная работа в школе и других учебных заведениях невозможна без четкой ее организации. 

У нас формой организации учебной деятельности является урок — в первые ввел Я. А. Каменский.

Урок — основная педагогическая форма организации процесса познания студентами мира, овладение опытом жизнедеятельности. Это определенным образом организованное общение преподавателя и студентов, студентов между собой.

В педагогике известны три системы обучения:1) индивидуальное обучение -каждый ученик выполняет свое задание, и, даже если учитель занимается с группой, работа с каждым учеником ведется отдельно.  2) классно-урочная система — Преимущества классно-урочной системы обучения заключаются в ее экономичности, в том, что она обеспечивает доступность, последовательность, прочность обучения и создает условия для формирования коллектива учащихся. При классно-урочной системе велика роль учителя, который является организатором и руководителем учебно-воспитательного процесса, его главной фигурой. 3) лекционно-семинарская система.(индивидуально — групповая) — основными формами обучения являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене. Лекция — это развернутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы научного, социально-политического, нравственного или идейно-эстетического содержания. Семинары используются как форма творческого обсуждения темы иди отдельных вопросов по гуманитарным дисциплинам  Формы организации обученияФорма педагогическая — устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. 

Индивидуальная форма — углубленная индивидуализация обучения, когда каждому студенту дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого студента. 

Фронтальная форма- предполагает совместную деятельность всей учебной группы: преподаватель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, студенты работают над одной проблемой.

Практическая работа — форма организации учебного процесса, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько практических работ.

Билет 20. Методика преподавания сценарного мастерства на примере темы: «Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действия».

Задачи:

1. ознакомить с выразительными средствами произведения.

2. определение форм выр. Сре -в, языковые категории

3. использование анализа (за счет чего смысл, в чем мораль)

  1. использовать характеристики для обозначения людей.работа над пословицами и поговорками.

Билет 21 Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессам.

Метод — это способ достижения поставленной цели.

Методы могут разделятся по уровню, функциям и источникам.

По уровню активности познавательной деятельности.

— объяснительно — иллюстартивный

— репродуктивный (закрепление знаний и навыков детей)

— проблемного изложнения узученного материала (учитель ставит проблему, сам ее решает, по при этом показывает путь решения  )

— частично поисковый метод, эврестичиский. (поэтапное изучение)

— исследовательский ()

по функциям.

1. метод усного изложения знаний учителя

2. закрепление материала

  1. самостоятельные работы
  2. применение знаний на практике
  1. проверка и оценка ЗУН

по ситочникам.

  • словесные
  • практические
  • наглядные

методы воспитания.

  • Формирование сознания (лекции, доклады)
  • поощрение
  • наказание

приемы обучения и воспитания (внимание, память, контроль, самоконтроль, влспитание, самовоспитание, управление в учебном процессе)

средства осуществления педагогического поцесса.

— различные виды деятельности

  • совокупность предметов материальной и духовной культуры.

Билет 22 Методика преподавания сценарного мастерства на примере темы: «Драматургическая кривая и ее характеристики».

Драматургическая криваяпредставляетсобойграфическоеизображениеразвитияконфликтачерезегосценическоедействие,отеговозникновениядоразрешения.

Участки драматургической кривой: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.

Оси координат:вверхидетосьдраматургическойнапряженности,горизонтальная–осьвремени.Чутьповышеосивремени–точка(экспозиция).

Рассмотрим драматургическую кривую на примере нашей игровой программы по мотивам известного произведения

1. экспозиция –расстановкаипредставлениесторон,напряженностьвременинеувеличивается. Именно здесь и происходит первое знакомство с персонажами (показ героев).

2. завязка –драматургическаянапряженностьповышается,возникновениеиначаловзаимодействиясторон(началоконфликта).

В результате спора Малыша и Карлсона, ломается игрушка, в данном случае машинка. Происходит первый конфликт между героями.

3,4,5 –перипетии. Это цепь эпизодов, где конфликт возрастает, сопровождаясь эмоциональным накалом. В данном случае перипетиями является: ремонт сломанной машины, кричалка Карлсона и игра с плюшками.

6. кульминация –этомоментнаивысшегонапряжения,однаизсторонпротивоборстваслабеет–конфликтразрешаетсявсторонуболеесильного, но еще неизвестно кто победит. Кульминацией данного эпизода является появление няни и ее встреча с Карлсоном.

7.Потомлинияидейидетнаспад–развязка–событие,знаменующеесобойразрешение,исчезновениеконфликта(либотрансформация).

Малышу удается помирить няню и Карлсона. Здесь же происходит знакомство родителей с другом Малыша.

Послеразвязкилиния –финальная –послеконфликта(жизнь).Итог,которыйпозволяетосмыслитьслучившееся,понятьавторскуюидею. Все заканчивается хорошо, все счастливы и готовы отметить День рождение Малыша.

Поэтомужезаконустроитсяикаждыйэпизодсценария.

 Следуетпомнить,чтогоризонтальнаяосьграфикаестьвремя,втечениекоторогопроисходиттеатрализованноедейство,авертикальнаяопределяетстепеньразвитияконфликта.

Позаконудраматургическойкривойстроитсядраматургиявсегосценариявцелом.Поэтомужезаконусоздаетсяитеатральнаядраматургия.Разницалишьвтом,чтодействиемвпьесеруководятпоступкиперсонажей. Вслучаеиспользованиявкачествеинструментадраматургии развернутойметафоры,развитиеконфликтаосуществляетсячерезпоследовательностьсобытий,каждоеизкоторыхестьследствиепредыдущейситуацииипричинапоследующей,отначальнойситуациидоситуации,определяющейконечноесобытиеиразрешениеконфликта.

Билет 23 Полимотивация художественного творчества

Мотив — внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанные с удовлетворением портебностей.

Полимотивация — много.

Через творчество реализуется потребности человека:

  • в создании реального простарнства
  • бесмеритии
  • удовлетворение высших чувств
  • в гармонии
  • романтические чувства
  • гностические чувства (Высшие человеческие чувства, складывающиеся из эмоций и представлений. )

билет 24 Методика преподавания сценарного мастерства на примере темы: «Основы инсценирования литературного материала».

Литературный материал — документальный материал.

1. анализ материала. Определяем: (тема — о чем, идея — для чего, как реализуется идея — конфликт, кто создает, кто носитель конфликта)

определяем свое отношение.

Выбор эпизодов. Этапы — анализ, свое тоношение, выбор,мотивировка поступков, замена повеств. Текста в драматургичесикий.

2 метода работы над текстом: — херургический метод (прием инсцинирования) — работа по мотивам (комунальный купорос)

билет 25 Фазы творческого процесса и психологические ресурсы творчества.

четыре фазы:

1) Сознательная работа (подготовка).

Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи. 2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).

3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла. 4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи.

билет 26 Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Особенности организации и проведения детских праздников и представлений

если говорить о детях, то основная задача — вовлечение детей в общее действие, — перевоплощение, — освоение окружающего мира.

Главное учитывать возрастые особенности детей и их интересы.

билет 27 Технологические ресурсы творчества.

Билет 28 Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Театрализация как творческий метод режиссуры театрализованных представлений».

Театрализация — организация в рамках праздника материала и аудитории по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации.

Театрализация – ведущий метод организации массовых праздников, метод художественного осмысления реальных событий и организации действия масс участников. Оформление и выражение содержания праздника, его идеи и темы в художественно-образном действии. Принцип тематического отбора и использования готовых художественных образов в праздничном действии. Использование различных видов искусств: поэтического слова, музыки, песни, танца, кино и т.д. Принципы построения театрализованного действия (иллюстрация события, формирование сюжета на основе событий, ассоциативные сочетания в построении действия).

Театрализованное действие — творческая активность людей, выражающих свои жизненные стремления художественными, театральными средствами, направленная к дос­тижению жизненной духовной цели;

Театрализовать материал — значит выразить его содержание средст­вами театра, т.е. использовать два закона театра:  1. Организация сценического действия (зримое раскры­тие драматического конфликта).  Развитие действия происходит по сквозной линии. 2. Создание художественного об­раза спектакля, представления.  Режиссерская театрализация — это творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных средств.

Театрализация может быть применена не всегда, не в любых, а только особых условиях, соотносящих то или иное событие, к которому причастна данная аудитория

важнейшим инструментом выступает образность, составляющая главную сущностьтеатрализации, позволяющая показать в действии тот или иной факт, событие, эпизод. Образность реальная и тесно связанная  с ней художественная  – это основа театрализации, позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности. Именно образность дает театрализации жизнь, создает водораздел между театрализованными и нетеатрализованными формами массовой культурно – просветительной работы.

Суть метода театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое “сквозное действие”, которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария. Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно — досуговых программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование.

Театр. Представление — моделирует индивидуальный смысл человеческого существования,

праздник — социальный смысл (много площадок, участники и организаторы)

обряд — смысл природного и космическтго существования. (участники те, кто пришел апосмотреть)

Билет 29 Личностные ресурсы творчества

Личностный ресурс — наличие сил и внутренняя готовность к решению поставленных задач. Личностный ресурс складывается изресурсного состояния (физического и душевного) и личностной составляющей, состояния духа, личностной силы.

— надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту; — рациональная вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать; — душевная сила (мужество) – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да» [14].

Различают два класса ресурсов: личностные и средовые (иначе, психологические и социальные).

Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека, средовые ресурсы отражают доступность личности помощи (инструментальной, моральной, эмоциональной) в социальной среде (со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев) и материальное обеспечение жизнедеятельности людей, переживших стресс или находящихся в стрессогенных условиях [4; 11].

Билет 30 Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Монтаж как творческий метод режиссуры театрализованных представлений».

Монтаж — это соеденение отдельных частей, с помощью различных приемов, для создания художественного смыслового единства.

Виды монтажа:

  1. параллельный (одновременное развитие событий в двух и нескольких пространствах)
  2. последовательный (логическая последовательность во времени и пространстве)

монтаж соеденяет художественный и документальный материал.

Функции монтажа: — анализ, — средство воплощения сюжета, — средство художественной выразительности, — способ изменения жанра.

Типы монтажа— ассоциативный

принципы монтажа— иллюстративный (по принципу иллюстрации), контрастный (опровнржение стполкновение разных точек зрения на одно и тоже)

Билет 31 Основная проблема профессиональной педагогики.

Проблема качества подготовки рабочих кадров. В настоящее время профессионально-квалификационный уровень работников российских организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда. ( соответствующие образовательные стандарты должны быть построены на основе разрабатываемых работодателями и Минтрудом профессиональных стандартов)

Решению проблем укрепления материальной базы и социальной поддержки учащихся НПО стало бы возвращение налоговых льгот на производимую учащимися НПО продукцию. Принятие нового Налогового кодекса два года назад в значительной мере лишило ПТУ возможности привлечения средств от их собственной производственной деятельности.

Билет 32 Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Исполнитель в театрализованном зрелище».

План Характеристика четырех групп исполнителей: актер-исполнитель художественной части праздника и представления; художественные коллективы и солисты; реальный герой; аудитория. Особенности режиссерской работы с каждой из групп.

Театрализованное зрелище — это

Билет 33 Творческие способности личности

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее. Творчество как деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Билет 34 Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Приемы активизации аудитории».

Для того чтобы зритель стал участником праздника, надо его вовлечь в действие. Существует ряд приемов активизации зрительской аудитории.

Один из самых популярных 1. посадка — среди зрителей свой человек задает вопросы , побуждая аудиторию к участию.2. разговор — интервью с сидящим в зале прием длинных шнуров.3. коллективное пение.4. элементы театрализации.

Билет 35 Признаки режиссерской одаренности: выявление и развитие.

  1. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Прогнозирование игрового действия в конкурсных программах».

  1. Признаки актерской одаренности: выявление и развитие.
  2. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Режиссура концертных программ».
  1. Признаки литературной одаренности: выявление и развитие.
  2. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Пространственные и временные особенности праздника».

  1. Педагогическая деятельность режиссера театрализованных представлений и праздниковв среднем и высшем учебном заведении.
  2. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Фестиваль в системе современной праздничной культуры».

  1. Педагогическая деятельность режиссера театрализованных представлений и праздниковв художественном коллективе
  2. Методика преподавания сценической речи на примере темы: «Работа над поэтическим произведением».

  1. Педагогическая деятельность режиссера театрализованных представлений и праздниковво временных творческих группах
  2. Методика преподавания сценической речи на примере темы: «Особенности работы над сказкой».

  1. Психологические аспекты педагогической деятельности режиссера театрализованных представлений и праздников.

  2. Методика преподавания сценической речи на примере темы: «Техника речи: развитие дикции».

  1. Использование видеоматериалов и мультимедийных комплексов в процессе обучения по специальным дисциплинам.
  2. Методика подготовки и постановки пластического номера в самодеятельном творческом коллективе.

  1. Учет возрастных особенностей участников самодеятельного творческого коллектива.
  2. Организация и проведение практических занятий по сценической пластике в самодеятельном творческом коллективе.

  1. Актерский тренинг как компонент учебного процесса в творческом коллективе.
  2. Методы диагностики и способы коррекции речевых недостатков.

  1. Выявление и развитие пластических способностей участников самодеятельного творческого коллектива.
  2. Методика написания учебной программы по специальным дисциплинам для учреждений дополнительного образования детей.