II. Л.Н.Толстой. Лисица и виноград

ДЛ -2 курс

Вопросы к экзамену

  1. Детская литература и круг детского чтения. Функции детской литературы как искусства слова.
  2. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор
  3. Русские народные сказки в детском чтении. Мифопоэтическое содержание и основные стилевые черты народной сказки.
  4. Народная сказка. Обработка. Пересказ. Стилизация (А. Афанасьев, В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой, А.М. Ремизов, А.Н. Толстой).
  5. Былины в детском чтении.
  6. Жанр литературной сказки. Зарождение прозаической литературной сказки в эпоху классицизма (Ш.Перро)
  7. Сказки бр. Гримм: особенности жанра.
  8. Авторская сказка в литературе романтизма (Э-Т-А Гофман, В.Гауф, Г-Х Андерсен)
  9. Жанр сказки-нонсенс в детской литературе (Л.Кэрролл).
  10. Жанр литературной сказки в русской литературе 1 пол.19 века. Сказки В.Жуковского, А.Погорельского, В.Одоевского для детей.
  11. Стихотворная литературная сказка А.С.Пушкина. Интерпретация фольклорных сюжетов и образов.
  12. Художественное пространство сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок».
  13. Лирика А.С. Пушкина в детском чтении
  14. Детская литература в России в XV–XVII веках.

    Жанр азбуки в детской литературе.

  15. Детская литература во второй половине XVII века (жанры, тематика, проблематика).
  16. Роль Л.Н.Толстого в развитии русской детской литературы
  17. Автобиографическая повесть о детстве в русской литературе XIX века. Тип героя. Особенности сюжетосложения.
  18. Малые жанровые формы для детей и о детях в творчестве писателей рубежа 19-20 вв (А.П.Чехов, Л.Н.Андреев, А.И.Куприн)
  19. Д.Н. Мамин-Сибиряк — детский писатель. Особенности повествовательной манеры.
  20. Художественное своеобразие «Аленушкиных сказок» Д.Н. Мамина-Сибиряка.
  21. Жанр литературной сказки в творчестве русских писателей конца 19 века (Н.Вагнер, В.Гаршин)
  22. Лирика поэтов второй половины XIX века в детском чтении.
  23. Тема детства в творчестве поэтов «серебряного века» (К.Бальмонт, А.Ахматова, М. Цветаева и др.).
  24. Комическое и лирическое в поэзии и в прозе Саши Черного.
  25. Творчество К.И.Чуковского и его значение в истории детской литературы.
  26. Творчество обэриутов для детей.
  27. Б.С. Житков в истории русской детской литературы.
  28. А.П. Гайдар и традиции приключенческой детской книги.
  29. Детские образы Н.Носова.

    22 стр., 10681 слов

    А.М. Горький в детской литературе

    ... предусматривает решение следующих задач: изучить научную литературу по данной теме; [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-maksim-gorkiy/ выяснить позиции Горького в отношении детской литературы, его взгляд на роль сказки в развитии ребёнка-читателя; рассмотреть хронологию ...

    Приемы комического в детской литературе.

  30. Русская литературная сказка 1920-30-х г.г. Дискуссия о сказке. Новое поколение сказочников: Л.И.Лагин, В.А.Каверин, В.П.Катаев.
  31. Идеи художественного синтеза начала ХХ в. в «Трех толстяках» Ю.К.Олеши и «Золотом ключике» А.Н.Толстого.
  32. Творчество Е.Л.Шварца для детей. Традиционное и новаторское в «Сказке о потерянном времени».
  33. Лирико-философское начало в книгах М.М.Пришвина и К.Г.Паустовского для детей.
  34. Природоведческая книга в ХХ в. Жанры. Повествователь. Сюжет.
  35. Сказ в творчестве П.Бажова, Б.Шергина, И.Ермакова.
  36. Мастерство создания детского характера в русской детской литературе второй половины ХХ века (на примере произведений А.Г.Алексина, С.А.Баруздина, Л.Ф.Воронковой, В.А.Осеевой, Р.П.Погодина, Ю.Я.Яковлева) (по выбору)
  37. Современный рассказ в детском чтении. Идейно-стилевые искания (В. Аксенов, В. Белов, А. Битов, В. Маканин, Ю. Казаков и др.).
  38. «Мир глазами героя» в русской литературе второй половины ХХ в.
  39. Традиции детской игровой поэзии в творчестве поэтов второй половины ХХ века (по выбору студента)
  40. Энциклопедическая книга для детей: история и современность
  41. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность.
  42. История развития научно-художественной книги для детей в ХХ в.

    Тематика рефератов

1.

Традиции А. Гайдара в творчестве писателей, пришедших в литературу в 1950 – 60 годы (А. Рыбаков, Р. Погодин, А. Алексин, А. Лиханов, Н. Дубов, В. Крапивин – по выбору).
2. Образ природы в произведениях, входящих в круг чтения современного младшего школьника (М.Пришвин, В. Бианки, Е. Чарушин, К. Паустовский, Н. Сладков, Г. Троепольский и др. – по выбору).
3. Тема войны в литературе о детях и для детей.
4. Традиции Н. Носова в юмористической детской прозе (Ю. Сотник, В. Медведев, В. Драгунский и др. – по выбору).
5. Психологизм современной прозы для детей.
6. Исследование состояния души школьника Ю. Яковлевым.
7. Мотив одиночества в мире взрослых (по произведениям детских писателей второй половины 20 века)
8. Конфликт ребенка с миром взрослых, с самим собой (по одному из произведений детского писателя второй половины 20 века)
9. Способы самоутверждения личности. («Мальчик с коньками», «Багульник», «Собирающий облака», «Разбуженный соловьями», «Рыцарь Вася», «Он убил мою собаку» Ю.Яковлева).
10. Детский мир светлой радости В. Астафьева («Конь с розовой гривой», «Зачем я убил коростеля», «Огоньки», «Васюткино озеро», «Дядя Кузя, куры, лиса и кот», «Теплый дождь»).
11.

Образ мыслей и душевный склад персонажей В. Железникова («Чудак из 6 Б», «Приключения чудаков», «Каждый мечтой о собаке»).
12. Мечта и романтика детской души (Ю. Коринец «Там, вдали за рекой»).
13. Поэтичность и красота души детей-героев Н. Дубова («Мальчик у моря», «Беглец»).
14. Концепция личности подростка в ранней школьной прозе А. Алексина.
15. Мир детства в прозе В.П.Крапивина (произведение – по выбору)
16. Фантастическое и реальное в прозе В.П.Крапивина (произведение – по выбору).
17. Постановка и решение проблемы антигероя в «школьной» прозе 1970 – 80-х годов.
18. Современный рассказ в детском чтении. Идейно-стилевые искания (В. Аксенов, В. Белов, А. Битов, В. Маканин, Ю. Казаков и др.).
19. Зарубежная и русская детская литература: общее и различное.

4 стр., 1713 слов

Деятельность детских библиотек по привлечению детей к чтению

... поддержке и стимулированию семейного чтения. ............. Список использованной литературы: 1. Андреева О. Трамвай сказок: детские библиотеки за рубежом / ... деятельность детской библиотеки по привлечению детей к чтению Предметом исследования выбраны процессы стимулирования чтения детской библиотекой ... России к началу нового века / Л.М. Инькова. // Библиотечное дело – XXI век: науч.-практ. сб. – М., ...

20. Приемы создания комического в юмористической прозе для детей второй половины ХХ в.

Тексты для чтения.
Мифы народов мира. Мифы древней Греции.
Библия для детей.
Сказки народов мира (7–10).
Русские народные сказки (3–4 каждого жанра) в обработке В. Даля, В. Афанасьева, Л.Н. Толстого, А.К. Толстого, А.Н. Толстого и др.
Сказание про храброго витязя про Бову Королевича.
Сказка о сыне волшебника и о трех талисманах.
Карамзин Н.М. Прекрасная царевна и щастливый карла. Илья Муромец. Дремучий лес. Евгений и Юлия.
Жуковский В.А. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке. Тюльпановое дерево. Стихи.
Пушкин А.С. Все сказки, поэма “Руслан и Людмила”.
Ершов П.П. Конек-Горбунок.
Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.
Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Индийская сказка о четырех глухих. Царь-девица. Столяр. Игоша.
Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек.
Ушинский К.Д. Два плуга. Охотник до сказок. Не ладно скроен, да крепко сшит. Лиса и козел. Плутишка кот.
Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы. Генерал Топтыгин. Крестьянские дети. Стихи.
Тургенев И.С. Бежин луг. Певцы. Муму. Воробей.
Толстой Л.Н.

Детство. Азбука. Кавказский пленник.
Станюкович К.М. Человек за бортом. Севастопольский мальчик. Максимка, Нянька и др.
Гаршин В.М. Аttalea princes. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница. Сказание о гордом Аггее.
Чехов А.П. Ванька. Мальчики. Детвора. Спать хочется. Каштанка. Белолобый. Володя. Беглец. Событие.
Мамин-Сибиряк Д.Н. Зимовье на Студеной. Приемыш. Емеля-охотник. Серая Шейка. Богач и Еремка. Вертел. Аленушкины сказки.
Григорович Д.В. Гуттаперчевый мальчик.
Короленко Д.У. Дети подземелья. Слепой музыкант.
Вагнер Н.П. Сказки кота Мурлыки (5-6).
Горький А.М. Детство. Утро. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Самовар. Про Иванушку-дурачка. Яшка. Дед Архип и Ленька. Валашская сказка. Сказки об Италии (Заветы рыбака. Пепе. Сердце матери. Симплонский туннель).
Ремизов А.М. Посолонь. Зайка. Звенигород скликанный. К Морю-Океану. Докука и балагурье (3–4 сказки по выбору).
Куприн А.И. Белый пудель. Слон. Барбос и Жулька. Изумруд. В зверинце. Ю-ю. Синяя звезда. Четверо нищих.
Андреев Л.Н. Петька на даче. Ангелочек. Кусака.
Свирский А.И. Рыжик.
Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы. Исповедь отца. Алочка. Дворец Дима. Счастливый день. Волшебница Ашам. Хитрая девочка. Счастье. Попугай. Черный принц.
Толстой А.Н. Сорочьи сказки. Русалочьи сказки. Сказки для детей. Детство Никиты. Золотой ключик, или Приключения Буратино. Фантастические повести (1 по выбору).
Аверченко А.Т. Рассказы из циклов “О маленьких для больших”, “Шалуны и ротозеи”, “Дети”.
Тэффи Н.А. Неживой зверь. Счастливая. Чертик в баночке. Мой первый Толстой. Катенька. Приготовишка. Валя. Кишмиш. Любовь и весна.
Шмелев И. Рассказы (3–4).

3 стр., 1062 слов

Особенности выбора профессии детей с ограниченными возможностями

... в концептуальном и методическом планах. Но есть определенная группа детей, для которых проблема выбора профессии считается не столько острой, а сложно разрешимой. Это ... Объект исследования: особенности выбора профессии детей с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования: особенности профориентации детей с ОВЗ. Цель работы: изучить особенности выбора профессии детей с ограниченными ...

Лето Господне.
Чарская Л. (2–3 произведения по выбору).
Чуковский К.И. Стихотворные сказки. Айболит (прозаический) // Хью Лофтинг. Доктор Дулитл.
Саша Черный. Что кому нравится. Дневник фокса Микки.
Маршак С.Я. Теремок, другие сказки, сказки-пьесы, стихи и переводы. Литературно-критические статьи о детской литературе.
Зощенко М.М. Рассказы из циклов “Умные животные”, “Смешные рассказы”, “Леля и Минька”, “Рассказы о Минькином детстве”.
Михалков С.В. Стихи и пьесы для детей. Басни.
Олеша Ю.К. Три толстяка.
Дж.Родари. Чипполино.
Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.
Некрасов А.С. Капитан Врунгель.
Огнев Н. Дневник Кости Рябцева.
Маяковский В.В. Стихи для детей и в школьном изучении.
Гайдар А.П. РВС. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка. Тимур и его команда и др.
Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др.
Фрэнк Баум. Мудрец из страны Оз.
Каверин В.А. О веселом трубочисте и мастере Золотые руки. Летающий мальчик. Немухинские музыканты. Два капитана.
Жюль Верн. Дети капитана Гранта.
Катаев В.П. Цветик-семицветик. Дудочка и кувшинчик. Белеет парус одинокий. Сын полка.
Богомолов В.М. Иван.
Житков Б.С. Морские истории. Плотник. Сквозь дым и пламя. Телеграмма. Про слона. Про волка. Про обезьянку. Что я видел. Пудя. Как я ловил человечков и др.
Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. Золотой луг (по выбору).

Берестяная трубочка. Сказка-быль “Кладовая солнца”.
Ильин М.М. Рассказы о вещах. Рассказы о том, что тебя окружает.
Бажов П.П. Книга сказов “Малахитовая шкатулка”. Уральские сказы.
Шергин Б. Сказы о Шише.
Писахов С. Ледяна колокольня (3–4 сказки).
Панькин И. Легенды о мастере Тычке.
Бианки В.В. Сказки и рассказы (3–4 по выбору).

Лесная газета. Руководство для игры в “Новеллино”.
Поэзия обэриутов для детей: Д. Хармс, В. Владимиров, Н. Заболоцкий (2–3 стихотворения каждого автора).
Чарушин Е.И., Скребицкий Г., Сладков Н.И., Паустовский К., Чаплина В. (2–3 произведения каждого автора по выбору).
Шим Э.Ю. Рассказы и сказки (по выбору).
Сахарнов С.В. Разноцветное море.
Шварц Е.Л. Два брата. Сказка о потерянном времени. Рассеянный волшебник. Два клена. Красная Шапочка. Снежная королева. Золушка. Голый король. Дракон. Обыкновенное чудо.
Габбе Т.Г. (1–2 пьесы-сказки. Переводы).
Брагин В.В. стране дремучих трав.
Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. Бобик в гостях у Барбоса. Юмористические рассказы и повести для детей (2–3 по выбору).
Алексеев С. Циклы рассказов об истории Отечества (2–3 по выбору).
Митяев А.В. Героические страницы истории родины IX–XVIII веков (или: Рассказы о русском флоте).
Можейко И.В. 1185 год.
Нестеров В. Связь времен.
Драгунский В. Денискины рассказы.
Коваль Ю.И. Недопесок. Самая легкая лодка в мире и др.
Успенский Э. Стихи и сказки.
Беляев А., Казанцев А., Обручев В. (по одному произведению по выбору).
Губарев В., Мелентьев А., Крапивин В., Булычев К. (по одному произведению по выбору).
Грин А. (2–3 повести по выбору).
Алексин А. (3–4 произведения по выбору).
Астафьев В. Последний поклон (или: Ода русскому огороду).
Белов В. (3–4 рассказа для детей).
Распутин В. Рудольфио. Уроки французского.
Заходер Б. Стихи, переводы, сказки.
Перро Ш. Сказки.
Гримм Я. и В. Сказки.
Гофман Э.Т.А. Щелкунчик, или Мышиный король.
Гауф В. Калиф-аист. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце.
Андерсен Х.-К. (8–10 сказок по выбору).

Обязательно: Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовочка. Огниво. Соловей.

Распэ Приключения барона Мюнхаузена

Дефо Д. Робинзон Крузо
Гринвуд Д. Маленький оборвыш.
Гюго В. Козетта. Гаврош.
Мало Т. Без семьи.
Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Принц и нищий.
Лондон Д. Белый клык.
Киплинг Р. Книга джунглей.
Лагерлёф С. Путешествие Нильса с дикими гусями. Легенды о Христе.
Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье.
Уайльд О. Счастливый принц. Соловей и роза. Рыбак и его Душа, Мальчик-Звезда.
Милн А. Винни-Пух и все-все-все.
Сент-Экзюпери А. Маленький принц.
Льюис К. Хроники Нарнии.
Толкиен Дж.Р.Р. Властелин колец.
Линдгрен А. Трилогия о Карлсоне. Пеппи Длинный Чулок.
Хаггард Р., Купер Ф., Т. Майн Рид, Берроуз Э., Эмар Г. (по одному роману каждого автора).

Практические занятия по дисциплине «Детская литература»

Тема 1. Специфика детской литературы

1.1. Детская литература и литературно-художественное развитие младших школьников.

Вопросы для обсуждения

Детское чтение и развитие эмоционально-чувственной сферы сознания ребенка-читателя.

Детское воображение, детская художественность и образ в детской литературе. Своеобразие эстетической реакции по Л.С.Выготскому. «Эмоции формы» — «эмоции материала» и воспитывающий эффект искусства.

В.Г.Белинский об особенностях детской литературы.

Л.Н.Толстой о воздействии художественной литературы.

Б.С.Житков о роли детской книги.

Возрастные этапы художественного развития ребенка. Типы детей-читателей.

Детская книга как особая форма издания. Серии и типы детских книг. Иллюстрации в книгах для детей.

 

Задания

  • Какая особенность детского мышления обозначена в высказывании К.Чуковского: «…мы, взрослых, мыслим словами, словесными формулами. а маленькие дети — вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами.» (К.Чуковский. От двух до пяти. Гл.1. — «Детская литература», М., 1968, с.77).

    Приведите примеры из сказок Г..Х.Андерсена, К.Чуковского художественных образов, отличающихся предметностью, конкретностью, пластичностью. Какие еще особенности детской психологии, отмеченные К.Чуковским («От двух до пяти»), определяют детское восприятие художественных произведений?

  • Л.С.Выготский отмечал: «Искусство есть работа мысли, но совершенно особого, эмоционального мышления.» (Выготский Л.С. Психология искусства. — М.1968, с.70).
    Определите особенности эмоционального мышления.
  • Раскройте содержание метафоры Л.Толстого о художественном произведении как «лабиринте сцеплений»
  • Составьте аннотацию на опубликованную книгу для детей: укажите форму издания, основные элементы книги. характер иллюстраций, соотношение формы издания и содержания текста.

1.2. Слово как форма образа в детской литературе.

Вопросы для обсуждения

 

 

Проанализируйте развитие образно-эмоциональной мысли в баснях разных авторов и установите особенности ее выражения

I. Эзоп. Лисица и виноград.(пер.М.Петровского)

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими
гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла, и, уходя прочь
сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине
того. Что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

II. Л.Н.Толстой. Лисица и виноград.

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть. Она долго билась, но не смогла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».

III. И.А.Крылов. Лисица и Виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нём винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,
А кисти сочные, как яхонты, горят:,

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж1

На взгляд- то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь».

1. Различаются ли с точки зрения морально — этического содержания данные тексты? Поясните моральные выводы каждого произведения.

2. Сравните образ-иллюстрацию и художественные образы в данных текстах.

3. Определите, как создается эмоциональный фон (образ-переживание) в басне Крылова: укажите характер хронотопа, ритма, эпитетов, народной лексики.

Задания

Прочитайте рассказ А.Аверченко «Рассказ для «Лягушонка» и определите авторскую позицию данного художественного произведения(cм.Тексты)

 

Тема 2. Устное народное творчество как исток детской литературы

2.1.

Вопросы для обсуждения

Понятия «фольклор», «детский фольклор». Специфика фольклора: анонимность и безавторство, традиция и импровизация, устойчивость и вариативность, устное и письменное бытование.

Система жанров русского устного народного творчества.

Фольклор и ритуал. Место фольклора в системе традиционных обрядов.

2.2. Язык фольклора и поэтика малых фольклорных жанров

Вопросы для обсуждения

Психологический параллелизм как основа фольклорной
образности. Символика в русском фольклоре.

Ритм в фольклоре. Тоническая система стихосложения. Формы народного стиха.

Загадка как обрядовый жанр и форм а поэтического творчества. Метафора в загадках: происхождение и принципы организации. Виды загадок.

Художественная структура пословиц и поговорок.

Прибаутки как фольклорный жанр. Небылицы-перевертыши в фольклоре: приемы создания образов.

Эпитет в русском народном творчестве.

Задания

Установите символическое значение фольклорных образов:

Солнце, Земля, Ветер, Вода, Огонь, Месяц, Дерево, Петух, Ласточка.

Приведите примеры фольклорных жанров, в которых можно обнаружить данные древние представления.

Определите основу для переносного значения слов в следующих метафорах:

— Сто братьев в одну избушку соткнулись ночевать

— Маленькая собачка не лает, не …., а больно кусает.

— Платье потерялось – пуговка осталось.

— Висит сито, не руками свито.

Приведите примеры пословиц, художественную структуру

которых

образует прием:

антитезы

метонимии

аллегории

гиперболы.

Составьте словарную статью для Литературного справочника младшеклассников на тему: «Потешка», «Прибаутка», «Небылица», «Закличка», «Загадка», «Пословица», «Докучная сказка»

 

 

Тема 3. Детский фольклор: особенности жанров

Вопросы для обсуждения

 

Детский фольклор как форма коммуникативного поведения детей. Классификация детского фольклора.

Календарно-обрядовая поэзия в детском фольклоре. Игра и хоровод в системе календарных обрядов. Магический и этический смысл заклички, приговорки. Происхождение основных жанров детского фольклора:

— колыбельной песни — считалки

— пестушки — дразнилки

— потешки поддевки.
Страшилки как жанр детского фольклора. Культурно-исторические и психологические основы жанра.

 

Задания

Определите фольклорные жанры, указав жанровые признаки.

1. Ах, поет, поет

Головушка!
Ах, поет, пост

Молоденькой:

Молоденькой,

Хорошенькой,

Пригоженькой!

3. Лень — потягота,

Поди на Федота,

С Федота на Якова,

С Якова на всякого.

 

2. Валяй, валяй. баба, каравай,

Пришел к бабе пономарь,

— Дай, баба, теста.

— Нет в печи места

– Шук, шук — полетели,

На головку и сели.

 

4. Радуга- дуга!

Унеси меня в луга,

Не тем концом,

Золотым кольцом

5. Ниточка, иголочка, 6. Ножки, ножки,

Синенько стеколочко, Бегите по дорожке

Рыба карась, Нарвите горошку

Ты убирайся!

 

7. Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота.

Кто ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки:

Топы, топы – по лавочке,

Цапы, цапы – за лапочки.

 

Определите характер фольклорной традиции в современной поэзии для детей.

И.Токмакова. Дождик. Дождик, дождик, капелька, Водяная сабелька, Лужу резал, резал„ Резал, резал, не разрезал, И устал, Перестал.
Медведь. Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег, А под елкой спит медведь. Тише, тише… Не шуметь!

Э.Мошковская
Приказ.
Кран,

Откройся!

Нос,

Умойся!

Глаз„

Купайся?

Грязь,

Сдавайся…

М.Яснов.

В лесной библиотеке.
Мышка-Под книжкой

С книжкой

Под мышкой.

Книжка–

-Под мышкой

Мышки

Под книжкой!

10 птичек — стайка.

В.Друк Из жизнеописания кошки Мурки. Мурка задумчиво в небо глядит: Может быть, там колбаса пролетит? Мысль, что бывают еще чудеса, Даже приятнее, чем колбаса.

Пой-ка. подпевай-ка:

Десять птичек — стайка.

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — ловушка,

Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка,

Серенькое перышко.

Эта — зяблик.

Эта — стриж.

Эта развеселый чиж.

Ну, а эта злой орлан.
Птички, птички — по домам

Н. Орлова

Что ревешь ты, самолет?
Может, заболел живот?
Может, у тебя не те
Пассажиры в животе?

 

3.2. Русские народные сказки.

Вопросы для обсуждения

Сказка как фольклорный жанр: происхождение, функции, свойства. Сказка и миф в русской традиции. Мифологическое мышление и его отражение в сказке. Понятие мотива, сюжета применительно к сказочным жанрам.

Сказки о животных. Система персонажей, сюжетный мотив, топика.

Волшебная сказка: хронотопы, морфология и структура. Происхождение образов волшебной сказки и «функции» (В.Я.Пропп) действующих лиц.

Бытовая сказка: типология героев, основные композиционные принципы, исторические корни бытовой сказки.

Кумулятивные сказки. Принцип кумуляции в традиционной культуре.

Сказитель и законы жанра. Медиативная роль сказочника. Устойчивые формулы русской народной сказки.

Сборники русских народных сказок и их составители. Деятельность А.Н.Афанасьева.

Задания:
Анализ односюжетных сказок в разной обработке (А.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, М. Булатов, Ч. Карнауховой и др.)
Сопоставление одной и той же сказки в разных изданиях.

Укажите сказки. в которых нашли воплощения данные сюжетные
мотивы:

А) нарушение завета одним из членов семьи, который отлучается

от дома

для выполнения какой-либо задачи.

Б) встреча с дарителем и получение волшебного средства для
выполнения исходной задачи.

В) чудесные превращения героев сказки.

Составьте в соответствии с картами Проппа схему сюжета сказки

«Перышко Финиста ясна сокола»

Подготовьтесь к рассказыванию русской народной сказки

Составление терминологического словарика, хрестоматии фольклора

Тема Сказки А.С.Пушкина в детском чтении.

Вопросы для обсуждения

«Детский» аспект восприятия творчества А.С. Пушкина

(по книге В. Непомнящего «Поэзия и судьба»— почему автор монографии называет поэта «самым детским гением нашей литературы» )
Фольклорная основа сказок А.С.Пушкина. Фольклорные аналоги и мотивы сказок поэта; фольклорные приемы создания образов.

Народно — поэтический стиль «Сказки о Медведихе» — -( как вы думаете, почему произведение осталось незаконченным?)

Авторское начало сказок А.С.Пушкина. Как в сюжетах сказок А.С.Пушкина воплощается авторская концепция человека и мира?

Позиция автора сказках — приведите примеры авторской оценки событий, персонажей. Какова их роль в раскрытии художественного смысла произведения.

Психологический «портрет» в сказках.

Психологический пейзаж в сказках.

Стихотворная организация сказок.

Характеристика названий сказок – отражение в названии идейно-эстетического смысла сказки.

 

Задания.

 

Прочитайте поэму «Руслан Людмила». Какие черты отличают ее от сказки? К каким сказочным мотивам обращается поэт в этом произведении? Выпишите из поэмы и сказок примеры стилизации фольклорного стиля.

Определите характер изменений фольклорной канонов, сравнив фрагмент русской народной сказки и его аналог в сказке А.С.Пушкина.

«Конек-Горбунок» П. Ершова как продолжение сказочных традиций А.С. Пушкина. Народные и литературные источники сказки. Социально-сатирические мотивы. Герои сказки. Волшебные образы. Композиция. Отзывы о сказке писателей и критиков. Сказочный мир и картина крестьянской жизни в сказке. Иван-дурак и детское простодушное восприятие мира.

Подготовьте материал к презентации темы «Сказки А.С. Пушкина в живописи и музыке».

 

Тема. Пейзажная лирика А.С. Пушкина в детском чтении.

Вопросы для обсуждения

Пейзажная лирика как вид лирического рода литературы. Способы выражения авторского сознания в лирике. Образ в пейзажной лирике и читательские умения младших школьников.

История создания стихотворений А.С.Пушкина: «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Няне», «Осень», «Птичка».

Природа в лирике А.С.Пушкина: художественная семантика образов.

Стихи-отрывки из романа «Евгений Онегин»: роль в художественной структуре произведения и характер образа природы в строфе(С привлечением материалов из книги Ю.М.Лотмана «Комментарий к роману «Евгений Онегин»).

Пейзажная лирика А.С.Пушкина: взаимодействие «формы» и «содержания».

 

Задания:

Н.В.Гоголь считал, что пушкинский эпитет «так отчетист и смел, что иногда один заменяет целое описание». Покажите, какое разнообразие оттенков заключает в себе эпитет поэта; поясните, например, строки: « пышное природы увяданье», «гусей крикливых караван». «сквозь волнистые туманы…»

Приведите собственные примеры.

Что вы можете рассказать о «киноленте видений» (К.С.Станиславский), которая возникает в воображении при чтении стихотворения «Уж небо осенью дышало..»
Составьте презентацию на тему «Няня в жизни и творчестве поэта».

 

Автобиографическая повесть Л.Н. Толстого «Детство»: Проблематика и поэтика

Вопросы для обсуждения

Детство Л.Н. Толстого. Значение эпохи детства в жизни героев Л.Н. Толстого и его самого. Детство – самое насыщенное и стремительное время в жизни человека.

Замысел романа «Четыре эпохи развития» («Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» 1857», «Молодость») и его воплощение. Повесть «Детство» в контексте автобиографической трилогии писателя.

Автобиографичность и собирательность образа главного героя Николеньки Иртеньева. Общая атмосфера, окружающая ребенка в дворянской семье. Чувство любви и счастья. Понятие семьи как дома, живущего общей жизнью. Место ребенка в семье. Столкновение ощущений ребенка с устоявшимся миром. Воссоздание бытовой и исторической обстановки детства. Ребенок и быт. Поэзия детства. Детство — «счастливая, счастливая, невозвратимая пора…».

Название глав повести — свойство «первооткрывателя» Николенькой жизни. Прослеживание Л.Н. Толстым шаг за шагом нового взгляда Николеньки на уже известные ему явления и людей. Незаданность времени в детстве. Время, исчисляемое насыщенностью или отсутствием впечатлений ребенка. Исследование писателем детства как обязательного этапа человеческого становления. Проблема вхождения человека в мир.

Воссоздание процесса душевной жизни. Радость как закон жизни, горести и тревоги – отклонение от него. Понятие естественного и неестественного в восприятии ребенка. Движение Иртеньева от признания радостей и гармонии как ее нормы в понимании жизни, как внешней и внутренней несправедливости мира. Развитие чуткости на несправедливость как основная черта характера главного героя.

Открытие мира через прикосновение к каждому его явлению. Широкий диапазон первых чувств познании мира, не омраченных равнодушием и привычками пожившего человека. Детство в книге, написанной взрослым человеком.

Двойной план повествования. Смешение чувств ребенка и взрослого, дающее полноту ощущения детства как наиболее цельной эпохи жизни человека. Плавный переход от сна к яви и наоборот — свидетельство гармонии души Николеньки с миром, его окружающим (гл.1, 15).

Очарование, уют и нежность отношений Николеньки и матери. Ненарушенная первозданность мира Николеньки — Бог, любовь, мать, музыка, охота. Окрашенность всего до конца хорошего в одинаковые цвета – «легкие, светлые и прозрачные» цвета детства.

Свобода мира чувств, эмоций, переживаний у ребенка, пробуждение самоанализа. Глубина психологического портрета Николеньки. Историография души. Одиночество человека, начинающего познавать жизнь самостоятельно: чуткая реакция ребенка на жест, мимику, слово окружающих. Внутренние монологи и реплики Николеньки как средство проникновения в душевный процесс освоения жизни. Самоанализ поступков и мыслей Николеньки, скрытых от взора и понимания взрослых (гл.16).

Что смущает, оставляет неприятный осадок в душе Николеньки и одновременно остается незамеченным взрослыми в этом эпизоде?

«Обретение» личности самого себя, путь к другим людям как основа к «диалектике души». Миропонимание героя. «Диалектика души» как объект психологического анализа и как художественный метод. Единство внутреннего развития как основа «диалектики души».

Бесконечность однажды возникшего в жизни человека впечатления. «Диалектика души» — важнейший критерий движения человека во времени — и последующая толстовская концепция истории.

Первые критические оценки взрослого мира (гл.3, 10, 18).

Детское свойство «не пропускать» через себя чужие страдания, оборачивающиеся жестокостью и раскаянием — «темные пятна» на страницах детских воспоминаний (гл.15).

—Как автор и сам Николенька оценивают поведение и мысли в этом эпизоде?

Первое истинное горе, прервавшее для Николеньки «созидание своего существования», первые взрослые чувства – приход к отрочеству (гл.19).

—В чем смысл вопроса, завершающего повесть?

Задания:

1.Как сказалась христианская атмосфера и русские традиции дома Толстых в повести «Детство»?

2.К каким открытиям в душевной жизни человека пришел Л.Н. Толстой в повести «Детство»?

3.В чем видит писатель преимущество детского мировосприятия?

4.Законспектировать статью Н.Г. Чернышевского «Детство» и «Отрочество». Военные рассказы графа Л.Н. Толстого»

 

Святочный рассказ в детской литературе конца 19—начала 20 вв

Вопросы для обсуждения

1.Поэтика святочного рассказа, его истоки

2.«Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского и традиция рождественского рассказа

Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками» как источник сюжета. Сюжет о не свершившемся рождественском чуде. Тема города, детства и елки Пространственная организация рассказа. Место фрагмента «Мальчик…» в структуре январского выпуска «Дневника писателя» за 1876 г.

Задания:

—Какие мотивы появляются в развитии сюжета с изменяющимся пространством? Проследите развитие этих мотивов на протяжении всего произведения.

—Как связаны в тексте организация пространства и мотивировка поступков мальчика?

—Отметьте в тексте пространственные перемещения героя.

—Обозначьте сужения и расширения пространства.

—Какие характеристики включает в себя расширяющееся и сужающееся пространство (звуковые, цветовые и т.д.)?

3.Л.Н.Андреев. Рождественский рассказ «Ангелочек»

Ощущение ребенком дисгармонии окружающего мира. Протест детской души против зла и насилия («он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни»).

Формы выражения этого протеста. Оценка маленьким героем окружающих людей, близких. Как оценивают Сашку другие герои рассказа («волчонок», «странный мальчик»)? Открытие противоречий в собственной душе («что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце…»).

Мотив детского одиночества в рассказе («некуда идти»).

Конфликт внешнего и внутреннего.

Образ елки и образ ангелочка — смысл противопоставления. Смысловая доминанта образа ангелочка в рассказе. Выразительная образность и эмоционально-оценочная окраска описаний. Содержательность и экспрессивность художественных деталей.

Отец и сын. Родство душ героев. Мотив милосердия и мотив слез в рассказе. Слезы, очищающие душу. Душевное взросление героя.

Голос автора. Любовь, как основа мироустройства на земле. Смысл заглавия рассказа.

Стихотворение А.Блока «Сусальный ангел». Образ ангела, его смысловое наполнение. Настроение, чувство, ощущение лирического героя. Природа конфликта.

—Какова основная идея стихотворения.

—Чем близки стихотворение А.Блока «Сусальный ангел» и рассказ Л.Андреева «Ангелочек»?

4.Деталь и сюжет в рождественском рассказе А. Куприна «Чудесный доктор». Особенности сюжетного построения. Смысл контрастной композиции рассказа. Роль названия в определении идеи. Особое внимание автора к быту, увиденному в нравственном аспекте. Равнодушие мира, увиденного по ту сторону окон (гастрономические выставки, сияющие ёлки, смеющиеся лица).

Средства создания ощущения дисгармонии («визг полозьев», «гул окриков», «мчавшиеся рысаки»).

Конкретные приметы «человека социального», живущего в конкретных «социальных обстоятельствах» (судьба Мерцалова).

Жизнь детского сердца («острое, недетское страдание»).

Взаимоотношения детей и взрослых. Темы «сердечного видения» и «обыкновенного чуда» в рассказе. Смысл выражений «чудесный доктор», «невидимый доктор».

Мотив доверия. Роль милосердия и человеческого участия в отдельной судьбе. Голос автора в произведении. Доброта, отзывчивость, прямодушие и доброжелательность – вневременные моральные ценности.

—Соответствует ли повествование жанровому канону?

— Какие чувства вызвал финал рас­сказа?

Литературная сказка 20—30-х гг. ХХ века. Роман-сказка Ю.К. Олеши «Три толстяка» (коллоквиум)

Вопросы для обсуждения

1.Место романа-сказки в творчестве Ю. Олеши

2.Жанровое своеобразие «Трех толстяков»

3.Конфликт. Своеобразие типов героев и способы их «портретирования» в романе-сказке.

4.Проблематика «Трех толстяков»

6.Художественное пространство романа-сказки

7.Поэтика театрального зрелища и циркового представления.

8..Особенности языка Ю.К. Олеши. Художественная условность и метафоричность сказки.

Задания:

1.Повторить понятия: метафора, эпитет, сравнение, гротеск, гипербола, роман, сказка, символ, карнавал.

2.Ю.К. Олешу называют «королем метафоры». Подтвердите это 3-4 примерами из текста романа-сказки.

3.Какими способами создается атмосфера сказочности в «Трех толстяках»?

4.Как автор использует традицию «площадной культуры» (М. Бахтин) в романе-сказке?

Вопросы:

Группа 1—3:

1.Какие чувства вызывают у вас богачи, учитель танцев Раздватрис и продавец воздушных шаров? Почему? Перечитайте описания этих пер­сонажей. Какие художественные приёмы помогают писателю вызвать у вас эти чувства?

3.Какие чувства вызвали у вас доктор Гаспар, дядюшка Бризак? Ка­кие качества доктора Гаспара Арнери ценят жители города? Почему? Как связан образ доктора Гаспара с образом балаганчика? Почему арти­сты согласились помочь доктору? Что ценит в людях дядюшка Бризак?

4.Кого напоминают вам гости Трёх Толстяков? Как гости относят­ся к хозяевам? Как автор относится к Толстякам и их гостям, какие художественные средства помогают ему выразить это отношение?

5.Какое впечатление произвели на вас учителя наследника Тутти? Почему Три Толстяка подбирали именно таких учителей?

Группа 4 анализирует образы Трёх Толстяков и наследника Тутти:

1.Какими качествами наделил автор Трёх Толстяков? Какие чувства они у вас вызывают? Почему? Какие художественные средства помога­ют автору вызвать именно такие впечатления?

2.Страшны или смешны Толстяки в романе? Что помога­ет режиссёру создать этот образ?

3.Какая связь существует в романе между образами народа и Трёх Толстяков?

4.Почему Трём Толстякам понадобился наследник? Почему они реши­ли взять маленького ребёнка? Как Три Толстяка относятся к наследни­ку? Каким хотят его видеть? Как добиваются своей цели? Есть ли в фильме ответы на эти вопросы?

5.Как и почему менялось ваше отношение к Тутти? Что в рассказе о судьбе наследника вызывало у вас сочувствие? Что знает о жизни наследник Тутти? Подберите эпитеты и метафоры, характеризующие мир Тутти.

Группа 5 работает с образами Суок и Тибула.

1.Перечитайте разговор Суок и Тибула. Как относятся друг к другу артисты цирка? Какие качества воспитывает цирк в артистах?

2.Вспомните чувства, которые вы испытывали при посещении цирка.
Сравните свои цирковые переживания с переживаниями от эпизодов ро­мана, рассказывающих о погоне за Тибулом, о приключениях продавца воздушных шаров, разгроме кондитерской и др. Чем похожи эти эпизоды на цирковое представление?

4.Что дают людям артисты цирка? Что может открыть зрителям цирковое представление, чему может научить их? Своё мнение докажи­ те примерами из романа. С какой целью автор проводит параллель меж­ду цирком и жизнью?

5.Почему мир балаганчика, цирка противопоставляется автором миру Трёх Толстяков и богатеев?

7.Что Суок в романе знает о жизни?

8.Какими качествами наделена Суок в романе?

Тема семьи в рассказах А.П. Гайдара «Голубая чашка» и «Чук и Гек»

Вопросы для обсуждения

I.Рассказ «Голубая чашка» (1936)

1.История создания рассказа. Оценка критиков произведения. Полемика вокруг «Голубой чашки».

2.Композиция рассказа.

3.Основные образы «Голубой чашки» (тема семьи; отношения в семье на разных уровнях — мать-отец, мать-дочь, отец-дочь; тема недоверия и ревности в семье; образ летчика: летчик и Маруся; конфликт в семье)

4. Мудрость чувств ребенка. Чувства и поступки. Необходимость преодолевать мелкие обиды и недоразумения. «Образ серых мышей, разбивших голубую чашку». Роль эпизода с Пашкой и Сашкой. Причины конфликта между детьми. Преодоление конфликта.

5..Проблематика и поэтика рассказа (двухадресность, двуплановость рассказа — «взрослый» и «детский» план; тонкий психологизм рассказа; лирический подтекст; простота композиции; поэзия мира детства; мотив надвигающейся войны; чувство постоянной тревоги в рассказе; тема недоверия в обществе, атмосфера подозрительности; тема фашизма; мотив пути; тема мирного труда советских людей; котенок и мыши как аллегория).

Цветопись в рассказе. Смысл названия.

II.Рассказ «Чук и Гек» (1939)

1.История создания. Первое название «Телеграмма»

2.Композиция рассказа

3.Основные образы «Чука и Гека» (образ матери, отца, братьев-близнецов)

4.Проблематика и поэтика рассказа (сказочное начало; «чудесное» путешествие на Север, «декабристский сюжет» — поездка к родственникам; мотив пути; символическое пространство Советского союза; социальный и психологический подтекст; эмоциональная атмосфера рассказа; социально-бытовая обстановка периода мирного строительства; советская модель действительности; мотив надвигающейся войны; идеализация советского детства и его охрана — отец, Красная Армия, Ворошилов, Кремль; мотив красных кремлевских звезд в рассказе; тема Родины; мотив луны).

Поэзия А. Барто и С. Михалкова (литературная композиция)

Вопросы для обсуждения

Ребенок в поэзии 20—30-х гг. Торжество активного героя. Мир детей в стихах А. Барто. Разнообразие событий детской и школьной жизни. Роль детского поступка в стихотворных сюжетах А. Барто. Стремление совместить дидактическое и психологическое начала. «Игрушки»—цикл стихов для самых маленьких. Стихи от лица ребенка—любимая форма в творчестве А. Барто («Болтунья», «Мы с Тамарой»., «Снегирь», «Я выросла»). Скрытая ирония автора по отношению к своему герою. Возрастающая тенденция к стихотворениям—нравственным урокам. Восприятие поэтессой собственных сборников как «учебников жизни».

Дети—герои стихотворений С. Михалкова. Психологическая достоверность детской поэзии С. Михалкова («А что у вас?», «Мы с приятелем», «Мой щенок», «Песенка друзей». «Дядя Степа» С. Михалкова—стихотворный рассказ о герое нашего времени.. Осуждение отрицательных героев в жанре басни: С. Михалков «Фома», «По мимозу».