Билет №21 — Психологические приемы влияния на партнера в процессе деловой беседы

Специфической особенностью этого уровня общения является регламент, т. е. подчинение установленным ограничениям, следование деловому этикету.

Виды делового общения. Прямое общение (переговоры, выступление), косвенное общение (переписка, телефонные переговоры), устное общение (монолог или диалог), письменное деловое общение.

К монологическим видам относятся: приветственная речь, торговая речь (реклама), информационное обращение, доклад на заседании.

Формы делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, деловая переписка, деловое совещание, публичные выступления.

 

Билет №15 — Роль этикета в деловом общении

Этикет – это совокупность правил и установленный порядок, регламентирующие внешние проявления человеческих отношений.

Основная функция делового этикета – формирование правил, способствующих взаимопониманию людей при их взаимодействии в качестве партнеров, клиентов, руководителей, подчиненных. Речевой этикет, поведенческий этикет, этикет внешнего вида.

Для эффективного делового общения должны соблюдаться следующие правила:

· Любое общение начинается со знакомства. Чтобы познакомить людей, их надо представить друг другу, руководствуясь правилами хорошего тона.

· К любому человеку, с которым имеешь дело в бизнесе, следует относиться с одинаковой учтивостью и уважением.

· Во время беседыне рекомендуется: спорить о политике или религии, повышать голос, раздражаться, начисто отвергать точку зрения собеседника, перебивать собеседника, вставлять какие-либо замечания, рассказывать о своих достоинствах и успехах, проблемах, бурно жестикулировать, кричать, гримасничать, трогать руками собеседника.

· В дискуссии, беседе или переговорах будьте тактичны, отстаивайте свое мнение спокойно, не теряя самообладания и благожелательного отношения к собеседнику.

· Самое главное в одежде — опрятность.

 

Билет №16 — Критика и ее роль в деловом общении

Предметом критики должны быть дела и поступки, а не личность человека, его особенности. Объективная критика опирается только на конкретные факты и аргументы. Конечной целью критики являются конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем.

10 стр., 4842 слов

Организация и проведение деловых переговоров в гостинице

... и результат делового общения. По этикету сама речь, как основа делового общения, не предполагает грубых ошибок, неологизмов и жаргонных слов. Речь должна быть кратка, понятна собеседнику, то есть ... состоит из введения, двух глав и заключения. Глава 1. Деловые переговоры - как вид делового общения 1.1. Деловое общение в коллективе Общение - это коммуникации, обмен информацией. Культура - это код, ...

Как критиковать правильно:

1. Создать доброжелательную атмосферу в начале разговора.

2. Высказать критические замечания.

3. Осуществить «обратную связь», то есть определить реакцию на критику.

4. Завершить критику, предложить возможную помощь, эмоционально поддержать: «уверен, вы с этим отлично справитесь».

Как показывает реальная практика делового взаимодействия, успехи при использовании критики невелики. Более того, отрицательный эффект иногда гораздо больше: возможны плохое настроение критикуемого, бесполезные споры и оправдания, ухудшение отношений.

Если без критики не обойтись:

§ Определить цели критики: что и как конкретно должно измениться.

§ Выясните позицию критикуемого по этому вопросу, выберите правильную форму психологического воздействия с учетом его психологических особенностей.

§ Не превращайте критику в перепалку, разнос или оскорбление, сохраняйте ровный тон и терпение.

§ По возможности критикуйте без свидетелей.

§ Помогите критикуемому человеку сохранить свое лицо.

§ Будьте самокритичны.

Чувствуя раздражение, мы, обычно, ищем «виноватого» в этом и нападаем на него с критикой и даже оскорблениями. Чувствуя восхищение кем-либо, мы чаще всего не высказываем этого.

Восприятие критики должно проходить спокойно, с осознанием того, что рабочие показатели можно улучшать. Важно осознавать то, что как раз отсутствие критики в адрес работника – плохой для него знак, показатель пренебрежения к нему. Критика должна заставить задуматься именно об исправлении положения, а не приводить к обидам и расстройствам.

 

Билет №17 — Стили делового общения

Стиль делового общения – система методов и приемов воздействия на партнеров с целью результативности общения.

Авторитарный стиль

Жесткие способы управления, определение всей стратегии деятельности группы, прекращение инициативы и обсуждения принимаемых решений, единоличное принятие решения.

Демократичный стиль

Для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.

Либеральный стиль

Отказ от управления, устранение от руководства. Характерной чертой здесь является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения.

 

Билет №18 — Речевая культура делового человека

Речевая культура — это искусство речевого общения с соблюдением определенных требований и условностей, предписываемых современными нормами языкового общения. Успех деловых контактов, деловых переговоров во многом зависит от того, насколько вы владеете своим языком, умеете разговаривать, подчиняя свою речь поставленной задаче.

Деловая речь должна отвечать следующим требованиям:

1. Деловая речь должна быть по возможности максимально краткой, ясной и точной.

2. Деловая речь должна избегать низкого стиля. Каждый деловой человек должен относиться к своему делу уважительно и рассчитывать на уважительное отношение к нему со стороны других людей.

6 стр., 2854 слов

Роль первого впечатления в деловом общении

... и атмосферы, привлечение внимания собеседника к теме разговора [Демарэ, 2006]. 1.2. Статусно-ролевая основа делового общения Восприятие собеседника в ситуации делового общения имеет определенную специфику по ... Н. Панферов изучал в своих исследованиях «роль стереотипов в процессе восприятия человека человеком» [Панферов, 1982, с. 139]. Современные исследования первого впечатления строятся на ...

3. За слишком быстрой речью трудно следить, а от слишком медленной речи собеседник становится нетерпеливым.

4. Деловая речь должна быть выразительной. Это значит, что она не должна быть сухой, вялой, бесцветной.

5. Деловая речь должна отличаться впечатляющей силой и убедительностью.

6. Деловая речь должна отличаться корректностью, аккуратностью, определенной сдержанностью.

Существуют правила для говорящего человека:

§ Избегать прямых негативных оценок личности собеседника.

§ Не навязывать собственных мнений.

§ Уметь встать на точку зрения партнера.

§ Смотреть на слушающего человека, повышая его степень заинтересованности.

§ Начинать разговор с легкой темы, продумать переход к основному вопросу.

§ Следить за логикой, использовать паузы.

§ Исходить из того, что собеседник — не противник в споре, а партнер.

 

Воспринимая речь собеседника, мы имеем возможность не только понять говорящего, суть его предложений, серьезность интересов и намерений, но и оценить его характер, его ценность и вес как потенциального делового партнера

 

Билет №19 — Деловая беседа как основная форма делового общения

Деловая беседа – это разговор, целью которого является решение важных вопросов, рассмотрение предложений о сотрудничестве, подписание сделок купли-продажи и т.д.

Виды деловых бесед бывают можно разделить на две большие группы: свободные (проходят без специальной подготовки) и регламентированные (тщательно продуманные).

Подготовка к беседе является важным пунктом, так как именно от нее во многом будет зависеть течение разговора, реакция на информацию собеседника и, конечно же, конечный итог беседы.

Существуют правила для говорящего человека:

§ Исходить из того, что собеседник — не противник в споре, а партнер.

§ Избегать прямых негативных оценок личности собеседника.

§ Не навязывать собственных мнений.

§ Уметь встать на точку зрения партнера.

§ Смотреть на слушающего человека, повышая его степень заинтересованности.

§ Следить за логикой, использовать паузы.

Любая деловая беседа состоит из 5 основных этапов:

1. Начало беседы. На этом этапе с собеседником нужно установить доверительный контакт, привлечь его внимание, пробудить желание выслушать всю информацию до конца.

2. Передача информации. На этом этапе происходит передача запланированной информации, а также выявление целей и мотивов собеседника, проверка и анализ его позиции.

3. Аргументирование. Это способ обоснования выдвигаемых положений и убеждение собеседника в важности принимаемого решения.

4. Опровержение доводов собеседника. Это этап нейтрализации замечаний собеседника.

5. Принятие решение (заключение). На этом этапе решиться, будут ли достигнуты заранее намеченные цели.

Заключительная часть беседы служит ее оценкой. Успешно завершить беседу — значит достигнуть заранее намеченных целей. Задачами этого этапа являются: достижение основной или запасной цели, обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы, стимулирование собеседника к выполнению намеченной деятельности.

25 стр., 12033 слов

Цели, методы и результаты деятельности

... проблем, задач и результатов деятельности политического психолога. Цели, методы и результаты деятельности Политического психолога. Целью деятельности политического психолога является объективное и ... научной истины, а не против конкретных людей. Этический кодекс служит документом, разъясняющим цели, задачи, методы, результаты работы политического психолога. Ознакомление представителей ...

 

Билет №20 — Приемы эффективного слушания

Особенно ценным собеседником считается именно тот, который умеет слушать. Эффективное слушание – это прием, который позволяет не только слушать, но и слышать человека.

· Во время разговора нужно убрать посторонние мысли.

· Слушайте, не перебивая, дайте собеседнику выговориться.

· Если ваш собеседник проявляет излишнюю эмоциональность, вслушивайтесь в смысл сказанного, не поддавайтесь под власть эмоций.

· Контролируйте ход разговора, не позволяйте сбить себя со своей цели — донести информацию.

· Не позволяйте собой манипулировать. Но важно не только внимательно слушать, но и показывать это.

Приемы эффективного слушания:

Выяснение, уточнение: я не понял, повторите еще раз, что вы имеете в виду, не могли бы Вы объяснить…

Парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли.

Отражение чувств:мне кажется, Вы чувствуете…, понимаю, Вы сейчас разгневаны…

Резюмирование: и так, Вы считаете…. Ваши слова означают…. другими словами…

Правила эффективного слушания:

1. Слушая, лучше всего смотреть собеседнику прямо в глаза.

2. Способность запоминать — одно из наиболее замечательных свойств человека.

3. Иногда достаточно простого «да-да», «понимаю» или кивка головой, чтобы дать понять собеседнику, что мы его внимательно слушаем

4. Если вы чего-то не поняли, спрашивайте.

 

Билет №21 — Психологические приемы влияния на партнера в процессе деловой беседы

Существуют приемы, позволяющие повысить эффективность делового общения, просто располагая к себе собеседника. Если использовать эти приемы, можно сформировать у партнера эффекта «приятного общения».

Прием «имя собственное». Он основан на произнесении вслух имени человека, с которым вы разговариваете. Дейл Карнеги, писал, что звучание собственного имени для человека — самая приятная мелодия.

Прием «зеркало отношения». Доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка невольно притягивают к вам людей.

Комплименты — это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. Разумеется, каждому из нас приятно слышать комплименты в свой адрес.

Прием «терпеливый слушатель». Следует выслушать человека до конца, несмотря на нудность монолога или другие отталкивающие факторы.

 

 

Билет №22 — Формирование переговорного процесса: основные стадии, определение целей и средств

Переговоры — это менеджмент в действии.

Основные стадии:

Определение цели. Исходный пункт любых управленческих действий – это определение цели переговоров, наиважнейшие и альтернативные в случае неудачи в достижении важнейших

Планирование. Планы зависят от цели и средств.

Хорошо подготовлен тот, кто задумался над следующими вопросами:

· Насколько цель партнера по переговорам отличается от вашей цели.

· Насколько пути, которые может выбрать партнер, отличаются от вашего варианта.

12 стр., 5894 слов

Понимание эмоций другого человека

... включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и даже самомотивацию.        Критика этой концепции ... эмоции по-разному влияет на эмоциональное состояние и условнорефлекторные реакции страха у партнеров. Важно, что лицевая экспрессия может воздействовать на уровне подсознания, когда человек ...

· Располагает ли партнер информацией, которой нет у вас, или наоборот.

· Какими могут быть его представления об организационном обеспечении своего варианта решения.

Итак, только тогда, когда потенциальный клиент видит преимущества, которые могут быть ему предоставлены и отвечают его «эгоистическим» устремлениям, можно сказать, что и вы достигли успеха, приобретя нового партнера.

 

Билет №23 — Техника аргументирования

Фундаментальный метод. Важную роль и здесь играют цифровые примеры.

Метод противоречия основан на выявлении противоречий в аргументации противника.

Метод сравнения имеет исключительное значение, особенно когда сравнения подобраны удачно.

Метод «да — но». Поиск пресловутого «но».

Метод «бумеранга» дает возможность использовать «оружие» партнера против него самого. Метод игнорирования. Очень часто бывает, что факт, изложенный партнером, не может быть опровергнут, но зато его можно с успехом проигнорировать.

Метод видимой поддержки. Для видимости поддерживаем оппонента. А затем следует контрудар, например: «Вы забыли в подтверждение вашей мысли привести и такие факты… Но все это вам не поможет, так как…». Таким образом, создается впечатление, что точку зрения партнера вы изучили более основательно, чем он сам, и после этого убедились в несостоятельности его тезисов.

Техника анекдота. Одно остроумное или шутливое замечание, сказанное вовремя, может полностью разрушить даже тщательно построенную аргументацию.

Техника использования авторитета. Состоит в цитировании известных авторитетов.

Техника дискредитации партнера. Личность собеседника можно поставить под сомнение.

Техника изоляции. Основывается на «выдергивании» отдельных фраз из выступления.

 

Билет №24 — Психологическое манипулирование

Виды манипуляторов:

ТИРАН. Манипулирует другими путём нажима. Любимая фраза: «Я сказал!» Он ни за что не проявит свою слабость и будет играть роль человека, точно знающего, что и как нужно делать.

НЫТИК. Обожает преувеличивать свои недостатки и слабости.

МУДРЕЦ. Его излюбленная тактика — неусыпный контроль, критика. Вызывает у окружающих стойкое чувство вины и неполноценности. Любимая фраза: «Ну вот, я так и думал(а)!» .

НЕДОТЁПА. Проявляет себя таким беспомощным и неприспособленным к жизни, что у окружающих появляется непреодолимое желание взять его под свою опеку, пусть даже в ущерб собственным интересам.

БЕЗРАЗЛИЧНЫЙ. Его излюбленное выражение: «Поступай, как хочешь, мне всё равно». КРЕДИТОР. Он оказывает вам какую-нибудь небольшую услугу, а затем в нужный момент просит о «крошечном одолжении»…

 

Билет №25 — Психологические особенности публичного выступления

Публичная речь — монолог по форме, а по существу — диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз.

Принципы, которыми следует руководствоваться при составлении и презентации публике:

8 стр., 3618 слов

Билет 1. Традиции древнерусского красноречия

... 60-х годов и введением суда присяжных. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, ... лексическим фондом, стройной грамматической структурой и развитой системой стилей. Литературному языку присущи особые свойства. Среди его ... общекультурного наследия и литературно-книжных традиций; Стилистическое богатство. Билет 8. Понятие нормы литературного языка. Нормированная и ненормированная ...

1) Запишите четкую цель убеждающей речи.

2) Проанализируйте аудиторию, и ее возможное отношение к вашей цели.

3) В основной части вашей речи приведите хорошие доводы.

4) Постарайтесь мотивировать слушателей, пробуждать эмоции у слушателей.

5) Этичное поведение во время выступления.

6) Убедительное изложение.

 

Билет №26 — Спор, дискуссия, полемика, дебаты. Ведение дискуссий

Спор — это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.

Виды спора:

Дискуссия– это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Диспут- это публичный спор на научную и общественную тему.

Полемика — это не просто спор, а такой при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей.

Дебаты обмен мнениями по каким-либо вопросам.

Условия для начала спора:

1. Наличие минимум двух сторон имеющих индивидуальный взгляд на предмет спора.

2. Наличие разногласий у сторон-спорщиков и личную заинтересованность в разрешении этих разногласий.

3. Готовность спорящих к спору и наличие у каждой стороны аргументов различной степени убедительности.

Цель спора:

· Поиск истины

· Убеждение оппонента

· Одержать победу

· Спор ради спора

При ведении дискуссии следует придерживаться пяти основных правил:

1) Руководитель должен выслушать точки зрения всех выступающих, проанализировать их и сформулировать свое решение по обсуждаемой проблеме.

2) Ведущий совещание должен уметь слушать коллег.

3) Чем больше приводится аргументов по обсуждаемой проблеме, тем шире поле для поиска решения.

4) Руководитель должен уметь прислушиваться к высказываниям сотрудников, упорядочивать аргументы и поддерживать интересные предложения, предлагая детально их обсудить в будущем.

5) Если все вынесенные на совещание вопросы обсуждены, руководитель должен успешно его закончить.

Основные правила дискуссии

1. Все открыто выражают свои мысли.

2. Все точки зрения должны уважаться.

3. Слушайте других, не перебивая.

4. Не говорите слишком долго и слишком часто.

5. Вместе говорит лишь один человек.

6. Следуйте позитивных идей и отношений.

7. Не критикуйте себя и других.

 

 

Билет №27 — Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства

Эмоциональные процессы отражают не сами объекты, а отношения к этим объектам, другими словами субъективные переживания. Эмоциональные процессы связаны с работой нервной системы.

Аффекты – сильные кратковременные эмоциональные состояния.

Фрустрации– расстройство замыслов.

Стресс – эмоциональное напряжение.

Эмоции – это такое оценивание здесь и сейчас поступающей информации в мозг человека и так же оценивание внутреннего мира человека (радость, удивление, гнев ).

3 стр., 1385 слов

«Эмоции, чувства и воля»

... многочисленных телесных изменениях, которые служат объективными показателями переживаемых чувств. Термины "чувства" и "эмоции" нетождественны. Правильнее будет называть эмоцией только ... в сознании реальных отношений человека. Чувства –это система сигналов о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека. Эмоции выражаются в движениях и ...

Чувства – процессы высокого уровня, устойчивое отношение человека к предметам, людям, предметам действительности.

Эмоции часто не осознаваемы. Чувство конкретно, на кого-то направлено. Примеры: влюбленность – эмоция, любовь – это чувство, чувства стыда, счастья. Чувства делятся на моральные, интеллектуальные, родительские чувства.

Настроение – сравнительно продолжительное эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности.

Классификация полезных 10 эмоций: (Борис Додонов)

1. Альтруистические эмоции. Переживания на основе потребностей в помощи.

2. Коммуникативные эмоции. Потребность в общении.

3. Глорические эмоции. Потребность в самореализации, славы.

4. Праксические эмоции. Удовлетворение от того, что день прошел не зря.

5. Пугнические эмоции. Жажда острых ощущений.

6. Романтические эмоции. Стремление к чему-то необычному, таинственному.

7. Гностические. Приятные переживания, связанные с решением трудной задачи.

8. Эстетические эмоции. Наслаждение красотой, звуками.

9. Акизитивные эмоции. Интерес к накоплению, коллекционированию.

10. Гедонистические. Потребность в душевном и телесном комфорте.

Эмоциональная зависимость – навязчивая форма поведения, сильное желание повторять определенные действия (радиоманы, телеманы смотрят все подряд, заппинг – все время переключать каналы, зависимое занятие).

Поведенческие зависимости: желание постоянно доносить, спать.

Криминальные зависимости: желание брать деньги без отдачи. Клептомания – патологическое воровство. Пиромания и прочее и прочее.

Зависимости с определенным отношением к своему здоровью: царапины, частые переломы, наплевательское отношение к здоровью.

Феликсология – наука о счастье. Чувства переживания полноты жизни связанно с самоосуществлением себя.

Счастье по Диогену: счастье в моей душе, а не вне меня.

Чехов: человек должен трудиться, в поте лица – и в этом один смысл жизнь – счастье в работе.

Жорж Санд: единственное счастье – счастливый брак.

Адлер: счастье в творчестве

Рубинштейн: счастье – отсутствие болезней и угрызения совести.

 

Билет №28 — Конфликты в деловом общении: структура и типология

Конфликт – взаимно направленное действие сторон для реализации своих целей, окрашенное сильными эмоциональными переживаниями. Чаще всего сталкиваются разные точки зрения, возникают серьезные разногласия, разрушаются деловые контакты между людьми.

Схема конфликта: конфликтная ситуация > инцидент > конфликт.

Внутри любого коллектива возникает соревнование и соперничество. В любой организации новое передовое отстаивает свои права в борьбе со старым. Конфликт – не есть дефект общения, а зачастую страховка против застоя.

Конфликтная ситуация – это противоречивая позиция сторон по какому-либо поводу (например, сокращение).

Инцидент – повод, внешний толчок. Часто неосторожное высказывание. При этом ущемляются интересы другой стороны.

Классификация конфликтов

По способу разрешения: насильственные (революция) и компромиссные (создание большой тройки в годы войны).

7 стр., 3447 слов

Социально-перцептивный стиль личности руководителя, его формирование и развитие

... людей; способности к идентификации, эмпатии и рефлексии, навыков восприятия сотрудников своей организации. 2. Программа формирования и развития социально-перцептивного стиля личности ... разработка и апробирование тренинговой программы формирования и развития социально-перцептивного стиля личности руководителей. Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной ...

По природе возникновения: политические (выборы), социально-трудовые (забастовки), организационные (карьерные), экономические (борьба за ресурсы), семейные конфликты.

По количеству участников: межгрупповые, межличностные, внутриличностные.

По степени выраженности: открытые (ярко выраженные столкновения) и закрытые (косвенно, нет сил для борьбы).

Типичные ошибки:

1. Иллюзия собственного благородства.

2. Каждый из противников видит недостатки другого.

3. Приукрашивается собственное поведение.

4. Очень опасная фраза «С ТОБОЙ ВСЁ ЯСНО».

 

Билет №29 — Социально-психологическая диагностика конфликтов в деловом общении

Межличностный конфликт -трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Внутриличностные конфликты -собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:

1. Снижение самооценки личности.

2. Эмоциональные переживания.

3. Снижение удовлетворенности деятельностью.

4. Стресс.

 

 

Билет №30 — Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Методы разрешения конфликтов

Исследователи указывают на пять основных стилей поведения при конфликте:

1. Конкуренция или соперничество.

2. Сотрудничество.

3. Компромисс.

4. Приспособление.

5. Игнорирование или уклонение.

Стиль конкуренцииили соперничества. Этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более 70% всех случаев в конфликте — это стремление к одно­стороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую оче­редь собственных интересов. Его может использовать человек, обладаю­щий сильной волей, достаточным авторитетом, властью

Сотрудничество — наиболее трудный из всех стилей, но вме­сте с тем он наиболее эффективен при разрешении конфликт­ных ситуаций. Преимущество его в том, что вы находите наибо­лее приемлемое для обеих сторон решение и делаете из оппо­нентов партнеров. Такой подход ведет к успеху в делах и личной жизни. Начать реализацию этой стратегии лучше всего с фразы: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, как мы оба можем получить то, что хотим».

Стиль компромисса заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собст­венные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстанов­ления нормальной рабочей обстановки.

Стиль уклонения уход от проблем.

 

8 стр., 3529 слов

Педагогическая позиция педагога и стили педагогического руководства

... руководство", "Педагогический стиль руководства". . Раскрыть сущность авторитарного стиля руководства педагога. . Раскрыть сущность демократического стиля руководства педагога. . Раскрыть сущность либерального стиля руководства педагога. . Сущность стиля руководства ... в том числе по совершенствованию себя как личности. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности школьников ...

Билет №31 — Деловое совещание

Деловое совещание –это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения.

Классификация:

по форме организации:

1. Диктаторское (ведущая роль принадлежит руководителю).

2. Сегрегативное (доклады участников заранее планируются).

3. Дискуссионное (свободный обмен мнениями и информацией с последующим утверждением решения руководителем).

4. Кулуарное (продолжение другого совещания).

по целевой установке:

1. Информационное (доклад о текущей работе).

2. Направленное на принятие решений.

3. Творческое (цель — поиск новых идей и путей развития).

Цели.Цель совещания – это описание ожидаемого результата, нужного типа решения, желательного итога работы. Чем более точно и в нужном направлении сформулирован предмет обсуждения, тем больше шансов получить нужный результат.

Повестка дня– это, как правило,письменный документ, получаемый участниками совещания заранее и содержащий следующую информацию:

1. тема совещания;

2. цель совещания;

3. перечень обсуждаемых вопросов;

4. время начала и окончания совещания;

5. место, где оно будет проходить;

6. фамилии и должности докладчиков;

7. время, отведенное на каждый вопрос;

8. место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу.

 

Время проведения.Желательно в конце рабочего дня или во второй его половине.

Число участников.Оптимальное число участников 6-7 человек.

Организация пространственной среды.Рекомендуется рассаживать участников таким образом, чтобы люди видели глаза, лицо, мимику, жесты друг друга.

 

Билет №32 — Виды письменного делового общения, этические требования к ним

Минимальный перечень ситуаций в деловой жизни, которые принято сопровождать письменными сообщениями: поздравления, соболезнования, выражение благодарности (все от руки).

Дадим теперь некоторые рекомендации по их содержанию делового письма:

1. Деловое письмо должно быть написано четко, фразы должны легко читаться, нежелательно большое количество причастных и деепричастных оборотов, недопустимы назывные предложения, риторические вопросы, метафоры и прочие средства выразительности речи.

2. Если в письме затрагивается несколько вопросов, они по смыслу должны быть отделены одно от другого.

3. Стиль делового письма — деловитость, отсутствие посторонних фраз,

4. Деловое письмо должно быть предельно коротким, в этом случае оно лучше воспринимается.

5. Грамматика — и орфография, и лексика — должна быть безупречной.

6. Короткое, грамотное, логичное деловое письмо — знак уважения к адресату.

Билет №33 — Этикет обмена деловой информацией по телефону, факсу

1.Сотрудник должен снять трубку после первого или второго звонка телефона.

2. Сотрудник, взявший трубку, должен поприветствовать звонящего в любой приемлемой форме.

3. Нельзя при ответе на любой вопрос говорить категорично «нет».

4. Если звонящий спрашивает сотрудника, которого в данный момент нет, нельзя отвечать: «Его нет» — и класть трубку.

5. Если звонок прозвенел в обеденное время, следует сказать «У нас обед» (лучше — «обеденный перерыв»), поэтому прошу Вас перезвонить после … часов».

6. Нельзя в ответ на звонок говорить: «Пожалуйста, перезвоните», — без объяснения причин такой просьбы.

7.Не употреблять такие выражения, как «Говорите», «Привет», «Пока», «Идет», «Ладненько», и т.п.!
8. Полезно в разговоре употреблять следующие фразы: «Чем я могу вам помочь (быть полезен)?»

 

Билет №34 — Подготовка и поведение пресс-конференций

Пресс-конференция — специальное мероприятие, предназначенное для осуществления прямого устного контакта объекта PR с представителями СМИ. Суть и цель пресс-конференции в донесении до журналистов необходимых сведений по определенному информационному поводу, сообщение важной новости, а также беседа и ответы на интересующие вопросы.

Важно определиться, какой имидж для вас важнее — личностный или профессиональный

Профессиональный имидж — когда про человека говорят: «Он блестящий логик (эрудит, педагог…)» или «Да нет, специалист-то он так себе».

Личностный имидж — когда про человека говорят: «Он не только порядочный, но и милый, обаятельный человек» или «Он невыносимый человек, грубый, готовый любого унизить…»

Аттракция— не только умение нравиться другим, но и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения.

Привлекательные люди обычно:

· Часто и охотно улыбаются.
· Обладают хорошим чувством такта и юмора, умеют смеяться над собой;.
· Ведут себя естественно и ровно в разных ситуациях.
· Веселы, жизнерадостны и оптимистичны.
· Часто и охотно говорят комплименты.
· Уверены в себе, дружелюбны, контактны.
· Быстро вызывают человека на разговор о нем самом.
· Откликаются на просьбы, демонстрируют готовность помочь.
· Умеют работать в команде, радуются чужим успехам.
· Приятны внешне (эстетичны, со вкусом одеты и пр.).

 

Билет №37 — Индивидуальные особенности личности (темперамент, характер)

Темперамент – индивидуальная характеристика психологической деятельности и поведения человека.

Четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.

Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся:
1) В эмоциональной возбудимости (быстрота возникновения чувств и сила их).

2) В большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне (в движениях, речи, мимике и т.д.).

3) В быстроте движений, общей подвижности человека.

Экстраверт — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Интроверт — эмоциональная возбудимость – насколько уравновешенный.

Холерик- человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах. Нередко – он вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам.

Сангвиник- человек быстрый, подвижной, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяются.

Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства.

Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне.

Характер.Словом «характер» обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях.
Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует ждать от него.

Акцентуация– чрезмерная выраженность отдельных черт характера (близко к патологии).

Циклоидный тип – повышенная раздражительность, настроение постоянно меняется.

Гипертимный – постоянно хорошее настроение. Берутся за много дел, и не доводят их до конца.

Дистимный – связан с преобладанием плохого настроения.

Шизоидный – холодный и расчетливый, интеллектуал.

Паранойяльный – повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, мнительность.

Истероидный – ярко выражено тщеславие, стремление к привлечению внимания любой ценой.

Психастенический – высокая тревожность, нерешительность, постоянный поиск болезней.

 

 

Билет №38 — Приемы предупреждения стрессов в профессиональной деятельности

1) Относитесь ко всему проще

2) Мыслите позитивно

3) Используйте способы переключения внимания

4) Освобождайтесь от негативных эмоций

5) Больше смейтесь

6) Занимайтесь физическими упражнениями

7) Цените то, что имеете

8) Аутогенный тренинг, расслабление, релаксация

9) Путешествия

10) Принятие аромаванн

11) Прогулки на свежем воздухе

12) Самовнушение

13) Хобби

14) Составить список того, что радует

15) Мечтать и фантазировать

16) Ведение дневника

17) Плачьте

18) Психолог

 

Билет №39 — Стили и социально-психологические проблемы руководства

Руководитель – это лидер, человек, способный влиять на людей и коллектив, побуждать их эффективно работать для достижения поставленных целей.

Успех любого лидера зависит:

1) Личных качеств как человека

2) Стиля его деятельности как руководителя

Основные направления в стиле руководства:

Авторитарный стиль руководства

Ориентирован данный стиль на цель, а не на человека. Девиз: в войне все средства хороши. Такой лидер независим, обладает сильной властью, навязывает свою точку зрения, самодур, использует психологическое давление, крайние меры. В коллективе царит напряжение. Примеры: Иван Грозный, Сталин, Саддам Хусейн.

Демократический стиль руководства

Ориентирован данный стиль в большей степени на человека, чем на саму цель. Лидер независим, обладает сильной, но ограниченной властью, допускает альтернативные точки зрения, доверие подчиненным, распределение полномочий, использование поощрений, стимуляция. Уравновешивает достижение цели и интересы сотрудников. Коллектив сам решает большую часть проблем, не нуждаясь в одобрении сверху. Примеры: президент РФ

Промежуточные стили:

1) Эксплуататорно-авторитарный (Плохой стиль руководства) Сталин, Лукашенко

2) Благожелательно-аворитарный (Вроде как идеальный) Уго Чавес, Хрущев, Брежнев

3) Консультативно-демократический (Переменчивая слава) Путин, Медведев, Буш

4) Групповой (Утопия) Семибоярщина

Правила эффективного руководства (основные):

1) Разделение полномочий

2) Планирование основных направлений в коллективе

3) Соотнесение возможностей фирмы с целями

4) Формирование доброжелательного микроклимата

5) Поощрения работников, стимулирование

6) Гласность в работе

7) Контроль за состоянием работников (здоровье, социальная среда)

8) Регулярные встречи руководства с подчиненными

Билет № 40 — Профессиограмма современного специалиста

Профе́ссиогра́мма — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

В целом профессиограмма должна отвечать следующим требованиям:

1) Психологические черты личности работника (сильный, уравновешенный тип нервной системы)

2) Тенденции к лидерству (уверенность в себе, требовательность, эмотивность)

3) Работник в структуре личных отношений (преобладание демократии, конструктивные решения)

4) Профессиональные черты личности работника (широкая эрудиция, знание своего дела)

5) Поведение работника (темп речи, элегантный вид, культура общение с людьми, мгновенная реакция, умение организовывать работников и формулировать цели)

6) Эффективность профессиональной деятельности

Билет №41 — Формирование познавательного интереса в образовательном процессе

Образовательный процесс можно разделить на три составляющие: любопытство, любознательность, познавательный интерес.

Любопытство (Аморфный интерес) – отличается неосознанностью, пассивностью. Любимые предметы, где не надо напрягать силы. Слушать занимательные рассказы, смотреть фильмы.

Любознательность (Широкий интерес) – характеризуется разнообразием предметной направленности, разнообразием, таких обучающихся называют любознательными делитантами.

Познавательный интерес (Стержневой интерес) – отличается глубиной локальности предметной направленности.

 

 

Билет №42 — Психологические теории личности

Развитие личности:

1) Зигмунд Фрейд (австрийский психотерапевт)

2) Альфред Адлер (австрийский психолог)

3) Эрик Эриксон (немецкий психолог)

4) Абрахам Маслоу (американский психолог)

5) Эдвард Берн (американский психолог)

6) Виктор Франкл (австрийский психолог)

Зигмунд Фрейд

Определил 3 структуры личности:

1) ОНО(бессознательное, на уровне подсознания, черный человек, ОНО правит личностью).

2) Я(эго, элемент, отвечающий за принятие решений, буду делать то, что от меня требуется.

3) СВЕРХ Я(супер эго, совесть, внутренний надзиратель, критик).

Все три структуры личности постоянно конфликтуют.

Сублимация – все, что человек творит.

Либидо – уровень сексуального влечения

Эдвард Берн

Люди сами творцы своей жизни.

Структура личности по Берну:

1) Познавательный

2) Ценностный

3) Творческий

4) Коммуникативный

5) Художественный потенциал