Экзаменационный билет № 14 2

Экзаменационный билет № 14

  1. Типы обучения: история их возникновения и развития. Характеристика основных типов обучения (объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемного, дистанционного) и оценка их эффективности.
  2. Общая психологическая характеристика деятельности человека: основные понятия и виды.
  3. Некоторые люди получают удовольствие от применения острых специй (хрена, горчицы и т.п.), которые, очевидно, воздействуют на болевые раздражители.
  • Возникает ли чувство удовольствия при нижнем абсолютном пороге чувствительности?
  • Возникает ли оно при верхнем абсолютном пороге чувствительности?

1.Типы обучения: история их возникновения и развития. Характеристика основных типов обучения (объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемного, дистанционного) и оценка их эффективности.

В процессе общественно-экономического развития, становления образования сложились определенные типы обучения. Тип обучения — это способ и особенности организации мыслительной деятельности человека в процессе познания. Определяют тип обучения на основе анализа определенных структурных элементов: характера учебной деятельности педагога; особенностей заучивания материала; репродуктивной деятельности; специфики применения знаний на практике.

Объяснительно-иллюстративное обучение

В период нового времени сложился О-И тип обучения, т. к. перед школой были поставлены задачи: понять перед заучиванием, наглядность для лучшего понимания, использование воспроизведения своими словами, применение знаний на практике. Итог: развитие мышления, наблюдательности, готовность использования знаний в деятельности.

Сообщающее или объяснительно-иллюстративное обучение характеризуется, прежде всего, тем, что учитель излагает знания в обработанном,«готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Это обучение как путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами :подача и усвоение знаний осуществляется в системе, последовательно, в экономичных режиме и темпе, для большого количества учащихся одновременно. Однако в этом подходе есть и недостатки: деятельность учеников сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, поэтому мало развиваются умственные способности и умения учащихся, такие как умение видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты и т.д. Иначе говоря, сообщающее обучение не развивает мышления. Поэтому в дидактике, особенно в XX веке, велись поиски таких моделей обучения, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному мышлению и умениям творческого мышления. Так появляется проблемное обучение.

14 стр., 6915 слов

Обучение и развитие персонала на железнодорожном транспорте

... наставников, специалистов, руководителей и т.п.» Следует различать три вида обучения. Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, ...

Проблемное обучение

Изучали Лернер,Скаткин. Сущность-уч-ся включаются в процесс поиска; : доказательного решения проблем,благодаря чему уч-ся самостоятельно добывать знания. В основе — проблемная ситуация. Признаки проблемы: формулируется основываясь на прежним опыте уч-ся. Решить-преодолеть интел.затруднения, показывает неоднозначность решения.

Методы:

1) проблемн.изложение (не только конечн. выводы науки.но и пути открытия,ставит проблему перед уч-ми, высказывает предположения);

2) частично-поисковый (проблему решает уч-ль, но привлекает уч-ся);

3) эвристические (проблемная беседа, дискуссия).

Цель — сформировать у уч-ся оценочн. суждения, собств.позицию. После темы формулирует проблему, делит ребят на группы, стимулирует к догадке);

4) исследовательск.метод (дает проблему, сами решают).

В основе проблемного обучения лежит идея известного отечественного психолога С.Л,Рубинштейна,о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия.Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку(учителем) и разрешение(учеником)проблемного вопроса, задачи и ситуации.Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает,что субъект хочет решить трудные для себя задачи,но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Данный вид обучения стимулирует проявление активности,инициативы,самостоятельности и творчества у учащихся;развивает интуицию и дискурсивное мышление; учит искусству решения различных научных и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач. Однако проблемное обучение приносит неудовлетворительные результаты и отрицательные эмоции, если ученики не подготовлены к нему по своему развитию и уровню знаний.Проблемное обучение требует больше времени,поэтому его рекомендуется использовать в соответствии с дидактическими задачами и в сочетании с другими видами обучения: сообщающим,программированным.

В 50 г 20века программированное обучение, использование новых средств и форм в обучении. По форме Это особый вид работы уч-ся над спец.переработанном материалом. Основоположник Скиннер, в России — Глушков,Берг.

*Вся учебн.инф-я делится на шаги,порции,дозы

*даются задания по усвоению кажд.шага

*материал имеет 2сп-ба оформления: безмашинный (програмир.пособие)/машин (спец.машина-каретка-рулон).

* 2 принципа обучения: линейное (ученик последовательно выполняет все кадры); разветвленное (наиб, подготовл. уч-ся м.пропускать прост и перходить к сложин. действиям).

*ср-ва обучения: тетради с печатн.основой и перфокарты.

В основе программированного обучения лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера,других технических средств) ученику и получения обратной связи. То есть информации о ходе обучения учителем (оценка)и самим учеником(самооценка).

10 стр., 4906 слов

Концепция деятельности Проблемное обучение как метод развития ...

... при решении нестандартных задач. Еще одним важным приемом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них положительной мотивации обучения. Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут ... в ходе познания проблемной ситуации, первоначальным анализом и формулировкой проблемы. Второй этап творческого процесса - этап поиска пути решения проблемы, который может ...

В 1954 году Б.Ф.Скиннер сделал доклад,в котором изложил концепцию программированного обучения. Он опирался на бихевиористическую психологию,согласно которой обучение идёт по принципу«стимул – реакция– подкрепление»,что означает:ученику предъявляется материал, он производит познавательные действия с ним,действия тут же получают оценку.

Б.Скиннер сформулировал следующие принципы программированного обучения:

1. Принцип деления материала на возможно малые части,чтобы их усвоениебыло легким и при этом обязательным.

2. Принцип немедленной оценки ответа.Ученик заполняет пробел и тут же сравнивает его с правильным ответом.

3. Принцип индивидуализации темпа обучения.Каждый учащийся тратит на усвоение материала столько времени,сколько ему нужно.

На практике педагог может воспользоваться линейным и разветвлённым построением образовательной программы. При выборе линейного построения программы,учащиеся работают над всеми порциями учебной информации по мере их поступления.Разветвлённая программа предполагает выбор учеником своего индивидуального пути освоения целостной учебной информации.

В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется,не регламентируется.Идея программированного обучения состоит в управлении учебными действиями ученика с помощью обучающей программы.

Достоинством данного вида обучения является получение полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной программы. В программированном обучении каждый учащийся работает в удобном для него режиме.Другое преимущество состоит в экономии времени преподавателя на процесс передачи информации,а также на постоянный контроль за процессом и результатом её усвоения.Главным недостатком данного вида обучения является чрезмерная аппеляция к памяти обучающихся.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века. В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России.

4 стр., 1532 слов

Анализ техники и методика обучения движению ног спортивного способа ...

... дошкольного возраста могут применяться следующие типы уроков: учебный, учебно-игровой; игровой, массового купания, индивидуального обучения, контрольный. Учебный урок Посвящается изучению нового материала. Например, на ... различных предметов, при оказании помощи на воде, способствует длительному нахождению человека на плаву и т.д. Плавание брассом отличается одновременными симметричными движениями ...

Дистанционное обучение — это одна из форм обучения. Информационные технологии в ДО являются ведущим средством.

Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно.

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. 

2.Общая психологическая характеристика деятельности человека: основные понятия и виды.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свой же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

12 стр., 5739 слов

Влияние темперамента на деятельность и поведение человека

... отдельных свойств темперамента, их сочетаний и функциональных инвариантов в различных актах психической деятельности людей [19, 236]. В. С. Мерлин полагал, что тип темперамента зависит от ... стиль деятельности 3.2 Различия в особенностях и деятельности лиц с разными темпераментальными свойствами 3.3 Влияние темпераментальных свойств на специфику межличностных отношений и общения людей Заключение ...

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями,, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Виды деятельности:

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей).

Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

8 стр., 3919 слов

Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

... предметом игры - сам процесс и определенный результат в условной сфере деятельности; предметом учения - система конкретных знаний; труда - создаваемый материальный или творческий ... взаимоисключающих ценностей, целей, ориентаций. Если это оборачивается их взаимной враждебностью, то возникает межличностный конфликт. Причинами конфликтов могут служить различные препятствия - барьеры: физические, ...

Процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд – те четыре основные вида деятельности, которые были кратко описаны выше. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется.

Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.

Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Экстериоризация (от лат. exterior — внешний) — процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.

3.Некоторые люди получают удовольствие от применения острых специй (хрена, горчицы и т.п.), которые, очевидно, воздействуют на болевые раздражители.

  • Возникает ли чувство удовольствия при нижнем абсолютном пороге чувствительности?
  • Возникает ли оно при верхнем абсолютном пороге чувствительности?

Ответ Ощущения: при нижнем возникает, при верхнем нет. Порог чувствительности – величина раздражителя, которая способна вызывать незначительные ощущения. Выражает зависимость между интенсивностью ощущения и силой раздражителя. Порог абсолютной чувствит-ти – наименьшая сила раздражителя, при кот впервые возникает едва заметные ощущения – нижний абсолют порог. Нижний порог (порог различений) – та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметные различения в силе или качестве ощущений.