050100.62 «Педагогическое образование»

Негосударственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет»

Кафедра Педагогики и методики начального образования

Учебно-методический комплекс

«Курсовая работа»

основной образовательной программы по направлению подготовки

Разработчик УМКД: д.п.н., доцент С.Ю. Дивногорцева

Москва, 2013

Православный свято-тихоновский гуманитарный университет

СОГЛАСОВАНО

Декан педагогического факультета

________________ / Склярова Т.В. /

«_____» _________________ 2012 г.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры педагогики и методики начального образования «____»_____________ 20___ г.

Протокол №___.

Зав.кафедрой

_____________/_____________________

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

________________ / свящ. Геннадий Егоров /

«_____» _________________ 2012 г.

Рабочая программа «Курсовая работа»

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

профиль подготовки «Начальное образование»

Квалификация выпускника

бакалавр

Форма обучения

очная

Москва, 2013 г.

  1. Цель курсовой работы формирование умений и навыков учебно-исследовательской работы студентов в определенной области педагогики и начального образования, в самостоятельном и творческом раскрытии конкретной темы изучаемых в вузе курсов.

Задачи учебно-исследовательской работы студентов:

  • изучить современную систему взглядов на определенную проблему педагогики и методик начального образования;
  • овладеть методами проведения экспериментального исследования;
  • развивать интерес студентов к исследовательской деятельности;
  • сформировать базовый понятийный аппарат, необходимый для проведения педагогического исследования.

2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего курсовое исследование

Студенты после написания курсовой работы должны:

иметь представление:

  • о методологии педагогического исследования;
  • о способах работы с психолого-педагогической и методической литературой;
  • о теоретических и экспериментальных методах исследования;
  • о требованиях к оформлению педагогического исследования.

знать:

  • базовые понятия педагогики и методики начального образования;
  • этапы и методы педагогического исследования;
  • общие подходы к проведению исследования по педагогике и методике начального образования.

уметь:

  • целенаправленно работать с педагогической и методической литературой;
  • анализировать современное состояние практики начального образования;
  • выделять проблему, объектно-предметные отношения, обосновывать актуальность, ставить цель, задачи, выдвигать гипотезу исследования;
  • анализировать опыт работы педагогов;
  • творчески подходить к анализу результатов экспериментальной работы;
  • обобщать полученные результаты.

3. Связь с дисциплинами (междисциплинарные связи)

Курсовая работа является синтезом теоретической и практической деятельности будущих педагогов начального образования, отражает современное состояние педагогической науки и практики. Курсовая работа в сочетании с педагогической практикой студентов повышает уровень их методической подготовки.

Наиболее тесные связи в процессе написания курсовой работы осуществляются с дисциплиной «Методология и методика психолого-педагогического исследования». Базовой основой написания курсовых работ на 2 курсе является педагогика, история педагогики и образования, психология. Базовой основой написания курсовых работ на 3 курсе являются теоретические основы и технологии начального языкового образования, теоретические основы и технологии начального литературного образования, теоретические основы и технологии начального математического образования, теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию, теория и технология художественно-эстетического образования в начальной школе (в зависимости от специфики частной методики, по которой выполняется курсовая работа).

Кроме того, при написании курсовых работ есть необходимость в реализации междисциплинарных связей с философией как общеметодологической основой педагогического исследования.

4. Методические рекомендации по написанию курсовой работы

Курсовая работа по педагогике (2 курс) и одной из частных методик начального образования (3 курс) выполняется под руководством ведущего преподавателя кафедры педагогики и методики начального образования (научного руководителя).

Курсовая работа представляется научному руководителю в окончательном варианте за неделю до защиты. Она защищается в установленный срок (в период зачетной сессии) перед комиссией из числа преподавателей кафедры, утверждаемых на заседании кафедры.

Для выполнения курсовой работы устанавливаются сроки консультаций, которые могут быть связаны с решением следующих задач:

  • составление рабочего плана исследования;
  • обзор литературы;
  • организация опытной педагогической работы:
  • формулирование выводов, рекомендаций;
  • представление работы в целом.

Курсовая работа должна отражать современный уровень и перспективы развития различных отраслей педагогической науки. С этой целью изучается и анализируется психолого-педагогическая и методическая литература, современные образовательные концепции и программы.

Курсовое сочинение должно включать в себя изложение основных научных сведений, касающихся рассматриваемого вопроса, и отражать уровень разработанности проблемы ко времени изучения. Обзор изученной литературы должен сопровождаться собственными комментариями студента, отражать личную позицию автора, содержать выводы и обобщения.

Неотъемлемой частью выполнения курсовой работы является исследовательская деятельность студента. Обычно она реализуется в ходе педагогической практики, либо в рамках планового педагогического эксперимента, проводимого в начальной школе.

При разработке любой темы придерживаются следующих этапов:

  1. Выбор темы;
  2. Составление примерного плана работы;
  3. Изучение литературы по проблеме;
  4. Разработка и проведение экспериментальной части исследования;
  5. Обобщение полученных результатов, формулировка выводов;
  6. Оформление курсовой работы;
  7. Защита курсовой работы

Выбор темы

Тематика курсовых работ кафедры педагогики и методики начального образования отражена в учебно-методических комплексах соответствующих дисциплин. Темы для курсовых работ могут быть предложены, исходя из интересов кафедры, ведущей исследование в определенном направлении. В этом случае кафедра может предложить студентам принять в нем участие, совместно разрабатывая направления научного поиска. В других случаях темы курсовых работ как бы «созревают» в процессе исследовательской работы в кружке, научно-исследовательской группе. Студент также может предложить свою тему, предоставив соответствующие обоснования для последующего рассмотрения и утверждения кафедрой.

В течение мая текущего учебного года секретарь кафедры педагогики и методики начального образования составляет список предлагаемых преподавателями на следующий учебный год тем. Список доводится до сведения студентов, которые выбирают тему и записываются к тому или иному руководителю. Выбранная тема согласовывается с заведующим кафедрой, закрепляется оформлением заявления на написание курсовой работы, на основе которого назначается научный руководитель. После консультации с руководителем студент знакомится с примерной логикой работы. В октябре темы курсовых работ и научные руководители окончательно утверждаются на заседании кафедры педагогики и методики начального образования.

Составление примерного плана работы позволяет студенту систематизировать свою работу и ограничить объем и направленность изучаемой литературы.

Изучение литературы по проблеме

При изучении и анализе литературы следует обратить внимание на степень разработанности данной проблемы в педагогике. В список литературы должны быть, прежде всего, включены публикации последних лет, журнальные статьи, а также ресурсы Internet.

На этапе изучения литературы необходимо фиксировать каждый изученный источник на библиографической карточке, а также на тематической карточке. Кроме краткой аннотации, на тематическую карточку заносятся цитаты, главные идеи, выводы, отношение студента к прочитанному.

После составления картотеки следует перейти к более глубокому изучению и осмыслению литературы. Наиболее эффективным видом работы с литературой является ее конспектирование. Конспект представляет собой связный пересказ прочитанного, содержащий основные положения, выводы, доказательства, примеры.

Библиографические карточки применяются не только при обзоре и анализе литературы, но и при подготовке списка литературы. Прежде чем составить список литературы, рекомендуется отобрать соответствующие карточки, расположить их в алфавитном порядке, а затем уже составлять список.

Пронумерованный список литературы служит правильному оформлению ссылок. Ссылка представляет собой библиографическое описание цитируемого издания с указанием страницы, на которой находится цитата. С целью экономии места используют цифровую систему ссылок на номер издания, приведенного в списке литературы, через запятую указывается номер страницы. Например, после цитаты или изложения какой-либо мысли с указанием автора в скобках пишутся два числа – первое – номер книги в библиографическом списке, второе – номер страницы, откуда взята мысль, цитата и т.п. [3, с. 15]. Если мысль принадлежит нескольким авторам, то в скобках через точку с запятой указывают несколько источников из данного списка литературы. Например, [3; 5; 9]. В этом случае ссылка на номер страницы не ставится.

Выполняющим курсовую работу следует помнить, что изложение мыслей и концепций других авторов без указания выходных данных источника считается плагиатом, то есть выдачей чужих мыслей или идей за свои, что является недопустимым при создании научных про­изведений.

Библиографический список курсовой работы должен содержать не менее 20 источников – анализ общепедагогической, психологической, дидактической, методической литературы.

Разработка и проведение экспериментальной части исследования

Любое педагогическое исследование (кроме историко-педагогического) следует начинать с констатирующего этапа. Этот этап позволяет выявить степень сформированности тех или иных качеств у детей, организацию того или иного направления работы в данном образовательном учреждении. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет определить задачи исследования и разработать методику формирующего этапа эксперимента. До начала формирующего этапа экспериментатором разрабатываются предложения по оптимизации методики, то есть создается теоретическая (идеальная) модель эксперимента. В соответствии с этой моделью планируются опытные занятия, определяется их тематика. Можно предусмотреть серию пробных занятий, которые должны подготовить детей к опытной работе.

Кроме того, разрабатываются планы-конспекты занятий. Конспекты должны содержать цель и задачи занятия и, как правило, состоять из двух частей: первая — задания для детей; вторая — определение объектов наблюдения за действиями и поведением детей. В плане предусматривается фиксация хода и результатов работы, анализ полученных данных.

Таким образом, разрабатывается весь ход эксперимента, после чего приступают к его проведению. Если опытная работа растянута во времени, то необходимо подводить промежуточные итоги, анализируя ее результаты.

В некоторых случаях для курсовой работы допускается наличие лишь констатирующего эксперимента (при условии, что тема будет развита при написании выпускной квалификационной работы бакалавра) и (или) фрагмента формирующего эксперимента.

Обобщение полученных результатов, формулировка выводов

Этап обобщения достаточно важен в экспериментальном исследовании, так как позволяет научно представить полученные результаты, показать пути решения научной задачи. Обобщение полученных результатов в курсовой работе формулируется в виде выводов, в которых излагается следствие, вытекающее из проведенной работы.

Оформление курсовой работы

Объем курсовой работы должен быть в пределах 25-30 страниц компьютерного текста (без приложений), 14 шрифт Times New Roman, через 1,5 интервала. План должен быть простым с выделением параграфов (для курсовой работы достаточно 3-4 параграфа).

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен пяти знакам (1,25).

В курсовых по всем четырем сторонам листа должно быть оставлены поля. Размер правого – 10 мм, верхнего и нижнего поля – 20 мм, левого – 30 мм.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (в том числе и приложения).

Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют. На всех остальных листах страницы проставляются. Название государственного учреждения пишется заглавными буквами 14 шрифтом, интервал одинарный. Название факультета и кафедры, по которой ведется исследование, пишется 14 шрифтом, строчными буквами, интервал одинарный. Название курсовой работы: 14 полужирным шрифтом, заглавными буквами.

Обязательно проставляется автор курсовой работы, с указанием курса и формы обучения, специальность, руководитель курсового исследования с полным указанием должности и званий.

Содержание оформляется в виде таблицы (границы таблицы необходимо сделать невидимыми).

Слово «Содержание» оформляется 18 шрифтом строчными буквами без каких-либо выделений. Введение, список литературы, приложения – пишутся 14 шрифтом заглавными буквами. Названия параграфов 14 шрифтом, строчными буквами.

Названия параграфов, введение, список литературы, приложения в курсовой работе пишутся 20 полужирным шрифтом, интервал одинарный. Между названием и текстом 1 пробел.

Во введении студент должен обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать его проблему, цель, объект, предмет исследования и его задачи, гипотезу (допускается описательная гипотеза).

Работы по историко-педагогической тематике гипотезы и эксперимента не требуют. Далее студент должен перечислить, какими методами (теоретическими и эмпирическими) он пользовался при написании работы, какова теоретическая основа его исследования. После этого он указывает на теоретическую (если таковая имеется) и практическую значимость своей работы. Заканчивается введение кратким изложением структуры работы.

В заключении студент должен сделать выводы по работе, соответствующие поставленным цели и задачам исследования.

Образец оформления титульного листа

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Педагогический факультет

Кафедра педагогики и методики начального образования

Курсовая работа развитие представлений о времени у детей 7 лет посредством моделей и моделирования

Автор курсовой работы: О. И. Иванова, студентка 3 курса ___ группы очной формы обучения

Направление: «050100.62 – Педагогическое образование, профиль подготовки «Начальное образование»

Руководитель: С. И. Петрова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования

Москва 2013

Образец оформления содержания

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

3

1.

2.

3.

4.

Название параграфа ……………………………………………………….

Название параграфа……………………………………………………….

Название параграфа ……………………………………………………..

Название параграфа ………………………………………………………

5

11

17

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………….………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………………..

27

29

31

35

Защита курсовой работы

Научный руководитель дает письменный отзыв на курсовую работу.

Примерная схема отзыва

ОТЗЫВ

о курсовой работе

 

Студент (ка) – _________________________________ (ФИО)

Тема курсовой работы -_______________________________________________________.

1. Положительные стороны работы: (убедительность аргументации, актуальность темы, степень самостоятельности работы и творческого подхода, полнота разработки темы, использование математических методов, формальных моделей, степень достижения цели и т.п.)

2. Перечень недостатков работы:

3. Технический балл (по итогам обязательной проверки научным руководителем работы в системе «Антиплагиат») — __________________________________________________________.

4.Работа рекомендована (не рекомендована) к защите.

 

 

Научный руководитель

(фамилия, имя, отчество)

 

«_____»______________20____ г.

Защита курсовой работы проводится перед специальной комиссией. Защита проводится открыто перед академической группой студентов.

Для защиты студент готовит сообщение на 5 — 7 минут, где называет тему, кратко обосновывает актуальность, обозначает задачи исследования, раскрывает методы их решения и полученные результаты, отвечает на поставленные вопросы. Комиссия оценивает курсовую работу по следующим критериям:

— грамотность составления введения к работе (научный аппарат исследования);

— четкость построения работы, логичность, глубина и полнота изложения материала;

— обоснованность выводов в заключении и их соответствие поставленным цели и задачам исследования;

— подбор литературы в соответствии с темой;

— аккуратность оформления работы и сроки ее выполнения, оформление в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-методическим работам;

— защиту работы студентом (грамотность и четкость выступления);

— ответы на вопросы.

Рейтинговая система по оцениваю курсовых работ

№ п\п

показатель

Балл

1

Научный аппарат исследования

0-25

2

Четкость построения работы, логичность, глубина и полнота изложения материала

0-20

3

Обоснованность выводов и их соответствие поставленным цели и задачам исследования

0-15

4

Соответствие литературы заявленной теме

0-10

5

Аккуратность выполнения работы, ее объем и сроки выполнения, оформление в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-методическим работам

0-10

6

Грамотность и четкость построения выступления студента на защите

0-10

7

Ответы на вопросы

0-10

Итого

100 баллов

Менее 50 баллов – оценка «неудовлетворительно»

50-60 баллов – оценка «удовлетворительно»

61-80 баллов – оценка «хорошо»

81-100 баллов – оценка «отлично»

Итоговая оценка студенческой работы не должна быть выше технического балла, выставляемого проверяющим преподавателем в системе «Антиплагиат».

Технический балл рассчитывается в зависимости от процентного соотношения оригинальности проверяемого текста. При этом проверяющему преподавателю следует руководствоваться следующими нормативами:

95% и более авторского текста

5 (отлично)

90% — 94%

4 (хорошо)

85% — 89%

3 (удовлетворительно)

84 % и менее авторского текста

2 (неудовлетворительно)

2