Проблемы компьютеризации высшего образования

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Проблемы компьютеризации учебного процесса для подготовки специалистов……………………………………………………………………………….

2. Организация подготовки специалистов в условиях компьютеризации высшего профессионального образования…………………………………………….

Выводы

Список литературы……………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Современный уровень развития общества характеризуется бурно развивающимся процессом информатизации, отличительными чертами которого являются интеграция информационных и коммуникационных технологий с научными и производственными сферами, растущая роль информации как продукта, доступ любого члена общества к источникам информации, интеллектуализация всех видов человеческой деятельности, требующая от каждого индивидуума готовности к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Процесс информатизации общества предъявляет новые требования к профессиональным качествам специалистов любого профиля в области использования информационно-коммуникационных технологий, что находит свое отражение в информатизации современного образования.

Информационные технологии целесообразно применять при изучении большинства учебных дисциплин. При этом средства информационных технологий выступают как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств и позволяющие качественно изменить методы, формы и содержание обучения. Под комплексным использованием средств информационных технологий в процессе обучения дисциплин информационного цикла будем понимать одновременное и взаимосвязанное использование методов и средств как традиционных, так и информационных технологий на всех этапах обучения обучаемыми и преподавателями, направленных на организацию и проведение занятий по информационным дисциплинам, контроль и самоконтроль их результатов; использование развивающего потенциала информационных технологий, автоматизацию процессов сбора, хранения, передачи и обработки экономической информации в практической деятельности; автоматизацию организационно-методического управления учебным процессом; создание условий комфортного управления информационными потоками с любого расстояния.

17 стр., 8300 слов

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования проектной ...

... технологии при обучении младших школьников. Обучении младших школьников математике В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, ... свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Для учащихся ... обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство ...

1.3. Проблемы компьютеризации учебного процесса для подготовки будущих специалистов

С появлением недорогих персональных компьютеров (ПК) связано зарождение компьютерной дидактики, которая по мере совершенствования носителей информации, развития аппаратных и программных средств постоянно расширяет области своего влияния в системе высшего профессионального образования.

С точки зрения многих исследователей, для создания эффективных компьютерных обучающих комплексов требуется методологическое обоснование путей применения и преобразования педагогических знаний и психологических концепций. При этом важнейшей задачей является органичное сочетание двух начал — кибернетического и психолого-педагогического, которое на основе взаимосвязанного решения проблем педагогики, психологии, информатики, вычислительной техники, эргономики было бы способно обеспечить высокое качество образовательного процесса [9; 44; 57; 83; 105; 131; 142].

Компьютеризация системы профессионального образования развивается, в основном, в двух направлениях. Первое из них связано с разработкой автоматизированных обучающих систем (АОС), создаваемых на основе теоретических положений программированного обучения, способствовавшего созданию линейных и разветвленных компьютерных обучающих программ (КОП) алгоритмического типа. Разработчики первых АОС стремились создать обучающую среду с полностью технически опосредованным педагогическим общением, т.е. организовать учебный процесс без участия преподавателя. В рамках данного направления разрабатываются, как правило, авторские АОС по различным дисциплинам, позволяющие вводить учебный материал в базу данных.

Положительной стороной внедрения АОС в учебный процесс является их простота и эффективность в применении при формировании умений и навыков в различных областях профессиональной деятельности.

Вторым направлением развития и использования компьютерных средств обучения (КСО) является создание обучающих программных комплексов, позволяющих реализовать функции компьютера как средства оптимизации учебного процесса, организуемого и управляемого преподавателем в условиях традиционного педагогического общения «преподаватель — студент» [2И, с. 224]. Результаты анализа многочисленных эмпирических данных, полученных зарубежными исследователями, показывают, что эффективность обучения повышается, если студенты имеют не только доступ к современным компьютерным средствам организации учебного процесса, но и возможность общения с преподавателем. Именно поэтому разработчики современных компьютерных программ для дистанционных образовательных технологий стремятся к созданию условий, близких к условиям традиционной учебой аудитории (программы для режима On Line) [233].

В отличие от других инноваций использование компьютерных технологий в обучении, ориентированном на развитие творческой самостоятельности студентов, связано с понятиями человеческий и искусственный интеллект. Развитие высоких технологий и стремительное их проникновение в культуру часто вызывает опасения, что общественное развитие, ранее характеризуемое как культурно-историческое, превратится в технотронное (Бзежинский), постиндустриальное (Белл), сверх индустриальное [82, с. 210]. Нередко эти тревоги перерастают в стремление все нежелательные трансформации в жизни общества, приписать информационным технологиям. Так, например, иногда им приписывается появление технократического мышления, которое как «примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями» [82, с. 211], зародилось задолго до появления первых компьютеров.

5 стр., 2268 слов

Проблемы компьютеризации процесса образования

... мыслительной деятельности? Процесс внедрения информационной технологии в обучение достаточно сложен и требует фундаментального осмысления. Применяя компьютер в ... пользователя и эксперта, послужившего прототипом для компьютерной базы знаний, и значительная длина цепочки ... развитие. Следует отметить, что компьютер, как педагогическое средство, используется в образовании, как правило, эпизодически. Это ...

Однако нельзя отрицать, что в рамках становящихся все более популярными когнитивных теорий, механизм познавательной деятельности человека иногда рассматривается либо как вид информационного процесса, происходящего в компьютерах, либо как процесс учения, описываемый лишь с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, мышления. Это, отчасти, оказало негативное влияние на развитие новых теоретических и методических направлений, связанных с внедрением компьютерной техники в систему профессионального образования, а также привело к кризису компьютерной методики 1994 — 1997 гг. В настоящее время, этот кризис не только преодолен, но и вывел педагогические компьютерные технологии на качественно новый уровень развития [37].

Информационные образовательные технологии являются не только средством для выполнения недоступных человеку операций, но и обеспечивают возможность для более глубокого изучения еще не известных сторон жизни и внутреннего мира самого человека. С этих позиций, методологически и методически правильно построенное обучение с применением современных компьютеров может изменить саму сущность процесса усвоения знаний. Так, например: без компьютеров трудно было бы преодолеть ограничения в чтении, обусловленные линеарной структурой текста и жестким монтажом его фрагментов. С появлением компьютерной гипертекстовой технологии был реализован теоретический замысел М.М.Бахтина о будущих технологиях множественного текста. По мнению автора термина «гипертекст» Т.Нельсона, «новизна гипертекста состоит в том, что читателю стало позволительно не просто выбирать ту или иную стратегию чтения единого текста, но самому создавать новый текст на основе содержащихся в гипертекстовой системе фрагментов. Гипертекст повысил статус читателя, превратил его в соавтора и собеседника. Если при чтении обычного текста наблюдается асимметрия и преобладание процесса осмысления значений над процессом придания им собственных смыслов, то новые технологии позволяют восстановить симметричность этих процессов. Читатель стал более независим в работе над текстом. Он сам вправе избрать собственный маршрут при конфигурировании гипертекста» [82, с. 238].

Использование информационного пространства в учебных целях является абсолютно новым и наиболее перспективным направлением в системе высшего профессионального образования. Содержательная основа массовой компьютеризации учебного процесса в вузе связана с тем, что компьютер, прежде всего, является эффективным средством оптимизации умственного труда вообще в любом его проявлении и как никакое другое техническое средство способен активизировать самостоятельную работу студентов. В то же время, компьютерные информационные технологии дают возможность более глубокого изучения потенциала человека к усвоению знаний. Так, данные о потенциальных возможностях человеческой памяти позволили создавать новые и совершенствовать существующие компьютерные средства обучения [211], существенно повысить дружественность интерфейса, изучать закономерности усвоения знаний в условиях мультимедиа и т. д. [237].

27 стр., 13034 слов

Становление личности ребенка дошкольного возраста в процессе ...

... приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, страсти, стрессы[8]. ... безболезненного восстановления нормального хода процесса формирования личности. Та же ситуация и в плане детской агрессивности. Детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного ...

Другой особенностью обучения с широким использованием в учебном процессе компьютеров, обеспечивающих передачу учебной информации любого объема независимо от расстояния, является то, что оно служит целям непрерывного образования. Г.Ильин, обосновывая положения проективного образования, указывает на следующие фундаментальные признаки образования нового типа:

— наличие общения преподавателей и обучающихся в режиме электронной связи в реальном времени;

— индивидуализация отношений участников учебного процесса, обусловленная наличием определенных проблем, которые решаются в совместном педагогическом общении;

— между преподавателем и будущим специалистом устанавливаются не только традиционные отношения, но и виды общения, которые предусматривают взаимный обмен информацией и связанные с этим споры,

моменты совместного поиска решения;

— наряду с предметными знаниями как проверенного общественной практикой результата, все большую роль начинает играть информация, т.е. сведения любого характера, требующие проверки, систематизации и установления их истинности и непротиворечивости [83].

Подтверждение данной точки зрения мы находим у ряда авторов. Более того, исследуя познавательный интерес, потребность обучаемых в работе с информационными технологиями как свойство личности, включающее в себя динамический, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, регуляторный, продуктивный и информационный компоненты, И.Грошев пришел к выводу, что «совокупность мотивов, направленных на повышение продуктивности учебного процесса, приводит к формированию таких позитивных мотивационных смысловых образований, как «принятие» компьютера в качестве средства обучения и профессиональной деятельности, а также к появлению адекватных мотивационных отношений, проявляющихся в доверии и позитивной оценке использования информационных технологий при решении профессиональных задач» [67, С; 117].

Как известно, основой педагогических информационных технологий является персональный компьютер (ПК).

С позиций когнитивного подхода ПК рассматривается в качестве «семиотического орудия», которое оказывает «поддержку когнитивной деятельности пользователя, «привнося полезную для действия информацию и направляя течение оперативных последовательностей» [160, с. 96].

Эффективность ПК как технического средства обучения можно вслед за В.П.Медведевым оценивать по 4 критериям: психолого-педагогическому, социально-психологическому (оценка изменения деятельности всех участников компьютеризированного учебного процесса), инженерно-психологическому (параметры взаимодействия человека и компьютера) и технико- экономическому (конструктивные и эксплуатационные характеристики ПК и экономическая целесообразность компьютерного обучения) [208, с. 255.].

Основным критерием применения ПК, по мнению В.А.Якунина, является психолого-педагогический критерий, согласно которому использование компьютеров в учебных целях должно соответствовать определенным принципам. В компьютерной дидактике «релевантными считаются принципы обусловленности, целесообразности, информативности и надежности» [87, с. 14.].

8 стр., 3840 слов

Процесс усвоения в учебной деятельности

... в виду именно результативную сторону. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, центральной части процесса обучения, по С.Л. Рубинштейну. Более того, согласно В.В. Давыдову, ...

Согласно принципу обусловленности учебный процесс в вузе с использованием ПК находится в зависимости от целей, содержания и этапа обучения; индивидуально-возрастных особенностей пользователей; методов и форм обучения. Но поскольку обучение с использованием ПК обусловливается изменениями, происходящими в способах доставки информации, осуществляющейся с использованием удаленного доступа, а также значительно более широкими возможностями ПК, ведущими к коренным изменениям самой учебной среды, требуется пересмотр базовых составляющих учебного процесса, который предполагает наличие дополнительных характеристик, обусловливающих процесс усвоения знаний будущими специалистами. Следовательно, необходимо теоретическое осмысление и методический пересмотр не только таких общих элементов как технология, методы, содержание, но и специфических (оценка продуктивности использования КОП, степени достижения цели, уровня самостоятельности учебной работы и т.д.).

Другими словами, поскольку использование ПК значительно повышает гибкость процесса профессиональной подготовки и дает участникам педагогического взаимодействия больше возможностей, чем при традиционной организации обучения, анализ и оценку новых форм организации самостоятельной работы будущих специалистов с использованием компьютерных средств необходимо осуществлять с учетом гораздо большего количества параметров [248].

Принцип целесообразности связан с эффективностью ПК в повышении продуктивности учебного процесса в вузе, направленного на достижение целей обучения, по одному или нескольким параметрам, например: 1) активизация

учебной деятельности; 2) создание аутентичной коммуникативной среды; 3) обеспечение условий для самостоятельной работы; 4) повышение качества контроля и самоконтроля; 5) оказание помощи преподавателю и студентам в управлении и самоуправлении процессом профессионального становления.

Принцип информативности, главным образом, реализуется в использовании компьютера в качестве средства справочно-информационной поддержки преподавателей и студентов за счет способности ПК обеспечивать прямой доступ к практически неограниченным источникам информации и получать нужные материалы без какой-либо задержки, а также обеспечения полной прозрачности самостоятельной учебной деятельности студентов независимо от места и времени ее осуществления.

Принцип надежности указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки компьютерных обучающих программ, «а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием ПК» [87, с. 15]……………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. // СЗ РФ — 1996. — № 3. — Ст. 150. 1997. — № 47. -Ст. 5431.

2. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. // СЗ РФ. — 1996. № 35. — Ст. 4135.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 060800 — Экономика и управление на предприятии. -М., 2000.-44 с.

4. Абдуллина О., Маркова Н. Инновации и стандарты: Мониторинг педагогического образования. // Высшее образование в России. — 1999. — № 5. — С. 78-82.

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

...  Преодоление подобного рода противоречийвозможно при введении в изучение курса психологии, как детской, oак ипедагогической, большого количества практических заданий, позволяющих черезучебные ... взрослого с трехлетками в период их кризисногоразвития?"”Отвечая на этот вопрос необходимо активизировать мыслительныеоперации сравнения – противопоставления, привлечения ранее приобретенных знанийо ...

5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: 1980. -335с.

6. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. — 1999. № 1. — С. 21-31.

7. Акопова М.А. Индивидуализация обучения иностранному языку в техническом вузе с помощью ЭВМ. -Л.: АКД, 1989. — 24 с.

8. Алексеева Н, Семенов И., ШвыревВ. Философия образования. // Высшее образование в России. — 1997.№ 3. — С. 88-95.

9. Аленичева Е., Езерский В., Антонов А. Компьютеризация и дидактика: поле взаимодействия. // Высшее образование в России. — 1999. — № 5. — С. 83-88.

112. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: 1977. — 380 с.

113. Андреев А.А. Дидактические основы обучения в высших учебных заведениях. Автореф. дис. докт. пед. наук. Москва. — 1999. — 41 с.

114. АнтиповаИ.Г. Отношение к учебной деятельности старшеклассников и студентов как субъективная реальность. Автореф. дис. .. .канд. психолог, наук, Ростов-на-Дону — 2000. — 23 с.

115. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.

116. Асмолов А.Г. XXI век; психология в век психологии.//Вопросы психологии. — 1999. № 1. — С. 3-12.

117. БабанскийЮ.К. Оптимизация процесса обучения. Методические аспекты. -М.: 1982.-245 с.

118. БалобановаТ.Н. Развитие творческой активности личности в условиях высшего образования. :Автореф. дис. …канд. социол. наук. Курск, 1999. -23 с. 1 Т.

119. Баранов В.А. О сущности самостоятельной работы студентов и роли первичных понятий и навыков. // Сб. «Совершенствование системы управления самостоятельной работой студентов». — Владивосток, 1983. — с. 30.

120. .Баррон Ф. Личность как функция проектирования самого себя.//Вопросы психологии. — 1990. № 2. — С. 153-159.

121. Белова Н.Д. Компьютерные технологии в системе обучения: преимущества и недостатки. // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества: Материалы I Международн. научи, конфер. — Владивосток, 1999. С. 16-18.

122. Беляков А. Современное информационное общество. // Высшее образование в России. — 2001. №4. — С.77 -85.

123. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000. — 24 с.

124. Бердичевсий А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку. М.: «Высшая школа». 1989. — 103 с.

125. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.

126. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.-190 с.

127. Богомолов А.Н. Мультимедийный курс «Взаимопонимание»//«Мир русского слова» / — 2000. № 2. — С.93 — 97.

128. Бодалев А.А. Психология о личности. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. -188с.

129. Божович Л.И. Избранные педагогические труды: Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Международн. пед.акад., 1995. -209с.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В ... воздействие играет роль сигнала для организма, посредником которого является психика. Сеченов задается вопросом, как у каждого отдельного человека реализуется приспособленческая функция психики. Психика человека ...

130. Большой энциклопедический словарь. М.: 1998. — 1456 с.

131. Бочарова Е.П. Учебная активность и факторы ее определяющие. // Современные технологии обучения в высшей школе: Материалы научной конференции. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 1999. — С. 280.

132. Бочарова Е.П. Дидактические основы обучения будущих специалистов самоконтролю знаний: Дис…. доктора пед. наук. — СПб., 1996. — 567 с.

133. Бочарова Е.П. Акмеологическая технология профессионального и личностного развития будущего специалиста. // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества: Материалы I Международн. научи, конфер. — Владивосток, 1999. — С. 38-40.

134. Бренчугина-Романова А.Н. Вопросы самостоятельной работы школьников по литературе в трудах методистов конца XIX — начала XX вв. Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000. — 16 с.

135. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологический журнал. — 1991. Том 12. № 6. -.С. 3-11.

136. БурякВ.К. Самостоятельная работа учащихся. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 64 с.

137. ВасянинаЕ.Ю. Прогулки по Интернету.//Мир русского слова 2000. № 1. -С.76-80.

138. Васянина Е.Ю. «Голоса» в Интернете. // Мир русского слова 2000. № 2. -С. 103-108.

139. Вегвари В. Новые технологии в обучении русскому языку как иностранному. // Русский язык за рубежом. — 2001. № 2. — С. 54 — 57. 38.Вендровская Р.Б. О компьютерах и компьютеризации образования. // Педагогика. — 1998. № 4. — С. 120-121.

140. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. — М.: «Высшая школа», — 1991. — 207 с.

141. Вербицкий А.А., БакшаеваН.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении. // Вопросы психологии. — 1997. № 3 — С. 12-17.

142. Верзунова Л.В. Педагогические условия рефлексивного управления учебной деятельностью студентов колледжа. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2000.-19 с.

143. Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентации личности. // Вопросы психологии. — 2001.№ 4. — С. 131-133.

144. Волочков А.А., ВяткинБ.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте. // Вопросы психологии. — 1999. № 5. — С. 10-20.

145. Волошинова Т. Ю. Методика использования мультимедийных технологий в учебно-методической деятельности преподавателя вуза. Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб, 2000. 20 с.

146. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. — 502 с.

147. Выготский Л.С. Психология. М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, 1008 с.

148. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявление у учителей начальных классов. // Вопросы психологии. — 2001. № 3. — с. 70-78.

149. Габдреев Р.В. Субъективная модель познавательной деятельности в структуре самоуправления студента. // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции: Тезисы докладов науч. конференции. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — С. 45-46.

150. Гальперин П.Я. Типы ориентировки и активности учения. // Рядянська школа. — 1962. № 3. — С. 23-27.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... в философии, являющейся методологической основой психологии. В свою очередь психология обогащает Философию и т.д. Психология связана с общественными науками: историческая психология, математика, математическая статистика, технические науки, педагогика, биология, физика, химия. ...

151. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. / Исследование мышления в советской психологии. — М.: Наука, 1966. — С. 236-277.

152. ГальсковаН.Д. Языковой портфель для России//Иностранные языки в школе. — 2000. № 5. — С. 6-11.

153. Гальскова Н.Д., Коряковцева Н.Ф., Мусницкая Е.В., Нечаев Н.Н. Обучение на билингвапьной основе как компонент углубленного языкового образования. // Иностранные языки в школе. — 2003. № 3. — С 3-7.

154. ГаруновМ.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. / Вып. 1 — М.: Знание, 1978.-35 с.

155. ГаруновМ. Развитие творческой самостоятельности//Высшее образование в России. — 1998. № 4. — С. 83-86.

156. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: МПСИ, Флинта, 1998. — 428 с. 56.Гендина Н.И., КолковаН.И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения: В 3 ч. — Кемерово, 1998. — 170 с.

157. Гиглавый А. Работа над проектами — модель непрерывного образования в сфере информационных и коммуникационных технологий. Тез. докл. Седьмая Всероссийск. научи, конф. — СПб.: СПбГУП, 2002 г. — с. 171-172.

158. Гнеденко Б.В. Методологические предпосылки применения количественных методов в педагогических исследованиях. — В кн.: Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических явлений и процессов: Тез. докл. семинар по методологии, педагогике и методике педагогических исследований. — М., 1973. — 420 с.

159. Голиков С.Ю., Антонов А.Г. Проблема автоматизации учета успеваемости студентов в условиях применения рейтинговой системы. // Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза: Матер. III Всероссийск. научи, конф. — Владивосток, 2003. — С. 68-71.

160. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.

161. Городецкая Е.Я. Гуманитаризация как педагогическая проблема // Alma Mater. 1993., № 3. — С. 7-11.

162. Городецкая ЕЛ., Трубникова Э.И. Логико-структурная схема как основа формирования навыков самостоятельного чтения. // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества: Материалы I Международн. научи, конфер. — Владивосток, 1999. — С. 50-51.

163. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-79 с.

164. Гришин В.Н. Организация самостоятельной работы студентов в процессе группового взаимодействия: Автореф. дис. канд. пед. наук. Елец, 2000. — 16 с.

165. Громкова М.Т. Заочное обучение в средних специальных учебных заведениях. М.: «Высшая школа», 1990. — 176 с.

166. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1983. — 144 с.

167. ГрошевИ. Информационные технологии: тендерный аспект. // Высшее образование в России. — 1999. № 4. — С. 114-120.

168. Губайдулина Т.А. Особенности самоорганизации студентов в условиях целевого интенсивного обучения. Дис. канд. пед. наук. Л., 1989. — 275 с.

5 стр., 2481 слов

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для ...

... текстов и использования этого знания в контрольной работе; 2. при условии использования студентом нескольких источников (статей, монографий, справочной и другой литературы) для раскрытия избранной ... раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы № темы Наименование темы, наименование вопросов, изучаемых на лекции и самостоятельно Лекционные темы Литературный процесс 1840–1860-х ...

169. Губерман Ш.А. Искусственный интеллект — 88 и «продуктивное мышление» М. Вертгеймера. // Вопросы психологии. — 1990. № 1. — С. 100-106.

170. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. — 137 с.

171. Дайри Н.Г. О сущности самостоятельной работы. // Народное образование, 1963. №5.-С. 29-54.

172. ДенингВ., ЭссигГ., Маас С. Диалоговая система «человек — ЭВМ» Адаптация к требованиям пользователя. — М.: Мир, 1984. — 112 с.

173. Денисова А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Автореф. дис. докт. пед. наук.. М.,1994. -16435с.

174. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — М.: РАГС, 1993. — С. 37-56.

175. Деркач А.А., ЗазыкинВ.Г. Акмеология. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2003.-256 с.

176. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов — Выбор профессии и жизненная перспектива. // Вопросы психологии. -1990. №2.-С. 169-170.

177. Донцов В.Н. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости: Дис. … канд. пед. наук. — Л., 1977. — 256 с.

178. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.

179. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. — М.: Учпедгиз, 1961.-239 с.

180. Жарова Л.В. О сущности самостоятельной деятельности учащихся. — Межвузовск. сб. научи, трудов. / Отв. редактор Г.И. Щукина. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1984. -с 64-71.

181. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов — на — Дону. Феникс, 1997.-480 с.

182. 3инченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. — 304 с.

183. Ильин Г. Проективное образование и становление личности.//Высшее образование в России. — 2001. № 4. — С. 85-92.

184. Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.

185. Ильясов И.И. Структура процессов учения. — М.: МГУ, 1986. — 198 с.

186. Ильясов И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение. // Вопросы психологии. — 1996. №3. — С. 138 — 140.

187. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. — СПб.: Союз, 2001.192 с.

188. Китаевская Т.Ю. Построение дифференцированного содержания обучения информатике в вузе с использованием компьютерно-ориентировнных технологий. Автореф. Дис. … канд. пед. наук. М., 2000. — 18 с.

189. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы. Автореф. дис…. канд. пед. наук. Калининград, 1999. — 23 с.

190. 90. Климов Е.А. Основы психологии. М.: «Юнити», 1997. 295 с. 164.

191. Кобиашвили, Н.А. Преимущество использования системного подхода в изучении профилирующих дисциплин по специальности «Менеджмент» / Н.А. Кобиашвили // Инновационные технологии обучения в высшей профессиональной школе: VII Международной научно-методической конференции. М.: МГТА, 2001. Вып. 5. – С. 98-103.

192. Кобиашвили, Н.А. Принципы разработки информационной среды вуза / Н.А. Кобиашвили // Ученые записки. М.: ИИО РАО, 2003. Вып. 9. – С. 186-200.

193. Кобиашвили, Н.А. Влияние информационных технологий на стратегии в кадровом менеджменте / Н.А. Кобиашвили // Труды IX Международной научно-практической конференции. М.: МГТА, 2003. Вып. 8. Том 3. – С. 66-68.

194. Кобиашвили, Н.А. Проблемы подготовки специалистов промышленных предприятий к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности/ Н.А. Кобиашвили // Проблемы обеспечения эффективности и устойчивости функционирования сложных технических систем: XXII Межведомственной научно-технической конференции. Серпухов: СВИ РВ, 2003. Ч. 3. – С. 201-204.

195. Кобиашвили, Н.А. Электронные компоненты информационно-образовательной среды вуза / Н.А. Кобиашвили // Актуальные вопросы развития образования и производства: IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, соискателей, молодых ученых и специалистов. Н. Новгород: ВГИПА, 2003. – С. 221-222.

196. Кобиашвили, Н.А. Образовательная среда вуза как объект управления / Н.А. Кобиашвили // Актуальные вопросы развития образования и производства: V Всероссийской научно-практической конференции студентов, соискателей, молодых ученых и специалистов. – Том 3. Н. Новгород: ВГИПА, 2004. – С. 145-146.

197. Кобиашвили, Н.А. Повышение эффективности обучения управленческих кадров с использованием новых информационных технологий обучения / Н.А. Кобиашвили // Проблемы информатизации образования: региональный аспект: Труды научно-практической конференции. – Чебоксары, 2005. — С. 272-276.

198. Кобиашвили, Н.А. Дистанционное образование как информационная среда обучения / Н.А. Кобиашвили // Новые образовательные технологии в вузе: Труды научно-практической конференции. – Калиниград, 2004. — С. 113-115.

199. Кобиашвили, Н.А. Дистанционное образование как информационная среда обучения / В.А.Дуева, Н.А. Кобиашвили// Новые образовательные технологии в вузе: Труды научно-практической конференции. – Калиниград, 2004. – С. 56-58.

200. Кобиашвили, Н.А. Принципы организации подготовки специалистов агропромышленного комплекса в условиях информационной образовательной среды / Н.А. Кобиашвили // Проблемы информатизации образования: региональный аспект: Труды научно-практической конференции. – Чебоксары, 2006. — С. 113-115.

201. Кобиашвили, Н.А. Методика организации подготовки будущих экономистов-специалистов в информационной образовательной среде / В.А.Дуева, Н.А. Кобиашвили // Высокие технологии в педагогическом процессе: Труды VII Международной науч.-метод. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. – Т. 3. – С. 75-77.

202. Кобиашвили, Н.А. Принципы организации подготовки специалистов агропромышленного комплекса в условиях информационной образовательной среды / Н.А. Кобиашвили // Высокие технологии в педагогическом процессе: Труды VII Международной науч.-метод. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. – Т. 3. – С. 78-80.

203. Кобиашвили, Н.А. Особенности педагогического взаимодействия в условиях информационно-образовательной среды / Н.А. Кобиашвили, О.А.Козлов // Высокие технологии в педагогическом процессе: Труды VII Международной науч.-метод. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. – Т. 3. – С. 90-92.

204. Комарова Т.К., Кондратьева С.В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности. //Психологический журнал. — 1991. Т. 12. № 3. — С.30-37.

103. Коноваленко Т.А. Андрогогические условия организации самостоятельной работы студентов в высшей школе. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2001. — 18с.

104. Кононова О.В., Жилина Л.Н. Методические аспекты создания учебных курсов в ИОС Аванта. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 36 с.

105. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности. // Вопросы психологии — 1989. № 5. — С 18-26.

106. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: Наука, 1980.-256 с.

107. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. — 1995. № 1 — С. 5-12.

108. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.

109. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002.-176 с.

110. Коссов Б.Б. Личность. Актуальные проблемы системного подхода. // Вопросы психологии. -.1997. №6- С. 58-69.

111. Крюкова О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка).

/М.: «Логос». — 1998. — 128с.

205. Кузин Е.С., Ройтман А.И. Интеллектуализация ЭВМ. — М.: Высшая школа, 1989.-159 с.

206. Кузьмина Н.В. Личность и педагогическая одаренность.//Вопросы психологии. — 1999. № 11. — С. 122.

207. Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. // Вопросы психологии. — 1984. № 5. — С. 41-44.

208. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М.: Высшая школа, — 1985.-128 с.

209. Лазарев Г.И. Концепция регионального развития информационных технологий в профессиональном образовании. // Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза: Матер. III Всероссийск. научи, конф. — Владивосток, 2003. — с. 3-5.

210. Леонтьев А.А. Как стать личностью. // Вопросы психологии. — 1996. № 2. — С. 137.

211. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (Творчество и развивающее образование).

// Вопросы психологии. — 1998. №5. — С. 82-85.

212. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2000. — 511 с.

213. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 303 с.

214. ЛернерИ.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Автореф. дис. … докт. пед. наук. -М., 1971. 38 с.

215. Лернер И.Я± Проблемное обучение. — М.: Знание, 74. — 64 с.

216. Ливер Б. Адаптация процесса преподавания к учащимся. // Русский язык за рубежом. — 2001. № 1. — С. 58-61.

217. 113. Логачев В., Гаранина О. Гуманитарная подготовка инженеров. // Высшее образование в России.. — 1996. № 4. — с. 56-62.

218. 114. ЛомовБ.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. — 444 с.

219. 115. ЛомовБ.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. / Под ред. В.А. Барабанщикова. — М.: Педагогика, 1991, — 295 с.

220. 116. Лось М.В. Школьный учебник и новые информационные технологии обучения (на примере учебников математики).

Автореф. дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 1999. — 19 с.

221. ЛукошкинаН.Л. Методические принципы создания профессионально-ориентированных автономных обучающих компьютерных курсов для взрослых по чтению на иностранном языке (на примере французского языка).

Автореф. дис. …канд. пед. наук. М., 2000. — 18 с.

222. Любичева Е.В. Персональные компьютеры и их использование при обучении русскому языку. — Л.: ЛГПИ, 1990. — 71 с.

223. Любичева Е.В., Мельник Н.В. Ученик. Компьютер. Орфография. СПб.: РГПУ, 1992. — 88 с.

224. Ляховицкий М.В., КошманИ.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1981. -143 с.

225. Маркова А.К., МатисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.

226. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности.//Вопросы Психологии № 6. 1989. — с. 29-33.

227. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. — М., 1981. — 286 с.

228. Махмутов М.И. Проблемное обучение М.: Педагогика, 1975- 232 с.

229. 125.Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. — М.: Знание, 1986. 80 с.

230. Мерлин В.С Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. — 254 с.

231. Методы системного педагогического исследования. / Под ред. Н.В. Кузьминой. — Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.

232. МильрудР.П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей. // Вопросы психологии. — 1990. № 1. — с. 77-86.

233. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. дис…. докт. пед.наук. .М., 1995. — 35 с.

234. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии. — 1997. №4. — С.28- 38.

235. Нестеров А.А., Трапицин С.Ю., Тимченко В.В. Использование образовательных информационных технологий на основе кибернетического и психологического подходов. Тез. докл. Седьмая Всероссийск. научно-методич. межвузовск. конф. — СПб.: СП6ТУП, 2002 г. — с. 172-173.

236. Никандров Н.Д. Формирование личности молодого человека в школе и вузе: ценностный подход. / Формирование личности молодого человека в школе и ВУЗе. Сб. с. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2001. — С. 6-19.

237. 133.НикешичевМ.В. Индивидуально-личностные особенности студентов музыкально-педагогического факультета на разных стадиях обучения. // Вопросы психологии. — 1989. № 5. — С.35-44.

238. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 272 с.

239. Носенко Э.Л. ЭВМ в обучении иностранным языкам в вузе. — М.: Высшая школа, 1988.-104 с.

240. Околелов О. Электронный учебный курс. // Высшее образование в России. -1999. №4.-С. 126-129.

241. Орлов А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации. // Вопросы психологии. — 1989. № 5. — С. 27-34.

242. 138.Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности. // Вопросы психологии. — 1996. № 1. — С.5-19.

243. Осницкий А.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения. // Вопросы психологии. — 1998. № 3. — С. 136-149.

244. Павлова Л.Н. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъектной активности студентов. Автореф. дис…. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000.-20 с.

245. Панфилова Т.В. Развитие личности как тенденция всемирно-исторического процесса. Автореф. дис. … докт. филос. наук. М., 1999. — 27 с.

246. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

247. 143. Педагогика и психология высшей школы./Под ред. С.И. Самыгина -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 — 544 с.

248. 144. Педагогика: педагогические теории, системы технологии: Учебное пособие. / под ред. С.А. Смирнова — М.: «Академия», 1998 — 512 с.

249. 145. ПейпертС. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. -М.: Педагогика, 1989. — 224 .с.

250. 146. Петровский В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 512 с.

251. 147.Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Учебн. пособие./Под ред. Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. — 622 с.

252. Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности: Учеб. пособие. — М., 1978.-77 с.

253. Пидкасистый П.И. Сущностная характеристика познавательной деятельности. // Вестник высшей школы. — 1985. № 9. — С. 35-39.

254. ПиняеваС.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости. // Вопросы психологии. — 1998. № 2. — С. 3-10.

255. 151. Пископпель А.А., Природа человека в концепции Маслоу.//Вопросы психологии. — 1999. № 2. — С. 75 — 86.

256. 152. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. — 255 с.

257. 153. ПодласыйИ.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения. — ВЛАДОС, 1999.-576 с.

258. 154. Пойзнер Л.О. О стимулах становления человека и смены его ценностей // Высшее образование в России. — 1996. № 3. — С. 57-61.

259. Попов Ю., ПодлесновВ., Садовников В., АндросюкЕ., Кучеров В. Рейтинговая система. // Высшее образование в России. — 2001. №6. — С. 131-137.

260. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. — М.: Педагогика, 1989. — 152 с.

261. Потапов А.С. Педагогические условия дифференциации обучения школьников в зависимости особенностей восприятия учебной информации. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 1999. — 18 с.

262. Прохоров А.О. Психическое состояние учителя и продуктивность урока. // Вопросы психологии. — 1989. № 6. — С. 49-55.

263. Психологические исследования познавательных процессов и личности. / Отв. ред. Д.Ковач, Б.Ф.Ломов, Ф. Патаки, А.В Беляева. — М.: Наука, 1983.-216 с.

264. 160.РабардельП. Люди и технологии. Когнитивный подход к анализу современных инструментов. — М.: Ин-т психологии РАН, 1999. — 264 с.

265. 161.Ратнер Ф.Л. Дидактические концепции и современные тенденции развития творческих способностей студентов за рубежом. Автореф. дис. … докт. пед. наук. Казань, 1997. — 22 с.

266. 162.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком. 1999-418 с.

267. 163. Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии. // Вопросы психологии. — 2001. № 2. С. 48-58.

268. 164.РотенбергВ.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. -239 с.

269. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1.-488 с. Т. 2.-328 с.

270. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения. // Вопросы психологии. — 1998.№5.-С.49-59.

271. Руководство самообразованием школьников: Из опыта работы/Ред. сост: Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1983. — 143 с.

272. Рыблова А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов:

273. пути интенсификации и руководства (на материале гуманитарных дисциплин).

Автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 1997. — 17 с.

274. РябикинаЗ., Сомова Е . Общение — субстанция личности. // Высшее образование в России. — 1999. № 4. — С. 100-106.

275. Савельев А, РоманковаЛ.О будущей доктрине высшего образования. // Высшее образование в России. — 1998. № 3. — С. 9-13.

276. Самойлов В.А. Компьютерная графика и мультипликация как средство развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 1999. — 22 с.

277. Самостоятельная работа студентов как основа образовательного процесса подготовки бакалавров Материалы Всерос. научно-практ. конф. — Москва — Красногорск, 20-21 ноября, 1992. — М., 1993, 105 с.

278. 173.Слепухин А.В. Использование новых информационных технологий для контроля и коррекции знаний учащихся по математике. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 13 с.

279. Смирнов С. Знакомая незнакомка. // Высшее образование в России. — 1999. №4.-С. 107-111.

280. Соколова Л.Г. О формировании у студентов физического факультета умений обучать учащихся решению задач. — В кн.: Современные психолого- педагогические проблемы высшей школы, с. 60-63.

281. Соловов А. Об эффективности информационных технологий. //.Высшее образование в России. — 1997. №4. — С. 100-106.

282. Солонина А. Солонин В. Персонализированное обучение в контексте социализации. // Высшее образование в России. — 1996. № 3. — С. 101-109.

283. Спирин В.А. Управление познавательной деятельностью учащихся в процессе работы с компьютерными моделями: Дис. … канд. пед. наук. М., 2000. -18с.

284. Старкова Г.П., Колесник Н.Я., Ковалевский А.Ф., СекДинЧер. Информационный модуль — Электронное пособие для организации подготовки магистров. / Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза: Матер. III Всероссийск. научи, конф. — Владивосток, 2003. — с. 177-179.

285. Суворова С.Л. Формирование гностических умений у студентов в процессе профессионально педагогической подготовки. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 21 с.

286. 181.Суслина А.А. Мотивационное обеспечение учебной деятельности студента вуза. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 1999. — 19 с.

287. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: МГУ, 1969.-135 с.

288. Талызина Н.Ф. Управления процессом усвоения знаний. М., 1984. — 344 с. 184.ТалызинаН. Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. — М.: Академия, 1998. — 288 с.

289. Талызина Н.Ф.. Деятельнстный подход к механизмам обобщения. // Вопросы психологии. — 2001. №3. — С. 3-16

290. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учебное пособие. — М.: Академия, 2002. — 192 с.

291. Тихомиров O.K. Психология мышления. — М.: МГУ, 1984. — 240 с.

292. Тихомиров В., Рубин Ю., Самойлов В., Шевченко К. Качество обучения в виртуальной среде. // Высшее образование в России. — 1999. № 6. — С. 21-25.

293. Умрюхин Е.А., Джебраилова Т.Д., Коробейникова И.И. Индивидуальные особенности физиологического обеспечения деятельности школьников при обучении работе на компьютере. // Журнал высшей нервной деятельности. — 1993. Т. 43. Вып. 2. — С. 302-312.

294. Федько Л.А. Формирование основ профессионального мастерства у будущих специалистов средствами обучения самоконтролю знаний. Дис. … канд. пед. наук. — Владивосток, 2002. — 217 с.

295. Формирование учебной деятельности студентов. / Под ред. В.Я. Ляудис. М.: Из-во Моск. Ун-та. 1989. 240 с.

296. Хахубия Е.Ю. Образование взрослых в США: современное состояние и перспективы развития. Автореф. дис…. канд. пед. наук. М., 1999. — 16 с.

297. Хатчинсон Т., УотерсА.. Подготовка учебных материалов (из книги «Английский язык в учебных целях» // «Мир русского слова» — 2000. № 2. -С. 109-111.

298. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя. // Психологическая наука и образование. — 1996. № 2. — С. 27-42.

299. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии. — 1996. № 5. — С. 116-132.

300. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М.: Логос, 1996. — 320 с.

301. ШадриковВ.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие — М.: Логос, 1999. — 200 с.

302. Шамшина И.Г. Развитие профессиональных умений студентов технического университета в условиях модульного обучения. Дис. … канд. пед. наук. — Владивосток, 2001. 180 с.

303. Щепкина Е. Что мешает студенту учиться.//Высшее образование в России. — 1997. № 4. — С. 68-70.

304. Щепкина Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов. // Высшее образование в России. — 1996. № 3. — С. 68-78.

305. .ШияновЕ.Н., КотоваИ.Б. Развитие личности в обучении: / Учебное пос. для студентов пед. вузов- М.: Академия, 1999. — 286 с.

306. Шоломий К.М. Когнитивно-психологический подход к компьютерному обучению школьным предметам. // Вопросы психологии. — 1999. №5.-С. 36-49

307. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. № 4. — С. 6-20.

308. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001. — 22 с.

309. Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии. // Вопросы психологии. — 1989. № 6. — С. 5-13.

310. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии. — 1997. № 4. С.20 — 27.

311. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово.: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.

312. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие/2-е изд. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. — 349 с.

313. Ященко Н.В. Преемственность в организации самостоятельной деятельности студентов (на материале изучения иностранного языка) Автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2001. — 15 с.

314. AllinsonL. Learning Styles and Computer-Based Learning Environments. //Lecture Notes in Computer Science, (ed. I. Tomek).

— 1992 — Vol. 602.-P. 61-73.

315. Anderson M., Jackson D. Computer Systems for Distributed and Distance Learning.//Journal of Computer Assisted Learning — 2000. — Vol. 16, Issue 4. — P. 213-228.

316. BannertM. The Effects of Training Wheels and Self-Learning Materials in Software Training. //Journal of Computer Assisted Learning. — 2000 — Vol. 16, Issue 4.-P. 336-346.

317. Bannert M., Reimann P. Guest Editorial: Approaches to the Design of Software Training. // Journal of Computer Assisted Learning. — 2000 — Vol. 16, Issue 4.- P. 281-283.

318. Barker P.G. Designing Interactive Learning.//Design and Production of Multimedia and Simulation-Based Learning Material (eds. T. De Jong, L. Sarti).

— Kluwer Academic Publishers. Dordrecht. -1994. — P. 1-30.

319. Beaufils A. Tools and Strategies for Searching in Hypermedia Environments. // Journal of Computer Assisted Learning. — 2000. — Vol. 16, Issue 2. — P. 114-125.

320. BenfordS., E. Burke, C.A. Higgins, E. Foxley. Tutorial Developments and Marking in Ceilidth. // Proceedings of the International Conference on Computer Based Learning in Science (CBLIS-95).

— Opava, Czech Republic. 1995. July. -P. 147-161.

321. Beningo V., TrentinG. The Evaluation of Online Courses. // Journal of Computer Assisted Learning. — 200. — Vol. 16, Issue 4. — P. 259-270.

322. BleiD. Zur Fachlichkeit der Fachtextsorten. — Dilema oder Forzag fur den Fremdsprachlehrer? // Deutch als Fremdsprache. — 1988. № 2. — S. 78-83

323. Chandler P., Sweller J. Cognitive Load Theory and the Format of Instruction. // Cognition and Instruction. — 1991. Vol. 8, Issue 4. — P. 293-332.

324. Chen G.D. , Ou K.L., Liu B.J., Liu C.C. Intervention and Strategy Analysis for Web Group Learning. // Computer Assisted Learning. — 2001. — Vol. 17, Issue 1. — P. 58-72.

325. ChanLinL. Formats and Prior Knowledge on Learning in a Computer-Based Lesson // Journal of Computer Assisted Learning. — 2001. — Vol. 17. — P. 409-419.

326. Chesmond C, Tucker K. Using Computers to Maximize Training Effectiveness. // Computers in Education (eds. A. McDougall, C. Dowling).

Elsevier / IFJ.P. — Amsterdam. 1990. -P. 495-500.

327. Clarke J.A. Designing CAL Programs to Cater for Different Learning Styles. // Computers in Education, (eds. A. McDougal, C. Dowling).

Elsevier / IFIP, — Amsterdam. 1990. — P. 351-58.

328. Cohen L. A Guide to Teaching Practice. L. N. Y., 1983. P. 29.

329. Davis E.G., NurH., RuruS.A. Helping Teachers and Students Understand Learning Styles. // English Teaching Forum. — 1994. July. — P. 12 — 15.

330. Dubois M., Vial I. Multimedia design: the Effect of Relating Multimodal Information. // Journal of Computer Assisted Learning. — 2000. — Vol. 16, Issue 4. — P. 157-165.

331. Dvorak D., KvetonK. FAMULUS: A Tool and an Environment for Computation, Modelling and other Tasks in Research, Engineering and CAE. // Proceedings of the International Conference on Computer-Based Learning in Science (CBLIS 93).

— Vienna. — 1993. — P. 51-56.

332. DwyerT.A., CritchfieldM. Multi-Computer Systems for the Support of Inventive Learning. // Computers and Education. -1982,6. — P. 7-12.

333. English S. Computer Supported Cooperative Learning: Useful Sources of Information. / ht1p://www.media.uwe.ac.uk/-masoud/projectsLearning/linrs. htm

334. English S., Yazdani M. Computer-Supported Cooperative Learning in a Virtual University // Journal of Computer Assisted Learning. — 1999 — Vol. 15. — P. 2-13.

335. EsserU. 1st Fremdsprachenlernen lehr-und lernbar? Einige Moglichkeiten und fiele Grenzen Kognitiven Lerntrainings. // Deutch als Fremdsprache. — 1989. № 4. -S. 232-236.

336. EsserU., Novak U. Warum Lernen wir Fremdsprachen so, wie wir sie Lernen? // Deutch als Fremdsprache. — 1987. № 5. — S. 302-308.

337. Gardner N., Darby J. Using Computers in University Teaching: a Perspective on Key Issues. // Computers and Education. — 1990. — Vol. 15, Issue 3. — P. 27-32.

338. Gyselinck V., EhrlichM.F., Cornoldi C, DeBeniR., DuboisV. Visuospatial working memory in Learning from Multimedia Systems. // Journal of Computer Assisted Learning. — 2000. — Vol. 16, Issue 4. — P. 166-176.

339. Harasim L. A Framework for Online Learning. The Virtual-U. / IEEE Computer. — 1999 / Vol. 35, Issue 9. — P. 44-49.

340. Koivusaari R. Cognitive Strategies and Computer-Supported Learning Environments.//Educational Psychology, 01443410. — Sep99, Vol.19. Issue 3. — P. 309-313.

341. Koschmann T.D., Myers A.C., Feltovich P.J., Barrows H.S. Using Technology to Assist in Realizing Effective Learning and instruction: A Principal Approach to the Use of Computers in Collaborative Learning. // The Journal of the Learning Sciences. -1994-3.-P. 227-264.

342. Martin-Michiellot S., Mendelsohn P. Cognitive Load while Learning with a Graphical Computer Interface. // Journal of Computer Assisted Learning.. — 2000 — Vol, 16, Issue 4.- P. 284-293.

343. Maslow A.H. Towards a Psychology of Being: 2-nd ed. — N.Y: Van Nostrand. 1968.-240 p.

344. Matz K.D. Stimmt die Formel: Handeln = Kognition + Motivation. // Deutch als Fremdsprache. — 1990. № 2. — S. 110-114.

345. MaurerH, MakedonF., COSTOC: Computer-Supported Teaching of Computer Science. // Remote Education and Informatics: Teleteaching. Elsevier Sciense. Amsterdam. 1988. (ed. F. Lovis).

— P. 107-119.

346. Mayer R.E., Anderson R.B. The Instructive Animation: Helping Students build Connections betwen Words and Pictures in Multimedia Learning. // Journal of Educational Psychology — 1994. — Vol. 84, Issue 4. — P. 444-452.

347. MerletS. Understanding Multimedia Dialogues in a Foreign Language. //Journal of Computer Assisted Learning. — 2000. — Vol. 16, Issue 4. -P. 148-156.

348. Millrood R. Observation Web: A Reflection Technique for Observation. // English Teaching Forum. — 1998. № 7 — P .40-42.

349. MuhlhausrM., Scharper J. Project NESTOR: New Approaches to Cooperative Multimedia Authoring / Learning. // Lecture Notes in Computer Science, 1990. Vol. 602 (ed. I. Tomek).

— P. 435-465.

350. 0Malley C.E., Scanlon E. Computer Supported Collaborative Learning: Problem Solving and Distance Education. //Computers and Education. 1990, 15, 1. -P. 127-136.

351. Novak U., Esser U. Gehard StubeA Assoziation. Der Prozess des Erinnerns und die Structur des Gedachmisses. // Deutch als Fremdsprache. — 1987. №1. + S. 62.

352. Poison P.O., Lewis C.H. Theory-based Design for Early Learned Interfaces. // Human — Computer Interaction. Special Issue: Foundations of Human — Computer Interaction. P. 191-220.

353. Soldatova L., SogaM., PreiserL. Japanese Educanional Technology Versus American and Russian Educational Technology. Conference on Problems of IT. Hamamatsu, Japan, 2002. P. 168-171.

354. Thorpe M. Assessment and Third Generation Distance Education. // Distance Education. 1998. -19. 2. -P. 265-286.