Аскетизм

Антропология (философская) – (от греч. antropos – человек и logos – знание),

употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле – это философские

взгляды на природу и сущность человека, который выступает исходным началом и

центральным объектом философского анализа. Вклю чает в себя различные концепции

личности, сложившиеся в истории философии, начиная с Сократа, Конфуция и

буддизма. Антропологическая проблематика занимала значительную часть в учениях

Сократа и Платона, античного стоицизма, христианской философии, в эпоху

Возрождения, в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель,

Фейербах), в неокантианстве, в иррационалистической философии 19 – 20 в.в. (Ницше,

Шопенгауэр, экзистенциализм и персонализм), а также в русской философии

(В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, В.Роза нов и др.).

Философская антропология считает,

что учение о человеке является конечной целью любой философии и главной её задачей.

В узком смысле – философская антропология – направ ление в филосо фии конца 19,

начала 20 века, основоположниками которого можно считать немецкого философа и

ученого Макса Шелера и французского антрополога Тейяра де Шардена. Направление не

сложилось, и проблематика человека была включена в общефилософское знание.

Антропоцентризм (от греч. antropos – человек, лат. centrium – центр) – мировоззрение,

согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Это воззрение

непосредственно смыкается с теологической доктриной о наличии в мире объективных

внечеловеческих целей и некой высшей целесообразности. В античной философии

антропоцентризм формулировал Сократ и его последователи, видя высшее

предназначение человека в обретении высшей добродетели. Антропоцентризм был

характерен и для представителей патристики. В период господства средневековой

схоластики центр мировоззрения сместился преимущественно на Бога, и появляется

теория, согласно которой люди созданы вместо падших ангелов и должны занять их

место. В эпоху Возрождения антропо центристская проблематика занимает ведущее

место в мировоззрении гуманистов. Они развивают учение о самостоятельном

достоинстве человека, сотворенного ради него самого (Пико делла Мирандола).

Человек, с их точки зрения, обладает универсальными возможностями творить и

самосовер шенствоваться, обладает нравственной свободой выбора, либо реализовать

8 стр., 3775 слов

Человек как предмет философского познания. Философская антропология.

... Представители философской антропологии смыслом философии считали построение программы комплексного изучения человека, в которой синтезировались бы естественнонаучные, гуманитарные и философские знания. Как писал М. Шелер, философская антропология — это наука о сущности человека, о ...

эти возможности в земном бытие и обессмертить свое имя, поднявшись до уровня Бога,

либо опуститься до уровня животного, так и не осуществив свою добродетель.

Аксиология – (от греч. axiа – ценность и logos – понятие, знание), особая философская

дисциплина, часть философии, изучающая, анализирующая природу ценностей, их

происхождение, развитие, смену ценностных ориентаций, их причину. Начинает

формироваться в конце 18 в., хотя вопросы ценностей ставились на протяжении всей

истории философии с древности. Сам термин «аксиология» был введен французским

философом П.Лапи в на чале 20 в. Аксиологическими являются философские

дисциплины – этика и эстетика. Аксиология рассматривает высшие духовные ценности:

свободу, жизнь, смерть, бессмертие, смысл бытия, прекрасное и безобразное, добро и

зло, их значение в деятельности человека.

АНТРОПОМОРФИЗМ

        (от греч.  человек и — форма, вид), уподобление человеку, наделение человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифич. существ. А. возникает как первонач. форма мировоззрения и выражается не только в наделении животных человеч. психикой, но и в приписывании неодушевлённым предметам способности действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля спит, небо хмурится и т. п.). Эта форма А. господствовала на ранних ступенях развития общества. Отголоски такого понимания мира представлены в языке совр. культурных народов (напр., безличные глаголы типа «моросит», «светает» и др.), в искусстве, особенно в поэзии, где известная антропоморфность ряда образов связана с требованием высокой эмоциональной выразительности. А. характерен для религ.мировоззрения, что выражается в перенесении облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущем большинству религ. представлений о богах и др.сверхъестсств. существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. п. высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается. А. несовместим снауч. мировоззрением. В совр. научно-технич., в частности кибернетич., литературе употребляются антропоморфные понятия (машина «запоминает», «решает задачу» и т.п.), но при этом, конечно, учитывается существ. различие деятельности человека и действий машины.

        см. ст. Религия илит. к ней.

(от греч. askesis — упражнение, подвиг, asketes — подвижник) — пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах А. предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п.; в более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира над реальным миром. Понятый широко, А. имеет онтологические основания, поскольку опирается на реально существующее мировоззренческое представление о структуре мира, его частях и их взаимных связях. Возвеличение идеального мира, входящее в суть А., предполагает предельно широкое утверждение основных ценностей этого мира в реальном мире.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий ... злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир Тонкий. Можно представить себе, какие сферы они ... – низший ум или интеллект; б) Кама-рупа – форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель ...

Космополитизм

(от греч. kosmopolitus — гражданин мира) — 1) идеология т.н. мирового гражданства, отрицающая государственный и национальный суверенитет; 2) система взглядов, основанная на отказе от признания приоритетности национальных традиций и культуры перед традициями и культурой др. стран и народов, исходящая из единых интересов и ценностей всего человечества, относящая различные проявления патриотизма к примитивным формам человеческого сознания, и т.д. Идейные сторонники К. часто строят систему своих взглядов не на принципиальном признании всепланетарного единства, не на осознании себя гражданами планеты Земля, а в первую очередь на отрицании собственной национально-государственной идентичности. Превратно трактуемые общечеловеческие интересы, иногда соотносимые или отождествляемые с политикой конкретных гос-в мира, противопоставляются государственным интересам собственной страны. В основе К. может лежать не столько отсутствие патриотизма, пренебрежение национальными ценностями или нежелание следовать традиции, сколько стремление избежать государственно- политических ограничений, напр., свободно выбирать страну проживания. Хотя подобный К. сохраняет идеологию мирового гражданства и характеризуется отсутствием особой привязанности к родине, он тем не менее существенно отличается от негативистского К.

ФИЛОСОФИЯ

(от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.  Ф. является теоретическим ядром мирововоззрения.

Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем

человека.

Мировоззрение – это не только система представлений о мире, но и система норм и

правил поведения людей по отношению друг к другу и к окружающему миру, единых

для определенного сообщества.

В основе мировоззрения лежит аккумулированный опыт человечества или

определенной социальной группы. Мировоз зрение есть результат коллективного

творчества людей. Это следует из того, что отдельному человеку просто не под силу

выработать систему представлений о мире как Универсуме, поскольку его собственный

жизненный опыт крайне ограничен как временем жизни индивида, так и рамками

производственной и социальной деятельности. Мировоззрение любого конкретного

человека, обладая индивидуальными чертами, включает в себя совокупный опыт

8 стр., 3880 слов

1 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО

... человека. Разуму не непосредственно дано Философия бытия ■> 161 бытие, необходима познавательная деятельность на основе спосо­бов и методов познания. Кроме того, мировоззрение Нового времени ... мерой непотаенности сущего. Учение Парменида о бытии оказало большое влияние на после­дующее развитие этой проблемы в философских системах различных направлений. В философском наследии Авиценны (Ибн-Сина, ...

социума в самых разных сферах действи тельности.

Пантеизм (от греч. pan – все и theos – Бог) – философское учение, отождествляющее Бога

и мир, обожествляющее Вселен ную, природу; учение о том, что «все есть Бог». В

пантеистических концепциях подчас скрывались натуралистичес кие тенденции,

растворявшие Бога в природе, и поэтому эти учения нередко выступали в форме

оппозиции по отношению к господствующему теистическому религиозному

мировоззрению, где Бог понимался как личность, возвышающаяся над природой и

человеком.

Онтология – (от греч. ontos – бытие, сущее и logos – знание), часть философского знания,

анализирующая, прежде всего, само понятие бытия и формы его проявления. Онтология

представляет различные философские картины мира как основные мировоззренческие

установки. Предлагает и выявляет онтоло гические основания тех или иных философских

позиций, концепций и теорий. Основные понятия онтологии – бытие, сущее, сущ ность,

субстанция, первоначало, идеальное, материальное, причинность, целесообразность,

дух, идея, материя и др.

Гносеология – (от греч. gnosis – познание и logos – учение) учение о познании. Раздел

философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение

знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания. Хотя

сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.)

шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании стало разрабатываться со

времен античности. Как философское учение, теория познания изучает всеобщее в

познавательной деятельности человека безотносительно к специфике этой

деятельности.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – воззрение, которое видит основу и

субстанцию всей действительности (не только материальной, но и духовной) в материи.

Материализм признает объективность, первичность, несотворимость и

неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и

выступающей первоосновой бытия.

Идеализм (от лат. idea – идея) – воззрение, определяющее объективную

действительность как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму

проявления духа. Это философское направление исходит из первичности духовного,

мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического.

Основные формы идеализма – объективный и субъективный идеализм. Объективный

идеализм за основу сущего принимает универсальный дух, надындивидуальное

сознание. Ярким примером такого подхода является философия Г.Гегеля. Субъективный

идеализм трактует реальность как продукт духовного творчества индивида.

Представителями классического субъективного идеализма являются такие известные

мыслители как Дж.Беркли, И.Фихте. Крайней формой субъективного идеализма

является солипсизм (от лат. solus – единственный и ipse – сам).

Будучи солипсистом,

человек с достоверностью может говорить лишь о существовании собственного «Я», так

11 стр., 5264 слов

ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ

... учение, слово) – философская позиция, рассматривающая человека как системообразующий принцип философии. Антропологическая философия объясняет действительность из человека – базисной реальности. Апологетика (греч. ... основах и критериях. Гностицизм (от греч.gnosis– знание) – религиозно-философское течение поздней античности и средних веков, сочетавшее христианские представления с религиями ...

как он не исключает возможности того, что объективный мир (в том числе и другие

люди) существует лишь в его сознании. Несмотря на явную нелепость такого взгляда на

мир (по словам А.Шопенгауэра, крайнего солипсиста можно обнаружить только в доме

для умалишенных), логически опровергнуть солипсизм (обнаруживаемый, например, в

концепции Д.Юма), несмотря на многочисленные попытки, до сих пор никому из

философов не удалось.

Субстанция

(лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например «вода» Фалеса, «огонь» Гераклита).

В средние века во- прос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм).

В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц).

Вторая точка зрения на С. — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм).

Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к «аналогиям опыта». Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как «существенную ступень в процессе развития идеи». Для Шопенгауэра С. — материя, для Юма — фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала С. как «материю» и одновременно как субъект всех изменений. В современной философии в целом преобладает антисубстанциалистская позиция.

Метафизика

(от греч. metaphysic — то, что после физики) — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под М. чаще всего понимается подлинная философия. Термин «М.» впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля, объединившим под этим названием все его труды, выходящие за рамки естественно-научных сочинений антич. мыслителя.

Монизм | Дуализм

(monism / dualism) М./Д. — традиционная классиф. предлагаемых вариантов решения вопроса об отношении души и тела. Такие решения предполагают, что чел. либо составляет единую и в основе своей однообразную сущность (М.), либо состоит из двух качественно отличных и не зависимых друг от друга сущностей (Д.).

Приверженцы этих двух вариантов решения тж различаются выбором эпистемологии. Монисты склонны считать эмпиризм основным и/или единственно приемлемым методом познания, в то время как дуалисты признают и эмпиризм, и рационализм одинаково приемлемыми и одинаково надежными — каждый в своей сфере. Поскольку монисты склонны ставить знак равенства между знанием и эмпирией, все их определения пытаются — так или иначе — свести или приравнять разум (либо психич. функции) к деятельности мозга и НС. Т. о., тело и душа (разум) в самом деле превращаются в «единое». Разум определяется как форма существования материи (или как явление материалистического порядка).

12 стр., 5724 слов

Философия 87

... мифологии, ее богатое содержание, унаследовалось будущей культурой. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многое включают в себя из мифов, а символическо-мифологическое содержание художественных ... сторону. 2. Мифологическое сознание отличается от научного и философского характером мировосприятия. Отличие в следующем: (2 ,С.17) а) Мифологическое сознание воспринимает мир личностно, ...

В области психологии эта позиция отдает центральное место в понимании и объяснении поведения нейронауке. В отличие от монистов дуалисты, пытаясь понять и объяснить поведение, стремятся — тем или иным способом — связать активность нематериальной души и материального тела. На протяжении всей истории науки доминировали две формы Д. Первая представлена интеракционистскими теориями, среди к-рых классической считается система взглядов Декарта. Попытки совр. дуалистов заменить его интерпретацию собственным толкованием, основанным на достижениях нейронауки, нельзя назвать успешными. Формой дуализма, сумевшей обойти трудности, возникающие при объяснении взаимодействия души и тела, является психофизический параллелизм. Душа (разум) и тело рассматриваются как действующие согласованно, так что события, отражающиеся на одной из этих сущностей, отражаются и на другой. Поэтому знание об одной из них снабжает нас информ. и о другой.

Тотем

Этим словом у североамериканских индейцев обозначался символ клана. В виде Т. обожествлялись предметы, животные, ритуальные рисунки. S. Freud [1913] видел в тотемизме первобытную форму религии. В отношении к Т., по S. Freud, как и в основе невроза, лежит отцовский (разновидность Эдипова) комплекс. Т. рассматривался как символ убитого и съеденного сыновьями праотца. Вина за это преступление сохраняется в бессознательном. Из тотемизма S. Freud выводил сущность современных религий, в первую очередь иудаизма и христианства. Таким образом, принцип Т. является общим для развития невроза и возникновения религий, и там, и там в основе лежит чувство вины за древний грех.

Тотемизм

— с позиций материализма, являет собой проекцию на природу кровнородственных отношений, характерных для родо-племенных общественных структур (=> этнопсихология).

Согласно З. Фрейду — одна из ранних форм первобытных религий, на основе коей были выработаны первые этические, культурные ограничения, обусловившие начало строительства культуры: запрет убийства и инцеста. Тотем-символ — заместитель обитого и съеденного праотца, вина за убийство коего сохраняется в бессознательном. Тотемизм отражает комплекс отцовский: люди поклоняются тотему, считая его своим предком и покровителем, а затем приносят его в жертву, съедают и оплакивают. Тотемизм — предпосылка и источник последующих религий, в первую очередь — иудаизма и христианства (=> тотем; табу). 

Калокагатия

КАЛОКАГАТИЯ

КАЛОКАГАТИЯ (греч. καλοκἀγαθία, τὸ καλὸν κἀγαθόν), термин античной этики, образованный из прилагательныхκαλός (прекрасный) и ἀγαθός (хороший, добрый) и переводимый как «нравственная красота»; καλός κἀγαθός — человек прекрасный, добродетельный. Известный в ранней традиции (возможно, уже у Семи мудрецов, ср. изречение Солона «калокага-тии верь больше, чем клятве», D. L. I 60), наибольшее распространение получил в философии классического периода (софисты, Сократ, Платон и Аристотель), был употребим и в дальнейшем, напр., в Поздней Стое.

17 стр., 8085 слов

Психология религии стремится решить три задачи:

... вера и разум несовместимы, что несовместимы наука и религия. 3 Социокультурные функции религии Как специфическая подсистема религия занимает определенное место в социальной системе и ... существования людей религиозной системой ценностей, социальной активностью религиозной группы. Обеспечивая общение, религия осуществляет коммуникативную функцию. Регулятивная функция состоит в управлении сознанием и ...

Калокагатия стала одним из ключевых терминов учения Сократа, синонимом совершенной добродетели. Сократ и современная ему интеллектуальная традиция эпохи полисной демократии переосмыслили исходное значение термина, связанного с аристократической этикой

СОФИСТ, софиста, м. (греч. sophistes) (книжн.).

1. Человек, прибегающий к софизмам для доказательства заведомо неверных мыслей, положений (неодобрит.).

2. В древней Греции первонач. мудрец, знаток,потом платный учитель философии, красноречия, искусства спора, а также — философ, расходившийся с общепринятыми взглядами в вопросах религии и морали и обвинявшийся противниками в пользовании созифмами (истор. филос.).

Софи́зм (от греч. σόφισμα, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») — ложное умозаключение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм, в отличие от паралогизма, основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.

Гедонизм

(греч. hedone — удовольствие, наслаждение).

1. Этическое учение, признающее высшим благом и целью жизни удовольствие. В житейских ситуациях гедонистом называют человека, умеющего в любых обстоятельствах отыскать лучшую сторону и путем ограничения своих желаний с помощью рассудительности и самообладания обеспечить себе спокойствие, нередко довольствуясь малым. 2. см. Гипергедонизм.

Космополитизм

(от греч. kosmopolitus — гражданин мира) — 1) идеология т.н. мирового гражданства, отрицающая государственный и национальный суверенитет; 2) система взглядов, основанная на отказе от признания приоритетности национальных традиций и культуры перед традициями и культурой др. стран и народов, исходящая из единых интересов и ценностей всего человечества, относящая различные проявления патриотизма к примитивным формам человеческого сознания, и т.д.

Монотеизм (от Моно… и греч. theós — бог)

система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от Политеизма многобожия. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят Христианство, Иудаизм и Ислам. Однако понятие М. относительно, т. к. ни одна религия не является последовательно монотеистической. В ходе исторического развития религии М. появляется очень поздно. В эпоху распада родоплеменного строя и формирования ранних государств боги отдельных племён соединялись в один «пантеон», в котором первое место обычно занимал бог самого сильного племени. В некоторых случаях жрецы этого бога стремились превратить его в единственного или главного бога (например, вавилонский Мардук),

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio — создание, сотворение) — религиозное учение о творении мира сверхъестественным существом. В основу К. авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) положено повествование о шестидневном творческом акте Бога, в результате которого из ничего (ex nihilo) были созданы небо и земля, светила на «тверди небесной», растительный и животный миры, человек, венчающий божественное творение. На протяжении многих веков К. был важнейшей частью не только теологических и философских, но и естественнонаучных доктрин. В биологии, напр., долгое время господствовало представление о сверхъестественном происхождении всех видов растений и животных. Еще в 18 в. шведский ученый К. Линней утверждал, что видов ст…

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного ... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...