Анализ психолого-педагогического сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение в МБДОУ осуществляется педагогом-психологом Сыроватской Ю.С. Основной целью психолого-педагогического сопровождения в ДОУ в 2012-2013 году традиционно являлось сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья и формирование психологической культуры всех участников педагогического процесса: воспитанников ДОУ, педагогов, родителей.

В ходе учебного года педагогом-психологом была реализована деятельность по всем существующим направлениям работы психологической службы ДОУ, включая психологическую диагностику, психологическую коррекцию и развитие, психологическое просвещение, а также психологическое консультирование педагогов и родителей.

1. Психодиагностическая работа с воспитанниками

В 2013-2014 учебном году была проведена психодиагностическая работа в следующих возрастных группах:

  1. Диагностика уровня адаптированности вновь прибывших воспитанников 1-ых и 2-ых младших групп (№2, №4, №5).
  • Осуществлена первичная диагностика уровня психического развития поступающих в ДОУ детей, целью которой являлось определение детей «группы риска» по адаптации к условиям детского сада.
  • В конце адаптационного периода была проведена совместная с воспитателями итоговая диагностика уровня адаптированности детей к условиям ДОУ, показавшая хороший уровень адаптации детей в обследуемых группах.

  1. Диагностика уровня эмоционально-психологического благополучия детей среднего дошкольного возраста (группа №6, №11, №12)

С данной целью педагогом-психологом использовалась проективная диагностическая методика А.Л. Венгера «Красивый рисунок», а также метод наблюдения за детьми в процессе игровой и организованной деятельности. На основе полученных данных, была дана краткая характеристика эмоционально-психологического состояния каждого ребёнка. Воспитатели получили психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с детьми, имеющими признаки психологического дискомфорта или неблагополучия.

4 стр., 1753 слов

Диагностика психологических условий школьной образовательной ...

... нагрузки в ОУ; высокий уровень эмоционально-психологического комфорта участников образовательного процесса; ... Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения педагогов и Вашего ребенка? а) да; б) ... уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы. Процедура диагностики ...

  1. Диагностика психоэмоционального состояния, уровня самооценки и сформированности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста (группы №1, №7)

Диагностика проводилась с использованием следующего психологического инструментария:

1) тест «Красивый рисунок» (Венгер Л.А., Цукерман Г.А.).

Цель методики «Красивый рисунок»: выявление особенностей эмоционального состояния ребёнка.

2) тест «Лесенка» (Щур В.Г.).

Цель методики: определить особенности самооценки ребенка как общего отношения к себе.

3) «Пиктограммы эмоций (модифицированный)» (Фетискин Н.П.).

Цель: выявление уровня знаний основных эмоций на основе распознавания различных эмоциональных состояний человека с помощью пиктограмм.

По результатам диагностического исследования воспитателям групп были даны рекомендации по взаимодействию с детьми, имеющими трудности в формировании позитивной самооценки, улучшению их психологического благополучия и развитию эмоционального интеллекта воспитанников.

  1. Изучение эмоционально-психологического состояния детей подготовительной к школе группы №10 «Полянка»

Исследование проводилось с использованием модифицированного теста М. Люшера «Паровозик». По результатам диагностики воспитателям были выданы рекомендации, способствующие улучшению эмоционально-психологического состояния воспитанников.

  1. Исследование сформированности кинетической основы движений и мелкой моторики руки как необходимых условий эффективного развития речевых функций детей подготовительных к школе групп (№9, №10).
  • В сентябре-октябре 2013 года было проведено мониторинговое диагностическое исследование сформированности кинетической основы движений и мелкой моторики руки как необходимых условий эффективного развития речевых функций детей подготовительных к школе групп. Данные оказались полезны для уточнения характера коррекционно-развивающей работы психолога в данных группах.

  1. Диагностическое исследование по выявлению высокомотивированных, талантливых детей и детей с признаками одарённости.

Работа по выявлению высокомотивированных и способных детей осуществлялась с использованием метода наблюдения, изучения психологических характеристик детей, а также с применением методики экспертных оценок А.А. Лосева и диагностического инструментария, предложенного А.В. Кисловым и Е.Л. Пчёлкиной. На основе данных методов педагогом-психологом были разработаны карты стандартизированного наблюдения, позволяющие исследовать выраженность тех или иных способностей детей: музыкальных, художественных, артистических, интеллектуальных, литературных и спортивных. В каждой группе ДОУ были выделены дети с наиболее высокими показателями исследуемых сфер. На основе полученных данных с отобранной группой детей велась развивающая деятельность, которая будет описана в главе «Коррекционно-развивающая работа».

11 стр., 5049 слов

Особенности развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим ...

... развитию слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи. Объект исследования - память у детей 6 лет. Предмет исследования - особенности развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи. ... три уровня речевого развития у детей с ОНР [5, с. 7]. Дети с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях И.Ф.Гаркуши ...

  1. Диагностика готовности детей к школьному обучению

Определение уровня готовности воспитанников подготовительных групп к школе проводилось в два этапа: сентябрь-октябрь 2013 года – стартовая диагностика; апрель-май 2014 года – итоговая диагностика сформированности школьно-значимых функций. На основе данных, полученных в результате стартовой диагностики, были выделены воспитанники, нуждающиеся в дополнительной психокоррекционной и развивающей работе с психологом.

В апреле-мае 2014 года состоялось итоговое диагностическое исследование на определение уровня готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Выявленные показатели говорят о высоком уровне психологической готовности у большинства воспитанников выпускных групп. Данные итоговой психодиагностики представлены в «Анализе итогового психодиагностического исследования по определению уровня готовности детей к школьному обучению» за 2013-2014 уч. год.

  1. Диагностическая работа с воспитателями и педагогами ДОУ

В 2013-2014 уч. году проводилось диагностическое исследование по определению уровня владения воспитателями и педагогами ДОУ современными психомоторными здоровьесберегающими технологиями в работе с детьми дошкольного возраста. Полученные в начале года результаты свидетельствовали о недостаточной информированности педагогов по данной теме и высоком уровне их заинтересованности в получении информации. На основе данных исследования в течение года педагогом-психологом осуществлялась работа по психологическому просвещению участников образовательного процесса в вопросах психомоторного развития и здоровьесбережения детей.

  1. Диагностическая работа с родителями

Мониторинговое исследование осуществлялось в подготовительных к школе группах. Целью психолого-педагогической диагностики родителей являлось формирование психологического портрета родителя будущего первоклассника с использованием метода анкетирования. Результаты анкетирования, озвученные педагогом-психологом на родительском собрании выпускных групп, вызвали живой интерес у педагогов и родителей, позволили выявить «уязвимые места» в психологическом настрое родителей на будущую школьную жизнь детей.

11 стр., 5326 слов

Основы профориентационной работы в школе

... этикой проведения профконсультационной работы. Теоретическая и практическая значимость работы: данная работа предназначена для педагогических специальностей, так как при работе в школе преподаватель должен обращать ... учебных заведениях; 2) диагностическая функция профконсультации предполагает определение уровня развития основных психологических особенностей учащихся. В связи с этим можно ...

  1. Индивидуальная психологическая диагностика воспитанников ДОУ.

В течение 2013-2014 уч. года также проводилась индивидуальная психологическая диагностика воспитанников по запросам родителей и воспитателей. Также имели место психодиагностические процедуры для прохождения детьми психолого-медико-педагогической комиссии.

2. Психологическая коррекция в 2013-2014 уч. Году

2.1.Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками

Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в 2013-2014 уч. году было связано с работой психолога по снижению у воспитанников уровня тревожности, агрессивности, импульсивности; развитию самосознания и укреплению эмоционально-психологического здоровья, формированию и развитию школьно-значимых функций и познавательных процессов, психологическому сопровождению высокомотивированных и способных детей.

  • В старшей группе №7 и старшей группе №1 в феврале-марте 2014 года состоялся цикл занятий психолога по программе тренингового развития и коррекции эмоционального мира дошкольников И.А. Пазухиной «Давайте познакомимся!». Совместная с психологом деятельность была направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей, поддержание должного уровня эмоционального комфорта. Основными темами занятия стали «Я и моё имя», «Мы такие разные», «Мы так похожи», «Я и моя семья», « Я и моя группа», «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик (я и мои желания)» и др.

  • В старшей группе №10 осуществлялась проектная деятельность «Психологическое сопровождение психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста», в рамках которой проводились занятии по психомоторной гимнастике.

Применение психомоторных здоровьесберегающих игр и упражнений оказалось особенно полезно для детей с признаками гиперактивности, эмоциональными нарушениями, с нарушениями поведения и самоконтроля. Занятия проводились в октябре- декабре 2013-2014 уч. года, 2 раза в неделю по 25-30 минут.

  • Малокомплектная групповая коррекционно-развивающая работа проводилась также в подготовительных к школе группах №9 и №10

Основной целью являлось развитие школьно-значимых функций и познавательных процессов детей.

Разработанный психологом Сыроватской Ю.С. комплекс НОД «Смекалкина школа», был составлен на основе программ Шарохиной В.Л. «Психологическая подготовка к школе», Арцишевской И.Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников», Безруких М.М. «Ступеньки к школе» и адаптирован под психологические потребности конкретной группы детей.

Особое место в данном цикле занятий уделялось развитию способности воспитанников к произвольному поведению и управлению своим эмоционально-волевым состоянием, поскольку развитие данных качеств является профилактикой школьной дезадаптации. С этой целью помимо упражнений и игр на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и т.д.) использовались упражнения для психомоторного развития детей.

8 стр., 3588 слов

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной ...

... изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. ... по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? ...

  • Коррекционно-развивающие занятия для детей, участвующих в реализации проекта «Сопровождение высокомотивированных, талантливых и одарённых детей»

Педагогом-психологом были разработаны занятия с детьми, отобранными в результате диагностического исследования по выявлению высокомотивированных, талантливых и способных детей «Тренинг актёрского мастерства и развития творческого мышления для детей 4-7 лет». Основными задачами занятий являлись развитие творческого мышления и воображения участников, их телесное и двигательное раскрепощение (обогащение возможностей мимики и пантомимики), а также расширение вокального, звукового и речевого репертуара детей.

Данные задачи реализовывались с применением техник

  • «Кляксография»,
  • «Бумагопластика»,
  • «Каракулеграфия»,
  • а также методов психогимнастики,
  • арт-терапии (изотерапия, музыкотерапия, работа с Павлопасадскими платками).

  • Индивидуальные коррекционные занятия по проблемам эмоционально-личностного и волевого развития

проводились с использованием техник телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, символдрамы, игротерапии, психогимнастики, а также с использованием авторских коррекционных программ: работа с застенчивыми и тревожными детьми – Лютова, Монина; работа с гиперактивными детьми – Сиротюк А.Л., Семенович А.В., Арцишевская И.Л.; работа с агрессивными детьми – сказкотерапия, техники прогрессивной мышечной релаксации и др.

Основными темами индивидуальной коррекционной работы стали:

  • детские страхи (сказочных персонажей, темноты, насекомых),
  • адаптация к детскому саду (трудности расставания с мамой в утренние часы,
  • формирование положительного отношения ребёнка к детскому саду),
  • детская застенчивость,
  • проявления агрессивности,
  • а также развитие познавательных процессов детей: внимательности, связной речи, мелкой моторики, памяти, мышления.

Психологическое просвещение и профилактика

    Работа с родителями

    а) Выступление на родительских собраниях:

    1. Группы адаптации: «Адаптация детей к условиям ДОУ: советы психолога»
    2. Средняя группа №11 «Капелька»: «Особенности психологического развития детей 4-5 лет. Психомоторное развитие дошкольников среднего возраста»
    3. Группа №9 «Солнышко», №10 «Полянка» (подготовительные к школе группы): стартовое родительское собрание «Год перед школой: формируем школьную зрелость ребёнка»
    4. Группа №9 «Солнышко», №10 «Полянка»: итоговое родительское собрание «Результаты диагностики готовности детей к школе. Рекомендации психолога по организации родителями летнего отдыха детей и их психологической подготовки к началу школьного обучения».

    б) Семинар для родителей детей средних и старших групп «Гендерный подход в воспитании мальчиков и девочек: психология пола».

    1 стр., 492 слов

    Мифы о психологах

    ... того, наука эта молодая, и многие люди считают, что стать психологом можно, просто прочитав пару книжек по этой теме. - На ... делать. Мол, попал в трудную психологическую ситуацию, пришел к психологу на сеанс, объяснил, в чем дело, и он посоветовал ... На самом же деле: Не обманывайтесь внешней невинностью разговоров с психологом. Почти в каждой его фразе содержится определенный смысл, благодаря которому ...

    Психологическое консультирование родителей. Проведены 58 консультаций, из них первичных 41, повторных 17. Основными темами индивидуальных консультаций для родителей в 2013-2014 уч. году стали:

    • Проблемы адаптации ребёнка к условиям ДОУ, неуверенность в применении педагогических приёмов воспитания,
    • взаимодействие с ребёнком в периоды возрастных кризисов,
    • взаимодействие ребёнка в ДОУ с другими детьми, воспитателями,
    • проблемы отношений с сиблингами,
    • смерть родителя, развод, и т.д.

    в) Оформление стендов, темы 2013-2014 уч. года:

    • «6 ошибок воспитания, которые мы все когда-нибудь совершали»;
    • «Воспитание ребёнка с признаками гиперактивности. Тест на определение признаков гиперактивности, импульсивности, невнимательности»
    • «Стыдить ребёнка вредно»;
    • «Темперамент ребёнка. Рекомендации родителям»;
    • «Если ваш ребёнок левша»;
    • Выпуск буклета для родителей «15 простых идей для развития пальчиков вашего ребёнка».

    г) Оформление тематических папок психолога в группах ДОУ:

    Оформление тематических папок психолога в группах ДОУ:

    • «Подготовка к школе: игры и упражнения на развитие познавательных процессов»
    • «Показатели нервно-психического развития ребёнка 2-3 года»
    • «Показатели нервно-психического развития ребёнка 3-4 года»
    • «Показатели нервно-психического развития ребёнка 4-5 лет»

    Психопрофилактическая работа и психопросвещение педагогического состава доу

    В психопрофилактическую работу и психопросвещение педагогического состава ДОУ входили выступления педагога-психолога на педагогических советах, а также проведение бесед по следующим темам:

    • «Ознакомление педагогического коллектива с планом работы психолога на 2013-2014 уч. год»
    • Психол.просвещение воспитателей 1-ой младшей группы «Психологические особенности детей 2-3 года»
    • Психол.просвещение (беседа) воспитателей 2-ых младших групп «Психологические особенности детей 3-4 года»
    • Психол.просвещение (беседа) воспитателей средних групп «Психологические особенности детей 4-5 лет»
    • Консультация воспитателей группы №9 «Солнышко» по результатам первичной диагностики воспитанников на готовность к школе
    • Консультация воспитателей группы №10 «Полянка» по результатам первичной диагностики воспитанников на готовность к школе
    • Психологическая консультация для воспитателей ДОУ «Как помочь чрезмерно активному ребёнку успокоиться. Рекомендации психолога»
    • Выступление на педагогическом совете на тему «Психомоторное развитие дошкольников»
    • Психол. просвещение (беседа) воспитателей ДОУ «Особенности темперамента ребёнка. Рекомендации психолога»
    • Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Технологии психомоторного развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста»

    Работа с педагогами

    16 стр., 7769 слов

    Воспитание и обучение детей с нарушением развития

    ... Н.Я. Семаго Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития Белошистая А.В. Развитие языковой способности у дошкольников с нарушениями слуха Носкова Л.П. ... русскому языку для специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 8 вида Лешинская Т.Л. год № название автор страница   Организация индивидуального на домашнем обучении Терехина ...

    Проведена 21 консультация, из них 19 первичных и 3 повторных. Психологическое консультирование педагогов касалось семейных и личностных проблем педагогов: Консультации

    • по преодолению симптомов эмоционального выгорания,
    • конфликты в педагогической среде,
    • отношения с администрацией, коллегами, родителями воспитанников;
    • взаимодействие с трудными детьми и т.д.

    Семейные проблемы: отношения с супругами, с детьми, с пожилыми родителями и др.