Инфантильные дети. Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — задержка в развитии организма, при которой у людей надолго сохраняются черты «детскости» в поведении. Инфантильные дети беспечны, беззаботны, поверхностны в суждениях, не чувствуют никакой ответственности за свои поступки, не способны сдерживать своих желаний. Они очень подвижны и беспокойны на уроках, застенчивы, обидчивы, легко внушаемы, плаксивы. Инициативные и наблюдательные в играх, они пассивны и безразличны в учебной деятельности. На уроках быстро схватывают объяснения, но мало обдумывают их, обычно не доводят до конца начатое и очень быстро утомляются. Требования школьной дисциплины для них часто непосильные: они ходят по классу, разговаривают во время урока, не проявляют никакого интереса к учению. Все это чрезвычайно снижает их успеваемость и вскоре выталкивает в разряд требующих коррекции.
Причинами инфантилизма могут быть патологические роды матери, частые болезни после рождения, ушибы головы и т. д. Среди социальных факторов можно выделить родительскую любовь с разовыми и нечастыми, а поэтому очень опасными заласкиваниями, подачками, удовольствиями, в результате чего развитие идет рывками, в нем совершается много нелогичных переходов, остается много пробелов, ведущих к инфантилизму. Инфантилизм возникает также при плохих бытовых условиях, отверженности детей взрослыми.
Под «психической депривацией» авторы понимают психическое состояние ребенка, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, в которых он лишен возможности удовлетворять жизненно необходимые психические потребности в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. Изоляцию ребенка от стимулирующей его развитие общественной среды, семьи, детской группы, школы они рассматривают как «депривационную ситуацию».
Депривированные семьей и школой дети воспитываются в неблагоприятных микросоциальных условиях (социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые).
К социальной запущенности добавляется педагогическая. Это рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на первом уроке. Они с трудом понимают объяснение учителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки им кажутся непомерно длинными; жалуются на головные боли, головокружение. Утомление у них выражается в резко сниженной работоспособности, замедленном темпе деятельности, во время урока отвлекаются на любые внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеются.
Организация нетрадиционных форм по здоровьесбережению детей в ...
... учреждения». Цель работы: проанализировать особенности организации нетрадиционных форм по здоровьесбережению детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Объект исследования: процесс здоровьесбережения дошкольников. Предмет ... более системные исследования о создании специальной службы здоровья, о введении уроков здоровья в учебный план, о формировании саногенного мышления как основы ...
Первым и главным правилом коррекции неуспеваемости является своевременность обнаружения и предотвращение отставания. Для преодоления отставания в учебе учитель использует средства активизации учения школьников. В предупреждении отставания особенно важно использовать поощрения.
Профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность.
34. Психолого-педагогическая характеристика системно отстающих нестандартных детей, коррекция их развития поведения
Системно отстающие дети. Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у них уже имели место различные нарушения и задержка в развитии.
Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. Эти дети характеризуются расторможенностью, двигательным беспокойством, гиперактивностью, чрезмерной возбудимостью, иногда агрессивностью, быстрым снижением работоспособности; они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать свое внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится.
Нестандартные дети (те, кто «выпадает» по разным причинам из «средней» школы: высокоодаренные, талантливые, вундеркинды — и безнадежно отсталые, исключительные в умственном развитии).
«Медленные» дети здоровые, часто весьма одаренные, отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида работы на другой, общий темп работы класса им не по силам.
К нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбужденные, всегда торопящиеся дети (поднимают руку, не дослушав вопроса; подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбуждения — скорей, скорей).
Профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность.
35.Организация межличностного взаимодействия детей с нарушениями психофизического развития.
Этапы организации общения с ребёнком с отклонениями в развитии (по Т.В.Вареновой)
Можно выделить три этапа в организации общения с ребенком (Т. В. Варенова, 2003):
1.Установление эмоционального контакта (в основе лежит механизм аттракции — процесс или механизм формирования привязанностей, эмоционального принятия лицами друг друга (улыбка, комплимент, сюрприз, называние человека по имени); эмоциональный контакт постепенно перерастает в сотрудничество).
При установлении эмоционального контакта с ребенком-инвалидом очень важно помнить, что неожиданно громкий голос, быстрые, стремительные движения, напористость могут его сильно напугать. Следует взять за правило — подходить к больному ребенку только спереди, сообщать заранее о своем приближении тихими шагами и о том, что вы собираетесь делать (Т. В. Варенова, 2003).
Невербальные средства общения в управленческой деятельности
... надежна, поскольку каждый человек уникален, однако может пригодиться в практической деятельности. Поскольку описывать большое число нечетко отграниченных каналов несловесной коммуникации неудобно, ... каждый дополняет, уточняет, корректирует другие. Принято выделять следующие функции невербальных средств общения: . Функция "усиления" - невербальные средства могут подчеркивать, регулировать или даже ...
- Повышение психической активности ребенка (комплекс оживления за счет аутостимуляции — тонизирование себя различными приятными ощущениями, носящими своеобразный характер (раскачивание на стуле, потирание ладоней, почесывание, скандирование стиха и пр.) с постепенным преобразованием неосознанных стереотипных движений в игровые этюды).
- Создание продуктивного педагогического общения (адаптация к окружающей обстановке потребует модификации в пределах определенного места: на различных типах уроков имеет смысл использовать различные варианты меблирования; адаптация к указаниям, материалам, учебной программе).
Особенности общения детей с нарушениями психофизического развития.
Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Оно предполагает прежде всего умение делиться — мыслями, чувствами, мнениями, информацией с помощью комплектов кодов и символов, которые все участники в состоянии понимать и трактовать. В процессе общения происходит взаимный обмен способами и результатами деятельности, идеями, представлениями.
Проблема личности в общении является основным вопросом психологии. Э. Фромм выделяет гуманистический и авторитарный подход к общению, а также два его вида: социально ориентированное и личностно ориентированное.
Важными характеристиками любой формы общения являются: время возникновения; место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; основное содержание потребностей; ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими; основные средства общения.
Педагогическое общение характеризует отношения между педагогом и учащимися, в ходе которых решаются учебные, воспитательные и личностные развивающие задачи.
Общение в учебно-воспитательной деятельности педагога может выступать как: источник знаний; условие формирования личности учащегося; средство коммуникации; способ управления учащимися; средство приобщения к ценностям другого человека; творчество.
По А. А. Леонтьеву, для оптимального педагогического общения учителю необходимо: управлять своим поведением; обладать качеством внимания; владеть социальной перцепцией или «чтением по лицу»; адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам; «подавать себя» в общении с учащимися; вербально общаться (оптимально строить свою речь в психологическом плане); устанавливать речевой и неречевой контакт с детьми; обладать гностическими умениями, связанными с само анализом своей деятельности, с осознанием, систематизацией и переносом информации.
При этом всегда следует иметь в виду, что авторитет и авторитарность — это разные понятия.
Причинами нарушения общения у детей могут быть недоразвитие речи, заикание, снижение слуха, психическая депривация, интеллектуальные нарушения, невротические расстройства, комплекс застенчивости, который включает различные проблемы, состояния и свойства личности.
Деловое общение: беседы, публичные речи
... совместную деятельность, сотрудничество. Предметом общения в деловой коммуникации является совместная деятельность (общее дело), а партнер по общению ... беседы; начало и окончание беседы. 3. Редактирование: контроль (т.е. проверка проделанной работы); придание окончательной ... делового человека - имидж, который формируется через речь. Выделяют четыре техники формирования вербального имиджа, которые ...
Главным и самым сложным является выяснение следующего обстоятельства: когда ребенок не хочет, а когда не может общаться. В любом случае рекомендуется собрать подробный анамнез об особенностях общения ребенка в разных ситуациях: особенности раннего развития общения, характеристика общения со сверстниками и взрослыми.
36.Альтернативные системы коммуникации при организации межличностного взаимодействия детей с нарушениями психофизического развития
В мире известны разнообразные альтернативные системы и средства коммуникации. Выбор коммуникативного средства обусловлен задачей общения и возможностью его достижения.
Дактилология и жестовая речь — это особая кинетическая система для компенсации импрессивной и экспрессивной устной речи. Движения пальцев рук (жесты) обозначают буквы алфавитов национальных языков. Используя набор дактильных знаков, говорящий следует грамматике словесного языка. Жестовый способ общения был придуман слышащими людьми для общения в экстремальных ситуациях.
Первые жестовые системы появились у племен древних североамериканских индейцев и австралийцев для использования во время войны и охоты, когда необходимо было сохранять молчание. Затем они были усовершенствованы монахами, которые дали обет молчания.
Тотальная коммуникация — использование (в обучении глухих) словесного и жестового языков: устная речь, воспринимаемая зрительно и слухозрительно, письменная речь, дактилология, разговорный жестовый язык глухих, калькирующая жестовая речь, пантомима, указательные жесты, мимика и др.
Система Брайля — это рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, разработанный в 1829 г. французским слепым тифлопедагогом Луи Брайлем (1809—1852) в виде комбинаций из шести точек.
Пиктограммно-идеограммное общение—привлечение определенных коммуникативных стратегий, повышающих возможности восприятия, понимания и продуцирования сообщений и облегчающих информационный обмен между людьми.
Блиссимволика (или семантография: сотня картинных идеографем и произвольно выбранных символов, которые могут использоваться как самостоятельно, так и в определенных комбинациях) — письменная система, разработанная Ч. Блиссом в 1965 г. Она понятна говорящим на любом языке. Например, символ «вода» с дополнением других элементов может означать дождь, пар, снег, озеро, океан, замораживание, размораживание, поток, водопад и т. п.
Определенное распространение в Беларуси нашла система, разработанная в Германии Райнхольдом Лёбом. ЛЁБ-система охватывает 60 символов (пиктограмм) с напечатанным под рисунком значением слов. Она используется в работе с детьми, имеющими ограничения в развитии, а также с нормально развивающимися дошкольниками и детьми иностранцев.
Знаковая система Макатон, распространенная в специальном обучении на Западе, начала использоваться с 1972 года со словаря символов. В дальнейшем этот словарь получил повсеместно поддержку и развитие в виде заполнения словарей соответствующих жестов.
Все более и более популярной в практике специального обучения становится система обмена рисунков (Picture Exchange System).
У каждого ребенка, в работе с которым используют эту систему, есть свой словарь-каталог рисунков, соответствующий его речевому развитию. Все картинки — отдельные и располагаются в файловой книге (блокнот, папка, тетрадь), как разрезная азбука в кассе букв. Это дает возможность называть слова, составлять из них предложения, сообщать о своих желаниях, учиться делать выбор осознанно (Т. В. Варенова, 2003).
Супервизия в системе дополнительного психологического обучения
... групповой супервизии в форме "балинтовских групп". В практике сложился определенный опыт деятельности и формирования "балинтовских групп". В Санкт-Петербургской ассоциации тренингов и психотерапии ... является формирование у участников групп способности отслеживать собственные ощущения, чувства, мысли. Обучение протекает за счет грамотно даваемой обратной связи, которую помогает сформировать ...
Фонетическая система речевой коммуникации Кыш Спич (Cued Speech) была разработана в 1966 году в США Орин Корнет (каждый звук имеет свой код (форма губ, позиция и форма руки); 8 форм ладони для согласных и 4 положения для гласных; речь строится не послогово, а позвучно).
В Беларуси есть положительные примеры ее использования как при изучении иностранных языков в школе для слабослышащих, так и при изучении родного языка.
Структуризированное тотальное общение—это систематическая и индивидуально адаптированная процедура для установления взаимности (берет начало в работе с детьми с врожденной глухотой и слепотой).
Цель структурирования — «встраивать» конкретные действия в систему таким образом, чтобы дать возможность взрослому понять и интерпретировать сигналы ребенка. Ребенку структура позволяет найти ключи к пониманию действий взрослого и его коммуникативного поведения, восприятия окружающего мира.
37.Контроль и оценка учебных достижений учащихся младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития
Эффективность проверки, оценки знаний, умений и навыков учащихся во многом зависит от правильной постановки, целенаправленности и результативности контроля за качеством их деятельности.
Известно, что проверка знаний выполняет обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую и оценочную функции. Поэтому контроль результатов должен быть ориентирован на проверку достижения как первой так и второй цели.
До сих пор единой классификации видов контроля и самоконтроля пока не разработано из-за разноречивости критериев:
- по периодичности проведения выделяют систематический и эпизодический контроль;
- по субъекту контроля—внешний контроль (учителя), взаимоконтроль (учащихся), самоконтроль (ученика);
- по детализированности осуществления — свернутый и развернутый; по отнесенности к разным этапам деятельности — планирующий, пооперационный (пошаговый, процессуальный), итоговый (по результату, суммирующий и формирующий, непосредственный и отсроченный);
- по предмету самоконтроля выделяются условно аффективный и когнитивный самоконтроль как внимание, с одной стороны, к собственным чувствам и желаниям, с другой — к представлениям и мыслям;
- по степени интериоризированности—внешний контроль, осуществляемый в материализованной и внешнеречевой форме, и внутренний, перешедший в «сигнальную форму» и позволяющий судить о правильности/ неправильности действия («чувство языка», «чувство меры»).
Учет усвоения учебного материала можно вести с помощью условных обозначений:
—хорошие навыки, правильно понимает инструкцию, самостоятельно справляется с заданием;
Использование структурных формул при обучении учащихся в составлении ...
... тем лучше.В большинстве случаев это приводит к прямо противоположным результатам: создает перегрузку учащихся, порождает неверие в свои силы, отталкивает от предмета. Поэтому вопросы методики решения ... которых можно определить искомое. Следовательно, это определение не только позволяет формировать у учащихся понятие "учебная задача по физике", но и служит надежной основой для выработки ...
—правильно понимает инструкцию, не всегда самостоятельно справляется с заданием, принимает помощь, действует адекватно; знания есть, но не всегда правильно используются;
— инструкцию понимает, но не всегда действует в соответствии с ней, часто допускает ошибки, требуется стимулирующая помощь в организации деятельности; знания непрочные;
— инструкцию понимает только с повторного раза, требуется постоянная стимулирующая помощь (на невербальном уровне);
— не реагирует на инструкцию, задания не выполняет, знания отсутствуют.
При оценке деятельности учащихся специальных школ используются индивидуальный и дифференцированный подходы. Неудовлетворительные оценки не должны ставиться в начале четверти, в начале изучения темы или сразу после болезни учащегося.
Содержательно-оценочная основа обучения предполагает характеристику деятельности ученика, в которой отмечаются слабые и сильные стороны, за что выставляется та или иная оценка. Характеристика может быть как развернутой, так и краткой, в устной или письменной форме в виде рецензии.
Оценки могут быть вербальными (словесными) и невербальными — в виде поощрительных знаков, жестов, междометий и пр. Они могут носить положительный характер (согласие, одобрение, ободрение), отрицательный (замечание, отрицание, упрек, угроза, нотация) и неопределенный—типа «см» — «смотрела».
Среди критериев оценки выделяются: полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, прочность усвоения, умение их применять, сформированность мыслительных операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учебной деятельности, характерные черты личности ученика.
Основными методами проверки и оценки знаний являются: устный опрос, наблюдение, письменные, контрольные и практические работы, программированные задания, тесты и др.
38.Основные виды принципов знаний по дисциплине «педагогическая психология»">контроля и оценки деятельности детей младшего школьного возраста с особенностями развития
Организация проверки процесса обучения может иметь разные варианты: предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль.
Контроль и оценка деятельности строятся на следующих принципах: динамический, коррекционный, индивидуальный и дифференцированный подходы, ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
В учебном процессе оценке отводится очень важное место. Она должна отражать динамику развития учащегося, быть предельно индивидуализированной. В ней выделяется не контрольная, а формирующая функция. В рамках личностно-ориентированного обучения не следует сравнивать ребенка с другими детьми, он должен иметь возможность ощущать свой рост, подниматься в собственных глазах.
Нередко смешивают термины «оценка» и «отметка». Оценка — это процесс, деятельность, осуществляемая человеком, а отметка — результат процесса, т.е. это два показателя: динамический и статический. Отметка — часть оценки, выраженная в баллах (широкое и узкое понятия).
По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, ...
... 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития «Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР» Овчинникова ... МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития «Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР» ...
В Республике Беларусь с 2002/03 учебного года в специальных школах, обеспечивающих цензовое образование, так же, как и в массовых школах, введена 10-балльная система оценивания учащихся. Это позволяет усилить стимулирующую функцию отметки, практическую направленность обучения. Впервые оценивается не только предметно-содержательная область (знания, умения и навыки по предмету), но и содержательно-деятельностная (сформированность и уровень учебно-познавательной деятельности), а также индивидуально-личностная сфера.
Вспомогательная школа перешла на эту систему оценивания с 2003/04 учебного года, что связано с разработкой специальных критериев для оценивания достижений детей с интеллектуальной недостаточностью.
39.Эффективные правила применения поощрения и наказания к учащимся младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития.
В практической деятельности следует опираться на следующие правила поощрения:
* сравнение ребенка с самим собой;
* учет мотива действий;
* приоритет малых мер положительной оценки;
* использование внешних достоинств в целях проявления внутренних;
* интерпретация негативных проявлений как позитивных.
Отрицательная оценка (наказание) в коррекции формирующегося сознания далеко не всегда играет желаемую роль.
Среди основных правил применения наказания можно назвать такие:
* наказывать очень редко;
* использовать слабые меры;
- запрет наказаний (физических), унижающих достоинство;
* не напоминать о наказании;
* направлять отрицательную оценку в адрес содеянного, а не личности
в целом;
* предварять наказание общей положительной оценкой.
В случаях неумения, страха, раскаяния, оплошности, аффекта, доброго мотива использование наказания должно быть исключено.
Метод естественных последствий, предложенный в свое время Жан-Жаком Руссо, до сих пор не утратил своей действенной силы. Смысл его в том, чтобы в гуманной форме дать ребенку почувствовать все неудобства и неприятности от проступка.
Перспективной видится рейтинговая система, а также оценка по продуктам деятельности. Актуальной является выработка критериев, по которым можно было бы определить успешность обучения каждого ребенка, особенно в условиях интегрированных структур и при абилитационном образовании. Это могут быть диагностические карты, разработанные, исходя из задач обучения, по ряду учебных предметов (математике, языку, чтению, естествознанию и др.), и включающие наиболее значимые
При оценке деятельности учащихся специальных учебных заведений используются индивидуальный и дифференцированный подходы. Если в массовой школе учителя стремятся поймать ребенка на незнании, то в специальной, наоборот, — на знании.
Среди альтернативных могут использоваться как серьезные, так и шуточные виды оценок (рисунки, аппликации): «За уступчивость», «За умение слушать», «За сострадание и отзывчивость», «Тихоне», «Самому молчаливому». Роль стимуляторов поведения могут выполнять маленькие открытки с небольшим текстом и соответствующим изображением: «Спасибо за помощь!», «Улыбнись и не грусти!», «Ты можешь собой гордиться!»
Консультирование родителей по проблемам психологической готовности ...
... форме жизнедеятельности. Проблема готовности детей к школьному обучению, прежде всего, рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности. К этой проблеме одним ... из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел ...
Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок.