33. Психолого-педагогическая характеристика инфантильных депривированных семьёй и школой детей, коррекция их развития поведения

Инфантильные дети. Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — задержка в развитии организма, при которой у людей надолго сохраняются черты «детскости» в поведении. Инфантильные дети беспечны, беззаботны, поверхностны в суждениях, не чувствуют никакой ответственности за свои поступки, не способны сдерживать своих желаний. Они очень подвижны и беспокойны на уроках, застенчивы, обидчивы, легко внушаемы, плаксивы. Инициативные и наблюдательные в играх, они пассивны и безразличны в учебной деятельности. На уроках быстро схватывают объяснения, но мало обдумывают их, обычно не доводят до конца начатое и очень быстро утомляются. Требования школьной дисциплины для них часто непосильные: они ходят по классу, разговаривают во время урока, не проявляют никакого интереса к учению. Все это чрезвычайно снижает их успеваемость и вскоре выталкивает в разряд требующих коррекции.

Причинами инфантилизма могут быть патологические роды матери, частые болезни после рождения, ушибы головы и т. д. Среди социальных факторов можно выделить родительскую любовь с разовыми и нечастыми, а поэтому очень опасными заласкиваниями, подачками, удовольствиями, в результате чего развитие идет рывками, в нем совершается много нелогичных переходов, остается много пробелов, ведущих к инфантилизму. Инфантилизм возникает также при плохих бытовых условиях, отверженности детей взрослыми.

Под «психической депривацией» авторы понимают психическое состояние ребенка, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, в которых он лишен возможности удовлетворять жизненно необходимые психические потребности в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. Изоляцию ребенка от стимулирующей его развитие общественной среды, семьи, детской группы, школы они рассматривают как «депривационную ситуацию».

Депривированные семьей и школой дети воспитываются в неблагоприятных микросоциальных условиях (социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые).

К социальной запущенности добавляется педагогическая. Это рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на первом уроке. Они с трудом понимают объяснение учителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки им кажутся непомерно длинными; жалуются на головные боли, головокружение. Утомление у них выражается в резко сниженной работоспособности, замедленном темпе деятельности, во время урока отвлекаются на любые внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеются.

8 стр., 3702 слов

Организация нетрадиционных форм по здоровьесбережению детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

... учреждения». Цель работы: проанализировать особенности организации нетрадиционных форм по здоровьесбережению детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Объект исследования: процесс здоровьесбережения дошкольников. Предмет ... более системные исследования о создании специальной службы здоровья, о введении уроков здоровья в учебный план, о формировании саногенного мышления как основы ...

Первым и главным правилом коррекции неуспеваемости является своевременность обнаружения и предотвращение отставания. Для преодоления отставания в учебе учитель использует средства активизации учения школьников. В предупреждении отставания особенно важно использовать поощрения.

Профилактическая работа, педагогическая диагностика и кон­сультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психо­логической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность.

34. Психолого-педагогическая характеристика системно отстающих нестандартных детей, коррекция их развития поведения

Системно отстающие дети. Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явить­ся причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у них уже имели место различные нарушения и задержка в развитии.

Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. Эти дети характеризуются расторможенностью, двигательным беспокойством, гиперактивностью, чрезмерной возбудимостью, иногда агрессивностью, быстрым снижением работоспособ­ности; они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать свое внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хоро­шие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится.

5 стр., 2240 слов

Методика № 1 «Изучение формы общения ребенка со взрослым» (м.И. Лисина, X. Шерьязданова)

... Группы экспертная группа контрольная группа экспертная группа контрольная группа Форма общения ребенка со взрослым (методика № 1) В-11% C-41 ... С. 182–195. Веракса, Н.Е. О раннем обучении и развитии детей / Н.Е. Веракса, Н.С. Варенцова // Психологическая наука ... М., 1986. – 90 с. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – ...

Нестандартные дети (те, кто «выпадает» по разным причинам из «сред­ней» школы: высокоодаренные, талантливые, вундеркинды — и безнадежно отсталые, исключительные в умственном развитии).

«Медленные» дети здоровые, часто весьма одаренные, отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида работы на дру­гой, общий темп работы класса им не по силам.

К нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбужденные, всегда торопящиеся дети (поднимают руку, не дослушав вопроса; подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбужде­ния — скорей, скорей).

Профилактическая работа, педагогическая диагностика и кон­сультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психо­логической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность.

35.Организация межличностного взаимодействия детей с нарушениями психофизического развития.

Этапы организации общения с ребёнком с отклонениями в развитии (по Т.В.Вареновой)

Можно выделить три этапа в организации общения с ребенком (Т. В. Варенова, 2003):

1.Установление эмоционального контакта (в основе лежит механизм аттракции — процесс или механизм формирования привязанностей, эмоционального принятия лицами друг друга (улыбка, комплимент, сюрприз, называние человека по имени); эмоциональный контакт постепенно перерастает в сотрудничество).

При установлении эмоционального контакта с ребенком-инвалидом очень важно помнить, что неожиданно громкий голос, быстрые, стреми­тельные движения, напористость могут его сильно напугать. Следует взять за правило — подходить к больному ребенку только спереди, сообщать за­ранее о своем приближении тихими шагами и о том, что вы собираетесь делать (Т. В. Варенова, 2003).

  1. Повышение психической активности ребенка (комплекс оживления за счет аутостимуляции — тонизирование себя различными приятными ощущениями, носящими своеобразный характер (раскачивание на стуле, потирание ладоней, почесывание, скандирование стиха и пр.) с постепенным преобразованием неосознанных стереотипных движений в игровые этюды).
  2. Создание продуктивного педагогического общения (адаптация к окружающей обстановке потребует модификации в пределах определенного места: на различных типах уроков имеет смысл использовать различные варианты меблирования; адаптация к указаниям, материалам, учебной программе).

Особенности общения детей с нарушениями психофизического развития.

8 стр., 3795 слов

Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

... формы общения в общем развитии ребенка: ·   неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием; ·   развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью (1 ... имею в виду определение Божович. Здесь личность - это «целостная психологическая система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в ...

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Оно предполагает прежде всего умение делиться — мыслями, чувствами, мнениями, информацией с помощью комплектов кодов и символов, которые все участники в состоянии понимать и трактовать. В процессе общения происходит взаимный обмен способами и результатами деятельности, идеями, представлениями.

Проблема личности в общении является основным вопросом психологии. Э. Фромм выделяет гуманистический и авторитарный подход к общению, а также два его вида: социально ориентированное и личностно ориентированное.

Важными характеристиками любой формы общения являются: время возникновения; место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; основное содержание потребностей; ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими; основные средства общения.

Педагогическое общение характеризует отношения между педагогом и учащимися, в ходе которых решаются учебные, воспитательные и личностные развивающие задачи.

Общение в учебно-воспитательной деятельности педагога может выступать как: источник знаний; условие формирования личности учащегося; средство коммуникации; способ управления учащимися; средство приобщения к ценностям другого человека; творчество.

По А. А. Леонтьеву, для оптимального педагогического общения учителю необходимо: управлять своим поведением; обладать качеством внимания; владеть социальной перцепцией или «чтением по лицу»; адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам; «подавать себя» в общении с учащимися; вербально общаться (оптимально строить свою речь в психологическом плане); устанавливать речевой и неречевой контакт с детьми; обладать гностическими умениями, связанными с само анализом своей деятельности, с осознанием, систематизацией и переносом информации.

5 стр., 2141 слов

дидактическая игра как средство коррекции звукопроизносительной системы речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

... система речи» в современной психолого-педагогической литературе Понятие «звукопроизносительная система речи» включает интонацию и систему фонем ... уровне общего недоразвития речи. Данные нарушения создают препятствия для общения ребенка с ... речи в дошкольном возрасте постоянно подчеркивается в научно-методической литературе, в документах по организации логопедической помощи. Ведущим видом деятельности ...

При этом всегда следует иметь в виду, что авторитет и авторитарность — это разные понятия.

Причинами нарушения общения у детей могут быть недоразвитие речи, заикание, снижение слуха, психическая депривация, интеллектуальные нарушения, невротические расстройства, комплекс застенчивости, который включает различные проблемы, состояния и свойства личности.

Главным и самым сложным является выяснение следующего обстоятельства: когда ребенок не хочет, а когда не может общаться. В любом случае рекомендуется собрать подробный анамнез об особенностях общения ребенка в разных ситуациях: особенности раннего развития общения, характеристика общения со сверстниками и взрослыми.

36.Альтернативные системы коммуникации при организации межличностного взаимодействия детей с нарушениями психофизического развития

В мире известны разнообразные альтернативные системы и средства коммуникации. Выбор коммуникативного средства обусловлен задачей общения и возможностью его достижения.

Дактилология и жестовая речь — это особая кинетическая система для компенсации импрессивной и экспрессивной устной речи. Движения пальцев рук (жесты) обозначают буквы алфавитов национальных языков. Используя набор дактильных знаков, говорящий следует грамматике словесного языка. Жестовый способ общения был придуман слышащими людьми для общения в экстремальных ситуациях.

2 стр., 918 слов

Системы оценки для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

... используется рейтинговая система оценки знаний.   Система текущего контроля включает: 1) контроль посещения лекций; 2) контроль посещения и ... Гуманистика», 2004. 12. Костромина С.Н. Психология диагностической деятельности в образовании. СПб: Наука, 2007. 13. Проективная ... с. 10. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Проблемы развития современной психологической диагностики. // Вопросы психологии. 2006. № 5 ...

Первые жестовые системы появились у племен древних североамери­канских индейцев и австралийцев для использования во время войны и охо­ты, когда необходимо было сохранять молчание. Затем они были усовер­шенствованы монахами, которые дали обет молчания.

Тотальная коммуникация — использование (в обучении глухих) словесно­го и жестового языков: устная речь, воспринимаемая зрительно и слухозрительно, письменная речь, дактилология, разговорный жестовый язык глухих, калькирующая жестовая речь, пантомима, указательные жесты, мимика и др.

Система Брайля — это рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, разработанный в 1829 г. французским слепым тифлопедагогом Луи Брайлем (1809—1852) в виде комбинаций из шести точек.

Пиктограммно-идеограммное общение—привлечение определенных коммуникативных стратегий, повышающих возможности восприятия, по­нимания и продуцирования сообщений и облегчающих информационный обмен между людьми.

Блиссимволика (или семантография: сотня картинных идеографем и произвольно выбранных символов, которые могут использоваться как са­мостоятельно, так и в определенных комбинациях) — письменная система, разработанная Ч. Блиссом в 1965 г. Она понятна говорящим на любом язы­ке. Например, символ «вода» с дополнением других элементов может озна­чать дождь, пар, снег, озеро, океан, замораживание, размораживание, по­ток, водопад и т. п.

Определенное распространение в Беларуси нашла система, разрабо­танная в Германии Райнхольдом Лёбом. ЛЁБ-система охватывает 60 симво­лов (пиктограмм) с напечатанным под рисунком значением слов. Она ис­пользуется в работе с детьми, имеющими ограничения в развитии, а также с нормально развивающимися дошкольниками и детьми иностранцев.

Знаковая система Макатон, распространенная в специальном обуче­нии на Западе, начала использоваться с 1972 года со словаря символов. В дальнейшем этот словарь получил повсеместно поддержку и развитие в виде заполнения словарей соответствующих жестов.

4 стр., 1737 слов

По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития

... ; МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого ... 2007. – 32 с. 26. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием ... МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками ...

Все более и более популярной в практике специального обучения ста­новится система обмена рисунков (Picture Exchange System).

У каждого ре­бенка, в работе с которым используют эту систему, есть свой словарь-ката­лог рисунков, соответствующий его речевому развитию. Все картинки — отдельные и располагаются в файловой книге (блокнот, папка, тетрадь), как разрезная азбука в кассе букв. Это дает возможность называть слова, со­ставлять из них предложения, сообщать о своих желаниях, учиться делать выбор осознанно (Т. В. Варенова, 2003).

Фонетическая система речевой коммуникации Кыш Спич (Cued Speech) была разработана в 1966 году в США Орин Корнет (каждый звук имеет свой код (форма губ, позиция и форма руки); 8 форм ладони для согласных и 4 положения для гласных; речь строится не послогово, а позвучно).

В Беларуси есть положительные примеры ее использования как при изучении иностран­ных языков в школе для слабослышащих, так и при изучении родного языка.

Структуризированное тотальное общение—это систематическая и инди­видуально адаптированная процедура для установления взаимности (берет начало в работе с детьми с врожденной глухотой и слепотой).

Цель структури­рования — «встраивать» конкретные действия в систему таким образом, что­бы дать возможность взрослому понять и интерпретировать сигналы ребен­ка. Ребенку структура позволяет найти ключи к пониманию действий взрос­лого и его коммуникативного поведения, восприятия окружающего мира.

37.Контроль и оценка учебных достижений учащихся младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития

Эффективность проверки, оценки знаний, умений и навыков учащихся во многом зависит от правильной постановки, целенаправленности и результативности контроля за качеством их деятельности.

Известно, что проверка знаний выполняет обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую и оценочную функции. Поэтому контроль результатов должен быть ориентирован на проверку достижения как первой так и второй цели.

До сих пор единой классификации видов контроля и самоконтроля пока не разработано из-за разноречивости критериев:

  • по периодичности проведения выделяют систематический и эпизодический контроль;
  • по субъекту контроля—внешний контроль (учителя), взаимоконтроль (учащихся), самоконтроль (ученика);
  • по детализированности осуществления — свернутый и развернутый; по отнесенности к разным этапам деятельности — планирующий, пооперационный (пошаговый, процессуальный), итоговый (по результату, суммирующий и формирующий, непосредственный и отсроченный);
  • по предмету самоконтроля выделяются условно аффективный и когнитивный самоконтроль как внимание, с одной стороны, к собственным чувствам и желаниям, с другой — к представлениям и мыслям;
  • по степени интериоризированности—внешний контроль, осуществ­ляемый в материализованной и внешнеречевой форме, и внутренний, пе­решедший в «сигнальную форму» и позволяющий судить о правильности/ неправильности действия («чувство языка», «чувство меры»).

Учет усвоения учебного материала можно вести с помощью условных обозначений:

—хорошие навыки, правильно понимает инструкцию, самостоятельно справляется с заданием;

—правильно понимает инструкцию, не всегда самостоятельно справ­ляется с заданием, принимает помощь, действует адекватно; знания есть, но не всегда правильно используются;

— инструкцию понимает, но не всегда действует в соответствии с ней, часто допускает ошибки, требуется стимулирующая помощь в организа­ции деятельности; знания непрочные;

— инструкцию понимает только с повторного раза, требуется постоянная стимулирующая помощь (на невербальном уровне);

— не реагирует на инструкцию, задания не выполняет, знания отсут­ствуют.

При оценке деятельности учащихся специальных школ используются индивидуальный и дифференцированный подходы. Неудовлетворительные оценки не должны ставиться в начале четверти, в начале изучения темы или сразу после болезни учащегося.

Содержательно-оценочная основа обучения предполагает характеристи­ку деятельности ученика, в которой отмечаются слабые и сильные стороны, за что выставляется та или иная оценка. Характеристика может быть как раз­вернутой, так и краткой, в устной или письменной форме в виде рецензии.

Оценки могут быть вербальными (словесными) и невербальными — в виде поощрительных знаков, жестов, междометий и пр. Они могут носить положитель­ный характер (согласие, одобрение, ободрение), отрицательный (замечание, отри­цание, упрек, угроза, нотация) и неопределенный—типа «см» — «смотрела».

Среди критериев оценки выделяются: полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, прочность усвоения, умение их применять, сформированность мыслительных операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учебной деятельности, характерные черты личности ученика.

Основными методами проверки и оценки знаний являются: устный опрос, наблюдение, письменные, контрольные и практические работы, программированные задания, тесты и др.

38.Основные виды принципов контроля и оценки деятельности детей младшего школьного возраста с особенностями развития

Организация проверки процесса обучения может иметь разные варианты: предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль.

Контроль и оценка деятельности строятся на следующих принципах: динамический, коррекционный, индивидуальный и дифференцированный подходы, ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

В учебном процессе оценке отводится очень важное место. Она должна отражать динамику развития учащегося, быть предельно индивидуализированной. В ней выделяется не контрольная, а формирующая функция. В рамках личностно-ориентированного обучения не следует сравнивать ребенка с другими детьми, он должен иметь возможность ощущать свой рост, подниматься в собственных глазах.

Нередко смешивают термины «оценка» и «отметка». Оценка — это процесс, деятельность, осуществляемая человеком, а отметка — результат процесса, т. е. это два показателя: динамический и статический. Отметка — часть оценки, выраженная в баллах (широкое и узкое понятия).

В Республике Беларусь с 2002/03 учебного года в специальных школах, обеспечивающих цензовое образование, так же, как и в массовых школах, введена 10-балльная система оценивания учащихся. Это позволяет усилить стимулирующую функцию отметки, практическую направленность обучения. Впервые оценивается не только предметно-содержательная область (знания, умения и навыки по предмету), но и содержательно-деятельностная (сформированность и уровень учебно-познавательной деятельности), а также индивидуально-личностная сфера.

Вспомогательная школа перешла на эту систему оценивания с 2003/04 учебного года, что связано с разработкой специальных критериев для оценивания достижений детей с интеллектуальной недостаточностью.

39.Эффективные правила применения поощрения и наказания к учащимся младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития.

В практической деятельности следует опираться на следующие правила поощрения:

* сравнение ребенка с самим собой;

* учет мотива действий;

* приоритет малых мер положительной оценки;

* использование внешних достоинств в целях проявления внутренних;

* интерпретация негативных проявлений как позитивных.

Отрицательная оценка (наказание) в коррекции формирующегося сознания далеко не всегда играет желаемую роль.

Среди основных правил применения наказания можно назвать такие:

* наказывать очень редко;

* использовать слабые меры;

  • запрет наказаний (физических), унижающих достоинство;

* не напоминать о наказании;

* направлять отрицательную оценку в адрес содеянного, а не личности

в целом;

* предварять наказание общей положительной оценкой.

В случаях неумения, страха, раскаяния, оплошности, аффекта, доброго мотива использование наказания должно быть исключено.

Метод естественных последствий, предложенный в свое время Жан-Жаком Руссо, до сих пор не утратил своей действенной силы. Смысл его в том, чтобы в гуманной форме дать ребенку почувствовать все неудобства и неприятности от проступка.

Перспективной видится рейтинговая система, а также оценка по продуктам деятельности. Актуальной является выработка критериев, по которым можно было бы определить успешность обучения каждого ребенка, особенно в условиях интегрированных структур и при абилитационном образовании. Это могут быть диагностические карты, разработанные, исходя из задач обучения, по ряду учебных предметов (математике, языку, чтению, естествознанию и др.), и включающие наиболее значимые

При оценке деятельности учащихся специальных учебных заведений используются индивидуальный и дифференцированный подходы. Если в массовой школе учителя стремятся поймать ребенка на незнании, то в специальной, наоборот, — на знании.

Среди альтернативных могут использоваться как серьезные, так и шуточные виды оценок (рисунки, аппликации): «За уступчивость», «За умение слушать», «За сострадание и отзывчивость», «Тихоне», «Самому молчаливому». Роль стимуляторов поведения могут выполнять маленькие открытки с небольшим текстом и соответствующим изображением: «Спасибо за помощь!», «Улыбнись и не грусти!», «Ты можешь собой гордиться!»

Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector