19
Оглавление
Введение
Социальное развитие человека во многом зависит от его состояния, активности в самопроявлении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, чувствует себя благоприятно или неблагоприятно. Чем более комфортно чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к самопроявлению, социальному развитию.
Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда – воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Путем анализа и коррекции социальной политики на основе этого понимания, субъекты управления могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить деструктивные социальные процессы.
Адаптация к социальным изменениям в обществе связана, прежде всего, с существованием нормативно регулируемой в исторически определенный период времени социальной системы. Ее важнейшими компонентами выступают разнообразные экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Социокультурные системы составляют «ядро» содержания форм адаптации населения к социальным изменениям. Это происходит в связи с тем, что они непосредственно воздействуют на характер восприятия такого рода изменений, поскольку в их основе можно выделить определенный вид культуры. Адаптация к экономическим изменениям отражает элементы экономической культуры и должна опираться на них. Когда человек адаптируется к политическим изменениям, он неизбежно обращается к нормам политической культуры. Адаптация к духовно-нравственным изменениям связана с нравственной культурой.
В данной работе мы рассмотрим этапы и проблем социальной адаптации. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ И ЭРГОТЕРАПИИ
... в решении комплексных проблем абилитации и реабилитации лиц, имеющих проблемы социальной адаптации вследствие ограничения их возможностей жизнедеятельности по здоровью. Это направление представлено ... возможности их общественной и личной профилактики, а также психогигиена, разрабатывающая научные основы профилактики нарушений психического здоровья человека в СЧТС. Функциональная анатомия человека, ...
1) дать определение социальной адаптации;
2) рассмотреть адаптацию человека, ее место и роль в социальном развитии;
3) рассмотреть механизм социальной адаптации.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
- Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии
Термин «адаптация» происходит от латинского adaptation –приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации –активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка – процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.
Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека1. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта. Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат. Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.).
Адаптация человека к стрессовым условиям
... Доминантным становится какой-то один из множества мотивов, определяющих деятельность человека в обычных условиях. - Появляется ярко выраженное эмоциональное напряжение. Реакции тревоги крайней степени ... становится менее выраженными, происходит адаптация к ситуации. В ряде случаев, длительная экстремальная ситуация оказывает крайне неблагоприятное влияние на человека, вызывая нарушения поведения, ...
Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад, школа.
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками).
Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей, в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития.
Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она – показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников, Другими словами – это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.
Итак, исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности.
1.2. Роль адаптации человека в социальном развитии
Индивидуальное своеобразие человека – это личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки.
Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации к ней и подобной ей (типичной) ситуации. Одновременно у него формируется способность к приспособлению, что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореализации. Чем больше у человека опыт приспособления к новым условиям, тем быстрее происходит его адаптация. Он способен достаточно активно привыкнуть к типичным (сходным) для него условиям, тем, в которых он уже бывал.
Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста ...
... методической литературы по теме исследования. 2. Изучить состояние певческой деятельности у детей дошкольного возраста. 3. Проанализировать полученные экспериментальные данные. 4. ... психологическую базу для социальной адаптации, своеобразное познание действительности, развивает творческий потенциал, способствует самопознанию и самовыражению детей. Музыкальное искусство способствует активизации ...
Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Данный факт имеет исключительно важное значение в понимании природы формирования адаптационных возможностей. Ребенку, который постоянно находится в одних и тех же условиях, сложно приспособиться к новым, например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется к группе детского сада, школе.
Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный период жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации снижают действенность его опыта. Возникновение такой потребности вызовет у него определенные трудности.
Настрой – это внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации. Он сказывается на состоянии человека. Даже при наличии опыта, если нет соответствующего настроя на самопроявление, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время он может формироваться в процессе самопроявления человека, которое способно увлекать, стимулируя интерес, желания, устремленность.
Состояние – определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется внутренним фактором (например, состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом и др.) и внешним (новизна, приятие или неприятие средой и др.).
Оно может меняться в процессе адаптации как в позитивную, так и в негативную сторону в зависимости от изменения обстановки и степени самореализации.
Самоактивность – это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации. От нее зависит очень много. Она позволяет преодолевать значительные трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо нет.
Большое значение адаптация имеет для ребенка, находящегося в различных условиях: в семье, детском саду, школе. Адаптация в детском саду, позволяет ему чувствовать себя в группе естественно и наиболее полно проявлять себя. Для адаптированных детей воспитательная деятельность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития и воспитания ребенка во многом определяется программой и деятельностью воспитателей. В школе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребенку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (профессионально-технической, вузовской) программой с учетом индивидуальных возможностей.
Адаптация нужна и в других условиях. Главными являются: адаптация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза); профессиональная в связи со сменой места работы; адаптация пенсионера. Каждая из них имеет свое содержание и жизненно важное значение для человека. Например, адаптация выпускника профессионального образовательного учреждения (начального, среднего или высшего) представляет собой процесс и результат успешного приспособления его к социальным условиям среды профессиональной деятельности. От успешности адаптации зависит, в какой степени специалист реализует себя в профессии, найдет свое место в производственном коллективе, будет успешно справляться с профессиональной деятельностью, достигнет положительного результата. В этом нуждается и выпускник, и производство.
Психологические и социальные особенности личности безработного человека
... 30% считают себя общительными людьми). Это отражает не только характеристику человека как личности, но и о признании социальных норм и правил - главнейшими для человека в процессе его взаимодействия с ...
Выделяют такое понятие как функциональная адаптация. Она характеризует процесс и результат приспособления человека к выполнению определенной деятельности, профессиональных обязанностей. Она присуща любому человеку, приступающему к какой-либо деятельности. Время, необходимое для функциональной адаптации, зависит от перерыва в деятельности. Чем больше перерыв в деятельности, тем больше времени необходимо человеку для его функциональной адаптации.
Функциональная адаптация также зависит от опыта в соответствующей деятельности, длительности временного перерыва, например, настроя на деятельность, состояния и самоактивности.
Стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживает развитие их адаптационных возможностей. Такие дети в новых условиях испытывают большие трудности в адаптации, а следовательно, в самореализации и социальном развитии, например, не посещавшие детский сад значительно сложнее адаптируются к школе, школьному коллективу.
Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или типичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность).
Она необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, общении с другими людьми. В учебе, например, она означает способность обучаемого к гибкой переориентации относительно содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. В специальной литературе существует такое выражение, как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы, и др.), функциональные изменения со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.
Неадаптивность характеризует то, что у человека имеется несоответствие между целями и достигаемыми результатами деятельности. Она свидетельствует о его неспособности адаптироваться в этих условиях к предлагаемой деятельности.
Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Существуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адаптации определенной категории людей. Адаптированность среды характеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы).
Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста и пр.
Таким образом, ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния адаптации могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.
- Этапы и проблемы социальной адаптации
2.1. Механизм социальной адаптации
Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени. Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях: общество (макросреда) – адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества; социальная группа (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.); сам индивид (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов2.
Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде
... 3. Потребности как источник активности личности 4. Характеристика экологических потребностей 5. Адаптация человека к естественной и социальной среде 6. Своеобразие поведения в естественной и социальной среде 7. Поведение человека в ...
Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально-полезных отношений с социальными субъектами (группами и отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Психологическая адаптация – усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды. Социальная и психологическая стороны адаптации находятся в неразрывном единстве, хотя иногда могут не совпадать.
Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает: 1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность; 2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации; 3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.
Сложность механизма социальной адаптации проистекает от того, что взаимодействуют две структурно сложные системы – личность и социальная среда. Адаптация – это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на макроуровне – это общество в целом, на микроуровне – микросреда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных малых социальных группах. Микросреда – это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. формируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности3.
Социальная адаптация формируется по двум основаниям: личностно-субъективном и внешне-объективном. Можно выделить разновидности социальной среды: микро-среда с положительной направленностью, микросреда с отрицательной направленностью. Характеристики личности можно представить: как – личность, характеризующаяся положительной направленностью, устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями и – личность, характеризующаяся устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными взглядами, установками.
+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант
... и личной мотивации труда и других причин. Профессиональная адаптация, являясь разновидностью социальной адаптации, проявляется только в трудовых взаимоотношениях, в процессе приспособления ... полностью используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду. Дезадаптация - с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия). У ...
Успешная социальная адаптация возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность – это первый тип взаимодействия личности и среды.
Второй тип механизма взаимодействия личности и среды характеризуется несовпадением ожиданий-требований микрогруппы (семьи, трудового коллектива) и уровня притязаний личности адаптируемого. В этой ситуации возможны два варианта: первый – вхождение в новое социальное окружение с положительной нравственной и правовой ориентацией лиц с антиобщественной индивидуалистической направленностью. В этом случае личность с антиобщественной направленностью имеет возможность усвоить правовые установления, перевоплотить их в свои личные качества, цели, поступки; второй вариант возникает в случае вхождения в новое социальное окружение с отрицательной нравственной и правовой ориентацией лиц с положительными личностными качествами. Тут микросреда может формировать черты личности, не отвечающие интересам общества, и посредством длительного общения, взаимодействия и даже принуждения может произойти передача отрицательных образцов, шаблонов поведения. При этом возможно появление и развитие антиобщественной направленности личности, которая впоследствии реализуется в противозаконном поведении.
Третий тип механизма взаимодействия осуществляется тогда, когда отсутствие или недостаток положительных социальных связей компенсируется отрицательными, которые закрепляют отрицательную антиобщественную направленность личности, т. е. человек устойчиво остается в асоциальной или преступной среде.
Исходя из анализа возможных типов механизма взаимодействия личности и социальной среды, будет целесообразным понимать под социальной адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодействии посредством общения личности и позитивной социальной среды. Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социальной среды целесообразно называть «псевдоадаптацией». В современных социальных условиях России позитивная социальная адаптация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптацией» многих социальных групп. Могут все чаще встречаться противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью.
Адаптация – двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.), но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация оказывается способной как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводится только к социальной реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эвристическим, эмоционально-чувственным, вербально-коммуникативным, ценностно-ориентационным, институционально-организационным и другим компонентам взаимодействия субъекта и среды.
Социальный проект «Навстречу друг другу»
... острой. Актуальность вопроса обусловлена усилением внимания государства и общества к проблемам социального сиротства и международного усыновления российских детей в связи с принятием в ... участием семей). Индивидуальное, семейное и групповое консультирование по психолого-педагогическим, правовым, социальным вопросам, актуальным для принимающих родителей; Школа приемных родителей. Дети Подготовка детей ...
Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Существуют и такие механизмы социально-психологической адаптации личности, как: 1) когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т. д.; 2) эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.; 3) практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике4. В целом, все эти социально-психологические механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство. В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.
2.2. Проблемы социальной адаптации
Эффективность, конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений и субъективной удовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает человек, занимающийся эмоциональным самочувствием личности.
Для решения задач социальной адаптации престарелых и инвалидов важное значение имеют повышение качества медицинского, бытового и психологического обслуживания, организация их досуга и посильной трудовой занятости. Важной формой социальной адаптации инвалидов является трудовая терапия, создание возможности трудоустройства, создание среды позитивного общения5.
Для достижения социальной адаптации бывших заключенных необходимо осуществление многих аспектов: обеспечение возможности трудоустройства, бытового обустройства (жилье, прописка), производственная адаптация в трудовом коллективе, семейно-бытовая адаптация, восстановление положительных социальных связей, прерывание связей с преступным миром, искоренение или нейтрализация девиантных форм поведения и антисоциальных особенностей личности.
Проблемы социальной адаптации и профессиональной переориентации встают перед многими безработными, мигрантами и другими слоями населения, утратившими привычный социальный статус.
Жизненно важное значение имеет социальная адаптация детей, лишенных родительского попечительства, воспитанников детских домов. Программы социальной адаптации таких детей направлены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения, к решению бытовых проблем самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, умения обращаться с деньгами, к достижению социально-трудовой адаптации через трудовое и профессиональное обучение, психологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.
ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
... достаточно устойчивым и малоизменяемым. Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют ... личности. От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека ...
Медикаментозная и психологическая коррекция может играть существенную роль в решении задач социальной адаптации лиц, переживших экстремальные военные или социальные потрясения, ситуации насилия, либо работающих в экстремальных и социально-негативных условиях (работники правоохранительных органов, спасательных служб и пр.)
Таким образом, конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социальной адаптации отдельных лиц, групп, социальных слоев населения. Отсюда возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции
Заключение
Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и другие.
Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.
Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.
Итак, адаптация как вид взаимодействия личности или группы с общественной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе общественной иерархии. Самоидентификация личности, выбор, который сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и изменившейся социальной средой.
Список литературы
- Курбатов, В.И. Социальная работа / В.И. Курбатов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 576 с.
- Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
- Павленок, П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. – М.: ИНФА-М, 2001. – 395 с.
- Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие / С.В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2006. – 496 с.
- Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. – 668 с.
1Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007. – С. 336.
2Курбатов В.И. Социальная работа. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С.91.
3Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
4Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М.: ИНФА-М, 2001. – С.132.
5Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2006. – С. 312.