1.1. Определение «социальной адаптации»

19

Оглавление

Введение

Социальное развитие человека во многом зависит от его состояния, активности в самопроявлении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, чувствует себя благоприятно или небла­гоприятно. Чем более комфортно чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к самопроявлению, социальному развитию.

Под адаптацией понимают процесс и результат взаимо­действия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требова­ния и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процвета­ния), а макросреда – воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Путем анализа и коррекции социаль­ной политики на основе этого понимания, субъекты уп­равления могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить де­структивные социальные процессы.

Адаптация к социальным изменениям в обществе свя­зана, прежде всего, с существованием нормативно регули­руемой в исторически определенный период времени социальной системы. Ее важнейшими компонентами выступа­ют разнообразные экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Социокультурные системы составляют «ядро» содержания форм адаптации населения к социальным изменениям. Это происходит в связи с тем, что они непосредственно воздействуют на характер воспри­ятия такого рода изменений, поскольку в их основе мож­но выделить определенный вид культуры. Адаптация к экономическим изменениям отражает элементы экономи­ческой культуры и должна опираться на них. Когда чело­век адаптируется к политическим изменениям, он неиз­бежно обращается к нормам политической культуры. Адап­тация к духовно-нравственным изменениям связана с нравственной культурой.

В данной работе мы рассмотрим этапы и проблем социальной адаптации. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

7 стр., 3378 слов

ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ И ЭРГОТЕРАПИИ

... в решении комплексных проблем абилитации и реабилитации лиц, имеющих проблемы социальной адаптации вследствие ограничения их возможностей жизнедеятельности по здоровью. Это направление представлено ... возможности их общественной и личной профилактики, а также психогигиена, разрабатывающая научные основы профилактики нарушений психического здоровья человека в СЧТС. Функциональная анатомия человека, ...

1) дать определение социальной адаптации;

2) рассмотреть адаптацию человека, ее место и роль в социальном развитии;

3) рассмотреть механизм социальной адаптации.

Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

  1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии

Термин «адаптация» происходит от латинского adaptation –приспособле­ние, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направ­лена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации –активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наи­более благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, при­нятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ре­бенка – процесс и результат согласования индивидуальных возмож­ностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Социальная адаптация является необходимым условием для обес­печения оптимальной социализации человека1. Она позволяет челове­ку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосо­вершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно при­спосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, ак­тивность самопроявления и приобретение соответствующего опыта. Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат. Адаптация как процесс представляет естественное развитие адап­тационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в дет­ском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.).

11 стр., 5490 слов

Адаптация человека к стрессовым условиям

... Доминантным становится какой-то один из множества мотивов, определяющих деятельность человека в обычных условиях. - Появляется ярко выраженное эмоциональное напряжение. Реакции тревоги крайней степени ... становится менее выраженными, происходит адаптация к ситуации. В ряде случаев, длительная экстремальная ситуация оказывает крайне неблагоприятное влияние на человека, вызывая нарушения поведения, ...

Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстанов­ке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благо­приятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками).

Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные прояв­ления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания по­мощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей, в учебе, досуговой деятель­ности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития.

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и прави­лам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она – показа­тель его социального развития и воспитания, степени его соответст­вия или несоответствия основной массе сверстников, Другими словами – это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаи­моотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Итак, исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоак­тивности.

1.2. Роль адаптации человека в социальном развитии

Индивидуальное своеобразие человека – это личные качества, при­сущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспо­собляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедея­тельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям об­становки.

Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабли­ваться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваи­вает опыт адаптации к ней и подобной ей (типичной) ситуации. Одновременно у него формируется способность к приспособлению, что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореализации. Чем больше у человека опыт приспособления к новым услови­ям, тем быстрее происходит его адаптация. Он способен достаточно активно привыкнуть к типичным (сходным) для него условиям, тем, в которых он уже бывал.

4 стр., 1600 слов

Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста ...

... методической литературы по теме исследования. 2. Изучить состояние певческой деятельности у детей дошкольного возраста. 3. Проанализировать полученные экспериментальные данные. 4. ... психологическую базу для социальной адаптации, своеобразное познание действительности, развивает творческий потенциал, способствует самопознанию и самовыражению детей. Музыкальное искусство способствует активизации ...

Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Данный факт имеет исключительно важное значение в пони­мании природы формирования адаптационных возможностей. Ребен­ку, который постоянно находится в одних и тех же условиях, сложно приспособиться к новым, например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется к группе детского сада, школе.

Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный пери­од жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации снижают действенность его опыта. Возникновение такой потребности вызовет у него определенные трудности.

Настрой – это внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации. Он сказывается на состоянии человека. Даже при наличии опыта, если нет соответствующего настроя на самопроявле­ние, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время он может формироваться в процессе самопроявления человека, кото­рое способно увлекать, стимулируя интерес, желания, устремлен­ность.

Состояние – определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется внутренним фактором (например, состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом и др.) и внешним (новизна, приятие или неприятие средой и др.).

Оно может меняться в процессе адаптации как в пози­тивную, так и в негативную сторону в зависимости от изменения об­становки и степени самореализации.

Самоактивность – это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации. От нее зависит очень много. Она позволяет преодолевать значительные трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо нет.

Большое значение адаптация имеет для ребенка, находящегося в различных условиях: в семье, детском саду, школе. Адаптация в дет­ском саду, позволяет ему чувствовать себя в группе естественно и наи­более полно проявлять себя. Для адаптированных детей воспитатель­ная деятельность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития и воспитания ребенка во многом определяется программой и деятельностью воспитателей. В школе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребен­ку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (профессионально-технической, вузовской) программой с учетом индивидуальных возможностей.

Адаптация нужна и в других условиях. Главными являются: адап­тация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза); профессиональная в связи со сменой места работы; адаптация пенсионера. Каждая из них имеет свое содержание и жизненно важное значение для человека. Например, адаптация вы­пускника профессионального образовательного учреждения (началь­ного, среднего или высшего) представляет собой процесс и результат успешного приспособления его к социальным условиям среды про­фессиональной деятельности. От успешности адаптации зависит, в какой степени специалист реализует себя в профессии, найдет свое место в производственном коллективе, будет успешно справляться с профессиональной деятельностью, достигнет положительного резуль­тата. В этом нуждается и выпускник, и производство.

5 стр., 2317 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... 30% считают себя общительными людьми). Это отражает не только характеристику человека как личности, но и о признании социальных норм и правил - главнейшими для человека в процессе его взаимодействия с ...

Выделяют такое понятие как функциональная адаптация. Она характеризует процесс и результат приспособления человека к выпол­нению определенной деятельности, профессиональных обязанностей. Она присуща любому человеку, приступающему к какой-либо дея­тельности. Время, необходимое для функциональной адаптации, зави­сит от перерыва в деятельности. Чем больше перерыв в деятельности, тем больше времени необходимо человеку для его функциональной адаптации.

Функциональная адаптация также зависит от опыта в соответст­вующей деятельности, длительности временного перерыва, например, настроя на деятельность, состояния и самоактивности.

Стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживает развитие их адаптационных возможностей. Такие дети в новых условиях испытывают большие трудности в адаптации, а сле­довательно, в самореализации и социальном развитии, например, не посещавшие детский сад значительно сложнее адаптируются к школе, школьному коллективу.

Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или ти­пичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность).

Она необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, об­щении с другими людьми. В учебе, например, она означает способ­ность обучаемого к гибкой переориентации относительно содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. В специальной литературе существует такое выражение, как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы, и др.), функциональные изменения со стороны нервной и сер­дечно-сосудистой систем.

Неадаптивность характеризует то, что у человека имеется несоот­ветствие между целями и достигаемыми результатами деятельности. Она свидетельствует о его неспособности адаптироваться в этих усло­виях к предлагаемой деятельности.

Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Суще­ствуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адап­тации определенной категории людей. Адаптированность среды ха­рактеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы).

Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школь­ного возраста и пр.

Таким образом, ситуационные адаптационные возможности человека непостоян­ны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния адаптации могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

  1. Этапы и проблемы социальной адаптации

2.1. Механизм социальной адаптации

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исто­рический характер, который по разному влияет на лич­ность или подталкивает ее к определенному выбору меха­низмов действия в заданном контексте времени. Процесс социальной адаптации необходимо рассматри­вать на трех уровнях: общество (макросреда) – адаптация личности и соци­альных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития обще­ства; социальная группа (микросреда) – адаптация челове­ка или, наоборот, нестыковка интересов человека с соци­альной группой (производственный коллектив, семья, учеб­ный коллектив и пр.); сам индивид (внутриличностная адаптация) – стрем­ление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов2.

12 стр., 5749 слов

Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде

... 3. Потребности как источник активности личности 4. Характеристика экологических потребностей 5. Адаптация человека к естественной и социальной среде 6. Своеобразие поведения в естественной и социальной среде 7. Поведение человека в ...

Социальная адаптация личности направлена на восста­новление норм, социально-полезных отношений с соци­альными субъектами (группами и отдельными ее члена­ми), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Психологическая адаптация – усвоение со­циально полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности лич­ности с ожиданиями социальной среды. Социальная и пси­хологическая стороны адаптации находятся в неразрыв­ном единстве, хотя иногда могут не совпадать.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает: 1) реализацию механизма взаимодействия лич­ности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность; 2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного со­циального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации; 3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамическо­го равновесия между его личностными установками и ожи­даниями социальной среды при наличии контроля с ее сто­роны.

Сложность механизма социальной адаптации происте­кает от того, что взаимодействуют две структурно сложные системы – личность и социальная среда. Адаптация – это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на мак­роуровне – это общество в целом, на микроуровне – мик­росреда, которую составляет ближайшее окружение чело­века и его отношения в семье, трудовом коллективе, в раз­личных малых социальных группах. Микросреда – это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Мак­ро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. фор­мируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности3.

Социальная адаптация формируется по двум основани­ям: личностно-субъективном и внешне-объективном. Можно выделить разновидности социальной среды: микро-среда с положительной направленностью, микро­среда с отрицательной направленностью. Характеристики личности можно представить: как – личность, харак­теризующаяся положительной направленностью, устоявши­мися взглядами, ценностными ориентациями и – лич­ность, характеризующаяся устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными взглядами, установками.

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

... и личной мотивации труда и других причин. Профессиональная адаптация, являясь разновидностью социальной адаптации, проявляется только в трудовых взаимоотношениях, в процессе приспособления ... полностью используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду. Дезадаптация - с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия). У ...

Успешная социальная адаптация возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность – это первый тип взаимодействия личности и среды.

Второй тип механизма взаимодействия личности и сре­ды характеризуется несовпадением ожиданий-требований микрогруппы (семьи, трудового коллектива) и уровня при­тязаний личности адаптируемого. В этой ситуации возмож­ны два варианта: первый – вхождение в новое социаль­ное окружение с положительной нравственной и правовой ориентацией лиц с антиобщественной индивидуалистической направленностью. В этом случае личность с антиобщественной направ­ленностью имеет возможность усвоить правовые установ­ления, перевоплотить их в свои личные качества, цели, поступки; второй вариант возникает в случае вхождения в новое социальное окружение с отрицательной нравствен­ной и правовой ориентацией лиц с положительными лич­ностными качествами. Тут микросреда может формировать черты личности, не отве­чающие интересам общества, и посредством длительного общения, взаимодействия и даже принуждения может про­изойти передача отрицательных образцов, шаблонов пове­дения. При этом возможно появление и развитие антиоб­щественной направленности личности, которая впослед­ствии реализуется в противозаконном поведении.

Третий тип механизма взаимодействия осуществляется тогда, когда отсутствие или недостаток положительных социальных связей компенсируется отрицательными, ко­торые закрепляют отрицательную антиобщественную направленность личности, т. е. человек устойчиво остается в асоциальной или преступной среде.

Исходя из анализа возможных типов механизма взаи­модействия личности и социальной среды, будет целесооб­разным понимать под социальной адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодей­ствии посредством общения личности и позитивной соци­альной среды. Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социальной среды целесо­образно называть «псевдоадаптацией». В современных социальных условиях России позитивная социальная адап­тация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптаци­ей» многих социальных групп. Могут все чаще встречать­ся противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характер­ные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью.

Адаптация – двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образова­ния, СМИ и пр.), но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной и многоуровне­вой структурой и функциями, адаптация оказывается спо­собной как к глубоким изменениям в сознании и поведе­нии субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводит­ся только к социальной реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эв­ристическим, эмоционально-чувственным, вербально-коммуникативным, ценностно-ориентационным, институцио­нально-организационным и другим компонентам взаимо­действия субъекта и среды.

4 стр., 1969 слов

Социальный проект «Навстречу друг другу»

... острой. Актуальность вопроса обусловлена усилением внимания государства и общества к проблемам социального сиротства и международного усыновления российских детей в связи с принятием в ... участием семей). Индивидуальное, семейное и групповое консультирование по психолого-педагогическим, правовым, социальным вопросам, актуальным для принимающих родителей; Школа приемных родителей. Дети Подготовка детей ...

Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скры­тых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности. Со­циальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формиро­вание и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Существуют и такие механизмы социально-психоло­гической адаптации личности, как: 1) когнитивный, вклю­чающий все психические процессы, связанные с познани­ем: ощущения, восприятие, представление, память, мышле­ние, воображение и т. д.; 2) эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тре­вога и т. д.; 3) практический, поведенческий, предлагаю­щий определенную направленную деятельность человека в социальной практике4. В целом, все эти социально-пси­хологические механизмы социальной адаптации личнос­ти составляют полное единство. В основе социальной адап­тации личности лежит активное или пассивное приспособ­ление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовы­вать саму личность человека.

2.2. Проблемы социальной адаптации

Эффективность, конечный результат адаптации опреде­ляются объективными показателями достижений и субъек­тивной удовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает человек, занимающийся эмоциональным самочувствием личности.

Для решения задач социальной адаптации престарелых и инвалидов важное значение имеют повышение качества медицинского, бытового и психологического обслужива­ния, организация их досуга и посильной трудовой занято­сти. Важной формой социальной адаптации инвалидов является трудовая терапия, создание возможности трудо­устройства, создание среды позитивного общения5.

Для достижения социальной адаптации бывших заклю­ченных необходимо осуществление многих аспектов: обес­печение возможности трудоустройства, бытового обустрой­ства (жилье, прописка), производственная адаптация в трудовом коллективе, семейно-бытовая адаптация, восста­новление положительных социальных связей, прерывание связей с преступным миром, искоренение или нейтрализация девиантных форм поведения и антисоциальных осо­бенностей личности.

Проблемы социальной адаптации и профессиональной переориентации встают перед многими безработными, миг­рантами и другими слоями населения, утратившими при­вычный социальный статус.

Жизненно важное значение имеет социальная адапта­ция детей, лишенных родительского попечительства, вос­питанников детских домов. Программы социальной адап­тации таких детей направлены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения, к решению бытовых проблем самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, уме­ния обращаться с деньгами, к достижению социально-тру­довой адаптации через трудовое и профессиональное обучение, психологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.

6 стр., 2702 слов

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

... достаточно устойчивым и малоизменяемым. Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют ... личности. От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека ...

Медикаментозная и психологическая коррекция может играть существенную роль в решении задач социальной адаптации лиц, переживших экстремальные военные или социальные потрясения, ситуации насилия, либо работа­ющих в экстремальных и социально-негативных услови­ях (работники правоохранительных органов, спасательных служб и пр.)

Таким образом, конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социаль­ной адаптации отдельных лиц, групп, социальных слоев населения. Отсюда возрастает роль социальных работни­ков, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции

Заключение

Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, кото­рые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Си­стема социальной адаптации включает разные виды адап­тивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономи­ческая; адаптация к формам общественного сознания (на­ука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и другие.

Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адапта­ции либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой сторо­ны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направ­лена на обеспечение помощи отдельным личностям, груп­пам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.

Необходимо изучение адаптации как сложного механиз­ма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, свое­го окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Итак, адаптация как вид взаимодействия личности или груп­пы с общественной средой, в ходе которого согласовыва­ются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе обществен­ной иерархии. Самоидентификация личности, выбор, ко­торый сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и из­менившейся социальной средой.

Список литературы

  1. Курбатов, В.И. Социальная работа / В.И. Курбатов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 576 с.
  2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
  3. Павленок, П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. – М.: ИНФА-М, 2001. – 395 с.
  4. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие / С.В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2006. – 496 с.
  5. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. – 668 с.

1Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007. – С. 336.

2Курбатов В.И. Социальная работа. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С.91.

3Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.

4Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М.: ИНФА-М, 2001. – С.132.

5Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2006. – С. 312.