РЕБЕНОК КАК ОБЪЕКТ мед. исследования

РЕБЕНОК КАК ОБЪЕКТ

МЕДИЦИНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Г.Л. Микиртичан

рогресс медицины во многом обязан экспериментальному мето-

ду, и подлинно научной медицина стала только тогда, когда в ос-

нову ее был положен усовершенствованный эксперимент. Почти

одновременно врачами-экспериментаторами был поднят вопрос

об этических границах научных медицинских исследований на человеке.

При проведении экспериментов на людях получение нового знания уходит

на второй план, а перед исследователем со всей остротой встают вопросы,

обращенные к его совести. Это обусловлено тем, что при проведении испы-

тания на людях происходят жизненно значимые воздействия на субъекта как

такового, затрагиваются высшие ценности — достоинство и неприкосновен-

ность человеческой личности. Поэтому никакие, даже самые благие намере-

ния и цели не освобождают исследователя за последствия таких действий.

К настоящему времени созданы международные декларации и доку-

менты, регламентирующие проведение и этический контроль за исследо-

ваниями на человеке. Центральным из них является Хельсинская деклара-

ция (последний пересмотр — Эдинбург, 2000).

В январе 2002 г. в Бельгии

П

Г.Л. Микиртичан 333

состоялась Европейская конференция по клиническим исследованиям в

педиатрии под эгидой Европейского форума по Качественной клиниче-

ской практике и Конфедерации европейских специалистов в педиатрии.

Возрастает роль этических комитетов, организуются международные се-

минары по координации их работы.

Необходимость проведения исследований в педиатрии диктуется рядом

обстоятельств. Существует определенный дефицит объективных знаний о

качестве и эффективности современных превентивных мер, особенностях

возрастной физиологии и патологии, фармакокинетики и фармакодинами-

ки лекарственных средств, адекватных дозировках и формах их примене-

ния для различных возрастных групп.

Большинство данных о безопасности медицинских вмешательств и лекар-

ственной продукции, применяемых в педиатрии, заимствованы из исследова-

ний с участием взрослых. А наши знания об адекватности переноса результа-

тов диагностических и терапевтических исследований у взрослых на детей

недостаточны. Поэтому очень ценно участие детей при исследовании детских

5 стр., 2254 слов

Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров

... Телефон, телетайп, радиосвязь. 4. Деловая переписка, резолюции.     Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров Результаты профессиональной деятельности юриста во многом ... и конкретной ситуации. Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его – необходимое профессиональное качество, один из важнейших показателей общей ...

болезней и условий, к которым дети особенно восприимчивы.

При проведении испытаний на людях руководствуются основными

правилами (принципами) медицинской этики (биоэтики): уважение ценно-

сти и достоинства любой человеческой жизни, автономия личности, не

причинение зла (не вреди), полное информирование, осознанное добро-

вольное согласие испытуемого, конфиденциальность, справедливость.

В соответствии с Правами детей, провозглашенными ЮНИСЕФ в

1959 г. и одобренными в 1989 г. 41-й ассамблеей ООН, все права взросло-

го человека распространяются на детей. Следовательно, при проведении

испытаний на детях должны быть соблюдены все условия, предъявляемые

к экспериментам на взрослых, но подход должен быть еще более взвешен-

ным. Обусловлено это анатомо-физиологическими особенностями ребен-

ка, отсутствием у него психологического и социального опыта; необходимо-

стью осуществления диагностики, лечебных и профилактических процедур

не прямо, а опосредованно, через родителей и родственников ребенка.

Дети, участвующие в исследовании в силу повышенной уязвимости

нуждаются в особом внимании и защите интересов каждого конкретного

ребенка. С этой целью врачам важно создать атмосферу уважительного,

сочувственного внимания и проявить готовность к принятию дополни-

тельных мер обеспечения безопасности ребенка. Из-за того, что ребенок

проявляет пониженную способность к принятию решения, и автономия

его в значительной степени зависит от защиты и поддержки взрослых, ба-

зовые этические воззрения врача играют особенно важную роль. Здесь

334 Г.Л. Микиртичан

речь идет не только о практических действиях, неясностях и их разреше-

ния, но и о конфликте ценностей высшего порядка. С одной стороны мы

нуждаемся в научно обоснованных, достоверных знаниях и более безопас-

ных лекарственных препаратах, применяемых в педиатрии и получаемых в

результате исследовательской деятельности, а с другой стороны, обязаны

проявлять уважение и защищать целостность личности ребенка и его че-

ловеческое достоинство. Обе эти стороны должны находиться в равнове-

сии. Однако, проблемы, возникающие при проведении исследований на

детях, не всегда можно решить однозначно. Усугубляется это тем, что от-

сутствуют российские рабочие документы, непосредственно регламенти-

рующие проведение исследований на детях. Не четко сформулированы

критерии допустимости проведения тех или иных исследований на детях,

хотя в новой редакции Хельсинской декларации (Эдинбург, октябрь 2000)

пункт 19 гласит: «медицинское исследование оправдано только в том слу-

чае, если есть разумная вероятность, что группы населения, в которых

проводится исследование, получат выгоду от его результатов».

Речь идет о различном подходе к проведению медицинских исследований,

сочетающихся с профессиональным обслуживанием детей (клинических ис-

пытаний) и не терапевтических медико-биологических исследованиях.

5 стр., 2430 слов

ССР: Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание ...

... что надо обогатить себя знаниями. Общаясь со взрослыми и детьми, понимает, что умным необходимо быть, их любят взрослые и дети (по социометрии, он умный с ним интересно). ... особенностей поведения – осознание правил, повышение внутренней ценности самостоятельно организованных ребенком действий. Общение с родным взрослым – 3-5 лет внеситуативно-познавательное, Лет внеситуативно-личностное Общениесо ...

Ряд исследователей допускают проведение не терапевтических иссле-

дований на детях только, если риск, связанный с их проведением, не пре-

вышает минимальный, если ребенок старше 14 лет, он мыслит самостоя-

тельно и достаточно зрелый, чтобы понять природу предстоящей процеду-

ры, включая потенциальную опасность, а также свой долг перед общест-

вом. Однако многие педиатры и юристы (Носов С.Д., 1975; Малеина М.Н.,

1995 и др.) считают, что следует запретить участие в не терапевтических

медико-биологических испытаниях здоровых несовершеннолетних лиц в

возрасте до 18 лет независимо от позиции их родителей, опекунов, попе-

чителей в связи с возможным риском причинения вреда их здоровью. С.Д.

Носов подчеркивал, что на детях недопустимы даже первичные испытания

безвредности вакцин и лекарственных препаратов. Обосновывается это

тем, что не терапевтические испытания преследуют главным образом чис-

то научные цели и не имеют прямого диагностического или терапевтиче-

ского значения для лиц, участвующих в таких исследованиях.

Этически допустимыми считаются клинические испытания, проводя-

щиеся с целью диагностирования, лечения и профилактики заболеваний и

если, по мнению врача, они способствуют спасению жизни, восстановле-

нию и поддержанию здоровья, облегчению страданий ребенка.

Г.Л. Микиртичан 335

Кроме того, возможно включение ребенка в клиническое исследование,

если дети в нем не могут быть адекватно заменены взрослыми, т.е. когда

отсутствует возможность получить необходимые результаты путем прове-

дения альтернативных исследований «in vitro», на животных, взрослых.

Изучение на детях иммунологической и эпидемиологической эффектив-

ности вакцин и уточнение вопросов эффективности лекарственных препара-

тов, безвредность которых предварительно уже проверена на взрослых лю-

дях, возможно при соблюдении соответствующих правил медицинского кон-

троля.

В статье 43 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»,

регламентирующей порядок проведения экспериментов, говорится: «Не

разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установ-

ленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства

могут использоваться для лечения лиц, не достигших возраста 15 лет,

только при непосредственной угрозе их жизни и с письменного согласия

их законных представителей» (1993).

Новое средство или метод лечения редко испытывается на пациентах

вне больничных стен. В клинике иногда трудно провести ощутимую грань

между экспериментом как таковым и просто лечебной или диагностиче-

ской манипуляцией. Ведь каждый ребенок имеет индивидуальные особен-

ности и его реакции на одно и тоже средство могут отличаться. А врач

внимательно следит за больным и при осложнениях или неадекватных ре-

акциях дополняет или изменяет схему лечения. Чаще всего сегодня в ответ

на прием лекарственных препаратов наблюдаются аллергические реакции.

Таким образом, многие широко применяемые схемы лечения содержат не-

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

... Нарушение приемов рационального использования лекарств не всегда заметно, когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда трудно объективизировать динамику лечебного процесса. К таким отраслям ...

кое экспериментальное начало.

При проведении клинических исследований на детях, прежде всего,

необходимо строго научное обоснование самого исследования. Врачу у

постели больного ребенка, особенно если состояние его очень тяжелое, а

эффективность проводимой терапии оказывается низкой, приходится тер-

пеливо и тщательно обдумывать весь комплекс лечебных мероприятий,

используя различные средства, включая новые медикаментозные препара-

ты, новые оперативные вмешательства и т.д. От того, насколько творчески

подходит он к решению данной проблемы, как неукоснительно следует

принципам профессиональной этики и руководящим документам, будут

зависеть динамика заболевания, благополучие больного и его близких, а в

конечном счете — исход болезни. Замечательный детский врач А.А. Ки-

сель считал недопустимым для врача назначать лекарство без тщательного

обоснования и учета терапевтического эффекта. «Как глубоко некультурно

336 Г.Л. Микиртичан

поведение врачей, — говорил он, — когда они назначают те или иные ле-

карства больным с такой установкой: «Давайте попробуем полечить этим

средством». Мы не имеем никакого права пробовать на больных. Мы можем

и должны изучать, проверять, но это должна быть непременно научная про-

верка, взвешенная и обдуманная, а «пробовать» — это преступление».

Этика научных исследований в педиатрии требует, чтобы не нарушался

процесс фармакотерапии больного ребенка, когда решаются различные

вопросы совершенствования этого процесса на основе испытаний новых

лекарственных средств или известных препаратов, которые ранее у детей

не применялись. При этом возникает необходимость использовать кон-

трольные препараты. В педиатрии практически не применим метод с ис-

пользованием контрольного плацебо («пустышки»), когда в целях фарма-

кологического эксперимента больному дают не обладающий значительной

фармакологической активностью препарат. При этом преследуют цель вы-

явить плацебо-эффект, связанный не с фармакологическим действием но-

вого исследуемого препарата, а с сопутствующими условно-рефлектор-

ными и психогенными влияниями на функции организма, обменные про-

цессы и др. это особенно недопустимо, если доказанные эффективное ле-

чение уже существует. При использовании плацебо больной остается без

лечения на определенное время, что противоречит главной цели клиниче-

ского испытания с участием детей — пользы для ребенка.

Исследование должно проводиться в учреждении, где царит атмосфера

удовлетворяющая детей и их родителей, работает опытный персонал и

существует инфраструктура, позволяющая провести исследование качест-

венно. Все это повышает степень доверия пациентов и их родственников к

медицинским работникам, позволяет предупредить ситуации риска и пси-

хосоматические проблемы.

Важно подумать и о том, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта и

главным здесь будет профилактика боли и страха. Это обеспечивается

умением персонала работать с ребенком, пониманием его особых возрас-

тных соматических и эмоциональных потребностей, готовностью оказать

качественную медицинскую помощь в нестандартных ситуациях.

Если исследование проводится не в амбулаторных, а стационарных уч-

реждениях надо учитывать что многие дети испытывают чувство тоски,

одиночества, подавленность, бессонницу. Отрыв от матери, дома тяжело

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

сказывается на психологическом состоянии, многие дети плохо адаптиру-

ются к условиям стационара, поэтому в отделении должны быть созданы

условия для организации досуга ребенка (компетентный персонал, соот-

ветствующая мебель, игрушки, занятия любимым делом, посещение шко-

Г.Л. Микиртичан 337

лы, эстетика помещений и т.д.).

Персоналу, участвующему в исследова-

нии, рекомендуется сократить неудобства причиняемые медицинскими

вмешательствами, например, прежде чем поставить катетер, провести ме-

стную анестезию, взятие образцов крови совместить с обычным клиниче-

ским анализом. Исследовательские процедуры не должны быть продолжи-

тельными и утомительными.

Подготовка к исследованию предполагает тщательное сопоставление

степени риска, связанного с его проведением, и той пользы, которое оно

приносит детям.

Центральным условием проведения испытания на детях является полу-

чение информированного согласия, которое должно быть получено до на-

чала исследования. Механизм получения такого согласия в педиатриче-

ской практике имеет ряд особенностей, связанных с тем, что ребенок не

достаточно зрелая личность, не обладающая полной автономией, чтобы

обоснованно сформулировать свои предпочтения и защитить свое собст-

венное благополучие.

В пункте 24 новой редакции Хельсинской декларации говорится: «Если

испытуемый по закону является недееспособным несовершеннолетним,

исследователь должен получить информированное согласие от его юриди-

чески уполномоченного представителя в соответствии с действующим за-

конодательством». Это положение, как уже указывалось, подтверждено и

в статье 43 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Ребенок и его родители или законные представители ребенка должны

быть полностью и адекватно проинформированы исследователем о целях,

методах, возможном риске и ожидаемых выгодах от участия ребенка в ис-

следовании. Кроме того, им сообщают о том, что при любых осложнениях

ребенку немедленно будет оказан весь комплекс медицинских мероприя-

тий по их устранению, а также об их праве отказаться от участия ребенка в

проводимом исследовании, причем подтверждается, что отказ не повлияет

на отношение к ребенку и проведение апробированного лечения. После

того как врач-исследователь убедился, что законный представитель ребен-

ка понял существо представленной информации, он должен получить от

представителя письменное информированное согласие на участие ребенка

в исследовании.

Таким образом, ответственность за принятие решений, касающихся

здоровья и благополучия детей, несут родители или другие законные

представители ребенка. Встает вопрос, всегда ли родители или опекуны

принимают решение в интересах ребенка. Большое значение имеет отно-

шение этих лиц к ребенку, их физическое или психическое состояние, со-

338 Г.Л. Микиртичан

циальный статус, способность понимать информацию врача и принимать

8 стр., 3647 слов

Исследование на тему «Психология потребителя»

... потребителя способствовала увеличению расходов на маркетинговые исследования. 4. Методы исследования психологии потребителя Методы исследования психологии потребителя: 1) наблюдение; 2) опросы общественного мнения; ... тонких инструментов усиливать мотивационную составляющую воздействия рекламы. На основании исследований о воздействии определенных ароматов на состояние человека ученые ...

необходимое решение, т.е. их компетенция.

К сожалению, в настоящее время у части родителей наблюдается сни-

женная ответственность за здоровье своих детей, низкий интеллектуаль-

ный и социальный уровень, наличие определенной патологии (психиче-

ские заболевания, алкоголизм, наркомания и др.).

Некомпетентность мо-

жет быть связана и с небольшим жизненным опытом, которым располага-

ют молодые родители.

Такое положение может повести родителей к даче согласия на прове-

дение исследования у своего ребенка без должного осознания своего ре-

шения. Кроме того, при тяжелом материальном положении большинства

населения и недостаточном финансировании государственных лечебно-

профилактических учреждений, когда необходимые для лечения ребенка

препараты предлагается приобретать родителям, возможно, что именно факт

бесплатного лечения ребенка новым исследуемым лекарством будет прева-

лировать при решении матери дать согласие на испытание этого препарата.

Если согласие лица на проведение эксперимента вынуждено стечением

тяжелых жизненных обстоятельств (бедность) или обусловлено зависимо-

стью испытуемого от экспериментатора (например, по обучению и т.п.) его

нельзя считать добровольным, а проводимый эксперимент — правомерным.

Пока не ясно, как расценивать ситуацию, если, например, мать дает со-

гласие на исследование, а отец против или наоборот.

Особо уязвимыми являются группы потенциальных испытуемых — это

дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, умственно не-

полноценные дети. Согласие на участие в исследовании детей-сирот дает

опекун или воспитатель, отношение их к детям может быть различным и

врач должен учитывать это.

Многие этические кодексы декларируют, что умственно отсталые лица

и больные, помещенные в психиатрические больницы, не могут быть объ-

ектами экспериментальных исследований.

При проведении клинических испытаний на детях, несмотря на их не-

дееспособность, следует получить добровольное согласие и у них, после

того как они были адекватно проинформированы.

Сложилось мнение, что основным критерием при этом следует считать не

возраст ребенка, а уровень интеллектуального развития, степень тяжести и

длительность заболевания. Бывают случаи, когда длительно болеющий несо-

вершеннолетний способен понимать свое состояние, прогноз заболевания и

имеет собственное обоснованное мнение о лечении, и взрослые обязаны ува-

жать это мнение. Т.е. подход должен быть строго индивидуальным.

Г.Л. Микиртичан 339

В практической деятельности педиатры знают, что дети с 9 лет способ-

ны понимать цель, возможно пользу и риск исследования и в состоянии

«разрешить» проведение той или иной процедуры или отказаться от нее;

дети старше 12 лет уже достаточно компетентны, чтобы дать согласие или

отказаться от участия в исследовании.

Однако такого сознательного согласия недостаточно для разрешения

11 стр., 5266 слов

Исследованию общественного мнения воинского коллектива

... являются чисто духовные процессы общения. Одновременно зарождается политологическое направление в исследовании общественного мнения (усилиями главным образом юристов). Это направление развивается, как в ... природе и методах изучения общественного мнения оказала работа А.П.Лоуэппа "Общественное мнение и народное представительство".В центр своих теоретических исследований А.П.Лоуэпп поставил вопросы о ...

участвовать в исследовании, если оно не подкреплено согласием родителя

или другого законного представителя ребенка.

Врачу-исследователю следует уважать мнение ребенка и учитывать его

нежелание участвовать в исследовании, даже если его родители (законные

представители) дают согласие на его участие в экспериментах.

Несомненным условием является возможность на любой стадии отказать-

ся от участия в исследовании. Если в процессе исследования у детей появля-

ются неблагоприятные симптомы в физическом или в психическом состоя-

нии, они немедленно исключаются из исследования.

Особые требования предъявляются к врачу-исследователю. А. Молль —

автор замечательной книги «Врачебная этика. Обязанности врача во всех

отраслях его деятельности» (СПб., 1903) — писал: «Нигде как при экспе-

рименте с такой ясностью не выступает противоречие между обязанно-

стью врача и страстью к научным исследованиям». Поэтому одним из

принципов, которому должны следовать исследователи — это обеспечение

приоритетов интересов испытуемых перед интересами науки и общества.

Именно врач-исследователь ответственен за все действия, связанные с

исследованием. Он должен строго следовать своему долгу — действовать

в интересах ребенка, защищать его жизнь, здоровье и достоинство.

Литература

1. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве М., 1995.

2. Международные этические правила для биомедицинских исследований // Ма-

териалы семинара 25-26 мая 1999 г., Санкт-Петербург. СПб., 2000.

3. Международный семинар для комитетов по этике России и стран участников

СНГ. СПб., 2001.

4. Молль А. Врачебная этика. Обязанности врача во всех отраслях его деятель-

ности. Пер. с нем. СПб., 1903.

5. Носов С.Д. Вопросы деонтологии в научно-исследовательской работе врача.

М., 1975.

6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

М., 1993.

7. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспери-

ментов на человеке и животных //Сборник материалов к конференции. М., 1994.

Микиртичан Л.Д. Ребенок как объект медицинского исследования // Философский век. Альманах 21. Науки о человеке в современном мире. Часть 2. С.-Петербург, 2002. Санкт-Петербургский Центр истории идей. – С. 332-339.