Задания для самостоятельной работы студентов к разделу «Педагогическая психология»

5. Решить следующие практические задачи:

1 Задача.

В классе есть ученик, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать?

а) Выяснить (не на уроке) причину постоянных опозданий — а вдруг она уважительная?

б) Какой бы ни была причина опозданий, серьезно поговорить с учащимся и его родителями, предупредив их о возможных негативных последствиях подобных опозданий;

в) Один раз запереть дверь класса на ключ и не пустить опоздавшего — пусть помается в коридоре!

г) Предложить однажды свою помощь этому ребенку, например позвонить ему домой в 6 часов утра и разбудить, встретить в условленном месте и проводить в школу к началу урока, чтобы положить конец опозданиям.

2 Задача.

Словесник и физик больны. У детей уже третий урок геометрии. Ребята устали. Как поступить учителю?

а) А учитель не устал?! Поэтому оптимальный вариант для подобной ситуации — несложная контрольная по геометрии — и дети расслабятся, и учитель отдохнет;

б) право учителя — наотрез отказаться от проведения третьего подряд урока геометрии — это нарушение всяких правил;

в) если общая культура и начитанность позволяют, поговорить с детьми о месте геометрии в жизни людей — вчера и сегодня, показав им неожиданные ракурсы этой области знаний;

г) вместо третьего урока геометрии провести классное собрание и поговорить с ребятами об их проблемах;

д) убедить администрацию отпустить ребят домой.

3 Задача.

Из-за болезни учительницы у ребят «окно». Они приходят к другому учителю и просят разрешить им посидеть на его уроке. Как быть?

а) Конечно, пустить, если ребята дисциплинированные и в классе есть свободные места;

б) Ни в коем случае не пускать — будет сплошной беспорядок!

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у ... Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления ... кто в позапрошлом году играл в «Зените» вместо Садырина?» Ребята назвали фамилию футболиста. Потом они перечисляли множество фамилий игроков ...

в) Посоветовать ребятам пойти во двор и погулять — такую возможность упускать нельзя;

г) посоветовать ребятам пойти в школьную библиотеку и почитать что-нибудь интересное;

д) посоветовать ребятам подготовить какие-либо уроки на завтра, чтобы время не пропало даром.

4 Задача.

На уроке английского языка идет речь о погоде, температуре воздуха и любимом времени года. Тут же встает девочка и убежденно говорит по-английски: «Я люблю зиму, когда на улице — 30. Тогда не надо ходить в школу». Учительница в растерянности. Что делать?

а) Дружелюбно сказать по-английски: «Как я тебя понимаю!»;

б) Похвалить девочку за правильно построенную фразу и хорошее произношение;

в) Не обращая никакого внимания на «крик души», продолжить опрос;

г) Спокойно посадить девочку и сказать: «А теперь послушаем оптимистов»;

д) Продолжить беседу по-английски и посадить дерзкую девочку в лужу;

е) Поправить девочку, сказав, что занятия прекращаются только при температуре — 35, чтобы не заблуждалась.

5 Задача.

На уроке физкультуры девочка во всеуслышание заявляет о своих «критических днях» — причине того, почему она без формы и не занимается. Как реагировать учителю?

а) Молча кивнуть и начать урок;

б) Молча кивнуть, но после урока объяснить девочке бестактность ее поведения;

в) При всем классе пристыдить за бестактность;

г) Посмеяться вместе с другими над простодушием девочки.

6 Задача

На уроке изобразительного искусства две девочки, работая вместе, сделали прекрасную, яркую работу. Учительница сразу же предложила представить ее на выставку. И тогда девочки забеспокоились: «А как Вы подпишете нашу работу? А кому она достанется после выставки?» Что ответить?

а) Удивиться: «Ну что за вопрос! Неужели эту замечательную картину мы будем делить?»;

б) Уверенно сказать: «Не волнуйтесь: после выставки возьмете ножницы и разделите свою работу по справедливости — каждой по куску!»;

в) Объяснить, что совместная работа в равной степени принадлежит обоим авторам, у них она и хранится поочередно;

г) Предложить подписать работу фамилиями обеих девочек, а после выставки пусть они сами решат судьбу своего «шедевра» — они же подруги!

д) Объяснить девочкам, что основным автором является тот, кто больше сделал (чья идея картины, предварительные наброски, чьи, наконец, краски);

е) Объяснить девочкам, что основным автором является не тот, кто подал идею картины или чьи краски, а тот, кто помог довести ее до нужного качественного уровня;

5 стр., 2237 слов

Шаг третий. Определение перспективных задач психологической работы

... Шаг третий: соотнести выявленные трудности с установленными ресурсами и сформулировать перспективные задачи психологической работы с автором рисунков. Шаг первый. Сравнительный анализ рисунков «Человек» и ... — В-третьих, в ситуациях, когда перед психологом стоит задача профессионального отбора сотрудников на работу, предполагающую повышенную степень риска. В этом случае психологическая устойчивость ...

ж) Посоветовать девочкам оставить эту работу для постоянной экспозиции в кабинете изобразительного искусства — по крайней мере, никто не будет обижен.

7 Задача.

У ребят урок, посвященный этикету. Дети, заранее зная, что их будут «воспитывать», посмеиваются. Учительница входит в класс. С чего лучше начать?

а) С того, как сложен этикет и насколько мало учительница владеет им сама;

б) Пройти по классу и показать каждому, что у него с точки зрения этикета не в порядке, — тут-то ребята и присмиреют;

в) Беседу об этикете надо начинать с основополагающего правила приоритетного положения старшего, женщины и начальника, а затем с точки зрения этого правила разыграть несколько этикетных ситуаций;

г) Начать (равно как и кончить) лучше с живого диалога с ребятами об этикете;

д) Главное — максимально театрализовать такой урок; лучше появиться на нем подчеркнуто элегантной, захватив с собой тарелки, ножи, вилки, салфетки и пр.

8 Задача.

Дети приносят в школу свои любимые игрушки — черепашек-ниндзя, кукол Барби и т.д. Нужно ли с этим бороться и как именно?

а) Бороться с этим не нужно: игрушки — не помеха учебе, с ними дети забавляются в основном на переменах;

б) Спокойно втолковать детям, что делу — время, а потехе — час, и в игрушки им же самим удобнее играть дома;

в) Самое конструктивное — использовать принесенные игрушки в качестве наглядных пособий во время уроков;

г) Конечно, бороться необходимо — нельзя же превращать школу в детский сад! В качестве наказания можно ограничиться записью в дневнике.

9 Задача.

Во время урока учительница замечает, что ученик рассматривает под партой порнографический журнал. Что делать?

а) Взять журнал и показать всему классу, чем любуется их товарищ, чтобы ему стало стыдно;

б) Забрать журнал и предупредить, что вернете его только родителям мальчика;

в) Журнал забрать и отнести директору школы, а ученика высмеять;

г) Провести с ребятами беседу о том, чем опасна порнография.

10 Задача.

Шпаргалки, какие они бывают, как их обнаружить, «конфисковать» их или не стоит?

а) Ни на минуту не прекращайте хождение между рядами парт, тогда уж точно все шпаргалки обнаружите и конфискуете, даже если после этого контрольная будет провалена;

б) Самое главное — обнаружить шпаргалку, тогда, и не «конфискуя» ее, всегда можно применить «репрессивные» меры, например: сразу поставить двойку, просто снизить оценку, записать замечание в дневник, позвонить родителям и пр.;

в) Обнаружив шпаргалку, сразу же дайте ее хозяину индивидуальное задание (набор подобных заданий должен быть заготовлен заранее), выполнению которого шпаргалка не поможет;

г) подготовка шпаргалок — большой труд, и его надо ценить, особенно когда речь идет о слабом ученике, который без шпаргалки как без рук.

6 стр., 2610 слов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Контрольная работа — одна из форм проверки ...

... основное содержание, а в заключении делаются выводы, к которым пришел автор работы. Контрольная работа имеет титульный лист, план, перечень вопросов, заданий. Объем ее не должен ... “ процесс воспитания”. Сущность и содержание процесса воспитания. 19.Составные части воспитания. Задачи воспитания. Общие закономерности воспитания. 20. Характеристика закономерностей и принципов воспитания. 21. Понятие ...

11 Задача

Во время контрольной учительница замечает, что две девочки общаются друг с другом. Что предпринять?

а) Уверенно сказать: «Я все вижу!» — и выразительно посмотреть;

б) Сухо предупредить, что обеим будет снижена оценка;

в) Пересадить одну из девочек за свой стол и внимательно за ней наблюдать;

г) Ничего не объясняя, отобрать обе работы и провести контрольную с каждой девочкой в отдельности;

д) Ничего не предпринимать, но во время проверки контрольных внимательно проанализировать обе работы. Если они списаны, отреагировать как можно жестче, чтобы в следующий раз подобное не повторилось;

е) Проверив обе работы и выявив их сходство, в конце каждой написать: «За работу — 2, за конспирацию — 5».

12 Задача.

На сложной контрольной (экзамене) девочка впадает в истерику, рыдает из-за того, что не может найти решение. Как поступить учителю?

а) Универсальное средство в этом случае — дать девочке стакан воды;

б) Опытный учитель всегда носит с собой валидол — он поможет девочке успокоиться;

в) Главное — помочь девочке успокоиться, а экзамен она может сдать и в другой раз, в крайнем случае — через год;

г) Главное — помочь девочке успокоиться, и лучший способ для этого — намек на правильное решение или неназойливая подсказка.

13 Задача.

Учительница замечает, что одна из учениц часто «отсутствует» на уроке, задумывается о чем-то своем, где-то витает. Что сделать?

а) Внятно сказать: «Света, ты все время витаешь в облаках. В чем дело?»;

б) Спокойно сказать: «Света, ты часто «отсутствуешь» на уроке, неужели влюбилась?»;

в) Спокойно сказать: «Света, спустись на землю. Мы говорили о законе Ома»;

г) Улучив момент, поговорить с девочкой наедине и выяснить причину ее «отсутствия»;

д) Попросить девочку подойти к Вам после урока и все выяснить;

е) Расспросить одноклассников или коллег — не знает ли кто, что с девочкой?

ж) В момент такого «отсутствия» тронуть девочку за плечо и сделать молчаливый вопросительный жест.

14 Задача.

Учитель пришел на урок. На доске надпись: «Евдокимов козел». Как поступить?

а) Не говоря ни слова, вытереть доску и начать урок;

б) Сразу спросить: «Кто сегодня дежурный? Евдокимов?»;

в) Спросить у дежурного, почему доска к уроку не готова;

г) Твердо сказать: «Евдокимов, встань! Ребята, посмотрите внимательно: неужели Евдокимов похож на козла?»;

10 стр., 4731 слов

Рекомендации по решению задач

... описанных событий. Для успешного решения любой задачи следует придерживаться нескольких рекомендаций. 1. Некоторые из событий, изложенных в вариантах контрольных работ, не содержат состава преступления. Поэтому ... первый из решаемых вопросов по задаче – имеются ли вообще достаточные признаки ...

д) Несколько минут посвятить рассказу о том, что в традициях русской культуры козел — символ плодородия, а значит, сытости и богатства. Именно поэтому во время праздников и гуляний люди часто рядились в козлиные шкуры. А затем спокойно попросить дежурного вытереть доску.

15 Задача.

В классе — контрольная. Через 10 минут после ее начала в дверь стучатся две ученицы. Они объясняют, что по окончании предыдущего урока учительница потребовала срочно убрать класс, чем они и занимались. Что делать с опоздавшими?

а) Сначала выяснить, правда ли то, что говорят девочки, а потом уже принимать решение;

б) После контрольной обязательно прояснить ситуацию с коллегой, задержавшей девочек; не исключено, что это обстоятельство придется учесть при выставлении оценок;

в) Подобные ситуации бессмысленно выяснять с коллегой, лучше — сразу с завучем или директором, чтобы навсегда избежать их повторения;

г) Не нужно тратить время на комментарии, пусть девочки сразу садятся и начинают работать;

д) Девочки в опоздании не виноваты, а времени у них меньше, чем у других; значит, контрольное задание для них нужно чуть сократить;

е) В этой ситуации следует вести себя спокойно и гибко, а вот с коллегой — во избежание повторных эксцессов — поговорить обязательно;

ж) В этой ситуации следует вести себя жестко: опоздавших не пускать, но предложить им написать контрольную работу на дополнительном занятии.

16 Задача

В классе — контрольная. В этот же день у одного из ребят день рождения. Мальчик пришел в школу нарядный, счастливый, угостил одноклассников конфетами. Проверяя его работу, учительница нашла уйму ошибок, налицо — угроза двойки. Как быть?

а) Не надо омрачать ребенку его день рождения — в виде исключения на этот раз можно обойтись вообще без отметки;

б) Постараться по возможности завысить отметку — это, безусловно, порадует именинника;

в) Не омрачать день рождения двойкой, а дать возможность повторно выполнить контрольную работу;

г) Контрольная и день рождения — вещи разные, и оценивать контрольную следует объективно, без привязки ко дню рождения.

17 Задача.

Один из учеников постоянно демонстрирует свою эрудицию, подчас ставя учительницу в тупик. Как ей вести себя?

а) Взяться за систематическое самообразование — так она очень скоро «догонит» эрудита и «заткнет его за пояс»;

б) Самое беспроигрышное — отшучиваться в сложных ситуациях;

в) Свести с эрудитом счеты на контрольной;

г) Посоветовать ученику перейти на экстернат и досрочно окончить школу;

д) Поговорить с эрудитом с глазу на глаз и хорошенько его припугнуть, чтобы знал свое место;

е) Доверительно поговорить с эрудитом и убедить его войти в Ваше положение: у вас маленький ребенок, растите его одна, работаете на двух работах — когда же вам читать новейшую литературу, чтобы пополнить свои знания?

18 Задача.

Желая уязвить учителя, один из учеников постоянно поворачивается к нему на уроке спиной. Как вести себя учителю в этом случае?

5 стр., 2446 слов

Дополнительные ситуационные задачи

... изменилось состояние. Появилось неадекватно приподнятое настроение, гиперактивность, раздражительность. Начала преследовать свою учительницу, говорила, что восхищена её педагогическим даром, уверяла, что может мысленно ... беспокойство, стремление избавиться от этих тягостных ощущений. Через 3-4 дня состояние нормализовалось. Какие симптомы описаны? Каким синдромом определяется состояние? При ...

а) Никак не реагировать;

б) Не замечать; «сочтетесь» на ответе у доски или на контрольной;

в) Не уставать делать замечания — зачем же такое терпеть?

г) Доверительно побеседовать с мальчиком один на один и выяснить причину его «протеста»;

д) Как-нибудь зайти в класс и поздороваться, повернувшись к детям спиной, а затем объяснить, кому подражали.

19 Задача.

Учительница истории рассказывает о пирамидах. Вдруг один из учеников заявляет: «Вы так говорите, потому что сами эти пирамиды никогда не видели!» «А ты видел?» — спрашивает учительница. «Конечно», — отвечает мальчик. Учительница смущена. Как поступить?

а) Смело парировать: «Я хоть и не видела пирамиды, но знаю о них больше тебя!»;

б) Предложить мальчику: «Ну, раз ты видел пирамиды, то расскажи нам о них!»;

в) Язвительно заметить: «Видеть-то ты видел пирамиды, да, видно, ничего не понял. Так что сиди и слушай!»;

г) Предложить «очевидцу» к следующему уроку подготовить не большой рассказ о пирамидах, какими их увидел мальчик;

д) Пошутить: «Бедные пирамиды! Как же они тебя вытерпели?»;

е) Спокойно продолжить урок, а в конце его записать выскочке замечание в дневник.