Учение о бытии (1,2)

14

1.Онтология как учение о бытии.

2.Категория «бытие», ее содержание в истории философской мысли.

3.Объективная и субъективная реальность в бытии.

4.Идея единства мира в философии.

5. Материя как философская категория.

6. Основные свойства материи:

а) системность и структурность;

б) самоорганизация;

в) движение;

г) пространство и время;

д) отражение.

1. Онтология как учение о бытии.

Онтология – это учение о бытии в целом, о всеобщих формах и закономерностях бытия.

Представления о мире в целом начали складываться в глубокой древности и прошли в своем развитии ряд этапов. Онтология каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, духовной культуры и др. факторами. В истории развития человеческой мысли можно выделить несколько основных видов онтологии: мифологическую, религиозную, философскую, научную.

Мифологическая онтология представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, определить место человека в нем.Мифологическая картина мираотличается синкретизмом: здесь сочетаются реальность и фантазия, зачатки знаний и религиозных верований, нравственные нормы и эстетические представления. В мифах выражалась идея единства мира, неразделенности человека и природы.

Особенностью религиозной онтологииявляется то, что мир раздваивается на земной, естественный и небесный, сверхъестественный.Религиозная картина мираотличается верой в существование сверхъестественных сил, которые играют главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Мифологические и религиозные представления о мире, о связях и закономерностях бытия выражаются в эмоционально-образной форме.

Философская онтологияотличается от мифологической и религиозной рациональным объяснением мира. Это учение о наиболее общих закономерностях существования и развития природы, общества и человека, которое рассматривает мир через диалектику единичного и общего, преходящего и вечного.

Однако философская онтология неоднородна. В познании бытия мыслители сталкиваются с рядом кардинальных проблем:

13 стр., 6044 слов

Экзистенция как смысл бытия человека

... бытие человека, то можно его обозначить как существование как таковое человека, людей и предметов вокруг него, его идеалов, понятий, представлений ... размышления об онтологии всего сущего. ... людьми, которые нацелены на внутренний мир, ... человека. Предмет исследования - философские понятия-проблемы «бытие», «экзистенция», «существование». Объектом исследования в данной работе является само философское учение ...

— обладает ли мир единством и что является основой этого единства?

— является ли мир в своей сущности неизменным или он постоянно изменяется?

— упорядочен ли мир в своем развитии, подчиняется ли каким-то общим законам или он изменяется произвольным образом?

Различное решение этих проблем определяют различия в философских воззрениях на мир в целом. В зависимости от их решения в философской онтологии выделяется ряд основных течений:

— в ответе на вопрос о единстве мира и основаниях этого единства – философский монизм, с точки зрения которого основой мира признается какая-л. одна субстанция (материализм и идеализм),дуализм,плюрализм(признает несколько самостоятельных, равноправных первоначал бытия);

— в ответе на вопрос о закономерностях развития мира — детерминизм (учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений) и индетерминизм (отрицает объективность и всеобщий характер причинных связей) и др.

Научная онтология также характеризуется рациональным объяснением действительности.Научная картина мира– это целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания, она синтезирует множество частнонаучных теорий. Научная картина мира не может быть статичной, раз и навсегда данной, что связано с постоянным прогрессом науки, с расширением возможностей научного познания, с изменением его принципов и методов. Принято выделять несколько основных этапов развития научной онтологии, которые связаны с величайшими научными открытиями и привели к столь радикальной смене картины мира, что их принято характеризовать какнаучные революции(по именам ученых, чьи открытия сыграли наиболее важную роль в изменении научного взгляда на мир их принято обозначать как аристотелевская, ньютоновская, эйнштейновская):

1) доклассический: античность (VI–IVвв. до н.э.) –XVIв. н.э.Начало этого этапа связано с возникновением самой науки, с формированием норм и образцов построения научного знания, с созданием понятийного аппарата (большую роль в этом сыграли труды Аристотеля).

В основе научной картины мира этого этапа – геоцентрическое учение;

2) классический:XVII–XIXвв. Этот этап связан с формированием классического естествознания (его основоположники – Н.Коперник, Г.Галилей, И.Кеплер, Р.Декарт, И.Ньютон).

В это время формируется механистическая научная картина мира на основе экспериментально-математического естествознания;

3) неклассический(постклассический): конецXIX–XXвв., когда последовал ряд крупнейших открытий в физике (открытие сложной структуры атома, явления радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.).

В основе новой картины мира – теория относительности А.Эйнштейна и квантовая механика.

[Тенденция к ускорению развития науки и смены картины мира: между аристотелевской и ньютоновской революциями – почти 2 тыс. лет; между ньютоновской и эйнштейновской – чуть больше 200, уже через 10 лет реальностью стало приближение новой научной революции].

2.Категория «бытие», ее содержание в истории философской мысли

Бытие– основополагающая философская категория, отражающая единство мира и целостность его существования. Бытие – предельно широкое по объему понятие, охватывающее все существующее.

10 стр., 4824 слов

Смысл человеческого бытия. Проблема развития эгоизма

... и стоит выше проблем пола, возраста, национальности и расы. Неповторимость и своеобразие каждого человека являются неотъемлемыми составляющими смысла его бытия. Формирование внутреннего мира начинается в детстве. ... работе автор, проанализировав различные точки зрения на данную проблему, делает попытку ответить на вопрос о смысле бытия. ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА На протяжении всей истории ...

Понятие о бытии основывается на признании объективного существования человека, окружающих его вещей, природных явлений, мира в целом. При этом существованием обладает не только чувственно воспринимаемый мир, но и мир духовных явлений: мысли, чувства, переживания, идеи, фантазии, сны. Отдельные предметы и явления возникают и исчезают, а мир продолжает существовать.

Проблема бытия с древнейших времен стала центральной философской проблемой. Уже в древнеиндийскомсборнике текстов «Ригведа» говорится о бытии, возникающем из «потенциального бытия».

Понятие «бытие» введено Парменидом(IVв. до н.э.).в античной философиикатегория бытия стала одной из центральных. Для объяснения этого понятия было введено противоположное ему понятие – «небытие».Парменидсчитал, что бытие – неизменное, неподвижное – это реальность, а небытие – иллюзия. Небытия нет, т.к. его нельзя мыслить.Демокрит утверждал, что бытие – это атомы, а небытие – пустота. Пустота необходима для того, чтобы содержать в себе все существующее, поэтому она такая же реальность, как и атомы.Платонпротивопоставил иллюзорному миру вещей реальный мир идей, обладающий «истинным бытием», и тем самым распространил понятие «бытие» на область идеального.Аристотельрассматривал бытие как абстракцию, которая лежит в основе объяснения отдельных конкретных предметов и явлений материальной и духовной жизни. Он утверждал, что всеобщность бытия проявляется в отдельных явлениях.

В Средние века проблема бытия сводилась к доказательству существования Бога и выяснению соотношения Бога и мира.

В эпоху Возрожденияи особенно вНовое времябытие начинает осмысливаться как нечто вещественное, телесное, как объективная реальность. Природа и вся Вселенная мыслились как механическая система. В то же время в Новое время развивались и идеалистические концепции бытия. Уже Р.Декарт рассматривал бытие через возможность осознания его человеком: «Я мыслю, следовательно, я существую». Субъективный идеалист Дж. Беркли отрицал существование материи и утверждал: «Быть – значит быть в восприятии».

Гегельрассматривал небытие и бытие как диалектические категории, как единство противоположностей. Небытие связано с наличием возможности появления «нечто» из «ничто», это свернутая форма будущего бытия. Поэтому нет абсолютного «ничто» — небытия, оно является исходной формой развития, становления.

В философских учениях ХХ в.внимание акцентируется на бытии как человеческом существовании. Особенно это характерно для экзистенциализма.М.Хайдеггеркритикует подход к бытию как к чему-то внешнему по отношению к субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия. Только человек ставит вопрос о том, что такое бытие, стремится к пониманию бытия – значит, человек, в первую очередь, и есть бытие. Для экзистенциалистов духовное и материальное в человеческом бытии слиты в единое целое – это единое одухотворенное бытие. Особенно яркое выражение эта позиция нашла в религиозном экзистенциализме (Н.Бердяев, К.Ясперс и др.).

Иначе, чем в предшествующей философии, в экзистенциализме рассматривается и проблема соотношения бытия и небытия. Главное в человеческом существовании, согласно экзистенциализму, — сознание его временности, конечности. Страх перед возможностью не быть порождает сознание ценности своей личности, придает смысл самому бытию.

14 стр., 6875 слов

Проблема бытия в философии

... о структуре бытия и способах его существования, о сферах, их классификации, отношении реальной сферы и идеальной. Они взаимосвязаны, их решение должно привести к обоснованию “единства мира”. Философия - ... это, прежде всего онтология, а онтология - это, прежде всего поиски целостности мира. Онтология и метафизика в их историческом ...

Современная материалистическая философиярассматривает «небытие» только как абстрактную категорию, противоположную категории «бытие». Ни одна вещь, явление или процесс не появляется из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия, винобытие. Происходят взаимопревращения элементарных частиц, природных явлений, одни поколения меняются другими, вместо погибших цивилизаций появляются новые. Поэтому небытие относительно, а бытие абсолютно.

3.Объективная и субъективная реальность в бытии

По способу существования бытие разделяется на два мира:

1. Мир физических явлений, или материальный природный мир. Этот существуетобъективно, независимо от воли и сознания людей. Это мир живой природы, мир неживой природы, общество как материальная система;

  1. Мир человеческого сознания, или духовный мир. Этот мир, в свою очередь, тоже можно подразделить наобъективный и субъективный.Субъективный дух– это внутренний психический мир человека, он является достоянием отдельного индивида. В то же время совместная деятельность людей в обществе порождает такие духовные образования, которые являются достоянием не отдельных индивидов, а общества в целом.Объективная духовная реальность– это общественное сознание и его формы (наука, философия, мораль, искусство, религия и др.).

Вопрос о взаимосвязи этих двух способов существования бытия является основным вопросом философии. В зависимости от ответа на него выделяются основные философские направления:материализм, идеализм, дуализм.

Специфика бытия человека состоит в том, что он одновременно принадлежит и к природному, телесному миру как его органическая часть, и к миру духовному, принадлежность к которому и делает его человеком. Бытие человека и мир человеческой культуры демонстрирует единство объективного и субъективного в бытии.

4.Идея единства мира в философии.

Бытие проявляется в бесконечном множестве предметов, явлений, процессов.

[Современной науке известно: — около 30 тыс. видов минералов,

— 500 тыс. видов растений,

— 2 млн. видов животных;

— существует множество наров, стран;

— в нашей Галактике более 100 млрд. звезд,

— в доступной исследованию части Вселенной около 10 млрд. галактик и т.д.]

Встает вопрос: можно ли утверждать, что, несмотря на это многообразие, существует единство мира?

Большинство мыслителей в истории философии, независимо от философского направления, отвечали положительно на вопрос о единстве мира. Однако в каждой конкретно-исторической эпохе основания этого единства определялись по-разному, в зависимости от господствующего принципа культуры.

В античностиединство мира рассматривалось через принципкосмоцентризма. Мир представляет собой одухотворенное целое, где природа – часть Космоса, а человек – часть природы. Мир един, т.к. представляет собой космическую гармонию.

11 стр., 5143 слов

Образ мира и человека в древнейндийской философии

... наследия индийской философии. Вот почему во всем мире растает интерес к духовным ценностям восточных цивилизаций. Такие важные достижения индийской философии, как создание завершенной системы психотехники, необходимой ... о вечной пульсации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы - Бога-творца. Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие). Как и человек, Космос-Брахма проживает свою жизнь, которая ...

В Средние века единство мира определялось через принциптеоцентризма: единство мира олицетворял Бог-творец.

В эпоху Возрожденияединство бытия определялось принципомантропоцентризма: интегральной основой мира был человек.

В эпоху Нового временипринципом, определяющим единство мира, сталмеханицизм: мир един, т.к. представляет собой целостную систему, функционирующую по законам механики.

Современная наукаединство мира связывает с егоматериальностью: мир един, т.к. он материален и существует в едином пространственно-временном измерении.

Проблема единства мира – одна из основных в онтологии. Ключевая категория для ее решения – субстанция (лат. substantia – основа) – первооснова бытия, являющаяся причиной и источником всего многообразия природных и социальных явлений. Понятие «субстанция» характеризует реальную действительность с точки зрения ее внутреннего единства, взаимосвязи всех форм ее существования.

В решении вопроса о субстанции бытия как основании единства мира выделяются основные философские направления.

Философский плюрализм признает существование нескольких или множества независимых друг от друга оснований бытия. Такой характер носили некоторые мучения Древнего Востока и античности (например, Эмпедокл сводил все многообразие вещей к четырем «корням»: земле, воде, воздуху, огню).

В Новое время ярким примером плюрализма является система Г.Лейбница. Он считал, что все состоит из абсолютно простых, неделимых духовных частиц – монад (они образуют умопостигаемый мир, а мир вещей – «физический космос» — является производным от него).

По мнению Г.Лейбница, количество монад бесконечно, они физически не взаимодействуют друг с другом, но вместе с тем они образуют единый развивающийся мир; это единство обусловлено существованием высшей монады – Бога. Т.е. плюралистические учения не противоречат идее единства мира.

Дуализм исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал – материального и духовного. Крупнейшим представителем этого направления в философии Нового времени был Р.Декарт, который утверждал существование двух равноправных и независимых друг от друга субстанций: духовной (ее основной атрибут – мышление) и материальной (основной атрибут – протяженность).

эти две субстанции пересекаются и активно взаимодействуют, однако их взаимосвязь является лишь механической. (Ярким примером такого взаимодействия является человек – единство телесного и духовного).

Основой единства мира выступает абсолютная бесконечная субстанция – Бог, который является Творцом всего мира и, по существу, единственной субстанцией (к духовному и материальному понятие «субстанция» можно применить лишь условно, т.к. они проявляются только в сотворенном Богом мире).

Монизм признает основой мира одну субстанцию, что приводи к утверждению о внутреннем единстве мира. Различается материалистический и идеалистический монизм. Идеалистический монизм в разных формах представлен в философии Платона (первооснова бытия – мир идей), религиозно-философских системах (божественное начало), в учении Гегеля (Абсолютная идея) и т.д. Материалистический монизм характерен для большинства стихийно-материалистических учений античности; в Новое время проявляется в учениях Т.Гоббса, Б.Спинозы (признание вечной и бесконечной субстанции, в которой соединяются Бог и природа и которая является причиной самой себя); в учениях французских материалистов; в философии Л.Фейербаха; в марксизме (здесь идея материального единства мира получила научное обоснование и дополняется диалектической концепцией развития); в русской философии – в учениях А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского и т.д.

10 стр., 4504 слов

2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире

... есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое ... связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел ... о космическом происхождении человека как пришельца из других миров Космоса или их влияния на возникновение человека. ...

5. Материя как философская категория

Материя (лат – «вещество») – одна из центральных философских категорий, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им. В своем развитии понятие «материя» прошло ряд этапов.

Первый – это этап наглядно-чувственного представления о материи. На этом этапе под материей понималось первовещество, из которого возникают и в которое превращаются все вещи. Такое представление характерно для античной философии (учения Милетской школы, гераклит и др.), где в качестве первоосновы мира рассматривались различные природные стихии.

Второй этап – это этап вещественно-субстанционального представления о материи. Здесь материя понималась как вещество, исходным элементом которого являются атомы, наделенные рядом постоянных свойств, таких как неделимость, протяженность, непроницаемость и т.д. Такое понимание начало формироваться еще в IV в. до н.э. (атомистическое учение Демокрита) и просуществовало до конца XIX в., особенно ярко проявившись в философских учениях Нового времени. Это понимание материи послужило основой для открытия многих законов природы (закона всемирного тяготения, основных законов динамики, закона сохранения вещества, периодической системы элементов и др.) и формирования ряда научных теорий.

Третий этап – это этап философско-гносеологического представления о материи, которое сложилось на рубеже XIX — XX вв. в условиях кризиса естественных наук, который был вызван рядом научных открытий (открытие электрона опровергло представление о неделимости атома и постоянстве его массы; открытие рентгеновских лучей и радиоактивности – о его непроницаемости и т.д.).

Классическое определение такого понимания материи дано В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Это определение гносеологическое – оно построено на противопоставлении материи и сознания. В онтологическом смысле материализм понимает материю как единственную субстанцию бытия, причину самой себя, несотвормую и неуничтожимую.

[В настоящее время формируется новое представление о материи, где подчеркивается, что объективная реальность – не единственное свойство материи: “материалист должен понимать материю личностно, с точки зрения категории личности… Это вовсе не равносильно одушевлению материи” – Лосев).]

Материя существует в виде отдельных материальных образований – вещей. Т.е. материальное бытие – это бытие вещей, их свойств, отношений, процессов. Вещи обладают таким характеристиками, как целостность, относительная самостоятельность, относительная устойчивость, а также пространственными, временными, качественными границами, они являются носителями определенных свойств и находятся во взаимосвязях и взаимоотношениях с другими вещами. Свойства вещи проявляются только во взаимодействии с другими вещами (*свойство магнита притягивать проявляется во взаимодействии с металлом; свойство товара – в его способности обмениваться на другой товар или денежный эквивалент и т.д.).

8 стр., 3633 слов

Организационно-методические основы создания системы контроллинга в организации

... ной проектной документации на каждом этапе. Следует учитывать, что отсутствие понимания организации как системы, сути процессного подхода влечет за собой как следствие некорректную постановку задачи ... и число подсистем или разделов системы, их содержательные и временные взаимосвязи. При формировании системы контроллинга в организации исходят из понимания организации как центра деловой активности или ...

6. Основные свойства материи: а) системность и структурность;

б) самоорганизация;

в) движение;

г) пространство и время;

д) отражение.

Материя обладает целым рядом неотъемлемых свойств – атрибутов: системность и структурность, самоорганизация, движение, пространство, время, отражение.

Системность – это способ существования материи, отражающий ее структурное многообразие. Под системностью материального бытия понимается тот факт, что все его элементы находятся не в хаотичном состоянии, а определенным образом организованы. Система – это ограниченное множество элементов, находящихся в устойчивых взаимосвязях. Совокупность связей, обеспечивающая упорядоченность элементов системы, ее устойчивость, называется структурой. Т.обр., структурность – это внутренняя расчлененность материального бытия, характеризующаяся совокупностью устойчивых отношений и связей между ее элементами.

Материя всегда структурна. В мире существует множество различных материальных систем.

По характеру связей между элементами можно выделить системы суммативные – в них элементы обладают достаточной автономностью по отношению друг к другу, связи между ними внешние, несущественные (например, штабель досок) – и целостные – в них существует жесткая зависимость элементов друг от друга, системы от каждого элемента и элементов от системы. В свою очередь, целостные системы подразделяются: по формам движения материи – на механические, физические и химические, биологические, социальные, по характеру связей с окружающей средой – на открытые и закрытые, по степени организации – на простые и сложные, по характеру происхождения – на естественные и искусственные и т.д.

Наиболее крупная система – это вся Вселенная. Это развивающаяся система, состоящая из множества подсистем и элементов. В ней можно выделить три основных уровня структурной организации: микромир – системы предельно малых, не воспринимаемых непосредственно объектов; макромир – системы объектов, поддающихся человеческому восприятию и измерению; мегамир – мир предельно больших величин.

Каждая из трех областей материальной действительности (неживая природа, живая природа, социальная действительность) на каждом из уровней структурной организации включает в себя ряд систем:

— в неживой природе можно выделить такие уровни структурной организации: уровень элементарных частиц – ядерный – атомарный – молекулярный – уровень макротел – планеты – планетные комплексы – галактики – метагалактики;

8 стр., 3558 слов

21. Механизмы восприятия пространства и движения

... замедления движения, его траектории. Наконец, сами предметы, находящиеся в пространстве, происходящие в нем процессы и движение предметов ... не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация - гештальт. Именно законы формирования сохранения гештальта, ... выступает как особый вид психологической деятельности, как система теоретических и практических действий человека, направленных на ...

— уровни структурной организации живой природы: клетки – микроорганизмы – органы и ткани – организмы в целом – популяции1 – биоценоз2 – биосфера;

— в социальной действительности выделяются такие уровни структурной организации: индивид – семья – коллектив – социальные группы – классы – нации – государства – системы государств – человечество в целом.

Каждый структурный элемент этих систем, в свою очередь, тоже выступает как система.

Основной признак системы – целостность – означает, что система – это не просто сумма элементов и их свойств, а уникальное целое, обладающее новыми свойствами, возникающими в результате взаимодействия элементов. [*Молекула воды Н2О: водород сам по себе горит, а кислород поддерживает горение; система, образованное этими элементами породила новое, интегративное свойство – вода гасит огонь].

Элементы системы всегда упорядоченно организованы. [*Солнечная система – группа небесных тел, различных по размерам и физическому строению. В нее входят: Солнце, 9 больших планет, более 30 спутников планет, более 2000 малых планет (астероидов, сотни комет и бесчисленное множество метеоритных тел. Все эти тела объединены в одну систему благодаря силе притяжения Солнца. Все планеты вращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении и почти в одной и той же плоскости. Большинство спутников планет вращается в том же направлении и в большинстве случаев – в экваториальной плоскости своей планеты. Солнце, планеты, спутники движутся вокруг своей оси в том же направлении, в котором они движутся по своим траекториям. Каждая следующая планета удалена от Солнца примерно в 2 раза дальше, чем предыдущая]. Эта упорядоченность объясняется явлениями самоорганизации.

Самоорганизация – это способность открытых материальных систем создавать под внешним энергетическим влиянием внутреннюю упорядоченную структуру. Явления самоорганизации изучает новая научная дисциплина – синергетика (ее основоположники – немецкий ученый Ганс Хакен, бельгийские ученые Илья Пригожин и Изабелла Стенгерс)1. Синергетика по-новому объясняет такие понятия, как саморазвитие, порядок и хаос, необходимость и случайность. Синергетический подход позволил ответить на вопрос: почему мир демонстрирует высокую степень равновесия и организации.

[Синергетика возникла в противовес классическому, механистическому мировоззрению. Первое начало термодинамики – закон сохранения и превращения энергии, согласно которому количество энергии в системе всегда сохраняется в прежнем объеме. Второе начало термодинамики: в системах, имеющих постоянную энергию, уровень энтропии постоянно возрастает (энтропия – мера беспорядка системы).

Т.е. в результате процессов преобразования энергии система движется к состоянию наименьшей упорядоченности ее элементов – к состоянию термодинамического равновесия, или полному хаосу (вся энергия превращается в тепловую и равномерно распределяется между всеми элементами системы).

10 стр., 4760 слов

Материальное бытие и его атрибуты время пространство движение и развитие

... непрерывность материи, проявленную в свойствах и формах движения ее дискретных образований. Попытку схоластики ввести в содержание вещей (материальных тел) некие ... в Боге. Она бесконечна, то есть вездесуща в пространстве и вечна во времени. Она едина, то есть ... неразрешимый дуализм двух субстанций разрывал целостность его философской системы. Б. Спиноза, как последователь Декарта, в своем учении ...

Т.е., согласно этим законам, Вселенная движется к тепловой гибели – к хаосу. Но с преодолением механистического мировоззрения стало понятно, что эта модель действует только в замкнутых системах, каковых в природе практически не наблюдается. Открытые системы находятся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, обмениваются с ней веществом, энергией, информацией. В результате этих взаимодействий происходят постепенные изменения, которые приводят к неустойчивому критическому состоянию (точке бифуркации – «разделения, раздвоения»).

На этом этапе система разрушается и одномоментно, скачком переходит в новое устойчивое состояние с большей степенью сложности и упорядоченности. Т.е., с точки зрения синергетики, беспорядок не является чем-то разрушительным. А выступает необходимым этапом, ведущим к организации более сложных структур. Причем в точке бифуркации действует случайность, т.е. возможность выбора одного из многих путей развития (можно просчитать варианты путей эволюции системы, но какой из них будет выбран случаем – спрогнозировать нельзя.

*Если в ящик поместить миллион белых и миллион черных шариков и придать им ускорение, то они будут перемещаться хаотически молекулы, участвующие в химических и физических реакциях, организуются упорядоченно (Н2О; ячейки Бенара – цилиндрические шестиугольники – при нагревании воды). (Синергетика – «совместное действие»)]

Движение– это способ существования материи; в широком смысле это «изменение вообще» (Энгельс) и всякое взаимодействие материальных объектов.

Представление о движении изменялось на протяжении истории философской мысли. Уже мыслители древности обратили внимание на изменчивость бытия (Гераклит).

Французские материалисты ХVIIIв. считали, что движение есть внутреннее, необходимое свойство материи. Гольбах писал: «Все во Вселенной находится в движении… Движение – это способ существования, …вытекающий из сущности материи». Однако мыслители Нового времени сводили все формы движения материи к механическому движению. Гегель также говорил о единстве материи и движения, однако причина движения материи выводилась им из саморазвития абсолютной идеи. С точки зрения материалистической диалектики, движение неразрывно связано с матерей, является способом ее существования: нет движения без материи, как нет материи вне движения. Существует только движущаяся материя.

Движение предполагает свою противоположность – покой. Движение абсолютно, а покой относителен. Движение в природе проявляется каксамодвижение, т.е. импульс к изменению заложен в самой природе материального мира.

В современной науке выделяют три типа движения:

1) движение от низшего к высшему, или прогресс (*человеческая история);

2) движение от высшего к низшему, или регресс (* старение организмов);

3) движение, в котором нет ни прогресса, ни регресса (*круговорот воды в природе).

Выделяют также ряд форм движения материи, которые отличаются своим носителем и уровнем структурной организации:

механическая(ее материальный носитель – любое тело или предмет),

физическая, химическая(материальный носитель – атом, молекула),

биологическая(клетка),

социальная(индивид, социальные группы, общество).

Эта классификация была разработана Ф.Энгельсом во 2-й половине XIXв. И основывалась на научных знаниях того времени. Современная наука располагает данными и о других формах движения материи: о взаимопревращениях элементарных частиц и полей, о внутриатомных превращениях и т.д.

Движение характеризуется следующими признаками:

— объективность,

— неотрывность от материи,

— абсолютность и относительность(т.е. движение универсально, но всегда проявляется в различных конкретных формах),

— изменчивость и устойчивость (т.е. любое изменение предполагает сохранение прежнего состояния),

— непрерывность и прерывность (т.е. движение носит всеобщий характер, но проявляется как движение отдельных материальных систем).

Представления о пространстве и временитакже прошли ряд этапов развития. Античные атомисты (Демокрит) рассматривали материю и пространство в отрыве друг от друга: все состоит из материальных частиц – атомов, которые движутся в пустом пространстве. Механистический материализм Нового времени также считал, что пространство и время самостоятельны по отношению к материи: это лишь «вместилища», в которых расположены тела и происходят события. В субъективном идеализме (И.Кант) пространство и время рассматриваются как доопытные (априорные), врожденные понятия, которые даны сознанию субъекта для того, чтобы группировать и упорядочивать наши ощущения.

В истории науки существовали 2 основные точки зрения на пространство и время:

1 – субстанциальная концепция. Здесь пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с матерей и независимо о нее. Эта концепция восходит к учению Демокрита, свое обоснованное выражение получила в трудахИ.Ньютона. Основополагающий труд И.Ньютона «Математические начала натуральной философии)» (1687 г.) более чем на 20 лет определил развитие естественнонаучной картины мира. В нем были сформулированы основные законы движения и дано определение понятий пространства, времени, места и движения. Основные положения:

— пространство считалось бесконечным, плоским, пустым и однородным, которое выступает «вместилищем» материальных тел, независимой от них системой;

— время рассматривалось как абсолютное, однородное, равномерно текущее; оно протекает во всей Вселенной «единообразно и синхронно» и является процессом длительности, независимым от материальных объектов.

2 – реляционная теория(лат.relativus– относительный).

Пространство и время здесь рассматривались как формы существования материальных объектов, которые отдельно от них не существуют и зависят от характера взаимодействия материальных систем. Эта теория восходит к учению Аристотеля, в Новое время получила развитие в работах Г.Лейбница, получила свое логическое завершение и научное обоснование втеории относительности А.Эйнштейна. Сам А.Эйнштейн суть своей теории выразил так: «Раньше полагали, что если бы каким-нибудь чудом во Вселенной исчезла бы вся материя, то пространство и время сохранились бы, теория относительности утверждает, что вместе с материей исчезли бы пространство и время». А.Эйнштейн показал, что пространство и время на абсолютны и неизменны, а могут представать по-разному в различных системах отчета, зависят от характера движения и взаимодействия материальных систем. [*С Земли стартовал космический корабль со скоростью, близкой к скорости света и вернулся обратно через 50 земных лет. Но по часам корабля этот полет продолжался бы всего год. Т.е. если бы 25-летний космонавт оставил на Земле только что родившегося сына, то 50-летний сын встречал бы 26-летнего отца. Т.к. в системе отсчета корабля время по отношению к Земле другое.]

Т.е. современная наука рассматривает пространство и время как атрибуты материи. Пространство – это форма бытия материи, которая выражаетсвязи между сосуществующими объектами, характеризует их протяженность и взаимное расположение. Пространство характеризуется такими свойствами, как объективность, протяженность, однородность (равноправие всех его точек, каждая из которых может стать точкой отсчета для каких-либо процессов или явлений), изотропность (т.е. равноправие всех возможных направлений в пространстве), трехмерность (положение любого тела может быть точно определено с помощью трех величин –: длина, ширина и высота в прямоугольной системе координат, радиус-вектор и два угла – в сферической системе и т.д.).

Время – это форма бытия материи, которая выражаетсвязи между сменяющимися объектами, характеризует порядок их последовательности и длительность. Свойства времени: объективность, длительность, однонаправленность, необратимость, одномерность.

Пространство и время не существуют изолированно друг от друга и от материального движения. Они составляют единую пространственно-временную характеристику движущейся материи.

В современной философии и науке используются понятия биологического, психологического и социального пространства и времени.

Биологическое пространство и времяхарактеризует особенности процессов в живой природе.: жизнь и смерть растительных и животных организмов, смену видов растений и животных жизнь человека как биологического существа, и т.д.Одним из первых к анализу этой проблемы обратился В.И. Вернадский.

Психологическое пространство и времясвязано с восприятием и переживанием пространственных и временных отношении индивидом. Это субъективное чувство, и оно не всегда совпадает с реальными пространственно-временными характеристиками. Например, психологическое время включает в себя оценку скорости протекания различных событий (может ускоряться или замедляться в зависимости от конкретных ситуаций), удаленности в прошлое и в будущее, осознание возраста, представления о продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, о связи собственной жизни с жизнью других поколений и т.д. Благодаря идеальным образам индивид может перемещаться во времени и пространстве как на уровне сознания, так и на бессознательном уровне (сны, галлюцинации).

Большое внимание этой проблеме уделяется в психоанализе.

Социальное пространство и время– это формы социального бытия, формы жизнедеятельности индивидов, социальных общностей и общества в целом. Специфические свойства социального пространства: протяженность, упорядоченность, масштаб, насыщенность, плотность, координация социальных процессов. Социальное время – это время жизни и деятельности социальных объектов: личности, социальных общностей, поколений, государств, общества в целом. Это время протекания социальных событий, временные особенности передачи социального опыта и т.д.Социальное время неотделимо от социального пространства, в рамках которого жизнедеятельность общества протекает в форме различных социальных и территориальных образований.

Отражение– всеобщее свойство материи, ее способность воспроизводить в изменениях своих свойств, состояний, структуры особенности воздействующих объектов.

Отражение определяется следующими признаками:

  1. оно предполагает взаимодействие объектов;
  2. зависти от уровня организации и структуры взаимодействующих объектов;
  3. зависит от условий, в которых происходит взаимодействие объектов;
  4. отражение адекватно структуре отражаемого объекта;
  5. отражение информативно, т.е. несет информацию об отражаемом объекте;
  6. на биологическом уровне отражение приобретает свойство предвидения, прогнозирования.

Историческое развитие форм отражение неотделимо от общей эволюции материального мира. Чем выше уровень организации материальной системы, тем выше развита способность отражения. В неорганической природеотражение проявляетсяв механических изменениях(*след на земле, нагревание камня под воздействием солнечных лучей и проч.),физических(физические реакции),химических(химические реакции).

В результате перехода к биологической форме движения материи возникает новая форма отражения – биологическая. Элементарными формами биологического отражения являются раздражимость, т.е. активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды (*реакция растений на смену дня и ночи, времена года), и чувствительность, т.е. способность отражать свойства предметов в виде ощущения. С появлением высокоорганизованных животных возникает психическое отражение (психика – система активной деятельности, которая формируется под влиянием внешнего мира).

Благодаря психике животное может воспринимать более сложные отношения между предметами мира, у них формируется элементарное мышление (например, обезьяна может достать плод, пользуясь палкой, и т.д.).

Именно психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания.

1Популяции – сообщества особей одного вида (*муравейник, стаи диких животных…)

2Биоценозы – системы, состоящие из нескольких популяций, образующие сложные взаимодействия, необходимые для их существования (*лес, озеро с их растительным и животным миром).

1Г Хакен. Синергетика.- М., 1980.

И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок их хаоса. – М., 1986.