1. Правовая психология

Юридическая психология.

Конспекты.

Правовая психология— раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правоотношений в системе «человек и закон». Основными проблемами этого раздела являются: психология правовой социализации личности, дефекты правовой социализации, психологические предпосылки (условия) эффективности правовых норм.

Правовая психология является также наукой, изучающей отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности, психологических аспектов правопонимания и правотворчества. Право  представляет основную форму социального регулирования, которое обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества. Из истории известно, что право возникло в связи с расслоением общества на классы из-за возникшей необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и упорядочения его социальной активности. В правовой психологии право выступает как фактор упорядочения личных интересов с общественной необходимостью, иными словами, как фактор социальной регуляции индивидуального поведения. Право также отражает особенности поведения людей в конкретном историческом периоде. В современной ситуации правовая психология рассматривает право как основное средство реализации социальной справедливости и целесообразности. Поступки людей рассматриваются в нравственном аспекте, поэтому справедливость является условием нормального развития общества — это социально должное, в то время как несправедливыми и безнравственными являются беззаконие и произвол. Особо подчеркнем, что общеобязательную силу способна приобрести только та правовая норма, которая может выполнять функцию нормы социальной, иными словами, отвечать социальным запросам общества и самой личности, соответствовать социально-психологическому механизму общечеловеческого поведения. Именно поэтому социально-психологическими аспектами являются престиж права, солидарность личности с принимаемыми законами, правовая социализация личности.

Правосознание представляет собой область сознания, которая связана с отражением правозначимых явлений, взаимосвязь взглядов и идей, выражающих отношение общества, его индивидуумов непосредственно к праву и законности, их представление о таких понятиях, как правопорядок, правомерное и неправомерное.

Правосознание подразделяется следующим образом.

  • Общественное правосознание— область общественного сознания, которая отражает правозначимые явления общественного бытия.
  • Групповое правосознание, которое зависит от интересов каких-то групп, в том числе и противоречащих общественным интересам. Это означает, что групповое правосознание может быть и асоциальным.
  • Индивидуальное правосознание, которое определяется правосознанием личности, условиями ее бытового формирования, потому может быть представлено на различных уровнях. Обычно рассматриваются элементарный уровень (согласование конкретной правозначимой деятельности личности с понятием о нормах правомерного поведения) и высший уровень (определенная система взглядов на правовую систему в целом).

Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три основных компонента:

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из граждан ... е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или ...

1) интеллектуальный (познавательный) — характеризуется суммой правовых знаний и умений;

2) оценочный (эмоциональный) — характеризуется оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное);

3) поведенческий (эмоционально-волевой) — предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой. Его жизнь в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Процессом правовой социализации называется усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами. Процесс правовой социализации включает в себя:

  • усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций;
  • изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе;
  • обучение тому, как пользоваться этими правилами.

Подчеркнем, что человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т.е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т.д.

Психологическая цель правовой социализации — психолого-правовое развитие личности, достижение высокой правовой культуры, выраженной в правовой психологии, обеспечивающей правомерное поведение.

Правовая социализация личности и ее результаты — процесс не статичный, застывший, а развивающийся под влиянием совокупности сопутствующих ему жизненных обстоятельств. Поэтому правовая социализация людей нуждается в постоянной оценке изменений, происходящих в их психологии, выборе таких средств и способов воздействий, которые способствовали бы прогрессивным изменениям и предупреждали нежелательные.

Правовая социализация личности протекает под влиянием как целенаправленных, так и стихийных, спонтанных воздействий, с которыми она сталкивается в ходе жизни, начиная с детских лет. Преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в правовой социализации. Криминализация современного общества, снижение уровня культуры и морали способствуют росту стихийных влияний. Сущность правовой социализации здоровой личности, как отмечено выше,социальна. Поэтому главные регулятивные возможности совершенствования правовой социализации лежат в социальной сфере.

15 стр., 7419 слов

Психологические особенности правовой социализации молодежи

... людей. Представители гуманистической психологии (А.Оллпорт, А.Маслоу, Г.Роджерс) понимают социальное развитие личности как самоактуализацию «Я-концепции». Истоки современной теории правовой социализации можно найти в ... кризис в правосознании общества и его составных частей. На этом фоне проблемы правовой социализации молодежи приобретают актуальный характер. Правовая социализация представляет собой ...

Правовая социализация — продукт сфокусированного влияния многих обстоятельств. Можно вспомнить известное утверждение о том, что человек на 1/3 то, что ему дали родители, на 1/3 — то, что сделали с ним другие люди, и на 1/3 — то, что он сделал с собою сам. Человек не в силах изменить все обстоятельства, но он может изменить свое отношение к ним. Каждый в главном таков, каким он сделал себя сам. Потому важнейшим условием регулирования правовой социализации выступает побуждение подростков, молодежи, граждан к саморазвитию, помощь в его эффективном осуществлении. Классическая формула: обстоятельства так и настолько влияют на психологию человека, как и в какой степени он влияет на них.

В учебной литературе по юридической психологии отмечается, что самыми криминогенно-опасными элементами процесса социализации являются дефекты в структуре общения, социальном контроле, выполнении социальных ролей, что, в конечном итоге, приводит к формированию у личности искаженной (деформированной) структуры потребностей. Наиболее опасны эти дефекты в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности. Как известно, важнейшими агентами правовой социализации в этом возрасте являются семья, школа, группа сверстников.

Утрата положительного влияния семьи, неудачи в школе и сближение с негативной группой сверстников могут иметь различную последовательность, но почти во всех случаях, предшествующих антисоциальному поведению несовершеннолетних, наблюдается взаимодействие этих трех моментов.

Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье. Поведение собственных родителей является образцом для детей. Естественно, для общества будет важным, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучными.

Выделяют следующие виды неблагополучных семей:

1) криминогенная семья;

2) аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией;

3) проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;

4) неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре;

5) псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

Криминогенная семья — это такая семья, члены которой совершают преступления.

Как показывают исследования, судимость одного из членов семьи (чаще всего, это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4—5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.

В аморальных семьях концентрируются различные отрицательные факторы, такие, как:

  • правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи;
  • пьянство и алкоголизм;
  • систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки;
  • развратное поведение родителей.

Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие родители встречаются в 6—7 раз чаще, чем среди законопослушных ребят.

7 стр., 3192 слов

Особенности социализации современного подростка 2

... в социализации подростков.……………………….….33 2.1 Диагностика зависимости социализации подростков       от еёфакторов…………………………………………………......33 Заключение………………………………………………………....….37 Библиография………………………………………………………….40 Приложения……………………………………………………………41 Введение Актуальность Одним из основных звеньевсоциализации детей и подростков является семья, хотя ...

Вредное воздействие на детей в аморальных семьях оказывают родители, которые не только не пресекают опасное увлечение детей спиртным, но часто сами приобщают их к алкоголю. Аморальные семьи характеризуются систематическим нарушением нравственных норм, дезорганизацией семейного микроклимата, ссорами, а то и драками между родителями на глазах у детей, что наносит детям сильную психическую травму. Причем такие семьи калечат детей не только нравственно, но и физически. Дети в таких семьях нередко отстают в учебе. Болезненно переживая свое положение, они ожесточаются, вступают в конфликт с учителями, одноклассниками. Оказавшись в позиции изолированных или, еще хуже, пренебрегаемых, не находя понимания и поддержки в семье, в школе, среди одноклассников и педагогов, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники. Воспользуемся примером, который приводит в своем учебнике Г.Г. Шиханцов.

Проблемная семья. Главная особенность — соперничество между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствие всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенность. Конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков. Они стремятся как можно меньше находиться дома, и проводят большую часть времени на улице. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

Неполная семья. Отсутствие одного из родителей в структуре семьи, к сожалению, становится весьма распространенным явлением в современном обществе. В одних семьях дети не видят, а потому не знают своего отца или свою мать с момента рождения. В других они теряют кого-либо из них в сознательном возрасте.

Негативным фактором в этих семьях будет явление эмоционального дискомфорта, который испытывает ребенок в такой семье. Эмоциональный дискомфорт характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний, которые порождают у детей и подростков чувство собственной неполноценности, «ущербности», зависти, эмоционального голода. Повышается интерес к своим собственным переживаниям, пренебрежение к переживаниям взрослых, недоброжелательство к отцу или матери, бросившим семью.

Следует отметить, что наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отца. В таких семьях возрастает опасность феминизации мальчиков, которые боятся этого, и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости.

Как и в проблемных семьях, здесь дефекты правовой социализации проявляются в ослаблении или даже отсутствии надлежащего социального контроля, в ослаблении эмоциональных связей подростка и родителя.

Псевдоблагополучная семья, или, как ее определяют психотерапевты, псевдосолидарная семья, отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестких взаимоотношений (держать всех в «ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспитания. Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем.

9 стр., 4101 слов

Коррекция девиантного поведения подростков

... с. 15] дает следующее содержание исследуемого понятия - «устойчивое поведение подростка, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или ... определение и обоснование коммуникативных средств коррекции девиантного поведения подростка. Объектом исследования выступает девиантное поведение подростка как вид деятельности. Предмет исследования - коммуникативные ...

  • Родители (или родитель — отец или мать), систематически наказывающие ребенка, подростка физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример.
  • Частое физическое наказание вызывает у ребенка, подростка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещается на доступных ему объектах, прежде всего, на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессивное поведение во всех фрустрирующих ситуациях.
  • Частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности ребенка, подростка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие.

Судебная практика показывает, что в подобных семьях дети часто убегают из дома, бродяжничают, совершают кражи и другие преступления. Опять воспользуемся примером из учебника Г.Г. Шиханцова.

В семьях подобного типа дефекты правовой социализации проявляются в использовании неодобряемых форм социального контроля за детьми, в духовной разобщенности родителей и детей.

Дефекты правовой социализации в школе затрагивают все структурные элементы социализации и проявляются в:

  • дефектах выполнения социальной роли;
  • разрыве эмоциональных связей «трудного» школьника со своими одноклассниками и учителями;
  • выходе из-под норм социального контроля;
  • формировании извращенной примитивной структуры потребностей.

В процессе социализации личности подростка большое влияние оказывают неформальные стихийные группы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности, которая у несовершеннолетних правонарушителей преобладает над всеми другими (учеба, занятие спортом и т.д.)

Недостаток внимания со стороны взрослых — не единственная причина «ухода» подростка в группу сверстников. Важным мотивом для него будет стремление к эмоционально-значимому, неформальному общению, к самореализации. И, как отмечает Г.Г. Шиханцов, «…несмотря на трудность достижения подлинно глубокого эмоционального общения подростка со сверстниками, общение с ними в неформальных группах, тем не менее, позволяет удовлетворитьследующие потребности:

  • в безопасности (защищенности);
  • в снятии (разрядке) нервно-психического напряжения;
  • в понимании, сочувствии, сопереживании;
  • в дружбе (в ощущении своей нужности другому);
  • в самостоятельности, независимости, автономии от взрослых;
  • в положительной оценке, уважении со стороны равных себе сверстников (завоевание личного статуса);
  • в утверждении себя, завоевании популярности, признании (приобретение социального статуса);
  • в получении новой информации;
  • в достижении эмоционального комфорта».

Существует ряд общих поведенческих особенностей в подростковом возрасте, которые определяют стремление подростка к группе сверстников.

5 стр., 2202 слов

Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного ...

... противоправным поведением беспризорных детей и социальных сирот и его предупреждением. Предметом исследования служит отечественное и зарубежное законодательство, регулирующее правовое положение несовершеннолетних, уголовно-правовые нормы, судебно-следственная практика, данные социальной и ...

  • Реакция оппозиции вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам со стороны окружающих взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, бравировании опьяненным состоянием, побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях.
  • Реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоциальный «герой». Известно, какое влияние оказывает на подростковую преступность возвеличивание «преступника-супермена».
  • Реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление — отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.
  • Реакция группирования — объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью, однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией (во дворе, на своей улице), примитивной символикой (клички и т.п.).

    Реакцией группирования в значительной мере объясняется то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.

2. Превентивная психология

Создание психологического обеспечения является важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-профилактической деятельности. В свою очередь, проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях: во-первых, своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения; во-вторых, выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обусловливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних, и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений.

Системное рассмотрение неблагоприятных факторов асоциального поведения несовершеннолетних применительно к воспитательно-профилактической деятельности системы органов ранней профилактики, безусловно, имеет ряд объективных трудностей как теоретического, так и организационно-практического характера. Это объясняется прежде всего тем, что теоретическое осмысление этой проблемы должно вестись, как мы уже отмечали выше, в междисциплинарном плане, сбор эмпирического материала носит межотраслевой, межведомственный характер и распространяется на деятельность специальных и общих органов ранней профилактики, имеющих различную ведомственную подчиненность, включая учреждения народного образования, здраво­охранения, культуры, внутренних дел, общественные и благо­творительные организации. Такая межведомственная разобщенность органов ранней профилактики, а также изолированность, несостыкованность научных подходов в изучении этой острой социальной проблемы затрудняют создание психологического обеспечения превентивной практики и вместе с тем делают ее особенно актуальной.

14 стр., 6565 слов

Психологические особенности личности потерпевшего от экономических преступлений

... поведения потерпевшего в происхождении преступления, тем менее интенсивна антисоциальная ориентация личности преступника. В преступлениях против личности такая зависимость выступает нагляднее, потому что в психологическом механизме совершения преступления ... состояний на поведение сторон в некоторых конфликтных ситуациях. [10] Разновидности психических состояний. В рамках юридической психологии особо ...

Эта актуальность обусловливается и тем, что сегодня особенно остро стоит задача широкого внедрения в практику различных новых превентивных служб — психологических консультаций, соци­ально-педагогических центров, телефонов доверия, социальных при­ютов, реабилитационных центров, развитие которых также сдерживается отсутствием системного психологического знания о природе отклоняющегося поведения и путях его предупреждения.

В связи с этим, на основании многочисленных разрозненных психологических, педагогических, медицинских, криминологических иссле­дований, проведенных в нашей стране и за рубежом, а также с исполь­зованием результатов собственных многолетних исследований автором сделана попытка в настоящей книге обозначить основное содержание и область применения превентивной психологии как прикладной науки, призванной профессионализировать и гуманизировать воспитательно-профилактическую практику по предупреждению отклоняющегося поведения детей и подростков.

Современная охранно-защитная концепция профилактики предполагает переход от административно-карательных мер к всесторонней медико-психологической, психолого-педагогической и социально-правовой помощи и поддержке семьям и детям группы социального риска, к программам социальной реабилитации и коррекции детей и подростков с отклонениями в психическом и социальном развитии. Международный опыт показывает, что реализация превентивных мер и программ имеет определенные общие тенденции и принципы:

профессионализация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, введение и подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитаторов, практических психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков и оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;

создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям, юношеству (психологические службы и консультации, центры доверия, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, попавших в критическую ситуацию);

признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье и, в первую очередь, семьям, не справляющимся самостоятельно с задачами воспитания;

психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации.

7 стр., 3208 слов

Личность преступника как источник преступного поведения

... преступлений являются социально-отрицательные свойства, и прежде всего криминальная мотивация поведения личности, которые взаимодействуют с криминогенными условиями среды и ситуации.1. Психологические особенности личности преступника 1.1 Факторы и мотивы преступного поведения Преступное поведение ... одиночку, они это делают "во имя группы", чтобы "группа признала своим" или для "торжества ...

Задача превентивной психологии — вооружить широкий круг практических работников (педагогов, воспитателей, сотрудников инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, социальных работников и социальных педагогов, практических психологов) психологическим знанием для предупреждения, диагностики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также оздоровления условий их семейного и общественного воспитания.

И для превентивной практики, и для превентивной теории важно, прежде всего, определите объект, предмет, область применения и психологический инструментарий, позволяющий решать свои собственные специфические задачи по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Если в качестве объекта превентивной психологии выступают, в первую очередь, семьи и дети группы социального риска, среди которых существует повышенная вероятность возникновения различных отклонений, требующих адекватных превентивных мер на самых разных стадиях социопатогенеза, то в качестве предмета — природа отклоняющегося поведения, те неблагоприятные факторы, которые обусловливают различные формы психической и социальной дезадаптации детей и подростков. Отсюда первостепенной задачей превентивной психологии, наряду с обеспечением коррекционно-реабилитационной работы, остается выявление природы отклоняющегося поведения, неблагоприятных факторов, обусловливающих социопатогенез, и выработка мер по их нейтрализации.

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис асоциального поведения, можно выделить такие, как: индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида; психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе; личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор» определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Как мы уже отмечали, превентивная практика, направленная на предупреждение социальных отклонений, распространяется не только на несовершеннолетних, но и на все взрослое население страны. Однако сферой применения превентивной психологии является, прежде всего, воспитательно-профилактическая деятельность среди несовершеннолетних. Это объясняется тем, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обусловливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательно-профилактической деятельности.

9 стр., 4162 слов

Организованная группа и преступная организация как форма соучастия

... группой, либо преступной организацией. Участники организованной группы и преступной организации признаются исполнителями независимо от их роли в совершенных преступлениях. Соучастие, как и любая совместная деятельность, ... как скорость, так и эффективность содеянного, а психологическая нагрузка на потерпевшего в случае группового нападения гораздо сильнее, т. к. возможность сопротивляться ...

Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.

Что же касается предупреждения преступности и правонарушений среди взрослого населения, то в данном случае психологическое обеспечение в большей степени осуществляется в рамках правовой и криминальной психологии, которые, с одной стороны, помогают совершенствовать правовое регулирование в сфере трудовых, производственных и семейно-бытовых отношений, а с другой — изучают личность взрослого преступника, причины, обусловливающие преступления среди взрослого населения и пути их предупреждения с помощью уголовных, административных, дисциплинарных и общественных мер воздействия.

Меры по предупреждению преступности несовершеннолетних включают воспитательно-профилактическую деятельность, которая осуществляется общеобразовательными учебными заведениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, психологическими консультациями, службами доверия, центрами педагогической реабилитации и т.д. Предупреждение преступности несовершеннолетних наряду с этим включает меры по пресечению и раскрытию преступлений, осуществляемые правоохранительными органами в процессе суда, следствия, оперативно-розыскной работы.

Далее — это меры пенитенциарного характера, осуществляемые исправительно-воспитательными учреждениями, включая спецшколы, спецПТУ, ВТК, которые играют решающую роль в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних.

И, наконец, это меры по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних, осуществляемые правоохранительными органами, общественными организациями, трудовыми, учебными коллективами по отношению к несовершеннолетним, совершившим преступления и ранее понесшим различные меры уголовного наказания (возвратившимся из ВТК, с отсрочкой наказания, условно осужденным и т.д.).

Всю эту важную правоохранительную деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних вряд ли можно отнести к области компетенции превентивной психологии, так как здесь скорее должны развиваться и рассматриваться возрастные аспекты следственной, судебной, пенитенциарной, правовой, криминальной психологии. Что же касается области приложения знаний превентивной психологии, то она в большей степени применима к воспитательно-профилактической работе по нейтрализации негативных влияний, детерминирующих нарушения социального развития несовершеннолетних, а также к мерам воспитания, перевоспитания и коррекции на ранних стадиях педагогической и социальной запущенности.

3. Личность преступника и преступное поведение как предмет криминальной психологии

Криминальная психология изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления , а также психологические пути воздействия на него. Необходимость изучения личности преступника диктуется прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью.

Криминальная психология исследует механизмы иммунитета личности в криминогенной ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области индивидуальной профилактики преступности. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных , но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

Один из существенных компонентов причинного комплекса преступности -неудовлетворенность запросов людей в сфере потребностей, разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации. Потребности людей формируются в результате сравнения с жизнью других социальных групп и слоёв. Сравнение осуществляется через общение с окружающими и массовые коммуникации.и развития соответствующего законодательства и т. д.

При криминологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой,  поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а их взаимодействие.

Социальная среда — это не только объективные условия и обстоятельства, определяющие поведение человека, но и непрекращающаяся деятельность людей, которые создают и изменяют указанные обстоятельства, — людей как продукта и источника социального развития.

Личность преступника представляет для криминальной психологии и самостоятельный интерес, поскольку она не просто отражает определенные внешние условия, но и является активной стороной взаимодействия. Для нее характерна сознательная ,целенаправленная деятельность.

Таким образом, связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность.

Отличие преступного поведения от правомерного коренится в системе ценностных ориентаций, взглядов и социальных установок, другими словами, в содержательной стороне сознания. Сами по себе преступления нельзя рассматривать с точки зрения их внешней характеристики как какие-то особые деяния, которые требуют необходимых физических и психических возможностей индивида.

Преступность — это не только совокупность преступных деяний, но и совокупность лиц, которые их совершают. Не случайно при исследовании состояния, структуры и динамики преступности анализируются не только факты преступления, но и контингент преступников. Преступность можно также рассматривать в рамках взаимодействия социальной среды и личности, но уже на типическом уровне среды ,личности и их взаимодействия .

Одна из основных задач криминальной психологии — выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды могут создавать для данной личности криминогенную ситуацию.

Психологическая зависимость преступников отличается по своему характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей. Каждому человеку в силу социального характера его развития и воспитания свойственно стремление к объединению с другими людьми для удовлетворения своих потребностей, достижения личных и совместных целей. В этих объединениях человек неизбежно занимает социальную позицию, в том числе и зависимую ,подчиненную. Однако, в отличие от убийц, правопослушные люди способны выйти из группы, уйти от неудовлетворяющего или травмирующего их контакта ,либо постараться изменить свое отношение к обстоятельствам.

4. Криминальная психология. Психология преступных групп и психология потерпевшего

Психологическая характеристика потерпевшего

Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего. Психология потерпевшего связана с уголовным правом, криминологией, уголовным процессом, психологией личности.

Совокупность качеств, характеризующих жертву, способствует ее виктимизации лишь при взаимодействии с другой совокупностью личностных свойств, характеризующих преступника, причем при наличии определенных объективных обстоятельств. Они являются лишь необходимыми условиями развития причинной связи, где причиной являются действия преступника.

Чем более значительна роль поведения потерпевшего в происхождении преступления, тем менее интенсивна антисоциальная ориентация личности преступника. В преступлениях против личности такая зависимость выступает нагляднее, потому что в психологическом механизме совершения преступления большое значение приобретают эмоции преступника, возрастающие иногда до степени аффекта, так как воздействие потерпевшего воспринимается им сквозь призму личной значимости.

При психологическом анализе личности потерпевшего следует иметь ввиду, что около 80% преступлений против личности совершается лицами, которые связаны с потерпевшим родственными, служебными, интимными и другими близкими отношениями, и преступление, как правило, является конечной фазой конфликта, возникшего в результате этих отношений. Глубокие психологические исследования личности потерпевшего и преступника дают возможность выявить причины и условия возникновения конфликтной ситуации и наметить пути их преодоления.

Таким образом, глубокие психологические исследования личности потерпевшего и преступника дают возможность выявить причины конфликтной ситуации и наметить пути их преодоления, т.е. осуществить индивидуальную профилактику.

Потерпевшим, по российскому уголовно-процессуальному законодательству, признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред (ст.53 УПК РФ).

Это одна из центральных фигур предварительного следствия и рассмотрения дела в суде, если речь идет о преступлении против личности: убийстве, телесном повреждении, изнасиловании и тд. (ст.102-131 УК РФ), краже(ст.144 УК РФ), грабеже (ст.145 УК РФ), разбое (ст.146 УК РФ), автотранспортном преступлении (ст.211 УК РФ)или хулиганстве(ст.206 УК РФ).

Преступление совершается при взаимодействии двух личностей, людей, один из которых в стадии расследования признается обвиняемым, а другой — потерпевшим. Основное внимание, естественно, обращено на первого из них, поскольку определяется его вина, ответственность, решается его судьба. Все это может быть сделано лишь при детальном изучении личности обвиняемого, конкретных обстоятельств, которыми сопровождалось преступление. Однако эти конкретные обстоятельства, причины, условия преступления не могут быть раскрыты полностью, если во внимание не принимается личность потерпевшего. Очень часто преступные действия обвиняемого вызываются неправомерными, неосмотрительными или просто легкомысленными действиями потерпевшего. Его поведение, относящееся к объективным признакам состава преступления, может влиять на вину обвиняемого, а иногда (необходимая оборона) и вообще исключать её.

От структуры личности потерпевшего и от его поведения, которое тесно связано с личностью и является ее функцией, зависит осуществление преступных намерений, активная оборона от преступных посягательств, оборона общественных интересов и т. д.

Исследование личности потерпевшего можно рассматривать в двух аспектах:

1) «статическая область» — это возраст, пол, национальность, служебное положение и т. д.; ряд этих признаков требуется выяснить по непосредственному требованию закона, причем некоторые из них могут прямо влиять на квалификацию преступления (например, возраст при половых преступлениях, служебное положение при оказании сопротивления и т.п.) .

2) «динамическая область», т. е. поведение потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший событию преступления, и в период события преступления, и связь этого поведения с поведением преступника(например, интенсивность нападения в связи с интенсивностью обороны, бегство от потерпевшего и т.п.).

К специальным методам исследования личности и поведения потерпевшего относятся анализ следственной и судебной статистики, изучение материалов судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз, социально-психологические и судебно-психологические исследования конфликтных ситуаций.

Поведение потерпевшего в момент совершения преступления зависит от:

1) влияния внешней среды, в данном случае преступного нападения или иного воздействия, и

2) индивидуальных особенностей личности.

Эти особенности личности характеризуются типом высшей нервной деятельности потерпевшего (сильный, активный, подвижный при прочих равных условиях находится в более выгодном положении), чертами его характера и т. д. Жизненный опыт имеет большое значение в поведении потерпевшего по делам о половых преступлениях, преступлениях на транспорте, в области нарушений правил техники безопасности. На поведение потерпевшего оказывает существенное влияние правосознание: знание закона, своих прав дает дополнительные возможности при отражении преступного нападения, создает убежденность в правоте действий, препятствующих преступному посягательству.

«Жертва преступления» — понятие более широкое, чем понятие «потерпевший от преступления». Жертва преступления есть всякий человек, понесший моральный, физический или имущественный вред от противоправного деяния, независимо от того, признан он в установленном законом порядке потерпевшим или нет. Другими словами, «жертва »- понятие виктимологическое, «потерпевший»- уголовно-процессуальное в зависимости от правовых последствий вреда. Эти понятия могут и не совпадать между собой. «Виктимность отдельного лица есть… не что иное, как реализованная есть… не что иное, как реализованная преступным актом «предрасположенность», вернее способность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления или, другими словами, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима». (Франк Л.В.)

Психологические особенности преступных групп

Преступная группа — это неформальная общность людей, имеющая антиобщественную направленность и выступающая в виде единого субъекта совместной противоправной деятельности. Преступления, совершаемые группой преступников, всегда представляли большую общественную опасность, нежели аналогичные деяния, совершаемые отдельными индивидами. В первом случае в преступную деятельность одновременно вовлекается несколько (иногда значительное число) лиц, что вносит определенную специфику в механизм и иные составляющие криминальной деятельности, а главное, влечет за собой, как правило, наступление более тяжких последствий.

Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей не является простым (механическим) сложением некоего числа индивидов, совместно совершающих преступления. Каждая преступная группа, с точки зрения психологии и социологической теории “малых групп”, объединяя на основе совместного осуществления общественно опасной деятельности нескольких человек с явным стремлением к достижению преступной цели, с той или иной степенью организованности, фактически превращается в единый субъект криминальной деятельности. В таком коллективном субъекте преступления появляются новые, не свойственные отдельному преступному индивиду свойства, цели, возможности и пр.

Необходимым условием разработки наиболее эффективных приемов и методов борьбы с групповой преступностью, одним из проявлений которой является действие организованной группы, является понимание социально-психологических особенностей возникновения и функционирования такой группы, внутригрупповых динамических процессов, происходящих в ней, а также правильная психолого-правовая и криминологическая оценка её преступной деятельности.

Психологическая структура преступной группы — сложившиеся отношения членов этой преступной группы с окружающей средой. Эти отношения базируются на функционально-ролевом положении членов внутри своей группы: распределение ролей, функций между участниками преступной группы, обусловленных характером преступной деятельности, занимаемым положением в иерархической лестнице, статусом и т.д.

Межличностное восприятие в преступных группах отражает особенности статусов участников групповой преступной деятельности. Установлено, что существуют особые психологические механизмы восходящего и нисходящего восприятия. Проявляется это в том, что преступники, находящиеся на более низких уровнях внутригрупповой иерархии, как бы делегируют при восприятии своих лидеров и авторитетов им такие личностные качества как сообразительность, смелость, справедливость, знание жизни и т.п. Наряду с этим восприятие по нисходящей ветви основывается на оценке лидерами иных членов группы, в основном, как носителей определенных ролевых качеств («боец», исполнитель, «киллер» и т.д.).

Таким образом, восприятие «сверху» обедняет представление о личностных возможностях других членов группы и часто ведет к неточному образу-представлению о других участниках совместной преступной деятельности.

Функциональная структура определяется личным составом преступной группы, видом совершаемого преступления, объектом посягательства и другими факторами.

Одним из условий создания преступных групп, среди прочих, является безнаказанность преступников. «Не разоблаченный и ненаказанный вовремя преступник опасен не только потому, что он сам наглеет и от мелких преступлений нередко переходит к крупным, но и тем, что безнаказанность оказывает большое влияние на формирование преступных установок у других неустойчивых лиц и способствует созданию преступных групп» [2, c. 373]. Создание преступной группы — это не только количественный, но и качественный сдвиг социальной опасности. Отказ от продолжения преступной деятельности для члена преступной группы представляет дополнительные трудности по сравнению с изменением статуса преступника-одиночки, «так как любое утверждение в новом для человека общественном статусе, где важно его признание окружающими, связано с определёнными трудностями, поскольку сложившееся у них представление о выполняемой субъектом роли изменяется не так просто и не так быстро, как того хотелось бы»].

Психологи выделяют следующие факторы, способствующие формированию преступных групп: а) невозможность совершить преступление без объединения; б) общность преступных интересов; в) личные симпатии; г) общие нормы поведения, общие убеждения, аналогичные дефекты правосознания и т.д.

Сотруднику правоохранительных органов следует знать ещё одну закономерность формирования и функционирования преступной группы — это постоянное действие в ней двух противоборствующих сил: одна из них направлена на дальнейшую интеграцию и сплочение членов преступной группы, а другая — на их разобщение.

Классификация преступных групп и их психологическая характеристика

Группа — это реально существующее образование, в котором люди находятся вместе, в идентичных условиях, объединены общей, совместной деятельностью и осознают свою принадлежность к этому образованию.

По числу людей, входящих в такие группы, социальные психологи выделяют большие общественные группы (макрогруппы) и малые группы (микрогруппы).

Наиболее распространены микрогруппы, состоящие из семи человек (плюс-минус один-два человека).

Именно к малой группе относится такая форма соучастия, как группа лиц по предварительному сговору. Однако и организованная группа тоже может быть микрогруппой. В связи с этим не достаточно знать количество членов в той или иной группе, а следует учитывать внутренние связи между ними.

Традиционные преступные группы, встречающиеся в современной следственной практике, бывают разных видов.

Случайная группа включает в себя лиц, случайно или ситуативно объединившихся для совершения группового преступления под влиянием каких-то эмоциональных факторов в результате совместного времяпрепровождения. Договоренность между ее членами о совместном совершении преступления может состояться непосредственно перед его совершением. В таких группах обычно отсутствует длящаяся общая преступная цель. Указанная цель чаще бывает кратковременной. У группы, как правило, нет четких функциональных структур и разделения ролевых функций, не выделен лидер. Решения принимаются коллективно, а преступление совершается сообща. Такие преступные образования, за редким исключением, малоустойчивы и после совершения одного или нескольких преступлений распадаются. Особенно характерны такие группы для объединений несовершеннолетних, весьма редко совершающих преступления в одиночку. Это, как справедливо отмечено, своего рода извращенная тяга к социальности социально незрелых людей.

Более структурно и организационно сложна преступная группа, возникающая на фоне конкретной ситуации или по предварительному сговору о совместном совершении преступлений (особенно среди групп, успешно занимающихся преступной деятельностью и длительное время остающихся не разоблаченными.) Иногда такие преступные группы в криминалистической литературе называют преступными группами типа “компаний”. Эти группы имеют относительно стабильный личный состав. В ней может не быть лидера, но есть руководящее ядро из наиболее криминально или социально авторитетных и активных членов. В своей деятельности ее члены руководствуются ярко выраженной сугубо криминальной идеей и чаще всего опираются на традиционные, уголовно-профессиональные навыки, взгляды, убеждения и специфические обще криминальные способы и методы достижения преступной цели. Вышеуказанное обычно исключает наличие у таких групп коррумпированных связей, взаимодействия с органами и функционерами власти. И если такая связь возникает, то, как справедливо отмечается, она сурово осуждается членами таких групп в силу уголовных традиций или же опасений разоблачения характера своей деятельности. Однако в практике встречаются отдельные исключения из этих правил, что, тем не менее, не может быть признано характерным для традиционной групповой преступности. Указанные группы не очень устойчивы, у них чаще всего не бывает долгосрочных планов преступной деятельности. Такие группы обычно складываются из числа зрелых лиц. И лишь иногда в них состоят подростки.

Организованная преступная группа является более совершенной и более опасной формой криминального образования не только с уголовно-правовой точки зрения, но и с социально-психологической. Организованная группа имеет высокий уровень саморегуляции и иерархическую структуру, включающую, как правило, три звена, а в ряде случаев и более высокий уровень управления, руководства, подчинения и распределения функций между преступниками. В подавляющем большинстве случаев организованные группы имеют пирамидальную структуру, на вершине которой находится лидер, а в непосредственном его окружении — небольшая группа лиц, принимающих основные решения.

К таким группам можно отнести бандитские, мошеннические, воровские группы, группы вымогателей, контрабандистов и лиц, совершающих другие виды корыстно-насильственных преступлений.

Организованная преступная группа отличается рядом признаков:

а) устойчивостью и стабилизацией личного состава;

б) выраженной организационной структурой (лидер — активные участники — рядовые исполнители);

в) четкой функциональной структурой, основанной на дифференциации ролей членов группы (разведка, подыскании объектов преступного посягательства, совершение преступления, хранение, транспортировка и сбыт похищенного и т.д.);

г) корпоративной сплоченностью и дисциплиной;

д) более высоким уровнем общественной опасности.

Как отмечалось, основным признаком, отличающим организованную группу от группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, является устойчивость. К признакам устойчивости организованной преступной группы, характеризующим её с психологической стороны, относятся следующие:

стабильность, замкнутость, постоянство, обособленность преступной группы как средство её самосохранения, общность взглядов, социальных установок негативного характера, схожие эгоистические интересы, порождающие психологическую сплочённость, ценностно-ориентационное единство, групповое стремление к достижению поставленных преступных целей, формирующие единство умысла участников совершения преступлений;

тесная взаимосвязь, непосредственная контактность между членами организованной группы, постоянно поддерживаемые личные отношения, приобретшие характер ответственной зависимости между ними;

согласованность их действий, построенная на хорошо продуманной системе распределения ролей и функциональных обязанностей между членами такого криминального формирования, на надёжной системе связи, взаимовыручки, конспирации и контроля между ними;

насильственный, принудительный характер отношения к лицам, пренебрегающим групповыми взглядами, отказывающимся выполнять действия, навязываемые лидерами группы и стремящимся выйти из-под влияния группы;

постоянство форм и методов организованной преступной деятельности, способов совершения преступлений;

длительность существования организованной преступной группы, количество совершённых её членами преступлений.

Большое значение имеет установление психологической структуры организованной группы. Психологическая структура организованной группы — сложившиеся интегрированные отношения — это отношения членов преступной группы с окружающей средой. Психологическая характеристика интегрированных отношений означает характеристику отношений, сложившихся внутри группы (межличностные, горизонтальные и вертикальные).

Интегрированные отношения организованной группы, в первую очередь, зависят от среды, в которой она совершает преступные деяния, от тех социально-экономических, социально-психологических и прочих условий, которые способствовали её образованию и развитию (коррупция, теневая экономика и т. п.)

Интегрированные отношения базируются на функционально-ролевой дифференциации её членов: распределение ролей, функций между участниками преступной группы, обусловленных характером преступной деятельности, занимаемым положением в иерархической лестнице, статусом и т. д.

Преступная организация — это организованная преступная группа, отличающаяся высоким уровнем организованности, сплочения, надежными способами совершения и сокрытия преступления, а непосредственное общение между ее членами часто заменяется информационными и деятельностными контактами, взаимоотношения приобретают характер «делового» взаимодействия. По определению Международной конференции ООН преступные организации — это устойчивые управляемые сообщества преступников, занимающиеся преступлениями как бизнесом и создающие систему защиты от социального контроля с помощью коррупции. Выделяют следующие признаки преступной организации:

— наличие материальной базы, что проявляется в создании общих денежных фондов, обладании банковским счетом, недвижимостью;

— официальная «крыша» над головой в виде зарегистрированных фондов, совместных предприятий, кооперативов, ресторанов, казино, кафе и т.д.;

— коллегиальный орган руководства, при котором управление организацией осуществляется группой лиц, имеющих почти равное положение;

— устав в форме определенных правил поведения, традиций, «законов» и санкций за их нарушение;

— функционально-иерархическая система — разделение организации на составные группы, межрегиональные связи, телохранителей, информационной службы, «контролеров» и т.п.;

— специфические языково-понятийная система, которая включает уголовный жаргон, особенности письменной и устной речи (клички и т.д.);

— информационная база (сбор разного рода сведений, разведка и контрразведка);

— наличие своих людей в органах власти, в судебной и правоохранительных системах.