Мнемическая система в теории психоанализа

Содержание

Введение 3

Глава 1. Мнемическая система в теории психоанализа 4

1.1.Понятие мнемической системы 4

1.2.Память в теории З.Фрейда 5

Глава 2. Вытеснение как процесс памяти с точки зрения психоанализа 10

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Введение

Актуальность. Роль мнемической системы в жизни человека огромна. Мнемическая система непосредственно связана с усвоением человеческого опыта. Без неё люди были бы существами мгновения. Прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю жизнь и делающий человека тем, кто он есть.

Мнемическая система лежит в основе всего психического развития. Именно поэтому проблема развития мнемической системы давно занимает центральное место в психоанализе.

Цель работы: изучить мнемическую систему в теории психоанализа.

Объект исследования: мнемическая система.

Предмет исследования: теория психоанализа.

Задачи исследования:

1. Определить понятие мнемической системы

2. Рассмотреть память в теории З. Фрейда

3. Изучить вытеснение как процесс памяти с точки зрения психоанализа

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Мнемическая система в теории психоанализа

1.1. Понятие мнемической системы

Мнемическая система представляет собой процессы памяти.

Это запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Все они могут протекать произвольно или непроизвольно. Произвольность предполагает относительную самостоятельность психической деятельности, имеющей свои мнемические цели и применяющую специальные приемы для реализации этих целей. При отсутствии специальной мнемической цели процессы памяти непроизвольны.

Запоминание. Представляет собой запечатление и закрепление любого опыта. На результативность и стратегии запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания. Это зафиксировано в феноменах, получивших название «эффект длины», «эффект привычности», «эффект края».

6 стр., 2840 слов

1. Становление психоанализа (теории Фрейда)

... от философии до литературы и дизайна) он весьма широко представлен. 1. Становление психоанализа (теории Фрейда) (берем через проблематику невроза, истерии и гипноза) Невроз, истерия. Невроз, истерия ... с больными, анализа сновидений и т.д., т.е. Фрейд подчеркивал, что психоанализ – это научная теория ньютоновского типа, построенная при помощи гипотеко-дедуктивного метода. Метапсихологический анализ ...

Хранение. Имеет свои закономерности и детерминанты. Из житейского опыта известно, что не все то, что успешно запомнено, хорошо хранится. В то же время, не столь важное при запоминании вдруг неожиданно всплывает в актуальном воспоминании, или неосознанно влияет на другие когнитивные процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка).

Эта характеристика носит название продуктивности хранения. Другая характеристика называется длительностью хранения. И сюда же может быть отнесена интерференция (ретроградная и антероградная), из-за которой одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой. Соответственно, при ретроградной интерференции затрудняется хранение предыдущей информации, при антероградной – последующей информации.

Воспроизведение. Блок воспроизведения отвечает за извлечение информации из блока хранения. Осуществляется его деятельность через «узнавание», «воспроизведение», «припоминание».

Забывание. Предполагается, что точность забывания зависит, в первую очередь, от стратегий, которые использовались на предыдущих этапах, особенно при запоминании. Динамика забывания определяется эмоциональным и общим физическим состоянием запоминающего. Конечно, на запоминание влияет осмысленность, привычность запоминаемого материала. Не в меньшей степени забывание связано с качественными характеристиками этого материала: является он вербальным, образным и т.п.

1.2. Память в теории З.Фрейда…………….

Заключение

Мнемическая система представляет собой процессы памяти.

Это запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Все они могут протекать произвольно или непроизвольно. Произвольность предполагает относительную самостоятельность психической деятельности, имеющей свои мнемические цели и применяющую специальные приемы для реализации этих целей. При отсутствии специальной мнемической цели процессы памяти непроизвольны.

З. Фрейд считает, что восприятие-сознание обладает так называемой кратковременной памятью. Память-несознательное является синонимом того, что называется долговременной памятью. В несознательной памяти запечатлены «памятные следы, они же – следы воспоминаний» объектов (вещей и людей), субъективно переживаемые как зрительные, кинестетические, тактильные, обонятельные, вкусовые «представления» об объектах и объектных отношениях. Для звуковых представлений в несознательном запечатлена только вибрационно-тактильная память о просодии (мелодии речи), но не память о смысле сочетаний звуков (слов).

Кроме этого, по мнению З. Фрейда, предсознательная моторика не лишена памяти, именно на этом полюсе хранятся следы смысловой памяти словесных представлений, а также смысла мимики и жеста.

Говоря о вытеснении в психоанализе, имеют в виду забывание неприемлемых для сознания репрезентаций. Чаще всего, отмеченные репрезентации – это несовместимые с моральными принципами желания или травматичные переживания. Эти желания или воспоминания забываются с целью избавления от осознанного страдания. Но забытые желания или воспоминания не исчезают в никуда. Продолжает существовать «сам по себе» и отщепленный от них подавленный аффект, представляющий собой нереализованное желание, непережитую травму. Такое забывание и называется вытеснением.

10 стр., 4762 слов

Классификация видов памяти. Основные направления и результаты исследований

... Корсаковском синдроме, виды памяти разной модальности, существование взаимодействия в памяти между тремя фазами (ввод, хранение и воспроизведение) [3] *_. Процессы памяти. Традиционно память понимается как совокупность ... степень участия сознания в процессах памяти. В качестве примера автоматического забывания можно также приводить защитные механизмы из психоанализа (вытеснение). Еще одним фактом об ...

З.Фрейд считает, что в процессе лечения на невротика действуют две силы, направленные друг против друга:

1) сознательное стремление невротика вспомнить забытое,

2) сопротивление, мешающее вытесненному и его производным вернуться в сознание.

Таким образом, вытеснение представляет собой защитный механизм психики, заключающийся в изгнании из сознания неприемлемых для сознательного «Я» переживаний — влечений и импульсов, и их производных — воспоминаний, эмоций.

Большинство современных психоаналитиков главной причиной, вызывающей вытеснение склонны считать страх, которым в ситуации опасности реагирует Эго.

В основе психоаналитической техники лежат представления о том, что, поняв причины своих действий, пациент избавится от ряда трудностей, связанных с ними. И хотя психоаналитик не может мгновенно осознать вытесненный конфликт, тем не менее, можно проанализировать его проявления.

Таким образом, цель и задачи работы были решены в ходе данного исследования.

Список использованной литературы

1. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997.

2. Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики. 1984.

3. Качалов П.В. Психоаналитическая концепция травматического невроза. Т. 2. Москва, 2004

4. Килборн Б. Когда травма поражает душу // Журнал практического психолога, №1-2, М., 2001

5. Кристал Г. Интеграция и самоисцеление. М., 2006, с.21.

6. Рейзер М.Ф. Области соприкосновения психоанализа и нейронауки: вызов и благоприятная возможность друг для друга//Журнал практической психологии и психоанализа, №4. 2001г.

7. Старовойтов В.В. Загадка Я//Журнал практической психологии и психоанализа, №4. 2007г.

8. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. М., 1999.

9. Тэхкэ В. Психика и её лечение. М., 2001

10. Фрейд З., Вытеснение, в его кн.: Основные психологические теории в психоанализе, пер. с нем., М. — П., 1923, с. 90—102