Экспериментальные планы

План лекции:

  1. Понятие экспериментального плана
  2. Доэкспериментальные планы
  3. Истинные эксперименты
  4. Квазиэксперименты

1 Вопрос

Планирование эксперимента входит составной частью в общее планирование исследования, представляющее один из этапов исследовательского процесса, предшествующий непосредственному проведению опытов. «Планирование эксперимента — это раздел знаний, относящийся не только и не столько к математической статистике, сколько к логике». Суть его заключается в составлении набора экспериментальных ситуаций с определенными комбинациями независимых и зависимых перемен.

Иногда планирование эксперимента толкуется расширительно: как обеспечение валидности опыта. В самом общем плане под валидностью понимается соответствие метода задаче исследования. Для обеспечения валидности эксперимента тогда необходимо составить перечень всех видов переменных и продумать не только план предъявления независимых переменных, но и предусмотреть процедуры контроля дополнительных переменных. Эти ДП обычно рассматриваются как факторы, «угрожающие» валидности.

КРИТЕРИИ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛАНОВ

Первый из них – осуществление эксперимента в соответствии с интраиндивидуальными или межгрупповыми схемами предъявлений условий НП. В специальном разделе уточнены возможные схемы контроля угроз валидности при реализации этих планов.

Второй критерий – это число осуществляемых экспериментальных воздействий. В соответствии с ним принято различать планы с одной независимой переменной и так называемые факторные планы (с двумя и более НП).

Сколько бы факторов ни изменялось в моделируемой экспериментальной ситуации, каждый из них должен быть оценен с точки зрения шкалы, в которой представлены изменения переменной. Напомним, что это могут быть шкалы наименований, порядка, интервалов или отношений.

Третий критерий – разделение экспериментальных схем на качественные и количественные – связан с учетом шкалы, в которой измерена МП. Качественными называются обычно эксперименты, в которых уровни НП заданы в классификационных признаках. Если между условиями НП может быть показано не только качественное различие, но и порядок в величине учитываемого признака, то это позволяет переходить к количественному эксперименту.

6 стр., 2732 слов

Экспериментальная псих

... 5неделя Основы планирования эксперимента. 1.Понятие реального и идеального эксперимента. 2.Понятие факта и артефакта. 3.Понятие валидности. Виды валидности: внутренняя, (операциональная, конструктная), внешняя (экологическая валидность), прогностическая, валидность. 6неделя Экспериментальные планы 1.Истинные экспериментальные планы. Признаки истинных экспериментальных планов. Планы для одной ...

Использование количественных изменений НП означает переход к многоуровневому эксперименту, который далее будет представлен как вариант факторного. Квазиэкспериментальным исследованиям и факторным экспериментам посвящены отдельные главы. В данном разделе рассматриваются наиболее простые однофакторные экспериментальные схемы.

Четвертый критерий – это критерий строгого, или истинного, эксперимента, по отношению к которому можно выделить так называемые доэкспериментальные, экспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Дж. Кэмпбелл связывает выделение истинных экспериментальных исследований с возможностью рандомизации, т.е. случайного распределения разных уровней НП по экспериментальным и контрольным условиям, а также с допущением об эквивалентности состава групп испытуемых. Рандомизацией называется также стратегия случайного отбора испытуемых в группы из популяции. Случайным (рандомизированным) может быть также подбор испытуемых в группы, когда потенциальные участники эксперимента уже выбраны и требуется только распределить их в экспериментальную и контрольную группы. Случайная стратегия может быть направлена также на отбор групп испытуемых (например, учебных).

Строгим критерием является именно случайный отбор испытуемых из популяции, решающий одновременно проблему репрезентативности выборки испытуемых и обеспечения эквивалентных по своему составу групп. Сравнение групп, являющихся эквивалентными по всем факторам, кроме экспериментального воздействия, позволяет рассматривать сдвиг в значениях ЗП при сравнении экспериментального и контрольного условий именно в связи с воздействием этого фактора. Достижение желаемой эквивалентности означает здесь контроль источников угроз внутренней валидности со стороны факторов межиндивидуальных различий.

Для предъявления различных характеристик экспериментальных планов Кэмпбелл вводит систему графических символов:

  • Символ Х будет обозначать экспериментальную переменную или событие, влияние которого подлежит измерению;
  • символ О — некоторый процесс наблюдения или измерения;
  • Х и О, стоящие в одной строке, относятся к одним и тем же конкретным лицам. Направление слева направо обозначает временной порядок, а расположение Х и О одно под другим — одновременность.
  • Для обозначения важных различий, например между планами 2 и 6 или между планами 4 и 10, используется символ R, указывающий на случайное распределение испытуемых по разным режимам эксперимента (то есть по различным группам).

    Предполагается, что такая рандомизация осуществляется в определенное время и служит универсальным методом уравнивания групп перед введением воздействия в известных статистических границах.

  • Наряду с этим вводится дополнительная графическая символика: параллельные строки, не разделенные пунктирной линией, представляют группы, уравненные посредством рандомизации

Группы, не уравненные рандомизацией, отделяются друг от друга пунктирной линией.

Не предусматривается никакого символа для обозначения групп, сформированных путем попарного уравнивания, поскольку ценность этой процедуры слишком переоценивается и она чаще ведет к ошибочному выводу, чем служит средством достижения валидного вывода. (См. далее обсуждение плана 10 и последний раздел по корреляционным планам.)

2 стр., 947 слов

Экспериментальная педагогика 2

... развития детей в педагогику, не находили разумного баланса между теоретическими и экспериментальными исследованиями. Экспериментальная педагогика дала импульс к возникновению педологии. Вильгельм Август Лай (1862-1926) ... и тоже. Таким образом, в реформаторском движении трудовой школы выделялись две основные группы – сторонники понимания труда в школе как всякого рода активной деятельности ( ...

  • Символ М для обозначения материалов будет использован в плане 9.

Для каждого исследователя крайне важно научиться выбирать такие оптимальные модели экспериментального исследования, которые обеспечили бы и внутренюю и внешюю валидность.

Среди экспериментальных планов, предложенных Кэмпбеллом можно выделить три группы можно выделить три группы:

  1. Доэкспериментальные планы
  2. Экспериментальные
  3. Квазиэкспериментальные ланы

Первую и вторую группы планов предложил Кэмпбелл, выделив их на основании двух показателей, обычно фигурирующих при изложении теории этого метода:

  • Наличие / отсутствие контрольной группы
  • Наличие / отсутствие тестирования до и после экспериментального воздействия

Эти два показателя рассматриваются Кэмпбеллом как два основных способа контроля в экспериментальных исследованиях. Введение в экспериментальные планы этих способов контроля увеличивает достоверность приписывания появления этого эффекта экспериментальному воздействию.

Использование предварительного тестирования выделяет влияние Х, через сравнение результатов исходного тестирования, т.е. до Х и итогового, после Х

Использование контрольной группы выделяет влияние Х, через сравнение результатов в двух группах:

  • С Х
  • Без Х

Одновременное использование и того и другого способов контроля вносит специфические негативные эффекты в экспериментальные исследования, то есть появляются факторы нарушающие валидность эксперимента.

Исполнение двух измерений вместо одного всегда повышает риск искажающего влияния инструментальной погрешности, фактора фона экспериментального отсева. Введение предварительного тестирования влечет появление за собой таких факторов как: эффект тестирования, естественного развития, статистической регрессии.

Главной опасностью плана с применением контрольных групп становится ошибка селекции.

Естественное развитие и статистическая регрессия контролируются посредством введения нескольких серий предварительного и итогового тестирования.

Ошибка селекции, характерная для экспериментов, построенных по МГ схеме, контролируется при помощи рандомизации. В целом же сочетание предварительного тестирования и контрольной группы всегда делает экспериментальный план более сильным, то есть более защищенным от факторов, нарушающих валидность.

Каждый экспериментальный план предназначен для контроля вполне определенного набора ПП уязвим для влияния других, поэтому выбор экспериментального плана для конкретного исследования должен производится с учетом всех плюсов и минусов каждого конкретного плана.

Необходимо выбирать такой план, который бы давал гарантию контроля факторов наиболее опасных в данном эксперименте, при этом другими менее существенными факторами можно принебречь.

20 стр., 9711 слов

Тестирование как метод исследования

... тестов. Этические нормы работы психолога с психодиагностическими методами. Достоверность результатов тестирования. Способы контроля за достоверностью. Личностные опросники Айзенка. Тесты общих способностей, их недостатки ... А. С., Орел Е. А. Использование Интернет-технологий для проведения психологических исследований. // Отечественная психология в контексте мировой науки и практики. Сборник статей ...

2 Вопрос

Доэкспериментальные пла­ны являются рудиментами вчерашнего дня психологической науки. Между тем как квазиэкспериментальное планирование — атрибут его сегодняшнего и, по мнению многих исследователей, завтрашне­го дня.

Доэкспериментальные планы, точнее — исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требований, предъявляемых к плану классического экс­периментального исследования. Причина — незнание этих требований или невозможность их учета при проведении реального иссле­дования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспери-ментальных планов проводились еще до возникновения теории пла­нирования эксперимента.

Квазиэкспериментальные планы являются попыткой учета реа­лий жизни при проведении эмпирических исследований. Те усло­вия, в которые ставит жизнь и практические задачи эксперимента­торов, не всегда позволяют реализовать планы «истинных экспери­ментов», использовать схемы контроля внешних переменных. Од­нако научные и научно-прикладные задачи нужно решать. Квази­экспериментальные планы создаются специально с отступлением от схемы «истинного эксперимента». Исследователь осознаетте источ­ники артефактов — внешние переменные, которые он не может кон­тролировать. Для частичной компенсации и контроля эффектов, возникающих при нарушении планов «истинных экспериментов», исследователи используют искусственные схемы — квазиэкспери­ментальные планы.

Квазиэксперимент является своеобразным компромиссом меж­ду реальностью и «строгостью» методологических предписаний. Однако квазиэксперимент используется не только для решения при­кладных проблем, но и для проведения научных исследований. Наи­более авторитетные авторы, чьи работы стали классическими, Кох и Кэмпбелл (1979) сформулировали основные теоретические принци­пы квазиэкспериментального планирования. Квазиэксперименталь­ный план используется тогда, когда применение лучшего плана не­возможно.

Доэкспериментальные планы служат, скорее, в качестве иллю­страции. В практике научных исследований по возможности их сле­дует избегать.

План № 1 Исследование единичного случая

Х О

Исследование единичного случая относится к области прошлого. Однократно тестируется одна группа, подвергнутая воздействию по плану: ХО. Контроль внешних переменных и независимой переменной полностью отсутствует. В таком «исследовании» нет никакого материала для сравнения. А ведь с него обычно начинается любая научная работа. Такого рода исследования, как правило, проводятся на первых этапах научной деятельности для сопоставления их ре­зультатов с обыденными представлениями о реальности. Но науч­ной информации они не несут.

План № 2 План с предварительным и итоговым тестированием одной груп­пы

01 X 02

План с предварительным и итоговым тестированием одной груп­пы часто применяется в социологических, социально-психологичес­ких и педагогических исследованиях: 01 X 02. В этом плане отсутст­вует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что измене­ния (разница 0, и 0,) зависимой переменной, регистрируемые в ходе тестирования, вызваны именно изменением независимой перемен­ной. Между начальным и конечным тестированием происходят и другие «фоновые» события, воздействующие на испытуемых нарав­не с независимой переменной. Кроме того, этот план не позволяет контролировать эффект «естественного развития»: в течение корот­кого времени — изменение состояния испытуемого (утомление, мо-нотония, скука и др.), а в течение длительного времени — измене­ния личностных черт. Наконец, эффект тестирования — воздейст­вия предыдущего обследования на последующее — может быть еще одним неконтролируемым фактором, влияющим на изменение за­висимой переменной. Можно перечислить и другие источники ар­тефактов — внешние переменные, которые не контролируются этим планом.

9 стр., 4012 слов

Психологическое тестирование

... валидность не измеряется в каких-либо условных единицах) Профессиональное тестирование Тестирование в кадровой работе — метод отбора кандидатов для выполнения ... т. в том виде, как оно развивалось и использовалось. С точки зрения научных и профессиональных стандартов, для ... именно интеллект, а не что-то другое. Безупречный эксперимент (возможный лишь в теории) будет обладать безупречной валидностью: ...

ПЛАН №3 Сравнение ста­тистических групп / план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия.

Х О1

О2

Этот план лучше предыдущего хотя бы тем, что позволяет учиты­вать эффект тестирования благодаря введению контрольной груп­пы, а также отчасти контролировать влияние «истории» — фоновых воздействий на испытуемых и ряд других внешних переменных (ин­струментальную погрешность, регрессию и др.).

Но с помощью это­го плана невозможно учесть эффект естественного развития, так как нет материала для сравнения состояния испытуемых на данный мо­мент с начальным (нет предварительного тестирования).

Этот доэкспериментальный план распространен в психологичес­кой исследовательской практике. Для сравнения результатов кон­трольной и экспериментальной групп используется t-критерий Стыо-дента. Всегда надо иметь в виду, что различия результатов тестирования могут быть обусловлены не экспериментальным воздействи­ем, а различием состава групп. Этот план, если отбросить экспери­ментальное воздействие, вполне применим в корреляционном ис­следовании, но его не следует использовать для проверки гипотез о причинной связи двух переменных.

3 Вопрос. Истинные эксперименты

Планы, где используется максимальное количество козможных мер контроля, благодаря чему эксперименты, проводимые по этим планам достаточно хорошо защищены от факторов, нарушающих внутреннюю валидность.

К истинным экспериментальным планам относятся планы №4, №5, №6. Необходимым условием истинного эксперимента является возможность актуального управление Х. Во всех трех истинных экспериментальных планах присутствуют рандомизация, в двух планах сочетается использование контрольной группы и предварительного тестирования. Чаще всего истинные эксперименты проводятся в лабораторных условиях.

План № 4 План с предварительным, итоговым тестирование и контрольной группой r o1 X o2 r o3 o4

Производится выравнивание групп, рандомизация. Данный план используется часто. Главным источником артефактов, нарушающих валидность, является взаимодействие тестирования с экспериментальным воздействием. Кэмпбелл отмечает необходимость контроля внутригрупповых событий, а также эффекта неодновременности тестирования в обеих группах. В реальности невозможно проводить эксперимент так, чтобы тест и контрольный тест проводилось одновременно. Обычно контроль неодновременности тестирования осуществляется с помощью двух экспериментаторов, проводящих тестирование в двух группах одновременно.

3 стр., 1092 слов

Тестирование, как метод исследования

... в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц. Здесь неодходимо учитывать, что переносить интерпретацию пл ученых результатов можно только на те группы испытуемых, ко торые по ... и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых.Если в тестах уровня временных ограничений нет, то в тестах ...

Оптимальной считается процедура рандомизации порядка тестирования: число членов, входящих в экспериментальную и контрольную группу производится в случайном порядке, также производится их тестирование и предъявление экспериментального воздействия.

Фактор селекции и фактор регрессии контролируется при помощи процедуры рандомизации.

При обработке полученных данных используются параметрические критерии Т и F и сравнение производится по трем показателям:

  1. Сравниваются О1 и О2
  2. Сравниваются О3 и О4
  3. Сравниваются О2 и О4

Гипотезу о значимости влияний НП на ЗП можно принять в том случае, если выполняются два условия: 1- Различия между О1 и О2 значимы, а между О3 и О4 не значимы; 2 -Различия между О2 и О4 значимы

Применение этого плана позволяет контролировать влияние ПП, нарушающих внутреннюю валидность. Внешнюю валидность связывают с переносом данных на реальность. Главным моментом, отличающим экспериментьальную ситуацию от реальной является введение предварительного тестирования.

Взаимодействие эффекта тестирования и экспериментальго воздействия является тем фактором, который нарушает внешнюю валидность в плане №4, делая испытуемых более чувствительными к экспериментальному воздействию.

План № 5 – План Соломона для 4 групп

R O1 X O2

R O3 O4

R X O5

R О6

Используется для контроля внешней валидности. Исследуются две экспериментальных и две контрольных группы – является мультигрупповым планом. Эффект тестирования и экспериментального воздействия.

ПЛАН № 6 – План с контрольной группой и тестированием после воздействия

R X O1

R O3

Используется если нет возможности провести предварительное тестирование, в тех ситуациях, когда исследование проводится уже после воздействия НП

4 Вопрос

Квазиэксперимент – исследование психологического предмета, когда присутствует ситуация неполного контроля его элементов, а следовательно, понижена валидность эксперимента в целом.

Квазиэкспериментальные планы являются попыткой учета реалий жизни при проведении эмпирических исследований. Те условия, в которые ставит жизнь и практические задачи экспериментаторов, не всегда позволяют реализовать планы «истинных экспериментов», использовать схемы контроля внешних переменных. Однако научные и научно-прикладные задачи нужно решать. Квазиэкспериментальные планы создаются специально с отступлением от схемы «истинного эксперимента». Исследователь осознает те источники артефактов — внешние переменные, которые он не может контролировать. Для частичной компенсации и контроля эффектов, возникающих при нарушении планов «истинных экспериментов», исследователи используют искусственные схемы — квазиэкспериментальные планы.

Квазиэксперимент является своеобразным компромиссом между реальностью и «строгостью» методологических предписаний. Однако квазиэксперимент используется не только для решения прикладных проблем, но и для проведения научных исследований. Наиболее авторитетные авторы, чьи работы стали классическими, Кох и Кэмпбелл (1979) сформулировали основные теоретические принципы квазиэкспериментального планирования. Квазиэкспериментальный план используется тогда, когда применение лучшего плана невозможно.

5 стр., 2017 слов

Достоинства и недостатки тестирования

... не более часа (в школьной практике это один урок); тестированию одновременно подвергается сразу группа испытуемых, таким образом, происходит значительная экономия времени (человеко-часов) на ... При этом средний испытуемый набирает примерно 50 процентов из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний – психометрического эксперимента, или пилотажа. Если ...

Квазиэкспериментальный дизайн можно представить в виде 4 вариантов:

  1. Планы временных серий
  2. Исследования с контрольными выборками
  3. Лоскутные планы
  4. Эксперимент на которые ссылаются

ПЛАН № 7 Эксперимент по плану временных серий

О1О2О3О4 Х О5О6О7О8

Серия периодических замеров на группе с введением экспериментального воздействия посреди тестовых замеров. Эксперимент по плану №7 применяется в ситуации, когда нет необходимости использовать «контрольную выборку». Например, лонгитюдное исследование межличностных отношений в коллективе.

Для повышения внешней валидности эксперимента, построенного по плану№7 и относительно достоверного выявления какой-либо тенденции или закономерности развития рассматриваемого явления, следует производить путем обобщения итогов разных исследований, проведенных в различных условиях на разных выборках.

ПЛАН №8 Серии временных выборок

Х1О Х0О Х1О Х0 О и т.д.

На одной выборке испытуемых чередуются в случайном временном порядке или в упорядоченном режиме две эквивалентные ситуации, в которых в первом случае воздействие имеет место, а во втором нет. Слабое место экспериментов, проводящихся по данному плану – реакция испытуемых на эксперимент, так как на испытуемых оказывается не просто воздействие, а повторяющееся чередование однотипных воздействий.

ПЛАН №9 Серии эквивалентных воздействий

М1Х1О М2Х0О М3Х1О и т.д.

ПЛАН №10 План с неэквивалентной контрольной группой

O1 X O2

O3 O4

Изучение экспериментального воздействия на материале неоднородных выборок.

Для проведения эксперимента подбираются 2 две приблизительно одинаковые группы, которые зачастую значимо различаются по результатам предварительного тестирования.

Чем больше сходство между экспериментальной и контрольной группой, чем более это подтверждено предварительным тестированием, тем выше внутренняя валидность эксперимента.

ПЛАН №11 «Сбалансированные планы»

Х1О Х2О Х3О Х4 О

Х2О Х4О Х1О Х3 О

Х3О Х1О Х4О Х2 О

Х4О Х3О Х2О Х1 О

Используется в условиях, когда при относительно малом числе естественных групп есть возможность планировать порядок воздействий, но нельзя случайным образом разделить группы на эквивалентные подгруппы для экспериментального воздействия и проведения тестирования.

ПЛАН № 12 Предварительное и итоговое тестирование разных выборок

R O (X)

R Х O

При изучении больших популяций для дифференцированного экспериментального воздействия, при относительно полном контроле источников невалидности, применяется процедура рандомизации при распределении испытуемых по экспериментальным группам. Стимульное воздействие осуществляется на одной выборке, которая подвергается также итоговому тестированию.

5 стр., 2440 слов

Эксперименты на представительных выборках, их преимущества, сферы ...

... возможности использовать более эффективные экспериментальные планы, эксперименты на представительных выборках более качественные, чем эксперименты с отдельными испытуемыми [4]. Описание эксперимента 2. Мысленная отработка двигательных навыков Эксперимент Д. Пратера (1973) заключался ...

У данного плана существуют модификации ПЛАНЫ 12А,12Б, 12В

Такой тип экспериментов характерен для социологических исследований, его преимущество заключается в высокой внешней валидности, позволяющей распространять результаты.

ПЛАН №13 Планы с контрольными выборками для предварительного и итогового тестирования

R O (X)

R Х O

R O

R O

Сходен с планом № 10 за исключением того, что предварительное и итоговое тестирование проводится на разных лицах, благодаря чему исключается возможное взаимодействие тестирования и независимой переменной.

План 14. Множественные серии замеров

Присутствует экспериментальная и контрольная группы, также имеет место повышение достоверности результатов по сравнению с планами № 7 № 10. По мнению Кэмпбелла — это лучший квазиэкспериментальный дизайн.

План № 15 Реккурентный институциональный цикл («лоскутные планы»)

А Х О1

— — — — — — — — — —

B1RO2 XO3

B2RXO4

— — — — — — — — —

CO5X

Следует применять в ситуации отсутствия возможности проводить истинный эксперимент на одной выборке с контролем основных параметров. План представляет собой совокупность отдельных исследований на разных выборках.

НА первой выборке А проводится итоговое обследование после воздействия НП. Вторая выборка В делится случайным образом на подгруппы, которые обследуются по схеме: В1 предварительное обследование – воздействие – итоговое обследование; В2 воздействие – итоговое обследование.

Третья выборка С обследуется до воздействия.

П л а н ы е х-р о s t-f а с t о

В заключение рассмотрим еще один специфический метод, который часто применяется в психологии. У него есть несколько наименований: эксперимент, на который ссылаются, эксперимент ех-post-facto и т.д. Он часто применяется в социологии, педагогике, а также в нейропсихологии и клинической психологии.

В социологических исследованиях его часто использовали в 30—40-е годы. Тогда же социолог Ф.С.Чейз ввел название этого метода и разработал схемы анализа данных. В социологии и педагогике стратегия его применения состоит в следующем. Экспериментатор сам не воздействует на испытуемых. В качестве воздействия (позитивного значения независимой переменной) выступает некоторое реальное событие из их жизни. Отбирается группа «испытуемых», подвергшаяся воздействию, и группа, не испытавшая его. Отбор осуществляется на основании данных об особенностях «испытуемых» до воздействия; в качестве сведений могут выступать личные воспоминания и автобиографии, сведения из архивов, анкетные данные, медицинские карты и т.д. Затем проводится тестирование зависимой переменной у представителей «экспериментальной» и контрольной групп. Данные, полученные в результате тестирования групп, сопоставляются и делается вывод о влиянии «естественного» воздействия на дальнейшее поведение испытуемых.

2 стр., 660 слов

Заключение по результатам психологического обследования испытуемого 2

... настроения устойчивый, эмоциональные реакции в целом адекватны ситуации, испытуемый спокоен, несколько отстранен, но импульсивен. Сложности… При проведении обследования темп работы замедленный, уровень трудоспособности… Целью психологического исследования ...

План ex-post-facto имитирует схему эксперимента для двух групп с их уравниванием (лучше рандомизацией) и тестированием после воздействия.

(R) Х О, (R) О,

Эквивалентность групп достигается либо методом рандомизации, либо попарного уравнивания, при котором сходные индивиды относятся к разным группам. Метод рандомизации дает более надежные результаты, но применим лишь тогда, когда выборка, из которой мы формируем контрольную и основную группы, достаточно велика.

Этот план реализуется во многих современных исследованиях. Типичным является исследование посттравматического стресса, который возникает у некоторых лиц, оказавшихся в ситуациях, выходящих за пределы обычного жизненного опыта, связанных с угрозой для здоровья человека и его жизни. Посттравматический стресс встречается у многих (но не у всех) участников войны, жертв насилия, свидетелей и жертв природных и техногенных катастроф и т.д.

Изучение причин возникновения посттравматического стресса проводится по схеме: выделяется выборка лиц, перенесших воздействие боевой ситуации, катастрофы и т.п., тестируется на предмет наличия посттравматического синдрома; результаты сопоставляются с результатами контрольной выборки. Наилучшей стратегией формирования основной и контрольной выборки является предварительный отбор «испытуемых» для тестирования на основе анкетных данных и рандомизация групп. Но в реальности может проводиться диагностика только тех лиц, перенесших воздействие травматического фактора, которые сами обращаются с просьбой пройти обследование к психологам либо врачам. Таким образом, существует риск, что выборка добровольцев будет сильно отличаться от всей популяции перенесших травматическое воздействие. В первую очередь эти отличия проявляются в повышенной частоте встречаемости синдрома посттравматического стресса. Эффект воздействия травматического фактора на популяцию будет преувеличен. И вместе с тем эксперимент ex-post-facto — единственно возможный способ проведения таких исследований (над этими проблемами работает лаборатория психологии посттравматических состояний Института психологии РАН, руководитель — Н.В.Тарабрина).

Метод ex-post-facto часто применяется в нейропсихологии: травмы головного мозга, поражения определенных структур предоставляют уникальную возможность для выявления локализации психических функций. Травмы коры больших полушарий во время войны (в первую очередь второй мировой) дали богатейший материал нейропсихологам и нейрофизиологам, в том числе — отечественным (работы Лурии и его школы).