Тестирование, как метод исследования

Тестирование.Тестирование англ. test — испытание, проверка -эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения иоценки различных психологических качеств и состояний индивида.Возникновениетестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления сравнения, дифференциации и ранжиования индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.Основоположникитестирования — Ф.Гальтон, Ч.Спирман,Дж.Каттел, А.Бине, Т.Симон. Сам термин умственный тест придумалКеттел в 1890 г. Начало развития современной тестологии массового применения тестов на практике связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названием тест Бине-Симона .Широкомураспространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, ко торые дает этот метод.

Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц способствуют об ективности оценок, не зависящих от суб ективных установок лица,проводящего исследование обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.Тестыпредъявляют требования -строгая формализация всех этапов тестирования стандартизация заданий и условий их выполнения квантификация полученных результатов иих структурирование по заданной программе интерпретации результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку.Каждыйтест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты 1 стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий,2 ключ шк алирования — соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,3 кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вноситв шкалу тот или иной вариант ответа,4 ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, ско торы ми соотносится полученыный результат.Традиционнонормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц.

13 стр., 6400 слов

Методы развития творческого потенциала менеджера

... конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом. Креативность имеет следующие основные формы: ... - творение бога (создателя). Менеджер - специалист, профессионально занимающийся управленческой ... Креативность всегда являлась основным источником развития общества. Креативность в обществе ... Креативный менеджмент - это метод управления творческим процессом, ориентированный на решение ...

Здесь неодходимо учитывать, что переносить интерпретацию пл ученых результатов можно только на те группы испытуемых, ко торые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.Дляпреодоления основного недостатка большинства тестов применяются различные приемы 1 увеличение базовой выборки с целью повышения ее репрезентативности по большему числу параметров,2 введение поправочных коэффициетнов с учетом характеристик выборки,3 введениев практику тестирования невербального способа предъявления материала.

Тестсостоит из двух частей а стимулирующего материала задача, инструкция или вопрос б указаний относительно регистрации или интнграции пол ученых ответов.Типичнаядля тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в отличие от свободного наблюдения поведения большуюю объективность результатов.Тестыклассифицируются по разным признакам.Повиду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные.

К первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты.

Ко вторым — тесты на установки,на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационныетесты.

Однако не все тесты например, тесты развития, графические тесты можно упорядочить по данному признаку.

По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты.

При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых.Если в тестах уровня временных ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны. В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется субъективность исследователя различают тесты объективные и субъективные.Кобъективным относятся большинство тестов достижений ипсихофизиологические тесты, к субъективным — проективные тесты.

Это делениев определенной степени совпадает с делением на прямые и непрямые тесты, ко торые различаются в зависимости от того,знают или не знают испытуемые значение и цель теста.Дляпроективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован одействительной цели исследования.

При выполнениис заданий проективных тестов не существует правильных ответов. В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные.Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным — тест, требующий в качестве ответа определенных действий.Поформальной структуре различаются тесты простые,т.е. элементарные,результатом ко торых может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных под тестов, по каждому из ко торых должна быть дана оценка.

При этом могут высчитываться и общие оценки. Комплекс нескольких единичных тестов называют тестовой батареей,графическое из ображение результатов по каждому под тесту — тестовым профилем.Нередко к тестам относят опросники, удовлетворяющие ряду требований, предъявляемых обычно кданному методу сбора психологической или социологической информации.Впоследнее время все большее распространение получают критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого не в сопоставлении сосреднестатичтияескими данными популяции, а по отношению к заранее заданной норме.

Критерием оценки в таких тестах является степень приближения результата тестирования индивида к так называемой идеальной норме .Разработкатеста состоит из четырех этапов На первом этапе развивается исходная концепция с формулировкой основных пунктов испытания или основных вопросов, носящих предварительный характер — на втором — производится отбор предварительных пунктов испытания с из последующей селекцией и приведением кокончательному виду, осуществляется одновременно оценка по качественным критериям надежности и валидности — на третьем этапе тест проверяется повторно на той же самой популяции — на четвертом — калибруется по отношению к возрасту, уровню образования идругим признакам популяции.На всех этапах разработки теста необходимо учитывать а диагностируемое свойство личности размер, положение, индикатор или только наблюдаемые его пpоявления напpимеp, способности, уpовень знаний, темпеpамент, интеpесы, установки б связанную с этим валидизацию метода , т.е. опpеделение того, насколько онизмеpяет тpебуемое свойство в величину выбоpки из популяции, на ко тоpой должна пpоводиться оценка метода г стимулиpующийматеpиал таблички, из обpажения,игpушки, фильмы д влияние исследователя в пpоцессе инстpуктиpования, постановки задач,pазъяснений, ответов на вопpосы е условия ситуации ж такие фоpмы поведения испытуеого, ко тоpые свидетельствуют об измеpяемом свойстве з шк алиpованиеpелевантных фоpм поведения и сведениеpезультатов по отдельным измеpяемым пунктам в общие значения напpимеp, суммиpование ответов типа Да к фоpмулиpовкуpезультатов в ноpмиpованной шкале оценок.Однимиз вариантов теста может быть опросник, но при условии, что он отвечает требованиям, предъявляемым к тестам.

11 стр., 5318 слов

Педагогические тесты. Термины и определения

... проводимого в несколько туров, их математико-статистической обработки и последовательной корректировки на основе результатов каждого тура. Второй путь повышения объективности контроля — использование стандартных тестовых ... слабой мотивации учебы учеников и работы учителей, при недостаточном общем интеллектуальном развитии школьников и несформированности у них в должной мере морального сознания. При ...

Опросник — это сборник вопросов, ко торые выбираются и располагаются по отношению друг к другув соответствии с требуемым содержанием.

Опросники используются, например, в целях психодиагностики, когда от испытуемого требуется самооценка его поведения, привычек, мнений и т.д. При этом испытуемый, отвечаяя на вопросы, выражает свои положительные и отрицательные предпочтения.

С помощью опросников можно измерять у испытуемых и оценки ими других людей.

Задание обычно выступает, как прямая реакция на вопросы, на ко торые надо ответить путем сожаления или опровержения.Возможности для ответа в большинстве случаев заданы и требуют лишь отметки в виде крестика, крижочка и т.п. Недостаток опросника состоит втом, что испытуемый может симулировать или диссимулировать те или иные свойства личности.

Преодолетьуказанный недостаток хотя и не полностью исследователь может посредством контрольных вопросов, контрольных шкал, шкал лжи . Опросники применяются преимущественно для диагностики характера, диагностики личности например, экстроверсии — интроверсии, интересов, установок, мотивов .Диагностикаличности — совокупность методов, позволяющих распознать ее вне интеллектуальные свойства, носящие характер относительно устойчивых диспозиций.

Для таких свойств личности, как экстра версия — интроверсия, доминирующий мотив,заторможенность, возбудимость, ригидность, разработан ряд диагностических методов опросники ипроективные тесты , с помощью ко торых можно определить выраженность этих свойств.При конструировании таких методов, как правило, пользуются факторным анализом Г. Айзенк, Дж.Каттел, Дж. Гилфорд и конструктивной валидизацией.

4 стр., 1787 слов

Тест-опросник для измерения потребности в общении

  ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ   Цель: изучение особенностей личности. Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросник, в котором содержатся утверждения, касающиеся некоторых свойств личности. Здесь не может быть ... – высокий уровень.   1. Провести сравнительный анализ результатов по шкалам: анализ начинать со шкал, по которым выявился самый высокий результат. 2. Сравнить, какой вид ...

На современном этапе в прикладной социологии чаще всего используются тестовые методики, заимствованные из социальной психологии, касающиеся изучения качеств личности. Появляются тесты, специально разработанные социологами. Эти тесты часто используются в социологических анкетах.Использованнаялитература 1.Соц.справочник,Киев,1990.2.Соц.словарь , Минск,1991.3.Фонд времени и мероприятия в соц.сфере,М Наука,1989.