Курсовая работа
По педагогике
«Воспитательная система класса»
І. Введение
В современном мире остро стоит проблема воспитания подрастающего поколения. Как известно, воспитание не заканчивается в семье. Школа порой является главным воспитателем детей. Ошибается тот, кто думает, что основная функция школы – образовательная. Изучая различные предметы, ученик усваивает правила хорошего тона, нравственные нормы, учится общаться и соответствовать окружающим его людям.
В этой курсовой работе мы рассмотрим воспитание в школе как ключевой момент развития ребенка.
Современная школа не может существовать без воспитательной системы. Многие школы перенимают системы выдающихся педагогов, другие – разрабатывают свои собственные. В рамках большой школьной воспитательной системы, или концепции, могут выделяться и более мелкие, такие как воспитательные системы отдельных классов.
Воспитание, как известно, относится к социально-обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей.
В образовательном учреждении, в классе, в частности, воспитательная работа уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности. Сегодня воспитание должно быть понято не как однонаправленная задача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.
Воспитание в таком смысле направлено на выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем.
ІІ. Понятие воспитательной системы
Существуют различные определения понятия «воспитательная система». Рассмотрим некоторые из них.
Воспитательная система — комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности ВС. Создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся.
Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
... воспитательное значение. Проблема исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста. Цель исследования: определить роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей ... все гуманистические философские системы и все великие педагогические доктрины. И именно воспитание этому служит[1,3 ...
Воспитательная система – развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Основная ее цель – личностное развитие школьников. Воспитательная система разворачивается из педагогической системы, выступающей ее основой. Воспитательная система – открытая система, взаимодействующая с социальным, природным, культурным окружением образовательного учреждения. Воспитательная система не статична: в ее развитии существует прошлое, настоящее и будущее. В ней действуют как механизмы сохранения и воспроизводства сложившихся способов жизнедеятельности, так и механизмы дезорганизации и обновления системы. Источниками развития воспитательной системы являются противоречия между тенденциями упорядоченности и хаоса – в форме противоречий между системой и личностью, традициями и инновациями (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).
Ученые называют также черты воспитательной системы:
v Воспитательная система — это система социальная. Ее ядро — люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.
v Воспитательная система — это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.
v Воспитательная система — это система ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентирована на определенные ценности. В современной педагогической науке и практике признаны педагогически нецелесообразными идеи построения воспитательного процесса на основе антигуманных ценностей и авторитарного стиля отношений между педагогом и ребенком и взят курс на моделирование, построение и исследование воспитательных систем гуманистического типа.
v Воспитательная система — это система целостная. Нередко ее называют организмом, как бы подчеркивая, что она состоит из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами.
v Воспитательная система — это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.
v Воспитательная система — это система целенаправленная. Ее невозможно представить без цели. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность.
v Воспитательная система — это система сложная и вероятностная. Сложность воспитательной системы обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и ее составляющих компонентов. Будущее сложных систем трудно предсказать, поэтому прогнозы носят вероятностный характер.
Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью
... по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Главная задача воспитательно-профилактической работы заключается в системе воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, ... учащихся, содействие разностороннему развитию личности каждого члена коллектива; активизация деятельности общественных организаций в лицее. Главная цель воспитательной работы - формирование ...
v Воспитательная система — это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Внутри системы скрыта способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.
Как мы можем видеть, воспитательная система – понятие сложное, включающее в себя множество компонентов. Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы. Это объясняется сложностью и полиструктурностью системного образования, а также существующим различием мнений исследователей о том, какие компоненты (элементы) системы следует считать основными, наиболее важными. Академик Л.И. Новикова и ее коллеги относят к числу таких элементов:
а)цели, выраженные в исходной концепции;
б) деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;
в) субъекта деятельности, ее организующего и в ней участвующего;
г) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
д) среду системы, освоенную субъектом;
е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
ü Основные воспитательные системы
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью, основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы. Остановимся на воспитательных системах наших соотечественников.
· Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Лысенкова Софья Николаевна — учитель начальных классов средней школы № 587 г. Москвы, Народный учитель СССР. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.
Классификационные параметры
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного и психогенного факторов.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации.
По ориентации на личностные структуры: информационная (ЗУН) с элементами операционной (СУД).
По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, технократическая, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая с элементами дифференциации и индивидуализации.
По подходу к ребенку: сотрудничество, партнерство.
Система развивающего обучения
... обучения. Задачи: 1. изучить теоретический материал по данной проблеме; 2. выявить практическую значимость методов развивающего обучения; 3. доказать необходимость применения развивающих методик в системе обучения и воспитания. Предмет – система развивающего обучения. ...
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога.
По направлению модернизации: эффективность организации и управления учебным процессом.
По категории обучающихся: массовая, без всякой сегрегации.
Целевые ориентации
• Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты.
• Успешное обучение всех.
Концептуальные положения
• Личностный подход педагогики сотрудничества.
• Успех — главное условие развития детей в обучении.
• Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что-то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.
• Предупреждение ошибок, а не работа над ними.
• Последовательность, системность содержания учебного материала.
• Дифференциация, доступность заданий для каждого.
• К полной самостоятельности — постепенно.
• Через знающего ученика учить незнающего.
Особенности содержания
С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Рис. 1. Технология С.Н.Лысенковой
Трудную тему С.Н.Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а раньше. Для каждой темы это начало разное. Обозначим его на схеме (рис. 1, отрезком Б. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут).
Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.
Отрезок А — это уже обобщение по теме на основе определенных знаний.
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний, 2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение и
3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий (отрезок В).
Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива (четвертый этап); ею оканчивается и начинается каждый учебный год (отрезок Г).
Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения я последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.
Особенности методики
Вторым «китом», на котором основана технология С.Н.Лысенковой, является комментируемое управление.
Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей (Г.Москаленко).
У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
С помощью комментированного управления:
• средний и слабый тянутся за сильным учеником;
•развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
И, наконец, третий «кит» системы С.Н.Лысенковой — это опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Психолого-педагогические основы обучения в системе «Перспектива»
... – М. : НИИ школьных технологий. 2006. – В 2 т. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии [Текст] : монография / Л. Г. Петерсон, ... материалы ………………………………………………………32 Учебная программа Пояснительная записка 1.1.1. Цели освоения учебной дисциплины: сформировать у студентов представление о психолого-педагогических основах обучения младших школьников средствами учебно ...
Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
Первоклассники — вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы — это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов.
Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
«Киты» Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов (тысячу педагогических «мелочей»):
• В первом классе — без домашних заданий.
• Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым.
• Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.
• Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» — когда он может ответить.
• Воспитание организованности в ребенке.
• Взаимодействие с родителями.
• Связь между годами обучения — преемственность.
• Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии.
· Технология В.Ф.Шаталова: интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Шаталов Виктор Федорович — народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно-урочного способа обучения.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапной интериоризации.
По ориентации на личностные структуры: информационная — ЗУН.
По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
По типу управления: система малых групп + «репетитор».
По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая, индивидуально-групповая.
По подходу к ребенку: сотрудничество с элементами дидактоцентризма.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
По категории обучаемых: массовая, для всех категорий, без селекции.
Целевые ориентации
· Формирование ЗУН.
· Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.
· Ускоренное обучение (обучение за 9 лет в объеме средней школы).
Принципы
Социально-психологический климат класса учащихся подросткового возраста
... благоприятного социально-психологического климата класса учащихся подросткового возраста Заключение Список литературы Приложение Введение Подростковый возраст ... по составу общность людей, члены которой объединены деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном ... членов группы, существует определенная система ролей и статусов, например школьный класс. Неформальные группы могут создаваться ...
— многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;
— личностно-ориентированный подход;
— гуманизм (все дети талантливы);
— ученье без принуждения;
— бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;
— соединение обучения и воспитания.
Особенности содержания
• Материал вводится крупными дозами.
• Поблочная компоновка материала.
• Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов (рис. 2)
• Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.
Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).
Рис. 2.
Опора — ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.
Опорный сигнал — ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение. Опорный конспект — система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
Особенности методики
Технологическая схема учебного процесса по В.Ф.Шаталову представлена на рис. 3
Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.
Рис. 3 Технологическая схема системы Шаталова
Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) — наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.
1. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО); повторное объяснение по красочному плакату — опорному конспекту; краткое обозрение по плакату; индивидуальная работа учащихся над своими кон спектами; фронтальное закрепление по блокам конспекта.
2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.
Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощью конспекта (кодирование — декодирование); запомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.
3. Первое повторение — фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти; учитель проверяет работы по мере поступления; одновременно идет «тихий» и магнитофонный опрос; после письменной работы — громкий опрос.
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
... будут звучать след.образом: изучить сущность проектной деятельности учащихся; разработать перспективно-тематический план проектной деятельности учащихся и методические рекомендации к урокам ... записку; * Практическую часть, представляющую собой материализованный результат проектной деятельности учащихся (изделие,приспособление, «портфель» деловой игры, экологической конференции, разработки школьного ...
4. Устное проговаривание опорного конспекта — необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении (П.А.Гальперин) происходит во время различных видов опроса.
5. Второе повторение — обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля; публикация списков зачетных вопросов заранее; подготовка; использование всех видов контроля (у доски, тихого, письменного и др.); взаимоопрос и взаимопомощь; игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т.д.).
Контроль, оценка. В.Ф.Шаталов решил проблему глобального поэтапного контроля ЗУН учащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.
Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос, магнитофонный, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.
Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на открытый для обозрения лист учета знаний. Он представляет как бы послужной список ученика, а оценки приобретают значение положительной зашифрованной характеристики. Публикация такой характеристики играет огромную воспитательную роль. Очень важным обстоятельством в этой характеристике является то, что каждый ученик в любое время может исправить любую оценку на более высокую. В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка, считает Шаталов, должна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика. Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, с предметом. Шаталов исключает эти конфликтные ситуации.
Шлейф методических приемов (педагогических микроэлементов) включает: полетное повторение, релейные контрольные работы, десантный метод, метод цепочки, «купание» в задачах, поиск ошибок в книгах, решение задач на листочках, решение задач по выбору (плашки), решение в 4 руки, урок опытов, удар «по мозгам», решение снизу вверх, поощрение подсказки, урок открытых мыслей, шестой балл, творческий конспект, скороговорки, приемы снятия напряжения (музыка, свет, паузы и т.п.) и др.
Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:
— каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;
— формируются ответственность, честность, товарищество.
· Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
Ильин Евгений Николаевич — учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.
Классификационные параметры системы Е.Н.Ильина
По уровню применения: частнопредметная.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.
Примерная схема изучения коллектива учащихся класса
... статус в коллективе учащихся; требовательность к себе и другим членам коллектива, умение организовать совместную деятельность и взаимоконтроль). 3. Характеристика личностной (неформальной) структуры класса (наличие в классе неформальных лидеров, ...
По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера (СЭН).
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.
По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.
По категории обучаемых: массовая + продвинутая.
Целевые ориентации
• Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.
• Преподавание литературы как искусства.
Концептуальные положения и гипотезы
• усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;
• принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний — убеждений;
• художественность: урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;
• принцип обучающего воспитания: обучение — не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;
• в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;
• идти к ребятам не только с темой урока, а со жгучей проблемой;
• нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;
• знание через общение и общение через знание — это двуединый процесс нравственного развития;
• сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;
• педагогика словесника — это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;
• формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;
• метод духовного контакта;
• демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;
• учитель — предметник, художник, врач;
• работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.
Особенности содержания
Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:
а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;
б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);
в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.
Особенности поэтапного характера учебно познавательной деятельности учащихся
... познавательной деятельности учащихся на каждом ее этапе. Объект исследования - учебно-познавательная деятельность учащихся. Предмет исследования – особенности поэтапного характера учебно-познавательной деятельности учащихся. Задачи ... знаний: существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний. Решение познавательных задач (проблем): Комплексная разнообразная ...
Особенности методики
В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности — к анализу художественного произведения и от него — к Книге.
Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» — «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.
Урок литературы — это:
— человекоформирующий процесс; урок — общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;
— своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов — писателя и учителя;
— не аргументы и факты, а открытия;
— совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духов ном равенстве и межличностном общении.
Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную — соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.
Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.
В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
ІІІ. Воспитательная система класса
ü Понятие ВСК
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющих собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Цель воспитательной системы – содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию.
Задачи:
Содействовать обогащению духовного мира, формированию мировоззрения, развитию познавательной активности.
Создать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся.
Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
ü Основные компоненты ВСК
Важно определить, какие компоненты являются составляющими системы. В научно-методической литературе выделяют 5 наиболее существенных и важных:
1. Индивидуально-групповой
2. Ценностно-ориентационный
3.Функционально-деятельностный
4. Пространственно-временной
5. Диагностико- аналитический
Моделируя воспитательную систему класса, классный руководитель должен знать : с кем он работает, что хочет получить от своей работы, сколько времени займет у него достижение поставленных задач и в каком жизненном пространстве он будет работать, а также он должен суметь вовремя скорректировать свою деятельность и грамотно оценить результаты своей работы.
Необходимо сказать и об этапах развития воспитательной системы класса:
1. Проектирование системы.
Преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов класса, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности коллектива.
2.Становление системы.
Уделяется внимание укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробирование форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива.
3.Стабильное функционирование системы.
4. Завершение функционирования системы.
Для четвертого этапа характерны две тенденции : первая – постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива, вторая –искать новые идеи, формы, способы обновления жизнедеятельности в классе.
Итак, перейдем к моделированию отдельных элементов воспитательной системы класса.
Ø ПЕРВЫЙ КОМПОНЕНТ воспитательной системы класса – ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ КОМПОНЕНТ.
В создании, управлении и развитии воспитательной системы класса участвуют:
-классный руководитель
— учащиеся класса
— родители учащихся
— педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива.
Главная роль отводится классному руководителю. Его жизненные ценности, педагогические воззрения, позиции, интересы и увлечения являются одним из существенных системообразующих факторов.
Но, еще Макаренко говорил, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный страх и риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, точного единого подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса.
Ø ВТОРОЙ КОМПОНЕНТ воспитательной системы класса ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ.
Воспитания без цели не бывает, т.к. характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.
Приоритетные задачи работы:
— формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической культурой.
— способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей;
— создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим, помощь окружающим людям;
— интеллектуальное развитие школьников, организация их познавательной деятельности, развитие любознательности учащихся;
— сплочение классного коллектива, удовлетворение досуговых потребностей учащихся;
-выработка готовности к самостоятельной жизни и труду, подготовка к инициативной деятельности в разных сферах;
— развитие навыков поискового мышления;
— формирование экологической культуры;
— воспитание у детей патриотических чувств гражданина России;
— укрепление здоровья учащихся, валеологическое воспитание, физическое развитие и совершенство;
— способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации, анализе жизнедеятельности в классе.
На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизнедеятельности классного сообщества, построении воспитательного процесса. Постоянно появляются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми и взрослыми. Они не только регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации воспитательного процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного коллектива, определяют и принципы построения воспитательной системы класса.
Основные принципы воспитания:
— принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей;
— принцип общечеловеческого развития на основе национальных, религиозных, местных традиций
— принцип индивидуализации и дифференциации;
— принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности коллектива класса;
— принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи, школы;
-принцип сотворчества детей и взрослых;
— принцип открытости и доброжелательности;
— принцип равенства всех участников воспитательного процесса;
принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки.
Ø ТРЕТЬИМ КОМПОНЕНТОМ воспитательной системы класса является ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ. Он складывается из таких элементов, как:
o Системообразующий вид деятельности, формы, методы, организации совместной деятельности и общения.
o Основные функции воспитательной системы класса.
o Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью класса.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов данного коллектива.
Ø Четвертый компонент – пространственно-временной.
Он состоит из таких элементов:
o Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
o Связи и отношения класса с другими общностями детей и взрослых, место и роль класса в воспитательном пространстве ОУ.
o Этапы становления и развития воспитательной среды:
§ 1 этап – этап проектирования системы; (5 класс)
§ 2 этап – этап становления систем; (6-7 класс)
§ 3 этап – этап стабильного функционирования системы; (8-9 класс)
§ 4 этап – этап завершения функционирования системы (10-11 класс)
Ø Пятый компонент — диагностико-аналитический, включает в себя следующие элементы:
o Критерии эффективности воспитательной системы.
o Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
Необходимость включения диагностико-аналитического компонента в перечень основных компонентов системы можно объяснить тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка и формирования классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей сложной и трудоёмкой деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
ü Структурная модель воспитательной системы
Аналитико-диагностическая деятельность
o тестирование
o анкетирование
o микроисследования
o педагогически направленное наблюдение
Профессиональная ориентация
o профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)
o профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)
o профессиональное консультирование (работа с психологами, педагогами)
Работа с семьёй
o изучение воспитательного потенциала семьи
o психолого-педагогический всеобуч родителей
o вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
o индивидуальная работа с родителями
Ценностно-ориентированная деятельность
o классное самоуправление
o тематические классные часы
o изучение о правах ребёнка
o посещение музеев, выставок, театров, библиотек
Дополнительное образование
o вовлечение в факультативы, кружки
o организация кружков
o творческие отчёты
Интеллектуально-познавательная деятельность
o познавательные классные часы
o экскурсии
o участи в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, НПК
Спортивно-оздоровительная деятельность
o тематические классные часы
o участие в спортивных мероприятиях
o экскурсионно-туристическая работа
o пропаганда физической культуры
Свободные общения
o дискотеки
o вечера отдыха
o игры
Механизм жизнедеятельности классного коллектива.
Системообразующий фактор воспитательной системы — ценностно-ориентировочная деятельность, способствующая личностному, профессиональному, практическому самоопределению.
Главными элементами механизма воспитательной системы выступают формы, методы и приемы поддержки личностного саморазвития.
Педагогические средства:
o Диагностические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование),
o Организационные (организация органов ученического самоуправления, регулирование ответственности),
o Мобилизационн-побудительные (актуализация, убеждение),
o Коммуникативные (взаимопонимание, доверие, согласие),
o Формирующие (формирование сознания, проектирование и создание проблемных ситуаций),
o Координирующие и коррекционные (выработка единых требований, правил, корректирование действий),
o Совершенствования (средства повышения педагогом собственной компетентности).
Особую роль в реализации данного замысла воспитательной системы играет самоуправление учащихся.
Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений.
Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов, координирует и направляет работу которых совет класса.
Практическая деятельность в составе одного из 5 секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности.
Сектор внутренних дел.
o Ответственный за учебу.
o Старший дежурный.
o Ответственный за проверку дневников, учебников.
o «Диспетчер» по расписанию.
o Казначей.
o Мастер трудовых дел.
o Ответственный за состояние растений.
o Ответственный за проведение генеральных уборок.
Сектор здоровья и спорта.
o Ответственный за формирование команд.
o Ответственный за участие в общешкольных конкурсах «Самый спортивный класс», «Самый здоровый класс».
o Ответственный за учет спортивных достижений уч-ся.
o Ответственный за учет пропусков, заболеваемости уч-ся.
Сектор культуры и досуга.
o Организатор досуга.
o Сценарист.
o Ди-джей.
Сектор заботы.
o Ответственные за проведение акций: милосердия, «Поздравьте, пожалуйста».
o Ответственный за питание.
Пресс-сектор.
o Летописец.
o Журналист.
o Редактор.
o Фотограф.
o Ответственный за «Почту радости».
Для расширения сфер деятельности классного коллектива возможно создание ещё одного структурного элемента самоуправления – сектора временных поручений, где каждый может получить новое поручение.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
o Познай себя – это интересно!
o Сотвори себя – это необходимо!
o Утверди себя – это возможно!
o Прояви себя – это реально!
Правила жизни в классном коллективе:
o Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
o Относиться к людским недостаткам терпимо.
o Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.
o Добросовестно относиться к учёбе.
o Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
o Добросовестно относиться к своим поручениям.
o Не отказывать в помощи одноклассникам.
o Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
o Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
o Дорожите дружбой, помните — мы коллектив!
Основные виды деятельности.
o познавательная
o игровая
o творческая
o спортивная
o коммуникативная (общение)
o досуг
o допрофессиональная
Основные формы деятельности
o классные часы
o конкурсы
o экскурсии
o поисковая деятельность
o благотворительные мероприятия
ü Примерный план ВСК
Примерный план описания воспитательной системы класса
1) Класс – его наименование и тип (общеобразовательный), год его создания, количество учащихся, девочек , мальчиков.
2) Классный руководитель-фамилия, имя, отчество, образование, пед.стаж, продолжительность работы с данным классом, наличие званий и наград, увлечения, интересы.
3) Цель воспитательной системы:
· Как формулируется
· Кто участвовал в ее выдвижении
· Интересы и потребности учащихся и родителей
· Соответствие поставленной цели выдвинуты школой задачам воспитания
Схема анализа воспитанности детей
· Принципы построения воспитательной системы
4) Коллектив класса и особенности его развития
5) Родители учащихся, их активность и включенность в жизнедеятельность класса
6) Воспитательный процесс, содержание и способы построения деятельности, общения и отношений в классе:
· Приоритетный вид деятельности
· Другие виды деятельности
· Взаимосвязь учебно-познавательной и внеурочной деятельности (в каких формах проявляется)
· Отношения в коллективе, наличие лидеров, наличие органов самоуправления, комфортность и защищенность ребенка в коллективе
· Стиль, формы и способы работы классного руководителя, «изюминки» во взаимодействии педагога с детьми и их родителями, владение различными методиками диагностики и умение проанализировать свою работу.
7) Внутренняя и внешняя среда как жизненное пространство коллектива:
· Учебный кабинет
· Место и роль в общешкольном коллективе.
8) Репутация класса, наличие символики, наличие традиций, трудности и проблемы в создании классной воспитательной системы, перспективы развития ВС.