2. Понятие коллектива и основные стадии его развития Признаки коллектива

Тема№6 Понятие коллектива, стадии развития коллектива. Педагогика временного детского коллектива

Традиционно в отечественной терминологии закрепилось два значения понятия «коллектив»: широкое, когда под коллективом понимается организованная группа людей (завод, цех, бригада, школа, класс, отряд. дружина, детское объединение и т, д.), и более узкое, социально-психологическое и социально-педагогическое значение, когда под коллективом понимают (вслед за А. С. Макаренко) высокий уровень развития групп. «коллектив —это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и мотивами совместной деятельности, подчиненная целям этого общества». При этом, «положение, что цели деятельности коллектива не могут быть замкнуты в нем самом, а должны быть вынесены за рамки данной группы, — это не требование к коллективу, а его сущность» (К. К. Платонов).

«В коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т. е реальным его содержанием». (А. В. Петровский).

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистской направленностью Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм — в группу-коллектив. Нижним уровнем формирования коллектива является группа — конгломерат (группа незнакомых ранее детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время).

Взаимоотношения в группе и их взаимодействия поверхностны и ситуативны. Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус «первичного коллектива», цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимется на одну ступеньку — она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладывается первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива, в группе меняются межличностные отношения, и группа переходит на следующую ступень -к группе-кооперации Следующая ступень — группа — автономия, которая характеризуются высоким внутренним единством. Для такой группы характерны верность и спаянность. Однако группа-автономия может уйти в сторону коллектива к корпорации. Это может, случится, если группа изолирует себя от других данной общности, замкнёт свои цели внутри себя, если она начнёт противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... мафия. Высокий уровень Коллектив- группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип ... идентификацией и т.д. (рис.2) Основные особенности зрелого коллектива Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения - ...

Если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, то в такой группе проявляется коллективистская направленность, и она становится

группой — коллективом.

В летних оздоровительных лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходят путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации (первые 3—4 дней 21-дневной смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены).

В любой другой малой группе, в ассоциации, кооперации, корпорации человек не находит такой, степени защищенности и, в то же время, такой степени свободы проявления своего «Я», как это предоставляет ему коллектив. В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.

Учебно-воспитательный коллектив —это важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно-полезной деятельности и проявляется в коллективизме. Коллективизм — это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко была реализована в период с 1930 по 1980 годы.

Дело в том, чтобы понять другого, надо самому пережить многое. В одиночку человек может развиваться до определенных пределов, очень незначительных, и только опыт его и опыт других сверстников дает ему материал для сравнения и поведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более приспособленным к общественной жизни человеком он будет расти.

Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия);

второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа.

В педагогической литературе, коллектив — это организационная форма объединения людей на основе какой-либо определенной целенаправленной деятельности.

Коллектив отличается рядом важных признаков.

1. Общая социально значимая цель.

2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

4. Общий выборный руководящий орган.

Кроме названных качеств, коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, причастность к коллективу.

В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. “Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину.

И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это- тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой”

Признаки коллектива

КОЛЛЕКТИВ

отношения ответственной зависимости

единая общественно значимая цель

органы самоуправления

совместная общественно-полезная деятельность

группа детей

3. Классификация типов коллективов

Признак коллектива

Тип коллектива

Число членов

Большой/средний /малый

Принадлежность к полу

мужской /женский

Возраст

Детский/ взрослый

Характер ведущей деятельности

учебный класс, бригада кружок отряд

Длительность

длительно существующие коллективы (класс, группа, кружок, клуб)

временные (отряд, экспедиционная гpyппa) ситуативные или кратковременные (творческая группа, совет дела)

Классификация по степени сложности структуры

первичный коллектив (класс, учебная группа, кружок, отряд)

вторичный (совокупность классов —школьный коллектив, совокупность учебных групп — коллектив ПТУ

4. Структура коллектива

Структура (строение) коллектива определяется в зависимости от его типа. От того, какая структура сложилась в коллективе, зависит характер воспитательной работы, ее содержание.

Формальная (задается извне)

Неформальная (складывается стихийно)

1 — первичный коллектив

2 — органы самоуправления

3 — система социальных ролей

4 — система отношений

1 — микрогруппа

2 — система отношений

Детский коллектив имеет формальную (официальную) струк­туру, как правило, задаваемую взрослыми, и неофициальную, воз­никающую стихийно в виде дружеских, приятельских и других объедине­ний. Формальная структура —официально избранный орган самоуправле­ния. Структура органов самоуправления каждого коллектива должна быть индивидуальна. Она совершенствуется и развивается по мере развития кол­лектива, интересов его членов. В зависимости от конкретной ситуации мо­гут создаваться как постоянные, так и временные органы. Обычно органы самоуправления избираются на собрании (сборе).

Временные органы самоуправления могут занять статус постоянно действующего, а постоянно дей­ствующие могут выполнить свою задачу и необходимость в них просто ис­чезнет. В руках педагога органы самоуправления являются надежным сред­ством, обеспечивающим педагогику сотрудничества в реальной жизни

Большое влияние на сплоченность и жизнедеятельность коллектива ока­зывает его неофициальная структура. В любом коллективе в процессе дея­тельности, общения спонтанно возникают небольшие группировки, имею­щие сходство взглядов, симпатии, общие интересы. В этом неформальном объединении ребенок стремиться занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности. Хорошее знание неофициальной структуры коллектива позволяет педагогу формировать высшую ступень кооперации —кооперацию взаимодействия.

Наиболее авторитетные объединения подростков определяют нормы и ценности всего коллектива. Поэтому педагогу необходимо добиваться, чтобы группировки с наиболее высокими духовными ценностями стали са­мыми авторитетными. Итак, формальные структуры коллектива (советы, комитеты п др.) базируются на деловых, социальных отношениях, а не формальные на личностной симпатии или антипатии, на узко-групповых интересах и стремлениях.

Основная цель работы педагога с данными структурами заключается в развитии правильных и здоровых межличностных отношений, в укреп­лении деловых отношений в коллективе. Важнейшие средства и методичес­кие основы воспитания детского коллектива

Методика создания и воспитания детского коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех детей в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо орга­низовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей в дружный и работоспособный коллектив.

Средства воспитания детского коллектива:

— разнообразная деятельность,

— специальная методика, направленная на создание и воспитание сплоченного коллектива.

Педагогическую основу этой методики составляют:

— умелое предъявление требования к детям;

— воспитание детского актива;

— организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, художественной, спортивной, общественной, коммуникативной деятельности;

— формирование здорового общественного мнения;

— создание и развитие положительных традиции коллективной жизни;

— организация процесса интересного общения со сверстниками, со взрослыми

5. Предъявление требований к детям как фактор создания и воспитания коллектива

Организация и сплочение воспитательного коллектива во многом зави­сят от первоначальных вкладов в его организацию, от организационного периода.

Методика предъявления единых педагогических требований

Первое. Начинать работу нужно с четкого оп­ределения норм и правил поведения. Необходимо без излишней назида­тельности спокойно разъяснить детям, как следует вести себя в комнате, в столовой, на спортивных занятиях, на кружках, в душе, в туалетах, во время массовых мероприятий, как относиться друг к другу, к взрослым людям, к людям различных национальностей. Такой раз­говор с детьми оказывает сильное воспитательное воздействие и влияние! на их поведение. Психологической основой воспитательного влияния перво­го разговора о требованиях к поведению детей является то, что они сразу обнаруживают те противоречия, которые имеются между наличным и не­обходимым уровнем их развития. Все это заставляет их задуматься, и вызывает потребность в улучшении своего поведения. К тактичному и благожелательному предъявлению требований к детям необходимо при­бегать и в процессе дальнейшей работы, стимулируя их к нравственному развитию и преодолению имеющихся недостатков.

Второе. В методике предъявления требований большое значение имеет приучение детей к соблюдению установленных в детском учреждении норм и правил, выработка навыков и привычек поведения. Словесные требования не дают дол­жного эффекта. Детям не надо говорить о недостатках в их поведении, а упражнять, учить практически всему!

Третье. Существенное значение имеет соблюдение меры в предъяв­лении требований к детям. Нельзя предъявлять слишком много требований и делать их невыполнимыми для детей.

Четвертое. В процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в коллективе и общественное мнение детей. Только со­здавая условия для стимулирования, активной деятельности детей, можно постепенно усложнять требования.

Итак, педагогическое требование — это предъявление ре­бенку культурной нормы отношения к человеку, труду, прекрасно­му, обществу. Оно всегда должно быть доведено до логического конца. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой дей­ствий. Требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка. При предъявлении требования необходимо концентрировать вни­мание ребенка на детали его выполнения.

При предъявлении требования педагогу необходимо выполнение ряда условий, а именно

— этичность формы предъявляемого требования;

— установление личностного контакта с ребенком;

— тон произносимого требования;

— целесообразность и разумность требования

Тем педагогам, которых все еще пугает слово «требование», предлагает ся спросить у детей, любят ли они строгих преподавателей? В ответ можно услышать, что строгих уважают, а вот к нестрогим дети сами предъявляют требования.

6. Принципы развития коллектива

Принципы вытекают из объективных закономерностей процесса воспи­тания и реализуются в комплексе. Приведем лишь некоторые принципы:

— перспективных линий;

— движения;

— традиций;

— параллельного действия и др.

Возможны два пути формирования личности:

— непосредственное воспитание личности (воспитание —личность);

— воспитание личности через коллектив (воспитание —коллектив—личность).

Общий момент —воспитание осуществляется в системе.

6.1. Этапы формирования коллектива

Этап

Характер этапа

Движущие

силы развития (ДСК)

Особенности воспитательной рaботы в коллективе

Соотношение личного (Ли) и коллективного (Kи) интереса

Наличие общественного мнения (ОМ)

1

Формальное объединение

ДСК=Р

Осуществляется управление группой

Ли»Ки

нет

2

Выявление лидеров

ДСК=Р+Л

К осуществлению отдельных видов работ привлекаются лидеры

Ли>Ки

зачатки ОМ

3

Формирова­ние актива

ДСК=Р+Л+А

В осуществлении всех видов работ помогает актив

Ли-Ки

основы МО

4

Полная сформиро-ванность

ДСК=

=К+Л+Л+Р

Ли=Ки

есть

В таблице: Р —руководитель; А —актив; Л—лидеры; К —коллектив.

Деление на этапы достаточно условно. Выделенные этапы не имеют чет­ких границ. При переходе с этапа на этап меняются цели воспитания, меня­ются подходы к выбору методов, форм и средств работы. В коллективе меняются отношения между членами и руководителем.

Развитие коллектива ведет к усложнению воспитательной работы, к по­вышению ответственности воспитателя-руководителя за жизнь и деятель­ность всех его членов, за судьбу коллектива. Развитие коллектива не за­канчивается четвертым этапом.

6.2. Пути развития коллектива (по А, Н, Лутошкину)

А. Н. Лутошкин символически обозначил пути к сплоченному коллекти­ву через «станции» (этапы).

Для их обозначения он использовал такие образы-символы1  «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».

«Песчаная россыпь». Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь, сколько песчинок собрано вместе, но в то же время .замечаешь, что ничто их не соединяет между собой. Подует легкий вете­рок—отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше. Дунет ветер по­сильнее—разнесет песчинки в стороны, пока кто-нибудь не сгребет их обратно в кучу. Есть группы детей, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься — каждый сам по себе. Не находят эти ребята дела, которое бы их объединяло, неинтересно им быть вместе, не решаются пойти друг другу навстречу. Отсутствуют в таких группах авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребя­та. И поэтому «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетво­рения тем, кто ее составляет.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина —материал, который срав­нительно легко поддается воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточного усилия и умения. Когда в группе еще нет коллектива, нет опыта, не все понима­ют друг друга, не все готовы прийти другому на помощь, нет дисципли­ны, ей (группе) особенно нужен хороший вожак, который смог бы повес­ти за собой.

«Мерцающий маяк». В штормящем море и начинающему и опытному мореходу маяк приносит уверенность — курс выбран правильно. Важно толь­ко быть внимательным и не потерять световые всплески из виду. Маяки не горят постоянно, а периодически выбрасывают пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив тоже озабочен, как ему держать правильный курс. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность ко­манды всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус». Алый парус —символ устремленности вперед, дружеской верности, не успокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу: «Один за всех, все за одного!». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива со­четаются с принципиальной и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» —знающие и надежные организаторы, верные товари­щи. Здесь нет пассажиров, все —члены экипажа. Коллектив интересуется не только своими делами, но и теми событиями, которые происходят в дру­гих коллективах. Случается, что бури и ненастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.

«Горящий факел». Настоящий коллектив —тот, который не удовлетво­рен своим благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести людям пользу. Горя­чий материал для «горящего факела» —дружба, взаимопонимание, ответ­ственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив