«Теоретическая педагогика»
Семинарское занятие №1
Педагогика как наука. Педагогическая наука и действительность
Цель: Студент должен
— определять понятие «педагогика»;
— обосновывать объект, предмет педагогики;
— выделять функции и задачи педагогики;
— устанавливать связь педагогики с другими науками, изучающими человека;
— воспроизводить этапы становления и развития педагогики как науки;
— характеризовать основные свойства педагогической науки.
Основные понятия: наука, объект науки, предмет науки, цель науки, педагогика, категория, понятие, образование, обучение, развитие, воспитание, социализация.
Методические рекомендации: при изучении данной темы важно обосновать роль и значение педагогики как важной составной части системы гуманитарных знаний и наук о человеке; установить взаимосвязь педагогики с другими науками; раскрыть сущность основных педагогических понятий образование, обучение, воспитание, формирование, развитие личности, социализация; способствовать развитию умений использовать категориально-понятийный аппарат для описания и объяснения педагогических явлений; уяснить значение понятий для развития науки и практики.
Вопросы для обсуждения
-
Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи и функции.
- Педагогическая наука и педагогическая деятельность.
- Становление и развитие педагогики как науки.
- Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.
- Структура педагогики как науки. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки.
Практические задания и вопросы
-
Что такое педагогика: наука или искусство?
- Что дает современному учителю педагогическая наука (с привлечением результатов собственного исследования)?
- Выделите и обоснуйте 10 основных положений гуманной педагогики (по Конвенции о правах ребенка).
- Работа с текстами.
а) Педагогика как область гуманитарного знания (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. — М.,2003.- С.23-24).
Концепции научного статуса педагогики. Взаимосвязь педагогической ...
... однако, единства среди ученых, что объясняется сложностью педагогических явлений. В отечественной науке считается, что педагогика – это относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект, предмет, раскрывающая закономерности воспитательного процесса (В.В.Краевский и ...
б) Система педагогических наук «Отрасли и функции педагогической науки» ( по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. — М.,2003.- С.25-26).
Самостоятельная работа
-
Проследите взаимосвязь понятий образование, обучение, развитие личности и воспитание. Как аргументировать ее при помощи схемы.
Отчет: схема с пояснениями.
- Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.
Отчет: соответствующая картотека.
- Какие междисциплинарные понятия используются в педагогике? Какие связи можно по ним проследить?
Отчет: текст миниреферата.
Литература
-
Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002,-Гл.1.
- Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики.-М.,2006.-Гл.2,4.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики.-М.,2001.-Гл.1.
Семинарское занятие № 2
Категориально — понятийный аппарат современной педагогики: его значение и обновление языка педагогики
Цель: Студент должен
— определять основные категории и понятия педагогики, использовать их в своей речи, объяснении и описании педагогических явлений;
— объяснять роль и значение категорий педагогики в профессиональной деятельности.
Методические рекомендации: раскрыть сущность основных педагогических понятий образование, обучение, воспитание, формирование, развитие личности, социализация; способствовать развитию умений использовать категориально — понятийный аппарат для описания и объяснения педагогических явлений; уяснить значение понятий для развития науки и практики.
Основные понятия: категория, понятие, педагогическое взаимодействие, образование, обучение, развитие, воспитание, социализация.
Вопросы для обсуждения
1.Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Система педагогических понятий.
2.Язык педагогической науки.
3.Образование и воспитание. Обучение и воспитание. Развитие и обучение. Развитие и воспитание. Самообразование.
Практические задания и вопросы
1.Разработать опорную схему соотношения основных категорий педагогики.
2.Педагогика заимствует и использует категории и понятия других наук. Почему при этом она остается самостоятельной наукой (с привлечением результатов собственного исследования)?
Самостоятельная работа
1.Проследите взаимосвязь понятий образование, обучение, развитие личности и воспитание. Как аргументировать ее при помощи схемы.
2. Реформаторская педагогика (новое воспитание)
... педагогика воли предполагала сочетание принуждения и свободы, соблюдение определенной дисциплины, применение наказаний как условий уничтожения дикости в человеке, развития моральной культуры. Наивысшее значение Кант придавал воспитанию ... Пристально изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно- ...
Отчет: схема с пояснениями
2.На какие группы делятся все научные понятия.
Отчет: составить таблицу.
3.Охарактеризовать главные категории педагогики.
Отчет: миниреферат.
Литература
1.Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002,-Гл.1.
2.Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики.-М.,2006.-Гл.2,4.
3.Краевский В.В. Общие основы педагогики.-М.,2001.-Гл.1.
Семинарское занятие № 3
Методология педагогики и деятельности
Цель: Студент должен
— определять понятия «методология педагогики»;
— выделять уровни методологического знания, характеризовать каждый из них;
— раскрывать методологические подходы к построению образовательного процесса;
.
Основные понятия: методология педагогики; методологическое знание; педагогическое исследование; метод исследования.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию
сущности методологической науки и деятельности, рассмотрению методологических подходов к организации образовательного процесса.
1. Методология педагогики: определение, сущность, функции. Уровни методологического знания, их характеристика.
2. Методологические подходы к построению образовательного процесса.
Практические задания и вопросы
- Выберите и обоснуйте вариант предпочтительной стратегии развития образования:
а) личностно ориентированная;
б) социально ориентированная;
в) личностно — социально ориентированная;
г) социально — личностно ориентированная.
2. Полезны ли в практической и исследовательской работе цели-идеалы, которые полностью осуществить невозможно?
3. Попытайтесь выстроить «дерево целей» (по существу – систему задач) для психолого-педагогического исследования на тему «Пути преодоления перегрузки старшеклассников учебной работой» (тему можно изменить).
Самостоятельная работа
1.Можно ли одновременно решать задачи стабилизации и развития образовательных систем города, страны, региона?
Отчет: анализ программ развития региона, района, образовательного учреждения.
Литература
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М., 1986. — Гл. I.
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001. — Гл. II, § 1 – 6.
- Исследование //Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — С.384 – 386.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. — М.-Самара, 1994. – Гл. IV, § 3.
- Краевский В.В., Полонский В.М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов //Хрестоматия по теории и технологиям обучения /Сост. Н.С.Сытина. – Уфа, 2003. — С.72 – 92.
- Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1989. — С.5 – 22.
Семинарское занятие №4 Педагогическое исследование. Методы педагогических исследований
Цель: Студент должен
Тема 1. Предмет психологии, ее методология, взаимосвязь с педагогикой ...
... развития психики. Теории периодизации психики. Активность и ее виды. Теория деятельности С.Л.Рубинштейна – А.Н.Леонтьева. Исследования поведения в бихевиоризме Тема 4. Чувственные и рациональные формы ... развития. Методы, формы и средства обучения. Учебная мотивация как условие успешного обучения. Тема 1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла Многообразие форм ...
— определять понятие «исследование»;
— перечислять виды исследований;
— выявлять сущность исследования;
— выстраивать и обосновывать логику и структуру научного исследования;
— перечислять и обосновывать основные этапы исследования, структурные элементы;
— определять понятие метода исследования;
— перечислять методы исследования;
— обосновывать взаимосвязь методов исследования, использование их в комплексе
Основные понятия: научное исследование, исследование в педагогике, фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, актуальность исследования.
Методические рекомендации: данная тема способствует пониманию исследования в педагогике как процесса познания и преобразования педагогической действительности, согласно познанных особенностей, определенных методологией педагогики; обоснованию выбора методов исследования.
Вопросы для обсуждения
- Научное исследование: определение, сущность.
- Педагогическое исследование.
- Характеристика основных элементов исследования:
а) цель исследования;
б) актуальность исследования;
в) объект и предмет исследования;
г) гипотеза исследования: описательная и объяснительная;
д) задачи исследования;
е) методы исследования.
- Этапы психолого-педагогического исследования, их характеристика. Построение исследования в педагогике.
5. Место и роль методов в структуре научного исследования.
6. Характеристика теоретических и эмпирических методов исследования.
7. Критерии выбора теоретических и эмпирических методов в исследовании на различных его этапов.
Практические задания и вопросы
1. Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:
педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования (в частности, вальдорфской школы Р.Штайнера) к особенностям российской действительности?
2. Определите преимущественный характер следующих исследований:
Темы исследования Характер исследования
Динамика престижности Социологический
Презентация на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
... валеологического обучения и воспитания учащихся; --валеологическое образование педагогов, которые сами входят в группу профессионального риска Принципы педагогической валеологии (валеологизации образовательнойпринцип культуросообразностисреды): (подразумевает видение образования как культурного процесса, ...
образовательного учреждения
Влияние здоровья на успешность Психологический
обучения младших школьников
Сравнительное изучение эффективности Педагогический
разных образовательных технологий Валеологический
Выявление одаренности детей-дошкольников Комплексный
3. Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:
— формирование артистизма как элемент подготовки будущего педагога;
— готовность к саморазвитию как цель образования;
— использование новых информационных технологий в проблемном обучении.
Самостоятельная работа
1.Подвергните критическому анализу следующие гипотезы, заимствованные нами из кандидатских и докторских диссертаций.
Тема: «Подготовка будущего учителя к работе по формированию познавательных интересов школьников» (1992г).
Формирование познавательных интересов школьников будет осуществляться наиболее эффективно, если обучение студентов педагогического вуза методике формирования познавательного интереса будет рассматриваться как составная часть общей системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, для чего необходимо реализовать систему организационно-педагогических условий, способствующих совершенствованию процесса подготовки будущих учителей к формированию познавательных интересов школьников, а также обеспечить взаимосвязь и преемственность психологических, педагогических и методических дисциплин в плане подготовки будущих учителей к соответствующему аспекту профессионально-педагогической деятельности.
Тема: «Модель готовности руководителя образования к целеполагающей деятельности» (1998г).
Уровень готовности руководителя образования к целеполагающей деятельности можно повысить, если:
а) процесс целеполагания основан на объективной информации по педагогическому прогнозированию результатов управленческой деятельности руководителя;
б) реализация целеполагания осуществляется на основе теоретической модели, которая является базой формирования программы развития муниципальной системы образования;
в) критерии эффективности целеполагания реализуются на всех этапах процесса принятия и реализации управленческого решения.
Тема: «Пути и средства дифференциации обучения школьников» (1997г).
Процесс дифференциации обучения становится эффективным способом его оптимизации, обеспечивая развитие учебной деятельности школьников, если пути и средства дифференциации определяются системой следующих дидактических условий:
-диагностика уровня развития учебной деятельности школьника;
-проектирование учебного материала на основе системы развивающих учебных задач;
-диалогическая структура учебной деятельности;
-психолого-педагогический мониторинг учебной деятельности.
Тема: «Формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного решения геометрических задач в курсе планиметрии»
Если обучение школьников решению геометрических задач будет производиться поэтапно, с последовательным завершением отработки необходимых на каждом этапе навыков с помощью специальной системы дидактических заданий и приемов работы, то у учащихся будут сформированы умения и навыки самостоятельного решения геометрических задач, что повысит в целом качество обучения геометрии.
Педагогическая ситуация как составная часть педагогического процесса ...
... -воспитательной системой. В рамках этой единой системы моделируются и протекают такие педагогические процессы, как: обучение и воспитание, управление и самоуправление, формирование и развитие, сотрудничество и поддержка, и т.д. ...
Тема: «Педагогическая технология управления процессом обучения одаренных детей» (2000г).
Управление процессом обучения одаренных учащихся старших классов будет эффективным при условиях, если:
-используется индивидуально-творческий подход как базовый принцип;
-в школе есть возможность для творческой самореализации старшеклассников, максимально используется творческий потенциал учителей, создана обстановка творчества и диалога в учебном процессе, обеспечена исследовательская среда;
-используется проблемно-модульная технология управления процессом обучения.
Отчет: письменная работа (свободный стиль изложения).
Литература
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М., 1986. — Гл. I.
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001. — Гл. II, § 1 – 6.
- Исследование //Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — С.384 – 386.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. — М.-Самара, 1994. – Гл. IV, § 3.
- Краевский В.В., Полонский В.М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов //Хрестоматия по теории и технологиям обучения /Сост. Н.С.Сытина. – Уфа, 2003. — С.72 – 92.
- Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1989. — С.5 – 22.
Семинарское занятие №5 Целостный педагогический процесс: понятие, сущность и структура
Цель: Студент должен:
— определять понятие педагогический процесс как основной категории педагогики;
— выявить сущностные характеристики педагогического процесса;
— закономерно обосновывать структуру педагогического процесса, характеризовать его основные компоненты;
— раскрывать методологические подходы к построению педагогического процесса;
— выделять функции педагогического процесса и характеризовать составляющие элементы его процессов: обучение, воспитание, развитие;
— перечислять этапы педагогического процесса, выстраивая педагогическую деятельность согласно выделенным этапам;
— выявлять закономерности и называть соответствующие им принципы педагогического процесса.
Основные понятия: педагогический процесс, система, структура, цель, содержание, методы, формы, функция, компетенция, компетентность, закономерность педагогического процесса, закономерность и принцип педагогического процесса.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию понятия педагогического процесса, ее структуры и основных его компонентов: цель, задачи, содержание, методы, формы, результат; представляется важным дать сущностную характеристику, выявить свойства педагогического процесса и представить его как систему
Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания ...
….333.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности.…..333.2. Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива……………………………………...37Заключение……………………………………………………………………... ... образом, ВПФ представляет ту психологическую основу, которая составляет сущность человека, является содержанием его жизни, регулятором поведения, той ...
Вопросы для обсуждения
-
Педагогический процесс как основная категория педагогики: понятие, сущность, функции.
- Педагогический процесс как система, его структура и характеристика основных его компонентов.
- Методологические подходы к построению современного педагогического процесса: системный, личностно-ориентированный, компетентностный.
Практические задания и вопросы
- Выявить сущность подходов к формированию целостного педагогического процесса в отечественной и зарубежной педагогике. В чем их сильные и слабые стороны?
- Раскройте особенности педагогического процесса при личностно-отчужденном и личностно-ориентированном педагогическом процессе.
- Определите связи и постройте структуру педагогического процесса, используя подход Ю.К.Бабанского.
- Сравните определения понятия «педагогический процесс» в различных педагогических источниках.
Самостоятельная работа
-
Проанализировать структуру педагогического процесса, объяснить сущность и назначение каждого компонента.
Отчет: составленная логико-смысловая модель.
- Охарактеризовать деятельность учителя и деятельность ученика в педагогическом процессе.
Отчет: составленная таблица.
Литература
-
Воронина Г.М. Педагогика.-Рос/Дон.,2002.-С.25-40.
- Шамова Т.И. Индивидуальное управление образовательной системой.-М.,2002.-Гл.2.
- Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002,-Гл.1.
Семинарское занятие № 6
Организация педагогического процесса
Цель: Студент должен:
— выделять функции педагогического процесса и характеризовать составляющие элементы его процессов: обучение, воспитание, развитие;
— перечислять этапы педагогического процесса, выстраивая педагогическую деятельность согласно выделенным этапам;
— выявлять закономерности и называть соответствующие им принципы педагогического процесса.
Основные понятия: педагогический процесс, система, структура, функция, закономерность педагогического процесса, закономерность и принцип педагогического процесса.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию понятия педагогического процесса, ее структуры, составных частей: воспитания, обучения, развития; представляется важным дать сущностную характеристику, выявить свойства педагогического процесса и представить его как систему; а также выявить и раскрыть закономерности и принципы педагогического процесса.
1. Теории целостного педагогического процесса.
2. Сущностные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность, возрастосообразность.
3. Функции педагогического процесса.
4. Этапы педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов.
5. Деятельность и общение субъектов педагогического процесса.
6. Основные закономерности и принципы педагогического процесса.
Практические задания и вопросы
1.Составьте таблицу взаимосвязи закономерностей, принципов и правил реализации педагогического процесса.
2.Объясните, почему противоречие является движущей силой процесса?
Самостоятельная работа
1.Охарактеризовать основные пути обеспечения единства процессов обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.
Отчет: миниреферат.
Литература
1. Воронина Г.М. Педагогика.-Рос/Дон.,2002.-С.25-40.
2. Шамова Т.И. Индивидуальное управление образовательной системой.-М.,2002.-Гл.2.
- Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002,-Гл.1.
- Педагогика/ Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.,1988.- Гл.4.
Семинарское занятие № 7
Воспитание в целостном педагогическом процессе
Цель: Студент должен:
— определять понятие воспитание в широком и узком педагогическом смысле и его сущность;
— характеризовать воспитание как часть педагогического процесса, взаимосвязь его с обучением и развитием;
— обосновывать педагогическое взаимодействие как основную характеристику воспитания;
— определять направления содержания и результат воспитания (воспитанность, воспитуемость);
— раскрывать факторы воспитания, теорию воспитания.
Основные понятия: воспитание, педагогическое взаимодействие, сущность воспитания, содержание воспитания, метод воспитания, личность, коллектив.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию понятия воспитания в широком и узком педагогическом смысле, его сущности и основных закономерностей. Дается характеристика педагогического взаимодействия и обосновывается его необходимость в воспитательном процессе; характеризуется теория воспитания и возможности ее реализации; рассматриваются критерии и показатели воспитанности и воспитуемости школьников, методы их диагностики.
- Воспитание как часть педагогического процесса: понятие, сущность и философское обоснование.
- Взаимодействие педагогов и школьников как основная характеристика воспитания. Виды, формы взаимодействия.
- Содержание и результат воспитания. Критерии и показатели воспитанности школьника. Педагогическая воспитанность и воспитуемость.
- Теория воспитания.
5.Методы воспитания. Классификации методов воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
Практические задания и вопросы
-
Проблема целей и задач в воспитании.
- Социальная сущность и системный характер воспитания.
- Специфика проявления принципов воспитания в работе учителя (с привлечением результатов собственного исследования).
- Работа с текстами:
а) Воспитание и социализация (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. — М.,2003.- С.260-261).
б) Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. — М.,2003.- С.262-264).
Самостоятельная работа
-
Проследите, как понятия «образование», «обучение», «развитие личности», «воспитание» взаимосвязаны между собой. Аргументировать это при помощи схемы.
Отчет: схема с пояснениями.
- Выберите одну тему любого школьного предмета (по вашему выбору).
Разработайте воспитательные цели урока.
Отчет: фрагмент конспекта урока.
- Проведите самостоятельное исследование и выявите отношения учителей, родителей, учеников к различным направлениям содержания воспитания.
Отчет: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т.п.).
Литература
-
Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002.-Гл.1.
- Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. — М.,2003.
- Педагогика /Под ред. А.С.Смирнова.-М.,1999.-С.360-416.
Семинарское занятие № 8 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
Цель: Студент должен:
— рассматривать воспитание как явление, процесс, систему, деятельность;
— характеризовать воспитание как часть педагогического процесса, взаимосвязь его с обучением и развитием;
— выявлять закономерные связи в воспитании, принципы и правила их реализации;
— раскрывать конкретные пути реализации основных закономерностей.
Основные понятия: воспитание, сущность воспитания, личность, коллектив, закономерность, принцип.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию основных закономерностей, принципов воспитания; даются правила их реализации в воспитательной деятельности; раскрывается коллективный характер воспитания.
Вопросы для обсуждения
1.Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания, правила их реализации. Специфика проявления принципов воспитания в работе педагогов.
2.Проблемы взаимосвязи личности и коллектива. Структура коллектива. Этапы развития коллектива.
3. Современные теоретические положения о взаимосвязи коллектива и личности в воспитательном процессе.
Практические задания и вопросы
- Проявления принципов воспитания в работе учителя (с привлечением результатов собственного исследования).
- Работа с текстами:
а) Коллектив – среда обитания школьников (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. — М.,2003.- С.332-334);
б) О требовании в коллективе (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. — М.,2003.- С.334- 335);
Самостоятельная работа
1. Разработать правила поиска коллективного решения.
Отчет: текст с результатами обсждения.
Литература
- Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002.-Гл.1.
- Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. — М.,2003.
- Педагогика /Под ред. А.С.Смирнова.-М.,1999.-С.360-416.
Семинарское занятие № 9
Обучение в целостном педагогическом процессе, его сущность и структура
Цель: Студент должен
— определять понятие обучение, раскрывать его сущность и характеризовать сущностные стороны процесса обучения;
— раскрывать методологические и теоретические основы процесса обучения;
— устанавливать связь обучения, воспитания, развития;
— методологически обосновывать процесс обучения как систему на основе признаков системы.
Основные понятия:обучение, сущность обучения, цель, методы, формы, модель, технология, содержание образования..
Методические рекомендации:при изучении данных вопросов важно раскрыть обучение как часть целостного педагогического процесса, его сущностные стороны и выявить закономерности; установить связь обучения, воспитания, развития; на основе признаков системы обосновать процесс обучения как систему, определив его структуру и дав характеристику основных элементов.
-
Обучение в целостном педагогическом процессе. Дидактика как наука. Категориально-понятийный аппарат дидактики.
- Методологические и теоретические основы процесса обучения.
- Сущность целостного процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения. Их характеристика.
- Теоретическое обоснование модели структуры процесса обучения Ю.К Бабанского и В.В.Краевского.
Практические задания и вопросы
-
Построить модель соотношения основных понятий дидактики.
- Провести сравнительный анализ компонентов процесса обучения, обоснованных Ю.К.Бабанским и В.В.Краевским, указать отличия.
3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими?
Самостоятельная работа
-
Раскройте современные подходы к процессу обучения и сформулируйте основные правила их реализации.
Отчет: микрореферат.
Литература
1.Краевский В.В., Хуторской А.В.Основы обучения. Дидактика и методика. — М.,2007.
2. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций. – М.,2001.
3. Хуторской А.В.Современная дидактика. – М.,2001.
4. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.,2002.
5.Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. – М., 2000..
6.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. С.А.Смирнова. – М.,2001.
7.Шамова Т.И. и др.Управление образовательными системами. – М.,2002.
Семинарское занятие № 10 Характеристика обучения как дидактического процесса
Цель: Студент должен
— строить модель структуры процесса обучения, характеризовать каждый элемент процесса обучения, используя морфологический, структурный, функциональный, генетический анализ системного подхода;
— раскрывать содержание каждого компонента, указав связи с другими;
— характеризовать цели, способы целеполагания, методы и приемы обучения, формы и средства обучения, механизм и уровни усвоения;
— конструировать содержание образования, используя различные подходы на основе целей образования.
Основные понятия:обучение, сущность обучения, цель, методы, формы, модель, технология, содержание образования..
Методические рекомендации:при изучении данных вопросов важно обосновать процесс обучения как систему, определив его структуру и дав характеристику основных элементов; научить ставить цели в когнитивной, воспитательной и развивающей областях; рассмотреть методы и формы обучения, критерии их выбора, взаимосвязь, на основе предыдущего строить различные модели обучения. Охарактеризовать подходы к конструированию содержания образования, модели и технологии обучения.
Вопросы для обсуждения
1. Построение модели структуры процесса обучения.
2. Цель как системообразующий элемент процесса обучения. Виды целей. Таксономия целей. Целеполагание.
3. Содержание образования. Различные подходы к его конструированию. Педагогические теории отбора содержания образования.
4. Методы и формы обучения.
5. Модели и технологии обучения.
Практические задания и вопросы
1. Раскрыть противоречия процесса обучения.
2. Выявите каким должно быть в учебниках соотношение информационного и деятельностного компонентов образования.
3. Какие методы обучения применяются в креативном обучении?
4.Выявите сходство и различия традиционных методов обучения с нетрадиционными. Составьте таблицу. Каким методам вы отдаете предпочтение?
5. Какие методы обучения способствуют развитию учащихся?
Самостоятельная работа
1. Выбрав метод обучения, представьте адекватные ему средства обучения.
Отчет: схема-таблица с методами и средствами обучения.
2. Предложите свою методику работы с учеником, книгой.
Отчет: правила и приемы работы с книгой.
3. Выявите черты идеального учебника.
Отчет: письменная работа.
4.Личностно-ориентированное обучение имеет свои технологии, сравните их, дав каждой характеристику. Признаки сравнения выявить самостоятельно.
Отчет: таблица сравнения технологий.
Литература
1.Краевский В.В., Хуторской А.В.Основы обучения. Дидактика и методика. — М.,2007.
2. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций. – М.,2001.
3. Хуторской А.В.Современная дидактика. – М.,2001.
4. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.,2002.
5.Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. – М., 2000..
6.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. С.А.Смирнова. – М.,2001.
7.Шамова Т.И. и др.Управление образовательными системами. – М.,2002.
Семинарское занятие №11
Образование как общественное явление: понятие, сущность, реализация
Цель: Студент должен
— определять понятие «образование», «образовательный процесс», называть его элементы, раскрывать сущность образования.
— сравнивать различные трактовки образования с позиций разных методологических подходов;
— определять образование как общественное явление, называть и раскрывать основные его характеристики и противоречия;
— раскрывать современные концепции образования личности;
— называть современную парадигму образования, его сущностные характеристики;
— конструировать содержание образования на разных ступенях обучения.
Основные понятия: образование, содержание образования, парадигма, концепция, программа, качество образования, диагностика.
Методические рекомендации: содержание вопросов позволяет уяснить – образование как общественное явление и процесс, его значение для человека, раскрыть современные концепции образования, современную его парадигму, сформировать умения конструировать содержание образование на разных ступенях обучения.
1. Образование как общественное явление: определение, сущность. Противоречия современного образования.
2. Анализ трактовок феномена «образование».
3. Современные концепции образования личности.
4. Современная образовательная парадигма, ее сущностные характеристики.
5. Концепции содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения.
6. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы. Многообразие образовательных программ.
7. Качество образования и его диагностика.
Практические задания и вопросы
1. Сравните определение понятия «образовательный процесс» в различных педагогических источниках. Выделите параметры сравнения.
2. Объясните, почему противоречия являются движущей силой процесса?
3. В чем выражаются результаты образовательного процесса?
4. Выработайте рекомендации по формированию педагогических целей.
5. Составьте структурно-логическую схему закономерностей образовательного процесса. Обсудите в группах.
Самостоятельная работа
1. Разработайте критерии и показатели качества обучения.
Отчет: таблица качества обучения.
2. Построить модель выпускника школы, используя критерии и показатели качества образования.
Отчет: модель выпускника с описанием.
3. Можно ли в образовании одновременно использовать несколько образовательных программ. Ответ обоснуйте.
Отчет: мини-реферат.
4. Какую роль играет в жизни человека образование?
Отчет: эссе.
Литература
1.Краевский В.В.,Хуторской А.В.Основы обучения. Дидактика и методика. — М.,2007.
2. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций. – М.,2001.
3. Хуторской А.В.Современная дидактика. – М.,2001.
4. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.,2002.
5.Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. – М., 2000..
6.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. С.А.Смирнова. – М.,2001.
7.Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. – М.,2002.
\
№ темы |
Задание СРС |
Методические указания к выполнению задания |
Литература |
1 |
1. Докажите, что педагогика –это наука. Является ли она искусством? Технологией? Аргументировать. 2. Проведите анализ учебников по педагогики. Составьте таблицу, представив в ней различные позиции в определении предмета педагогики. 3.Перечислите свойства педагогической науки. Обоснуйте и охарактеризуйте каждое из них. 4.Аргументируйте свою позицию по проблеме места педагогики в гуманитарном знании и наук о человеке. |
При каких условиях область знаний можно назвать наукой. Педагогика имеет их? Сформулируйте эти условия. Сопоставьте наука-искусство-технология. Ответ аргументируйте. Первоначально сделайте анализ каждой версии, затем на основе положений науковедения – что такое предмет науки, определите предмет педагогики. Вспомните характеристику педагогической науки, основные понятия и их определения и сущность. В чем заключается общие свойства науки. Соотнести их со свойствами педагогической науки. Изучите статью |
1.Смирнов В.И.Общая педагогика.-М.,2005.-С.10-12. 2.Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого -М.,2002.-С.5-40. См. список основной литературы. 1. Краевский В.В.,Бережнова Е.В.Методология педагогики: новый этап.- М.,2006.Гл.2 2.Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.,2002. Гл.2 Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией //Педагогика.-1994.-№6.-С.28. |
2 |
1.Почему необходимо научное обоснование образовательной практики? 2.Дайте характеристику методологическим подходам к организации педагогического процесса. 3.Для учителя, социального педагога, важно представлять как связана педагогическая наука и практика. Создайте схему, в которой будут отражены данные связи. |
Раскрыть необходимость методологического знания конкретно-научного и технологического уровня. Определить, что это дает. Рассмотреть основные методологические подходы к организации образовательного процесса. Анализ литературы по данной проблеме. Выявить, обосновать соотношение педагогической науки и практики, изучив работы Краевского В.В. |
1.Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.,2002. Гл.2. 2.Краевский В.В.,Бережнова Е.В.Методология педагогики: новый этап.- М.,2006.-С.21-61. 1.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,2002. Гл.2. 2.Смирнов В.И.Общая педагогика.-М.,2005.-С.17-21. 3.Краевский В.В.,Бережнова Е.В.Методология педагогики: новый этап.- М.,2006.-С.10-34. 1.Краевский В.В.,Бережнова Е.В.Методология педагогики: новый этап.- М.,2006.-С.87-109. 2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,2002. Гл.2. |
3 |
1.Являются ли синонимами педагогическая деятельность и педагогический процесс? 2.По каким критериям и показателям можно судить об эффективности педагогического процесса? |
Дайте определение педагогической деятельности и педагогическому процессу. Установите их структурные элементы. Охарактеризуйте цель, содержание, методы и другие элементы обозначенных процессов и явлений. Раскройте свойства педагогического процесса, проанализируйте каждое из них, также рассмотрите элементы педагогического процесса как системы. выделите критерии, а затем показатели эффективности педагогического процесса. |
1.См. список основной литературы. 2.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.М.,2000.-Гл.3. См. список основной литературы. |
4 |
1.Отберите семь главных правил воспитания детей в семье. 2.Выявить сходство и различия механизмов воздействия: внушения, убеждения, заражения, и подражания. 3.Представьте схему, в которой отражены основные условия действенности метода убеждения. 4.По типу воздействия на воспитанника методы воспитания можно разделить на две группы: непосредственного влияния и опосредованного |
Выявите современные тенденции и проблемы семейного воспитания. сделайте анализ учебного материала в обозначенных учебниках. Охарактеризовать каждое из воздействий, выявит их механизмы, сравнить. Использовать для этого следующие векторы: пути, средств, формы, убеждения Выделите эти группы. Приведите примеры. |
1.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,2002. -С500-503. 2.Смирнов В.И.Общая педагогика.-М.,2005.-С.207-230. Использовать любой учебник педагогики. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,2002. –С.551-565. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,2002. –С.551-559. |
5 |
1.Проанализируйте три дидактические системы: традиционную, педоцентристскую, современную. 2.Согласны ли вы с утверждением, что обучение – это передача ребенку определенных знаний, умений и навыков. 3.Выявите преимущества и недостатки линейного, концентрического и спирального способа конструирования образовательных программ. |
Прочесть текст в обозначенном учебнике и сделать анализ, определив признаки сравнения. Составить таблицу. Анализ понятия «обучение» в разных источниках. Аргументировать ответ. Охарактеризовать каждый способ, определить признак сравнения и сделать анализ. Ответ обоснуйте. |
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,2002. –С.130-147. См. список основной литературы. 1.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,2002. –С.230-236. 2. Харламов И.Ф. Педагогика.-М.,2000.-С.178-211. |
6 |
1.Сравните определения педагогический процесс и образовательный процесс. 2.Изучите критерии, показатели качества образовательного процесса; знаний учащихся. |
Дайте характеристики системы, ее признаков. установите соотношения их понятий. Ответ аргументируйте. Изучить литературу по данной проблеме. |
1.Шамова Т.И. и др.Управление образовательными системами. – М.,2002.-С.15-37 2.Подласый П.И Педагогика.-М.,2001.-Гл.1. 1.Лернер И.Я. Качество знаний. Какими они должны быть? 2. Шамова Т.И. и др.Управление образовательными системами. – М.,2002.-С.266-293 |