Вопрос №2. Этапы научного анализа досуговой деятельности

Досуговая деятельность стала объектом систематического анализа ученых сравнительно недавно, в начале ХХ века, хотя еще философы Древней Греции и Древнего Китая изучали роль досуга и отдыха в жизни человека. При этом греки считали досуг стремлением человеческой души к свободе, а философы Древнего Китая видели в досуге возможность доставить человеку удовольствие, радость.

В христианской Европе долгое время доминировала позиция важности труда и второстепенности досуга, который нередко приравнивался к лени, праздности.

В конце XIX века были предприняты первые попытки пересмотреть отношения к труду и досугу. Одна из них принадлежит П. Лафаргу: в своем памфлете «Право на лень» он писал о том, что капиталисты используют привычку людей много и упорно работать, тем самым эксплуатируя их  можно свести к лозунгу «Придерживаясь принципа «Работа на первом месте», ты способствуешь собственной эксплуатации».

+ американский социолог Т. Веблен в своей книге «Теория праздного класса» пишет, что жизнь в праздности прекрасна и превосходна сама по себе;

Первая половина ХХ века: ученые начинают серьезно изучать аспекты воспроизводства американского и западноевропейского обществ  в центре их внимания оказывается связь между трудом и отдыхом.

1920-30-ее: американские социологи и антропологи изучали отдых, досуг и существующие в рамках него занятия. Уже перед WWII Национальная ассоциация рекреации США (+ такая существует) разработала концепцию отдыха для американских граждан

1960-е: во Франции появились исследования о характере и значении досуга (работы Дюмезедье, Фишера, Дебре, Фурастье, Фридмана и др.).

С 1976-го Нац. институт статистики и экономических исследований систематически проводит обследование под названием «Досуг французов».

Вообще уже изучено очень много всего про досуг, но всё про частности (конкретная местность, конкретный класс населения и т.д.), а, например, целостная теория рекреации и организации досуговой деятельности так и не выработана.

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

... педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и др. В последнее время в теории социально-культурной деятельности мы наблюдаем переход от традиционных дефиниций к новой ... Теория социально-культурной деятельности помогает ориентироваться в характерных особенностях и закономерностях, присущих сфере культуры и досуга, владеть основными терминами в данной отрасли знания. Среди основных ...

В родном отечестве:

До 1917г.: вообще никаких исследований по теории досуга

Потом досуг (как и многое другое) начинает тесно соединяться с пропагандой и идеологической обработкой  проводится очень много досуговых мероприятия  накоплен большой опыт.

Хотя в то время в спец. учебных заведениях и готовили работников культуры (организаторы клубной деятельности, музыкальные руководители и т.д.), вся теория досуга преподавалась в рамках советского марксизма и ведомственного подхода – так зачем какие-то еще исследования?!

Конец 1960-х: изучение досуга и отдыха с более широких теоретических позиций (ученые Баранов, Гордон, Клопов, Котляров, Орлов, Патрушев и т.д.).

И хотя использовать мировой опыт они могли только в рамках марксизма, им и так удалось немало.

После распада СССР: Изучение КДД прервано; людям не до досуга

1993г.: в социологическом журнале выходит статья «Актуально ли изучать свободное время?». Там автор говорит о том, что необходим как продуманный длительный досуг вообще, так и, соответственно, его научное изучение.

И вообще: марксистский подход к досугу уже не популярен, а новых нет.

1995г.: монография А.С. Орлова «Социология рекреации» — вера в научное изучение досуга восстановлена. Тут отдых и досуг рассмотрены в широком контексте социальной рекреации, что поднимало планку исследований (по сравнению с СССР) на более высокий уровень.

После этого анализ КДД возобновился на новой теоретической основе, в рамках междисциплинарных подходов и с использованием более широкого методического инструментария, нежели ранее.

Ну и, конечно, Галина Алексеевна Аванесова, всеми нами любимая, и ее учебное пособие «КДД» (2006г.)

Также в условиях перехода к рыночной экономике проявился широкий интерес исследователей не только к сущности досуга, но и к проблемам организации и бизнеса в культурно-досуговой сфере.

Вопрос №4. Кдд как общественный феномен: понятие и сущность

КДД – специфическая активность людей во время досуга; формы этой активности Ч выбирает сам, исходя из своих предпочтений, возможностей и уровня культурного развития

КДД – целесообразно организованная и содержательно наполненная активность больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития

! Культура – основа общественного бытия !

Культуроогическая трактовка досуговой деятельности многозначна:

1. В понятии КДД отражено, что она (Д) развивается в рамках культуры конкретного сообщества (народа, страны, региона и т.п.)

2. КДД организуется на основе общественно значимых норм и ради тех рекреационных целей, которые закреплены в данной культуре

3 стр., 1218 слов

Коучинг в вопросах и ответах

... действовал бы на вашем месте. Он не знает "правильных" ответов на ваши вопросы. Он постарается воздержаться не только от высказывания своих мнений, предложений или убеждений, ... вес, и уж конечно не говорит шахматисту "лошадью ходи!" Коуч будет задавать вопросы, думая над которыми, вы лучше (полнее, яснее) осознаете ситуацию. Коуч построит разговор ...

3. Понятие КДД отражает общественную значимость досуговой деятельности + причастность этой деятельности к морально-этическим нормам и правилам (чтобы конструктивно проводить свой досуг, нужно свободно владеть развитыми и общественно приемлемыми нормами поведения)

Культура досуга – такое проведение чеовеком сободного времени, которое сбалансиовано по разным видам рекреацинной, развивающей и развлекательной активности, наполено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с традициями, но и отвечающее совр. требованиям

Вопрос №7. Социально-культурная сущность досуга

Сначала всё через религию (впрочем, как и искусство)

Средневековье: хорош тот досуг, который полезен для общества

Просвещение: хорош от досуг, который полезен для развития Ч

NOW: развлечение, отдых, реализация своей свободы (в т.ч. – от соц. ролей) + влияние на выбор занятий на досуге идет от моды, рекламы, соц. статуса (в т.ч. — неосознанно)

Гос-во должно следить за тем, чего хотят люди, так как множество схожих индивидуальных потребностей перерастают в коллективную потребность

! Если в свое время не реализовать некоторые досуговые потребности, то потом не возникнут более развитые (особенно актуально для детей)  существует много игр и развлекух специального назначения, т.н. «развивающих»

+ спецификация досуга по возрасту («тусы» у молодежи и физ. особенности стариков, + у стариков исчезает рабочее время  увеличивается время на досуг)

! Обычно почти весь досуг ориентирован на средневозрастного потребителя (т.к. у него осознанная потребность в досуге и наличие €$ совпадают)

+ семейный отдых шибко популярен и развивается (семейные пансионаты, семейные клубы и т.п.)

+ корпоративный (корпоративы, для участников конференции и т.п.)

+ специальные группы населения, требующие особого подхода в организации их КД Д (вахтовики, военнослужащие, тюремные заключенные и т.д.)

+ досуг тесно связан с культурой (см. вопрос 4);

+ воздействие/регуляция от соц. институтов, традиций, бизнеса, СМИ, рекламы, моды, религиозных организаций, правовых органов и т.д.

+ «этика досуга» (как себя вести потребителям, «производителям» (артистам и т.п.), обслуживающему персоналу);

+ транслируя опыт КДД из одной страны в другую, нельзя забывать о местных законах, обычаях, традициях и т.п.

+ досуговые занятия, осуждаемые обществом: алкоголизм, наркомания, граффити на стенах и т.п.

Вопрос №8. Организация культурно-досуговой деятельности

Организация КДД – это наличие необходимых для достижения поставленных целей и задач людских, материальных, информационных ресурсов учреждений культуры, содержание и последовательность намеченных практических действий, штатного аппарата, общественных работников культуры, инициативных групп, кружков, объединений, составляющих в своей совокупности клубную общность

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы. - полустандартизованное (полуформализованное) интервью. - нестандартизованное (свободное). Не предполагает жесткой детализации поведение интервьюера и ... информации в зависимости от намеченной цели исследователя. Если при анкетном опросе анкетер пассивен, респондент сам интерпретирует вопросы в соответствии со своими ...

+ общие слова про организовывание: что надо уметь…

Учреждение культуры как организация – это:

а) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференцированных автономных частей целого;

б) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

в) объединение людей, совместно реализующих программу, достигающих цели;

Вопрос №10. Содержание, цели и мотивы кдд

Вся Ч деятельность двухфазова: «напряг — расслабон»

Отдых – соответственно, второе; т.е. всё, что способствует подготовке к работе и восстановлению личности.

В отдыхе реализуются все три типа потребностей человека (первичные/физиологические, социальные и культурные).

Но в конкретной деятельности может быть и меньше (только СК, например, или только физические).

Содержание досуговой деятельности:

— непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает Ч, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

— осмысление человеком воспринимаемой информации, худ. образов, общего культурного контекста, который в это время оказывается в фокусе его внимания;

— оценки, которые возникают у Ч по поводу качества отдыха.

! Позитивные сенсорные впечатления и эмоции – источник позитива в жизни

Исходят они от разных вещей: вид красивой природы, глубокий сон, поедание вкусной и красивой еды, пребывание в красивом месте. Все это – руководство к тому, что должно быть на отдыхе у Ч.

+ на досуге Ч хочет реализовать свои личные устремления (паломничество, участие в мероприятиях единомышленников – полит. партии, кружки по интересам)

+ на досуге Ч обращается к хобби (спорт. игры, турпоходы, ловля бабочек для коллекции и т.п.)

+ восприятие произведений искусства как досуг (посещение музеев, фестивалей, театров, галерей и т.п.)

+ чтение СМИ, интернета (там еще и общение на формах, чатах и т.п.);

+ аматерство (любительский театр и т.п.)

+ межличностные контакты (общение с интересными/близкими людьми)

+ участие в играх/соревнованиях или наблюдение за их ходом;

! В одном месте/организации может быть объединено много всего сразу

(П.: в клубе и общение, и вкусная еда, и красивые картины/музыка…)

___________

Цели досуга – представления о совокупном результате, которого хочет добиться Ч в своих досуговых занятиях, и которые осознаются им как цели (т.е. умереть от цирроза печение не цель алкоголика, он осознал цель «расслабиться»); Но! Получил он обе цели (осознанную и неосознанную)  надо хорошенько думать;

12 стр., 5526 слов

Cоциально-культурная деятельность

... культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга. Социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ... между людьми, свободное и широкое распространение информации. На протяжении многих лет под социально-культурной деятельностью подразумевались, как ...

________________

Мотивы сложнее, т.к. чаще неосознанны. В них переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы Ч.

Наиболее частая мотивация – обретение свободы на досуге (поэтому так популярны поездки «дикарем» по Европе и др. местам – никаких обязанностей!).

Но без €$ полной свободы никак не достичь (я «несвободен» хотя бы тем, что не могу полететь на Гавайи) + несвобода из-за традиций;

+ с точки зрения свободы не интересны шаблонные формы досуга, однако на нешаблонные надо деньги (например, если выбрать полет в космос) и культура (например, для получения кайфа от посещения музея)

Вопрос №21. Основные социально-культурные запросы людей в сфере досуга и пути их удовлетворения

Вообще, культура (в широком смысле) определяет все основные параметры свободного времени как общества, так и конкретного человека.

Именно в КДД становится возможным свободное творчество, оптимально реализуются интеллектуальные и эмоциональные, духовные и физические ресурсы человека, что создает психологическую стабилизацию его жизни.

Запросы Ч в КД сфере во многом также зависят от уровня его развития (физического, эмоционального, культурного и т.д.).

Также встает материальный вопрос, так как активное проведение свободного времени требует финансовых вложений (билеты в КД-учреждения, экипировка для турпоходов и т.п.).

Также проведение свободного времени человеком во многом зависит от общества и политического строя в стране. Является очевидным, что здесь лучшим вариантом будет демократическое общество, ориентированное на удовлетворение желаний своих граждан и максимально полную их творческую реализацию. Тоталитарное государство, напротив, всегда стремится подавить личность своего гражданина, и как один из способов для этого использует лишение человека свободного времени (или его чрезмерно четкую регламентацию, что, фактически, лишает человека свободы выбора – основополагающего принципа реализации свободного времени).

Основная цель социальных институтов (относительно реализации свободного времени) – это не только дать людям максимально широкий выбор способов самореализации, но и научить людей грамотно и культурно распоряжаться своим свободным временем.

Как известно, отсутствие культуры проведения досуга ведет к тому, что наличие свободного времени приводит не к положительным результатам (творческая самореализация, раскрытие талантов, отдых и накопление сил, etc.), а к отрицательным (криминализация общества, алкоголизм, наркомания, etc.).

Таким образом, государство должно вести грамотную политику, направленную на окультуривание свободного времени населения.

Вопрос №23. Приоритеты государственной культурной политики в кд сфере

Культурная политика – совокупность идеологических принципов и практических мер, которые осуществляются через образовательные, досуговые, просветительские, научные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные и др. государственные и общественные институты по всесторонней и углубленной социализации и инкультурации населения

10 стр., 4773 слов

Вопросы и ответы по Социальной Коммуникации

... сознанием.Глобальные масштабы экспортирования американской массовой культуры и его последствия ( демократизация и транснационализация общественных отношений). Механизм действия культурной индустрии США 1. Коммуникация как объект ... научной дисциплины, которая изучает данный предмет. Гносеология имеет ряд проблемных вопросов: 1. Взаимодействие коммуникации и социальных стр-р (т. е. зависимость ...

Собственно, приоритеты, по пунктам:

  • создание экономических и организационно-правовых условий развития культуры;
  • сохранение и обеспечение эффективной деятельности ее предприятий, организаций, учреждений;
  • подготовка и социальная защита работников культуры;
  • стимулирование аматерских объединений и самодеятельного творчества;
  • обеспечение развития культуры (у нас – раздел «Обязанности государства в отрасли культуры» Закона о культуре);

А вот что рекомендует по этому поводу ЮНЕСКО (Международная конференция по политике в сфере культуры, Стокгольм, 1998г.):

  • расширение масштабов политики в сфере культуры и ее переход в один из центральных компонентов политики в отрасли развития;
  • увеличение материальной помощи культуре;
  • активизация творчества в отрасли культуры в качестве фактора устойчивого развития;
  • пересмотр политики и практической деятельности в сфере сохранения культурного наследия для укрепления творчества и содействия развитию индустрии культуры;
  • обеспечение устойчивости культурного разнообразия внутри информационного общества и для его пользы.

Сейчас наша культурная политика призвана:

  • обеспечить охрану и учет культурного наследия, сохранение и преемственность национально-культурных традиций и усиление процессов межкультурных коммуникаций;
  • осуществлять моральную и материальную поддержку социальных институтов и деятелей, которые создают настоящие ценности культуры и способствуют дальнейшему развитию национально-культурного богатства;
  • обеспечить общедоступность библиотек, музеев, театров, концертных залов и других центров национальной и общечеловеческой культуры;
  • создать реальные социально-политические и экономические условия для становления и развития на территории республики национальной культуры, сохранения и популяризации БНК;
  • способствовать возрождению и развитию национальных традиций, культур других этносов, которые живут на территории Республики Беларусь;

Вопрос №24. Современные концепции досуговой деятельности

В современной социально-культурной теории и практике существуют различные досуговые концепции – точки зрения, трактовки, способы понимания досуга как досуговой (рекреационной) деятельности. Они отражают разные подходы к досугу как жизненно важной сфере человеческого бытия. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиций не только культурологии, но и других наук: медицины, экологии, социологии, культуры, экономики, педагогики, психологии.

3 стр., 1395 слов

Вопросы к гак по специализации «Социально-педагогическая работа с семьёй»

... и безнадзорности несовершеннолетних. Профилактика виктимного поведения несовершеннолетних. Формирование правовой культуры несовершеннолетних. II. Вопросы по дисциплине «Методика педагогической работы с неформальными группами» ... несовершеннолетних. Роль школы в профилактической работе среди несовершеннолетних правонарушителей. Свободное время подростков. Его значение и влияние на состояние детской ...

Деятельностная: досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. Трудовая деятельность связана с затратой жизненных сил личности, а досуговая — с их восстановлением.

Сейчас жизнь сложнее, и отдых – это не только восстановление физических сил, но и накопление образовательного и духовного потенциала.

Деятельная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она отличается огромным разнообразием, осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности.

Медико-биологические (курортологические, оздоровительные): лечение заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми, естественно, возможен лишь в нерабочее, свободное время.

Культурологические и социально-культурные концепции досуга: во главу угла они ставят содержательное наполнение свободного времени. Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями, наследием каждого народа. Основную ставку эти концепции досуга делают на многофункциональное использование культурного комплекса как средства рекреации и отдыха людей

+ не забываем про национальные, региональные и культурные особенности;

+ различия досуга на селе (от природы и СХ-работ зависит свободное время) и в городе (природа не важна, главное – социальные ритмы);

Экологические, природоориентированные концепции выдвигают на первый план роль природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, использование природных компонентов.

Два типа: или максимально влиться в природы, или приспособить ее под себя. Популярно соединение (чтоб и лес нетронутый был, и парковка рядом, и т.п.).

В экологических концепциях досуговая деятельность рассматривается как гарант и средство охраны природы.

Вопрос № 25. Индустрия свободного времени: понятие, сущность. Вопрос №26. Структура индустрии свободного времени.

Индустрия свободного времени (индустрия досуга) – это современная экономически организованная форма развития и распространения культуры и организации досуга.

16 стр., 7836 слов

Влияние технологий творчества на эмоциональное состояние детей ...

... Задачи исследования: Теоретические задачи: 1. раскрыть понятие технологии творчества, выделить основные технологии творчества; 2. изучить понятие «эмоциональное состояние группы»; ... определяет уровень его социальности. Социальность человека определяется: - способностью к свободному взаимодействию с окружающим миром; творчество эмоциональный неблагополучный семья - самообеспечением жизнедеятельности; ...

В Англии уже в конце 90-ых в индустрии досуга и развлечений было трудоустроено более 4% населения, а в сфер СХ – 1.5%.

Конечно, мы пока далеки от этого…

Индустрия свободного времени включает в себя индустриально-техническую, технологическую и предпринимательскую составляющие. Если одна из этих составляющих «хромает» — всё будет плохо. У нас хромают все три: материально-техническая база зачастую отсталая, теоретическая научная база проникает в кадры на местах слабо, а об коммерциализации досуга можно говорить только в крупных городах, да и то не всегда. Именно поэтому для нас так важно изучение индустрии свободного времени.

Тем ни менее, интерес к этому у нас есть, и всё увеличивается, т.к. из-за нагрузок, в т.ч. – психологических, люди имеют потребность в хорошем отдыхе.

При этом, как известно, индустрии, несущие наименьший урон от мирового финансового кризиса – это индустрия связи и коммуникаций (люди еще больше хотят узнавать новости и делиться ими) и индустрия свободного времени (из-за усилившихся стрессов людям еще нужнее быстро и качественно восстанавливать силы).

Структура культурно-досуговой индустрии (с учетом специфики РБ):

* развлекательная индустрия;

* интернет-индустрия;

* туристический бизнес;

* модельный бизнес;

* галерейно-выставочный бизнес;

* музыкальный бизнес;

* шоу-бизнес;

* индустрия аудио- и видеопродукции;

* спортивно-развлекательный бизнес (горнолыжные курорты и т.п.);

* спортивно-зрелищная индустрия;

* игровая индустрия;

* образовательная индустрия (курсы и т.п.);

* теле- и радиоиндустрия.

+ закон Энгела: чем больше денег, тем больший % из них тратится на культуру, развлечение и туризм

+ в современном обществе одна и та же группа людей может с удовольствием потреблять культурные ценности разных направлений, культур, эпох и т.п. (в оперу, потом – в ночной клуб, а потом – участие в Ночи музеев, к примеру).

Вопрос №27. Инфраструктура культуры и досуга и индустрия развлечений

Инфраструктура культуры и досуга – комплекс отраслей, учреждений и организаций хозяйственной практики, которые создают условия их функционирования как экономической отрасли, обеспечивая ее существование.

В этой инфраструктуре выделяются самостоятельные единицы:

1. Производственный и сервисный комплексы тех отраслей хозяйства. которые обслуживают население в свободное время и создают условия для рекреации, индивидуального развития людей, их развлечений. В эту инфраструктуру входят сегменты, связанные с культурой, спортом, рекреационными зонами, культурно-досуговым сервисом, туризмом.

Элементами КД-инфраструктуры выступают:

5 стр., 2205 слов

К вопросу о технологии создания ситуации успеха в воспитательной ...

... возможен только через сопутствующий ему успех школьника. В качестве третьего условия выступает технология оперативного использования форм, методов и приёмов работы, адекватных, выявленным в ходе ...

  • исторические центры, культурные памятники, мемориальные территории;
  • отраслевые организации сферы культуры и искусства (учреждения культуры – библиотеки, кинотеатры, театры, музеи. выставочные залы, филармонии и др.);
  • развивающие организации, обучающие фирмы;
  • городские зоны отдыха (парки, скверы, пляжи);
  • рекреационные зоны вне города (нацпарки, санатории, курорты);
  • учреждения и фирмы, производящие услуги спортивно-оздоровительного, культурного и художественно-обучающего назначения (стадионы, аквапарки);
  • турфирмы и связанные с ними перевозки, система гостеприимства;
  • тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры;
  • рестораны, кафе;
  • модельный бизнес.

2. Производство и трансляция КД-информации, а также товары культурно-досугового и информационно-художественного назначения:

  • развлекательные телепрограммы, радиопередачи;
  • сеть Интернет;
  • артпродукты (подготовка и запись на пленку разного рода шоу, теле- и радиопрограмм, музыкальные компакт-диски, аудио- и видеокассеты, компьютерные игры);
  • редакционно-издательская деятельность (выпуск книг, журналов, газет);
  • производство товаров и техники культурно-спортивного назначения (спорт.одежда, сувениры, настольные игры, муз.инструменты, аудиовизуальная техника, свето- и звукооборудование и т.п.)

3. Дороги, связь, транспорт

4. Профессиональные кадры и учреждения по их подготовке

___________________________________________

Индустрия развлечений (искусство, связанное с ярким зрелищем, насыщенное юмором, позитивом; занятия, доставляющие людям удовольствие):

  • печатная продукция развлекательного содержания;
  • киноиндустрия и производство видеопродукции;
  • музыкальная индустрия;
  • артбизнес (галереи, выставочные залы);
  • шоу-бизнес (концерты, туры и т.п.);
  • игровой и игорный бизнес;
  • театры, концертные организации, цирки;
  • досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки;
  • модельный бизнес, конкурсы красоты и др.;
  • парки (зоо-, аква-, эко-, тематические, развлекательные и т.п.);
  • сеть общественного питания (кафе, рестораны).

Вопрос №33. Основные тенденции развития досуга в условиях глобализации

Развитие, распространение, обретение огромной роли и т.п.:

1. Информационно-культурные коммуникации

2. Международный туризм (в т.ч. – интерес к слаборазвитым местам)

3. Альтернативность видов КДД, большой выбор КД-учреждений

4. Повышение качества обслуживания (конкуренция, ***)

5. С одной стороны – стандартизация досуга, с другой – постоянно увеличивающийся спрос на уникальный досуг (как следствие чрезмерной стандартизации)

6. Агро- и экотуризм (как следствие урбанизации)

7. Технизация досуга

8. Виртуализация досуга (компьютерные и ролевые игры, etc.)

Проблемы, связанные с КДД:

1. Развлечение или образование? Что правильно и морально?

2. Нехватка свободного времени («ускорение» жизни, трудоголизм)

Вопрос №35. Культуротворческая технология

Применяется в детстве, на этапе социализации, и при профориентации. Используются учения об способностях, одаренностях и таланте.

Гл. идея: узнать, что у человека получается (будет получаться я лучше всего), и продвигать его в этом, используя соответствующие культурные ценности.

Вопрос №36. Технологии художественно-творческой деятельности.

Идея: чтобы занятие искусством (творчеством) одного человека позитивно влияло на всё общество. Т.е. передача ценностей невербальным путем, через приобщение к произведениям искусства, творчества и т.п.

+ возрождения и соотв. использование бытовых (утилитарных) технология, связанных с произведениями искусства (утраченных из-за устаревания утилитарных функций предметов).

Вопрос №37. Художественно-развивающие технологии

Развитие самодеятельности + расширение культурных проявлений субкультур

Вопрос №38. Культуроохранные технологии

Сохранение, реставрация и учет объектов культуры.

Идея: гос-во не может дотациями справиться с проблемами; а если будет интерес населения (туризм и т.п.) – в эту сферу придут дополнительные деньги, и станет всё ОК.

+ программы ООН и ЮНЕСКО: «О культурном разнообразии» (2001), «О сохранении нематериального культурного наследия» (2003).

Вопрос №39. Анимационные технологии

«Оживление» и «одухотворение» отношений между людьми путем использования культурных ценностей (информационно-развивающая, просветительская функция досуговой деятельности).

Вопрос №40. Игровые технологии

Игровые тренинги и театрализованные игры.

+ игра – выход из социальных ролей;

+ состязательность в игре как место выхода эмоций.

Вопрос №41. Образовательные технологии

Сейчас образование переходит от авторского обучения (ученик – учитель) к обучению индустриализированному (пед.коллектив — ученик).

+ педагог как актер (много общего при влиянии на аудиторию);

+ педагог должен передать не только знания по соответствующему предмету, но и определенный культурный багаж (т.е. если после обучения ученик только получил определенные технологические знания, то обучение было неполным: он нес может применить их должным образом, т.к. не включен в культурную среду; отсюда проблемы при самообразовании: в учебниках знания, но не культурное окружение).

Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные; дошкольные, школьные, профессионально ориентированные.

Типология по используемым способам, методам, средствам: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные, развивающего и саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые.

Типология по функционально-организационному признаку: массовые, групповые и индивидуальные; коллективного и дифференцированного обучения; академические и клубные; коррекционного обучения; сотрудничающие и авторитарные; работы с трудными и одаренными детьми.

Вопрос №42. Социально-защитные и реабилитационные технологии

Делятся на базовые (основные) и прикладные (вторичные).

Главная цель – вернуть человека к нормальной жизни (т.е. устранить деформирующие/деструктивные обстоятельства или сделать так, чтобы они не мешали человеку в его жизни даже при их наличии).

А конкретно: арттерапия, библиотерапия, фитотерапия, музыкотерапия… + ремесленные занятия, + юморотерапия;

+ надо не забывать про физические и психические особенности «клиентов» (активный отдых не подойдет пенсионерам и инвалидам-колясочникам, а музотерапия – не лучший выбор для глухих)