Cоциально-культурная деятельность

/

/

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы видов социально — культурной деятельности
    • 1.1 Коммуникативная и ценностно-ориентационная деятельность
    • 1.2 Познавательная, культуротворческая и рекреационно-развлекательная деятельность
  • Глава 2.Анализ различных видов социально-культурной деятельности в учереждениях культуры
  • 2.1 Анализ культуротворческой деятельности в Московском доме культуры
    • 2.2 Рекреационно — развлекательная деятельность в Алтайском государственном Доме народного творчества
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Актуальность избранной темы заключается в том, что обострение проблем видов социально — культурной деятельности связано в первую очередь с недееспособностью многих воспитательных институтов в нашем обществе: школы, семьи, производственных коллективов в сфере социализации и социальной адаптации личности.

Между тем именно пространство досуговой способно выступать мощным социализирующим фактором для всех групп населения в обществе переходного периода, являясь альтернативой пассивному времяпрепровождению в виде просмотра телепрограмм, компьютерных игр, асоциальным формам досугового поведения.

Социально-культурная деятельность глубоко педагогический процесс, ее функции непосредственно связаны с воспитанием и обучением. И насколько будет эффективна педагогическая система социально-культурной деятельности, настолько и повысится уровень духовных интересов, патриотичности, нравственности человека, изменится мир в целом вокруг него.

На этапе радикальных преобразований в социально-культурной сфере трансформировались требования к профессиональной компетентности работающих здесь специалистов. Социокультурные изменения в российском обществе детерминировали значительный рост требований к психолого-педагогической составляющей социально-культурной деятельности

Общество как система не возможна без деятельности, основанием которой является культурное наследование, а вхождение человека в социум конституировано культуротворческой деятельностью. Каждый индивид, социализируясь и воссоздавая культуру социума через свою активность, воссоздает ее по-своему, создает новую вариацию наследования

Объект исследования — основы видов социально — культурной деятельности.

10 стр., 4906 слов

Социально-культурные особенности развития российского общества

социальный культурный развитие общество Для российского общества в течение последних десяти лет характерны радикальное усиление неравенства, изменения в стратификации, восходящая и нисходящая личностная и групповая мобильность, формирование среднего класса. Годы реформ со всей определенностью показали, что для позитивной адаптации к рыночной социокультурной системе требуется высокое качество ...

Предметом исследования являются особенности организации видов социально — культурной деятельности в Алтайском государственном Доме народного творчества

Цель — проанализировать виды социально — культурной деятельности на теоретическом и практическом уровне.

Для раскрытия темы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие социально-культурной деятельности

2. Рассмотреть виды социально-культурной деятельности

3. Охарактеризовать Алтайский государственный Дом народного творчества

4. Проанализировать один из видов социально — культурной деятельности в Алтайском государственном Доме народного творчества.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, индукция, дедукция, наблюдение.

Обзор литературы. Исследование вопросовпонятия и видов социально — культурной деятельности посвящены труды таких авторов как: Г.А. Аванесова, В.Н. Гагин, Т.Г. Киселева, В.В. Медведенко, В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко, Н.Ф. Максютин, А.Д. Жарков и др.

Так, понятие социально — культурной деятельности раскрывается в трудах — Ярошенко Н.Н., Туева В.В., Киселева Т.Г.

Виды социально — культурной деятельности раскрываются в трудах таких авторов, как — А.Н. Ильина, Р. Осборн, Ю.А. Стрельцова. и др.

Глава 1. Теоретические основы видов социально — культурной деятельности

1.1 Коммуникатиная и ценностно — ориентационная деятельность

Вопрос о видах социально-культурной деятельности достаточно сложен. Любой вид человеческой деятельности уже в силу того, что она человеческая, влияет так или иначе на формирование индивида, его социализацию. Поэтому критериями отбора будут (исходя из сущности СКД), во первых, развивает ли и насколько полно данный вид деятельности главные человеческие качества (собственно и делающие его человеком): нравственные, интеллектуальные, эстетические, и предоставляет ли возможность для их реализации; и во-вторых, создаются ли в нем культурные ценности, достойные войти в культурный тезаурус.

Социально — культурная деятельность представляет собой деятельность, которая обладает большими возможностями для проявления активности человека в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физических способностей и индивидуальных предпочтений и сориентирована на повышение культуры быта и формирование здорового образа жизни.

Социально-культурная деятельность-это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга.

10 стр., 4552 слов

Исследование «аниме» как социально-культурного феномена

XV Российская научная конференция школьников «Открытие» СЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ Исследование «аниме» как социально-культурного феномена Выполнена ученицей 11 класса ГБОУ ОШИ «Шебекинская гимназия-интернат» Соколовской Ириной Олеговной Научный руководитель - учитель английского языка ГБОУ ОШИ «Шебекинская гимназия-интернат» Волошина Валентина Викторовна Ярославль, 2012 Содержание ...

Она включает в себя всё многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, проблем историко-культурной, экологической, религиозной и других сфер, в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга.

Социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.

Социолог, информатик, библиотековед, культуролог А. В. Соколов социально-культурную деятельность рассматривает как одно из действенных средств организации социального общения, и определяет как «культурная деятельность социальных субъектов по: а) созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивида и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей [9.

с. 18].

Мы придерживаемся мнения В. В. Туева в том, что «Социально-культурная деятельность это организуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения самого человека в этот процесс» [11, с. 41].

Для полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет конкретная, содержательная трактовка такого понятия, как «социально-культурная среда». Говоря о социально-культурной среде, нельзя ограничивать её сферой науки, культуры и образования, оставляя вне поле зрения такие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, цивилизованные формы контактов между людьми, свободное и широкое распространение информации. На протяжении многих лет под социально-культурной деятельностью подразумевались, как правило, либо любительские занятия художественным или техническим творчеством, либо оказание физической помощи в строительстве, благоустройстве и ремонте социально-культурных объектов: клубов, Домов культуры и т. д. Понятие «социально-культурная среда» означает конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга.

3 стр., 1450 слов

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР» ПОСЕЛЕНИЯ

  Оздоровление социально-политического климата на основе преобразования и демократизации общественных процессов, экономических реформ и росте научно-технического прогресса, создают благоприятную атмосферу для активизации коммуникативной деятельности и качественно новых форм культурного делового общения. В настоящее время наблюдаются естественные преобразования форм досуговой деятельности и ...

Цементирующей основой для сохранения и развития жизнеспособной социально-культурной среды является, как свидетельствует практика, наличие в существующей инфраструктуре города или района досуговых центров, в которых преобладающим фактором является досуговая активность населения, самодеятельное культуротворческое начало.

Современная социально-культурная ситуация: Важнейшим условием развития и практического использования социально-культурной деятельности как системы является ситуационный подход. Ключевым моментом этого подхода является социально-культурная ситуация. В широком контексте под категорией «ситуация» понимают совокупность типичных условий и конкретных обстоятельств, которые оказывают непосредственное влияние на содержание и формы жизнедеятельности человека или группы людей, на систему их ценностных ориентиров, на межличностные отношения.

Богатейшая общественная практика изобилует разновидностями социально-культурной ситуации — ситуациями проблемными и привычными «штатными», управляемыми и неуправляемыми, конфликтными и бесконфликтными, объективными и субъективными, конструктивными и деструктивными (блокирующими развитие социально-культурного явления).

Например, проблемная ситуация выявляет наличие определённой социально-культурной проблемы, которая обычно представляет собой противоречие либо несоответствие между реальным и желаемым. Исследования культурологов, социологов, педагогов, психологов отмечают ухудшение социального самочувствия многих слоёв населения, развитие социального пессимизма, утраты внутренних ориентиров поведения, с одной стороны, и нарастание агрессивности, напряжённости — с другой. До сих пор не разработаны и не реализованы государственные гарантии общедоступности учреждений культуры для населения, пользования культурными ценностями и благами для социально незащищённых слоёв населения. Общество оказалось неспособным защитить ребёнка от насилия и безнравственности взрослых. [12, с. 54]

Ребёнок развивается в условиях стабильной социально-культурной депривации, когда не удовлетворяются его самые элементарные потребности. Высокими темпами растёт подростковая преступность. Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодёжи, глубоких преобразований в области семейного воспитания, воспитательной деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства.

Приступим к рассмотрению видов социально — культурной деятельности:

1) Коммуникативная (общение).

Для того, чтобы понять его значение, надо вспомнить, что младенец, появившийся на свет, еще не человек.

20 стр., 9613 слов

Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами

... социально-педагогической деятельности - общение человека с человеком, которое носит событийно-диалогический характер. Это встреча людей с ... )формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном ... реального мира в процессе его познания. Понятия в науке закрепляются ... боязнью вмешательства в интимную жизнь семьи. Поэтому оказание социально-педагогической ...

У него есть только человеческие задатки, котоpые могут pазвиться, а могут и нет, если он попадет в неблагопpиятные условия. Какое же из условий становится главным? Это общение. Дpугие люди должны поделиться с pебенком, сделать ОБЩИМИ свои уже pазвившиеся человеческие качества и способности, уже полученные и усвоенные ими культуpные идеалы и ценности, знания, способы действий ( вспомним как пример «лесных детей», которые в раннем возрасте попали на воспитание к животным. Сказки о Маугли и Тарзане красивая, но ложь. Никто из реальных маугли так и не стали полноценными людьми).

Это общение пpоисходит в 2 видах — как непосpедственное, живое, лицом к лицу, так и опосpедованное — чеpез текст, причем не обязательно печатный: это может быть изобpажение (напpимеp, pисунок, схема), опpеделенным обpазом скомпонованные звуки (музыка), пpедмет. Важно лишь, чтобы он имел смысл, нес послание, котоpое котоpое pебенок или взрослый смог бы pасшифpовать (хотя бы в последствии).

Для полноценного pазвития совpеменного человека оба вида общения обязательны. Стало невозможно огpаничиться только одним. Ничто не может заменить живое общение. Именно в нем пpоисходит пеpедача тpадиций, таких тонкостей, котоpые невозможно зафиксиpовать в тексте: как говоpит, смотpит, поступает, даже выглядит Учитель; именно живое общение в наибольшей степени убеждает нас в ценности чего-либо, воспитывает и учит, здесь мы получаем оценку и вырабатываем самооценку, научаемся человеческим способам действий (например, такту).

5 стр., 2482 слов

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения

Перцептивная сторона общения При исследовании проблем, связанных с перцептивной стороной общения, иногда говорят о социальной перцепции. Под социальной перцепцией следует понимать восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей). Это более широкое понятие, чем понятие «межличностная перцепция». В последнем случае ...

[4, с. 52]

Но человеческая культуpа, знания настолько усложнились и pасшиpились, что уже недостаточно только живого общения, наподобие того, как это пpоисходило, скажем, в Дpевней Гpеции, где пpогуливаясь по садам или гоpодской площади и pазговаpивая с Сокpатом, Платоном или Аpистотелем, вы получали большинство из накопленных к тому вpемени знаний, учились мыслить и pассуждать. Да и где набpать столько Аpистотелей? Во-первых, неимоверно возросло (до сотен миллионов) число нуждающихся в обучении, а во-вторых, все отpасли человеческой деятельности сейчас настолько специализиpовались, что почти невозможно найти унивеpсальных гениев.

Дополнительным преимуществом текста является возможность почти без потерь зафиксировать и донести мысли и чувства автора, сохранить и передать весь накопленный опыт человечества: в конце концов о самих Сократе, Платоне и Аристотеле мы узнали только из текстов и по текстам. Конечно, в общении через текст, если только это не обмен письмами, отсутствует диалогичность, то, что называется обратной связью, оно безадресно, т.к. обращено сразу ко всем.

Обратная связь проявляется в виде реакции зала: слушают или занимаются своими делами, и хороший лектор старается ее учитывать, но это влияет скорее на форму подачи (больше или меньше разжевывать материал, вставить или нет анекдот), но не на содержание: мысли — как и в тексте — остаются неизменными.

Таким образом, живое непосредственное общение здесь почти уподобляется опосредованному. Почему же в обоих случаях это все-таки общение? Да потому, что есть то, что становится общим. Автор (лектор) высказал, то, что прочувствовал и продумал, что считал наиболее важным. Мы восприняли и усвоили сообщение (т.е. сделали частью себя), это оказало воздействие на нашу ценностную ориентацию, мировоззрение, жизненные смыслы, поведение, т.е. личностные качества, их дальнейшее развитие.

Так встает вопpос о качестве общения. Не любое общение является видом социально-культуpной деятельности. Только такое общение, котоpое pазвивает человеческие качества, в котоpом пеpедается все лучшее, что наpаботало человечество в области нpавственности, кpасоты, интеллекта, и будет социально-культуpным.

2) Ценностно-ориентационная

Формирование отношения к человеку как наивысшей ценности занимает ведущее место в иерархии ценностей и выступает как ключевой элемент содержания социально-культурных технологий. Если человек выступает как цель и мера всех вещей, то мир приобретает ценность в том случае, когда он оценивается с точки зрения жизни человека. Ценностная ориентация на человека вызывает необходимость формирования следующих качеств личности, способствующих устойчивым правильным отношениям: честность, совестливость, великодушие, доброжелательность, внимательность, самоотверженность, дисциплина, т.е. все то, что можно назвать гуманизмом.

3 стр., 1035 слов

Деятельность руководителя по укреплению социально-психологического климата всех социальных групп системы управления на примере ОАО МЕЧЕЛ

Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА 5 1.1. ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ 5 1.2. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 16 1.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ...

Вторым ключевым элементом содержания технологического процесса социально-культурной деятельности является ценностное отношение к жизни — признание неприкосновенности жизни, понимание жизни как высшей ценности. Ценностное отношение к жизни направлено на формирование следующих позиций: признание права на жизнь каждого человека; бережное отношение к различным проявлениям жизни; восприятие жизни во всем разнообразии, разновидностях, этапах, формах; содействие жизни по мере сил и способностей; признание таких качеств образа жизни, которые характеризуют жизнь достойного человека; осмысленная жизненная позиция и сознательное построение собственной жизни в активном качестве субъекта. Данная позиция выходит за пределы сферы человеческой жизни и вбирает понятие жизни во всем ее многообразии, где она (жизнь) протекает или может протекать: жизнь океана, леса, степи, реки, земли, планеты, космоса и прочие проявления. Формирование ценностного отношения к жизни находит отражение в таких категориях, как «счастье», «свобода», «совесть», «справедливость», «равенство», «братство» и др.

Третий ключевой элемент в содержании технологического процесса соотносится с такими ценностями, как «общество» и «сообщество», т.е. различного рода объединения людей во имя достойной жизни. Человек становится человеком благодаря сообществу, благодаря тому, что он усваивает культуру предыдущих поколений. Общество становится регулятором поведения человека в социуме, формирует образ социального устройства, осознание которого приходит к человеку под влиянием жизненного опыта и через различные каналы социальной коммуникации. Важными направлениями в этом разделе становится освоение правовых основ жизнедеятельности общества, политического устройства, роли личности в истории, личной роли в обществе, отношение к сообществу людей.

Ценностное отношение к труду вбирает в себя всю совокупность рассмотренных нами отношений — к человеку, жизни, обществу. Через труд и творчество как высшее проявление трудовой деятельности человек демонстрирует всю свою неповторимость и уникальность. Однако отношение к труду как к ценности является вторичным в ряду мотивов, которыми руководствуется человек, и в этом отношении проявляется ценность самого человека. Основными направлениями становятся приучение человека к физическим и умственным усилиям и обучение навыкам разнообразной творческой, общественной или иных форм трудовой деятельности.

Ориентация содержания технологических социокультурных программ по рассмотренным стратегическим параметрам привлекательна тем, что их система позволяет более конкретизировано формировать личностные качества и ценностные отношения, вбирая в себя широкий спектр качеств между такими полярными величинами, как «индивидуализм» и «альтруизм», «жестокость» и «любовь», «пессимизм» и «оптимизм», «скупость» и «щедрость» и т.п.

1.2 Познавательная, культуротворческая и рекреационно-развлекательная деятельность

3)познавательная деятельность

а)обыденное познание

б)научное знание

Познание — это собиpание знаний, выяснение истины об устpойстве окpужающего нас миpа, людей и общества, способах действий. Познание пpоисходит во всех сфеpах человеческого бытия и общественного сознания (в тpуде, быту, политике и т.д.) и в pазличных фоpмах. Напpимеp, в научных — стаpаются выяснить объективную истину, законы миpоздания (в том числе и человеческого); в фоpмах искусства — выясняют, осмысливают и пытаются объяснить человеческую пpиpоду, человеческое воспpиятие миpа, в игpовых — моделиpуют миp и т.д.

Из вышесказанного ясно, что познание должно игpать большую pоль в pазвитии человека и человечества. На заpе человечества оно возникает как способ выживания и было сугубо пpагматичным: какие коpешки съедобны, а какими отpавишься, как мастеpить кpемневые наконечники для копья и стpел, на каких животных и как охотиться и т.п. Тут еще нет (и не может быть) теоpетического познания, слабо пpосматpиваются связи между явлениями и пpедметами, да и тем дается свеpхъестественное объяснение.

Поисковая, познавательная деятельность задана нам пpиpодой, и недаpом дети сначала осваивают миp пpедметно и пpостpанственно (ползая и хватая).

Но вот, входя в возpаст «почемучек», они начинают человеческое познание, т.е. познание сущности явлений и пpедметов и выявление связей между ними. Это тpебует уже pазвития способности логически мыслить, а осваивая миp сpедствами искусства, мы pазвиваем ассоциативно-обpазное мышление, т.е. способности вообpажать и чувствовать.

Таким обpазом, накопление даже небольшой суммы знаний воздействует на индивида. Но не любое познание имеет социокультуpное значение, pазвивает человеческие личностные качества. Тщательно пpоведенное дознание, что ваpится в гоpшке у соседа, вpяд ли поспособствует нpавственному, эстетическому или интеллектуальному pазвитию. Только знание уже созданных или откpытых культуpных ценностей, идеалов, смыслов, ноpм, способов действий и познание новых, пpичем не отpывочное, а пpиведенное в гаpмоничную pавновесную систему, а потому в наибольшей степени воздействующей на pазвитие человека, будет являться видом СКД.

Поскольку познание есть откpытие и накопление знаний по всех областях (тут оно пеpекликается с твоpчеством), то тем самым можно сказать, что и здесь создаются культуpные ценности. Поэтому мы относим познание к основным видам СКД.

4) Культуротворческая

Для современного общества остается актуальным процесс освоения культурных ценностей подростками. Создаются новые условия для функционирования социально-культурной среды, появляются новые требования к формам организации культурно — досуговой деятельности, а так же к целям и методам их реализации. От уровня развития теории социально-культурной деятельности напрямую зависит качество воспитательной работы в социально-культурной сфере и качество организации воспитания в сфере досуга.

Специфика современной культуро-творческой деятельности заключается в том, что в ее основании лежит всеобъемлющий кризис аксиологии инновационно-креативной культуры: кризис рациональных, индивидуальных и креативных ценностей, выразившийся в появлении примитивной массовой культуры и противостоящей ей излишне усложненной и зачастую бессмысленной элитарной культуры [7. С. 110-129], распаде и негации классических социальных институтов [19. С. 9194] и возникновении глобальных проблем человечества [16. С. 687-688; 17]. Как отмечает И. Бестужев-Лада: «Культура теряет свое рациональное, конструктивное, полезное для общества значение, превращается в антикультуру, иррациональную, деструктивную, подталкивающую человечество к развернувшейся перед ним пропасти» [2. С. 29]. Основной формой кризиса инновационно-креативной культуры является деструкция ценности творчества, который привел к распаду культуры на массовую и элитарную [9. С. 50-60]. Базовые аксиологические характеристики как традиционного, так и креативного культуро-творчества сохраняются, но на их фоне возникают массовая и элитарная культура, соответственно упрощая и усложняя ценностно-смысловые тезаурусы и культурные модели.

Массовая культура приходит на смену народной культуре, функционирующей вокруг традиций и через традиции. Массовая культура ориентируется не на индивидуальное уникальное творчество, а на процессы экстенсивного потребления, определенные модой и рыночными законами отношений между массовым спросом и соответствующим ему предложением. Это потребление определено средним массовым стандартом, рассчитанным на воздействие на как можно более широкие массы, и выступает одновременно и как возможность человека свободно удовлетворять свои потребности, выбирая из множества вариантов предложения, и как тотальное подчинение человека искусственно формируемым потребностям. Генеральным аксиологическим принципом массовой культуры является массовое стереотипное производства, и на основе его ценностных моделей формируются другие виды артефактов.

Современная массовая культура является специфически организованной индустрией культурного производства, артефакты которой циркулируют по каналам массовой коммуникации и предназначен-ны для потребления миллиоными людей. Массовая культура обладает амбивалентной природой, поскольку, с одной стороны, позволяет ознакомиться с шедеврами высокой культуры и получить доступ к высоким технологиям широким массам людей, а, с другой стороны, стандартизирует и примитивизирует восприятие этих масс с целью расширения возможностей потребления. И в первую очередь массовая культура активно воздействует на подсознательные пласты людской психики, стимулируя телесные и эгоистичные желания и инстинкты.

5) Рекреационно-развлекательная

Рекреационно-развлекательная социально — культурная деятельность включает в себя организацию рекреативной, игровой, развлекательной деятельности.

Различают несколько уровней рекреационно-развлекательной деятельности:

Первый уровень — «пассивная рекреация» — предполагает простое расслабление, снятие эмоционального напряжения.

Второй уровень — «активный» — направлен на затрату физических и интеллектуальных сил, волевых усилий, обеспечение быстрой эмоциональной и физической разрядки. Данный уровень включает разнообразные развлекательные мероприятия — игры, танцы, праздники и т.д.

Третий уровень рекреации связан со значительной активизацией духовных интересов, предпочтений и возможностей человека. этот уровень побуждает человека к расширению духовного мира и овладению культурными потребностями.

Четвертый уровень рекреации ориентирован на производство определенного вида культурных ценностей, развитие творческого начала. Именно этот уровень позволяет человеку совершенствовать различные стороны личности человека и удовлетворять многообразные запросы и интересы человека в сфере свободного времени.

Так, игpа — это особый способ моделиpования миpа, где мы создаем условную модель pеальности, действующую по пpидуманным нами пpавилам. Эти пpавила могут повтоpять pеальную действительность, а могут в коpне отличаться от нее. Ценность игpы в том, что она позволяет за коpоткий сpок пpожить и пpимеpить на себя множество ситуаций, социальных pолей, что в ней можно веpнуться назад, пеpеигpать и найти веpное pешение. Не неся никакой ответственности, кpоме как за соблюдение пpавил, игpок возвышается над действительностью, здесь он может сфоpмиpовать и pазвить те качества, котоpые оказались у него невостpебованными в pеальной действительности.

Разумеется, игpы бывают pазные и обpащены к pазным качествам индивида. Но если говоpить в общем, то видно, что здесь задействован и pазвивается весь человек: и вообpажение (недаpом же говоpят, что игpа — это твоpчество, а твоpчество — игpа), и эмоции, и pазум, и физические качества. Дети в игpе, в сказке осваивают ноpмы человеческого общения, т.е. нpавственные ноpмы и идеалы, и упpажняются в них. Для взpослых игpа имеет скоpее компенсиpующий хаpактеp, помогает дополнительно pеализовать себя.

Игpа сама выступает как культуpная ценность, и недаpом удлинение детства, возможности беззаботно игpать pассматpивается человечеством как огpомное завоевание.

Мы pазобpали основные виды СКД, хаpактеpные для всех ее сфеp и областей. Но помимо основных, в каждой сфеpе и области есть свои, специфические виды СКД, большей частью обpазованные из основных.

Глава 2. Анализ различных видов социально-культурной деятельности в учереждениях культуры

2.1 Анализ культуротворческого вида социально-культурной деятельности в Московском доме культуры

Культурно-развлекательная деятельность учреждений культуры является дним из основных направлений. Однако на практике это направление деятельности учреждений культуры носит противоречивый характер. С одной стороны, организация отдыха и развлечений в учреждениях культуры — дело популярное, а с другой — уровень этой деятельности чрезвычайно низок.

Проведем анлиз культуротворческого вида социально-культурной деятельности на примере ДК «Салют» .

Дворец культуры «Салют» был основан в 1966 году и сегодня является крупным центром культуры Северо-Западного административного округа горо- да Москвы. ДК «Салют», несомненно, хорошо знаком нескольким поколениям жителей округа еще с тех времен, когда он принадлежал Тушинскому маши- ностроительному заводу. В 1990-е годы ДК на некоторое время почти пре- кратил свою работу, а в 2001 году решением Правительства Москвы было создано Государственное учреждение культуры «Дворец культуры “Салют”», директором которого стала Ирина Алексеевна Медведева.

На сегодняшний день ДК «Салют» является крупнейшим многофункциональным культурным центром. За последний год в коллектив пришли молодые специалисты, которые имеют высшее проффесиональное образование и большие планы на перспективу.

По сравнению с другими формами общения с искусством ,человек, включившийся в художественно-творческий процесс, всегда занимает наиболее активную позицию. Основное содержание художественно-творческого акта — конкретно — образное воплощение эстетитической цели. Материалом, из которого строится новый образ, является запас жизненных и художественных впечатлений, приоберетенных любителями в результате непосредственного восприятия действительности, знакомства с искусством , контактов с другими людьми. В ходе культуротворческой деятельности происходит актуализация всех психических сил личности. Благодаря памяти осуществляется сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Мышление дает возможность производить необходимые аналитическо — синтетические операции: сравнение, общение, конкретизация, анализ, синтез и т.д. Воображение помогает преобразовывать предшествующий опыт и создавать на основе этого преобразования принципиально новые художественные структуры. Выжным условием и фактором творческого процесса являются волевые усилия человека, без которых не может быть ни сознательной постановки цели, ни выбора средств ее достижения, ни сосредоточения на решении поставленной задачи. развлекательный творчество социальный

В ДК «Салют» отлично развита художественная самодеятельность. Очень сильные хореографические коллективы, которые выделили в Дом танца. В ан- самбле «Юность», который хорошо известен публике, занимаются русскими народными танцами. Классический балет представлен Театром танца «Мари- на». Восточными и цыганскими танцами занимаются в ансамбле «Амрита», а любители бальных спортивных танцев посещают спортивно-танцевальный клуб «Дуэт». На базе самодеятельности вырос Центр русской народной песни. В него входят ансамбль русской песни «Весняночка», детская студия «Таночек» и фольклорно-эстрадная мастерская «Суббота». Кроме того, работает Центр творческого развития, в котором немало интересных клубных формирований для детей и подростков, среди которых — обучение игре на гитаре, музыкально — театральная студия, а так — же развивающие кружки для дошкольников. Много внимания уделено проведению фестивалей и конкурсов для различных возрастных категорий — детей, молодежи, ветеранов, причем на достаточно высоком уровне. ДК тесно взаимодействуем с органами исполнительной власти и местного самоуправления в части проведения социально значимых мероприятий для жителей округа. Например, совместно с префектурой проводятся окружные праздничные концерты, посвященные историческим и государственным праздникам, ежегодно подводятся итоги конкурса общественного признания «Достояние».

2.2 Анализ рекреационно — развлекательного вида социально-культурной деятельности в Алтайском государственном Доме народного творчества

Проведем анализ рекреационно — развлекательного вида социально — культурной деятельности на примере кружка «Эрудит» в Центре народного творчества и досуга г. Барнаула.

Воспитание и обучение младших школьников в кружке «Эрудит» развивает у младших школьников в процессе учебной и игровой деятельности познавательные способности и развивает процессы: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение; формирует способы умственной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать обобщения.

Мы пришли к выводу: если организовать систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка через знакомство с окружающим миром; соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности, то развитие познавательных процессов детей в младшем школьном эффективно.

Задача кружка «Эрудит» не только в том, чтобы передать ребенку определенное количество информации, а, главное, научить его самостоятельно добывать знания.

Игра — эффективное средство развития познавательных способностей детей в младшем школьном возрасте. Для плодотворной работы нами было сделано следующее:

– организовали систематический процесс игровой деятельности, включаясь в который каждый ребенок интеллектуально развивался,

– ввели в учебный процесс ознакомление с окружающим миром, максимально использовали для этого игру и элементы игры;

– организовали работу одновозрастного коллектива. Это позволило соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности.

В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей личности, для расширения кругозора.

В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.

Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием.

В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, смекалку и др.

В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей, для расширения кругозора.

Содержание программы помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры.

В своей совокупности разделы данной программы должны способствовать развитию у детей внимания, мышления, памяти, творческого воображения, речи, восприятия, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, умению работать с книгой, доводить начатую работу до конца.

Эта познавательная программа рассчитана на четыре месяца. Занятия проводятся два раза в неделю, по два часа в день. Итого — 64 часа учебного времени.

Набор детей в группу свободный. В группе 12 — 15 человек.

Для реализации программы необходимы экскурсии на природу, посещение музея, библиотеки.

Таблица 1

Примерное распределение учебного времени по темам

N

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

итого

1.

2.

3

Вводное

Книга — источник знаний

Развитие познавательных способностей через изучение окружающего мира, природы и истории родного края с помощью игры

Внимание

Память

Мышление

Речь

Восприятие

Воображение

Итоговое игровое мероприятие

ИТОГО

2

2

24

4

4

4

4

4

4

28

4

18

4

2

2

2

2

4

2

22

2

12

2

2

2

2

2

2

14

2

8

54

10

8

8

8

8

10

2

64

Приведем пример еще одного вида рекреационно — развлекательного виды социально — культурной деятельности в Алтайском государственном Доме народного творчества — клуб.

Клуб игровых технологий «Смайлики». Это очень символично, так как ребята здесь с улыбкой овладевают навыками организации мероприятий, учатся быть весёлыми и общительными. А то количество игр и розыгрышей, которым они вскоре овладеют, не поместится ни в один чемодан аниматора. Дополнительно ребята осваивают азы профессий: ведущие детских развлекательных программ..

Занимаются разработкой сценариев праздничных мероприятий, изготовлением реквизита, подбором аудио — и видеоматериалов для игровых программ, работой с аквагримом.

Воспитанники клуба участвуют во всех массовых мероприятиях Дома творчества: новогодние праздники, народные гуляния, игровые программы, дискотеки и др. Свои умения и навыки, полученные на занятиях, дети используют на практике в школах, по месту учебы, выступая в роли организаторов досуговых программ. Многие выпускники коллектива свою трудовую деятельность начали с профессии культорганизатор.

Выводы. В настоящее время общество нуждается в такой организации деятельности детей, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Эту задачу могут выполнить такие учреждения как Алтайский государственный Дом народного творчества г. Барнаула.

Игровая деятельность дает нужный эффект при соблюдении следующих условий:

– во-первых, игры должны носить гуманный характер, преследовать благородную воспитательную и познавательную цель;

– во-вторых, при организации игры необходимо учитывать возрастные, психолого-педагогические особенности различных групп детей и подростков;

– в-третьих, воспитательное и образовательное воздействие игр зависит от самой организации и методики проведения, которая, в свою очередь, зависит от педагогического мастерства педагога.

Сейчас чаще всего используются два основных направления в организации игровой деятельности: клубные игры, в первую очередь КВН, а также организация активного игрового отдыха подростков и молодежи во время летних каникул, в том числе организация туристического отдыха учащейся молодежи.

Можно сделать вывод о возрастающей роли рекреационно — развлекательного вида социально — культурной деятельности в социализации подростков и молодежи, о повышении возрастного порога этой деятельности и востребованности у всех возрастных групп. Специфика рекреационно — развлекательного вида социально — культурной деятельности такова:

1. его соответствие устремлениям и социально-психологическим особенностям молодежи;

2. Стремление к социализации среди ровесников в группе, команде, в коллективе;

3. Высокие творческие возможности

Приведем пример методик, которые используются в Доме творчества

«Фантазия»

«Планета творчества»

Занятия декоративно-прикладной деятельностью по программе «Фантазия».Воспитанниками было изготовлено более 400 поделок, сувениров на подарки близким, выставки, украшения на ёлку.

Некоторые из детей впервые взяли в руки иголку, завязали свой первый узелок, научились работать ножницами, применять для изготовления работ декоративно прикладного направления различные материалы.

Мероприятия и занятия по программе «Духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних».

Много нового и познавтельного для себя открыли дети в русской традиционной культуре, познакомились с обрядами, праздниками.

В течении года воспитанники участвовали в различных социальных акциях: «новый год», праздничные концерты посвященные, «Дню Защитника Отечества», 8 Марта, и т.д., Конкурсная программа « Защитники отечества», посвященный 23 февраля.

Участие в театральных представлениях:

Театрализованное представление по пьесе «Ханума».

Творческие мастерские — неотъемлемая часть технологий. Именно здесь вырабатываются или укрепляются волевые усилия, направленные на осмысленный ручной труд, где у каждого появляется возможность увидеть законченный результат своих усилий в продукте, имеющем не только материальную, но и эстетическую ценность.

Заключение

В ходе исследования были решены следующие задачи:

1. Рассмотреть коммуникативную и ценностно-ориентационную деятельность.

Таким образом, коммуникативная деятельность позволяет передавать, сохранять, осваивать культурные ценности, а ценностно — ориентационная деятельность позволяет приобретать, закреплять, или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

2. Рассмотреть познавательную, культуротворческую и рекреационно — развлекательную деятельность.

Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в процессе обучения и участия в творческой деятельности. Культуротворческая деятельность, это деятельность направленная на развитие культуры и художественной самодеятельности. Рекреационно — развлекательная деятельность помогающая приспособиться к реальности в виде игры, сама вступающая в качестве культурной ценности.

3.Проанализировать культуротворческую деятельность в Московких домах культуры.

Рассмотрев ДК «Салют» мы пришли к выводу что, единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает от других типов учреждений культуры.

Организация отдыха и развлечений в учреждениях культуры представляет собой вид деятельности специалистов, от которых требуется высокий уровень профессионального мастерства и уровень культуры аудитории. Организуя отдых и развлечения, специалисты могут вовлечь людей в действие самой жизни на основе их инициативы, активности, вызвать сильные, разнообразные эмоции.

4. Проанализировать один из видов социально — культурной деятельности в Алтайскомгосударственном Доме народного творчества г. Барнаула

Мы проанализировали рекреационно — развлекательный социально — культурной деятельности.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать умственные способности, осваивать ряд новых навыков.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

— развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

— коммуникативную: освоение диалектики общения;

— самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

— игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм человеческого общежития.

Игровая форма культурно — досуговой деятельности создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Список литературы

1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность : Теория и практика организации: Учебное пособие / Г. А. Аванесова. — М.; М.; М.; М. : Аспект-Пресс, 2006. — 236 с

2. Воеводин, А.П. Эстетическая антропология. / А.П. Воеводин — Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2010. — 211 с.

3. Гагин, В. Н. Культура России: особенности становления и развития: учебное пособие по курсу «Художественная культура России» / В. Н. Гагин. — 2-е изд. — Москва : [б. и.], 1997. — 121 с.

4. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев, Л.Г. Гусляков, В.А. Ельчанинов. — М. : Владос, 2004. — 156 с.

5. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. / А.Д. Жарков — М.: МГУК, 1998. — 182 с.

6. Ильин, А.Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры).

/ А.Н. Ильин — Омск: «Амфора», 2010. — 211 с.

7. Кавтарадзе, Д.Н. Учеб. пособие для учителей./ Д.Н. Кавтарадзе. — М.: Изд-во Моск.псих.-соц.ин-та, 1998.- 211 с.

8. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. — М. : Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995. — 234 с.

9. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса. / Т. Киселева. — М.: МГУКИ, 2001. — 182 с.

10. Колотова, Е.В. Рекреационное ресурсоведе-ние. / Е.В. Колотова — М., 2008. — 182 с.

11. Крутецкий, В.А. Психология. / В.А. Крутецкий. — М., Просвещение. 1986. — 211 с.

12. Максютин, Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие. / Н.Ф. Максютин. — Казань, 1999. — 182 с.

13. Медведенко, В В Партнерство в системе организации праздников и куль-турно-досуговых программ / В В Медведенко // Партнерство кафедр вузов искусств и культуры научно-методические и организационно-управленческие аспекты науч -метод материалы конф АГИИК — Барнаул Изд-во АГИИК, 2003 -С 29-31.

14. Осборн, Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. / Р. Осборн — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. — 211 с.

15. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность [Текст] : (Теорет. основы): [Учеб. пособие по специальности 053100 «Соц.-культур. деятельность»] / Первушина О.В. ; Алт. гос. ин-т искусств и культуры. — Барнаул : Изд-во АГИИК, 2002. — 96 с.

16. Ростошинский, Е.Н. Культурология и глобальные проблемы современности / Е.Н. Ростошинский // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — 211 с.

17. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие/Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова.- 2-е изд, испр. и доп.- М.: МГУКИ, 2010.- 307 с.

18. Туев, В. В. Технология организации инициативного клуба Москва / В.В. Туев — Кемерово 1999. — 211 с.

19. Фукуяма, Ф. Великий разрыв. / Ф. Фукуяма — М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. — 211 с.

20. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация : учеб. пособие /Н. Н. Ярошенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МГУКИ, 2005. — 253 с.

Размещено на