1. Теоретические основы социо-культурной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

… 2

1. Теоретические основы социо-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

… 3

2. Формы социо-культурной работы с людьми пожилого возраста

… 5

3. Особенности досуговой деятельности с

людьми пожилого возраста

… 9

4. Опыт социально-культурной работы с людьми пожилого возраста в г. Пскове

… 12

Заключение

… 14

Список литературы

… 15

Введение

Проблема старения представляет собой новый социальный феномен 21 века. Старость становится длительным и значимым этапом индивидуального развития, индикатором направлений изменения социальных процессов макроструктурного уровня, концептуализирует основы социальной политики.

Изменение социального статуса человека в старости, вызвано, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентаций, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социо-культурной деятельности с пожилыми людьми. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет – к старому, а 90 лет и старше – это долгожители.

Важность повседневного внимания к решению социокультурных проблем этой категории граждан возрастает в связи с тем, что в настоящее время пожилые люди стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых людей практически одни и теже.

Смысл социо-культурной работы – социальная реабилитация, действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми, превращении пожилого человека из объекта (клиента) в субъекта.

с людьми пожилого возраста

Практическая жизнь общества свидетельствует, что без определенной объединительной идеи, высоких духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным преобразованиям, осуществлению глубоких демократических, экономических и политических реформ. Необходимо активно формировать общественную идеологию, для того чтобы выйти на качественно новый уровень теоретической и практической деятельности, создать атмосферу порядочности, доброты, справедливости, великодушия, человечности и веры. Ведь демократия — это прежде всего уважительная форма отношений людей, процесс создания благоприятного морально-психологического климата в стране с целью строительства и процветания общества.

Духовно-нравственное самосохранение общества достигается посредством двух взаимосвязанных процессов: постоянная забота о сохранении и рационализации использования духовного наследия и неустанный поиск возможностей обновления, творческого осмысления более эффективных форм культуры.

Социальная культура – составной элемент общей культуры, всей духовной жизни общества, социального знания каждого субъекта. Она воплощает в себе социальную память и мудрость предшествующих поколений, является мощной защитной силой всего социума. Это особая социальная система, в рамках которой осуществляется деятельность индивидов и групп, реализующих свои потребности с учетом социо-культурных норм и технологий.

Социальная работа – важнейший феномен цивилизованного общества, роль и значение которого возрастают в связи с демографическими изменениями и увеличением числа престарелых, развитием рынка и ростом уровня безработицы, миграционными процессами и т.д. Сегодня наша страна находится в новой экономической обстановке, в новых социальных условиях, придающих социальной работе актуальность, жизненную необходимость. Проблемы социальной защиты человека стали приоритетными как в государственном масштабе, так и в масштабе области, района, города, отдельного предприятия или учреждения.

2. Формы социо-культурной работы с людьми пожилого возраста

В соответствии с федеральным законодательством определены следующие формы социального обслуживания пенсионеров: на дому, включая социально-медицинское; полустационарное в отделениях дневного (срочного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других, независимо от их наименования); срочное в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке; социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Главным направлением в работе с пожилыми людьми является адресная социальная помощь, которая оказывается для преодоления или смягчения жизненных трудностей. Основные виды и формы адресно-социальной помощи:

1) денежная помощь (пособия, помощь в оплате жилья и коммунальных услуг, дотации на оплату питания и лечение, льготные ссуды и кредиты;

2) натуральное обеспечение (продукты питания, обувь, одежду); осуществление ремонта квартир, автотранспорта, выделение лекарственных препаратов, обеспечение бесплатного питания и т.д.;

3) гуманитарная помощь;

4) услуги и льготы, организация надомного социального обслуживания, устройство в стационарные учреждения, магазины для пожилых людей по социально низким ценам, специальные аптеки, медико-социальной обслуживание и т.д.;

5) правовая, психологическая, информационная и другая консультативная помощь.

Особое место в социальной работе занимает организация помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Служба помощи, ее работники, систематически навещая одиноких, чаще всего малоподвижных людей, в какой-то мере избавляют их от вынужденного одиночества. Не менее важно, что социальные работники предлагают подопечным широкий набор услуг. Согласно Положению о центре социального обслуживания, к ним относятся: доставка на дом продуктов питания из магазинов, с рынка горячих обедов из столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитарной помощи; оформление различных коммунальных и других платежей, сдача вещей в ремонт. По поручению подопечного социальный работник свяжется с нотариусом, вызовет врача, получит заказанную ортопедическую обувь, поможет написать письмо родственникам, оформит необходимые документы (в том числе и для помещения в дом-интернат), пригласит мастеров по ремонту квартиры или какой-нибудь аппаратуры (телевизор, стиральная машина и т. п.).

Некоторые территориальные центры расширяют рамки и этого довольно широкого перечня услуг. Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, отдельные виды услуг, не связанные с потребностями первой необходимости, оплачиваются пенсионером, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу. Размер платы составляет 25% от суммы надбавки. Средства, поступающие на обслуживание, зачисляются на счета центров и направляются на их развитие. Они являются значительным подспорьем в связи с острейшим дефицитом денежных средств в местных бюджетах. За счет этих поступлений приобретается спецодежда, обувь для социальных работников, в сельских районах — велосипеды. Часть средств направляется на премирование работников.

После создания служб социальной помощи на дому резко сократились очереди для поступления в дома-интернаты среди людей, лишенных возможности самообслуживания, нуждающихся в помощи и уходе. Теперь эти люди могут проживать у себя дома, в привычных условиях, с прежним стилем жизни.

Для малоимущих организуется бесплатное и льготное питание в частных и государственных предприятиях. Встречи пенсионеров во время обедов напоминают своеобразные клубы, частично разрешают проблему дефицита общения.

Для пенсионеров, которые временно не могут обслуживать себя сами и нуждаются в медицинском присмотре, в районных и сельских больницах открываются социальные палаты, некоторые из них перерастают в геронтологические. В них пенсионеры проводят по несколько месяцев, а подлечившись — возвращаются домой.

Во многих центрах социального обслуживания созданы стационарные отделения. Формы работы стационара близки к деятельности домов-интернатов, но пребывание здесь временное (от одной недели до трех месяцев).

Такая форма обслуживания особенно притягательна для пожилых людей, которые временно утратили способность к самообслуживанию, но не хотят покинуть уютный дом. Пребывание в этих отделениях не грозит психологическим дискомфортом, довольно часто возникающим при помещении пожилого человека в дом-интернат.

Другая форма работы — отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество. В таких отделениях сотрудники стараются создать подобие домашней обстановки, гостеприимной гостиной, в которой приятно общаться со старыми знакомыми, заводить новых. Здесь же можно ощутить свою полезность. Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения, в итоге и старость и одиночество уже не выглядят столь грустными, как прежде. В штате отделения, как правило, имеется медсестра, которая навещает заболевших, вызывает врача, выполняет его назначения. Социологические исследования пациентов дневного отделения выявили, что 74% из них привлекает желание общаться, совместно проводить время, участвовать в праздничных мероприятиях, 26% — получить бесплатный обед, 29% — возможность избавить себя от процесса приготовления пищи.

Центры организуют работу с пенсионерами по месту жительства, создавая различные клубы по интересам.

Дома-интернаты. Результаты социологического исследования, показали, что абсолютное большинство опрошенных пенсионеров (92%) отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дома-интернаты, даже те из них, кто живет в коммунальных квартирах.

Причины, заставляющие стариков переезжать в такие учреждения, можно расклассифицировать по трем группам: социальные (отсутствие жилья или угроза его утратить, мизерная пенсия, отсутствие социальных и медицинских учреждений вблизи места проживания); медико-социальные (необходимость постоянного медицинского ухода и наблюдения, психиатрической коррекции); психологические (семейные конфликты, грубое отношение окружающих, одиночество).

Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.

Уважение и цивилизация — понятия одного порядка. Уважение к старым людям выражается теми материальными условиями жизни, которые общество может им предоставить — размером пенсий, качеством жилья, уровнем здравоохранения, комфортностью услуг. Но не менее важна духовная сторона жизни — включенность пожилого человека в социум. Материальное обеспечение вне социального общения ведет к деградации личности, к сокращению срока жизни.

3. Особенности досуговой деятельности с людьми пожилого возраста

В процессе нормальной жизнедеятельности человек занят разнообразными повседневными делами: профессиональной деятельностью, образованием, домашними делами, общением с людьми, сном, отдыхом, досугом.

Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности.

Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:

— спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);

— художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

— поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);

— забота о животных;

— хобби (разнообразная деятельность по интересам);

— посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

— игры (настольные игры, компьютерные игры)

— развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

— общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей «третьего возраста», особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих людей «третьего возраста» невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Организация досуга является одним из важных элементов реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми. В последнее время разрабатываются новые технологии социокультурной реабилитации, способствующие социальной адаптации слабо защищенных групп населения. Проблема интегрирования людей «третьего возраста» в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.

Проблемы, которые могут возникнуть при организации досуга и отдыха у лиц старшего возраста, носят следующий характер.

Ограничение рамок досуга из-за финансовых, транспортных и других проблем, а не вследствие сниженных возможностей.

Степень доступности общественного досуга и отдыха для лиц пожилого возраста.

Возрастные ограничения в возможности развивать навыки и способности, необходимые для проведения досуга и отдыха, а также в возможности развивать эти качества с учетом адаптации к новым жизненным условиям после выхода на пенсию.

Существенное значение имеет психологическая мотивация пожилого человека для участия в проведении досуга. Его желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать. Мотивация деятельности пожилых (их интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения тем или иным видом досуга, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества.

В практике разнообразной по формам и видам социокультурной деятельности индивидуальные интересы отличаются различными проявлениями, каждое из которых может характеризоваться определенным показателем реабилитирующего воздействия на личность пожилого человека.

Существуют различные реабилитационные виды досуга.

1) Библиотерапия

2) Изотерапия

3) Музыкотерапия

4) Игровая терапия

5) Глинотерапия

7) Спорт, активный отдых и туризм

4. Опыт социально-культурной работы с людьми пожилого возраста в г. Пскове

В России почти в каждом отделении Центра социального обслуживания социальными работниками ведется работа по организации досуга своих подопечных. Примером тому служит опыт организации быта и отдыха пожилых людей в Отделении социальной помощи г. Пскова.

Подопечным этого отделения очень нравится, когда для них организуются какие-либо культурно-массовые мероприятия, в том числе посещение музеев, различных концертов, а также проведение праздников. Особенно волнуют их личные праздники — дни рождения, юбилеи. Не всегда и не у всех рядом есть дети, близкие родственники. И в этот момент их могут «заменить» социальные работники. Всегда придут, всегда поздравят, да еще как — подарки, поздравления и мини-концерт в придачу.

Систематическое проведение в Отделении различных праздников, встреч, вечеров досуга способствует удовлетворению и развитию потребностей пожилого человека в социальном общении, информации об окружающей действительности. Голос одиночества услышан, так считают пожилые люди, которым работники Центра оказывают постоянную помощь.

Проводятся беседы на разнообразные темы, которые затем активно обсуждаются и разбираются. Больше всего подопечных привлекают музыкально-развлекательные и познавательные программы: «Угадай мелодию», «Поле чудес», «А ну-ка, бабушки!», где подопечные могут продемонстрировать свои таланты и мастерство. Проходят и поэтические вечера, различные встречи.

Ведется активная совместная работа с городской библиотекой, которые также приглашают подопечных всего Центра на различные мероприятия: совместные концертные программы, театрализованные представления, конкурсы и просто беседы.

В Отделение дневного пребывания пять раз в неделю приходят пенсионеры, здесь организовано питание, медицинский осмотр и досуг. Каждый день насыщен интересными мероприятиями. Такими, как лекции, беседы, обзоры газет, просмотры старых фильмов, занятия пением, поездки с концертами и т.д. Ведется работа по преемственности поколений: в гости приходят дети из школ, из детских садов, дети-инвалиды, а пожилые люди выезжают со своей незамысловатой программой к ним.

В отделении дневного пребывания проходят встречи-чествования ветеранов войны города, вдов погибших во время Великой Отечественной войны.

Под руководством инструктора по трудотерапии разрабатывается приусадебный участок, выращивается зелень на окнах, шьются мягкие игрушки, делают поделки из солёного теста, подопечные традиционно участвуют в городской ярмарке-распродаже. Можно выделить и занятия клубов по интересам, танцы живота, народные танцы, а также обслуживаемые принимают с огромным удовольствием участие в художественной самодеятельности.

Формы работы Центра социального обслуживания близки к деятельности домов-интернатов, но пребывание здесь временное (от одной недели до трех месяцев).

Такая форма обслуживания особенно притягательна для пожилых людей, которые временно утратили способность к самообслуживанию, но не хотят покинуть уютный дом. Пребывание в этих отделениях не грозит психологическим дискомфортом, довольно часто возникающим при помещении пожилого человека в дом-интернат.

Заключение

В России накоплен определенный опыт в социо-культурной деятельности с пожилыми людьми, разрабатывается правовая база по реализации и удовлетворения потребностей в социальном, медицинском обслуживании этой категории населения. В настоящее время в России благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в частности установление налоговых льгот.

Защита прав и свобод граждан преклонного возраста, является одной из острых социальных проблем современности. Одна из важных функций социального государства — обеспечить людям старшего поколения реальную возможность пользоваться правами и свободами, которые принадлежат всем гражданам. Для осуществления своих функций в этой области государство создало целую систему социальной защиты населения, которая включает в себя выплату пенсий, пособий, компенсаций, оказание медицинских и других социальных услуг, руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение.

В Центрах социального обслуживания населения функционируют структурные подразделения в соответствии с потребностями социального обслуживания пожилых людей, накоплен положительный опыт работы социальных работников по организации социо-культурной деятельности с людьми пожилого возраста.

Список литературы

  1. Исторический опыт социальной работы в России / Под ред. А.В. Бади. – М: 1994. – 117 с.
  2. Социальная работа: теория и практика, /Под ред. Холостовой Е.И. и Сорвина А.С. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427с.
  3. Жизненное пространство человека и общества. / Под ред. Устьянцева В.Б. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1996.
  4. Организация работы органов социальной защиты населения // учебное пособие
  5. Панов А.М. Социальная работа в России: состояние и перспективы. // Социальная работа. – М: 1992. – Вып. 6.

Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств.

Заочное отделение.

Кафедра «Социально-культурная деятельность»

Контрольная работа по дисциплине: «Ведущие сферы скд»

На тему: «Социо-культурная деятельность с людьми пожилого возраста»

Выполнена: студенткой

5 курса Маяковской И.Г.

Преподаватель:

доц.Т.В. Рябова

Псков

2013