Предпосылки появления сознания:

Предпосылки появления сознания:

  1. Высказывания о явления нервной высшей деятельности не укладывается в понятие условного рефлекса. Тогда Павлов решил, что эта деятельность является образованием знания и улавливания нормальной связи вещей.
  2. Есть начало образования знания улавливания постоянной связи между вещами – это все лежит в основе законов причинности.
  3. Существует скачок от физиологической формы отражения к психической, что определяется появлением нового в развитии материи системного качества – субъективности, отраженного в форме, представляющей собой намек на переживание боли человеком и являющейся отражением нужды индивида избавиться от жизненно неблагоприятных влияний (кора головного мозга).
  4. Появление второй сигнальной системы и соответственный переход к ней от первой.
  5. Каузальный рефлекс – непосредственное отражение связей между явлениями действительности.

Условия возникновения сознания:

Возникновение сознания является новым этапом развития психики. Сознание – это высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку, это высшая форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Развитие сознания обусловлено социальными условиями. Сознание человека всегда носит активный и узко направленный характер. Несмотря на то, что сознание является высшей формой психического отражения, область психического мира является осознанной. Это те явления приемы и свойства, состояния, которые возникают, но человеком не осознанны. Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно-трудовой деятельности. В развитии трудовой деятельности, которая изменяла отношение человека к окружающей среде, заключается основной факт, из которого происходят все отличия человека от животных и все специфические особенности человеческой психики. Таким образом, условия возникновения сознания это толчок сознательного явления труд или совместной деятельности людей. Совместная деятельность -–это организационная система активности взаимодействующих индивидов, которые имеют единую цель разделения процесса совместной деятельности, и в соответствии с характером цели, условий ее достижения, средств и уровнем квалификации исполнителей.

4 стр., 1985 слов

4-Определение психики. Понятие психического отражения

... Человеческое сознание образует единство высших психических функций. Структура психики человека.  Психика многообразна и сложна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы - динамическое отражение ...

Орудийная деятельность, в ходе которой появлялось орудие, предпосылкой появления которой являются орудия действий животных с предметами, когда имеет место воздействием одного орудия на другое. Сюда же относится изготовление и сохранение орудий труда.

Постепенно стала появляться речь, которая развивается из процессов труда. Язык – это знаковая символическая система, которая служит средством передачи информации. Язык – это носитель общественного сознания и способ аккумулирования знаний. Речь – это форма существования языка, это одна из высших психических функций, наряду с мышлением, сознанием и памятью. Первые слова – это слова указатели на предмет или действие, затем значение слова начинает выражать функцию обобщения, то есть обозначать совокупность предметов, действий, явлений, параллельно с этой функцией присоединяется организационная функция, то есть слово обозначает понятие, в котором зафиксированы существенные признаки, то есть слово организует познания, основным образующим сознания являются языковые значения и смысл.

Вопрос 2

Структура сознания по А. Н. Леонтьеву, К.К. Платонову:

Леонтьев А.Н.

Картина мира, в которой человек может дать себе отчет, которая является ему, включает в качестве своего неизбежного момента чувственные впечатления, чувственные образы – все это составляет чувственная ткань. Чувственная ткань – необходимая, но не решающая образующая сознания. Это видно из того, что чувственная ткань, может серьезно меняться, не затрагивая главного — картины мира. При резких изменениях чувственной ткани сознание человека не претерпевает каких-либо существенных изменений. Чувственный состав сознания выполняет одну важную функцию отображения реальной картины мира, которую ничем нельзя заменить. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Эта функция чувственной ткани заключается в непосредственной связи сознания с реальностью.

Стоит отметить, что единицей человеческого сознания является значение. В данном случае значение есть значение слова. Причем само слово, в котором существует значение, лишь относительно, условно связано со значением. Следовательно, значения условно связаны со своим носителем, со словом.

Движение значений обнаруживает себя, прежде всего как движение объективно-историческое. И объективность значений не создается отдельным человеком. Можно сказать, Что сами по себе значения лишены чувственности, их функционирование в осуществлении его реальных жизненных связей необходимо предполагает их отнесенность к чувственным воздействиям. Таким образом, существует движение, соединяющее абстрактное с чувственным миром, в котором каждый существует, отражает в наличных формах, наличными возможностями. Также действие со всеми своими способами, порождающее сознательное отображение действительности в языковой форме, разворачивается только в том случае, если в нем есть нечто движущее.

Тот предмет, который движет, направляет на себя деятельность, и есть мотив деятельности. Он может быть как вещественным, так и идеальным, т. е. как данным в восприятии, так и существующим только в воображении.

Третьей образующей сознания является личностный смысл. Это объективное значение для субъекта, которое включается в отношение к мотиву. Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами.

4 стр., 1607 слов

Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...

... лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и ... воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности   25.Личностная характеристика, ...

Что касается внутренних переживаний, возникающих на поверхности системы сознания в виде переживаний интереса или скуки, влечений или угрызений совести, то они лишь кажутся внутренними силами, которые движут деятельность субъекта. Эти внутренние переживания сигнализируют о личностном смысле событий, разыгрывающихся в жизни субъекта, заставляют его как бы приостановить на мгновение поток своей активности, всмотреться в сложившиеся у него жизненные ценности, чтобы найти себя в них или пересмотреть.

Платонов К. К.

Сознание является высшей формой психического отражения действительности, свойственной только человеку: формой сознательного отражения мира. Сознание есть частный случай психики, ее высшая форма, и не все в психике человека является сознательным.

Сознание составляют кратковременные психические процессы. Первая категория – это ощущения, восприятия, память, мышление, которые определяются относительной кратковременностью их протекания. Ни один психический процесс не может, оставаясь сам собой, протекать более или менее долго. Вторая категория – психические состояния: бодрость усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение. Они определяются значительно более длительным их протеканием. Третья категория – психические свойства личности. Они наиболее стойки, хотя и не неизменны. Изменяются они в результате биологического развития человека от детства до старости. Могут изменяться в результате болезни, но наиболее всего изменяются под влиянием социальных условий, и, прежде всего, воспитания и самовоспитания.

Эти три категории психических явлений в их конкретном взаимодействии составляют содержание индивидуального сознания. Динамика их смены – это поток сознания, а соотношение различных психических явлений в определенный период является структурой сознания.

В сознании, взятом за целое, можно выделить четыре подструктуры. Первая подструктура – атрибуты сознания, вне которых оно не существует. Это переживание, познание и отношение. В эмоциях и чувствах более проявляются переживания и отношения; в ощущениях, восприятии и в мышлении – познание; в воле – отношения, как обратная связь с миром. Вторая подструктура – свойства, определяемые динамикой и уровнями стойкости потока сознания: от кратковременных психических процессов через состояния и до стойких свойств личности. Третья подструктура – субъективный компонент форм психического отражения как функция сознания: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли, одновременно являющихся и формами психического отражения у человека, активируемыми потребностями, организуемыми и управляемыми вниманием и являющимися в своей совокупности психикой человека. Четвертая подструктура – свойства, определяемые уровнем ясности сознания от полной потери сознания во время обморока или под наркозом через различные психические, но неосознанные явления, патологические изменения и явления спутанного сознания до явлений ясного сознания, высшими формами которого являются творческое вдохновение и озарение.

24 стр., 11798 слов

Семинары №3. Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине

... давно, что впечатление от них уже исчезло из сознания испытуемого. Используя термины других исследователей (в частности, Г.Т.Фехнера), В.Вундт ... Дж.Локк) не имеют значения для эмпирического изучения психических процессов. Главным (а может быть, даже единственным) методом их ... как стали говорить впоследствии. При этом любой психический процесс считался в интроспективной психологии осознанным (Дж.Локк не ...

Вопрос 3

Осознаваемые и неосознаваемые психические процессы:

Осознаваемые процессы.

Движение сознания и непрерывное изменение его содержания и состояния есть поток сознания. Его невозможно остановить, ни одно минувшее состояние в сознании не повторяется. Тождественным может быть только объект внимания, а не впечатление о нем. Внимание удерживается на объекте только в том случае, если в нем открываются все новые и новые стороны.

Также процессы сознания делятся на два класса: Непроизвольные и произвольные. Вундт проводил опыты с помощью метронома. Звуковой ряд в нашем сознании непроизвольно ритмизируется. Также можно произвольно изменить ритмическую организацию звуков. Вундт доказал, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. Также присутствует способность к укрупнению единиц. Понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков, есть организация единицы более высокого порядка (акт апперцепции).

Неосознаваемые процессы:

1.Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

а) Неосознаваемые автоматизмы: действия или акты, которые совершаются сами собой, без участия сознания. Сюда входят врожденные акты, формируются очень рано – в течение первого года жизни ребенка.

б) Явления неосознаваемой установки: установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

в) Неосознаваемое сопровождение сознательных действий: на все неосознаваемые компоненты имеют действие функциональные одинаковые нагрузки. Некоторые из них реализуют сознательные действия.

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

З. Фрейд.

а) Сновидения – условное возникновение сновидений отличают душевную жизнь во время бодрствования. Также сюда включают зависимость их от внешних раздражителей во время сна.

б) Ошибочные действия: забывание вещей, имен, описки, оговорки.

в) Невротические симптомы: следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуются в сфере бессознательного и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разрешен, тогда невроз лишится своей причины.

3. Надсознательные процессы. Процессы образования некоего продукта большой сознательной работы, которая затем вторгается в сознательную жизнь человека, меняет ее течение. Все подобные процессы стоит поместить вне сознания, так как субъект не знает того конечного итога, к которому приведет его этот процесс. Неизвестен момент, когда он закончится, часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта.

20 стр., 9860 слов

Лекция 2 Сознание как высшая ступень развития психики

... акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания. Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную ... -уры самосознания предложена К. Юнгом и основана на потивопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Юнг выделяет два уровня * самоотображения. Первый — ...

Понятие установки:

Установка – это такое состояние, которое оказывает решающее влияние на работу сознания, хотя не является содержанием сознания. Таким образом, представления и мысли, чувства, эмоции, акты волевых решений представляют собой содержание сознательной психической жизни. Но кроме сознательных процессов в сознании происходит еще что-то, что само не является содержанием сознания, но определяет его в значительной степени, лежит в основе этих сознательных процессов. Оказывается, что это установка, проявляющаяся фактически у всякого живого существа в процессе его взаимоотношений с действительностью.

Были проведены опыты, доказывающие, что установка протекает вне сознания, но оказывает влияние на все содержание психической деятельности: иллюзия объема, иллюзия силы давления, иллюзия слуха, иллюзия освещения, иллюзия количества, иллюзия веса.

Для иллюзии объема брали два разных по весу, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета, два шара. Если предложить эти шары испытуемому с заданием сравнить их между собой по объему, то получится, что более тяжелый шар меньше по объему, чем более легкий. Через определенное число повторных действий субъект получает в руки пару равных по объему шаров с заданием сравнить их между собой. Оказывается, что испытуемый не замечает равенства этих объектов, ему кажется, что один из них явно больше другого. Здесь можно говорить об ассимилятивном феномене.

Для иллюзии силы давления испытуемый получает при посредстве барестезиометра одно за другим два раздражения – сначала сильное, потом сравнительно слабое. Это повторяется 10-15 раз. Затем следует критический опыт, который заключается в том, что испытуемый получает для сравнения вместо двух разных одинаково интенсивных раздражения давления. Результаты этих опытов показывают, что испытуемому кажется, что давление в первый раз более слабое, чем во второй.

Для иллюзии слуха испытуемый получает слуховые впечатления попарно, при чем первый член пары значительно сильнее, чем второй. После 10-15 повторений следуют критические опыты, в которых испытуемому необходимо сравнить эти пары между собой.

В иллюзии освещения испытуемый получает два круга для сравнения их между собой по степени их освещенности, причем один из них значительно светлее, чем другой.

Для иллюзии количества испытуемый получает два круга, из которых в одном имеется значительно больше точек, чем в другом. В критических опытах испытуемый получает круги с одинаковым количеством точек, но испытуемому кажется, что большее число точек содержится в том круге, в котором их первоначально было меньше.

Для иллюзии веса испытуемый получал задачу несколько раз поднять пару предметов разного веса, причем более тяжелый правой, а менее тяжелый левой рукой. В результате выполнения этой задачи у него вырабатывается состояние, при котором и предметы одинакового веса начинают ему казаться разными по весу. Причем груз в той руке, в которую он получал легкий предмет, ему начинает казаться чаще более тяжелым, чем в другой руке.

4 стр., 1716 слов

Характеристики установок:

... в университете в Тбилиси была экспериментальная психология установки (изучали на исследовании иллюзий). Теория установки, по собственной оценке Узнадзе, является попыткой объяснить ... поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке. Характеристики установок: а) установка определяет устойчивый целенаправленный характер протекания ...

Во всех опытах присутствует один и тот же феномен.

По теории Мюллера во всех опытах решающую роль играет внутренне состояние, которое подготовляет к восприятию.

Это состояние и есть установка – готовность к определенной активности, возникновение которой зависит от конкретных условий: от потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности.