1) Волевая сфера личности: понятие о воле, структура волевого действия

Семенар3..

Чаще всего достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов – внешние и внутренние. Внешние препятствия – это не зависящие от человека, объективные препятствия, внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и т.п. Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к целее, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определённым задачам. Воля – психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется не только в умении достигнуть цели, но и умении воздержаться от чего-либо. Косвенно волевые действия всегда определяются внешними влияниями.

Волевое действие – это произвольное действие. Воля людей формировалась и изменялась в зависимости от общественно-исторических условий, в зависимости от условий материальной жизни общества. В каждом волевом действии можно выделить два этапа. Первый – подготовительный этап, этап мысленного действия, обдумывания, на котором осознаётся цель, определяются пути и средства достижения цели и принимается решение; второй – исполнительный этап, на котором происходя выполнение принятого решения и самооценка выполненного действия. Важно и осознание доступности цели. Постановка целей, которых данный человек не в силах достичь, создаёт привычку не доводить начатое дело до конца. Однако легкодоступные цели не развивают воли, не вырабатывают умение бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Для правильной оценки волевого действия необходимо знать и мотивы (побуждения), которые определили постановку данной цели, побудили человека действовать. Каждое действие совершается для чего-то (цель) и почему-то (мотив).

Исполнение может иметь двоякую форму: форму внешнего действия (внешний волевой поступок) и форму воздержания от внешнего действия (внутренний волевой поступок).

Например: от желания грубо ответить старшему, волевое действие выражается в подавлении действия.

12 стр., 5543 слов

Цель человека. Цель человека . Цель человека как философская ...

... пыталась проследить во всех сферах действительности, и учение о свободе воли, включавшее в себя понятие свободной цели человека. 1.2. Средние века В христианстве идея посмертного спасения души ... зерно бесконечного в малом, бессмертного в смертном. От смысла жизни неотделимы жизненные цели человека. Цели -субъективное выражение смысла. Чем они значительнее, тем глубже в них воплощается смысл ...

Волевые качества личности.

К волевым качествам относятся целеустремлённость, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, мужество, дисциплинированность.

Целеустремлённость – это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для её достижения, планомерное, неуклонное её осуществление.

Самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный человек не поддаётся попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Однако это не значит, что он отвергает всякое чужое мнение. Самостоятельный человек всегда готов рассмотреть чужие советы и указания, оценить их и, если они разумны, принять их. Но если отвергается всякое чужое мнение, только потому, что оно чужое, когда наблюдается необоснованное противодействие всему, что исходит от других, обнаруживается отрицательное качество воли негативизм (от латинского слова «него» — отрицаю).

Противоположное негативизму, но тоже отрицательное качество воли – внушаемость. И внушаемость, и негативизм – выражения слабоволия, так как в обоих случаях человек не может подчинить свои действия доводам разума, слепо принимая или так же слепо отвергая чужие влияния.

Решительность – это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Своевременно принять решение – значит принять решение в нужный момент, тогда, когда этого требуют обстоятельства.

Настойчивость – это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли – упрямство. Упрямый преследует неразумные цели. Упрямство лишь прикрывает слабоволие, так как упрямый человек не в состоянии побороть себя, не в состоянии отказаться от действий, ошибочность которых часто понимает сам.

Выдержка (самообладание)есть способность постоянно контролировать своё поведение. Противоположное отрицательное качество – импульсивность (от латинского слова «импульсус» — толчок, побуждение) – склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

Мужество и смелость –это готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Противоположное отрицательное качество – трусость.

Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

2) 2. Структура волевого акта

3) Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

4) К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

5) В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

6) Первая фаза — возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

7) Вторая фаза — обсуждение и борьба мотивов.

8) Третья фаза — принятие решения.

9) Четвертая фаза — исполнение решения.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ... – форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). 6. Буддхи – духовность, духовная душа, ...

10) Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз.

11) Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

12) Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

13) Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

14) Четвертая фаза — исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

2) Эмоциональная сфера психики: понятие и сущность.

• Основные аспекты и проблемы изучения эмоциональной сферы

• Определение и специфика эмоций

• Связь эмоциональной и когнитивной сфер

Основные аспекты и проблемы изучения эмоциональной сферы.

Как известно, психология — наука о том, как человек ориентируется в окружающем мире. Живя в этом мире, человек определенным образом относится к тому, что в нем происходит. Она пытается познать его, и не только его, но еще и свой внутренний психический мир. Путешествие в свой внутренний мир связано с эмоциями и чувствами человека.

Когда человек умеет разбираться в своем психическом мире, ей гораздо легче решать сложные жизненные проблемы, вступать в общение с другими людьми, получать от них помощь и внимание. Разобраться в себе — это прежде разобраться в собственных переживаниях.

Каждый человек имеет круг своих предпочтений, симпатий и антипатий: кто-то очень эмоционально чувствительный, умеет сопереживать, второй не обращает внимания на чувства и эмоциональное состояние другого человека, не считает это необходимым; кто умеет контролировать интенсивность проявлений своих эмоций и чувств, другой же в этом бессилен; некоторые могут испытывать огромную гамму переживаний, другому это недоступно.

Что же такое эмоциональная сфера психики? Традиционно рассматривают две сферы психики — когнитивную и эмоциональную и две главные функции — познавательную и регулятивную.

Познавая с помощью психических процессов свой мир, мир других, окружающий мир, человек реализует свое право на избирательность познания, его страстность. По словам С. Л. Рубинштейна, психические процессы в своей целостности — не только познавательные, но и «аффективные», эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и соответствующее отношение. Таким образом, эмоциональная сфера может рассматриваться как составная аффективной сферы.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с ... оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, ... праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ...

В языке всех народов мира различаются ум, сердце и во-ля. Первый дает человеку жизнь ума, второе — жизнь чувств, третья — жизнь действия, или фактическое жизни (И. М. Сеченов).

Значение эмоциональной сферы человеческой жизниотчетливо раскрыто М. Ланге:

«Порывы души есть не только важнейшими деятелями жизни каждого человека, а вообще выступают мощными силами природы среди тех, что мы знаем. Каждая страница в истории народов, равно как и в истории отдельного человека, свидетельствует о непреодолимой их силе, буря страстей стоила большего количества человеческих жертв и уничтожила больше стран, чем ураган, и потоки страстей смели больше городов, чем потоки воды » М. Ланге. психологические опыты, 1890).

В чем же заключается суть жизни чувств или жизнь сердца? Жизнь чувственной, страстной сферы каждой психики, жизнь эмоций, чувств? Какие проблемы здесь стоят?

Ставший традиционным тезис о нерозробленности психологии эмоций сравнению с интеллектуальными процессами и волей. Причина этого заключается главным образом в том, что эмоции — это специфическая характеристика психического, интимная его характеристика.

На сегодня психология эмоций остается отраслью психологии с неустоявшейся терминологией.

Дискуссионным является вопрос, какие признаки, характерные именно для эмоций, можно считать определяющими в наших знаниях об эмоциях. Согласно классическому подходу, категория эмоций должна иметь набор четких признаков, причем необходимых и достаточных. Речь идет о наборе органических или поведенческих реакций. Однако установить четкие границы этих признаков чрезвычайно трудно.

Прототипичный подход подчеркивает определение прототипа эмоции как категории, т.е. на определении типичной ее представителя, который имеет достаточное количество признаков, характерных для категории эмоций. Возьмем, например, как прототип радость. Другие виды эмоций различаются по степени типичности, в зависимости от того, сколько они имеют общих с прототипом признаков. Например, гордость имеет подобные радости органические и поведенческие изменения. Часто говорят: «глаза светятся радостью, гордостью «Однако где проходит грань между общими и индивидуальными признаками и какие признаки более, а какие менее типичны? Ответ на сегодня дать сложно.

Данный подход подчеркивает градуированную внутреннюю структуру категории эмоций с размытыми границами. Так, называя эмоцию, мы прежде всего ориентируемся на высоко-типичные примеры, которые, однако, не ограничивают поле этой категории. Количество признаков, их нюансов изменяется в онтогенезе (чем старше становится человек, тем больше этих признаков), а также в зависимости от специфики культуры в плане универсальности эмоций. Общие проблемы психологии эмоций имеют два аспекта: теоретический и практический. Теоретический аспект касается вопроса о месте эмоций в структуре психического. Можно ли рассматривать эмоции, сводя их к явлениям низшего порядка, например, относительно мышления? Пожалуй, нет. Нельзя признать превосходство процессов интеллектуальных относительно процессов эмоциональных. Актуальны и сегодня слова Л. С Выготского относительно того, что отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от аффективной, волевой стороны представляет собой одну из коренных пороков всей традиционной психологии. Другая недостаток — это редукционизм, сведение эмоций к физиологическим процессам.

6 стр., 2700 слов

Характеристика личности и психология переводчика

... на побегушках», приравнивая эту работу к секретарской. Как правило, редкие люди знают иностранные языки и уверены, что переводить можно все и ... о том, что в данном случае речь идет о человеке неизвестном. Ту же мысль на русском языке выражает обратный ... подход к переводческой работе, связанный с внутренне верной передачей мысли, эмоций автора; 5) перевод не должен быть дословным, буквальным, всякое ...

Различные психологические направления своеобразно подходят к проблеме эмоций, их места в структуре психического. Классический бихевиоризм считает, что можно вообще обойтись без понятия «эмоция», предпочитая понятию «активация» (возбуждение).

По мнению бихевиористов, это понятие имеет большую объяснительную силу и дает возможность упорядочить терминологию, описывающую эмоциональную сферу.

Приведем некоторые другие точки зрения. Так, в русле изъятие эмоциональных явлений с психологической теории и экспериментальных исследований показателен подход к эмоциям как к организмического возбуждения. 3. Фрейд, основатель психоанализа, считал эмоции, или аффект единственной побудительной силой психической жизни на основе инстинктивных ощущений. Однако последователи Фрейда начали рассматривать аффект как интрапсихический фактор, пробуждает фантазии или желание индивида. Осознание человеком себя как личности, которая живет и активно взаимодействует с окружающим миром, предполагает желание, эмоции. Важность роли эмоций в поведении человека отмечал и известный зарубежный специалист по психологии обучения О. Мауэр:

«… Эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, что мы называем обучением «. Эмоции человека чрезвычайно важны для самого существования живого организма и вообще не заслуживают противопоставление» ума «(Зак . Изард, 2000).

И в зарубежной, и в отечественной психологии распространился подход, согласно которому эмоции создают первичную мотивационную систему человека. И вообще — именно с эмоции начинается поведение. Эмоции запускают познавательные процессы и управляют ими.

Теоретически не решенным остается вопрос о постоянстве присутствия эмоций в структуре психического. Или это эпизодический феномен, который не всегда имеется в психике, или эмоция всегда присутствует, всегда ощущается человеком, без нее нет действий и поступков?

Неоднозначным является и понимание того, в какой плоскости психического — сознательной или подсознательной — формируются эмоции. Классический психоанализ выводит их из бессознательного, нередко подчеркивая необходимость их контроля, подавления, поскольку они связаны с разрядкой сексуальной энергии.

Гуманистическая психология концентрирует внимание на естественной взаимодействия эмоций с другими подсистемами личности, свободном раскрытии переживаний, эмоционального потенциала личности. Представители данного направления ищут ответы на вопросы: Какова роль личности в создании эмоциональных переживаний? Есть ли эмоции простой реакцией на раздражители внешнего мира? Как актуальные эмоции связаны с эмоциональными чертами личности? Как связаны эмоции и волевая активность? Какое место эмоций в построении структуры личности?

10 стр., 4779 слов

Эмоциональная сфера личности и приемы ее саморегуляции

... мышления), для которых работающими "единицами" психики являются образы, понятия, представления, эмоции выражаются в виде переживаний человека по поводу того или иного объекта, события, поведения других ... состояния – явления исключительно индивидуализированные, так как зависят от особенностей конкретной личности, ее ценностных ориентаций и т.п. Соответствие психических состояний вызвавшим их условиям ...

Здесь мы выходим на серьезную проблему — связь эмоций с волевыми процессами, личностью в целом. Большинство теорий эмоций и теорий личности не связаны друг с другом. Авторы теорий личности могут даже не вспоминать о проблеме эмоций. Авторы теорий эмоций могут не соотносить свои концепции с данными теорий личности, теряя необходимую информацию о влиянии эмоций на поведение личности: ее деградацию или личностный рост. Если рассмотреть эмоцию как психическое явление, которое всегда существует в трех ипостасях — процесс, состояние, свойство, то каждый из подходов характеризуется более пристальным вниманием к какой из ипостасей Теоретические аспекты эмоциональной сферы тесно связаны с практическими. Речь идет, прежде всего, о роли психологии эмоций в воспитании личности и личностном росте. Проблемы развития интеллектуальных чувств удивления, любопытства, еще древние философы считали пусковыми для человеческого познания, очень важны в построении учебного процесса. Формирование же эстетических чувств дает человеку возможность найти красоту в мире, красоту в себе, без чего невозможна гармония в жизни человека, в семье, в обществе. Достаточно весом значение эмоциональных явлений в этиологии и синдромах различных психических заболеваний (психозов, неврозов).

Целый ряд психосоматических расстройств связано с непониманием эмоциональных переживаний, природы и механизмов их возникновения. И психиатры часто должны решать вопрос: эмоции являются причиной психопатологии, нарушение мышления, установок вызывает изменение эмоций?

Еще один практический аспект психологии эмоций — влияние эмоций на деятельность. Какую роль выполняют эмоции в организации или дезорганизации эмоциональной поведения? Всегда негативные эмоции дезорганизуют деятельность, а положительные ее организуют? Эмпирические исследования свидетельствуют о высоком уровне самоорганизации при отрицательных эмоциях.

Чрезвычайно важной является проблема влияния эмоций на деятельность в экстремальных ситуациях. Какие механизмы — условно-рефлекторные или безусловно-рефлекторные — определяют эмоциональные переживания? Какова вероятность коррекции, регуляции этих переживаний?

По степени изученности эмоции, чувства занимают далеко не первые места среди других психологических понятий. Это связано со сложностью их анализа как чрезвычайно интимных образований. Развитие современной психологии, появление и укоренение гуманистического направления, онтологически ориентированных подходов, разработка основ духовной психологии позволяют все глубже постигать субъективные измерения эмоций и чувств человека, его эмоциональных свойств и состояний.

Основные понятия, которыми описываются эмоциональные явления: эмоциогенные ситуации, эмоциональные реакции, актуальные эмоции, устойчивые эмоции, переживания, эмоциональность. Эмоциогенных ситуации — это такие, которые могут вызвать у субъекта те или иные эмоциональные переживания, причем эмоциогенность ситуации определяется мерой значимости раздражителя, который вызывает определенную эмоцию. Эмоциональные реакции связаны с эмоциогенностью ситуации. Чем выше эмоциогенность ситуации, тем более похожи эмоциональные реакции (изменения в вегетативных системах, поведении, экспрессии) разных людей.

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

... ощущения; переживания; эмоции; обмен веществ в организме. Не относится к социальным характеристикам человека: способность творчески видоизменять окружающий мир; способность создавать культурные ценности; способность к саморегуляции; ... неверны. Врождённые или унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно Б); 3) верны оба ...

Актуальные эмоции (ситуативные) воплощают активно-избирательное отношение субъекта к отраженного, т.е. актуальную эмоциональную реакцию в определенных ситуациях. Устойчивые эмоции представляют устойчивую склонность к переживанию эмоций определенной модальности, то есть эмоциональность. Актуальная эмоция реализуется в актуальных эмоциональных переживаниях и состояниях, которые осознаются как изменения в самом субъекте. Эмоциональность как проявление устойчивых переживаний является исходным уровнем реагирования на эмоциогенную ситуацию; это устойчивая характеристика личности, индивидуальная свойство

Формы переживания чувств

Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.

Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т.е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т.п.).

Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в ервую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т.п.

Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.

Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.).

В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.

Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости).

Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т.п.).

3. Саморегуляция человека

Самооценка непосредственно связана с самоуправлением, саморегуляцией личности. «Безумен тот, кто, не умея управлять собою, хочет управлять другими», — сказал Публий Сир. Здесь уместны и слова Гете: «Умен не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».

2 стр., 808 слов

Основные функции деятельности классного руководителя и способы ...

... лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию. Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями ... и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и ... и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ...

Действительно, вряд ли можно считать умным того, кто в чужом глазу замечает соринки, а в своем и бревна не видит. Человек, ставящий перед собой чрезвычайно сложную задачу собственной перестройки, должен осознать, что у него имеется лишь два пути: либо изменить ситуацию, вызвавшую мотив перестройки, либо изменить себя в процессе преодоления трудной ситуации.

Саморегуляция (лат. regulare — приводить в па-рядок, налаживать) — это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Природа обеспечила человека не только способностью адаптации, приспособления организма к изменяющимся внешним условиям, но и наделила возможностью регулировать формы и содержание своей активности. В этом плане различают три уровня саморегуляции:

— непроизвольного приспособления к среде (поддержание постоянства кровяного давления, температуры тела, выброс адреналина при стрессе, адаптация зрения к темноте и др.);

— установки, обусловливающей слабо осознаваемую или неосознаваемую готовность индивида действовать определенным образом посредством навыков, привычек и опыта при предвосхищении им той или иной ситуации (например, человек по привычке может использовать излюбленный прием при выполнении какой-то работы, хотя информирован о других приемах);

— произвольной регуляции (саморегуляции) своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.).

Отмечая тесную внутреннюю связь всех уровней, реализуемых в едином для них объекте — человеке, остановимся на последнем. С позиций рассматриваемой проблемы самосознания наибольший интерес представляет именно уровень произвольной регуляции. При этом следует учесть, что саморегуляция требует обязательного учета индивидуальных особенностей человека, его личностных характеристик и конкретных ситуативных аспектов. Включенность в процесс саморегуляции столь многочисленных взаимосвязанных факторов различной природы требует специального изучения. В рамках данного пункта представляется целесообразным ограничиться общими положениями о механизмах саморегуляции и иллюстративными примерами их действенности.

Саморегуляция базируется на совокупности закономерностей функционирования психики и их многочисленных следствиях, известных в виде психологических эффектов. Сюда можно отнести:

— активирующую роль мотивационной сферы, порождающей деятельность (в широком смысле слова) индивида, направленную на изменение своих характеристик;

— управляющий эффект психического образа, произвольно или непроизвольно возникающего в сознании индивида;

— структурное и функциональное единство (системность) всех психических познавательных процессов, обеспечивающих эффект воздействия индивида на собственную психику;

— единство и взаимообусловленность сфер сознания и бессознательного как объектов, через которые индивид реализует регулирующие воздействия на себя;

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

... неясная политика 5. Координатор- От координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, ...

— функциональную взаимосвязь эмоционально-волевой сферы личности и ее телесного опыта, речи и мыслительных процессов.

Начало саморегуляции должно быть увязано с выделением у себя конкретного мотивационного противоречия — своеобразного пароля для входа в себя. Именно такие противоречия являются движущей силой, стимулирующей перестройку отдельных сторон своей личности. В качестве примеров можно привести несоответствие материального уровня культурному, завышенные притязания относительно реальных возможностей. При выделении ведущих противоречий следует учитывать возможность непосредственного воздействия на управляющий фактор с нравственной, материальной и временной точек зрения.

Приемы саморегуляции построены на механизмах рефлексии, концентрации внимания, воображения, представления, релаксации, медитации, самовнушения, нейролингвистического программирования (НЛП) и др.

Язык — не просто оболочка мысли. В филогенезе человечества язык превратился в самый мощный фактор формирования, программирования внутреннего мира личности. Примитивность речи индивида свидетельствует об убожестве его духовного состояния. В языке отражается даже душа целого народа. В японском языке заложены вежливость, недопустимость прямого противостояния с собеседником, готовность соглашения с его возможными возражениями. Английский язык призван маскировать эмоциональность и восприимчивость натуры британцев, хотя, как и для любой нации, им эти черты характера далеко не чужды. В четкости, отрывистости звучания немецкого языка всплывают черты точности, аккуратности и порядка. По всей вероятности, процессы формирования, развития языка и личности в филогенезе протекали навстречу друг другу.

Усваивая язык, люди усваивают вместе с ним то, что в него заложено, и тем самым программируют свое повседневное поведение. Подсчитано, что в русском языке более 70 % слов общего лексикона, обозначающего характеристики человека, имеют негативное значение. В этой связи русской интеллигенции приписывается склонность к излившей самокритичности, недовольству собой, «самоедству» и, как результат, потребность все изменять, революционизировать: В книге «1984» Дж. Оруэлл пофантазировал о том, что происходит с людьми, если принудить их разговаривать на языке, из которого полностью иск п.. ясны слова, обозначающие желаемые для них состояния. Эти слова заменялись словами, отрицающими не желательные состояния (например, вместо «здоровье следовало говорить «не боль», вместо «радость» — «не горе» и т.п.).

В результате люди думали не о желаемом, а о том, как бы избежать нежелательных состояний.

Авторы нейролингвистического программирования (НЛП) дают ряд рекомендаций, касающихся влияния языка на психику человека. В частности, они предлагают:

— обозначать в общении с другими людьми (и мысленно для себя) свои желаемые (приятные) чувства, действия и состояния с помощью имен существительных. Например, «у меня большая радость», но не «у меня депрессия». Это объясняется тем, что употребление имен существительных для передачи своих переживаний и состоянии приводит к усилению этих со стояний;

— избегать формулировок своих желаний, целей, намерений, опасений в грамматической форме отрицания. Когда человек говорит собеседнику: «Не переживай!», мозг последнего автоматически игнорирует частицу «не» и воспринимает фразу как команду на начало переживания.

Существенные ресурсы перемен в себе заложены в психических познавательных процессах: фантазии, воображении, памяти, представлении. Но все эти возможности имеют оговорку, начинающуюся с частицы «не».

На основе принципов саморегуляции психология предлагает множество эффективных тренингов по развитию самосознания. Вместе с тем следует прислушаться к такому совету: всякий тренинг — это лишь ткань, из которой вы сами можете сшить что-то нужное для себя. И это нужное будет вам к лицу, если во время шитья это лицо не упускалось ни на миг.

В результате продолжительных соматических болезней, эмоциональных перегрузок, депрессии или нахождения в пограничных состояниях, вызванных травмами физической или социальной природы, у человека могут наблюдаться нарушения сферы сознания. При этом они в первую очередь касаются способности человека осознавать себя, т.е. самосознания, и лишь затем возможна потеря способности к отражению объектов внешнего мира.

К нарушениям самосознания относят деперсонализацию, дереализацию, депривацию телесной идентификации, помрачнение и выключение сознания, отсутствие саморегуляции. Деперсонализация характеризуется чувством потери себя или личностной идентификации. Человек становится незнакомцем по отношению к себе, к своей личности, теряет представление о своем образе «Я», столь долго формировавшемся в течение всей его жизни. Он ощущает себя лишним человеком в обществе, «пятым колесом в телеге», до которого нет никому дела. Собственно, аналогичные чувства он испытывает и по отношению к близким, родственникам, друзьям и знакомым.

Дереализация сопровождается потерей чувства существования окружающего мира и, конечно, собственного нахождения в этом мире. Депривация телесной идентификации характерна для состояний, когда человек не может «собрать» мысленно воедино отдельные органы своего тела, а иногда ощущает их существующими автономно от своего организма.

Нарушение саморегуляции имеет место чаще всего при испытании психических травм. Самосознание человека резко ограничивается и сосредоточивается исключительно на переживании недуга. Иногда теряется способность сравнивать свои действия с их результатами, корректировать допущенные ошибки.

Связь эмоционально-волевой сферы личности.

Эмоции — психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.

Изучением эмоций занимались такие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи и нейрофизиологи как Петр Кузьмич Анохин, Лев Семенович Выготский, Чарльз Дарвин, Уильям Джеймс, Кэролл Изард, Карл Георг Ланге, Алексей Николаевич Леонтьев, Конрад Лоренц, Александр Романович Лурия, Ариадна Ефимовна Ольшанникова, Герберт Спенсер, Константин Викторович Судаков, Поль Фресс и другие.

Функции эмоций

Отражательная функция заключается в том, что человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности.

Сигнальная функция. Возникающие переживания сигнализируют человеку о его потребностях, о том, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и так далее.

Информационноая функция. Чувства подают нам сигнал о том, что является для человека наиболее важным, значимым во всем разнообразии окружающих предметов, явлений, людей. Стимулирующая функция. Чувства определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Регулятивная функция. Переживания выполняют также роль регулятора нашего поведения, деятельности и способов ее выполнения. Подкрепляющая функция. Интересный материал, важные факты и события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов. Приспособительная функция. Эмоции представляют собой одну из форм видового опыта. Опираясь на них, индивид выполняет необходимые действия, способствующие его выживанию и продолжению рода. Коммуникативная функция. Выражение лица и телодвижения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Защитная функция. В некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предохранять организм от разного рода угроз для его благополучия.

Воля — сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции (М.И. Еникеев)

Волевое поведение обусловлено внутренним планом действий, сознательным выбором цели и средств деятельности с учетом условий, необходимых для достижения планируемого результата, опережающим отражением действительности. Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий. Каждое действие совершается для достижения определенной цели. — психический образ будущего результата действия или деятельности в целом. Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий — характер и последовательность операций. Операция — структурная единица действия. Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средств называется ориентировочной основой действия. Каждая операция в структуре действия определяется условиями ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности. Умение — способность человека успешно выполнять определенные действия, деятельность с высоким качеством и хорошими количественными результатами. Навык — полностью автоматизированное движение или система движений (действий) человека, протекающих быстро, точно, без сознательного контроля со стороны человека и всегда (неизменно) приводящих к определенному, заранее известному результату. (Р.С. Немов) В навыке потребности, мотивы и цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированы. Сознательная регуляция деятельности проявляется в системе волевых психических состояний