Вопрос 1. Дать определение (закончить формулировки)

Курс 2018-2019 уч. г.

      

  Исполнитель: студент 1(2) курса, _____ группы          Фамилия И.О.____________________                                                 Преподаватель: Медведева Т.В.

                            

Екатеринбург

 2018 – 2019 уч.г.

· САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗУЧАЕМ.

Ø ТЕМА: Психологические свойства личности

1. Личность. Характер. Темперамент. Способности.

2. Эмоционально-волевая сторона личности.

Содержание учебного материала:

          Личность. Понятие личности в психологии. Общественно-историческая природа личности. Онтогенетическое время человека. Факторы, влияющие на развитие личности: врожденность, наследственность, социальная среда. Психологические характеристики личности: активность, направленность, самосознание.

          Темперамент как комплекс индивидуально-динамических особенностей человека. Теории темперамента. Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, пластичность, ригидность, экстраверсия, эмоциональная возбудимость.

          Характер. Понятие о характере. Характер и индивидуальность человека. Природные и социальные предпосылки характера. Черты характера.

          Способности как психологические свойства, обеспечивающие успешность выполнения деятельности. Виды способностей. Факторы, влияющие на развитие способностей. Общие и специальные способности. Уровни способностей: одаренность, талант, гениальность.

          Эмоционально – волевая сфера личности. Эмоции и чувства. Общие понятия об эмоциях и чувствах. Виды эмоций: аффекты, стрессы, страсти. Внешнее выражение эмоций и чувств, особенности их протекания – интенсивность, динамика, продолжительность, направленность и т.д. Чувства и личность. Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. 

         

          Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Учебные пособия:

1. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие, 1 кн. — М., 1994.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1998.

3. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко. — М., 1996.

4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.,2001.

5. Хрестоматии и сборники текстов по разделам психологии.

6.  http://student.psi911.com/

7.  http://www.pedlib.ru/

Дополнительную литературу по курсу «Общая психология» студенты подбирают самостоятельно.

РЕЗУЛЬТАТ:

1. На основе анализа литературы  структурно-логические схемы по темам:

Ø «Характер»

Ø «Темперамент»

Ø «Способности»

Ø «Эмоции и чувства».

Ø «Воля»

2.  Ответить на вопросы письменной проверочной работы и теста.

 

Проверочная работа по теме: «Основные направления и отрасли психологии»

Уважаемые студенты! С целью проверки знаний в области психологии по темам «Направления психологии» и «Отрасли психологии» вам предлагаются несколько заданий.

    

1. Приведите в соответствие:

В таблице представлены основные направления психологии и предмет их изучения. Вам необходимо определить соответствующий предмет исследования каждого направления.

 

Направления психологии Предмет их исследования
1. Психология сознания А. поведение
2. Фрейдизм (психоанализ) Б. сознание
3. Когнитивная психология В. самоактуализация личности
4. Бихевиоризм Г. целостные структуры психики
5. Гуманистическая психология Д. бессознательное
6. Гештальтпсихология Е. познание

2. В основе любого научного определения психологии, как правило, заложено представление о человеке, происхождении его психики и её функционирования. Ниже приводятся некоторые определения того, что должна изучать психология.

Укажите, с каким научным направлением связано каждое определение.

1. Психология – это наука о функциях сознания. Её предметом должно быть то, что доступно прямому наблюдению. Метод состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.

_____________________________________________________

2. Предметом психологии должно быть поведение, понимаемое как совокупность реакций организма, обусловленных стимулами среды, к которой он адаптируется. Психология должна изучать исключительно поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения, и их связь с теми стимулами, которые их вызывают.

______________________________________________________

3. Предметом психологии являются скрытые глубинные слои психической активности личности. Поведение человека в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных влечений.

_____________________________________________________

4. В каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, он наделен силами, необходимыми для развития всех его возможностей. Психолог изучает человека как объективного субъекта, его восприятие и понимание самого себя, зависимость его поведения от того, как он воспринимает ситуацию в данный момент.

_____________________________________________________

3. Проблемы, которые решает психология, имеют непосредственное значение для различных областей народного хозяйства. Ниже приведены примеры проблемы, которые исследуются отдельными отраслями психологии. Назовите отрасль психологии, которая изучает в основном ту или иную проблему.

 

1. Какая ориентация учащегося (на процесс, результат, награду) характеризует устойчивость мотивации его учения?

_____________________________________________________

2. Какие требования к способностям, знаниям и умениям, мышлению и другим психическим процессам человека предъявляет та или иная деятельность?

_____________________________________________________

3. Что составляет важнейшее внутреннее основание («движущую силу») перехода ребенка к следующему возрастному этапу?

______________________________________________________

4. Какими способами можно предупредить и преодолеть конфликты, создать в группе благоприятный психологический климат?

_______________________________________________________

5. Какие супружеские отношения делаю брак счастливым, семью благополучной?

_________________________________________________________

6. Почему по мере развития учащихся у многих из них затухает интерес к учению?

______________________________________________________

7. Каковы причины нарушения юношами и девушками правовых норм общества?

_____________________________________________________

8. Чем отличаются психика и поведение больного человека от психики и поведения здорового?

_________________________________________________________

Тест по теме:  «Психические познавательные процессы»

Вопрос 1. Дать определение (закончить формулировки)

· Воображение – это …

· … — это процесс, дающий отражение предмета в целом.

·  Память, хранящая видовой опыт человека, называется …

· … воображение связано с созданием новых образов.

·  …………………………………….. … определяет минимальную величину раздражителя, вызывающую первые, едва заметные ощущения.

· Внимание – это…

· … – это процесс, отражающий внутреннее состояние организма человека.

· Мышление, суть которого состоит в оперировании образами, называется …

· … воображение связано с воссозданием образов на основе текста, схемы.

· … определяет высокую чувствительность органов чувств, нервной системы.