Вожатый — администрация», «вожатый- вожатый», «вожатый — ребенок»

Методика работы вожатого с напарником.

Соблюдение субординации на сменах актива.

Конфликтология. Типы конфликтов. Межличностные конфликты:

Вожатый — ребенок», «вожатый — вожатый», «вожатый — родитель», «вожатый — администрация».

Формы проявления конфликтов. Причины и последствия.

Способы разрешения конфликта.

Взаимодействие вожатых в педагогическом коллективе смен актива.

Система взаимодействия вожатого на сменах актива:

вожатый — администрация», «вожатый- вожатый», «вожатый — ребенок».

Одной из самых часто встречающихся педагогических проблем в лагере, особенно в первые несколько дней пребывания, является завоевание авторитета перед отрядом и умелое его использование. Очень часто бывает, что из-за пассивного поведения вожатого в начале смены, отряд (особенно, если в нем присутствуют дети, неоднократно ездившие в этот лагерь ранее, чувствующие себя, что называется, «дедами») начинает «разбалтываться», не воспринимать в серьез его просьбы и требования. Это чревато полной потерей контроля над детьми и всеми вытекающими отсюда последствиями.

С другой стороны, очень важно не удариться в другую крайность – ведь если добиваться подчинения ребят любыми методами, используя повышение голоса (хотя совсем без этого — не обойтись) и/или, еще хуже, физическое воздействие, то кроме озлобленности в твою сторону и замкнутости по отношению к тебе, очень трудно добиться каких-либо результатов. Так как же организовать в отряде дисциплину, при этом, не распустив отряд и, в то же время, не задавив его «армейскими» порядками? А ведь кроме дисциплинарного момента есть еще и масса других, таких как микроклимат отряда, сплоченность коллектива, доверие и откровенность между вожатыми и «пионерами» и много других.

Для начала, очень важно сформировать мотивацию пребывания в отряде у детей. А также дать понять им, что их отдых в лагере напрямую и, в первую очередь, зависит от вожатых. После этого необходимо объяснить им, что отряд – это единое целое и чем быстрее они научаться оправдывать этот статус, тем быстрее смогут добиться успехов. Далее обязательно нужно ввести, каким бы жестким это ни казалось, систему «проступков и санкций», то есть систему, которая в равной степени будет касаться каждого и, при нарушении дисциплинарных моментов, справедливо и в равной степени для каждого предусматривать свое наказание. Здесь следует отметить, что чем более старший отряд находится у тебя в подчинении, тем более жесткой должна быть эта система.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... лучше, если вы все-таки что-то умете и знаете. В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать? В общении ... быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, ...

Таким образом, у детей уходит ощущение, что их наказывают непосредственно вожатые. Появляется чувство ответственности за свои поступки, так необходимое в будущем любому человеку и, мягко говоря, не мешающее во время пребывания в лагере.

Тем не менее, особенно в начале смены, очень важно закрепить дисциплину и добиваться уважения к себе как к вожатому, хотя подлинный авторитет возможно завоевать у детей гораздо позже и только тогда, когда появятся совместные цели и интересы со всем отрядом. Не даром все лагерные методисты советуют первые 3-4 дня держать детей «в ежовых рукавицах», а уже потом потихоньку отпускать. Если кратко подытожить всё вышесказанное, то необходимо просто в правильных пропорциях сочетать воспитание «кнутом и пряником» и не забывать, что каждый ребенок – это личность и индивидуальность и осуществлять работу с учетом этих неписаных правил.

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя ‘воевать’ с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У ‘добреньких’ вожатых дешевый авторитет.

Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.

Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз — все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

 

Ненавязчиво, но настойчиво вы должны следить за такими вроде бы очевидными моментами (это касается любого возраста):

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он? Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе ... и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним ...

· по утрам необходимо чистить зубы, умываться;

· мыть руки надо, если вы вышли из туалета, перед каждым приемом пищи, после спорта, трудового десанта, а вообще, чем чаще, тем лучше;

· вечером, перед сном, следует мыть ноги;

· мыться в душе следует хотя бы раз в два дня (можно без мытья головы, а если ребенок говорит, что у них в семье это не принято, было бы неплохо еще на медосмотре узнать так это или нет);

· одеваться надо по погоде, чисто и опрятно, не забывать расчесываться;

· грязную одежду можно складывать в мешок (подарок родителям в родительский день), можно попробовать самостоятельно постирать, а вообще в корпусе есть стиральные машины;

· расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах);

· все дырки, прорехи, оторванные пуговицы можно пришить с помощью нитки и иголки, все когда-то учились с нуля;

· промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф (неважно, был или не был санобход);

· если таких вещей много, натяните веревку через отрядное место, если не очень много, повесьте вещи на дверцы шкафа, батареи;

· уборку в палатах надо производить дважды в день (подметание), ну а влажную уборку проведут уборщицы;

· не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи, если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и сводить его в медпункт;

· если дети на три недели оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому – помните об этом.

Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый это старший товарищ, к которому можно придти за советом или помощью и обязательно её от него получить.

 

Отношения с администрацией.

· Ведите себя достойно.

· На первой планерке выясните все отношения – познакомьтесь с администрацией, определитесь с порядками, «что можно, что нельзя» и т.д.

· Выясните кому из администрации (не всегда директору) подавать жалобы и предложения.

Условия отстранения от работы в лагере:

· появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии;

· неоднократное нарушение правил внутреннего распорядка оздоровительного учреждения;

· административное или уголовное правонарушение.

Процедура увольнения:

· расчет по заработной плате (не обязательно в лагере) в последний день работы;

· выдача (бесплатно) трудовой книжки, страхового свидетельства пенсионного фонда, если это Ваше первое место работы;

· по вашему желанию (по личному заявлению), Вам обязаны выдать копии всех документов, связанных с Вашим трудоустройством в данной организации.

Отношения с персоналом:

· Первый и самый главный принцип: будьте людьми, но не позволяйте садиться себе на шею. Со всеми людьми в лагере здоровайтесь. Если вы действительно приехали в лагерь работать, если вы любите детей и хотите для них лучшего, то уважение к вам почти гарантировано. Это “почти” возникает из-за того, что иногда встречаются люди, которые изначально к вам плохо относятся и не меняют свою точку зрения, чтобы вы ни делали.

13 стр., 6063 слов

Социально-культурная работа в детском летнем лагере

... основные направления социально - культурной работы с детьми в детском лагере. 4. Привести пример организации социально - культурной работы с детьми в детском лагере. Для решения поставленных задач использованы ... заключается в том, что он не просто формирует у субъекта деятельное, культурно-творческое отношение к своему свободному времени, но и наделяет его качествами профессионального организатора ...

· Фишечка в общении с персоналом: если что-то просите, просите для детей, то есть вместо “нужно мне” используйте “нужно детям”.

· Если у вас возникли проблемы с кем-то из персонала, не решайте их при детях.

· Если на вас наезжают или хамят, сохраняйте спокойствие и оставайтесь вежливыми.

Рассмотрим следующие отношения:

· Вожатый — вожатый “со стороны” — Здесь важно договориться, распределить функции так, чтобы никому не было обидно. И приготовиться к тому, что напарник ничего не умеет и все придется делать самому. Кроме того, возникает опасность того, что напарник воспользуется «дешевым» авторитетом. В этом случае может получится игра «добрый-злой вожатый». Если вы не согласны быть злым вожатым, то поговорите с напарником об этом.

· Вожатый — воспитатель — Если в Вашем лагере используется система связок вожатый — воспитатель, то прежде всего вы должны разобраться в своем воспитателе, так как это человек, с которым вы будете общаться больше всего (кроме напарника).

Главное с самого начала разграничить обязанности. Бывает, что воспитатели хотят принимать участие в общении с детьми наравне с вожатым. Стоит еще до первого собрания с детьми поговорить с воспитателем об обязанностях и правах.

· Вожатый — директор — Как правило, непосредственного контакта между директором и вожатым нет, так как решение всех проблем проходит через старшего вожатого. Если все же пришлось разговаривать с директором, сохраняйте спокойствие и не спорьте.

· Вожатый — старший вожатый — Если старший вожатый из вашего вожатского отряда, то все замечательно: он вам поможет, посоветует почти в любой ситуации. Если нет, то надо постараться наладить с ним контакт. Если есть старший вожатый и старший воспитатель, можно посмотреть, с кем из них у вас контакт лучше и в случае конфликтов и проблем обращаться к нему.

· Вожатый — старший воспитатель — Если в вашем лагере есть старший воспитатель и если старший вожатый из вашего вожатского отряда, то все ваше общение со старшим воспитателем следует сводить через старшего вожатого.

· Вожатый — уборщицы — Для поддержания хороших отношений важно выполнять все их разумные требования.

· Вожатый — работники столовой — Следите, чтобы дети убирали за собой.

 

Методика работы вожатого с напарником

Начнем со знакомства. Вы знакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками. Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия — не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать и ‘спасать’ ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (вы работаете с детьми), но в то же время внимательны, терпимы и доброжелательны. Не давайте друг другу ‘умереть на работе’. Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная вожатская проблема).

Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был ‘всю смену на арене’. Сотрудничайте! В большинстве случаев, чем удачнее сложена работа напарников-вожатых, тем дружнее отряд и тем лучше настроение у детей, и смена проходит под знаком любви и согласия. Вот несколько наших советов, как достичь взаимопонимания между напарниками в детском лагере.

1. «Узнай меня». Начинать надо с банального, узнать как можно больше о человеке, с которым будешь работать. Этот этап похож на игру на знакомство, которую проводят в первые дни смены. Не стесняйтесь задавать как можно больше вопросов. Данный этап может превратиться в интервью, но следите, чтобы он не превратился в допрос – это может насторожить Вашего напарника.

2. «Я привык…» Данный этап предназначен для того, чтобы Вы узнали о привычках вашего вожатого и рассказали ему о своих. Привычки – это то, от чего Вы не сможете отказаться (зарядка по утрам, ранний подъем или наоборот).

Нужно быть откровенным, чтобы Вы нашли разумный компромисс между вашими привычками.

3. «Правила общежития…» Смена – это большое общежитие, и правила проживания и нахождения в нем отличаются, от тех правил, когда Вы живете одни. Если Ваш напарник одного пола с Вами и Вам предстоит жить вместе, Вы должны установить общие правила проживания на одной территории. Ведь кто-то любит оформлять комнату цветочками и рисунками людей, поддерживать творческий беспорядок, а кто-то любит чистоту в комнате и безупречный порядок. Чтобы Ваши отношения не разбились в совместном быту, нужно обговорить и такие детали совместной жизни. Ведь мы всегда говорим детям – мы большая семья, и должны жить вместе в дружбе.

4. «Рабочий стиль…» Сколько существует вожатых, столько существует и стилей работы на отрядах. Чтобы Ваша работа была по максимуму продуктивной, нужно рассказать напарнику, как Вы привыкли работать и каких приоритетов придерживаетесь при работе с детьми. Расскажите, какие внутриотрядные традиции Вы используете. Поделитесь опытом, если таковой имеется, при работе на определенном возрасте детей.

5. «Хотите ли Вы рассказать мне что-нибудь еще, что может быть важным при совместной работе…» Примерно такой фразой Вам желательно заканчивать знакомство с Вашим напарником. Дайте ему возможность поделиться с Вами той информацией, которой он считает важным для Вас. Таким образом, Вы проявите к нему уважение, и Ваше сотрудничество начнется с хорошей ноты.

Главное правило, которое желательно использовать – УВАЖЕНИЕ. Старайтесь находить компромиссы для совместной деятельности и будьте откровенны, говорите напарнику

 

Более подробно это может выглядеть так:

1. Разговаривайте с напарницей и задавайте вопросы! Узнайте не только то, что касается работы (сколько смен была в лагере, который раз именно в этом, с каким возрастом работала раньше, что умеет делать – петь, танцевать, рисовать и т.д.), но и то, что касается личности вашей напарницы (ее привычки, любимые и нелюбимые блюда и хобби).

7 стр., 3122 слов

Основы социальных отношений

... группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как ... и т. д. В формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями, объединяющие друзей и единомышленников. Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает ...

Отдельной и очень важной темой для разговора может и должно стать здоровье. Расскажите друг другу о хронических заболеваниях и аллергиях (если они у вас есть) – мало ли что может случиться на смене!

2. Определитесь с обязанностями. Вы умеете танцевать и можете поставить танец с детьми, а ваша напарница закончила художественную школу, поэтому с легкостью поможет детям оформить отрядный уголок и т.д. Кто занимается в вашей паре финансами, кто творчеством, кто дисциплиной, кто общением с родителями?.. Все это желательно решить в первый же день.

3. Выработайте свои правила общения. Основные: не ругаться и не выяснять отношения при детях; не отменять и не обесценивать решения и команды друг друга, не обсуждать личность напарницы или ее поступки с детьми и не давать детям говорить о ней плохо; прикрывать друг друга, предупреждать напарницу об отлучках или проблемах. К этим правилам вы можете добавить свои, которые помогут избежать ссор и конфликтов.

4. Если есть время и возможность, поиграйте. Подойдут те игры, где вы должны понимать друг друга (крокодил или «пойми меня»), угадывать мысли («погружение»), делать что-то вместе: например, прыгать через скакалку вдвоем. Или вот еще задание: возьмитесь за руки, а свободными (ваша левая, ее правая) порежьте бумагу, завяжите шнурки и т.д.

Хорошая игра для знакомства «Я никогда…». У вас должно быть много однородных предметов: камушков, пуговиц, конфеток или орешков. Вы начинаете: «Я никогда не летала на самолете». Если напарница летала – ей предмет. Она говорит: «Я никогда не работала со старшим отрядом». Вы работали – берите предмет. Нет – не берите. Задача: набрать больше предметов, чем напарница. Заодно побольше узнаете друг о друге.

От первого контакта, разговора в первый вечер во многом зависит успешность работы на смене. Не старайтесь казаться лучше, чем вы есть: за 21 день совместного проживания и работы все равно всё станет явным, так что смело говорите о своих достоинствах, недостатках и вредных привычках и постарайтесь вызвать такое же доверие у напарницы.

И всегда помните: ваша напарница, как любой человек, заслуживает внимания и уважения! Если вы с ней будете в хороших отношениях, никакие внешние обстоятельства не смогут испортить вам смену.

 

На смене вы с напарником как один человек, поэтому напарника надо:

Уважать!

Любить!

Холить и лелеять!!!!!!!!!!!

Всякие мелкие и крупные приятности

Всегда надо думать о напарнике (что-то получить за него и т.д.)

Заботиться о напарнике: давать ему поспать, отдохнуть и т.д.

 

Особенности и важности.

Напарники всегда придерживаются одной точки зрения. (Если один сказал «нельзя», другой не может разрешить!).

Поэтому обо всем надо договариваться заранее!

Обычно автоматически получается, что обязанности распределяются. Например, один вожатый становится более строгим. Но нельзя забывать, что если вы становитесь «добрым» вожатым, вашему напарнику придется стать «злым», а это не всегда приятно.

6 стр., 2670 слов

Конфликты в ДОЛ

... эмоции, значит, снят только повод, а проблема была в другом и осталась не разрешена. Поводом (инцидентом) к конфликту чаще всего выступают конфликтогены - слова или действия, ... самовыражения детей; - целенаправленно работать над положительным климатом и благополучными отношениями в отряде (то есть проводить внутриотрядные дела и формировать внутриколлективные традиции: особые «Огоньки», веселые ...

Авторитет напарника. Говорить детям про другого вожатого хорошие вещи, если у него недостаточно высокий авторитет. Обращать их внимание на положительные качества.

На вожатские чаи и планерки (вечерние или утренние) ходить по очереди!!!

Ситуация: один вожатый не может уложить шумную палату спать. Надо ли второму вожатому ему помочь? (с одной стороны, этим он подорвет его авторитет, с другой, если он не вмешается, дети не улягутся).

Все друг другу рассказывать, в особенности об отряде (о каких-то ситуациях, проблемах).

Договориться о таких мелочах, как возраст (если напарник не говорит детям, сколько ему лет на самом деле) и о таких важных вещах, как кто проводит зарядку, кто ведет огоньки (конечно идеальный вариант – всё по очереди, но бывает, что удобно по-другому).

Отношения напарников. Если напарник что-то делает неправильно (по вашему мнению) или как-то обижает, надо ли высказать это сразу или сохранить атмосферу на отряде? Можно завести тетрадку («Дупло Дубровского»), куда напарники будут писать друг другу. Часто бывает проще написать что-то чем сказать в глаза.

Важно распределение обязанностей. Не забыть про бытовые проблемы, которые ложатся на плечи вожатых!!! Надо договориться заранее с напарником, кто что делает.

 

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ РАЗГОВОРА В ПРИСУТСТВИИ ДЕТЕЙ

· выяснение отношений между вожатыми;

· обсуждение детей;

· обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;

· решение вопросов личного характера.

 

Кодекс настоящего напарника

1. Кто бы ни был человек — он твой напарник, вам вместе работать. От него зависит, будет ли смена хорошей. А потому — люби его.

2. Стремись к пониманию напарника, его мыслей и порывов.

3. Никогда не спорь и не выясняй отношения с напарником при детях — им незачем знать, что что-то у их вожатых пошло не так. Для детей вы — лучшие и самые дружные, они гордятся вами.

4. В вожатской, при закрытых дверях и задернутых шторах, убедившись, что никто вас не слышит, договоритесь с напарником о распределении обязанностей на отряде, в таких же условиях нужно решать недоразумения и искать выход из сложных ситуаций.

5. В то же время не забывай, что твой напарник — только твой напарник. Его личная жизнь тебя не касается, более того, не стоит на смене делать так, чтобы его личная жизнь стала твоей личной жизнью, ибо тогда он перестанет быть тебе напарником, а лишь с напарником можно работать на одном отряде.

6. Заботься о твоем напарнике, ибо ты любишь его и хочешь, чтобы он был в хорошем расположении духа и полным энергии — она требуется детям.

7. Помни, что твой напарник заботится о тебе, ибо любит тебя и хочет, чтобы ты был в хорошем расположении духа и полным энергии — она требуется детям, и он об этом помнит.

8. Дай напарнику отдохнуть, не ругай его, ибо все мы можем ошибаться, а тихо сядьте и обсудите ситуацию.

9. Сделай так, чтобы твой напарник всегда знал, где ты находишься, ибо ему может понадобиться твоя помощь.

10. Если к середине смены вы начинаете понимать друг друга с полуслова, с одного взгляда и одновременно говорите одни и те же слова, то это значит, что вы СРАБОТАЛИСЬ!

5 стр., 2172 слов

Социальные конфликты 5

... конфликтов на другом уровне с иными участниками. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта; острота конфликта; длительность конфликта; - последствия конфликта. 1.2. Причины конфликта. Причина конфликта ... инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Наиболее ...

11. Если ты не выполнял эти правила на смене, то ты не можешь полностью зваться напарником того человека, с которым ты работал на одном отряде…

 

Взаимопонимание и уважение между напарниками-вожатыми — половина успеха смены. Сработаться можно как со своим Альтер-эго противоположного пола, так и с полной противоположностью. Главное относится к взаимоотношениям как к части рабочего процесса, тогда возможные конфликты вы будете принимать не как неуважение вас самих, а как неудачу на работе.

Если удалось познакомиться со своим напарником заранее и до смены обговорить, как будет строиться работа на отряде – вам повезло. Если нет, то в конце первого рабочего дня (или во время тихого часа, если заезд был в первой половине дня), надо провести «планерку» для вожатых вашего отряда. Главное правило — проговаривать все до мелочей. То, что для вас ясно как дважды два, может означать вовсе не то же самое для вашего коллеги.

Идеальные напарники – лидер и исполнитель. Но сработаться могут и два лидера, которые просто разделят сферы влияния, и даже два исполнителя, которые будут четко следовать инструкциям. Конечно, в отряде, который возглавляют два лидера, будет куда интересней, чем под руководством двух исполнителей, но хорошо и комфортно детям может быть и в том, и в другом случае.

Если Вы новичок, то не стоит рваться вперед. Ваш напарник может быть не самым лучшим вожатым, но он, несомненно, больше вас знает о жизни в лагере, и, поскольку он работает не впервые, значит, его работа была оценена по достоинству. Прислушивайтесь к тому, что говорит ваш напарник, учитесь у него. Не стоит пытаться доказать ему, что вы тоже на что-то способны. Общение вожатых – это не состязание. Если вы и в самом деле хороший вожатый, это будет видно по вашей работе.

Не старайтесь отбить лидерство, проявляйте инициативу тогда, когда твердо знаете, что поступаете правильно. Если не уверены – посоветуйтесь с напарником. Ничего страшного, если свою первую смену в лагере вы будете работать «с оглядкой» на напарника. За это время вы наберетесь достаточно опыта и знаний, чтобы в следующий раз проявить себя.

Главное правило опытных вожатых, которым в напарники достался новичок – не дави авторитетом! Не стоит выпячивать свой профессионализм, следить за каждым шагом и постоянно, даже по мелочам, объяснять, что и как делать. Напарник – не «пионер», его не надо воспитывать. Во-первых, взрослого человека перевоспитать не так-то легко, а во-вторых, подобный чрезмерный контроль усложняет вам жизнь. Грамотно налаженные рабочие отношения с напарником облегчают работу, вы же, контролируя каждый его шаг, взваливаете себе на плечи еще одну обязанность.

Если у вашего менее опытного напарника не получается что-то делать, не стоит ругаться и настаивать, проще взять эту обязанность на себя, особенно если вы можете с ней справиться лучше, взамен отдав ему что-то из того, что делали ранее вы.

К сожалению, далеко не всегда возникает дружба и взаимопонимание между вожатыми. Как бы ни сложились отношения с напарником, надо помнить основной постулат вожатского общения: при возникновении конфликтов ваши отношения никак не должны отражаться на детях. Для них вы всегда должны оставаться друзьями, все конфликты и недоразумения оставляя за дверьми вожатской. Если наладить отношения не получается никак, следует свести общение к минимуму, максимально разделив сферы влияния.

13 стр., 6437 слов

Анализ причин межличностных конфликтов на производстве

... конфликтологии. Такое отнесение базируется на широком смысле юридического (юридически оформленного) конфликта. Они понимают под конфликтом любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями ... Ковалев А.Г., Гришина Н.В. и др.), страшен не сам по себе конфликт, а деструктивный конфликт, приводящий к серьезному рассогласованию в работе всей организации.Целью настоящей работы ...

Обида между напарниками не только разъедает изнутри, но и совершенно дезорганизует. Не забывайте, что не каждый способен с ходу вписаться в бурлящий ритм лагерной жизни. Каждый должен выполнять свою работу по мере возможности. Тем более что дети и сами обязательно вознаградят наиболее активного и интересною вожатого своим искренним доверием, а также признательностью и дружбой. Бывает очень приятно, когда ре­бятишки чуть ли не каждый день дарят свои рисунки и поделки или даже посвящают стихи.

Недопонимания между напарниками, а еще хуже высказывания приводят к возникновению совершенно невыно­симой конфликтной атмосферы. Дети обычно остро чувствуют напряженность между вожатыми в отряде, поэтому либо стара­ются так или иначе помирить взрослых, либо отдаляются от них. Но в любом случае они лишаются изрядной доли внимания со стороны вожатых, поскольку вся энергия последних направ­лена исключительно друг на друга, на выяснение отношений. Кроме того, если взрослые не могут мирно разрешать возникающие между ними проблемы, так разве есть смысл ждать доб­рожелательного отношения друг к другу у детей?

И еще раз — перед приездом детей вам с напарниками следует договориться о трех вещах:

· все ваши требования к детям должны быть едины. Иными словами, подопечные должны четко осознавать, что если один из вожатых что-то не разрешает делать (напри­мер, выходить за территорию лагеря без сопровождения взрос­лых), то и другие его наверняка поддержат. Если один из вожатых будет что-нибудь запрещать, а другой это же самое разрешать, ни о какой дисциплине в отряде не может идти и речи. Проще говоря, вожатые также должны находиться в отряде на равном положении, чтобы не было среди них главных и подчиненных. Это позволит ребятишкам избежать деления вожатых на «злых» и «добрых»;

· вожатые никогда не должны выяс­нять отношения на глазах у детей, более того, жаловаться последним на других вожатых или руководство. В после­днем случае дети просто сознательно втягиваются в вожатские распри. Это очень сильно подрывает авторитет, причем в пер­вую очередь, самого же незадачливого воспитателя. Именно поэтому старайтесь откладывать свои споры на время после отбоя;

· если между вожатыми существуют какие-либо разногласия, поднапрягитесь и общие интересы, все же, поставьте немного выше личных, хотя бы на время смены отложите свои претензии друг к дру­гу. Только взаимная поддержка и выдержка позволят вам с честью выйти из различных, сложных ситуаций, которые так нередки в оздоровительном лагере.

 

От взаимоотношений напарников на смене зависит очень многое в отряде!

Внимание! Запомните: как только в пределах видимости появится хотя бы один ребенок из вашего отряда, вы с напарницей становитесь одной командой, понимающей друг друга с полуслова.

 


 

Конфликтология

Само понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.

Несмотря на многозначность, термин «конфликт» имеет вполне определенный смысл, так или иначе проявляющийся во многих определениях.

Во-первых, конфликт должен восприниматься его участниками. Многие ситуации, которые могли быть расценены, как конфликтные, на самом деле не являются таковыми, т.к. люди, вовлеченные в них, не воспринимают свои взаимоотношения как конфликтные.

Во-вторых, для возникновения конфликта необходимы противоречия в мотивах, интересах, ценностях, позициях, по крайней мере, двух сторон. Исключением, как может показаться, является внутриличностный конфликт, однако и здесь имеют место расхождения между реальной и желаемой для индивидуальности ситуацией.

В-третьих, конфликт — это всегда борьба за обладание ресурсами — деньгами, работой, престижем, властью, временем — которые ограничены и которые приходиться распределять между сторонами, заинтересованными в их получении.

Интересно проследить развитие взглядов на конфликт в социальной психологии и его преломление в условиях детского временного коллектива (ДВК).

Традиционное понимание конфликта отличается простотой: он раз и навсегда должен быть исключен из жизни ДВК. Любой конфликт рассматривается как деструктивный и воспитатель должен избавиться от него как можно скорее. Педагоги убеждены, что конфликт в условиях временного детского коллектива – это признак неэффективной работы воспитателей и руководителей. Такой взгляд на конфликт перестал быть удовлетворительным. Современный взгляд на конфликт признает его ценность для любой организационной системы. Отсутствие конфликта в ряде случаев приводит к застою во взаимоотношениях людей и групп, препятствует изменениям, имеющим целью приспособление организации к динамичным условиям существования. Поэтому ответственность педагога состоит в регулировании уровня конфликта в группе, своими действиями он должен обеспечивать его минимальный необходимый уровень и обеспечивать профилактику конфликтов, несущих угрозу групповой сплоченности и нормальному ходу работы. Группы (отряды/бригады), испытывающие дефицит конфликта, имеют тенденцию «впадать в спячку», демонстрируют отсутствие творчества, неспособность принимать решения. Слишком частые конфликты, наоборот, разъедают деятельность отряда из-за постоянных стычек, неудовлетворенностью межличностными отношениями, отсутствия сплоченности. Приемлемый уровень конфликтности направляет энергию подростков в конструктивное русло.

Типы конфликтов и формы их проявления

В связи с этим, важное значение приобретает понимание различий между конструктивным и деструктивным конфликтом.

Любой процесс предполагает прохождение определенных стадий. В нашем случае – стадий развития ДВК. Эти стадии всем хорошо известны, они отражаются в логике реализации программы лагерной смены и представляют собой определенные периоды: организационный, основной и итоговый периоды.

Переход с одного периода на другой сопровождается конфликтами, которые могут протекать в открытой (явной) и скрытой (латентной) форме. В данном случае идет речь о так называемых конструктивных (функциональных) конфликтах, которые в результате приводят к повышению эффективности реализации программы лагеря и уровня взаимодействия между участниками лагерной смены. Неумелая организация педагогического процесса порождает деструктивные (дисфункциональные) конфликты, которые приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества, сплоченности и эффективности работы ДВК в целом.

Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтных ситуаций. Слишком часто педагоги считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей. Однако психологический анализ данного феномена показывает, что «виноваты» другие факторы.

Рассмотрим подробнее виды конфликтов и причины их возникновения.

Первую группу конфликтов в условиях ДВК условно можно назвать функциональными — они отражают динамику развития ДВК. Здесь следует различать:

Конфликт третьего дня. Возникновение конфликтных ситуаций на третий день обуславливается психологическими особенностями адаптации к новым условиям. К третьему дню общая эйфория ребенка, вызванная новыми условиями жизнедеятельности, проходит и начинается активный поиск собственной позиции и места в новом коллективе. Начинает остро переживаться оторванность от привычных условий, родителей, друзей. Повышается уровень ситуативной тревожности. Все эти факторы значительно увеличивают вероятность возникновения конфликтов в коллективе. Лучшая профилактика конфликтности в отряде — насыщенная совместная деятельность подростков.

Конфликт седьмого дня. Конфликты на 6-7 день обусловлены окончанием процессов адаптации. Происходит осмысление подростком своей позиции, статуса, уровня принятия и т.д. Как правило, эти конфликты связаны с личной неудовлетворенностью и притязаниями ребенка. В качестве профилактики конфликтов, которые могут быть очень деструктивными, рекомендуются игры и упражнения, ориентированные на получение обратной связи и социально-перцептивной направленности.

Конфликт 14 дня. Данный конфликт приходится на середину смены и сопровождает празднование так называемого «экватора». Здесь происходит первая оценка коллективного взаимодействия, оцениваются его успехи и неудачи (как следствие ищутся виновные), происходит пересмотр личных позиций, статусов и т.д. Зачастую открыто высказываются недовольства. Данный этап реализации смены требует от педагогического процесса работы с ожиданиями и чувствами подростков. Если в отряде конфликтная ситуация очевидна, следует провести конфликтный тренинг или огонек. В случае внешне благополучной ситуации в коллективе ограничиться можно тематическим огоньком (например «Если бы не ты…», «Мой новый лучший друг» т.д.)

Конфликт 20 дня.Лагерная смена подходит к концу. Подросток оценивает оправданность своих ожиданий, свое участие, свои успехи и неудачи. Это так называемый конфликт личной удовлетворенности. Его профилактикой могут стать «ситуации успеха», созданные педагогами.

В основе второй группы конфликтов лежит принцип субъекта-носителя конфликта. В зависимости от субъектов конфликтных ситуаций различают:

Внутриличностный конфликт.Этот тип конфликта не соответствует тому определению конфликта, которое мы дали выше. Однако, его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Самая распространенная форма – ролевой конфликт. Ролевой конфликт имеет место тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, различные требования предъявляются двумя педагогами.

Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что организационные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.

И наконец, внутриличностный конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и коллективе, а также со стрессом.

Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В условиях ДВК он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба за лидерство и руководство, за ограниченные ресурсы, время использования оборудования или одобрение.

Межличностный конфликт может проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды таких людей отличаются в корне.

Конфликт между личностью и группой.Детские коллективы, как и любые группы, устанавливают нормы поведения. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности (потребности в причастности, признании, оценке, дружбе, любви).

Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, подростки могут расценить «чрезмерное» усердие отдельного ребенка как негативное поведение.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей подростков, обусловленных системой самоуправления. Например, командир отряда может выдвигать правила и требования, оправданные ситуацией, но которые могут оказаться непопулярными в глазах других подростков. В ответ группа может изменить свое отношение к командиру.

Межгрупповой конфликт.Лагерь состоит из нескольких дружин и отрядов. Даже при самой лучшей организации таких лагерей могут возникать конфликты между большими группами (дружинами или отрядами).

Такие конфликты приводят к сильной сплоченности подростков (внутри своей группы), однако самым деструктивным образом отражаются на реализации программы смены. Однако, такие конфликты очень редки.

Другим примером межгруппового конфликта могут быть конфликты между неформальными группами. Часто из-за различия целей, ценностей начинают конфликтовать друг с другом различные микрогруппы внутри отряда. Хорошо известны, например, конфликты между мальчиками и девочками в младших отрядах.

Основными причинами любого конфликта являются ограниченность ресурсов, взаимозависимость, различия в целях, в представлениях, ценностях, манере поведения, а также плохие коммуникации.