Конфликты в ДОЛ

Конфликты в детском оздоровительном лагере

 Психологические механизмы возникновения и способы их разрешения 

Конфликтологии как науке пошел уже второй век. И за этот период ученые раскрыли много закономерностей протекания конфликта и управления им. Конфликты имеют многообразные области своего проявления. Но особенно острые проблемы они создают в педагогической сфере, поскольку в ней присутствует ребенок — формирующаяся личность.

Что такое конфликт? Какими он обладает характеристиками?

Конфликт в самом обобщенном виде понимается как столкновение (от лат. conflictus — столкновение), противоречие. Сталкиваться могут цели, интересы, позиции, мнения и взгляды, культуры и т. п. Особенно острыми могут быть такие столкновения во временном детском коллективе оздоровительного лагеря.

 

Функции конфликта и его динамика

(стадии протекания)

В массовом педагогическом сознании существует мнение о том, что в конфликтной ситуации в большинстве случаев реализуется деструктивная функция — когда протекание конфликта наносит разрушающее воздействие на сферу отношений, деятельности либо личностную сферу. Однако в конфликте вполне может реализоваться и конструктивная функция — в том случае, когда процесс и результаты конфликта способствуют развитию личности или коллектива, преодолению разногласий и движению вперед. Кроме того, в конфликте присутствует также диагностическая функция — реализуемая тогда, когда происходит осознание существующих проблем и противоречий, понимание необходимости и путей изменений.

Динамика конфликта находит свое выражение в следующих стадиях протекания:

1. Предконфликтная стадия — стадия ухудшения эмоциональных состояний, нарастания напряженности, ухудшения отношений.

2. Стадия конфликтного взаимодействия — на этой стадии возникает собственно конфликтное взаимодействие, чаще всего направленное на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений и целей.

3. Постконфликтная стадия — стадия улучшения (либо сохранения напряженных) отношений и эмоционально-психологических состояний.

7 стр., 3114 слов

1. Конфликт в межличностных отношениях

... Сфера возникновения и проявления конфликта: социально-политические конфликты, межэтнические конфликты, конфликты в сфере производства, услуг, торговли. В научных подразделениях Конфликты воинских подразделений (деформация в уставных отношениях) В условиях изоляции. Семейные конфликты. Супружеские конфликты. ... стороне и условиях протекания конфликта) Условия протекания конфликта (соц-временные рамки, ...

 Виды конфликтов

Классифицировать виды конфликтов можно по наличию тех или иных участников конфликта. Так, если в конфликте в качестве участников выступают две стороны одной личности — это внутриличностный конфликт. Если в конфликте принимают участие две или несколько личностей — это межличностный конфликт. Когда конфликтуют личность и группа либо несколько группировок в группе — это внутригрупповой или личностно-групповой конфликт. И наконец, когда конфликтуют две или несколько групп — это межгрупповой конфликт.

 

Формула конфликта

Для эффективного психолого-педагогического анализа конфликта некоторые исследователи предлагают опираться на формулу конфликта, которая отражает его структуру:

Конфликт = проблема, причина конфликта + стороны, участники конфликта + конфликтная ситуация + повод (инцидент) к конфликту.

Проблема, причина конфликта чаще всего проистекает из двух сфер — сферы отношений либо сферы деятельности.

Конфликты деятельности разрешаются достаточно быстро и чаще всего конструктивно, если не добавляется конфликт отношений. Конфликт отношений разрешается сложнее, поскольку может дополняться внутриличностным конфликтом (т. е. проблемным отношением к себе).

Сторонами, участниками конфликта могут становиться две стороны одной личности, несколько личностей или несколько групп.

Конфликтная ситуация развивается по стадиям конфликта.

На первой — предконфликтной — стадии важно улавливать сигналы конфликта, к которым относятся: дискомфорт, нарастание тревожности, рост числа каких-либо недоразумений (забыл, перепутал, недослышал и т. п.), кризис (способность проявлять физическую агрессию).

Если вы заметили наличие данных сигналов, а также нарастание в коллективе напряжения, ухудшения эмоциональных состояний, раздражительности, апатии, ухудшения отношений, то можно утверждать, что вы диагностируете конфликт, даже если пока он имеет скрытый характер и не проявлен как социальное явление.

На второй стадии — стадии конфликтного взаимодействия — следует учитывать возможные стратегии поведения в конфликте: компромисс, избегание (уход), подавление, соперничество и сотрудничество.

На третьей — постконфликтной — стадии необходимо анализировать эмоции участников конфликта. Если они улучшаются, значит, конфликт разрешен. Если сохраняются негативные эмоции, значит, снят только повод, а проблема была в другом и осталась не разрешена.

Поводом (инцидентом) к конфликту чаще всего выступают конфликтогены — слова или действия, провоцирующие конфликт. В качестве ведущих конфликтогенов в современной психолого-педагогической науке выделяются такие:

— стремление к превосходству,

— проявление эгоизма,

— проявление агрессии.

 

Способы разрешения конфликта

К наиболее традиционным способам разрешения конфликтов относятся следующие:

— приглашение третейского судьи (независимого третьего);

4 стр., 1795 слов

Стадии человеческого развития

... социума, а разрешение конфликтов на более поздних возрастных этапах становится все более зависимым от внутренних факторов. Стадии человеческого развития Стадия развития Психосексуальные стадии и методы взаимодействия ... детей одно «баловство», то это способствует развитию у них чувства неполноценности. Посещение школы и отношение со стороны учителей оказывает большое влияние на уравновешенность его ...

— создание ситуации успеха;

— переключение на деятельность;

— организация стола переговоров;

— драматизация конфликта (игровое проигрывание сюжета и ведущих ролей конфликта).

 

Картография конфликта

Психолого-педагогический анализ конфликта может осуществляться с помощью картографии конфликта. Картография конфликта предполагает составление карты конфликта благодаря нахождению ответов на следующие основные вопросы:

— В чем суть проблемы, какова основная причина конфликта?

— Кто есть основные стороны — участники конфликта?

— Чего они хотят?

— Почему они хотят того, чего хотят?

— Каковы основные пути решения, удовлетворяющие обе стороны?

 

Конфликты на разных этапахстановления временного коллектива

детского оздоровительного лагеря

Закономерности развития временного детского коллектива (ВДК) исследуются учеными уже достаточно давно. И поэтому характеристики, специфика и динамика развития ВДК сегодня хорошо известны. На какие конкретные детали необходимо обращать внимание на разных этапах развития ВДК?

Временный детский коллектив, как известно, формируется на определенный временной период (в лагере это чаще всего смена в 21 день либо профильные смены от 3 до 7-10 дней).

Временный коллектив детского лагеря имеет достаточно простую структуру (органы самоуправление, творческие группы либо советы дел на конкретные события), которая предоставляет возможность для самореализации и успеха не только лидерам, но и детям, имеющим неуспех в постоянном коллективе.

Важно учитывать динамику развития временного детского коллектива, которую большинство современных авторов определяют следующим образом.

1-й этап (1-6-й дни) — этап адаптации

Здесь необходимо как можно быстрее:

— познакомить детей;

— разобраться в их личностных особенностях;

— сплотить коллектив через совместную деятельность;

— увлечь их перспективой предстоящей жизни в лагере;

— закрепить освоение режимных моментов;

— выбрать органы самоуправления и структурировать отряд (поделить на группы, звенья, команды и т. п.);

— провести как можно больше творческих дел, не требующих особенно тщательной подготовки;

— организовать по возможности успех отряда на общелагерных мероприятиях;

— стимулировать доверие и доброжелательность в коллективе.

2-й этап (6-12-й дни) — этап индивидуализации

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно ... собой. Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: ... Произвести первое впечатление - это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно ...

На этом этапе необходимо:

— создать условия для самореализации и творческого самовыражения детей;

— целенаправленно работать над положительным климатом и благополучными отношениями в отряде (то есть проводить внутриотрядные дела и формировать внутриколлективные традиции: особые «Огоньки», веселые «кричалки» и т. п.);

— каждодневно организовывать деятельность для проявления интересов разных детей: интеллектуальную, спортивно-туристическую, кружковую, досуговую;

— прогнозировать возможные конфликты, которые могут появиться, поскольку дети уже освоились и начали свободнее себя вести.

3-й этап (12-18-й дни) — этап интеграции

На данном этапе необходимо:

— своевременно корректировать негативные психологические состояния детей;

— формировать положительные отношения между мальчишками и девчонками;

— оказывать реальную помощь в реализации личности ребенка, укреплять ощущение его нужности, полезности для всего коллектива;

— стимулировать и закреплять реальные достижения детей.

4-й этап (18-21-й дни) — этап подготовки к расставанию

В этот период важно:

— анализировать личностные и групповые эмоциональные состояния;

— подвести итоги смены, не забыв отметить за что-либо каждого ребенка;

— удерживать дисциплину;

— помочь закрепить детям приобретенный ими успешный новый опыт;

— помочь отрефлексировать новые достижения детей;

— внутриотрядными делами поддержать эмоциональный подъем детей.

 

Типология конфликтов

в детском оздоровительном лагере

Типы основных конфликтов в детском оздоровительном лагере (ДОЛ):

Конфликты в системе «взрослые — взрослые»:

вожатый — администрация;

вожатый — родитель;

вожатый — вожатый.

 

Конфликты в отношениях

«вожатый — администрация»

Конфликты в отношениях «вожатый — администрация» чаще всего возникают из-за нарушений норм жизнедеятельности ДОЛ (как вожатыми, так и детьми), невыполнения должностных обязанностей, требований администрации и т. п.

Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:

— четкое знание своих функциональных обязанностей;

— обращение за консультацией к более опытным вожатым, методистам;

— неэмоциональный анализ ситуации, объективная рефлексия;

— компромиссный подход к разрешению ситуации;

— демонстрация неагрессивного и непротестного поведения во взаимодействии с представителями администрации.

— наличие четких договорных отношений (подписанный договор).

 

Конфликты в отношениях

«вожатый — родитель»

Конфликты и проблемы в отношениях «вожатый — родитель» чаще всего связаны с претензиями к детям со стороны вожатых (например, они не выполняют элементарные требования и нормы, проявляют агрессию и т. д.), с претензиями родителей к вожатым из-за поведения детей (недостаточное внимание уделяется индивидуальным запросам ребенка, плохо организована жизнедеятельность детей и т. п.).

Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:

— правильно выстраивать общение с родителями (умение выслушать, не проявлять агрессию, не предъявлять сразу весь комплекс претензий, не обвинять родителей в плохом воспитании ребенка и т. д.);

— четко сформулировать собственные требования к деятельности и поведению ребенка, без обвинения его на личностном уровне;

— правильно объяснить родителям, дать им понять суть сформулированных педагогических требований;

— привлекать в случае необходимости «независимого третьего» из администрации, но не развивая при этом конфликт вширь, а совместными усилиями осуществляя поиск наиболее продуктивного решения.

И просто учесть, что все родители: а) хотят, чтобы их дети не «испортились» после лагеря; б) надеются, что их дети за период оздоровительной смены не будут обделены индивидуальным вниманием; в) хотят слышать, что их ребенок очень хороший; г) желают, чтобы дети просто нормально отдохнули.

 

Конфликты в отношениях

«вожатый — вожатый»

Конфликты в отношениях «вожатый — вожатый» обычно возникают из-за следующих типичных проблем: конкуренция лидеров в вожатском отряде; разница темпераментов, которая может восприниматься как лень или нерешительность; лень одного из вожатых в отряде (нежелание работать); недостаточное освоение вожатым элементарных основ своей профессиональной деятельности; конкуренция за любовь детей или потребность одного из напарников быть «хорошим» для детей и вследствие этого его нетребовательность по отношению к детям, когда требования вынужден предъявлять только один из вожатых; ревность к успешности напарника; разные представления о сущности вожатской работы и т. п.

Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:

— четкое распределение профессиональных обязанностей между напарниками-вожатыми;

— изменение пары вожатых в отряде по сезонам, предоставление возможности попробовать себя в разных социально-профессиональных ролях;

— везде и всегда помнить, что мнение может быть у каждого свое и каждый имеет потребность быть успешным.

 

Типы конфликтов

в системе «взрослые — дети»

Конфликты в системе «взрослые — дети» включают в себя следующие типичные случаи:

— «вожатый — ребенок»;

— «администрация — ребенок»;

— «обслуживающий персонал — ребенок».

 

Конфликты в отношениях

«вожатый — ребенок»

Конфликты в этой сфере отношений происходят чаще всего по следующим причинам: а) нарушение дисциплины; б) невыполнение ребенком поручений; в) неумение детей жить в коллективе; г) разница темпераментов и т. д.

Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:

— не следует каждое происшествие возводить в статус конфликта. Каждая проблемная ситуация приносит какую-то пользу, должна чему-то научить и вожатого, и ребенка. Важно учиться видеть потенциал каждого растущего человека;

— укрепление положительного эмоционально-психологического климата в отряде. Проведение «междусобойчиков», появление традиций отряда цементируют коллектив и снижают количество конфликтов.

 

Конфликт в отношениях

«администрация — ребенок»

Принимая то или иное педагогическое решение по выходу из возникшего конфликта, администратору необходимо помнить, что мы, взрослые, уже повзрослели, а ребенок — развивающаяся личность, и этой личности нельзя нанести вред.

 

Конфликт в отношениях

«обслуживающий персонал — ребенок»

Как и любой другой, конфликт в отношениях «обслуживающий персонал — ребенок» необходимо решать с учетом требований общечеловеческой и профессиональной этики, но с максимальной педагогической пользой для ребенка. Взрослым следует всегда помнить, что эффективно управлять конфликтом — это значит «пошагово» искать благоприятные способы его разрешения.

 

Конфликты в системе «дети — дети»

Конфликты этого типа включают в себя следующие разновидности:

— «ребенок — ребенок»;

— «ребенок — группа»;

— «группа — группа» (наиболее распространенный случай — группировки в отряде).

Большинство конфликтов в данной системе может быть обусловлено следующими причинами: возрастными особенностями (возрастной психологический кризис, гормональный взрыв и т. п.), неадекватной самооценкой (вследствие этого, например, неоправданные амбиции), конкуренцией, борьбой лидеров и т. д.

Возможные варианты педагогических действий по предупреждению и разрешению конфликтов в данной системе отношений:               

— как можно скорее остановить конфликт, развести противников в разные стороны;

— поддерживать «слабого» в обострившейся конфликтной ситуации;

— учить детей продуктивно разрешать конфликты;

— минимизировать число участников конфликта;

— максимально загружать деятельностью;

— своевременно разрешать мелкие недоразумения, не давая им возможности перерасти в конфликт;

— постараться найти «нишу» для каждого лидера;

— создать коллективу общую ситуацию успеха.

 

Логика развития смены: особенности разрешения конфликтов в кризисные периоды

Периодизация смены в детском оздоровительном лагере включает в себя следующие основные периоды:

1. Организационный. Обычно длится 3-4 дня, в течение которых закладываются установки и образ жизнедеятельности на всю смену. Это, проще говоря, время привыкания к новым условиям и ролям.

2. Основной. Характеризуется наличием следующих явлений:

— делового сотрудничества, при котором необходимо помочь ребенку реализовать себя в общественных отношениях, внести новизну в деятельность, положительно оценить каждого;

— скрытых внутренних конфликтов, при которых важно не допустить возникновения равнодушия к деятельности у детей, особенно у тех, кто еще не пережили успех; важно также обозначить ту ближайшую коллективную цель, ту деятельность, которая была бы актуальна, значима, интересна всем;

— морально-волевого напряжения, при котором важно укрепить коммуникативно-целевое единство в отряде, организационно поддержать и страховать детей в процессе каждодневной жизнедеятельности;

— творческого союза единомышленников, при котором важно поддержать творческих лидеров и одновременно обеспечить единство отряда;

— межколлективных связей, обеспечивающих содержательно-емкое взаимодействие отряда с другими коллективами в лагере, сопровождаемое закреплением отрядного успеха.

3. Итоговый. Обычно включает в себя подведение итогов на всех уровнях. Важно укрепить единство отряда, поддержать эмоционально-положительный настрой во взаимоотношениях, не забыть отметить и публично поблагодарить каждого ребенка за достижения и индивидуальный вклад в общую жизнедеятельность.

 

Кризисные (конфликтные) периоды

в жизнедеятельности

детского оздоровительного лагеря

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях многократно доказано, что, несмотря на психологически благополучный педагогический коллектив ДОЛ, интересно организуемую жизнедеятельность детей, у них во время проживания там всё же наступают определенные кризисные периоды, обусловленные спецификой самого пребывания в ВДК.

 

 

Кризисные периоды пребывания в ВДК

 

Поведение вожатых

Первый кризисный период можно обозначить как «пик трудности». Он обычно приходится на 3 – 4-й дни и выражается в конфликтности детей.

Постарайтесь не обострять ситуацию, будьте внимательней к детям, мягче в общении с ними.

Второй кризисный период — «пик привыкания» — выпадает, как правило, на середину смены и характеризуется снижением интереса у детей к жизнедеятельности в ДОЛ, развитием равнодушия к занятиям и поручениям и т. п.

Запланируйте на этот период больше интересных дел, сюрпризов и неожиданных занятий (встреча рассвета, утренняя рыбалка, день сюрпризов и розыгрышей и т.д.)

Третий период — «пик усталости» — наступает перед концом смены. Дети уже стали уставать от жизни в большом коллективе, у них возрастает раздражительность и конфликтность.

Запланируйте больше игр, спортивных соревнований, если возможно — плавания.

  

Способы снижения психологической напряженности в кризисные (конфликтные) периоды пребывания детей в оздоровительном лагере

Наиболее эффективные способы разрешения конфликтов и снижения эмоционально-психологической напряженности в кризисные периоды пребывания детей в оздоровительном лагере сегодня описывают многие ученые и педагоги-практики. Всю возможную совокупность такого рода способов можно свести к трем основным группам:

1. Аудиовизуальный способ. Общеизвестно, что определенные звуки голоса, тон и визуальный контакт снижают напряжение. Если голос начинает звучать тише — это дает сигнал к спокойствию. Кроме того, существенную роль играет разница в тоне и скорости речи. Если голос понижается, коммуникация становится менее категоричной, что невольно заставляет успокоиться.

2. Кинестетический способ (движения, положение тела).

Желательно, чтобы в периоды возникновения напряженности движения вожатых были предсказуемыми и точно рассчитанными, а не нервными и резкими. В ситуации конфликта фактически у любого человека возникает естественная потребность быстрее передвигаться, осуществлять резкие движения, но именно тогда вожатому или любому психологически подготовленному педагогическому работнику оздоровительного лагеря необходимо сознательно, с волевым усилием замедлить движения, свести жестикуляцию к минимуму, то есть продемонстрировать максимально спокойное поведение.

3. Вербальный способ. Вступая в речевой контакт с наиболее раздраженными детьми, необходимо сказать им что-то нейтральное или эмоционально положительное (может быть, упомянуть о том, чем они недавно успешно занимались), а затем ненавязчиво, косвенно, исподволь подсказать им наиболее адекватный способ конструктивного поведения, а значит, и следующий шаг коммуникативных действий.

 

Профилактика конфликтов в детском оздоровительном лагере

Наиболее педагогически продуктивным подходом к созданию системы профилактики конфликтов в детском оздоровительном лагере или на определенных этапах развития лагерной смены является формулировка в организационный период смены предельно четких норм жизнедеятельности в отряде, которые касаются не только соблюдения режимных моментов, но и взаимоотношений в отряде. Обозначенные правила и нормы должны не забываться и выполняться. Всё это зависит от последовательности выдвижения педагогических требований вожатых, от того насколько они не «забывчивы», последовательны, принципиальны в своих требованиях к детям, насколько они сами нацелены на то, чтобы пунктуально выполнять установленные нормы.

К таким общепризнанным нормам и правилам, выведенным из педагогической практики, можно сегодня отнести:

— недопустимость физической и вербальной агрессии (вожатый должен быть гарантом не только физической, но и эмоциональной безопасности детей);

— нравственный запрет на осмеяние любых предложений товарищей;

— необходимость соблюдения строгой конфиденциальности (информацию о конкретных детях не нужно «выплескивать» за пределы конкретного отряда, делать ее источником досужего обсуждения — она должна оставаться внутренним достоянием «отрядной семьи»).

Кроме обозначенных, общепризнанных сегодня правил вожатые могут предложить отряду совместно выработать собственные нормы и правила, регулирующие контекст их общей жизнедеятельности.