2. Причины внутриличностного конфликта

Конфликтология. Учебное пособие Буртовая Е.В

2. Причины внутриличностного конфликта

Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может “выскочить” из целостной системы противоречивых общественных отношений, которые в конечном счете детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир.

При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида:

1) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;

2) внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;

3) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Следует иметь в виду, что все эти виды причин конфликта взаимосвязаны, а сама их дифференциация достаточно условна. Речь идет по существу о единичных, особенных и общих причинах, между которыми, как и между категориями, их отражающими, существует диалектическая взаимосвязь. Например, внутренние причины конфликта есть результат взаимодействия личности и с группой, и с обществом, а не возникают сами по себе, ниоткуда.

Внутренние причины

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:

  • противоречие между потребностью и социальной нормой.
  • противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);
  • противоречие социальных ролей (допустим когда тебе надо и на производстве задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);
  • противоречие социальных ценностей и норм: (как соединить христианскую ценность “не убий” и долг защиты отечества на поле боя.)

Для возникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными. В противном случае человек из двух зол легко выбирает меньшее, а из двух благ — большее. И никакого конфликта не возникает.

24 стр., 11788 слов

Конфликт причины возникновения, пути предупреждения и преодоление конфликтов

... уступает, не избегает конфликта , не пытается совместно с оппонентом обоюдновыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию ... с внешними противниками , но и с различными внутренними «вредными элементами» не могла не отразиться на ... объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее. Жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более ...

Следующий вид причин вутриличностных конфликтов это

Внешние причины

Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены: положением личности в группе,2) положением личности в организации, 3) положением личности в обществе.

1 Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. В работе “Психология индивида и группы” выделяются в этой связи четыре вида ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт:

1) физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: (непогода, препятствующая уборке урожая; недостаточный доход, не позволяющий хозяйке приобрести то, что ей хочется; опущенный шлагбаум или часовой, не пропускающий в то или иное место;

2) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось);

3) биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в самом организме);

4) социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов).

2. На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как:

1) противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации (человека повысили в должности, дали в подчинение новых сотрудников, расширили функции и т.д., а права остались прежними);

2) противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда (во что бы то ни стало надо выполнить производственное задание, а техника старая и постоянно ломается);

3) противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями (требования одновременно повысить качество выпускаемой продукции и вместе с тем увеличить производство ее при неизменном оборудовании);

4) противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения. (В нашем недавнем прошлом в условиях жесткой плановой экономики в этой связи был популярен лозунг “план любой ценой”);

5) противоречие между производственными требованиями, нормами и традициями в организации, с одной стороны, и личными ценностями или потребностями, с другой. (Постоянная работа в выходные, вечные авралы, практика взяток и подношений, подхалимаж, привычка начальника приставать с ухаживаниями к подчиненным, систематические коллективные выпивки на работе и т. д. — такого рода требования, обычаи и нормы могут быть не приемлемыми для людей, не соответствовать их ценностям и потребностям);

25 стр., 12204 слов

Конфликт между личностью и группой

... (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть… ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ   Внутриличностный конфликт постоянно сопровождает любые конфликты (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые и т.д.), участником которых является данная личность. Но внутриличностный конфликт ...

6) противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации. (Многие люди в качестве жизненно важной цели стремятся к повышению квалификации, к самореализации, и если для этого нет условий, может развиться внутриличностный конфликт);

7) противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности. (Эта причина внутриличностного конфликта встречается довольно часто. Ее содержание состоит в противоречии между теми функциями, которые человек должен выполнять, обладая разными статусами- В этом случае различные роли будут предъявлять к человеку разные, может быть, даже противоречивые требования. Например, статус руководителя организации будет предъявлять одни требования и нормы поведения по отношению к подчиненному, а статус близкого друга — другие);

8) противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами. (Человек работает в организации, выпускающей прибыльную, но недоброкачественную или вредную для потребителей продукцию).

3 Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.

Для России в этой связи необходимо обратить внимание прежде всего на влияние рыночных отношенийна возникновение и развитие внутриличностного конфликта. Для нас этот вопрос является особо актуальным, потому что страна совсем недавно встала на путь рыночной экономики. И хотя в отечественной литературе этот вопрос еще не изучен в должной мере, мы можем обратиться к исследованиям, имеющимся в других странах, давно вставших на путь экономического либерализма.

3. Основные способы разрешения внутриличностного конфликта

Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание.

Разрешение внутриличностного конфликта осознается через:

— отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом;

— снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта;

— повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

7 стр., 3463 слов

Посредничество как способ урегулирования конфликта и разрешения ...

... устойчивой динамики переговорного процесса, направленной на движение сторон к разрешению конфликта; последовательность рассмотрения вопросов. Посредник может предложить сторонам порознь или ... конфликтной информации. Целью составления такого резюме является установление: непосредственно конфликтующих и вовлеченных в конфликт сторон; процедур, используемых участниками конфликта; сути спорных ...

На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии – один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины – в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

Существует множество рекомендаций по выходу из состояния внутриличностного конфликта. Несмотря на сомнительность большинства и необходимость строго индивидуального подбора, приведем в качестве примера одну из них.

Стадии разрешения внутриличностного конфликта:

1. Отчетливо идентифицируйте и отделите части друг от друга. Будет казаться, что они выдвигают конфликтующие требования. Например, одна часть может требовать свободы и досуга, а другая – гарантии устойчивого дохода. Или одна часть может быть очень аккуратной в общении с деньгами, другая – расточительной. Каждая часть будет высказывать негативные оценочные суждения о другой части. Некоторые часть строятся на ценностных ориентациях родителей. У каждой части своя ценность.

2.Получите ясную репрезентацию каждой части. Как они выглядят? Что они чувствуют? Как звучит их голос (родители, близкие)? Есть ли слова или фразы, которыми их можно было бы охарактеризовать? Визуализируйте из (руки…)

3 стр., 1210 слов

Кейс №40 Психология конфликта. Конфликты в педагогической деятельности. ...

... разрешения конфликтов возможно применить в изменении данной ситуации? Для разрешения конфликта необходимо произвести учителем следующие действия: · Определить суть конфликта: его причины, участников, последствия. · Создать команду по разбору ситуации и разрешению конфликта: ... Для сотрудничества характерно стремление к сближению позиций, целей и интересов, необходимы интеллектуальные и эмоциональные ...

3. Выясните намерения каждой части. Учтите, что каждая из них имеет позитивные намерения. Поднимайтесь вверх настолько, насколько это вам необходимо для того, чтобы части пришли к взаимовыгодному результату. Обе должны придти к соглашению. Начните переговоры так, как будто имеете дело с двумя различными людьми. Иногда, когда разногласия велики, единственное соглашение, которое может быть достигнуто – сохранение вашей жизни.

4. Переговоры. Какие ресурсы каждой части могли бы оказаться полезными другой части для реализации ее интересов? Чем можно обменяться? На чем они могли бы скооперироваться? Что каждая из них хочет от своей соперницы для того, чтобы получить удовлетворение? Что именно хочет каждая часть от другой (время, поведение, внимание и т.п.)

5. Создайте картинку сотрудничества частей (…).

Посидите некоторое время спокойно

Такие «переговоры» – хороший инструмент для разрешения конфликтов. На самом деле вы можете никогда не избавиться от этих противоборствующих частей (в этом может быть и отсутствует необходимость).

Однако вы лучше поймете их, будете узнавать в кризисной ситуации, и они не породят крайних невротический реакций, поскольку здесь главное – не то, что находится в пределах разума, не то соглашение, к которому вы пришли, а те звуковые, визуальные или кинестические образы, которые вы создали.

Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. В социальной психологии есть понятие рефлексия — способность индивидума взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из конфликта. Известный психотерапевт Максуэлл Мольц в книге «Я — это Я, или Как стать счастливым» предлагает массу полезных советов, способных помочь человеку решить личностные конфликты. Большинство из этих советов основаны на феномене саморефлексии. Рассмотрим некоторые из них: создавать правильный образ собственного «Я». Знать о себе всю правду. Уметь смотреть правде в глаза; реагировать на факты, а не на представления о них; не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас, как они вас оценивают; не реагировать слишком эмоционально на внешние раздражители, уметь отсрочить свою реакцию на них («я буду волноваться только завтра»); не культивировать в себе чувство обиды, жалости к себе; уметь прощать себя и других, прощение действует исцеляюще; уметь направлять свою агрессию в нужное русло. Для излишков эмоционального «пара» нужно иметь предохранительный клапан (физические нагрузки, творчество, пешие прогулки и т. д.): не «сражаться с ветряными мельницами». Эмоционально реагировать только на то, что реально существует здесь и теперь; не раздувать «из мухи слона», реально оценивать ситуацию со всеми вытекающими из нее последствиями; иметь четко выраженную цель и неуклонно стремиться к ее достижению. По возможности ставить перед собой реальные цели; действовать решительно, целеустремленно, наступать, а не обороняться. Во время конфликта эмоции переполняют человека и мешают ему действовать рационально. Чтобы не носить в себе ненужный и обременительный груз, необходимо научиться управлять своими эмоциями и периодически «очищаться» от избытка таких чувств, как обида, гнев, страх, ненависть и др. Для этого можно использовать самые разнообразные способы и приемы, к примеру: высказаться в кругу друзей, «разрядиться» в спортивных играх, устроить истерику наедине (чтобы не слышали посторонние), разорвать в клочья старые журналы, поколотить кулаками матрац и т. д.1 Освободившись от груза эмоций, человек получает дополнительные ресурсы для решения своих проблем. Д. Карнеги рекомендует в конфликтных ситуациях (для преодоления стресса) не паниковать, а принимать случившиеся как свершившийся факт и действовать, отбросив эмоции. «Мне кажется, — пишет Д. Карнеги, — 50% моих волнений исчезают, когда я принимаю ясное, осмысленное решение; еще 40% обычно улетучиваются, когда я приступаю к его осуществлению. Итак, я преодолеваю свое беспокойство примерно на 90% благодаря выполнению следующих принципов: Точное описание волнующей меня ситуации. Запись возможных действий, которые я могу предпринять. Принятие решения. Немедленное осуществление этого решения». В случае если препятствие, вызывавшее внутриличностный конфликт, преодолеть не удается, то фрустрирующий индивид может найти другие выходы: заменить средства достижения цели (найти новый путь); заменить цели (найти альтернативные цели, удовлетворяющие потребностям и желаниям); оценить ситуацию по новому (потеря интереса к цели в результате получения новой информации, аргументированный отказ от цели и др.).

12 стр., 5696 слов

Педагогическая ситуация как составная часть педагогического процесса ...

... примеров. Анализ урока с точки зрения решения личностно ориентированных задач. 7. Конфликт и конфликтные ситуации.   Литература: 1. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.-М.:2001, с.106-118. ... возникающих спонтанно в педагогическом процессе. И в этом смысле- она есть часть, «клеточка» педпроцесса. Цель её создания- формирование и развитие учащегося как активного субъекта общественной, ...

Особый подход нужен при разрешении неосознанного внутреннего конфликта. Проблема заключается в том, что такой конфликт существует на подсознательном уровне и его причины не ясны для самого носителя конфликта. Человек может болезненно реагировать на определенные жизненные ситуации, его могут раздражать какие-то события или действия окружающих, он может испытывать неприязнь к определенного типа людям. Причины таких конфликтов надо искать прежде всего в самом человеке. Для этого необходимо тщательно проанализировать несколько типичных ситуаций, которые вызывают вашу негативную реакцию и задать себе несколько вопросов: Что меня раздражает в этом …? Почему я так реагирую на это …? Как я себя веду при этом …? Почему другие на это … реагируют иначе? Насколько адекватно я реагирую на это …? В чем причина моего раздражения? Не случалось ли со мной нечто подобное прежде? Возможны и другие варианты вопросов, которые помогут лучше разобраться в себе. В случае если человек сумеет осознать реальные источники своих внутренних конфликтов, он освободится от груза старых проблем и будет реагировать на кризисные ситуации адекватно. В случае если же самому разрешить такие проблемы не удастся, то необходимо обратиться к психотерапевту. Внутриличностные конфликты и стрессы активизируют процессы расходования физических и духовных сил человека. Для их восстановления и мобилизации, а также для сбрасывания» повышенного внутреннего напряжения существуют различные способы: к примеру, йога, медитация, аутотренинг и др.

3 стр., 1324 слов

ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

...   ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Этнос - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленных племенем, народностью, нацией. ... Армения/Азербайджан - Нагорный Карабах, Таджики стан/Узбекистан - Афганистан и др. Причины возникновения политических конфликтов и предполагаемые цели также весьма многообразны, например: -политическая борьба за ...

Внутриличностный конфликт — трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п. Внутриличностный конфликт сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.

Жизненные кризисы — это событие в жизни человека, оказывающее разрушающий эффект на его судьбу, влекущее за собой потерю человеком важной составляющей его жизни (отношения с близкими, работы, здоровья, социального статуса, психологического равновесия).

Переживание —  то, как отражаются в сознании эмоциональные процессы субъекта.

Деструктивное поведение — поведение,не отвечающее социальным нормам,принятым в обществе,и оказывающее негативное влияние на личность