Кто такой воспитатель. Типы воспитателей. Разница воспитателя и вожатого.

Периодизация в лагере

3 периода:

1) Организационный (1-3 день)

Цель:

-познакомиться с детьми;

-познакомить детей между собой;

-познакомить детей с территорией лагеря;

-выбрать командира;

-придумать название отряда, девиз, песню;

-сделать отрядный уголок.

2) Основной (4-17 день)

Цель:

-занятость детей различными мероприятиями;

-сплочение детского коллектива.

 

3) Заключительный (18-21 день)

Цель:

-подведение итогов.

 

 

Нормативные документы, регламентирующие деятельность вожатого

 

· Конвенция ООН о правах ребенка – это международный документ, выполняемый государствами его подписавшими, определяет права ребенка, права гарантированны государством и зависят от него.

Принципы:

— не дискриминация;

— наилучшее обеспечение интересов детей;

— право на жизнь, выживание и развитие, уважение взглядов ребенка.

20.11.1989 – год создания Конвенции

13.06.1990 – принята в СССР

15.09.1991 – принята в РФ

· Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

· Конституция РФ

 

Мероприятия

— внутриотрядные

— межотрядные

— общелагерные

 

— На знакомство

— На сплочение

— На снятие эмоционального напряжения

 

— Интеллектуальные

— Спортивные

— Творческие

 

Подготовка к мероприятию:

-продумать цель;

-в какой форме;

-количество и состав участников;

-оформление (декорации, музыка);

-место проведения;

-время проведения;

-жюри (если надо);

-награды

 

Кризисные дни

3 день, 7 день, 9 день, 13 день , 17 день, 19 день

 

 

Виды игр

1) На знакомство

ü «Меня зовут … и я делаю так» (После того, как человек сказал свое имя и сделал движение все остальные повторяют «ее (его) зовут … он делает так (выполняют то движение)»)

ü «Перекинь предмет» (Игра проходит в три этапа. Сначала все, стоя в кругу три минуты должны перекидывать предмет так, чтобы он побывал у всех по одному разу, но прежде чем, кинуть этот предмет нужно назвать имя того, кому ты его кидаешь. Потом задание усложняется – те же условия, но теперь времени всего одна минута, и предмета два. Третий этап – три предмета, а времени – 30 секунд)

7 стр., 3423 слов

Режим дня детей и подростков

... строго соблюдаться в семьях. Общие рекомендации по режиму дня ребенка Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни малыша. От этого зависит его здоровье и правильное развитие. Всегда ... подвижные и сюжетно-ролевые игры и пр.). Важным для сохранения здоровья детей компонентом режима дня является пребывание на открытом воздухе, желательно в дневные часы при наличии ...

ü «Кораблик» (Всем выдаются кораблики, и каждый по очереди рассказывает о себе, как о кораблике («Мой кораблик зовут “Ксюша”, он любит читать книги о путешествиях…») Маленьким детям легче рассказывать о каком-либо предмете, чем о себе. Таким образом, вы можете получить гораздо больше информации)

2) На сплочение

ü Гомеостат – это прибор, который используют психологи для изучения групповой совместимости. Мы для этих же целей вместо прибора воспользуемся игрой. Играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число раз.
Понаблюдав за играющими, ведущий может выявить лидеров, под которых подстраиваются большинство ребят. Возможно, себя проявят стойкие “одиночки”, которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или отдельные группировки, успешно решившие проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под остальных.

ü Встаньте в круг. Ведущий просит ребят собраться вокруг него. По сигналу они должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по классу, стараясь не наступать друг на друга и жужжа, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замолкнуть и замереть на месте. Два хлопка – не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей.
Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось. В группах, где участники умеют работать согласованно, доверяют друг другу, построить круг удается довольно быстро. Если же группу постигла неудача, можно обсудить, почему это произошло, как вели себя разные играющие (не называя конкретных имен).
Игру можно повторить несколько раз.

ü Квадрат
Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:

— Квадрат пошел влево. — квадрат идет влево.
— Квадрат садится. — квадрат с криками и воплями пытается сесть.
— Квадрат прыгает. — квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.

3) Интеллектуальные

ü Кто хочет стать миллионером

ü Блиц – опрос

ü 100 к 1

4) Игры с залом

ü Рыбка

ü Дракончик

ü Шайба — Гол

5) Спортивные

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

ü Эстафеты

ü Шахматы

ü Футбол/Волейбол/Баскетбол

6) Ролевые

ü Взять всем известную сказку, раздать детям роли. Автор читает сказку, а дети выполняют свою роль. Экспромтом.

ü «Крушение самолета» Просим детей представить с закрытыми глазами, что они пассажиры самолета: летят и происходит крушение самолета, многие остались живы, все собрались в круг и начали решать, что будет дальше. Единомышленники разбились на группы(Вожатый сам разбивает на группы по 3 человека ).

Дети открывают глаза, видят своих единомышленников и вожатый раздает каждой группе точки зрения, что дальше делать.

Выбирается капитан и 2 спикера. На обсуждение точки зрения дается 5 минут.

1 тур. Выступает 1ый спикер каждой команды: «Наша точка зрения ….», «Ее нужно выбрать, потому что …»

2 тур. Выступает 2ой спикер каждой команды: «Наша точка зрения лучше, потому что Ваша ….»

3 тур. Выводим капитанов команды и даем 15 минут посоветоваться, по истечению времени капитаны команд должны придти к какому-то общему мнению. (Игра рассчитана на Средний – Старший возраст)

7) Тактильные

ü Летела ворона

ü Кока-кола

8) На дискотеке

Свечки

это коллективное обсуждение семейкой и взрослыми прожитого дня, , анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Главное в обсуждении — содержание.

правила:
1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к свече.
2) Все: и дети, и взрослые — располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
3) Дети и вожатые должны выполнять законы:
» Когда говорит один — все молчат.
» Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
» Закон свободного микрофона.
» Все сказанное на свече не должно «выноситься» за его пределы.
» Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.
» Через центр круга переходить нельзя.

ВИДЫ СВЕЧЕК:

1) «Ромашка» Изготовить лепестки ромашки, на обратной стороне написать половинки фраз (Например: «Лучший друг — ….», «Мое самое яркое воспоминание…» и т.д.).

Разложить цветок. Дети вытягивают лепестки и заканчивают фразы.

2) «Черно-белый стул» Ставим 2 стула: черный и белый. Ребенок выбирает на какой стул сесть. Если выбрал черный – про него по очереди говорят плохое. Если белый – хорошее.

3) «Паутинка» Берем клубок. Первый обматывает руку ниткой и передает тому, кому хочет и объясняет почему . Когда все будут «обмотаны» просим всех загадать желание и разрезаем ниточки, чтоб каждый мог завязать себе на руку ниточку.

Законы в лагере

«00:00» — надо быть всегда во время.

«Закон зелени» — бережно относиться к природе

«Закон правой руки» — отвечаем по поднятой руке

 

Конфликты

Конфликт – это несогласие между 2 сторонами или более, каждая сторона старается сделать себя правыми.

— Открытые – глаза в глаза

— Латентные – за спиной

«+» конфликта

— выпускают пар

— новые точки зрения

— новые идеи

«-» конфликта

— увечия/травмы

— опускается самооценка

 

Фазы конфликта:

1) Подготовительные признаки (долго нет конфликтов, постоянное эмоциональное переутомление, нет ярких впечатлений и т.д.)

2) Начальная (формируется психологическая устойчивость участников, их готовность к тем или иным действиям)

3) Подъем (Осознание конфликта: выбирают свою позицию и план действий)

4) Спад (Угасание или разрешение конфликта)

 

Виды конфликтов:

— между вожатыми и детьми

— между вожатыми и вожатыми

— между детьми

— между детьми и администрацией

— между вожатыми и администрацией

— между родителями и администрацией

— между родителями и вожатыми

— между детьми и родителями

— внутриличностые конфликты

 

ВОЗРОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Параметр Младший Средний Старший
Возраст 6,5 – 10 11 – 14 14 – 17
Основные Виды деятельности Учебная Игровая Учебная Общение Общение Учебная (углубление знаний и нацеленность на результаты)
Физические особенности — нет особого различия мальчиков и девочек — глобальное физическое развитие — слаборазвитая моторика — формирование структуры тканей (смена зубов) — замедление темпа роста — вес тела увеличивается — постоянная потребность в движении — мышцы слабые, особенно мышцы спины — формирование осанки — недоразвитый речевой аппарат   — начало полового созревания — формирование репродуктивной системы — девочки опережают мальчиков в развитии на 2 года — быстрый рост позвоночника и конечностей — очень энергичны — быстрый рост сердечной мышцы — угловатость движений — завершение полового созревания — прекращается рост в длину — рост тела в ширину — увеличение мышечной массы — развивается инстинкт самосохранения  
Психологические особенности — наглядно образное мышление — умственное развитие — память механическая — потребность незамедлительной деятельности — первоначальная личностная направленность — открытость — дети понимают все буквально — потребность во внешних увлечениях — нет способности к самооценки — фантазеры — все действия от противного — болезненная самооценка — повышенная возбудимость — крайняя самонадеянность — конкуренция мальчиков и девочек — стадное чувство — стремление казаться взрослыми — застенчивость сочетается с развязностью — показание независимости — борьба с общепринятыми правилами — борьба за справедливость — кумиры — период самоопределения личности — профориентация — «Я личность!» — строгая самооценка — способность редактировать свое поведение — повышение эмоциональной устойчивости — умение сопереживать — чувства юнешеской любви — настойчивость поставленных целей — выбор по принципу «мне нравится» — появляются любимые фильмы, музыка, книги — выражение своего мнения — переход к взрослой жизни — сексуальное влечение
Авторитет Вожатый, Учитель Среди сверстников и коллектива Старший друг, наставник
Потребности — во внимании — овладение новыми знаниями — в одобрении — неожиданность в общении — стремление к самостоятельности — выполнять соц. Роль — быть признанным взрослыми — самовыражение — самореализация
Память Запоминают только то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново Логическая память, замедляется развитие механической памяти Запоминают осмысленно, ассоциативно стремятся разобраться во всех точках зрения, стремятся показать что-то новое
Игры Подвижные, на проявление смекалки и ловкости. Ребенок должен знать для чего играет Должны проявлять себя в игре; соревновательный элемент; характер спорт. игр; смекалка, логика, быстрота реакций — игры –розыгрыши — игры – дебаты — сюжетно-ролевые — логика — настольные игры -на физическое взаимодействие  
Дружба Дружат со всеми подряд. Дружат за что-то. Быстро «кидают» друзей. Дружат дольше. Высокие критерии дружбы. Появление друга на всю жизнь. Стадное чувство. Основы дружбы: доверие, взаимодействие. Дружба носит личный характер. Друг должен быть добрым и понимающим. Доверие сокровенной тайны. Дружба между мальчиком и девочкой.

 

 

Поощрения и наказания

НАКАЗАНИЯ

Нельзя наказывать (ограничивать) в еде, в купании, в сне

Можно маленьких ставить в угол, продлять сон, «друг вожатого» (только для взрослых) – весь день ходить с вожатым

 

ПООЩЕРЕНИЯ

Грамоты, вещь от вожатого (браслет и т.д.), «друг вожатого» (для маленьких), кричалки с именем человека, который отличился

 

Диагностика

Диагностика – исследование личности, которое позволяет получить информацию о врожденных способностях.

ТИПЫ:

1) Вводная – рисунки, тесты, игры.

2) Коррекционная (текущая) – исправляем плохое поведение, снятие эмоционального напряжения и помощь в жизненных ситуациях. Изучение динамики личностного развития ребенка и взаимоотношений в коллективе.

3) Итоговая – как изменились личностные качества каждого ребенка.

 

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ:

-Собеседование

-Игры

-Тестирование

-Наблюдения

-Анкетирование

-Тренинги

 

Диагностика для детей младшего возраста:

«Урок физкультуры» — рисуем столько фигурок, сколько человек в отряде. Расставляем имена по значимости в отряде. Определяется самооценка ребенка, если в ¼ списка – высокая, если в 2/3 и в ¾ — средняя, если в 4/4 – низкая. Также определяется влюченность в жизнь коллектива.

 

«Погода» — рисуем тучку, облако, солнце. И вписываем «отряд», «друзей», «дом» куда считаем нужым. Если в тучке, значит что-то не нравится, есть негатив. Если в солнце, значит все устраивает. Если в облаке, значит все нормально, но что-то не устраивает.

«Мультфильм о нашем отряде» — предлагается создать мультфильм о нашем отряде, для того, чтобы фильм получился нужно нарисовать кадры. Каждый рисует кадры. Потом кадры склеиваются и каждый ребенок выходит рассказывать о своем кадре.

 

Диагностика для детей среднего возраста:

«Наш сад»

Говорим, что в саду должен быть садовник, тот кто становится им — лидер.

Остальные решают кем хотят быть в этом саду – ротль которую выбрал ребенок, характерна для него в жизненном общении.

Если ребенок выбирает нестандартную роль – нестандартномыслящий человек.

 

«Монетки»

Обводим монетку 10 раз. Каждый круг используем для рисунка. Дается 10 минут – не успел, его проблема.

Ставим 15 баллов, если нарисовано: лицо, мяч, розетка, монетка, пустые круги, часы, овощи, фрукты, тарелка, кнопка, цифра, мишень, медаль, солнце.

За каждый не названный — 1 балл.

Баллы складываются. Чем ниже балл, тем выше креативность.

 

Диагностика для детей старшего возраста:

«Наш сад», Ролевые игры «Самолет».

 

 

Что еще нужно знать:

Первая мед. помощь (отравление, утопления, укусы, электричество, виды кровотечений, виды ранений, переломы, ожоги, обморожения, аллергия, эпилепсия)

Техника безопасности(общие меры безопасности, меры пожарной безопасности, поездка в автобусе, проведение походов и экскурсий, проведение купаний, проведение постра)

Тематические дни(что это, как проводятся)

Кто такой воспитатель. Типы воспитателей. Разница воспитателя и вожатого.