Основы диагностики в работе вожатого

Предлагаем Вашему вниманию некоторые материалы, связанные с индивидуальной и групповой диагностикой, которые помогут вожатому эффективно решить стоящую перед ним сложнейшую задачу: максимально обеспечить, с учетом индивидуальных особенностей, каждому ребенку качественный, безопасный, здоровый, развивающий и интересный отдых в лагере. Применение этих и других подходов и технологий в Вашей работе зависит от ваших предпочтений, умений и потребностей детей, но в любом случае должно быть физически и психологически безопасно для детей. Если у Вас возникают вопросы по применимости данных технологий или технике их использования, настоятельно рекомендуем Вам обратиться за консультацией к специалисту-психологу.

Применение этих и подобных технологий рекомендуем согласовывать с руководителем смены.

1. В помощь вожатым

Автор и составитель материалов –

Ирина Ильинична Соковня-Семенова

Работа вожатых в ДОЛ имеет много аспектов различной степени трудности. Нередко вожатые, сами еще очень молодые люди, испытывают затруднения при работе со старшими подростками. Предлагаем вашему вниманию подборку материалов для работы в старших отрядах. Это не указания к действию, это вспомогательный блок, который каждый сможет использовать в соответствии со своими личными педагогическими планами.

Работа с молодыми людьми от 14 до 18 лет имеет свои особенности, вытекающие в том числе и из возрастных особенностей данной категории.

Психофизиологические особенности подростков.

Они обусловлены во многом спецификой взаимодействия центральной и эндокринной систем.

С этой точки зрения в половом созревании можно выделить два этапа. На первом этапе происходит повышение активности нервных центров, приводящее к началу полового созревания, которое стимулируется повышением активности гипоталамуса и гипофиза. На втором этапе происходит рост активности половых желез, выброс в кровь половых гормонов усиливается, и под их влиянием начинаются сдвиги во всем организме, контролируемые центральной нервной системой.

Половые гормоны оказывают специфическое влияние на все клетки тела без исключения, в том числе на клетки головного мозга. Это влечет за собой изменения состояния, самочувствия и настроения подростка, что отражается и на его поведении в различных ситуациях.

7 стр., 3002 слов

Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пескотерапии ...

... предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером ... опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Это · Логопедический массаж. Он бесспорно ... хромо и др. виды терапий. Применение данных методов коррекции нельзя ... комфортной для него среде; · развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в ...

Перестройка гормональной системы в первой фазе полового созревания (от 11 до 12-14 лет) может повлечь за собой резкую возбудимость, ослабление процессов центрального торможения, нервность, быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость и агрессивность.

Отмечается повышенная активность подкорковых структур, усиление их влияния на кору больших полушарий, что в конечном итоге приводит к снижению адаптационных возможностей высших отделов центральной нервной системы, а также ухудшению восприятия и внимания.

Для младшего подростка (особенно мальчика) характерны и сопутствующие различной деятельности дополнительные движения рук, ног, туловища, например, размахивание руками во время речи, «качание» на стуле, постоянные попытки на что-нибудь облокотиться, опереться. Подростку тяжело сохранять стабильную прямую позу во время стояния, сидения.

Психоэмоциональная сфера младшего подростка зачастую представляет собой комок противоречий. Как указывала Анна Фрейд, «подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. С одной стороны они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, с другой – охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному им лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время погружаются в распущенность самого примитивного характера».

Противоречивость психоэмоциональных реакций подростков заключается и в том, что, проявляя грубость и нетерпимость, они одновременно очень ранимы. Их настроение может меняться в короткий промежуток времени от оптимизма до мрачного пессимизма и негативизма. С настроением и эмоциональным состоянием тесно связана способность подростка выполнять не только трудную, но и привычную, хорошо знакомую или любимую работу: иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, иногда – медлительны и апатичны. Поэтому младшим подросткам необходим, прежде всего, щадящий режим, предотвращение различных перегрузок в связи с повышенной утомляемостью и раздражительностью. Несоблюдение рационального режима жизни, чрезмерные умственные, физические нагрузки и сильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести к невротизации подростка и болезненным формам поведения.

Половые различия в поведении младших подростков чаще сводятся к тому, что у девочек, несмотря на повышенную впечатлительность, наблюдается преимущественно сонливое, апатичное состояние, а у мальчиков – сравнительно более активное поведение и негативные поступки по отношению к взрослым и товарищам.

Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие и средние, настроение у них чаще жизнерадостное, оптимистическое. На смену неуравновешенности и неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная их оценка. Эти особенности имеют под собой глубокую физиологическую основу.

На втором этапе полового созревания (после 12-14 лет) половые гормоны становятся не только мощным фактором усиления обмена веществ, но и, как следствие, фактором, повышающим регуляторные возможности центральной нервной системы, ее работоспособность и уравновешенность нервных процессов. На поздних стадиях пубертата, в основном, складывается свойственный взрослым характер корково-подкорковых взаимоотношений, усиливается и становится более экономичной функциональная активность коры больших полушарий. У старших подростков, как девочек, так и мальчиков, увеличивается способность к концентрации внимания, умственным и физическим усилиям, эмоциональная устойчивость и адекватность поведенческих реакций. Поэтому старшие подростки больше нуждаются в том, чтобы их избыточная энергия находила правильный выход, и в работе с ними требуется в первую очередь правильная организация и содержательное наполнение их повседневной деятельности.

11 стр., 5473 слов

Влияние застенчивости на социально-психологический статус подростка ...

... подростковом возрасте отверженность дезадаптация подросток застенчивость Большое влияние на поведение школьника оказывает группа сверстников, с которыми он общается, особенно одноклассников. С возрастом это ... характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. ...

В период полового созревания многие подростки проявляют особую чувствительность к критике, насмешкам, особенно по поводу своей внешности, поэтому необходимо формирование правильного отношения подростков к особенностям своего тела. В определенные моменты тревожная мнительность подростков (особенно девочек) в связи с любыми критическими замечаниями относительно их внешности может настолько усилиться, что на этой почве возникают нарушения настроения, неврозы или неврозоподобные состояния, подавленность. Хронически угнетенное состояние может спровоцировать психосоматические отклонения или обострить уже имеющиеся хронические заболевания. Особенно тяжело переживаются подростками такие заболевания, как псориаз, нейродермит, экзема, частые аллергические высыпания на коже. Не меньше проблем доставляют подростку юношеские угри, сальность волос, изменившийся запах собственного тела, полнота (худоба) и общие пропорции фигуры. В некоторых случаях, например, в ответ на замечание об излишней полноте, может развиться нервная анорексия (упорный отказ от еды вплоть до резкого истощения организма).

Следует очень тактично относиться к внешности подростка, избегать каких-либо конкретных оценок, в то же время поддерживать «режим вербальной открытости» для индивидуального обсуждения с ним проблем такого рода. В случае необходимости целесообразно в общей безадресной форме указать на реальные возможности исправления большинства недостатков с помощью гигиенических средств (в том числе и косметических средств для подростков), а также путем соблюдения гигиенических правил и норм, выполнения специальных физических упражнений.

Характер течения пубертатного периода всегда определяется особенностями среды, в которой происходит развитие подростка, и при благоприятных условиях кризисы в этом возрасте совсем не обязательны. Однако нередки и отклонения в развитии различных систем (в том числе репродуктивной) организма подростка, которые могут носить не только функциональный, но и патологический характер.

Подростки в группе

Микросоциум подростка — это группа, из которой он происходит как социальная личность (школьная, клубная, спортивная, дворовая, криминальная и т.д.).

Эти группы могут быть авторитарные или демократические, но в то же время просоциальные, антисоциальные, асоциальные, официальные или неформальные.

13 стр., 6107 слов

Педагогические условия формирования мотивации обучения у подростков

1 Понятие и психолого-педагогические особенности мотивации к учению .2 Психолого-педагогическая характеристика мотивационной сферы старшеклассников ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ .1. Методы исследования мотивации к учению .2. Основные направления формирования мотивации к учению у старшеклассников Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность ...

Контркультурные организации — это объединения людей, совместно реализующих программы, противостоящие ценностям общества. Бывают и подростковые контр культурные организации (скины, панки и прочее)

Роли в группе Лидер

Шестерка (фаворит лидера)

Козел отпущения(его все «шпыняют», но его нельзя трогать представителям других групп).

Паршивая овца(просто при группе, обидеть может любой, заступается только лидер, и то редко).

Однако если нет козла или овцы, группа распадается.

Одинокий волк— личность, иногда общающаяся с группой, живущая вблизи, но независимая. Общение в основном с лидером. Сильная личность, не антагонистичная группе, рядовые испытывают уважение и трепет, шестерки и козлы не любят, паршивые овцы иногда получают защиту, иногда бывают «съедены» (например, сексуально использованы).

Размеры групп

Детство — группы маленькие, ранний подростковый возраст — большие, старший подростковый — маленькие, в юности распадаются, иногда на пары. Гендерный (деление по половому признаку) состав: сначала разнополые, потом однополые, потом снова разнополые и потом парные.

Задачи группы

1. Помочь обособиться сверстникам в обществе (одежда, сленг, места тусовок).

2. Научение поло-ролевому поведению. Компенсация проблем школьного и семейного воспитания.

3. Изживание волнующих переживаний, связанных с проявлениями сексуальности. Грубость по отношению друг к другу — это вербальная агрессия, заменяющая сексуальную агрессию.

4. Это среда самоопределения здесь и теперь: избегание некоторых реалий, определение форм реактивного поведения. Самый опасный в плане социальных ошибок возраст — это 13-15 лет.

Группа в лагере (личностные задачи)

Становление самосознания вне контроля родителей и диктата школьных учителей. Отряд это арена самореализации. В лагере создается реальная возможность пережить успех.

Вожатый в лагере — в том числе и педагог (в буквальном переводе педагог- водящий детей).

Стабильная обстановка в лагере — залог оздоровления и полноценного отдыха. Таким образом, все задачи воспитания актуальны для воспитательной работы в лагере. Естественно, должна делаться коррекция на местные условия. Например, в лагере не готовят политических лидеров, но помогают раскрыться лидерским качествам отдельных личностей. Воспитать в ребенке и подростке уважительное отношение к различным видам труда, обучить ребят навыкам какого-то полезного дела, создать и закрепить мотивацию уважительного отношения к членам группы, выявить интересы и склонности — все это возможно в условиях летнего оздоровительного лагеря и все это соответствует стандартным задачам воспитания.

Некоторые особенности общения с подростками.

Большое значение при контактах с подростками имеет правильная постановка системы общения. Особенно важно учитывать особенности подростковой психологии при индивидуальном общении в тех случаях, когда подросток обратился за помощью.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... утончается сама, как только затухает активность внешних органов чувств и сопровождающих её мыслей. Земное затихает – выступает ... письмах: 1. Физическое тело. 2. Эфирный двойник (иногда называемый низшим астральным телом). Многие феномены на спиритических ...

Навыки общения

Выслушивание(несловесный язык, зрительный контакт, расстояние между собеседниками, наклон корпуса, особенности интонации, жесты).

Поощрение (желательно, чтобы подросток понял, что в нем видят самостоятельную личность и что он может рассчитывать на конфиденциальность).

Рефлексия факта(в подростковом возрасте происходит смещение внешнего контроля над поведением к внутреннему самоконтролю, что и нужно донести до подростка, подчеркнув таким образом его «взрослость»).

Рефлексия чувства(помочь понять подростку, что он/она может быть хозяином своей судьбы, может сделать многое для самостоятельного решения проблем, имеет право действовать в соответствии со своим решением, может самостоятельно прогнозировать и оценивать результат; желательно донести до подростка сведенья о том, что чувства возникают вне зависимости от нашей воли и, в отличие от эмоций, мы не можем ими управлять, а потому их нельзя выбрать, человек не несет за них ответственность, их не следует стыдиться и испытывать за чувства вину; здесь же уместно разобраться с понятием чувства любви).

Методика опроса (понятие об открытых и закрытых вопросах; трудности общения: подросток молчит, подросток чувствует себя неловко из-за пола консультанта, подросток и консультант ине нравтся друг другу, консультант не нравится подростку, подросток не нравится консультанту, консультант знаком с подростком ,подросток говорит много и не по существу).

Словесное подтверждение внимания(дать подростку возможность испытать успех, подтвердить его положительные эмоции и чувства, провести словесное вознаграждение, помочь выйти на самоодобрение).

Выработка чувства времени (в отношении самого консультанта).

Сосредоточенность как основа навыка (обратить внимание на сиюминутное состояние подростка: волнение, злость, подшучивание, безразличие и противопоставить этому утешение, исследование причин гнева и понятие о неприемлемости гнева в данной ситуации, спокойное неприятие подшучивания, доброжелательно и деликатно попытаться расшевелить подростка).

Резюме и обобщение. В результате беседы подросток может проникнуться ощущением, что:

1) вы его понимаете правильно и сочувствуете ему;

2) вы его неправильно поняли;

3) вы не хотите его понять;

4) вы не поняли его, но, тем не менее, сочувствуете его переживаниям.

Каждый из этих выводов может привести его к желанию продолжить или прекратить общение с вами. В первом случае он придет, если будет испытывать в вас потребность, но может и не придти в случае необходимости, так как обретет некоторую самоуверенность и ваше хорошее отношение сочтет всеобщим кредитом доверия. Во втором случае не придет, если факт непонимания вызвал у него раздражение, а вы — ощущение неприязни. Если вы показались ему приятным человеком, то придет, дабы попытаться заставить вас понять его. В третьем случае вероятность повторного визита крайне мала, он возможен только в том случае, если вы вызвали у подростка, девочки или мальчика, платонический сексуальный интерес (вы красивая женщина, вы интересный мужчина).

5 стр., 2416 слов

Психологическое консультирование подростков

... конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием ... более серьезная мотивация на работу, нарушение всей работы при нежелании работать одного человека из пары и другие). 4) Важность анализа случая через призму индивидуального ...

В четвертом случае, вероятнее всего, будет заходить часто и в том числе для коротания досуга, зачислив вас в категорию «хороший человек»

Тест на определение особенностей характера по улыбке

Тема будущей семьи, конечно, очень важна для ребят, но еще важнее для них в настоящее время сам процесс поиска партнера. Вот почему они так любят не очень научные, но такие увлекательные тесты, которые помогают определить с «первого взгляда», что за человек претендует на их внимание. Большой популярностью пользуется у юношей и девушек тест на определение особенностей характера по улыбке. Этот тест существует в двух вариантах — мужском и женском. Предложите ребятам оба и посмейтесь вместе с ними.

Мужская улыбка

Юноша, который сдерживает смех. Он хочет посмеяться над анекдотом, но сдерживает себя, прикрывая рот, и слегка вздрагивает от внутреннего хохота. Его трудно вывести из себя, но уж если он влюбляется, то надолго и всерьез. Он — сама надежность, но ему очень нужны друзья.

Юноша, который смеется громко, заливисто, с удовольствием, откидываясь назад. Да, он приятный в общении человек, он умеет брать от жизни все , что ему нужно. Однако всегда ли ему нужна подруга? Нет, только тогда, когда требуется преодолеть трудности и разделить с кем-то заботы.

Юноша хохочет с открытым ртом от всей души. Этот человек непосредственнее и искренне, чем предыдущий. Он любит простые удовольствия- хорошую еду, обильную выпивку, всегда готов заняться любовью. А вот поговорить на все остальные темы с ним сложно. Он не лодырь, но ему все равно, за что получать деньги. Он может быть нечестен в делах и груб с девушками.

Юноша загадочно улыбается. Он весьма привлекателен, неплохо владеет искусством обольщения. С ним нужно быть осторожной. Стоит обратить внимание, не поднимает ли он при улыбке правый уголок рта. Правая половина лица управляет волей. Он чувствует себя хозяином жизни, и другие люди его интересуют мало. Он умеет врать, причем делает это артистично.

Юноша с сердечной улыбкой. При улыбке он чуть — чуть приподнимает левый уголок рта. Это очень славный человек. Он искренен и честен. Из-за своей честности он иногда может попадать в невыигрышные ситуации, но, если рядом с тобой такой человек, то горечь предательства тебя минует.

Юноша, который смеется нервным смехом. Сотрясаясь всем телом и поглядывая, все ли видят, как ему весело, он тем не менее не производит жизнерадостного впечатления. Он слишком активно привлекает к себе всеобщее внимание, он имеет немало комплексов и с ним бывает очень трудно, так как он злится, если утратил хотя бы часть этого внимания.

Юноша, который озабоченно улыбается. Он улыбается озабоченно всегда, даже если смотрит мультфильм “Ну, погоди!”. Улыбается только его рот, а в глазах стоит неизбывное напряжение. Тут одно из двух: либо он действительно очень скованный человек, либо собеседник крайне действует ему на нервы.

1 стр., 414 слов

Рисунок человека

... женщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: «А теперь нарисуй мужчину (дядю)». Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый. ... на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», – следует ответ: «Нет, нарисуйте всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», – то ему отвечают: «Нет, нарисуйте, пожалуйста, ...

Женская улыбка и смех

Она при смехе касается своих губ мизинцем.Это говорит о том, что у нее есть собственные представления о хорошем тоне, грации, женственности, и она твердо следует этим представлениям. Кроме того, ей нравится быть в центре внимания и ее мало интересуют чужие проблемы. Это хорошо для нее самой и весьма обременительно для других. К сожалению, она может в конце концов зазнаться и потерять друзей.

Она прикрывает рот рукой. Робость — ее характерная черта. Она часто смущается, предпочитает оставаться в тени, не очень в себе уверена, боится раскрыться. Скромность, конечно, хороша, но в меру. Ей не стоит перегибать с самоанализом и самокритикой. Будет хорошо, если друг при случае ей скажет: ”У тебя все в порядке, ты замечательная, дай людям возможность нормально общаться с тобой”.

Она часто запрокидывает при смехе голову. Видимо, очень доверчива. Но в то же время у нее широкая натура. Порой свои поступки она согласовывает только со своими чувствами. Ей стоит чаще прислушиваться к разуму. Она нуждается в руководстве, ей нужна конструктивная мужская логика.

Смеясь, она касается рукой лица или головы.Она, вероятно, мечтательница, фантазерка. Это, конечно, неплохо, однако несколько настораживает ее неудержимое желание осуществить грезы, перевести в реальность каждую фантастическую мечту. Побольше трезвости в суждениях и реализма в оценках, вот чего хочется ей пожелать.

Она очаровательно морщит носик.Это говорит о том, что она не постоянна в своих взглядах и суждениях, эмоциональна и, порой, капризна, легко поддается минутному настроению. И это создает трудности прежде всего для нее. Правда, ее близким и друзьям тоже нелегко.

Она смеешься громко, широко раскрыв рот.Она очень темпераментный человек. Ей еще предстоит научиться чуть — чуть сдерживать себя в некоторых ситуациях. И еще, пожалуй, ей стоит научиться слушать других так же хорошо, как говорит она сама.

Она наклоняет голову перед тем, как тихонько рассмеяться. Она человек добросердечный, совестливый, привыкла считаться с другими, уважать чужие чувства. Собственные же чувства у нее всегда под контролем. Она старается никого не огорчать, не расстраивать.

Она держится при смехе за подбородок.Люди, имеющие эту привычку, сохраняют на всю жизнь юношеские черты. Она очень долго будет молодой и веселой. Однако сейчас ей стоит иногда повнимательнее обдумывать свои поступки, не делать опрометчивых шагов. Но сердиться на нее нельзя.

Смеясь, она прищуривается.Она уравновешенный человек, уверенный в себе. Окружающие отдают должное ее уму. Она деятельна и очень настойчива. Порой слишком настойчива. Она может прослыть занудой. А еще она с легкостью подавляет того человека, который рядом с ней. Зато у этого человека отпадает масса забот.

У нее нет определенной манеры смеяться.Это говорит о том, что она принадлежит к индивидуалистам, личностям независимым, имеющим часто свое собственное мнение, мнение отличное от других. Это зачастую не всем нравится. Но с этой девушкой не соскучишься, она все время что-то придумывает.

Основы интерпретации рисунка «Несуществующее животное»

Введение

8 стр., 3836 слов

Семантика пространства проективного рисунка

... и опасность обратной проекции собственных личностных черт на материал рисунка. Методика «Рисунок несуществующего животного» сконструирована аналогично известным рисуночным методам «Рисунок человека», «Дом-Дерево-Человек» и т. п., проверенным многолетним опытом применения. ...

Методы тестирования, основанные на проективных рисунках, базируются на глубоких культурных традициях. Человеческая мысль с самого начала своего развития решала проблему структурирования и классификации не только окружающего мира, но и того, что представлено в человеческих чувствах.

Разнообразие окружающего растительного и животного мира использовалось для систематизации психического и социального. Эта традиция и поныне существует в искусстве и социальной сфере, когда психическое содержание выражается в рисунках при помощи символов. Смысловое обоснование интерпретаций этих символов базируется на идеях З.Фрейда.

Кроме того, в проективных методах анализируется индивидуальный человеческий опыт. Отдельные части тела могут приобретать для данного человека индивидуальное значение и могут стать выражением эмоций, значимой сферы, «осью адаптации». Часто это наблюдается у людей с физическими дефектами, невротическими состояниями. Точки, соответствующие значимым переживаниям, в процессе рисования подвергаются влиянию прошлых эмоциональных состояний. На языке психофизиологии это объясняется нейрофизиологическим обеспечением процесса рисования. Явный или скрытый физический дефект человека всегда имеет свое представительство в коре головного мозга. Это вызывает нарушения в кровообращении либо обменных процессах в данном участке мозга. Поэтому, изображая какую-то часть тела (или предмет, вызывающий сходную по семантике ассоциацию), человек невольно искажает ту область графического изображения, которая соответствует «поврежденной зоне» в функциональной системе, обеспечивающей процесс рисования.

Интерпретация проективных рисунков имеет тесную связь с классификацией и таксономией, которые лежат в основе и науки и искусства. Используя интерпретацию проективных рисунков на практике, мы обеспечиваем набор средств, облегчающих анализ собственного внутреннего мира, наглядно показываем, что эволюция внутреннего мира продолжается постоянно, и, в первую очередь, внушаем людям уважение к их собственному разуму, понимание уникальности каждого человека. Рассмотренные под биологическим углом зрения люди, происходящие от одной и той же расы, сопоставимы с отдельными цветками. Однако социальная жизнь производит в этой системе трансформацию, ибо она побуждает каждого биологического индивида развивать свою личность – понятие, вызывающее представление о типе разновидности или вида, не существующем в природе, который можно назвать «моноиндивидуальным». То, что исчезает со смертью личности, состоит в синтезе идей и поступков, столь же исключительном и незаменимом, как и синтез, производимый растительным видом, начиная с простых элементов используемых всеми видами.

Правила проведения тестирования

  • Перед тестированием необходимо рассказать человеку о процедуре, ее смысле, информации, которую вы планируете извлечь из рисунка. Если человек откажется от рисования, то и вам придется отказаться от тестирования. Нельзя тестировать человека не рассказав ему предварительно о том, что вы собираетесь провести тестирование и не получив его согласия на это. Распоряжение «а теперь все быстренько нарисовали несуществующее животное», совершенно не этично. Более того, тестирование без уведомления и согласия может рассматривается как принуждение человека к соверешению действий против его воли, что запрещено Декларацией Прав Человека.
  • Рисунки следует делать на стандартном листе бумаги (формат A-4).

    Вам будет значительно проще накопить опыт по интерпретации пространственной информации, если вы каждый раз будете иметь дело с одним и тем же форматом. Никаких указаний или пояснений по поводу «как расположить лист» не дается.

  • Инструкция рисующему в общем случае звучит так «На этом листе нарисуйте, пожалуйста, несуществующее животное. Это животное не должно иметь природного аналога. После того как Вы нарисуете, я задам Вам несколько вопросов, чтобы уточнить детали рисунка».
  • Во время рисования человек не должен иметь возможности наблюдать за созданием чужого проективного рисунка. Во-первых, могут быть попытки копирования и заимствования, во-вторых, нечего отвлекаться во время испытания.
  • Рисовать следует простым или цветными карандашами. Шариковая ручка или фломастер не позволят оценить нажим и наклон линии.
  • Когда животное нарисовано, его название подписывается на этом же листе снизу.
  • Вопросы по рисунку уточняют детали — «Это третья нога или хвост?», «Что означают эти точки на морде?» «Чем питается это животное?», «Зачем ему эти шипы на ногах?»
  • После завершения тестирования испытуемый (испытуемые) могут попросить раскрыть им информацию, которую Вы извлекли из их рисунка. Никогда не проводите никаких групповых психологических шоу! Интерпретация рисунка — дело исключительно индивидуальное и должно происходить с глазу на глаз. В процессе рассказа о том, что Вы почерпнули из рисунка, следует сосредоточиться на «положительной» окраске информации. Образовательная и воспитательная суть этой процедуры, да и всего процесса тестирования, заключается в том, чтобы пробудить у ученика интерес и уважение к собственным мыслям и чувствам. Если у Вас нет времени и сил на это благое дело, то хотя бы восхищенно почмокайте губами.

Размер

Интерпретация размера изображенного животного обычно базируется на пространственной метафоре «больший размер — больше силы, больше энергии». Чем больше рисунок, тем более энергичен, возбудим, уверен в себе его автор. Соответственно малый размер говорит о неуверенности, закрепощенности и т.д. Однако, если рисунок так велик, что не умещается на лист, то это также проявление закрепощенности и внешнего давления на автора.

Расположение рисунка на листе

Ось «Верх — Низ»

Расположение рисунка относительно оси «верх — низ» листа может быть расшифровано при помощи следующих ориентационных метафор:

1. Счастье — вверх; грусть — низ. (Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные эмоции распрямляют его.)

2. Сознание ориентирует вверх; бессознательное состояние — вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь, встает.

3. Здоровье и жизнь ориентируют вверх; болезнь и смерть вниз. (Серьезная болезнь заставляет лежать, мертвый падает вниз).

4. Обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе — вниз. (Победитель в борьбе обычно находится вверху).

5. Рациональное ориентировано вверх; эмоциональное вниз. (В нашей культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает связь над ними).

Ось «Левое — правое»

При интерпретации расположения рисунка относительно оси «Левое — правое» необходимо учитывать две традиции, присущие нашей культуре:

1. Традиция чтения слева направо. Соответственно левая сторона находится сзади, правая спереди. 2. Будущее в западных культурах находится справа, прошлое слева.

На основании этих традиций расположение рисунка слева интерпретируется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа — направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть фигуры — голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо — устойчивая направленность на действительность. Почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих желаний. Голова влево — тенденция к рефлексии, размышлениям: лишь незначительная часть действий реализуется. Увеличение по соотношению с фигурой головы говорит о том, что автор рисунка ценит рациональное начало, а, возможно, эрудицию в себе и окружающих.

Расположение самого листа

Если автор не меняет положения листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Если он меняет расположение листа в зависимости от рисунка (например, дерево чаще рисуют на вертикальном листе, а несуществующее животное и людей на горизонтальном), это значит, человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции.

Форма рисунка

Форма может интерпретироваться в соответствии с фрейдистской традицией, когда всем вытянутым предметам присваивалось мужское начало, а округлым — женское. Соответственно, при интерпретации рисунка вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность, активность).

Сжатая, округлая форма характеризует женственность, пассивность.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Фигура круга, особенно незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание подвергаться тестированию.

Подчеркнутая человекообразность или фигуры «несуществующего животного» рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности в общении. У подростков это явление почти нормальное: им положено иметь настолько высокую потребность в общении, что она почти никогда не бывает удовлетворена. Уподобление животного человеку, любые признаки антропоморфизации свидетельствуют об инфантильности, эмоциональной незрелости. Машинообразность фигуры говорит о нарушениях шизоидного круга: в норме животному «не положено» иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус.

Симметричность-асимметричность

Асимметричность рисунка интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается с пассивностью, статичностью, инертностью.

Контур рисунка

Контур рисунка интерпретируется как отношения с окружающим миром, окружающими людьми. Верхний контур — против вышестоящих людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничения. Нижний — против подчиненных, или зависимых. Боковые — недифференцированная опасность и готовность к защите любого порядка и в любой ситуации. О той же готовности к неясной угрозе свидетельствуют элементы защиты, расположение не по контуру, а внутри его на корпусе. Острые углы на контуре фигуры говорят об агрессивной защите. Затемнения, запачкивания контурной линии свидетельствуют о страхе и тревоге. Заслоны, щиты, удвоенные линии связаны с опасением и подозрительностью.

Характер линий и графических движений

Сплошные линии характеризуют людей последовательных уверенных в себе, не испытывающих колебаний, сомнений. Прерывистые линии могут быть связаны с неуверенностью, колебаниями, сомнениями. Линии с обводкой, исправление собственных линий, штриховки внутри контура изображения свидетельствуют о фиксации на определенных деталях. В этом случае необходимо уделить внимание интерпретации значения выделенных деталей.

Штриховки тесно связаны с тревожностью, беспокойством, озабоченностью. Иногда по характеру линии рисунка можно судить об органических изменениях. Тремор, либо не соединение линий, либо пересечение — нарушение сенсорной координации. Эпилепсия в графических движениях проявляется достаточно редко. Гораздо ярче она проявляется в в содержании рисунка. Как правило, на эпилепсию может указывать большое количество одинаковых, часто повторяемых деталей.

Цвет

Цвет исторически выполняет сигнальную, коммуникационную призывную функции в мире растений, животных и человека. В различных человеческих культурах сложились различные традиции использования цветов. Использование рисующим определенного цвета или цветовой гаммы интерпретируется как выражение не актуализированной эмоциональной потребности. Для определения этой потребности может быть использованы методы, применяемые при интерпретации основного набора цветов теста Люшера.

Способы конструирования

Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход автора рисунка к творческой задаче. Выделяются три основных способа конструирования, не считая нулевого уровня, когда рисуется просто реальное животное. В первом случае новое существо собирается из деталей реальных животных. Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче. Во втором случае по образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового, несуществующего животного, хотя оно может отдаленно напоминать дракона, слонопотама и т.п. Этот тип характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. В третьем случае, при собственно творческом складе воображения, создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ конструирования встречается при любом складе воображения — и рациональном, и художественном, если у человека есть реальные творческие возможности. Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме живого существа: голова с глазами, туловище, конечности… Поэтому оно всегда несколько похоже на что-то существующее.

Для каждого способа конструирования выделяются уровни, соотносимые с уровнями общеинтеллектуального развития. Для рационалистического способа конструирования существенна степень отклонения от реального образца. Например, если скомбинированы элементы пяти животных. это более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Для определения уровня «художественного» способа конструирования выразительным критерием является степень своеобразия: несуществующее животное всегда что-то напоминает, и чем больше оно похоже на что-то существующее, тем ниже уровень исполнения. Уровень собственно творческого способа конструирования определяет степень естественности. Если изобретение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничании: не о подлинных возможностях творчества, а о демонстративных тенденциях.

Творческие возможности выражены обычно числом сочетающихся элементов. Отсутствие творческого начала — к готовой форме существующего животного приделываются такие же готовые детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не из целых заготовок.

Сложность конструкции

Сложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. Чем больше деталей, тем энергичнее человек. Соответственно, чем экономнее рисунок, тем ярче выражено стремление к экономии своих сил. Это может быть связано с застенчивостью, соматическими заболеваниями.

Содержание рисунка

Тематически животные делятся на угрожающие и нейтральные. Это отношение к своему «я», представление о своем положении в мире. Несоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте. Например, слоноподобное животное размером в 1/6 часть листа, или мухообразик во весь лист. Положение в фас трактуется как эгоцентризм.

Внешний вид животного

Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны для различения прямой и защитной агрессии. По внешнему виду можно судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми — это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. Сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе автор сообщает, что его животное «выше Останкинской башни». Присвоение животному больших размеров может являться «простым и незамаскированным исполнением желания быть большим».

Если у Вас возникает предположение о боязни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, то нужно специально об этом спросить. Боязнь агрессии может проявиться в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного. В этом случае автор идентифицируется не с нарисованным животным, а с самой опасностью, страхом. Как правило, это встречается лишь в случае истинного невроза.

Детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза

Глаза

Глаза — символ человеческого страха. Это значение особенно подчеркивается прорисовкой радужки. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения для женщин; для мужчин — женственные черты характера, а также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Уши

Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимой для окружающих. Необычно большое количество глаз, ушей — разных органов чувств, призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы — сигнализируют об остром чувстве тревоги.

Рот

Приоткрытый рот с прорисовкой губ — большая речевая активность в сочетании с чувственностью. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный — легкость возникновения страхов, опасений недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, обычно защитная. Для детей и подростков зачерчение рта округлой формы говорит о боязливости и тревожности.

Рога

Рога являются символом защиты и агрессии.

Опорная часть фигуры

Несущая, опорная часть фигуры: ноги, лапы, постамент. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размерам всей фигуры и форма. Основательность — обдуманность, рациональность при принятии решений, опора на существенную, значимую информацию, существенные положения. Следует обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точное, тщательное или слабое, небрежное, не соединено совсем. Это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, любых элементов опорной части это — свидетельство стабильности и конформизма в суждениях и установках. Соответственно, обратное (разнообразие в форме и расположении несущих частей тела) свидетельствует о самостоятельности и непостоянстве.

Части над фигурой

Функциональные части, возвышающиеся над уровнем фигуры, интерпретируются как показатели энергии, охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, стремление руководить, доминировать над окружающими. Украшающие части, возвышающиеся над уровнем фигуры, свидетельствуют о демонстративности, склонности к обращению на себя внимания, манерности.

Перья

Наличие перьев выдает тенденцию к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически

Грива, шерсть, волосяной покров интерпретируются как чувственность, подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Хвост

Хвосты выражают отношение рисующего к собственным действиям и результатам своей деятельности. Оценка их обозначена направлением хвоста. Движение вверх, (хвост трубой или морковкой) — уверенность в своих действиях и их результатах. Движение вниз (поджатый хвост) — недовольство собой, подавленность, сожаление о содеянном. Если хвост направлен вправо, то чувство вызвано недовольством по поводу своих действий. Если хвост направлен влево, то испытывается неудовлетвореность в связи со своими мыслями, пропущенным моментом, собственной нерешительностью.

Характер линий

Слабые, паутинообразные линии связываются с слабостью, стремлением к экономии сил. Линии с сильным нажимом сигнализируют о тревожности. При этом Важно обратить внимание, какая деталь выполнена с повышенным нажимом, чтобы понять, с чем связана тревога.

Название несуществующего животного

Название животного используется для определения типа мышления. Названия, составленные из нескольких названий или частей названий других животных, говорят о рациональном, научном подходе. Название по звучанию, состоящее из нескольких слогов или звуков, которые сами по себе смысла не имеют, характеризуют художественный тип мышления. Кроме того, название несуществующего животного может говорить о способе представления себя другим людям перед процессом взаимодействия:

  • Псевдонаучные — с латинскими окончаниями это -демонстрация своей образованности и значительности своего интеллектуального уровня.
  • Названия с повторяющимся слогом — инфантильность.
  • Название с ироническим звучанием — ироническое отношение к людям и ситуации тестирования.
  • Название, не имеющее никакой связи с рисунком — несерьезность, поверхностность.

Уровни интерпретации

В зависимости от глубины поставленной задачи, опыта и квалификации специалиста можно выделить несколько уровней интерпретации одного и того же проективного рисунка. На самом поверхностном уровне в соответствии с таблицей интерпретатора выделяется список особенностей личности. При этом специалист не заботится о составлении целостного портрета.

Более глубокий уровень предполагает установление связей между определенными чертами рисунка, первичную иерархизацию выделенных черт. При таком подходе значимыми признаками рассматриваются только симптомокомплексы — свойства, подтверждаемые разными элементами рисунка. Таким образом, незначимые элементы впрямую не интерпретируются. Например, наличие глаза средней величины при отсутствии каких-либо признаков агрессии или защиты, демонстративности и т.п. может не интерпретироваться как страх. Этот уровень позволяет дать характеристику отличительных особенностей личности.

Следующий уровень анализа рисунка позволяет нарисовать динамическую картину личности с точки зрения ее основной проблематики. На этом уровне специалист способен выделить основные проблемы, которые формируют характер личности, стиль поведения и проявления в различных ситуациях.

Заключение

Проективные методы дают человеку возможность самому спроецировать реальность и по-своему интерпретировать ее. Поэтому естественно, что полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувства, особенностей представления, отношения. Чем больше практики у специалиста, тем квалифицированнее диагностика. Поэтому используйте все случайные возможности для интерпретации рисунков. Использование проективного рисунка в качестве салонного развлечения ничуть не умаляет его возможностей как тонкого профессионального инструмента. Как правило, в диагностике проективный рисунок используется в контексте более широкого взаимодействия с клиентом. Не стоит пугаться ситуации, когда рисующий животное знаком с правилами интерпретации графических символов и сознательно стремится ввести вас в заблуждение. Основные графемы не корректируются сознательно, так что в целом рисунок при всем желании автора сохранит свою проблематику. Попробуйте после прочтения данного руководства нарисовать картинку на тему»Испугай своего домашнего психоаналитика»,и Вы поймете, как это на самом деле непросто.

Если испытуемый будет стремиться создать социально одобряемый образ — не стоит ему мешать. Желание нарисовать «улучшенное животное» может нести психотерапевтический эффект. Известны техники коррекции детского поведения, когда аутичных детей просят нарисовать картину без использования черного цвета. Этот же подход используется в семейной терапии, когда автора рисунка семьи после обсуждения отраженных на рисунке проблем, просят изобразить семью так, как автор хотел бы ее видеть. В приведенных случаях рисунок не только отражает динамику психики, но и побуждает ее к конструктивным изменениям. Так что с точки зрения психокоррекции ситуация «введения консультанта в приятное заблуждение» полезна прежде всего автору рисунка.

Анализ проективного рисунка «Несуществующего животного» используется чаще всего как диагностический инструмент в работе специалистов в области клинической психологии и психокоррекции. Мы предполагаем, что этот метод может быть эффективно использован в работе педагогов-психологов для более глубокого знакомства с особенностями личности ученика, и как элемент развивающей или корректирующей программы. Надеемся, что данное руководство послужит для школьных преподавателей биологии и психологии в качестве основы для совместных образовательных проектов.

Признаки, используемые при анализе проективного рисунка «Несуществующее животное».

ПРИЗНАК

Характеристика

Размер рисунка

Энергия, возбудимость, уверенность

Расположение рисунка (верх-низ)

Рациональность, власть, уверенность, здоровье

Расположение рисунка (правое – левое)

Будущее — настоящее

Способы конструирования

Решение творческой задачи

Сложность конструкции

Общая энергия

Форма рисунка

Мужское — женское, агрессивность

Цвет

Эмоциональная потребность

Характер линий и графических движений

Уверенность, тревожность

Контур рисунка

Отношения с миром

Симметричность-асимметричность

Экстравертированность — интровертированность

Содержание рисунка

Отношение к своему «Я»

Внешний вид животного

Прямая и защитная агрессия

Голова

Рациональное начало

Глаза

Страх

Ресницы

Женственные черты, истероидность

Рот

Речевая активность

Уши

Заинтересованность в информации

Опорная часть фигуры

Основательность в принятии решений, контроль

Части над фигурой

Энергичность, стремление доминировать

Рога

Защита, агрессия

Перья

Стремление к самоукрашению

Грива, шерсть, подобие прически

Чувственность

Хвосты

Отношение к своим действиям

Расположение самого листа

Ригидность, приспосабливаемость

Название

Тип мышления, выбор представления

2. Некоторые диагностические технологии Использованы материалы различных сайтов Интернета, а также «Психологические рисуночные тесты» а.Л. Вагнер Социометрия

Способов исследований межличностного и межгруппового взаимодействия очень много. Один из наиболее часто используемых вожатыми оздоровительных лагерей является сбор информации посредством анкетирования, проведения различного вида опросников, социометрии. Предложенные ниже варианты социометрии и опросников апробированы не на одной смене и показали, что имеют право на существование и применение. Если они вам понравятся, вы можете использовать их в своей работе.

Коллектив, группа — это всегда живой организм, существующий по своим, свойственным для него законам. Люди, входящие в него, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занимается коллектив. Каждый его член в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, имеет определённое положение в системе групповых и межличностных отношений. Для более глубокого понимания межличностных отношений в коллективе мы предлагаем провести социометрию.

Социометрия — метод исследования межличностных отношений (формальных и неформальных, эмоциональных и деловых) в малых группах, коллективах, организациях.

В середине лагерной смены, когда ребята уже достаточно узнали друг друга, сложились определённые группы, выявились лидеры, можно использовать метод социометрии для определения межличностных отношений. Вы предлагаете ребятам вопросы, отвечая на которые, они могут использовать не более трёх фамилий членов коллектива.

  1. Кого бы вы пригласили на свой день рождения?
  2. С кем бы вы пошли дежурить по территории, в столовой?
  3. С кем бы вы хотели жить в одной палате?

Для обработки результатов строится следующая таблица:

Фамилия

1

2

3

4

• • #

25

1.

Петров В.

2

1

3

1

2.

Иванов Ф.

2

2

2

2

3.

Сидоров В.

1

1

1

4.

Захаров С.

2

25.

Кириллов И.

3

3

2

В графах напротив своих фамилий отмечают номер тех, кого выбрали, и ставят 1, если выбор пал один раз, 2 — выбор пал два раза, 3 — выбор пал три раза. Затем результаты каждого заносятся в таблицу. Например, Петров выбрал 2 раза Иванова, 1 раз Сидорова, 3 раза Захарова и 3 раза Кириллова. В то же время Петров был выбран 2 раза Ивановым , 1 раз Сидоровым, не выбран ни разу Захаровым и 3 раза был выбран Кирилловым.

После того, как все результаты перенесены в таблицу, надо определить статус каждого, сложив все числа в каждой колонке по горизонтали. С помощью этих результатов можно построить социограмму «мишень». Для этого чертятся четыре концентрические окружности, они называются зонами.

1 зона — зона «звёзд» (максимальная сумма баллов)

2 зона — зона «предпочтения» (статус выше среднего)

3 зона — зона «пренебрегаемых» (статус ниже среднего)

4 зона — зона «изолированных»

Примечание: в ходе исследования вожатый должен быть внимательным и осторожным, не выносить результаты на обсуждение, т.к. ребята, оказавшиеся в зоне «изолированных» могут подвергаться насмешкам со стороны других ребят. Полученные результаты должны стать источником размышления для вожатого, началом пересмотра своего отношения к некоторым ребятам в отряде.

Ответ на 3 вопрос не должен ограничиваться половыми рамками. Девочка может написать фамилию мальчика, а мальчик — фамилию девочки. Вожатый может предложить и свои вопросы. Вопросы должны быть значимыми для детей.

Рисуночные тесты

Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. Это позволяет оценивать развитие человека с помощью рисуночных тестов. Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне переживаний, представлений, стремлений и т.д. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Рисунок – это всегда какое-нибудь сообщение, зашифрованное в образах.

Очень важно, что рисуночные тесты изображают, в первую очередь, не сознательные установки, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представить в них себя не таким, какой ты есть в действительности.

Рисуночные методики очень просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Поэтому не рекомендуется делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов. Эти тесты дают лишь основание для обоснованных предположений. Заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она поддержана двумя – тремя признаками, обнаруживающимися в рисунке.

Тест «Нарисуй скорее дом»

Многие из вас, наверное, пользовались этим тестом, т.к. он является довольно-таки распространённым. Состоит он в следующем: необходимо нарисовать дом.

Городской дом

Речь идёт о многоэтажном здании. Его не очень часто рисуют дети, тем не менее, рисунок этого дома позволяет нам сказать о замкнутости человека, о его склонности сосредотачиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

Небольшой низкий дом

Тот, кто рисует его с очень низкой крышей, скорее всего чувствует себя очень усталым, утомлённым, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нём обычно не находит много приятного.

Средневековый замок

Такой рисунок раскрывает чисто ребяческое в характере, несерьёзное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение, стремление везде успеть, и всем помочь, но никогда не успевает со всем этим справиться.

Дворец (вилла, церковь)

Он означает, что человеку нравится демонстративность.

Простой сельский дом

Он означает неудовлетворённость, дискомфорт. Если ребёнок, который рисует этот дом, одинок, то, возможно, в этом выражается его потребность в общении, стремление войти в коллектив. Если дом окружён неприступной железной оградой, то это, скорее всего, говорит о замкнутости. Если вокруг дома низкая изгородь, то это означает обратное -доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению.

Двери

Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо — о ещё большем великодушии, чувстве уверенности в себе. Открытая дверь означает общительность. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности, такой ребёнок не так легко идёт на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, это свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, а также о великодушии, иногда даже чрезмерном. Отсутствие двери говорит о созерцательности, осторожности в контактах.

Трубы

Отсутствие трубы на рисунке — признак бесчувственности. Труба, из которой не идёт дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом — признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие детали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Окна

Огромное окно говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окно с решётками, ставнями — показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других. Пустые окна (без рам) – формальность контактов. Отсутствуют или очень маленькие окна – означают замкнутость, интровертность; уход от общения; иногда негативизм.

Крыша

Подчеркнутая крыша (нажимом, множественными линиями) – означает боязнь агрессии; иногда подозрительность, ощущение несвободы, зависимости.

Стены

Подчеркнутые стены (нажимом, множественными линиями) – означает потребность в защите, тревожность; иногда ощущение ненадежности своего положения в жизни.

Глубокий анализ всех деталей позволит лучше понять ребёнка, поможет выбрать методы воспитательного воздействия.

Следует иметь в виду, что некоторые дети рисуют либо так, как их учили в школе, либо в соответствии с национальными, культурно-этническими особенностями. А в этом случае тест не несёт необходимой информации.

Тест «Дерево» Задание – нарисовать дерево. Основное условие – нельзя рисовать пальмы и хвойные деревья

Ствол

Преобладание ствола – жизнь по принципу «здесь и сейчас», поглощенность сегодняшними проблемами. Засохший, сломанный (срубленный), без листьев – сниженное настроение, депрессия. Подробное изображение коры (заштрихованный ствол) – боязнь агрессии, потребность в защите; иногда ипохондрия. Дупло – перенесенная в прошлом психотравма. Животное в дупле – потребность в защите и уюте.

Корни

Преобладание корней – ориентация на прошлое; потребность в опоре и привязанности; значимость семейных связей. Корни без изображения земли (или виснущие над землей) – отсутствие привычной почвы; неуверенность. Дерево без корней висит в воздухе – слабая бытовая ориентация; недостаточная социальная адаптированность; ослабленная привязанность к дому и семье.

Ветви

Расходятся в стороны – экстравертность. Закрытые линии кроны – скрытность. Подробно структурированы – упорядоченное общение; склонность к детальному плану планированию действия. Не структурированы – случайные контакты; импульсивность, отсутствие планирования действий. Оканчиваются остриями – агрессивность. Направленность вверх – активность. Опущены вниз (как у плакучей ивы) – депрессия.

Крона

Крона отсутствует – нет представлений о собственном будущем, осознания своих перспектив. Узкая – интровертность. Большая, подробно проработанная – хорошо развито планирование. Большая, непроработанная – мечтательность, защитное фантазирование.

Тест «Лучший художник»

Этот тест применим для разных возрастов, и на практике используется как исследование оригинальности мышления. Мы с вами будем использовать его в упрощённом варианте для выявления умеющих хорошо рисовать, то есть ребят, которые помогут вам в оформлении отрядных уголков и т.д.

Для этого каждому ребёнку вашего отряда необходимо дать заранее подготовленный лист с нарисованными кружочками (для рисования кружочков можно использовать монету) количество которых от 10 до 25. Условие следующее: необходимо нарисовать соответственно 10-25 рисунков, чтобы каждый кружок был частью рисунка. Объединять несколько кружков в один рисунок нельзя. Тест можно усложнить, ограничив время: 1 минута на один рисунок.

Обработка результатов ведётся следующим образом: вожатый называет предметы, которые, как показывает практика, рисуются ребятами чаще всего: «Ребята, поднимите руки те, кто нарисовал солнышко (ведётся подсчёт).

Итак, 15 человек. Теперь все, кто нарисовал солнышко, записывают себе 15 баллов».

Подобный подсчёт и выставление баллов ведётся и дальше, когда вожатый называет следующие предметы: часы, лицо, овощи, фрукты, мяч, тарелка, кнопка, розетка, монета, мишень, медаль. Далее все участники суммируют количество своих баллов. Участники, нарисовавшие предмет, который не был назван вожатым, ставят себе по 1 баллу. Победителем является тот, кто наберёт наименьшую сумму баллов.

Вожатый собирает рисунки и по качеству их выполнения выявляет лучшего художника отряда.

Коммуникативная игра «Режим молчания», или «Большой разговор»

Взяв группу на прогулку или в поход, можно объявить «режим молчания». Это значит, что участники группы будут общаться друг с другом лишь при действительной необходимости, и то с помощью жестов, мимики или, в крайнем случае, записки. Нарушивший «режим молчания» штрафуется (например, нести дополнительную поклажу, или наказывается молчанием на дополнительный срок, когда всем будет позволено разговаривать).

Длительность молчания должна быть не менее получаса, а если возможно, — достигать полутора часов подряд. Люди всё это время проводят вместе: в походе, общей работе или просто рассевшись на траве. Разрешается бегать, играть в мяч, лазить по деревьям, собирать ягоды, но делать это всё молча.

Назначение такой игры двояко. Во-первых, каждый её участник в непривычной ситуации совместного пребывания без права на речевые контакты начинает по-новому воспринимать себя и других. Он поневоле «проваливается» в те глубины своей душевной жизни, о существовании которых, возможно, и не догадывался. Поглядывая на изменившихся, «тихих» товарищей, встречаясь с ними глазами, изредка обмениваясь скупыми жестами, он понимает, что и они — каждый по-своему — «проваливаются в себя». Внутренняя – жизнь, своя и чужая, открывается ему как новая реальность, и это способствует росту его уважения к тем людям, которых он, как ему кажется, уже давно изучил, к которым привык, как привыкают к предметам обихода. В игровом молчании личность осознаёт себя зреющей.

Во-вторых, за период молчания у каждого члена группы накапливается острая жажда общения. Смутно или явственно он приходит к пониманию того, каким благом является возможность поговорить выразить себя и вникнуть в мысли, в душевное состояние другого. Ценность коммуникации он постигает внутренним опытом. Так человек не думает о ценности воздуха, которым он дышит, не замечает этого, дышит, однако ныряние в воду открывает ему радость дыхания.

Уважение и симпатия друг к другу, радость общения — всё это слышится в оживлённых разговорах группы после снятия «режима молчания». Люди настроены не на обыденный лад, в той или иной форме переживают душевный подъём. Этим следовало бы воспользоваться, чтобы начать «большой разговор».

«Большой разговор» — это, собственно говоря, форма группового общения, хорошо знакомая каждому педагогу. Не раз и не два доводилось ему проводить с учащимися беседу на главные темы жизни — о чести и героизме, о дружбе и преданности, о цели человеческого пути, о сходствах и различиях между людьми, о науках и искусствах, о предках и о будущем, о Родине и человечестве… И, конечно, случалось так, что собравшимся не хотелось расходиться: была бы только взята верная «тональность» разговора, и был бы он только впору, ко времени и общему настроению.

Если после «режима молчания» времени ещё достаточно, т.е. впереди не меньше трёх часов без спешки и хлопот, то необходимое настроение для большого разговора можно, как правило, считать уже созданным. Ведущий начинает его, поставив определённый вопрос перед аудиторией и предложив желающим ответить на него. Первым из таких вопросов может быть следующий: «О чём я думал, что переживал, пока длилось молчание?» В любой группе найдётся хотя бы один человек, готовый немедленно поделиться тем, что с ним произошло. Его слова побуждают ещё кого-нибудь высказаться о себе. Потом обычно начинается «цепная реакция».

Дальнейшие вопросы должны быть заранее припасены педагогом (или психологом), но какой из них поднимать вслед за первым, приходится решать по ситуации. У группы не должно возникать чувство, что тема обсуждается, навязываясь «сверху». Одна тема естественно порождает другую — таков принцип «Большого разговора». Что же касается припасённых вопросов, они могут быть таковыми:

  • От чего мне бывает скучно?
  • Какую музыку я люблю, и почему она мне нравится больше, чем другая?
  • На какого героя фильма или книги мне когда-либо хотелось походить?
  • Каким я представляю себя, и каким представляют меня другие (собравшиеся) лет через двадцать?
  • Понимаю ли я своих родителей, бабушек, дедушек? Понимают ли они меня, и если нет, то почему?
  • Какой хороший поступок был в моей жизни? (Имеется в виду «хороший» в его представлении, что бы об этом ни думали другие)
  • Люблю ли я животных, и с какими из них мне приходилось иметь дело?
  • Есть ли у меня человек, которого я ненавижу? (Не называя, дать его психологический портрет.)
  • Какие народные песенки и сказки (любого народа) мне приходилось слышать, и чем они мне понравились?
  • Какие люди мне больше нравятся — скромные или бросающиеся в глаза и почему?
  • Пришлось ли мне пережить разочарование в человеке (называть его не надо) и с чем это было связано?
  • Знаю ли я кого-нибудь из воевавших в минувшей войне пожилых людей, и что я о нём думаю? (Называть его не обязательно.)
  • В каких местностях страны и в каких странах земного шара мне хотелось бы побывать и почему?
  • Какие профессии мне нравятся? Какие не нравятся и почему?

Это примерный и заведомо неполный перечень тем, возможных для «большого разговора», уже является толчком для самопроизвольного обращения группы к темам самого высокого порядка.

Позиция ведущего при беседе, приближающейся по своему качеству к духовному уровню общения, должна быть исключительно тактичной. Он стремится (и требует от остальных) не перебивать говорящего, даже если тот, по общему мнению, вопиюще неправ.

В то же время он должен следить за тем, чтобы активные «солисты» не забивали сдержанных или легко теряющихся в беседе участников дискуссии. Желательно поощрять каждого, чтобы он взял слово, но недопустимо требовать от него высказываний, «вытягивать» их. Незрелые, поверхностные, нелогические, аморальные и тому подобные суждения членов группы ведущий, завершая разговор, может подвергнуть убедительной критике, но ни в коем случае не переходя при этом «на личность». Он против такой-то позиции, но не против такого-то конкретного лица. Тем самым ошибающимся людям оставляется простор для последующих конструктивных размышлений на затронутые темы. (Обиженный или осмеянный человек тоже продолжает размышлять после разговора, но его размышления в этом случае часто носят деструктивный характер: в пику оппонентам субъект укореняется в своей неправоте).

«Большой разговор», если он удался, становится незабываемым и заметно сплачивает группу в дальнейшем. Он имеет не только очевидный нравственный, воспитательный, но и психологический смысл, ибо общение на духовном уровне с древности известно как вернейший способ облегчить, высветлить и укрепить душу человека.

Анкетирование

Если вас заинтересовал анализ вашей работы в течение смены, то рекомендуем вам провести анкету «КАК МЫ ЖИЛИ»

Анкета

  1. Нравится ли тебе ездить в оздоровительный лагерь?
  2. Ты приехал (а) по желанию или по настоянию родителей?
  3. Жалеешь ли ты об этом?
  4. Чего, с твоей точки зрения, в этой смене в жизни лагеря было больше:
  • положительного
  • отрицательного
  • Можно ли сказать, что вожатые и воспитатели работали хорошо?
  • Чего, по твоему мнению, в жизни отряда в этой смене было больше:
  • положительного
  • отрицательного
  • Если бы тебе сейчас предложили перейти в другой отряд, сделал бы ты это?
  • Считаешь ли ты, что вожатый твоего отряда самый лучший?
  • Если да, то почему?

а) потому что закрывает глаза на поведение;

б) личная симпатия;

в) умеет зажечь, руководить, рассказывать и т.д.

  1. Хотел бы ты начать смену сначала в том же составе?
  2. В каком году в лагере было лучше?

Разумеется, предложенные вопросы не ограничивают весь их перечень, которым может пользоваться вожатый. Какая информация вам необходима? Основываясь на этом, вы можете составить свои вопросы.

Материалы сборника сформировали

Наталья Коняхина

Ольга Алёшина