3. Виды нарушений и варианты псих дизонтогенеза (Лебединский):

1. Специальная психология и специальная педагогика: объект, предмет, задачи, разделы.

В середине 60-х гг. 20 века возникла специальная психология и коррекционная педагогика.

Специальная психология – это раздел психологической науки прикладного характера, изучающий отклонения в психическом развитии; это раздел психологии, изучающий психические особенности разных групп аномальных детей (дети, имеющие более или менее выраженные нарушения в своем псих или физ развитии).

Объект: детибез нарушения в развитии, но перенесшие психотравму; дети оставшиеся без попечения родителей; дети с одаренностью; а также взрослые, по какой-либо причине потерявшие зрение, слух, подвижность итд.

Предмет: закономерности развития и проявления психики разных групп аномальных детей.

Задачи: 1. Исследовательские(исследование нескольких групп закономерностей):

— основные и общие ( закон-ти по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных условиях);

— модально неспецифические (з-ти свойственные всем группам детей в нарушении в развитии, независимо от характера основного нарушения);

— модально специфические ( свойственны данной группе детей с нарушениями);

— установление зависимости характера психического развития от силы и выраженности патогенного фактора).

2. Теоретические – разработка научных основ для методов содержания обучения разных групп детей с отклонениями в развитии.

3. Прикладные – коррекционная, реабилитационная и психопрофилактическая работа с детьми.

Коррекционная педагогика – отрасль пед науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии.

Введен в н. 90-х гг. 20 века.

Осн цель: выявление и исправление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Объект: ребенок, имеющий отклонение в психофиз-м развитии или отклонения в поведении, затрудняющее его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Предмет: процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.

2 стр., 968 слов

Особенности психического развития детей с нарушением зрения

... слабовидящих используются специальные оптические средства: телескопические очки, контактные линзы, лупы, проекторы, повышенная освещенность, учебники с крупным шрифтом. Нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития детей с нарушением зрения. Поскольку ...

Задачи: 1. псих-пед изучение детей с откл в раз-ии

2. изучение и обобщение передового опыта

3. разработка пед технологий по воспитанию, обучению и коррекции психофиз. недостатков аномальных детей.

Разделы:

Олигофрено психология – особенности психики умственно отсталых детей.

Психология детей со слабовыраженными отк- изучение своеобразия психического развития детей с легкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункции и легких повреждений.

Сурдопсихология – изучение особенности глухих и слабослышащих детей.

Сурдопедагогика – изучение особенностей обучения и воспитания глухих и слабослышащих.

Тифлопсихология – отрасль спец псих, изучающая особенности психики слепых и слабослыш детей.

Логопсихология – отрасль спец псих-ии, изучающая психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.

Логопедия — аука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Псих-я детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – отрасль спец псих, изучающая псих особенности детей с нарушениями ОДА.

Псих-я детей с синдромом РДА

Псих-я детей с дисгармоничным складом личности-психопатия, акцентуация х-ра.

Псих-я детей со сложными нарушениями а развитии (2 и более нарушения).

«Психический дизонтогенез» — нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте, в результате расстройства и созревания функций и структур головного мозга. Причины: экзогенные (экология, вода, питание); патогенные (соц.родовые факторы негативного воздействия); сочетание биолог.и патогенных.

2 типа псих.дизонтогенеза: ретардация – запаздывание или приостановка психического развития (ЗПР).

Асинхрония – опережение в развитии одних функций и отставание других (дисгармония, искажение).

Сухарева и Лебединский выделяют 6 видов псих. дизонтогенеза.

 — общее стойкое недоразвитие: наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития. Этиология: генетические пороки развития, диффузные поражения незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обуславливает первичность тотальность недоразвития мозговых систем. Типичный пример – олигофрения.

 — задержанное развитие:  характерно замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Этиология: может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хрон.заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), церебрально-органическая недостаточность резидуального характера (инфекции, интоксикации, , травмы мозга).

При этом ЗР эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантов инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического).

10 стр., 4939 слов

Системы воспитания и обучения древних цивилизаций (Индия, Китай)

... анализ систем воспитания и обучения в Древней Индии и Китае. Для осуществления поставленных задач, нами была изучена историко - педагогическая литература, которая представлена в списке литературы. 1. Особенности воспитания и обучения в Древней Индии В ...

Характерна мозаичность поражения.

 — поврежденное развитие: этиология аналогичная первым двум. Отличие патогенеза связано с боле поздними (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения. Пример – органическая деменция.

 — дефицитарное развитие: связано с нарушениями (грубым недоразвитием или повреждением) отдельных анализаторных систем: слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат, инвалидизирующие хронические соматические заболевания. Нарушения частных психических функций тормозят развитие в целом. Прогноз такого развития связан с глубиной поражения данной функции, решающие значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей, осуществляется за счет адекватно воспитания и обучения.

 — искаженное развитие: сложное сочестание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований. Часто связано с процессуальными наследственными заболеваниями; яркий пример при РДА. Его этиология и патогенез неясен, в значительной части случаев речь идет о ранней шизофрении. Большое значение имеют явления изоляции: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Формируясь на собственной узкой основе, в тяжелых случаях они «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, игровых действий.

 — дизгармоничное развитие: по структуре напоминает искаженное развитие. Сходство состоит в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Отличие от искаженного развития состоит в том, что основой этого вида является текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а рожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Модель развития — ряд психопатий, в первую очередь конституциональных, большей частью наследственно обусловленных, а также так называемые патологические формирования личности в результате неправильного условий воспитания. Степень выраженности психопатий зависит преимущественно от условий воспитания и окружения ребенка. Трудности социального приспособления способствует формированию ряда компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований.

  При одном и том же заболевании могут наблюдаться  различные варианты дизонтогенеза. Напр.при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму – недоразвитие (олигофренический плюс) и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса).

4. Биологические факторы возникновения отклонений в развитии

Биологические : болезни человека в процессе приспособления органа, т. е. природы человека к окр его среде, в том числе и ко всему, что им самим переустроенно.

Болезни матери влекут за собой повреждения плода. Можно выделить несколько групп таких болезней: паразитарные инфекции, вирусные инфекции и прочие заболевания.

3 стр., 1126 слов

«Отклоняющееся поведение ребёнка как следствие неправильного воспитания в семье»

... поведения. - М., 2003. 8. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991. 9. Личко А.Е. ... М.: Сфера, 2000. 12. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981. 13. Спиваковская А. С. ... даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления. Возникает психотравмирующая ситуация с отрицательно окрашенными ...

Паразитарные инфекции вызываются одноклеточными организмами. Примерами таких инфекций могут быть токсоплазмоз и листериоз. Переносчиками токсоплазмоза являются домашние и дикие животные. Этой болезнью заражены до 60% собак, кошек, большая часть голубей, кур, коров, свиней, коз, кроликов. Носителями инфекции также могут быть мыши, зайцы. Инфицирование происходит при непосредственном контакте с больным животным или через заражённую пищу.

У беременной женщины токсоплазма через плаценту попадает в плод, по его кровеносной системе проникает в мозг и там размножается. На рентгеновских снимках колонии токсоплазмы видны в виде белых пятен. Заболевание вызывает тяжёлые нарушения головного мозга, зрения. Последствием его часто бывает олигофрения.

Примерами вирусных инфекций являются краснуха, грипп, сифилис, инфекционный гепатит (воспаление печени), корь, паратит (свинка), ветрянка, полиомиелит, цитомегалия. Последней, в частности, заражаются до 30% новорождённых — во время родов или через материнское молоко. Младенец после перенесённой матерью цитомегалии рождается с врождённым пороком сердца, аномалиями пищеварительного тракта, мышц, костей.

Опаснейшая болезнь — краснуха. Если мать заражается ею во время первых трёх месяцев беременности, плод может погибнуть. Или родиться глухим, с врождённым пороком сердца, врождённой краснухой, врождённой слепотой, катарактой.

Вирусные инфекции сильно повреждают эмбрион, поскольку у него ещё нет никаких защитных механизмов. Болезни, перенесённые матерью на последних месяцах беременности, менее опасны и нередко вовсе не вызывают нарушений в развитии плода.

Действие вирусной инфекции зависит от того, пропускает ли плацента тот или другой вид бактерий. Хорошо известен парадоксальный факт, что такая тяжёлая болезнь, как туберкулёз, во время беременности вредит плоду только из-за общего плохого состояния матери: высокой температуры, нарушений работы сердца, дыхания. Плацента не пропускает палочку Коха, поэтому туберкулёзной инфекцией плод заражается очень редко.

Диабет матери или дисфункция её щитовидной железы приводят к нарушениям развития интеллекта ребёнка. При болезнях сердца и кровеносных сосудов, почек и печени организму матери, а значит и плоду, не хватает кислорода. Ребёнок может родиться с врождённой сердечной недостаточностью.

Резус-конфликт. Резус-фактор — антиген эритроцитов. Его имеют около 85% людей. Этот фактор наследуется как доминирующий признак, не изменяющийся в течение всей жизни. У людей, имеющих резус-фактор, кровь считается резус-положительной (Rh+), не имеющих — резус-отрицательной (Rh-).

Когда резус-факторы у родителей различны (материнский Rh-, а отцовский Rh+), плод может унаследовать резус-фактор отца. Тогда во время родов, при отделении плаценты, попавшие в кровь матери эритроциты действуют как антиген и раздражают материнский организм. Во время следующей беременности даже небольшое количество эритроцитов плода, попавшее в материнский организм, вызывает появление антител. Антитела через плаценту могут попасть в организм плода и вызвать разложение эритроцитов. Развиваете» так называемый резус-конфликт, из-за чего плод может родиться преждевременно или погибнуть. Иногда такой новорождённый появляется на свет с геяолизной — болезнью новорождённых. Как следствие, начинается малокровие, нарушается кровообращение, обмен веществ, появляется кислородная недостаточность. Поэтому женщине, не имеющей резус-фактора, опасно прерывать беременность, особенно первую.

13 стр., 6491 слов

4. Нарушения психического развития под влиянием фактора полной ...

... образом, трудности, с которыми сталкивается семья в случае рожде­ния ребенка с нарушением психического развития, связаны как с резкой сме­ной образа жизни, так и с необходимостью ... строить свое поведение. Стрессогенная ситуация ведет к нарушению сексуально-эротической функции. Не видя сво­его продолжения в ребенке с нарушением психического развития, родители вместе с тем из-за боязни повторения ...

Каждый человек обязан знать не только свою группу крови, но и то, какой у него Rh-фактор. Когда не совпадают резус-факторы у мужа и жены (Rh-), рекомендуется иметь только одного ребёнка (иначе трудно избежать осложнений).

Причиной нарушений развития ребёнка могут быть ранее перенесённые матерью аборты. Во время этой операции в матку может попасть инфекция, которая своеобразно «дремлет» до начала следующей беременности.

Последствиями абортов могут быть бесплодие, внематочная беременность, выкидыш, рождение слабых, больных детей. Особенно частым следствием абортов являются преждевременные роды. Смертность таких новорождённых во много раз превышает смертность выношенных детей. Недоношенные дети часто страдают воспалениями лёгких. Из-за неполноценного развития печени у них развиваются тяжёлые формы желтухи, неправильно формируется микрофлора кишечника, появляются нарушения тонуса мышц и центральной нервной системы. У них встречаются повреждения и нарушения кровообращения головного мозга. Почти у 70% таких детей случается кровоизлияние в мозг.

К биологическим причинам нарушений внутриутробного развития ребёнка можно отнести также неполноценное питание матери (недоедание, голодание, диеты), когда организм не получает витаминов, белков и других веществ в достаточном количестве. 

5 Вопрос

Психосоциальные патогенные факторы:

1. психическая депривация – это психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течении длительного времени. Выделяют материнскую (эмоциональную), сенсорную и социальную депривацию

2. детские расстройства привязанностей – возникновение отклонений в развитии ребенка рассматривается в русле теории привязанности. Неполноценное или непостоянное удовлетворение матерью основных потребностей ребенка ведет к искажению формирования привязанностей и появлению специфических симптомов: а) устойчивое нежелание вступать в контакт или поддерживать отношения с окружающими взрослыми, апотичный или сниженный фон настроения, плохое взаимодействие со сверстниками, агрессия к себе и другим. Б) диффузная общительность – отсутствие чувства дистанции со взрослыми и фамильярность в общении с почти незнакомыми людьми, «прилипчивое поведение», неразборчивые связи со сверстниками. Этот вариант носит название «расторможенное расстройство привязанности», характерно для воспитанников детских домов

3. сепарация – ситуация долговременной разлуки ребенка с матерью. Различают три наиболее типичные фазы сепераций для детей от 7 месяцев до 4 лет при помещении в круглосуточные ясли, больницу или дом ребенка, однако эти фазы могут отмечаться и в более раннем или старшем возрасте: 1 фаза «протеста»: ребенок плачем зовет мать; 2 фаза «отчаяния»: наступающая через несколько дней: ребенок становится подавленным, погруженным в себя, отмечаются нарушения сна и аппетита, могут появиться стериотипные действия 3 фаза «отчуждения» : теряется интерес к объекту привязанности, происходит утрата потребностей в нем. Эти фазы могут быть непоследовательными а как бы приплетаться.

4 стр., 1802 слов

Методы эмпирического педагогического исследования: наблюдение

... Требования, предъявляемые к процессу наблюдения наблюдение педагогический эмпирический изучение Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации ... замера. 6. Проведение наблюдения с параллельной регистрацией его результатов. Здесь особенно важны грамотное, компетентное ... уровня развития у них творческих способностей в ситуации решения проблемных задач. Объектом наблюдения являются ...

Классификация неблагоприятных психосоциальных факторов. Исаев Д.И.

1. глобальные – страх войны, экологических катастроф, переживание природных бедствий (землетрясения, наводнения..) и промышленных катастроф (взрывы, пожары).

2. национальная и этническая вражда, экономические катастрофы

3. миграция, отрыв от родной среды, утрата соц статуса

4. боязнь нападений, издевательств, преследований со стороны соседей

5. поступление в школу, давление требований учебного процесса, трудности усвоения знаний, атмосфера отвержения или враждебности со стороны сверстников или старших, конфликтная обстановка.

6. пребывание в круглосуточных яслях, домах ребенка, больнице

7. изолированность семьи от ближнего окружения

8. неправильное воспитание одним родителем, отсутствие или неадекватность родительской заботы, чрезмерное давление родителей

9. неадекватное или искаженное внутрисемейное общение

10. воспитание психически больным или неполноценным родителем

11. межличностные антагонистические отношения между членами семьи, недостаток душевной теплоты, жестокость, сексуальные злоупотребления.

12. личностные: переживания, связанные с собственными значительными характерологическими отклонениями.

В определенные критические периоды возрастного развития у детей изменяется общая и нервная реактивность, нарушается физиологическое равновесие в организме. Эти периоды носят названия периодов повышенной восприимчивости к различным вредностям – кризисными или критическими периодами возрастной ранимости. Выделяют следующие критические периоды и кризисы:

1. критичный период – первые недели внутриутробной жизни– под влиянием различных вредностей закладываются наиболее тяжелые врожденные аномалии развития, включая грубые дисплазии мозга.

2. критический период – первые6 мес жизни – происходит манифестация ряда наследственных болезней обмена, сопровождающихся у.о.

1 криз– 2-4 года – психические заболевания (шизофрения, эпилепсия) чаще отличаются злокачественным течением с быстрым распадом психики.

2 криз – 7-8 лет часто происходит декомпенсация резидуально-органической патологии, появляется повышенная склонность к различным психогенным реакциям.

3 криз – 12-15 лет – особенно дисгармоничном половом и общефизическом развитии значительно повышается риск проявления эндогенных заболеваний, что сопровождается заострением патологических черт характера, декомпенсацией резидуально-органической патологии и т.д.

6 Вопрос

Метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности, состоящий из совокупности приемов или операций, осуществляемых исследователем при изучении какого-либо объекта.

Метод в единстве с предметом изучения составляет научный подход к изучаемой реальности.

Сущность научного подхода выражается в методологических принципах — установках, организующих направление и характер исследования.

Научный подход и методологические принципы реаизуются в конкретно-исследовательских методах — фор­ме организации определенного способа познания (объективные методы наблюдения, эксперимента, тестов и др).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... в 1927 г. разработал факторы, влияющие на коммуникационные процессы в менеджменте, исследование поведения людей в организации, на основе которых сформировал теории: теория Х ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Наблюдение — это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие исследуемого объекта. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; материал наблюдения должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории. Результат: чем полнее и точнее регистрируются поведенческие акты, тем объективнее наблюдение, само же психологическое толкование их субъективно. Это противоречие может быть преодолено только дополнением наблюдения другими методами исследования.

Наблюдение начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Чтобы наблюдение было целенаправленным, выделяются значимые для изучения акты поведения, однако у аномального ребенка они часто иска­жены, и нужен большой опыт и длительное время, чтобы обнаружить закономерности в поведении такого ребенка.

Когда наблюдатель фиксирует какое-либо явление, он почти бессознательно сразу же его интерпретирует. Однако между поведением и внутренним состоянием ребенка далеко не всегда можно правильно определить причинно-следственную связь. Как правило, психолог заранее знает о неблагополучии ребенка, которого собирается изучать, и своеобразие его поведения пытается объяснить наличием основного нарушения. Из-за этого искажаются не только выводы о состоянии испытуемого, но и сам процесс наблюдения.

Главные ориентиры при наблюдении — особенности базовых проявлений активности ребенка: его двигательная активность, ритмичность различных психофизиологических актов; характер эмоциональных и поведенческих реакций на новые стимулы — еду, игрушки, людей; интенсивность эмоциональных реакций при выражении желаний и отно­шений, настроение, способность к сосредоточению в эмоциональном контакте или деятельности, способность к преодолению препятствий.

Экспериментально-психологический метод особенно важен для раскрытия качественной характеристики нарушения. При любой степени психического недоразвития или заболевания всегда происходит замедленное или искаженное развитие ребенка. Поэтому эксперимент с таким ребенком включает не только установление структуры и уровня развития психических процессов, но и выявление его потенциальных возможностей.

С.Л. Рубинштейн выделяет четыре особенности экперимента как метода исследования: исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения; варьирует, изменяет условия протекания и проявления изучаемого процесса; попеременно исключает отдельные условия (переменные), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; по возможности проводит эксперимент так, чтобы не исключалась математическая обработка полученных данных.

  1. При построении экспериментальных методик для изучения психики детей с отклонениями в развитии при­держиваются следующих принципов:моделирование психической деятельности, т.е. вычленениеосновных психических актов и действий человека иорганизации их выполнения в непривычных, несколько искусственных условиях; количество и качество тако­го рода моделей многообразно: это процессы анализа,синтеза, установления связей между предметами, ком­бинирование, расчленение и др.; ребенку предлагают выполнить какую-либо работу (ряд практических за­даний или действий в уме) и тщательно регистриру­ют, каким способом он действовал, анализируют, чем вызваны и какого типа были ошибки направленность на последующий анализ психической де­ятельности, т.е. важны не само решение предложенной задачи или процент выполненных и невыпол­ненных заданий, а характеристики полученных ре­зультатов:способ выполнения заданий, тип и характер ошибок, отношение ребенка к своим ошиб­кам и критическим замечаниям экспериментатора; количественные показатели (скорость, объем выпол­ненной работы, количество ошибок и др.) имеютподчиненное, второстепенное значение.точная и объективная регистрация фактов; недопу­стимо сводить эксперимент к свободной беседе или ограничиваться субъективной интерпретацией его данных.

7 Вопрос

Беседа — получение информации в процессе непо­средственного общения исследователя с опрашиваемым. При беседе с ребенком вопросы психолога должны воз­никать как бы непроизвольно, снимать естественную на­пряженность и скованность ребенка. Однако в целом бе­седа должна решать поставленную задачу.

8 стр., 3795 слов

Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

... к рассмотрению особенностей общения ребенка со взрослыми. Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка   Высшие психические функции человека первоначально формируются как ... влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что: ·   оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и ...

Глупо надеяться, что необходимая информация будет получена с помощью нескольких прямых вопросов. Час­то ответы ребенка отражают не реальное положение ве­щей, а попытку угадать, что хочет услышать взрослый. Подростки и младшие школьники могут сознательно ис­кажать информацию. Иногда тема беседы болезненна для ребенка, и он отказывается отвечать. Поэтому лучше опе­рировать косвенными или наводящими вопросами.

Темы бесед с ребенком, хотя и зависят от конкретных задач обследования, все же должны охватывать основ­ные сферы его жизнедеятельности: семью, школу, инте­ресы, внешкольное окружение и т.д. Более детально рас­сматриваются темы, важные для достижения цели ис­следования, например представления об окружающем, осведомленность в определенных областях.

Уход ребенка от темы беседы, попытки рассказать о чем-то другом, внезапная замкнутость, формальные од­носложные ответы — все это важные диагностические признаки. Причины такого поведения могут быть различными — от болезненности затронутой темы до несостоявшегося контакта. Нужно учитывать также, что ребенок может устать и утратить интерес к содержанию беседы, поэтому она не должна быть чрезмерно длительной.

На заключительном этапе беседы психолог выясняет какие задания ребенку понравились, а какие нет; что было трудно, а что легко; как он оценивает свои успехи. Исходя из ответов уточняются представления о личностных осо­бенностях ребенка (самооценка, уровень притязаний, кри­тичность и т.д.), его эмоционально-волевых проявлениях.

В правильно проведенной беседе всегда присутствуют элементы психотерапевтического воздействия, а в некоторых случаях она позволяет изменять установки и отно­шения обследуемого ребенка, т.е. иметь коррекционный характер.

Анкетирование проводится с помощью специальных опросников, содержащих вопросы, на которые обследуе­мый должен ответить, или утверждения, с которыми он должен согласиться либо не согласиться. В опросниках от­крытого типа ответы даются в свободной форме, закры­того — выбираются из предлагаемых вариантов.

Личностные опросники бывают типологические для определения черт личности, мотивов, ценностей, устано­вок, интересов, например, Г. Айзенка, Р. Кеттелла, Мин-несотский многоаспектный личностный и др.

6 стр., 2822 слов

Оценка нервно-психического развития ребенка

... Оценка и определение группы нервно-психического развития ребенка. По уровню нервно-психического развития детей выделяют 5 групп развития.   Критерии оценки НПР и группы развития детей. I группа II группа III ... и более, - резко дисгармоническоеразвитие.   Оценка нервно-психического развития ребенка. Для детей 2-го года жизни ведущими линиями развития являются: Ра, Рп, СР, До, Н, И (игра ...

При изучении личности подростков и юношей (14— 18 лет) широко применяется патохарактерологический ди­агностический опросник для подростков (ПДО) А.Е. Личко (модифицированный вариант — «Тест личностных акцен­туаций» В. П. Дворщенко).

Опросники-анкеты позволяют получать информацию, не отражающую непосредственно особенности личности испытуемого. Это биографические, интересов и установок и др. Использование опросников не всегда продуктивно. Опросник предполагает самооценку, но она может быть неадекватной, особенно у детей с недостатками в разви­тии. Применение вызывает проблемы, связанные с пись­мом и чтением, а аномальные дети овладевают ими с труд­ностями и в более старшем возрасте, чем их сверстники. Для незрячих детей необходим перевод опросников на систему Брайля. У глухих возникают проблемы осознания содержания вопросов, они способны отвечать на них, лишь овладев речью. Трудности в письме могут быть у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

При работе с аномальными лицами необходимо обяза­тельно убедиться в адекватности понимания ими постав­ленных вопросов. В целом стандартизированные анкеты, предназначенные для обычных людей, лишь в редких слу-

чаях можно предлагать аномальным лицам без соответ­ствующей модификации и последующей интерпретации.

Тестирование позволяет получить количественные пока­затели некоторых сторон психического развития, степени сформированное™ той или иной психической функции и оценить меру ее соответствия возрастной норме. Тесты ре­комендуется использовать в тех случаях, когда необходимо установить причины неуспеваемости, пути коррекции или компенсации недостатков развития в принятой системе обу­чения. Анализ тестирования позволяет установить целесооб­разность дополнительного углубленного психодиагностиче­ского или клинического обследования детей.

Можно выделить три требования к тестированию:добиваться стандартизации даже в самых незначи­тельных подробностях регистрировать любые нестандартные условия тес­тирования, какими бы второстепенными они ни казались;при интерпретации результатов тестирования учи­тывать условия его проведения.Как уже отмечалось, тесты ограниченно применимы в работе с детьми с отклоняющимся развитием. В специально разработанных для них тестах трудно стандартизировать во­просы и варианты ответов на них, так как степени прояв­ления дефекта различны, как и время их возникновения и проявления.

Метод рисунков используется в диагностике психического развития детей с середины XX века. Его применение предполагает специальное обучение психолога, вычленяющего нужную информацию из рисунков испытуемого. По ним психолог выявляет патохарактерологические особенности личности (агрессивность, страхи, негативизм) или его межличностные отношения. Но рисунок может применяться и в целях диагностики уровня возрастного развития.

При обследовании некоторых категорий детей с отклонениями в развитии к интерпретации их рисунков нужно относиться очень осторожно. Так, дети с нарушениями манипулятивных функций, зрительного восприятия часто рисуют деформированные фигуры, теряют мелкие детали или изображают их непропорционально. При выраженных нарушениях схемы тела (например, при детском церебраль­ном параличе) детали фигуры могут быть разбросаны по всему листу, а при нарушении ориентировки изображение размещается в одном из углов, чаще в правом нижнем. Эти особенности рисунка связаны с нарушением высших психических функций вследствие органического поражения мозга или анализаторов, а не с личностными чертами, т.е. проективная значимость такого рисунка отсутствует.

Тем не менее рисунок — важный дифференциально-диагностический показатель при изучении детей. В случаях, когда рисунок ребенка чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Специфичны рисунки детей с отставанием в развитии, психическими заболеваниями, эпилептической деменцией.

Помимо диагностических целей рисунок может использоваться и для установления контакта, в том числе в качестве «безречевой» методики при трудностях речевого общения. Независимо от выбранного метода, исследования в спе­циальной психологии, как правило, строятся в сравни­тельном аспекте. Результаты, полученные при изучения оп­ределенной группы детей, обязательно должны быть со­поставлены с аналогичными результатами контрольной группы — нормально развивающихся сверстников. Наиболее продуктивны, по мнению В.И. Лубовского, исследования с привлечением детей разных категорий отклоняющегося развития. Они позволяют выделить как специфические закономерности детей каждой категории, так и модально-неспецифические закономерности отклоняющегося развития в целом. Результаты таких исследований особенно важны для развития диагностики отклоняющегося развития и для определения своеобразия коррекционно-педагогических воздействий.

 

 

8. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонением

Вопрос об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития был поставлен Л. С. Выготским в начале XX в. и связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, понимание которых является условием разработки научно обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий.

Междисциплинарная направленность сравнительного изучения вариантов индивидуального развития в норме и при патологии развития в значительной степени способствует выявлению общих и специфических закономерностей и механизмов, лежащих в основе многообразия их проявлений.

На протяжении 70-90-х гг. XX столетия накоплен большой объем клинико-физиологических материалов, раскрывающих этиологию, патогенез и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе нарушений психических функций при разных формах отклоняющегося развития. Начиная с 70-х гг. все большее распространение получает нейропсихологический анализ отклоняющегося развития (А. Р. Лурия, Э. Г. Симерницкая, Т. В. Ахутина, А. В. Семенович и др.).

Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В. И. Лубовским. Основным тезисом является наличие трех иерархических уровней закономерностей отклоняющегося развития.

1 уровень – закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития:

– нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации. Как показывают экспериментальные нейрофизиологические и психологические исследования, при любой патологии нарушается «расшифровка» окружающего мира. В зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окружающей действительности; так, при сенсорной патологии происходит искажение сенсорной информации на этапе ее приема через поврежденный анализатор, при патологии эмоционально-личностной сферы (психопатия, ранний детский аутизм) искажается восприятие, интерпретация и использование социальной информации. Любое обращение со стороны сверстников или взрослых может быть расценено ими как агрессия и сопровождаться соответствующими ответными действиями.

– нарушение речевого опосредования. Еще Л. С. Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с двух лет речь начинает играть определяющую роль в дальнейшем развитии всех психических процессов. Особенно большое значение имеет становление регулирующей функции речи, что неразрывно связано как с развитием собственно речевой функции, так и лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности.

Нейрофизиологические исследования показывают, что запаздывание в созревании лобных структур является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений, таких, как умственная отсталость, задержка психического развития, ранний детский аутизм и др. При всех отклонениях психического развития в большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.

– более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности. Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности: снижены интеллектуальные способности, или выявляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой, действенной) об окружающей действительности. Для того чтобы у ребенка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окружающей действительности, как это происходит у нормально развивающихся детей, необходимы, безусловно, более длительные сроки и специальные методы.

– риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности. Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая условия как чисто бытовые, например наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психологические – готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.

2 уровень – закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств (например, возникших вследствие недоразвития анализаторных систем – зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющих в своей основе раннее органическое повреждение головного мозга (умственная отсталость, задержка психического развития церебрально-органического генеза и т.д.).

3 уровень – специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому психическому недоразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному развитию по типу раннего детского аутизма, или дефицитарному развитию вследствие недостаточности зрительного анализатора, и т.д.).

9. Теория сверхкомпенсации Адлера, ее анализ Выготский

А. Ад­лер в своей теории сверхкомпенсации считал, что наличие дефекта не только тормозит, но и стимулирует развитие психики, так как в самом дефекте сочетаются как отрицательные, так и положительные потенции: не­полноценные органы, функции которых затруднены или нарушены вследствие дефектов, обязательно вступают в конфликт с внешним миром с целью приспособления к нему. Человек либо начинает беречь свой слабый орган, усили­вая другие органы и функции, либо упорно пытается развить его. Иногда эти усилия настолько серьезны и продолжительны, что компенсирующий орган или сам слабейший орган становятся гораздо более сильными, чем в норме. Например, ребенок со слабым зрением может натренировать себя в искусстве рассматривания, ребенок, прикованный к постели из-за болезни лег­ких, — развить разные способы дыхания. Мы часто мо­жем видеть детей, которые преодолели эти трудности и в процессе их преодоления развили необыкновенно по­лезные возможности». Борьбу неполноценного организма с внешним ми­ром сопровождают повышенные заболеваемость и смерт­ность, но сама эта борьба имеет в себе возможности сверхкомпенсации. В случае потери функции одного из парных органов — например почки — другой парный орган принимает на себя его функции и компенсаторно Развивается. Компенсацию непарного неполноценного органа берет на себя ЦНС, создавая над ним психиче­скую надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его работы. Вследствие дефекта у индивида возникает чувство или сознание своей малоценности в социальной жизни, что становится главной движущей силой психического раз­вития. Сверхкомпенсация развивает предчувствие и пред­видение, а также их действующие факторы — память, интуицию, внимательность, чувствительность, интерес, т.е. все психические явления в усиленной степени, что приводит к выработке сверхполноценности из непол­ноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант. Л.С. Выготский выявил в ней противоречия. Если вместе с дефектом даны и силы для его преодоления, отмечал он, следовательно, всякий дефект есть благо. На самом деле сверхкомпенсация — только один из двух полюсов осложненного дефектом развития, другим же является бегство в болезнь, в невроз, в полную асоци-альность психологической позиции. Неудавшаяся компен­сация проявляется в болезни, вызываемой защитной борь­бой, т.е. направляет по ложному пути.Современное понимание компенсации строится в ди-алектико-материсишстическом русле. Компенсация дефек­та рассматривается как сложный синтез социальных и биологических факторов и определяющими среди них яв­ляются деятельность и социальные отношения, в кото­рые вступает человек в процессе жизни с недугом.Человек — существо биосоциальное, для его разви­тия в равной мере важны биологические и социальные факторы. И в компенсаторных процессах задействованы и те и другие, но на разных уровнях их соотношение различно, ведущая роль принадлежит социальным фак­торам.

10. Компенсация отклонений как процесса. Компенсация и коррекция.

Коррекция представляет собой процесс исправления различных измененных функций человека. Коррекция подразумевает конкретный метод воздействия на человека с целью исправления аномальных дефектов. Процесс коррекции относится к внешним воздействиям. Методы коррекции используются в случаях различных нарушений функции человека, т. е. восполнение утраченной по каким-либо причинам функции организма.

Компенсация – это процесс замещения отсутствующих или полностью утраченных функций, на основе существующих нормально развитые функции организма. Компенсация утраченных или отсутствующих функций проводится под контролем ВНД. Все компенсационные процессы проводятся в пять этапов:

1) определение пораженной или частично утраченной функции путем сопоставления с нормальным действием другого аналогичного органа, нарушение функций может быть следствием расстройства деятельности самого органа, побочными последствиями травматичных ситуаций;

2) проведение оценки степени нарушения функций;

3) создание индивидуальной программы для проведения компенсации;

4) проведение контроля над процессом реализации компенсации;

5) при восстановлении поврежденной или частично утраченной функции процесс компенсации приостанавливается.

Коррекция и компенсация взаимно дополняют друг друга во многих процессах, основанных на психологии, но они имеют разные назначения.

Коррекция используется в психолого-педагогических и лечебных целях, которые предназначены для преодоления многих недостатков психического и физического развития человека. Компенсация представляет собой сложный процесс, направленный на восстановление или замещение утраченных способностей.

Если коррекция может изменить и подстроить способности человека к существующим условиям жизни, то компенсация не всегда дает полноценное возмещение утерянных функций.

Компенсация может остаться на незавершенной стадии и лишь частично восполнить функции. При сбалансированном использовании обоих процессов высока вероятность восполнения потерянных способностей. Например, при нарушениях опорно-двигательного аппарата одновременная коррекция на психологическом уровне и компенсация отсутствующих органов дает более высокий результат осознания возможности дальнейшего развития. При этом снижается уровень торможения процессов компенсации и коррекции, так как осознанное приятие собственных недостатков не является преградой к дальнейшему развитию. Оба процесса взаимосвязаны и неотделимы.