Особенности психического развития детей с нарушением зрения

Содержание

1. Особенности психического развития детей с нарушением зрения 2

2. Упражнения на формирование внимания 12

Литература 16

1. Особенности психического развития детей с нарушением зрения

К группе лиц с нарушениями зрения относятся следующие категории.

1. Слепые дети – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (0,04 с очками).

Они подразделяются на слепорожденных и ослепших.

У слепорожденных наблюдаются отставание в развитии образного мышления, затруднения в движениях. Внимание, логическое мышление, речь, память развиваются нормально. С большим трудом формируется правильное соотношение между отвлеченными знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные, нежели конкретные понятия. Наблюдаются нарушения, связанные с трудностями в учении, игре, быте, неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции или раздражении, возбудимость, агрессивность.

У ослепших детей зрение утрачено после рождения – в дошкольном или школьном возрасте. Имеет значение сохранность зрительных представлений: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, происходит постепенное стирание зрительных образов. Нормальная мыслительная деятельность слепых детей опирается на слуховой, двигательный, кожный и другие анализаторы. На их основе развиваются произвольное внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, логическая память, которые являются ведущими в процессе компенсации. Коррекционно-компенсаторное обучение слепых позволяет им за 11 лет получить полное среднее образование и произвольную специальность (например, радио- и электротехника).

2. Слабовидящие дети. Для них характерна острота зрения с очками от 0, 05 до 0,2. Даже при таком нарушении зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор является ведущим в учебном процессе, другие анализаторы его не замещают, как у слепых. Обзор окружающей действительности сужен, замедлен и неточен, поэтому для слабовидящих детей характерны ограниченность и искажение представлений; замедлены процессы запоминания, мыслительные операции, затруднена ориентация в пространстве. У многих слабовидящих нарушено цветоощущение. Характерны также раздражительность, замкнутость, негативизм, связанные с неудачами. При обучении в массовой школе слабовидящие дети испытывают ряд трудностей: трудности узнавания характерных внешних признаков предметов из-за нечеткости и замедленности восприятия; трудности в различении строк, сходных по написанию букв и цифр, ведущие к невозможности овладения счетом и чтением. В обычной школе слабовидящие дети не видят написанного на доске, изображений на таблицах. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что способствует дальнейшему снижению зрения, а также снижению умственной и физической работоспособности. При обучении в школе для слабовидящих используются специальные оптические средства: телескопические очки, контактные линзы, лупы, проекторы, повышенная освещенность, учебники с крупным шрифтом.

7 стр., 3280 слов

Реферат — Психолого-педагогическая характеристика детей ...

... еще и недостаточно хорошо исследованы). 3. Характеристика детей с нарушениями зрения. Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают ... Классификация зрительных нарушений. Различают следующие типы детей с нарушением зрения: слепые дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04), слабовидящие дети (острота зрения на ...

Нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития детей с нарушением зрения. Поскольку почти все дети с нарушением зрения уже в раннем возрасте испытывают сенсорную депривацию, путь психического развития ребенка с нарушением зрения по сравнению с нормально видящим является своеобразным как по темпу психического развития, так и по качественной его характеристике.

При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Развитие слепых детей имеет три характерные особенности:

1) Некоторое общее отставание физического и умственного развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира [2, С. 6]. Многие педагоги прошлого отмечают безынициативность, пассивность слепого ребенка. Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни [6, С. 118].

2) Периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

3) Диспропорциональность развития: функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие медленнее (движения, овладение пространством).

При этом неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном [2, С. 7].

При отсутствии специального коррекционного обучения и воспитания первичный зрительный дефект у ребенка может привести к целому ряду вторичных отклонений, сдерживающих процесс социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения.

Первичный дефект (нарушение зрения) в первую очередь сказывается на развитии психической функции зрительного восприятия, приводя к формированию вторичного дефекта. Также вторичные отклонения проявляются в становлении всех остальных психических функций ребенка, причем специфичность их недоразвитости уменьшается по мере отдаления от первичного дефекта – нарушения зрения.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... принятия решений за счет специализации и проф. подготовки работников. Недостатки: нарушение принципа единоначалия, подчиненные получают задания от разных руководителей. Линейно-функциональная ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ...

Отсутствие зрительного контроля за движениями осложняет формирование координации движений. Вследствие этого движения слепых дошкольников скованны, неловки, неуверенны, неточны в выполнении. [2, С. 11.]

В дошкольном возрасте слепой ребенок импульсивен, так же как и зрячий. Но при слепоте импульсивность может проявляться более резко и при этом в более старшем возр….

Литература

1. Борисова Ю.М., Колоколова Т.А. Шаг на встречу // Социализация ребенка: психологические проблемы. – СПб., 1999. – С. 32.

2. Воспитание и обучение слепого дошкольник / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М.: Просвещение, 1997.

3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под. ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек, 2005. – 400 с.

4. Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением // Дефектология. – 1996. – №2. – С. 7.

5. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. – Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. – 62 с.

6. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. – М.: Педагогика, 1992.

7. Лебедева С.С. Актуальные проблемы образования инвалидов как средства их социальной адаптации. – СПб., 1998. – С. 5.

8. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.: Речь, 2001. – 210 с.

9. Литвак А.Г., Сорокин В.М., Головина Т.П. Практикум по тифлопсихологии: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1989. – 110 с.

10. Прейслер Г. Несколько замечаний о развитии слепых детей. – СПб.: САТЕЛЛ, 1995.

11. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 9.

12. Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения //Дефектология. – 1997. – № 2. – С. 8.

13. Кулешова Е.В. // Особенности классификации предметов, изображенных на картинках, слабовидящими детьми младшего школьного возраста // Вопросы психологии. – №3. – 2003. – С. 71.