3. Ведущий тип деятельности:

  1. Условия и закономерности психического развития.

Развитие – качественно — количественные изменения в личностной, познавательной, поведенческой деятельности.

Движущие силы психического развития – это те факторы, которые определяют развитие, являются его причинами.

Особенности психического развития:

1. переходы в новое качество (скачки).

Растянуты во времени

2. психическое развитие это процесс единый и целостный, непрерывный, но неравномерный.

3. движущими силами психического развития являются внутренние противоречия. Ведущие противоречия – это требования деятельности и личностным уровнем развития.

4. показателями психического развития являются:

— изменения в познавательной сфере, в системе личностных отношений, в овладении системой внешних и внутренних действий.

Условия – факторы, которые формируют динамику развития, его ход и результаты.

Условия, факторы психического развития:

1. биологический фактор: — наследственность: видовая (строение тела, органов) и индивидуальная (цвет глаз, волос) — врожденность (изменение в наследственности под влиянием внутриутробного развития)

2. социальный фактор: — влияние макросреды: то окружение, в котором живет человек, но непосредственно с ним не взаимодействует,, — микросреды: среда, с которой непосредственно контактирует, группы в которые человек входит.

3. деятельность Леонтьев: выделяет ВТД для каждого возраста, которые оказывают максимальное влияние на психическое развитие человека, в которых формируются базовые Н данного возраста, развитие новых прогрессивных видов деятельности, которые будут потом ведущими.

4. активность Штерн: от активности самого ребенка будет зависеть, то, как он будет использовать среду в целях максимального выявления, использования природных задатков.

Формы активности: 1. избирательность: сначала на физиологическом уровне (питание, игрушки) 2. подражательность: на основе подражания взрослых, затем оно становится осознанным.

Проблема соотношения. Главная проблема в соотнесении биологического и социального фактора психического развития:

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...

... диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков   6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого (дивергентного) мышления ... задатки. Признаки способностей. Классификация способностей по объективным, субъективным условиям, уровням. Теории, освещающие природу гениальности. Психологическая характеристика художественных ...

По теориям или по направлениям (по Немову)

1) эволюционные теория развития (эндогенные теории, биологизаторские): заложены генетически, развертывание задатков (Пиаже, Айзенк, Гальтон): — теория рекапитуляции (Холл): человек повторяет в своем развитие, развитие истории человечества.

2) революционная теория (экзогенные теории, социологизаторское направление): Развитие зависит от социума, главное среда. (Дж.Локк, Бруннер) Пример: бихевиоризм (развитие — система научения).

3)стохастический подход (вероятностный): развитие зависит и от природы и от среды, но определяется случайно возникшими обстоятельствами.

4) биосоциальный подход: во всей психических свойствах разное соотношение биологического и социального (например: темперамент больше определен биологическим); природный фактор создает основу для психического развития (Выготсткий)

5) функциоанльный подход: что востребовано в деятельности, то и развивается. КИТ Выготского о ВПФ. Рубинштейн: определяющая роль образа жизни на развитие человека.

Соотношение обучения и развития: обучение только создает условия для развития. Закономерности психического развития – механизмы, которые определяют, объясняют и описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Выготский

1)неравномерность: одна и та же функция может развиваться и бурно и медленно проходя периоды подъема и спада. (Пример: речь, бурно в 2 -3 года, затем медленно)

Гетерохронность — асинхрония: разные психические процессы имеют пики и подъемы, и проходят в разное время.

Сензитивность – чувствительность. Сензитивный период – благоприятный период для развития определенной психической функции.

2)цикличность (стадиальность) психическое развитие идет неравномерно, но подчиняется периодам — возрастам, существует логика развития, которые не повторяются в других возрастах, каждый возраст имеет свои стадии и задачи развития.

— содержание в каждом возрасте специфично

-каждая стадия отличается свои темпом и ритмом (чем старше, тем темп псих. развития ниже)

-стадии следуют одна за другой, их нельзя изменить, вклад каждой.

Основные характеристики стадий:

1. ССР (Выготский): взаимодействие ребенка со средой. Единство внешнего воздействия на ребенка и внутренних факторов

2. Новообразования: то новое, что появляется и определяет развитие в данном возрасте.

Раннее детство – эмоциональное общение

Детство – предметно – манипулятивная д-ть

Дошкольный – сюжетно – ролевая игра

Мл. школьный – учебная д-ть

2 стр., 975 слов

Психические познавательные процессы и их развития у военнослужащих.

... место и роль психических, познавательных процессов в деятельности военнослужащих; -изучить материалистическую природу психических, познавательных процессов; -рассмотреть пути развития психических, познавательных процессов у воинов разных видов ... Одним из главных направлений формирования у воинов необходимых качеств психики является максимальное приближение их учебной деятельности к боевым действиям ...

Подростковый – общественно — полезная д-ть

Юноша – учебно – профессиональная д-ть

Взрослый – трудовая д-ть

3)Метаморфозы – качественное изменение психики от возраста к возрасту (переход психики в другую форму).

«Ребенок не маленький взрослый»

4)Соотношение процессов эволюции и инволюции (без одной невозможно другое) эволюция возможна во все возраста. Инволюции подвергается то, что отжило на предыдущем этапе, сворачивание.

Обухова

5) дифференциация и интеграция псих.процессов: процессы вытекают 1 из другого, процесс начинает жить самостоятельно, затем влиять на другие процессы. Мышление: наглядно-действенное — наглядно-образное — логическое мышление, интеллектуализация всех психических процессов.

6) смена детерминант псих.развития: семья-д.с.-школа-любовь-труд коллективы. Детерминанты меняются.

7) пластичность психики: неограниченная возможность развития психики, проявляется в компенсаторике. (Пример: язык, где вырос тот и выучил)

Реан:

8) коммулятивность развития: накопление, развитие зависит от стадии предыдущей, то что было накоплено.

9) дивергентность: расхождение, появление новых признаков.

— конвергентность: свернутость.

Отличие от закономерности дифф. и интегр. Обуховой, там рассматривалось вытекание одного из другого процессов, а у Реана рассматривается расхождение и свернутость одного процесса.

  1. Проблема периодизации психического развития.

В возрастной психологии до сих пор не решена проблема периодизации психического развития. Попытки разрешить ее осуществляется разными авторами по-разному. Различия проявляются в:

  • критериях периодизации (разные авторы предлагают различные критерии) — возрастных границах:
  • В связи с акселерацией меняются рамки возрастов.
  • На возрастные рамки влияет социальная ситуация, в которой живет человек. (Например: пожилой возраст в России 55-60 лет, в Японии 70 лет, в Норвегии 67 лет, в Америке 65,5 лет)
  • Тесно связана с продолжительностью жизни.

Также в связи с периодизацией психического развития мы касаемся понятия возраста. Возраст – качественно своеобразный период физического, психического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Возраст бывает: — паспортный- биологический — психологический

Указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, соответственно субъективный возраст может быть меньше, больше или равен объективному.

18 стр., 8567 слов

Тема 19. Развитие отечественной психологии в дореволюционный ...

... и психические процессы» (тт. 1-2, 1963-1970), «Основы нейропсихологии» (1973), «Об историческом развитии познавательных процессов» (1974), «Язык и сознание» (1979), «Этапы ... и воспитания ребёнка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей. Многократно критиковал психоанализ (учения Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и др.). Но вместе с тем ...

Также мы затрагиваем понятие возрастной нормы психического развития. Это понятие вводится условно для анализа уровня развития, т.е это среднестатистическая характеристика для уровня развития определенного феномена или характеристики.

  • Инфантилизм – застревание развития
  • Акселерация – ускорение развития
  • Ретардация – развитие вспять

Когда в отечественной психологии встала проблема периодизации Выготский проанализировал уже существующие периодизации, и выделил их в три основные группы:

  1. Периодизации, построенные по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития.

Периодизация С. Холла (теория рекапитуляции, онтогенез – краткое повторение филогенеза), созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0-5 лет), стадию охоты и захвата (5-11 лет), пастушескую стадию (8-12 лет), земледельческую стадию (11-15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет).

  1. Периодизации, в которых за основу взят один признак.

Периодизация З.Фрейда. В основе – способ удовлетворения либидо через разные эрогенные зоны. Периоды: оральная (0-1), анальная (1-3), фаллическая (2-3 – 5), латентная (5 – 11-12), генитальная (после 12).

Периодизация Ж.Пиаже. В основе – логика развития интеллекта (формирование операций).

Периоды: сенсомоторный интеллект (до 1,5-2 лет), дооперациональная стадия (2-7), стадия конкретных операции (7-12), стадия формальных операции (12-15)

Периодизация П.П. Блонского. В качестве основания использовал дентицию и выделял соответственно беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

Периодизация Ш.Бюллер. В основе – интенциональность (формирование намерений, целеполагание, планирование).

Периоды: 1) до 15 лет – отсут. точной цели 2) 15-20 лет – отрочество и юность, человек осознает свои потребности, возможности, интересы 3) 20-25 до 40-45 – зрелость, человек ставит четкие цели и достигает их 4) 45-65 лет – солидный возраст, человек подводит итоги, пересматривает цели 5) от 65 лет – старческий возраст, человек перестает преследовать свои, силы тратит на досуг и отдых.

Периодизация Л.Колберга. В основе – становление морального сознания. Периоды: доморальный уровень (0-7), конвенциональная мораль (7-16), автономная мораль (после 16).

  1. Периодизации, в основе которых находится целый комплекс критериев

Периодизация Э.Эриксона. В основе 3 критерия – соматическое Я, сознательное Я, социальное развитие. 8 периодов, в каждом центральное новообразование, которое может пойти по положительному или отрицательному пути. Периоды: 1) орально-сенсорный (0-1) – доверие или недоверие 2) мышечно-анальный (2-3) – автономия или стыд и сомнение 3) локомоторно-генитальная (4-5) – инициатива или чувство вины 4) латентная (6-11) – трудолюбие или чувство неполноценности 5) отрочество и юность (12-18) – идентичность или смешение ролей 6) молодость и ранняя взрослость – близость или изоляция 7) взрослость – генеративность или стагнация 8) зрелость – целостность эго или отчаяние.

10 стр., 4542 слов

5.Теории подросткового кризиса. Становление личности в подростковом ...

... психоз, симптомы шизофрении. Юношеский возраст. Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Кризис идентичности в юности ... фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. В соответствии с теорией рекапитуляции Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма ...

На основе проведенного анализа отечественные психологи выделили основные принципы построения возрастной периодизации: — исторический подход , — смена к темтной психического развитиятечественные психологи выделили принципы построения периодизации:

тельному пути. ), стадия формаведущих типов деятельности

— учет новообразований, — динамика психического развития

Периодизация Л.С. Выгодского. В основе – чередование кризисов и стабильных (литических) периодов.

  1. Кризис новорожденности – младенческий период Кризис 1 года – раннее детство Кризис 3 лет – дошкольный возраст Кризис 7 лет – школьный возраст Кризис 13 лет – пубертатный период

Периодизация Д.Б. Эльконина. В основе – соотнонешие 2 сфер, сферы аффекта и сферы интеллекта. И хотя эту проблему поставил еще Ж.Пиаже, акцент у него был на сфере интеллекта. Эльконин же акценты сместил по-другому.

Он выделяет 3 эпохи:

  1. Эпоха раннего детства: младший возраст (0-1), вед.деятельность – эмоциональное общение; раннее детство

(1-3), вед.деятельность – предметно-орудийная

2) Эпоха детства: дошкольный возраст (3-7), вед.деятельность – ролевая игра; младший школьный возраст (7-11), вед.деятельность – учебная

3) Подростковый возраст: подростковый возраст (11-15), вед.деятельность – общение в системе общественно-полезной деятельности, старший или взрослый возраст (15-17), вед.деятельность – учебно-профессиональная.

Периодизация А.В. Петровского. В основе – логика вхождения человека к социальную группу

Выделяет 3 эпохи:

  1. Эпоха детства: адаптация преобладает над индивидуализацией
  2. Эпоха отрочества (11-15): индивидуализация преобладает над адаптацией 3) Эпоха юности (15-17): интеграция преобладает над индивидуализацией

Периодизация В.И. Слободчикова (лучше не рассказывать, но вдруг спросят). В основе – развитие субъективности (формируется через изменение форм взаимодействия ребенка с окружающим миром).

5 ступеней развития:

Оживление Одушевление Персонализация Индивидуализация Универсализация

Каждая ступень – завершенный цикл, который включает в себя два периода: период становления событийности и период реализации событийности. В свою очередь каждый период состоит из кризиса и литической стадии.

Таким образом, проблема периодизации по-разному решается и отечественными и зарубежными психологами.

4 стр., 1566 слов

Особенности развития речи у детей с афазией

... по-разному вносят свои? вклад в реализацию различных речевых процессов. 1.2. Развитие речи у детей в онтогенезе В.А. Колягин дает следующее определение речи - это сложившаяся исторически ... подростков и лиц молодого возраста. Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается мо­торная афазия. У детей афазия возникает гораздо реже, ...

  1. Психическое развитие в младенческом возрасте.

Новорожденность

Медиц границы: 0 – 10, 14 дней (начинает прибывать в весе)

Психолог границы: 0 – 2 мес (комплекс оживления – 1я социальная реакция)

Младенческий возраст – от 2 мес. до 1 года.

З. Фрейд. Психоаналитическая теория.

1. Оральная стадия (0-1 год).

Удовлетворение ч/з сосание, кусание, жевание.

Э. Эриксон. Теория психосоциального развития.

1 год – удовлет. физических потребностей (базовое доверие ребенка/подозрительность).

Ж. Пиаже. Теория интеллектуального развития.

1 стадия – сенсомоторная (0-2):

— врожденные рефлексы (1 мес) — моторные навыки (1-4 мес)

— циркулярные реакции (4-8 мес) — координация средств и целей (8-12 мес)

Д. Б. Эльконин.

1) Эпоха раннего детства

Младенческий возраст (0-1 год).

Эмоциональное общение, потребн – мотивационная сфера, новообразования – потребность в общении с др.

Л.С. Выготский. Культурно-историческая теория. Чередование кризисных и стабильных периодов.

1)кризис новорожденности – младенческий возраст.

2)кризис 1 года – раннее детство

Период новорожденности.

Анатомо-физ. критерий:

10 дней – физиологическая адаптация. Спад веса после рождения не более чем на 10%

1,5-2 мес. — психологическая адаптация. Если все нормально, то в 1,5 мес есть комплекс оживления (сенсомоторная реакция).

Вес – 3200-3500гр. Рост – 50-52 см.

Нервная система достаточно развита, чтобы обеспечивать выживание. ГМ развит, особенно отдел отвеч. за безусловные рефлексы. Кол-во нервных клеток такое же, как и у взрослых, но они слабы. Широкая иррадиация на любой раздражитель.

Шкала Апгар – оценки по опр. состояния ребенка после рождения:

Важные преобретения:

Отделение сна от бодрствования (бодр превращается в отдельный вид акт-ти); Выделение одного объекта в окр действ-ти; Первая ответная социал реакция на воздействия взрослого; Первая форма поведения – комплекс оживления; Развиваются органы чувств; Главное условие псих развития – упражнение органов чувств.

Младенческий возраст

0 – 1 года (включает новорожденность)

ССР: По Выготскому ситуация «мы»

Лисина выделяет 2 вида общения:

1. Ситуативно-личностное (от 0 до 6 мес).

2. Ситуативно-деловое общение – развивается хватание; ребенок начинает общаться со взрослыми по поводу предмета; ребенок начинает воздействовать на маму.

Гуление – начинается с 2–3 мес. до 5–6 мес. – произнесение всех гласных и согласных г,н,х.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития ... его на крючок, аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. Он осваивает правила поведения ...

Лепет – с 5–6 мес. до года – произнесение отдельных звуков, слогов.

К году ребенок произносит 4–15 слов (ребенок может, подражая, сохранить ритм).

С 6–7 мес. ребенок начинает подражать звуковому составу. Подражание звукам – эколалия. Этот период – доречевой период развития речи.

Пассивный словарный запас.

В младенческом возрасте ребенок обращает внимание на интонацию.

С 4–5 мес. надо начинать создавать условия для развития понимания речи.

К 1 году – начинает устанавливаться связь между названием предмета и самим предметом.

К году ребенок знает название простейших предметов его окружения, но интонация играет большую роль.

Ориентировка в окружающем.

Ориентировка носит нерасчлененный характер. Начинают выделяться элементы мышления, восприятия. Развивается работа всех анализаторов и формируются межанализаторные связи. Все психические процессы формируются как внешние, а потом переходят во внутренний план.

С развитием возникает ориентировка в пространстве.

Кризис 1-го года.

Начинается в 9 мес.

Этот кризис характеризуется первыми актами протеста.

Важнейшие достижения:

1. Складываются 2 формы общения со взрослыми.

2. Появляются первые социальные реакции, направленные на взрослого человека.

3. Формируется потребность в общении.

4. Первое предличностное новообразование: с 3-х мес. – собственная активность ребенка (Авдеева, Мещерякова).

5. Представление о предмете, как постоянно существующем.

6. Формируется собственный опыт ребенка на основе развития памяти.

7. Предпосылки усвоения речи.

8. Появляются зачатки наглядно-действенного мышления.

  1. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте.

от 1 года до 3 лет.

ССР- ребенок-предмет-взрослый;(Выготский) По Эльконину: деятельность развивается в 2-х направлениях:

1. Переход от собственного действия со взрослым к самостоятельному действию. Взрослый начинает выступать в роли образца.

Вед.деятельность- предметно-манипулятивная деятельность;

Вид общения: ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное (Лисина)

Новообразования: развитие предметной деятельности, развитие речи; развитие прямохождения;

Ведущая психическая функция (Л.С.Выготский) – восприятие;

Центральные задачи возраста: самоконтроль, языковое развитие, фантазия и игра, самост.передвижение; Э.Эриксон: автономия (самостоятельность);

Центральное новообразование: возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я».

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов ...

... П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. — Дошкольное воспитание, 1965, № 10. 20. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет.— М., ... 19 Заключение ……………………………………………………………………….24 Список литературы ……………………………………………………………..26 Из введения …В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллекти­ва, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей ...

За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.

З. Фрейд. Психоаналитическая теория.

Анальная стадия (1-3 года).

Удовлетворение ч/з сдерживание.

А. Валлон. Культурно – историческая теория развития.

4)Сенсомоторная стадия (1-3 года).

Интерес к внешнему миру.

Э. Эриксон. Теория психосоциального развития.

2-3 года – приучение к чистоплотности (автономия/ стыд и сомнения)

Ж. Пиаже. Теория интеллектуального развития.

открытие новых средств (12-18) — изобретение новых средств (18-24 мес)

2 стадия – дооперациональная (2-5 лет):

— развитие репрезентативного интеллекта

— первичные образы

Ш. Бюллер. Теория интенциальности (намерения).

5 фаз жизненного цикла:

1)детство (до 15 лет).

Отсутствуют точные цели.

Л. Колберг. Теория морального развития.

0) 0-4 года – хорошо то, что я хочу и, что мне нравится.

Л.С. Выготский. Культурно-историческая теория. Чередование кризисных и стабильных периодов.

2)кризис 1 года – раннее детство

3)кризис 3 лет – дошк. возраст

Достижения раннего возраста:

1. Складывается предметная деятельность. 2. Общение со взрослым. 3. Зачатки общения со сверстниками. 4. Формирование предметного восприятия. 5. Наглядные формы мышления: – наглядно-действенное – основное; – зачатки наглядно-образного. 6. Знаково-символическая функция сознания. 7. Развитие активной речи. 8. Осознание себя.9. Возникновение личного действия и личного желания. 10. Гордость за собственные достижения.

Деятельность ребенка.

Развитие деятельности. В раннем возрасте прямохождение является самостоятельным видом деятельности. Овладение собственным телом является стимулом развития прямохождения. 1. Ребенок овладевает пространством. 2. Расширяется круг объектов, с которыми ребенок может общаться самостоятельно. 3. Освобождаются руки.

Развитие предметной деятельности.

2 вида действий: 1. Соотносящие – действие с разными объектами по их взаимодействию.

2. Орудийные – связаны с употреблением предмета, но функция развивается только с помощью взрослого.

С 1 года до 3 лет ребенок овладевает принципом употребления орудия труда.

3 этапа овладения орудийным действием:

1. Орудие труда употребляется, но действие остается ручным, поэтому данное действие заканчивается неудачей. 2. Ребенок понимает сущность орудия как посредника, но достигает успеха эпизодично. 3. Автоматизация орудийного действия. Действие становится собственно орудийным.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста и условия, необходимые для успешного развития музыкально - творческих способностей. Особое внимание отводится пению – как виду музыкально-творческой деятельности. Во второй главе ...

Зарождение новых видов деятельности.

(Это продуктивные виды деятельности: рисование, игра).

ИГРА. Предпосылками для игры являются: 1. Действия с игрушками. Причем – сначала действие является принадлежностью этой игрушки.

2. Действия начинают переноситься на другие предметы. , 3. Ребенок начинает придумывать действия с предметами., 4. Отсутствующие предметы начинают замещаться другими предметами, 5. Ребенок после совершения действий начинает называть эти действия.

6. Ребенок после совершения действия начинает называть себя именем другого человека.

Путь формирования психики – из внешних действий к внутреннему.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ деятельность.

Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать: 1) наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям); 2) индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма раз­виваются не одинаково быстро); 3) высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию; 4) восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

Восприятие можно считать ведущей психической функцией этого периода, что обусловливает специфику других психических функций: память проявляет себя в узнавании, мышление — как его наглядно-действенная форма и т.д.. Восприятие в раннем детстве отличается двумя особенностями. Первая — его аффективный характер, его страстность. Вторая (она составляет общий закон и для последующего развития) — когда восприятие является доминирующей функцией сознания, это значит, что оно поставлено в максимально благоприятные условия развития.

Развитие речи в раннем возрасте. 1–3 лет – развивается речь.

Развитие интеллектуальной речи, развитие пассивной речи (понимание речи).

Слово начинает регулировать поведение ребенка, руководить действиями ребенка. Побудительные указание выполняются намного легче, чем тормозные.Активная речь. Речь ребенка ситуативна, автономна.

В 1,5 года – от 30–40 до 150 слов. В 2 года – 300 слов. В 3 года – 1500

Основные симптомы кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие (своенравие), протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм. Конструктивное содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого. Кризис 3 лет — это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей — он пытается установить новые, более высо­кие формы отношения с окружающими.

  1. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

1. от 3х до 7ми лет.

2. (место возраста в системе периодизаций – выбирайте несколько авторов) У Фрейда это на этот возраст приходится фаллическая стадия развития (от 2-3 до 5 лет), когда начинает дифференцироваться мужское и женское развитие, это возраст, когда разворачивается механизм Эдипова комплекса. Жан Пиаже называет период от 2 до 5 лет дооперациональной стадией, а в период от 5 до 7 лет возникают известные феномены Пиаже. Выготский: дошкольный возраст, кризис 7ми лет. Эльконин: Это эпоха детства, период дошкольного детства, во время которой формируется основное новообразование – стремление к общественно-значимой деятельности Петровский: возраст относится к этапу Детства, в этот период адаптация преобладает над индивидуализацией, то есть ребенок усваивает нормы, ценности общества, адаптируется в социум. 3. ССР – центром ССР является взрослый, как носитель общественных функций. Взрослый становится образцом деятельности. – переход от совместной деятельности к самостоятельной; – иерархия мотивов;

– включение ребенка в детское общество.

4. Ведущая деятельность сюжетно-ролевая игра: реализация основных потребностей, игра – средство познания окружающей действительности, развитие личностной и познавательной сферы, школа социальных отношений, развитие коммуникативной сферы. 5. Познавательная сфера Восприятие и ощущение: развитие сенсорики, увеличивается чувствительность. Восприятие развивается от простого перечисления (увиденного, услышанного) к истолкованию отношения и причин. Ендовицкая – мотивы влияют на качество восприятие. Эксперимент – таблица проверки зрения – просто смотреть или игра в солдатов — нужно увидеть вражеский шифр. Улучшается острота зрения на 30%. Мышление: переход от наглядно-действенного к наглядно-образному (это новообразование).

Элементы логического мышления. По Пиаже – это стадия репрезентативного интеллекта, в которой ведущее место занимает образ (можно рассказать про феномены Пиаже).

Память, внимание: преобладает Непроизвольное. Расширяется объем внимания, растет устойчивость. Обычно первые воспоминания связаны именно с этим возрастом (4-5 лет).

Овладевает произвольными формами запоминания и воспроизведения (учат стихи, песни в детском саду).

Воображение: сензитивный период! Развивается в игре и творческой деятельности.

Речь: сензитивный период (2-5 лет)! Растет словарный запас, активное словотворчество (Книга Чуковского «От двух до пяти»).

Формируется внутренняя речь – это основа речевого мышления. В целом, все познавательный процессы развиваются очень активно, постепенно начинает складываться произвольность, которая окончательно сформируется в младшем школьном возрасте.

6. Личность

Эмоции: Для дошкольника становится меньше нейтральных объектов в мире – все привлекает его внимание, интерес. Переживания приобретают глубину и длительность. Ребенок овладевает социально-приемлимыми формами выражения чувств, чувства становятся более осознанными (может сказать – мне грустно, мне тогда было весело).

Формируется личное сознание ребенка (Эльконин): осознание своих умений, качеств, представление себя во времени, открытие своих переживаний, самооценка. Таким образом, изменяется место ребенка в системе отношений со взрослым – раньше он считал себя равным взрослому, а теперь понимает, что он маленький. Дифференцированная самооценка – раньше идеальное и реальное «Я» ребенка были почти слиты в одно, теперь он начинает осознавать себя сточки зрения нравственных норм (я поделился игрушкой – значит я щедрый и добрый).

Возникает критическое отношение к оценке взрослого или сверстника – формируется своя оценка своих действий.

Воля: феномен «горькой конфеты». Поведение ребенка превращается из «полевого» в «волевое» (А.Н. Леонтьев).

Главные характеристики «полевого» поведения — импульсивность и ситуативность. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникших переживаний. А цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которой находится малыш. Так, увидев куклу, ребенок приступает к ее кормлению. Если в поле его зрения попала книжка, то он тут же бросает куклу и начинает увлеченно рассматривать картинки. В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Формируется иерархия мотивов. Раньше всегда доминировал один мотив и они сменяли друг друга. Появляется личностный тип поведения. Основные мотивы: — интерес к миру взрослых – игровые — мотив сохранения хороших отношений — познавательные мотивы — после 4.5 лет – мотив общения со сверстниками. Формируется половая идентификация: 2 года – осознает мальчик он или девочка. 5.5 лет – представления о мужественности / женственности, в связи с чем начинает складываться женский или мужской тип поведения. Общение: Ранее для ребенка в центре мира людей был взрослый, с 4.5 лет у ребенка появляется новый мотив – общения со сверстниками, с этого возраста необходимо включать ребенка в постоянную детскую группу. В общении со сверстниками развивается игра (а значит усвоение ролей и соц. отношений) и все, что развивается в игре (самоотношение, речь и т.д.).

Кризис 7ми лет: появление внутренней психической жизни, утрата детской непосредственности. Ребенок понимает, что его внутренняя жизнь отличается от его поведения. Появляется манерничество, паясничество. Основные новообразования возраста: — личное сознание ребенка (Эльконин) – воображение — речевое мышление — наглядно-образное мышление — внутренняя речь

  1. Психическое развитие младшего школьника.

(7-11 лет).

Младший школьный возраст – вершина детства, меняется социальный статус, ценности. Изменение ССР связано со сменой ВТД – от игровой к учебной. Движущая сила развития – противоречие между требованием школьной деятельности и между наличным уровнем развития ребенка.

Основное отличие ССР – разделение системы Р – В на Р – Учитель и Р – Взрослый.

З. Фрейд. латентная (5-12 лет) временно прерывается сексуальное развитие ребенка.

Э. Эриксон. Мл.шк. – учебная д-ть (работоспособность/чувство неполноценности)

Ж.Пиаже. -7-12 – ст. конкретных операций: ребенок понимает связи м/у объектами и их признаками

А.В. Петровский — мл.шк. возраст (7-11) адаптация преобладает над индивидуализацией.

Социальная ситуация развития. Ведущий тип д-ти – учебная. Если раньше ребенок не отвечал за качество своей игры, то сейчас отвечает за учебную д-ть – она становится общественно-значимой для него.

В этой деятельности ребенок получает новые ЗУНы, сталкивается с новыми правилами и обязанностями, интересы, ценности, совершенно новый уклад жизни. Ребенок приобретает новый социальный статус – школьник.

Игровая мотивация постепенно уступает место учебной.

Расширяется сфера социальных контактов ребенка (взрослые: родители, учитель; сверстники: одноклассники, друзья).

Характеристика учебной деятельности младшего школьника.

В основе может лежать: 1. Познавательный интерес , 2. Внешне формальный интерес – желание стать взрослым, либо интерес к внешней атрибутике (пр: носить портфель).

3. Социальный интерес: — связан с подтверждением своего нового статуса школьника;

Леонтьев выделял: а) понимаемые мотивы – зачастую не являются реально действующими;б) реально действующие мотивы.

Отношение ребенка к отметке: –1 класса – как награда,–в 3 классе – за качество работы.

Отношение к учителю: Сильно меняется от 1 до 3 класса. –1 класс – учитель – главное лицо (ребенок верит всему, что говорит учитель).

–конец 2–3 класса – критическое отношение к учителю (учитель должен мотивировать, объяснять свои действия).

Отношение к учению: –1 класс – положительное (в норме) –3 класс – отношение изменяется.

Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, уменьшается их старательность,

Возможно возникновение 2-х кризисов:

1. Кризис первого полугодия – это когда ученику неинтересно учиться, он теряет интерес к предметам.

2. Кризис 3-го класса – закономерное явление. Ребенок начинает перестраиваться. Школьная/учебная деятельность отходит на 2-ой план. Ребенок начинает овладевать сферой общения.

Адаптация – процесс приспособления к новым условиям.

появляется в периоды, когда резко изменяется школьная жизнь ребенка (1, 5, 9 классы).

Выделяют 2 вида адаптации: 1. Физиологическая. 2. Психологическая.

Критерии физиологической адаптации:

1. Состояние здоровья ребенка. 2. Адекватность поведения. 3. Овладение учебной программой. 4. Повышение работоспособности к концу года – главный критерий.

Психологическая адаптация.

Александровская: «Методика социально-психологической адаптации детей к школе».

Выделяет 4 критерия:

1. Эффективность учебной деятельности: учебная активность, усвоение знаний. 2. Усвоение школьных норм поведения: на уроках, на переменах.

3. Успешность социальных контактов: на взаимодействии с учителем, на взаимодействии с одноклассниками. 4. Эмоциональное благополучие.

Критерии психологической адаптации:

1. Отношение к школе (+/–).

2. Состояние здоровья. 3. Понимание и усвоение материала. 4. Прилежание и поведение. 5. Активность (в самостоятельной работе, выполнении поручений и др.).

6. Отношения с одноклассниками.

Социальная жизнь: Школа – важнейшее социальное пространство, в котором ребенок решает проблемы развития. Главная из них – установление и осуществление социальных связей.

Ребенок начинает чувствовать границы своего психологического пространства и начинает охранять их (это проявляется в скрытности).Структурируют свое пространство (пр: заводят дневники).

Обозначают принадлежность предмета (пр: приклеивают наклейки и т.п.).

Появляется важнейшее новообразование – единица измерения отношений = мера правильности.

Дети часто производят впечатление педантов. Ребенок осознает тот факт, что отношения между людьми строятся по определенным правилам. Мера правильности и требование соблюдать ее являются основой развития морального сознания ребенка. Преобладает тенденция отвечать ожиданиям других. Отношения со сверстниками. Мотивируют свое общение/отношение хорошей или плохой учебой или отношением учителя…1 класс – 85% класса;2 класс – 60–70% класса;3 класс – менее 10–15% класса. 70% мотивируют свое отношение нравственными качествами сверстников.

Особенности восприятия: Возрастная способность аналитической функции мала, т.е. ребенок обладает малой различительной способностью при восприятии. К концу возраста структурированность восприятия.

Особенности внимания: Ребенок усваивает отношение времени и пространства. Основная характеристика внимания непроизвольность, устойчивость – 10-15 мин. Ребенок испытывает затруднения в переключении внимания. У учащихся 1-2 классов внимание более устойчиво при выполнении внешних, чем собственно умственных действий. Развитие внимания связано с расширением объема внимания, умением распределять его между разными видами действий. Внимание рассеяно (отсутствие переключения внимания).

К концу возраста появляется произвольное внимание как новообразование. Ребенок учится переключать и распределять свое внимание.

Особенности памяти: Развитие механической памяти, совершенствование смысловой памяти, расширяется круг рационального научения – происходит осмысление материала. 1кл – непроизвольная память, 2кл – произвольное запоминание становиться более эффективно, 3кл – произвольная память.

Особенности мышления:

Происходит интенсивное развитие от слаборазвитого интеллекта до очень высокого (качественный скачок).

В начале возраста преобладают конкретные операции, нет способности к размышлению о несуществующих вещах. Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. 1-2кл: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном плане. Совместная деятельность увеличивает интеллектуальную активность детей, и, как следствие, лучше усваивается материал, повышается саморегуляция.

Развитие личности: активное формирование личности. Закладываются основы многих психических качеств. На основе подражания взрослому формируется характер. Особенности: безграничное доверие, подчинение, высокая восприимчивость, наивное игровое отношение к миру. Происходит усвоение моральных норм и правил. Они уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их (в этом обнаруживается характерная черта возраста – формирование произвольности психических процессов).

Более сдержано выражаются негативные эмоции, наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний, умение владеть собой.

Новообразования: произвольность, как особое качество психических процессов, планирование и выполнение внутри себя действий, рефлексия, словесно-логическое мышление, внутренняя позиция школьника.

  1. Психическое развитие подростка.

ССР: ведущая потребность – приобщение к взрослым, эмансипация от взрослых и группирование, переход от детства к взрослости, появление новых ценностных ориентации, открытие разных моделей семьи, стремление обособить своё «Я»..

Психическое развитие подростка

В подростковом возрасте отмечаются как биологические, так и социальные изменения, обуславливающие психологическую перестройку.

Место подросткового возраста в системе возрастов: от 11-12 — 14-15 лет. Нижняя граница не опускается ниже 10 лет, верхняя от 16-18 (по Л.С. Выготскому).

Переход от детства к взрослости — этот переход осуществляется в физическом, умственном, нравственном, социальном развитии.

Стороны взрослости: биологическая, социальная, мировоззренческая, личностная, трудовая, интеллектуальная, гражданская.

Важнейшим внутренним фактором развития личности подростка является собственная активность ребёнка, которая направлена на усвоение ценностей окружающего мира, установление отношении с взрослыми и сверстниками, на самого себя, на саморазвитие.

Открывается подростковый возраст кризисом, этот период называют переломным.

3 аспекта подросткового кризиса: качественные сдвиги происходят очень интенсивно и в короткий срок, т.к. на первый план выходят процессы саморазрушения; происходят социальные и физические изменения, подростку необходимо устраивать новые отношения с самим собой и с окружающим миром; подросток стремится к признанию его взрослыми. Появляются формы протеста и негативизма

Формально ребёнок взрослый, но субъективно он к этому ещё не готов.

Цель подросткового возраста — построение образа взрослости.

Ведущий тип деятельности. Интимно — личностное общение со сверстниками (Драгунова, Эльконин), общественно- полезная деятельность. Основное содержание ведущей деятельности: другой подросток, здесь усваиваются нормы социального поведения, нормы морали, отношения, поведения. Учебная деятельность отходит на 2-й план.

Личностная нестабильность. Основное направление развития личности- развитие чувства взрослости, Я- концепции. Чувство взрослости- центральное новообразование подросткового возраста. К 15-ти годам формируется Я-концепция. Подросток открывает свой внутренний мир, развивает социальное самосознание (новообразование по Выготскому).

Центральный компонент самосознания – самооценка.(новообразование подростк. возраста.) С/оценка неустойчивая, любая неудача может привести к её краху.

Мотивационная сфера приобретает иерархию. Ведущими мотивами становятся общественно-значимые, интересы постоянно утрачивают свою значимость. К концу возраста мотивы поведения становятся устойчивыми, возникают нравственные убеждения.

Формы общения со сверстниками противоположного пола.

Растет интерес к противоположному полу. Отношения могут выражаться в стеснительности, могут демонстрировать безразличие. В старшем подростковом возрасте развиваются романтические отношения. Начинают формироваться сексуальные отношения.

Учебная деятельность и когнитивное развитие

Учебная деятельность отходит на 2 план. Ведущий мотив учения – стремление завоевать определенное положение среди сверстников в классе, добиться их признания.(Божович)

Память. Замедленное развитие механизмов памяти, развивается логическая, она становится доминирующей. Мышление определяет развитие памяти.

Внимание. Растет его произвольность. Развивается избирательность внимания, это связано с развитием интересов.

Мышление. Продолжает развиваться теоретически- рефлексивное мышление. Главное его качество- способность рассуждать. Развивается критичность мышления.

Воображение. Связано с развитием творческого мышления. По Выготскому, фантазия подростка- игра ребенка переносимая в фантазию. Оно выполняет регуляторную функцию, уход в мир иллюзии, начинает лучше познавать сам себя.

Речь. Становится контролируемой, управляемой. Развитие монологической речи, до умения самостоятельно готовить выступления. Развитие письменной речи. От способности к изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. Развивается с/сознание.

Главное новообразование (по Шпрангеру) – рождение Я, возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви.

Учебная деятельность. Наиболее значимым является: общественное значение предмета, качество преподавания, взаимоотношение с учителем, возможность расширения собственного жизненно-бытового опыта. В начале возраста ведущим мотивом является получить поддержку, поощрение. В конце – нарастание потребности личного общения с педагогом.

Эмоциональная сфера. Слабость самоконтроля, резкость поведения, вспыльчивость.

Формирование воли. Выготский: «Для подростка характерна не слабость воли, а слабость цели». Трудности в том, что подросток выбирает всегда более привлекательное поведение, плохо умеет осознавать последствия поступков.

  1. Психическое развитие в юношеском возрасте.

Юность: ранняя (14-15 – 16-17), поздняя (16-17 – 21-22).

Социальная ситуация развития. Социально-психологическое содержание – овладение взрослыми ролями, взросление.

появление большой ответственности, смена соц.статуса (школьник – студент).

Формируется взрослая идентичность. Достижение паспортного возраста. Выбор профессии и профессиональное самоопределение, построение жизненных планов.

Ведущая деятельность – учебно–профессиональная деятельность. Формирование познавательных и профессиональных интересов, элементов исследовательских умений, способность строить жизненные планы. В школе учит только те предметы, которые ему нужны для профессии. В поздней юности – сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость, саморегуляция личности.

Развитие личности

Становление устойчивого самосознания и стабилизация образа – я, открытие внутреннего мира и его эмансипация от взрослых, самоуважение, самоопределение, развитие чувства взрослости, появляется чувство одиночества, внимание к личностным качествам человека.

Развитие эмоциональной сферы: регуляция чувств более точная, переживание обобщенных чувств (чувство прекрасного).

Формирование общей эмоциональной направленности.

Мышление: обратимость мышления (т.е. способность менять направление мысли, возвращаться к исходным составляющим того или иного объекта).

Способность к самостоятельному выдвижению и проверке гипотез.

Внимание: избирательность (определяется направленностью интересов), переключение.

Память: совершенствование памяти, большой объем памяти, новые способы запоминания, совершенствование овладением операций анализа и синтеза, критичность мышления, склонность к формированию широких философских обобщений.

Взаимоотношения: дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности, построение романтических отношений.

Кризис – овладение новыми социальными ролями

Общение и эмоциональная жизнь.

Общение с родителями.В юношеском возрасте продолжается конфликт с родителями, если он не исчерпан в подростковом возрасте.

Общение со сверстниками.

* Товарищеские отношения. Ранняя юность – коллективный возраст. Количество групп, в которые входит юноша – немного. Значимость неофициальных отношений возрастает.

* Дружеские отношения. резко усиливается потребность в индивидуально интимной дружбе и меняется сама дружба. Большая интимность, эмоциональность, исповедальность. По существу – юношеская дружба продолжается длительное время или всю жизнь.

В дружбе появляется сопереживание.

* Взаимоотношения полов.

Спецификой любви является ярко выраженный личностный компонент человека. Любовь – большая степень интимности и включает дружбу.

Самоопределение – потребность юноши занять внутр. позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире. Направление: личностное, профессиональное.

Выбор профессии. Профессиональное самоопределение – 80% учащихся 11 классов ориентированы на поступление в вуз. 65–85% учащихся 11 класса – выбрали будущую профессию.

Учебная деятельность. Ведущий тип деятельности – учебно-профессиональная, т.е. в этой деятельности человек осуществляет одну из базовых задач: подготовка к выбору профессиональной деятельности.

Особенности УД: ориентировка на будущее, избирательность предметов

актуализация потребности в самост. приобретении знаний.

Левитов: иерархия мотивов к предмету:

1. Практический мотив – связь с профессией.

2. Общественное значение предмета – оценка предметов в контексте современного состояния общества.

3. Познавательное значение.

4. Мотив интересного преподавания.

Формирование мировоззрения. формирование научного и морального мировоззрения, юность – решающий этап формирование М., мировоззренческие установки противоречивы, мировозрен. поиск обладает двойным смыслом: личностным и социальным.

  1. Психология взрослого возраста.

Возрастные границы: 21,22 – 55 (жен), 60 (муж) лет. Окончанием считается выход на пенсию. 2 подпериода: — 21, 22 – 35 – молодость; — 35 – 55, 60 – зрелость.

1928 г. – Рыбников предложил термин «акмеология» — наука о закономерностях и механизмах развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня.

Различные подходы к пониманию психологической сущности взрослости

1. Генетическая психология: взрослость – это стабильный период, приобретается только опыт. 2. Геронтология: не согласны с тем, что взрослость – определенная статика жизни. Взрослость – период инволюции, разрушения. 3. Современная точка зрения: Ананьев. Существуют процессы: эволюционные; стабилизации; инволюционные. Т.е. можно говорить о разнородности развития во взрослом возрасте.

Периодизации взрослости

1. Бромлей (женщина) – наиболее известная классификация взрослости

1. Ранняя взрослость (21–25 лет)

Задачи возраста: –поиск брачного партнера; –становление собственной семьи; –овладение проф. ролями; –продолжение проф. подготовки, и т.д.

2. Средняя взрослость (25–40 лет) – годы максимальных достижений во многих видах деятельности. –проф. совершенство; –начало передачи опыта; –воспитание детей.

3. Поздняя зрелость (40–55 лет) – главные черты: –передача опыта; –изменение образа жизни в связи с уходом детей из семьи; упадок физических и умственных сил.

4. Предпенсионный возраст (55–60 лет) – характерно: –более очевидный упадок физических и умственных сил; –ослабление сексуальных функций; –изменяется мотивация в связи с подготовкой/ ожиданием/ сопротивлением старости.

Психосоциальная теория Э.Эриксона:

— стадия 6: ранняя взрослость (21-25 лет): душевная теплота, понимание, доверие против одиночества; близость против изоляции. Поиск спутника жизни, близость. — стадия 7: взрослость (25-50,60 лет): целеустремленность, продуктивность против обеднения личной жизни, регрессии; генеративность против стагнации. Забота о будущем поколении.

Периодизация Слободчикова: стадия универсализации (40-60 лет)

Продуктивный труд как ведущая деятельность взрослого человека

Общественно-полезная деятельность (возможность воздействовать на окружающий мир, большой круг связей, самореализация, создание продукта).

Особенности личности взрослых Важные сферы: семья, работа, отдых, общество. Главные характеристики личности: производительность (генеративность), порождение (продолжение рода)

Ананьев Происходит закрепление, стабилизация основных личностных свойств, повышение уровня сознательности + иерархизация свойств личности, формируется направленность личности.

Стержень свойств личности – мировоззрение.

Особенности познавательной деятельности взрослых

Ананьев. Фронтальный прогресс в развитии функций.

Специализация психофизиологических функций.

Гетерохронность развития психических процессов, которая со временем нарастает (после 25 лет).

Уровень образования психических процессов зависит от участия человека в образовательной деятельности.

ВНИМАНИЕ. Пик – 35 лет. В 40 – небольшое снижение.

ПАМЯТЬ. Пик – 30 лет, затем постепенный спад.

МЫШЛЕНИЕ. Возрастает практическое мышление, образное и логическое ухудшается.

Интенсивность старения ИНТЕЛЛЕКТуальных процессов зависит от образования.

Неравномерность и гетерохронность развития взрослого человека

Чем старше, тем более заметна гетерохронность.

3 периода в развитии психических функций:

— 18-25: частые смены; — 26-35: умеренные изменения; — 36-46: умеренные изменения.

Роль обучения в зрелом возрасте Включается по собственному решению, избирательное обучение. Внутренняя мотивация деятельности (понимание значимости).

Зависит от здоровья. Жизненный и профессиональный опыт имеют значение. Фактор времени (его наличие для обучения).

Кризисы

1. Нормативные/возрастные кризисы – связаны с логикой онтогенетического развития.

  1. Кризис перехода к взрослой жизни (21–22 года) – меняется деятельность: от учебно-профессиональной к трудовой деятельности => очень резкая смена системы ценностей: целей жизни и приоритетов. + изменение режима жизни.
  2. Кризис середины жизни (30 – 35-37 лет) – его сущность в переосмыслении (др. назв. = страх смерти – «пол жизни прожито и что?»).

    Аналогичен подростковому кризису.

  3. Кризис 45 лет – переосмысление системы социальных отношений и внутренних связей, жизненных ситуаций.
  4. Кризис подготовки к пенсионному возрасту – осмысление себя в непрофессиональной роли.

2. Биографические кризисы – связаны с логикой индивидуальной жизнедеятельности человека.

Ахмеров:

  1. Кризис нереализованности: когда социальное окружение не признает достижения данного человека, несмотря на то, что он достигает каких-то достаточно высоких вершин, или когда поставленные ранее цели обесцениваются, или человек понимает, что он их не достиг.
  2. Кризис опустошенности – возникает в ситуации, когда человек понимает, что он чего-то уже достиг и эти достижения вызывали сильную мобилизацию à после – возникает ощущение того, что полностью исчерпал себя.
  3. Кризис бесперспективности – когда у человека настоящее, прошлое и будущее не связаны друг с другом. Когда человек не видит перспектив своего развития.

Эриксон: 2 базовых кризиса:

— становление отношений

— 40 л. формирование генеративности (готов ли делиться опытом)

Пек:

Задачи кризиса 40 л. – формирование эмоц и поведен гибкости, приват мудрости над привлекат-тью, уход от секс-х связей к соц-м

Семейные и профессиональные кризисы

3. Кризисы семейной системы: — переход к семейному быту;

— поиск альтернативы; — оптимальное соотношение между семейными и профессиональными интересами; — желание перемен (измены);

— уход из семьи детей (кризис «пустого гнезда»)

4. Профессиональные кризисы (Зеер Э.Ф):

— кризис учебно-профессиональной ориентации — профессионального выбора — профессиональных экспектаций — профессионального роста

— карьеры — социально-профессиональной самоактуализации

— утраты профессиональной деятельности — социально-профессиональной адекватности

  1. Психология пожилого и старческого возраста.

В отечественной науке принята следующая схема возрастной периодизации: Пожилой возраст 60-74 года мужчины, 55-74 года женщины. Старческий возраст 75-90 лет мужчины и женщины. Долгожители – 90 лет и старше мужчины и женщины.

Грейс Крайг (описала синдром выученной беспомощности):

Стохастические теории старения на старение влияют внешние факторы

Генетические теории запрограммированное старение

Геронтология(основатель С.Холл)– наука о старении, изучает нормальный процесс старения человека, его основные направления и факторы, влияющие на характер, темпы и интенсивность старческих изменений.

Геронтопсихология изучает особенности взаимосвязи общего физиологического процесса старения и психологического состояния человека в период преклонного возраста. Одним из основных предметов изучения геронтопсихологии является личностный сдвиг человека после изменения привычного характера деятельности, вызванного природным старением организма.

Существуют несколько периодизаций старения

Д. Бромлей: 1. Удаление от дел 65-70 лет нарушение жизненного стереотипа, повышается потребность в общении 2. Старость 70 лет и более увядание, подготовка к смерти 3. дряхлость,болезненная старость и смерть — до 110 лет.

Пряжников НС:

1) пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию);

2) период после выхода на пенсию (первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса); 3) период собственно старости (стабильная старость до момента серьезного ухудшения здоровья); 4) старость и долгожительство в условиях значительного ухудшения здоровья; 5) долгожительство при относительно хорошем здоровье (после 75—80-ти лет).

типологии Ф.Гизе выделяются 3 типа стариков и старости:

1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости и дряхлости;

2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешние влияния и путем наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдения за выросшей молодежью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких и друзей, новшества в области техники и социальной жизни, изменения положения в семье);

3) интровертированный тип, остро переживающий процесс постарения; появляются тупость по отношению к новым интересам, оживление воспоминаний о прошлом – реминисценций, интерес к вопросам метафизики, малоподвижность, ослабление эмоций, ослабление сексуальных моментов, стремление к покою.

классификация социально-психологических типов старости И.С.Кона,

построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена:

1) активная, творческая старость,

2) старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью

3) «женский» тип старения – в этом случае приложение сил старика находится в семье

4) старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения) – в этом случае моральное удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье, стимулирующая различные типы активности; но в этом случае человек может придавать излишнее значение своим

реальным и мнимым недомоганиям и болезням, и его сознание отличается повышенной

тревожностью.

Эти 4 типа И.С.Кон считает психологически благополучными, но есть и отрицательные типы развития в старости. Например, к таковым могут быть отнесены

1.старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями.

2. разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за свои действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными.

Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д.Б.Бромлей. Она выделяет 5 типов приспособления личности к старости:

1)Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми.

2) Отношение зависимости. Зависимый от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий от профессиональной среды.

3) Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей.

4) Отношение враждебности к окружающим.

5) Отношение враждебности человека к самому себе

Каскадная Теория старения(Биррон):

Первичный процесс уменьшается объем интеллектуальных процессов

Вторичный процесс когнитивное засыпание (ухудшается логика рассуждений)

Терминальное старение (страдает весь интеллект)

Познавательные процессы

Память :Разные виды памяти — сенсорная, кратковременная, долговременная — страдают в разной степени. ≪Основной≫ объем долговременной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работает логическая память. Внимание: уменьшается объем внимания

Интеллект: в норме сохранность интеллекта, если не связано с какими-либо заболеваниями

Личность Синдром выученной беспомощности — человек под влияние социальных стереотипов теряет себя Стратегии старения: 1. Сохранение себя как личности – поддержание и развитие социальных связей 2. Сохранение себя как индивида – обособление, индивидуализация и «выживание» как индивида

Кризисы старческого возраста

Э.Эриксон

I Психологический конфликт «Целостность против отчаяния»

-> 1 чувство личной целостности -> мудрость

->2 отчаяние -> возможны суициды

Мудрость: когнитивное свойство, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно — обусловленный интеллект, связанный с опытом и личностью человека, новообразование

Критерии мудрости по Балтес: Богатое знание, Контекстуализм, знание о разных жизненных контекстах в данном обществе, Релятивизм знание о существование разных систем ценностей, гибкая система ценностей и целей, Признание неопределенности жизни и умение действовать в неопределенности

Удовлетворенность жизнью связано с -оценкой смысла своей жизни для других

-наличие жизненной цели -временные перспективы

II предпенсионный кризис

III кризис идентичности, внутриличностный кризис. ( Его предпосылки связаны с тем, что приметы старения, как правило, раньше и четче замечаются окружающими, а не самим субъектом.

Новообразования возраста: — Принятие своей жизни — Жизненная мудрость

— Счастливая старость — Интегрированность, цельность