Тема 19. Развитие отечественной психологии в дореволюционный период Периодизация: середина – конец XIX века Глоссарий:

Вторая сигнальная система-  специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общей (но не одинаковой) с животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру.

Доминанта- преобладание одного момента поведения над другим.

Коллективная рефлексология- изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность, как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов

Моторная теория внимания – Связь внимания и движения выделял в своих работах в работах Н. Н. Ланге, который представлял ее как причинно-следственную, где движения не просто включены в акт внимания, но обусловливают его, делают внимание возможным.

Рефлексология естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему животных и человека

Соотносительная деятельность -деятельность в широком смысле этого слова, соотнесенная с соответствующими поведенческими актами.

Сочетательный рефлекс -рефлекс, сформированный в результате временного сочетания (сочетания по времени) с ранее нейтральным стимулом

Условный рефлекс- устойчивая связь между случайным сигналом и безусловным рефлексом, возникающая в результате повторяющихся их совпадений, один из видов ассоциативного научения. Условные рефлексы не врожденны, они возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически, не передаются по наследству. 

Персоналии:

Владиславлев М.И.(1840-1890)

выступал против материализма в психологии. Защищая мысль о главенстве воли во всей психической области, пытался приложить психофизический закон Вебера – Фехнера к эмоциям. В его работе «Психология. Исследование осн. явлений душевной жизни» (1881) делается попытка возвращения к учению о душевных способностях в духе неоплатонизма. «Логика» Владиславлева долгое время заменяла учебные пособия по истории логики. Осн. произв., кроме названных: «Современные представления в науке о душе», 1866; «Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы», 1868; «Логика. Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления», 1872; комментарии к «Метафизике» Аристотеля, к «Критике чистого разума» Канта и «Микрокосмосу» Лотце.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... внешним видом 15. Насколько желателен контакт с преподавателем СРЕДНИЙ БАЛЛ Оценка результатов Минимальная сумма баллов, которую может набрать учитель, - 15-30, ... 6. Вызывает инициативу, самостоятельное мышление, побуждает к дискуссии 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп ... баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Грот Н.Я.(1852–1899)

— российский психолог, один из основателей экспериментальной психологии эмоций, возглавлял кафедру философии в Московском университете (1886) и Московское психологическое общество (1887).

Предложил программу построения психологии («Основания экспериментальной психологии», 1896), в которой подчеркивал, что она должна быть объективной, естественной, экспериментальной наукой. Г. был активным сторонником практического использования психологии, ее связи с педагогикой, медициной и юриспруденцией. Проблема эмоционального развития является одной из важнейших в творчестве Г. В книге «Психология чувствований в ее истории и главных основах» (1880) он использует законы дифференциации и интеграции, открытые в физиологии, применительно к психологии, доказывая возможность экспериментального исследования эмоций. Связывая, по традиции того времени, проблему формирования эмоций с развитием нравственности, Г. по-новому подошел к вопросу о свободе воли, связывая его с характером зависимости человека от своего состояния. При этом сама проблема наличия или отсутствия свободы воли, по его мнению, может быть понята и решена лишь на основесамосознания человека, т. е. осознания человеком свободы своего выбора той или иной формы деятельности.

Троицкий М.М. (1835 –1899)

 Окончил Киевскую духовную академию. Профессор Моск. ун-та (с 1875).

Инициатор издания журн. «Вопр. философии и психологии» (с 1889).

В своих филос. и психологич. воззрениях испытал влияние англ. эмпиризма Ф. Бэкона, Дж. Локка, Дж. С. Милля. Докторская дисс. Т. «Немецкая психология в текущем столетии» (М., 1867) содержит изложение теорий англ. эмпиризма и ассоцианизма, а также критику с этих позиций философии Канта, Гегеля, Гербарта и др. Психологич. теория Т. выдержана в духе англ. ассоциативной психологии (см. «Наука о духе», т. 1–2, М., 1882).

Подчеркивая значение для психологии экспериментального метода, Т. осуществил опытное исследование слуховых и зрит. ощущений и представлений, участия мышц гортани и языка в мыслит. процессе. Т. – автор «Учебника логики», написанного в традициях философии Милля.

Челпанов Г.И.  (1862 — 1936) 

— русский философ и психолог, создатель первого в России института экспериментальной психологии при Московском университете (1914 г.).

Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии. Опирался в своих исследованиях на методы эмпирической интроспективной психологии — сознания. Пытался построить психологию на основе концепции «эмпирического параллелизма» души и тела, восходящей к психофизическому параллелизму В. Вундта. Он считал, что марксизм может быть распространен только на область социальной психологии, но не на общую психологию, которая, по его мнению, должна быть свободна от всякой философии. Ч. принадлежат работы по восприятию пространства и времени, а также труды по экспериментальной психологии. Ч. явился создателем крупнейшего не только в России, но и за ее пределами Психологического института (1911), ставшего историческим центром развития российской психологии.

5 стр., 2118 слов

Возникновение научной психологии — экспериментальная психология ...

... 1832- 1920). Он унаследовал от философии определение психологии, как науки, изучающей “факты сознания” методом прежде всего ... экспериментально отыски-вал эталлонные средние ответы на множество заданных детям вопросов, чтобы затем сравнивать и определять уровень ум-ственого развития ... существовании “коллективного бессознательного”, т.е. наша психика формируется, наследуя также образы предков, пришедшие ...

Лурия А.Р.(1902-1977)

В начале 20-х увлекся психоаналитическими идеями Фрейда, Адлера и Юнга. В 1922 организовал и возглавил Казанскую психоаналитическую ассоциацию. В 1923 опубликовал работу «Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии». В 1923 переехал в Москву. Работал в Институте психологии и Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской. В 1924-1925 одновременно состоял внештатным научным сотрудником, сверхштатным научным секретарем Государственного психоаналитического института (ГПАИ) и ученым секретарем Русского психоаналитического общества (РПСАО).

Опубликовал несколько работ, основанных на идеях психоанализа. Изучал возможности создания объективного психоанализа, в границах которого аффективные переживания и комплексы выражались бы в измеряемых показателях (реакциях и пр.).

В 1925 издал статью «Психоанализ как система монистической психологии». Подготовил книгу об объективном подходе к психоанализу, которая не издавалась. В 1924-1926 совместно с Выготским исследовал проблемы развития психики. В 1926 (в соавторстве с А.Н. Леонтьевым) опубликовал книгу «Исследование объективных симптомов аффективных реакций» в которой изложил сопряженную моторную методику, направленную на вскрытие аффективных травм и подтвердил некоторые моменты учения Фрейда. Л. принял активное участие в разработке теории культурно-исторического функционирования и развития человеческой психики: проблемы общественно-исторической и биологической (генетической) детерминации психики человека, опосредствования высших психических функций речью и иными совокупностями знаков и символов, системной организации сознания и психики, соотношения последней и мозга и т.д. Изучал также нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга. Исследовал проблемы нейропсихологии, нейролингвистики и др. В 1969-1972 был вице-президентом Международного союза научной психологии. Автор книг «Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок» (1930, совместно с Выготским), «Природа человеческого конфликта» (1932), «Мозг человека и психические процессы» (тт. 1-2, 1963-1970), «Основы нейропсихологии» (1973), «Об историческом развитии познавательных процессов» (1974), «Язык и сознание» (1979), «Этапы пройденного пути. Научная автобиография» (1982) и др. работ по различным проблемам психологии.

Бехтерев В.М. (1857-1927)

Многие годы исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме.

Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребёнка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей.

12 стр., 5592 слов

Познание человека человеком как научная проблема

... всего образующие склад характера, определяют общий рисунок поведения при общении с другими людьми. Проблема отражения людьми друг друга в процессе различных видов деятельности. Познание и взаимное воздействие ...

Многократно критиковал психоанализ (учения Зигмунда ФрейдаАльфреда Адлера и др.).

Но вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в возглавляемом им Институте по изучению мозга и психической деятельности.

Кроме того, Бехтерев разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенезгаллюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

Ухтомский А.А.(1875-1942)

российский физиолог, академик АН СССР (1935).

Лауреат премии имени Ленина (1932).

Создатель учения о доминанте (— теорию, способную объяснить некоторые фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека.), автор многих работ по физиологии.

Павлов И.П.(1849- 1936)

 рус. ученый-физиолог, создатель материалистич. учения о высшей нервной деятельности животных и человека.

Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Поэтому она и считала в те времена своим предметом продукты деятельности этих органов — ощущения. И. П. Павлов обнародовал свою программу в 1903. году, назвав ее “Экспериментальная психология и психопатология на животных”. В дальнейшем от слова “психология” он отказался и даже брал со своих сотрудников штраф, когда они, обсуждая опыты над собаками, применяли психологические термины. Поводом послужила отягченность этих терминов родимыми пятнами субъективной психологии сознания, тогда как главным делом павловской школы было строго объективное изучение поведения.  Учение о высшей нервной деятельности.

Шпет Г.Г.(1879-1937)

известный русский и советский философ, профессор Московского университета, вице-президент Российской академии художественных наук (1923-1929), первым в России начавший читать курс этнопсихологии и организовавший в 1920 году в стране кабинет этнопсихологии. Опубликовал в 1927 году работу «Введение в этнопсихологию», где в форме дискуссии с В. Вундтом (см.),М. Лацарусом (см.) и X. Штейнталем (см.) выразил своивзгляды на предмет и основные методы исследования этнопсихологии. Этническая психология, с точки зрения Ш., должна быть описательной, а не объяснительной наукой. Предметом этнопсихологии, по его мнению, является выявление типичных коллективных переживании представителей конкретного народа, которые выступают следствием функционирования их языка, мифов, нравов, религий и т. п.

Ланге Н.Н.(1859- 1921)

русский психолог. Окончил Петербургский университет (1882).

Работал в психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге (с 1883). Профессор философии Одесского университета (1888≈1921), где организовал одну из первых в России экспериментальных психологических лабораторий. Сформулировал закон перцепции ≈ стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия и общее направление смены фаз (от обобщённого чувствствования образа предмета ко всё более дифференцированному).

6 стр., 2648 слов

Концепция личности А.Ф. Лазурского

... деятельность его в качестве врача, психиатра, психолога и педагога»Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Вклад А.Ф. Лазурского в разработку проблем личности / Б.Г.Ананьев; отв. ред. А.В.Брушлинский, РАН.Ин-т психологии ... Лазурский работал в психиатрической лаборатории, где изучал проблемы экспериментальной психологии и клинической психофизиологии. Проблема психологии ... В 1941 году в книге ...

Разработал моторную теорию внимания: последнее, по Л., есть двигательная реакция организма, улучшающая условия восприятия. В выдвижении на первый план внешних двигательных актов сказывается связь психологический идей Л. с рефлекторной теорией И. М. Сеченова. Был видным поборником высшего женского образования в России. Впервые перевёл на русский язык «Первую аналитику» Аристотеля (1894).

Литература:

  • Словарь по истории психологии, 2007 г.
  • Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
  • Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии: Учебное пособие.—М.: Международная педагогическая академия, 1995
  • Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
  • Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Тема 20. Отечественная психология в период идеологических репрессий Периодизация: начало — середина XX века Персоналии:

Па́вел Петро́вич Бло́нский (1884— 1941) 

— русский и советский философ, педагог и психолог.Родился в Киеве. В 1902 поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, который окончил в 1907 г., получив золотую медаль за работу «Проблема реальности у Беркли». Интересовался античной философией, опубликовал ряд работ по гносеологии и этике. С 1913 — приват-доцент. Примкнул к партии эсеров, неоднократно подвергался аресту, однако в 1917 порвал с ними, сблизился с большевиками. После революции испытывал нужду, занялся преподавательской деятельностью. Познакомился сГ. И. Челпановым, при содействии которого окончательно переехал из Киева в Москву и занялся психологическими исследованиями, став аспирантом Челпанова. С 1919 руководит Московской академией народного образования. Его взгляды всё больше расходятся с взглядами Челпанова, поскольку Блонский стремится к перестройке психологии на основе материалистического мировоззрения[2]. Блонский был не столько материалистом, сколько противником интроспекционизма, который к тому времени уже давно утратил позиции на Западе под натиском бихевиоризма, однако сохранял позиции в России, где у него были такие известные сторонники, как Г. И. Челпанов, Н. О. Лосский, С. Л. Франк и др. Противопоставляет интроспекционизму естественнонаучный подход. Рассматривая психологию как науку о поведении, повторяет постулаты бихевиоризма. В 1920-е гг. исключительно плодотворен, выпустил ряд учебников, в том числе школьных, статьи его публикуются за рубежом. По рекомендации Н. К. Крупской становится членом научно-педагогической секции Государственного ученого совета[3], участвует в разработке учебных программ и в школьной реформе, пользуется поддержкой А. В. Луначарского. В 1924—1928 заинтересовался педологией, позднее разочаровался в ней. Тем не менее, спорил со сторонниками «социогенетизма», то есть формирования характера средой: считал, что заложенные природой стадии развития человека (которые он понимал сугубо материально) нельзя ускорить. Позднее в книге «Очерки детской сексуальности» (1928) выступает с критикой психоанализа. Круг исследуемых им проблем был чрезвычайно широк. В частности, разрабатывал проблемы, смежные для психологии и педагогики. Сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

... «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние ... о том, что нужно знать юному предпринимателю до и после начала трудовой деятельности, какие трудности могут встретиться ему на пути, как их преодолеть и предвидеть. ...

В конце жизни работал в Институте психологии в Москве, болел туберкулёзом. После выхода постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях…» (1936) подвергся травле, были арестованы два его сына.

Михаи́л Я́ковлевич Ба́сов (1892- 1931) 

— выдающийся русский советский психолог, один из основателей отечественной психологии, педологии, педагогической психологии, психологии личности, автор и первый в советской психологии разработчик разноуровневой концепции организации поведения, психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в разных видах активной (творческой) деятельности и общения (в игровой, учебной, трудовой, научно-теоретической и др.), которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным,Е. А. Климовым и А. Н. Леонтьевым и др. Ученик А. Ф. Лазурского. С 1909 по 1915 прошел обучение в основанном в 1908 г. В. М. Бехтеревым Санкт-Петербургском Психоневрологическом институте. В институте Басов слушал лекции В. М. Бехтерева, В. А. Вагнера, Н.Лосского, С.Франка. Позднее работал в Психологической Лаборатории Института под началом и научным руководством А. Ф. Лазурского. Ранние, студенческие экспериментальные работы (1913—1914) Басова «О психическом темпе», выполненные в рамках программы исследований нервно-психической деятельности В. М. Бехтерева и динамики психической активности А. Ф. Лазурского, были опубликованы в «Вестнике психологии». На II Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике (1914) Басов выступил вместо заболевшего А. Ф. Лазурского и по его рекомендации съезду со своим докладом «О психическом темпе». Во время Первой мировой войны Басов на протяжении двух лет служил в регулярной армии рядовым пехоты. Профессор педологии и психологии в Государственном институте научной педагогики (ГИНП) (1924—1931) и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена (1925—1931).

Специалист по педагогической психологии и один из основателей советской педологии, включавшей в себя «общую психологию» и многие другие становящиеся самостоятельными отрасли психологической и психоневрологической наук. Создатель методики психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. Разработчик экспериментального изучения психических функций и целостной личности. Теоретически обосновал как одну из фундаментальных, центральных категорий генетических психологических наук термины развитие, «деятельность», по стопам А. Ф. Лазурского углубил категории и понятия Личность,активность субъекта деятельности и общения и другие, которые рассматривал как особые типы и структурированные формы. В частности, условные рефлексы видел лишь как часть объяснительных принципов многомерной душевной деятельности и сознания развивающегося человека.

6 стр., 2853 слов

Психология труда Занятие 2

... — зависит от: 1) типологических свойств его высшей нервной деятельности; 2) опыта, профподготовки; 3) уровня развития познавательных структур личности. Пряжников: Функциональные состояния работника определяют физиологические и психологические ... реакция на участившие­ся сбои в работе (из-за утомления, неправильного режима труда И г. п.). Л. Г. Дикая и Л. П. Примак выделяют следующие ...

Алекса́ндр Фёдорович Лазу́рский (1874-1917) 

— русский врач и психолог, ученик В. М. Бехтерева, учитель М. Я. Басова иВ. Н. Мясищева. Разработал характерологию – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. Лазурский одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого. Окончил Лубянскую гимназию с золотой медалью и поступил в Военно-медицинскую академию, где активно занимался психологией. После окончания обучения в 1897 году был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В. М. Бехтеревым Клинике душевных и нервных болезней. Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе «Петербургского общества психиатров и невропатологов», а в 1899 году. был избран его действительным членом. Научную деятельность он совмещал с лечебной практикой. Постепенно интересы Лазурского переключились с анатомии и физиологии ума на психологические исследования. В немалой степени этому способствовало открытие в 1895 году Бехтеревым в Клинике душевных и нервных болезней специальной Психологической лаборатории. В 1897 году именно Лазурскому Бехтерев поручил руководство этой лабораторией. 30 ноября 1900 года А.Ф. Лазурский защищает диссертацию «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение». Исследование проводилось по оригинальной экспериментальной методике, его результаты с большим успехом были защищены в диспуте в качестве докторской диссертации с официальными оппонентами И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым и М. С. Добротворским. И. П. Павлов высоко оценил работу, отметив «выдающийся интерес темы» в теоретическом и практическом отношениях, а В. М. Бехтерев подчеркнул важность проведенного исследования для клиники. В 1901—1902 г.г. А.Ф. Лазурский находился в зарубежной командировке, во время которой практиковался в Психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге, работал в лаборатории экспериментальной психологии Э. Крепелина в Гейдельберге, а также слушал лекции К. Штумпфа в Берлине. В 1903 году А.Ф. Лазурский возвратился в Петербург и был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии по душевным и нервным болезням, где в дальнейшем читал курс общей психологии. Члены «Русского общества нормальной и патологической психологии» избрали его своим учёным секретарем. Занимая эту должность, он сыграл значительную роль в создании Психоневрологического института и возглавил его кафедру общей психологии. С 1904 года А.Ф. Лазурский сотрудничал с А.П. Нечаевым в его лаборатории экспериментальной педагогической психологии, руководил специальной комиссией этой лаборатории по разработке экспериментальных методов психологии. Там же он начал проводить конкретные характерологические исследования. Очень важными понятиями в характерологии Лазурского являются понятия эндопсихики и экзопсихики, введённые им в 1916 году. Под эндопсихикой он понимал внутренние механизмы личности, объединяющие характер, умственнуюодарённость и темперамент. Экзопсихика – это отношения личности ко внешним объектам и среде в целом. В понятие среды здесь входят природа, люди, различные социальные группы, наука, искусство, а также внутренняя жизнь индивида[3].

9 стр., 4004 слов

-выделить особенности применения эксперимента в психологии труда;

... первую в мире психологическую лабораторию (международный центр). Из этой лаборатории, получившей впоследствии статус института, вышло целое поколение специалистов по экспериментальной психологии, ставшие в дальнейшем ... в полном объеме. Задачи: -выделить особенности применения эксперимента в психологии труда; - изучить коммуникативные процессы в трудовой деятельности. 1. Особенности применения эксперимента ...

После определения этих фундаментальных понятий А.Ф. Лазурский предпринял еще одну попытку классификации личности. В её основу он положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом сохранив прежнее деление на уровни и типы:

Низший уровень (неприспособленные личности) – люди этого уровня подчиняются влияниям среды и с большим трудом приспосабливаются к её требованиям.

Средний уровень (приспособленные личности) – к этому уровню относятся люди, основной характеристикой которых является способность к получению образования, а в дальнейшем – к ведению успешной деятельности в условиях любой среды.

Высший уровень (приспособляющие) – эти люди способны приспосабливать среду к своим запросам, которые обычно превышают круг запросов представителей низших уровней и имеют большое социальное значение

Григорий Иванович Россолимо (1860— 1928) 

— русский и советский невропатолог и дефектолог. Родился в семье греческого происхождения. Его дед, моряк с острова Кефалония, спасся при кораблекрушении возле Одессы и остался здесь жить. Россолимо окончил Одесскую Ришельевскую гимназию. В 1884 году окончил медицинский факультет Московского университета. Был однокурсником и близким другом А. П. Чехова. С 1890 года — заведующий клиникой нервных болезней при клинике внутренних болезней А. А. Остроумова. Работал в Московском университете. В 1911 году Г. И. Россолимо ушёл из университета в знак протеста против действий против студентов и профессуры царского министра просвещения Л. А. Кассо. Активно выступал на педагогических и психологических съездах, освещая проблемы изучения обучения и воспитания умственно отсталых детей. В 1911 году организовал на собственные деньги Институт детской психологии и неврологии где безвозмездно работали его ученики и друзья (С. Я. Рабинович, Ф. Д. Забугин и др.).

Г. И. Россолимо был одним из организаторов Общества невропатологов и психиатров, где состоял председателем в течение 10 лет. Был основателем и редактором журнала «Невропатология и психиатрия». Являлся одним из организаторов психологического общества при Московском университете. В 1917 году Россолимо подарил свой институт Московскому университету. С 1917 года Россолимо — профессор МГУ и директор Неврологического института им. А. Я. Кожевникова. Разрабатывал вопросы морфологии нервной системы. Уточнил ход проводников в центральной нервной системе. Описал патологический стопный сгибательный рефлекс, впоследствии названный его именем. Этот рефлекс — важный симптом при органических поражениях пирамидного пути. Пальцевой рефлекс Россолимо получил широкое распространение в клинике нервных болезней и стал непременным приёмом при объективном исследовании нервной системы. Работы Россолимо посвящены диагностике опухолей головного мозга, клинике рассеянного склероза, полиомиелита, рецидивирующего паралича лицевого нерва при мигрени. Изобретатель многих медицинских приборов: динамометр, клонограф, мозговой топограф и др. Сферой научных интересов Россолимо были клинико-психологические исследования интеллектуального развития, как в норме, так и при патологии. Огромное значение он придавал исследованиям, результатом которых было улучшение состояния воспитания умственно отсталых детей. Свой метод экспериментального исследования личности он назвал методом «психологических профилей». В методе выделяются 11 психических профилей (воля, внимание, точность и прочность восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на числа, осмысление, комбинаторные способности, сметливость, воображение, наблюдательность).

16 стр., 7885 слов

Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах ...

... известно, вставала на разных этапах развития советской психологии, так как советская психология с самого начала своего формирования уделяла ... Методологические и общие теоретические проблемы психологии, разрабатывавшиеся в трудах А.Р. Лурия, заслуживают специального научного ... исследований, проводившееся А.Р. Лурия в 30-е гг., было посвящено изучению исторического развития познавательных процессов ...

Сабина Николаевна (Шейвэ Нафтульевна) Шпильрейн (1885 — 1942)

 — российский и советский психоаналитик, педагог, ученица К. Г. Юнга. Шейвэ Шпильрейн (впоследствии Сабина) родилась в состоятельной еврейской семье коммерсанта, энтомолога по образованию, выходца из Варшавы и впоследствии купца 1-й гильдии Нафтули (Нафтулия Мойшевича, Николая Аркадьевича) Шпильрейна (1856—1938) и его жены, зубного врача Евы Марковны Шпильрейн, урождённой Люблинской (1863—1922).

В 1890—1894 годах семья жила в Варшаве и Сабина посещала Фребелевский детский сад. Девочка страдала психическими расстройствами, однако окончила Екатерининскую гимназию в Ростове-на-Дону в 1904 году с золотой медалью. Одна из первых женщин-психоаналитиков, активная участница международного и российского психоаналитического движения. Доктор медицины (1911).

Состояла в трех психоаналитических обществах: Венском (с 1911 по 1922), Женевском (с 1922 по 1924) и Русском (с 1924 до момента ликвидации общества).

Внесла значительный вклад в становление теории и практики психоанализа и глубинной психологии в целом, оказала влияние на психологию развития, психологические исследования мышления и речи в детском возрасте и т.д. Автор оригинальной теории деструкции, предвосхитившей учение Зигмунда  Фрейда о «влечении к смерти» и отраженной в статье «Деструкция как причина становления» (1912).

В этой связи Колин Ковингтон и Барбара Вартон назвали Сабину Шпильрейн «незаслуженно забытым пионером психоанализа». Легендарная личность, в силу драматических перипетий судьбы и неординарности, ставшая яркой символической фигурой в истории российской и мировой психоаналитической культуры, а также полумифической героиней ряда литературных произведений, пьес и кинофильмов. Научное наследие и биография Сабины Шпильрейн последние три десятилетия находятся в фокусе кропотливого изучения, привлекая внимание исследователей и историков разных стран. В июле 1942 года Ростов-на-Дону занимает немецкая армия. Вскоре оккупанты начали массовые казни евреев. Сабина Шпильрейн и две её дочери были расстреляны в Змиёвской балке в августе 1942. В 2004 на месте казней была установлена мемориальная доска Шпильрейн и, в соответствии с её волей из раннего завещания («Я тоже была однажды человеком. Меня звали Сабина Шпильрейн»), посажены дубы.

Исаа́к (Иче-Майер) Нафтульевич Шпильре́йн (1891 — 1937)

— советский психолог и лингвист, один из создателей российской психотехники и промышленной психологии. Доктор философии (1914).

В 1906—1909 годах член партии эсеров, в 1907 году за распространение прокламаций исключён из гимназии. Высшее образование получил в университетах Гейдельберга и Лейпцига (1909—1914).

Публиковаться в области психологии образования и мнемотехники начал будучи студентом. Во время Первой мировой войны был интернирован как гражданин враждебной державы. Вернулся в Россию в 1919 году и до 1922 года работал переводчиком и референтом в Наркоминделе, стал одним из организаторов еврейского литературного общества в Тифлисе. Профессиональная научная деятельность началась в 1922 г. работой в психотехнической лаборатории Центрального института труда (ЦИТ) в Москве. В 1923 году организовал психотехническую лабораторию при Наркомате труда и создал секцию психотехники в Институте психологии. В 1922—1923 годах читал курс еврейского языка (идишa) во Втором Московском государственном университете — первый курс грамматики идиша в стране; опубликовал первый советский учебник грамматики идиша. В 1927 году организовал и возглавил Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии (ВОПиПП), выступил организатором научной работы в области психологии труда в СССР. Занимался проблемами психологии труда (рационализация труда, утомление, автоматизация трудовых действий, профессиональный отбор и консультация).

Был активным деятелем движения научной организации труда (НОТ) в СССР, организатором и председателем Всесоюзного общества психотехники и прикладной психофизиологии, президентом Международной психотехнической ассоциации. Исследовал профессиональную лексику военнослужащих, вопросы социальной психологии (например, перемены фамилий взрослыми).

Был арестован в 1935 году, осуждён на 5 лет ИТЛ. 26 декабря 1937 года по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной террористической организации приговорён к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян. Реабилитирован посмертно в июне 1957 года. Два брата И. Н. Шпильрейна также были расстреляны.

Алексей Капитонович Га́стев (1882 — 1939 ) 

— русский революционер, профсоюзный деятель, поэт и писатель, теоретик научной организации труда и руководитель Центрального института труда. Член ВКП(б) с 1931 года. Литературные псевдонимы — А. Зорин, И. Дозоров, А.З., А. Зарембо, А. Набегов. Окончил городское училище и технические курсы в Суздале, поступил в Московский учительский институт, откуда был исключен за политическую деятельность, неоднократно подвергался арестам и ссылкам, до 1917 г. находился на нелегальном положении. В этот период эмигрировал во Францию, где учился в Высшей школе социальных наук (Париж) и работал на заводах. В 1917-1918 годах — секретарь Союза металлистов Петрограда, управляющий предприятием, журналист. В 1938 г. — незаконно репрессирован, погиб, в 1957 г. — реабилитирован.    Организатор и директор Центрального Института Труда (1920-1938), член Совета по научной организации труда (СОВНОТ) при НК РКИ СССР, участник революционного движения (член РСДРП с 1901 г.), пролетарский поэт. Г. разделял идеологию объединения «Пролетарская культура», его поэтическое творчество воспевало идеалы пролетарского единства, гордость трудового человека, создающего полезный для общества продукт (Поэзия рабочего удара. 1918; 1971 — 8-е издание).

   Г. является автором оригинальной концепции трудовых установок — основы производственного обучения. Пропагандировал, развивал и внедрял идеи научного менеджмента в отечественном народном хозяйстве. Программа научной и практической деятельности организованного им Центрального Института Труда (ЦИТа) отражена в статье «Наши задачи»; «Социальное знамя ЦИТа (1925)» / Как надо работать? (1972).

Конечная цель ЦИТа — проектирование высокопроизводительных трудовых процессов, предприятий в Советской республике, содействие повышению общей и трудовой культуры населения, производство работников необходимой квалификации в нужных стране масштабах. Реализация указанных задач — дело «социальной инженерии», которая должна выработать проект «социально-инженерной машины» как научно-обоснованный вариант технологии производства необходимых «рабочих типов».

   Вполне вероятно, что Г. разделял не только идейную направленность вождей и идеологов «Пролетарской культуры», но и принципы «Всеобщей организационной науки» А. А.Богданова, его организационную точку зрения, что проявилось как своеобразный вариант системного мышления. Так Г. видит много общего в жизнедеятельности всего предприятия, в труде рабочего обслуживающего машину, в работе машины. Рабочий за станком — аналог труда директора предприятия, самого рабочего он представляет как устройство сложной машины, в котором имеются свой мотор, система энергоснабжения, система передачи скорости, отдел установок, отдел учета и контроля, отдел управления, своеобразные шаблоны-направители. Научное исследование призвано выявить законы эффективного выполнения трудовых действий в целях рационализации труда и создания технологии производственного обучения. Наряду с физиологической лабораторией, были созданы психотехническая, сенсорная, педагогическая и др. К 1925 г. при ЦИТе возникает акционерное общество «Установка», которое по заказам предприятий проводило массовую подготовку кадров рабочих специальностей (для текстильной, строительной, металлообрабатывающей промышленности, для водителей автомобилей, летчиков и т. д.).

По всей стране были созданы филиалы общества «Установка». Методы и процедура обучения представлены в книге Г. «Трудовые установки», переизданной в 1973 г. Трудовые установки понимались как продукт воспитания конкретных рефлексов в специальной системе трудовой тренировки, построенной на принципах, близких идеям программированного обучения в варианте американского бихевиоризма. Г. недооценивал роль сознания субъекта труда, тренировка была направлена на воспитание полезных навыков в обход понимания, осмысленности выполняемой работы, «от рук к голове», что сказывалось нередко в трудностях профадаптации выпускников ЦИТовских учебных курсов. Начиная с 1930 г. ЦИТ свертывает свои учебные комбинаты, в центре внимания его деятельности оказывается проблема проектирования рабочего состава, совершенствование организации труда и производства (Гастев, 1972).

Под руководством Г. создается система экспертизы существующей производственной организации, а также организационного проектирования трудовых постов, участков производственного процесса, включая всю цепочку технологии производства от заготовительных цехов до выпуска готовой продукции и управленческих структур. При этом реализовались идеи тектологии о прогрессивном развитии и функционировании организаций, закон минимальных звеньев, выявлялись огромные резервы повышения производительности, неизменно подчеркивалась роль точного распределения функций работников, их квалификации, способа взаимодействия. 

Соломон Григорьевич Геллерштейн ( 1896 — 1967) 

— советский учёный, доктор биологических наук, профессор, один из основателей отечественной психологии и психофизиологии труда, авиационной психологии, участник психотехнического движения. С.Г. Геллерштейн начинал свою профессиональную деятельность в качестве психолога в психотехнической лаборатории Народного Комиссариата Труда СССР с 1923 г. (он был вторым штатным сотрудником этой лаборатории); в 1925 г. лаборатория вошла в состав Государственного Института охраны труда в Москве. С.Г. Геллерштейн сменил своего учителя — проф. И.Н. Шпильрейна на посту заведующего этой лабораторией в 1929 г. и руководил ею до 1935 г. Одновременно работал в составе психотехнической секции Государственного института экспериментальной психологии в Москве под руководствомИ.Н.Шпильрейна. В 1935-1937 заведовал лабораторией психологии труда Всесоюзного Института экспериментальной медицины, руководил психофизиологическим отделом Института авиационной медицины Красной Армии им. акад. И.П. Павлова (1934-1937).

Геллерштейн являлся одним из лидеров психотехнического движения, был членом редколлегии журнала «Советская психотехника», участником Международных психотехнических конференций (1927, 1931, 1934); преподавал психотехнику. В исследованиях С.Г. Геллерштейна получили плодотворное развитие идеи И.Н. Шпильрейна. С.Г. Геллерштейн избежал ареста, но на своей научной и человеческой судьбе он вполне ощутил невостребованность прикладной индустриальной психологии людьми, управлявшими хозяйством, культурой, наукой. В 1936 г. он был, по сути, отстранен от научной деятельности в психотехнике. Вплоть до войны он занимался трудотерапией, в 1937-1941 г. возглавлял психофизиологическую лабораторию Московской областной психиатрической клиники. В годы Великой Отечественной войны А.Р. Лурия пригласил Геллерштейна в нейрохирургический военный госпиталь в г. Кисегаче а качестве научного руководителя и консультанта по трудовой терапии. Материал восстановительной трудотерапии был защищен им в 1945 г. в качестве докторской диссертации. В послевоенные годы Геллерштейн преподавал психологию труда в МГУ (1948), заведовал кабинетом психологии движений в лаборатории Н.А.Бернштейна в Московском Институте физической культуры, работал консультантом в Центральном институте экспертизы трудоспособности инвалидов. Он вел научно-преподавательскую работу на кафедре авиационной медицины военного факультета Центрального института усовершенствования врачей (1943-1949), где в 1947 г. ему присвоено звание профессора по курсу психологии. В связи с компанией борьбы с космополитизмом Геллерштейн в 1949 г. был вынужден уйти из Института физической культуры, а также с кафедры авиационной медицины в Центральном институте Усовершенствования врачей; были прекращены его лекции по психологии труда в МГУ.

Почти 7 лет (до выхода на пенсию) он работал дома, занимался переводами трудов Ч.Дарвина, Я.Пуркинье, Ж.Ламарка и др.

Начиная с 1957 г. Геллерштейн участвовал в возрождении психологии труда, собирал и публиковал материалы по психотехнике 20-30 гг. щедро делился своими идеями, опытом с многочисленными учениками и молодыми психологами. Последнее место работы Геллерштейна — консультант отдела эргономики ВНИИ технической эстетики (1966-67).

Татья́на Ко́нрадовна Розента́ль (1884 — 1921)

— российский врач-невролог и первый практикующий психоаналитик в России.

Татьяна Розенталь родилась 3 июля 1884 года в еврейской купеческой семье. В 1902 году поступает на медицинский факультет Цюрихского университета. Часто прерывала учёбу для участия в революционном движении в России. Вступила в РСДРП, была участницей Бунда. В 1905 году становится председателем союза студентов Высших женских курсов в Санкт-Петербурге. В 1906 году возвращается в Цюрих, где продолжила обучение, защитив в 1909 году диссертацию на тему послеродового мастита.

Во время учёбы увлеклась психоанализом после прочтения «Толкования сновидений» З. Фрейда. После окончания университета Т. Розенталь переезжает в Вену, где лично знакомится с Фрейдом. В 1909 году Т. Розенталь стала первой женщиной, выступившей в Берлинском психоаналитическом обществе, с докладом о произведении датской писательницы Карин Микаэлис «Опасный возраст» в свете психоанализа». В 1911году Т. Розенталь становится членом Венского психоаналитического объединения.

В 1912 году Т. Розенталь возвращается в Россию, где устраивается врачом-ассистентом в Институт душевных болезней. В 1915 году выходит замуж, в браке рождается сын.

Была участницей комитета по встрече Ленина, возвращавшегося в Россию в апреле 1917 года. В 1919 году становится ассистентом по психотерапии в Институте по изучению мозга и психической деятельности, основанного Бехтеревым В.М. В 1920 году Т. Розенталь опубликовала свою самую известную статью«Страдание и творчество Достоевского». В 1921 году, в возрасте 36 лет, Татьяна Розенталь покончила жизнь самоубийством. Вторая часть статьи, посвящённой Достоевскому, а также задуманные статьи о индивидуальной психологии Адлера и влиянии войны на формирование неврозов, остались неопубликованными и были утрачены

Алекса́ндр Петро́вич Неча́ев (1870 —  1948)

— российский и советский психолог, один из основоположников экспериментальной педагогики. Доктор педагогических наук (1944).

Свою педагогическую деятельность он начал чтением лекций по истории немецкой психологии первой половины XIX века. В этом же году он был избран секретарём философского общества при Петербургском университете. В 1898 году он был направлен на стажировку в Германию: работал в лаборатории В. Вундта в Лейпциге, в лаборатории Г. Э. Мюллера в Гёттингене, в лаборатории Э. Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, с лабораторией А. Бине в Париже. Эта командировка определила направление его исследовательской деятельности: экспериментальное изучение детского развития.

Покинув Петербургский университет, Нечаев развернул разнообразную научную деятельность в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке. Читал психологию на педагогических курсах военно-учебного ведомства. Осенью 1899 года в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на IV международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 года, а затем опубликованы в том же году в «Журнале психологии и физиологии органов чувств». 24 октября 1901 года была открыта созданная им лаборатория экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. При его участии в 1904 году при лаборатории были основаны педагогические курсы для изучения человека, как предмета воспитания. Заведовал курсами сам А. П. Нечаев, а руководителями практических занятий были А. Ф. Лазурский, И. Р.Тарханов, А. А. Крогиус, А. Л. Щеглов и другие видные учёные. В 1910 году в Санкт-Петербурге по инициативе Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики. Преподавал историю философии в Александровском лицее. Нечаев был инициатором проведения Российских съездов по педагогической психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1919, 1916).

В 1917 году Нечаев стал директором Самарского педагогического института и, после преобразования его в 1918 году в университет, дважды избирался его ректором (1918 и 1921).

В 1921 году он был избран профессором Московского государственного психоневрологического института, а в 1922 году — его директором (на этом посту он оставался до 1925 года).

В 1922 году Нечаев был приглашён к больному В. И. Ленину для психологического обследования по собственным методикам.

В 1926 году А. П. Нечаеву была назначена персональная пенсия. Но он продолжал трудиться: преподавал психологию в медико-педагогическом институте и Институте дефективного ребенка. 2 апреля 1935 года постановлением особого совещания НКВД по статье 58(10) А. П. Нечаев был осуждён к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию. Отбывал ссылку Нечаев в Семипалатинске. Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии; в период 1935—1944 годы он был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории.

Исследования А. П. Нечаева были связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий; он пытался построить педагогику на данных психологии, главным образом — на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований. Большое внимание Hечаев уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения он считал активное внимание.

А. П. Нечаев изобрёл для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп и аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912).

Исследовав мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Утверждал, что прочное запоминание, свободное оперирование материалом, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя. Одним из первых в отечественной психологии начал изучать условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, психологически обосновал составление расписания школьных занятий.

После 1923 года он переключился на другие области исследования. Основное место в них стали занимать психофизиологические аспекты. Он участвует в наблюдениях за психологическими особенностями учащихся военных учебных заведений, умственным развитием красноармейцев и организацией библиотечного дела в армии, участвует в разработке психологической стороны спасательной службы в шахтах, ведет экспериментально-психологические исследования летчиков и т.п.

Отстаивая принципы эмпиризма, А. П. Нечаев отвергал философский подход к психологии, что было воспринято как противоречие задачам перестройки психологии на основе марксизма и подвергнуто критике.

Литература:

  • Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
  • Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии: Учебное пособие.—М.: Международная педагогическая академия, 1995
  • Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Тема 21. Основные достижения отечественной психологии в советский период Периодизация: XX век Персоналии:

Лев Семёнович Выго́тский ( 1896- 1934) 

— советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии икогнитивному развитию ребёнка, возглавлял т. н. «круг Выготского».

Его образованием занимался частный учитель Соломон Ашпиц, известный использованием так называемого метода сократического диалога. В 1917 году окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет Университета им. Шанявского. Преподавал в г. Гомеле. С 1924 года работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве. Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. В книге «История развития высших психических функций» (1931, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания (его работа «Мышление и речь», 1934 является основополагающей для отечественной психолингвистики).

Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов. Выготский умер 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Последовавшая в СССР в середине 1930-х гг. переоценка взглядов на науку и культуру выразилась в забвении трудов Выготского вплоть до второй половины 1950-х, когда вновь стали публиковаться его работы. Дочь Л.С. Выготского — Гита Львовна Выго́тская — известный советский психолог и дефектолог. Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко, Л. В. Занков и др.

Влади́мир Никола́евич Мя́сищев (1893 — 1973)

— советский психиатр и медицинский психолог, исследователь проблем человеческих способностей и отношений, основатель ленинградской (петербургской) школы психотерапии. Был учеником В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского. Член-корреспондент АПН СССР.

Родился в семье мирового судьи, работавшего в Лифляндии. В 1912 г. поступил на медицинский факультет С.-Петербургского психоневрологического института, а уже спустя два года (1914) появилась первая научная работа В. Н. Мясищева: «Научно-характерологический анализ литературных типов» (по трилогии Л. Н. Толстого «Детство, отрочество, юность»).

Ввиду денежных затруднений, В. Н. Мясищеву приходилось прерывать учёбу и работать, вследствие чего он окончил институт лишь в 1919 году. С 1919 г. по 1921 г. работал в лаборатории труда Института мозга. С 1939 г. — директор Ленинградского научно–исследовательского института им. В. М. Бехтерева.Приняв тезис Маркса и Энгельса о том, что сущность человека представляет собой совокупность общественных отношений, В. Н. Мясищев разработал психологию отношений и на её основе развил концепцию психогений и патогенетической, или психогенетической, психотерапии; при этом он воспринял ряд идей психоанализа В. Н. Мясищев, выступая с критикой одностороннего биолого-физиологического понимания неврозов, усматривавшего их причину в конституциональной слабости или неполноценности нервной системы, обосновывал положение о том, что наиболее важным фактором в возникновении неврозов является «ситуативная недостаточность», проявляющаяся в том, что даже достаточно сильные и испытанные жизнью люди не справляются с известными ситуациями, тогда как многие лица со слабой нервной системой справляются с аналогичной ситуацией и не заболевают. Например, для гипертимной личности монотонно однообразная обстановка трудно выносима, тогда как для вялого и астеничного она является желательной и, наоборот, трудной оказывается обстановка напряженных требований.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) 

— советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР. Автор статьи «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1934).

Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» (1935) и «Основы общей психологии» (1940, 1946).

Первый советский психолог — лауреат Сталинской премии (1942) и первый психолог — член-корреспондент Академии наук СССР (1943).

Основатель кафедры и отделения психологии при факультете философии МГУ (1943), а также первой в стране организации психологов, созданной под эгидой Академии наук СССР: Сектора психологии в Институте философии АН СССР (1943).

В конце 1940-х г. в ходе антисемитской антикосмополитической кампании в Советском Союзе подвергся критике и был снят с ряда административных и руководящих постов, но при этом остался в числе наиболее авторитетных лидеров психологической науки в стране. С конца 1953 г. участвовал в организации первого послевоенного профильного издания психологов в стране, журнала Вопросы психологии и вошел в первый состав редакционной коллегии этого журнала. В 1956 г. был вновь назначен заведующим Сектором психологии Института философии и продолжал занимать эту должность вплоть до своей смерти в 1960 году. Разработал деятельностный подход в философии, психологии и педагогике: человек и его психика формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т. д.) (“Основы общей психологии”, 1946).

Основными особенностями деятельности Рубинштейн считал: социальность — деятельность осуществляется только субъектом (человечеством, группой людей, личностью); деятельность как взаимодействие субъекта с объектом является содержательной, предметной, а не чисто символической и фиктивной; деятельность всегда творческая и самостоятельная. Деятельность определяется своим объектом, не прямо, а лишь опосредствованно через ее внутренние, специфические закономерности (через цели, мотивы и т. д.).

Это частное проявление разработанного Рубинштейном всеобщего принципа детерминизма: внешние причины действуют только через внутренние условия того, на кого или на что эти внешние воздействия оказываются (“Бытие и сознание”, 1957).

С этих позиций Рубинштейн и его учениками создана теория мышления как деятельности и как процесса. При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (педагогические и т. д.).

В личности есть компоненты разной меры общности и устойчивости: например, существуют общие для всех людей свойства зрения, обусловленные распространением солнечных лучей на Земле, и, напротив, есть психические свойства людей, которые могут изменяться в зависимости от этапов социально-экономического развития общества (мотивация и др.).

С учетом этого Рубинштейн разработал оригинальное понимание предмета общей, социальной и исторической психологии, раскрывающее взаимосвязь общечеловеческого и классового в психике людей.

Бори́с Гера́симович Ана́ньев (1907- 1972) 

— советский психолог, создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ. Родился в обрусевшей армянской семье народного учителя. Окончил среднюю школу Владикавказа (1924), учился в Горском педагогическом институте (1924—1928), где увлёкся педагогикой, принимал участие в деятельности педологического кружка Р. И. Черановского. В 1928 переехал в Ленинград, в 1929—1930 учился в аспирантуре ленинградского Института мозга; старший научный сотрудник отдела психологии (1930), заведующий лабораторией психологии воспитания (1934), заведующий отделом психологии (1937—1943, после запрета на педологические исследования и ареста предыдущего заведующего А. А. Таланкина).

Исследовал проблемы развития школьников, одарённости, формирования характера. Одним из первых организовал школьную психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда. С 1930 года работал в педагогических вузах Ленинграда (Педагогический институт им. М. Н. Покровского, Педагогический институт им. Н. К. Крупской), с 1938 — в ЛГПИ им. А. И. Герцена, Ленинградском Театральном институте и Ленинградском институте усовершенствования учителей. Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 вёл в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда работал в Казани, затем Тбилиси: вел психопаталогическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.

После возвращения в Ленинград — профессор психологии ЛГПИ (1943—1947), зав. кафедрой психологии ЛГУ (с 1944) и психологического отделения философского факультета, декан факультета психологии ЛГУ (1967—1972).

Директор НИИ педагогики АПН РСФСР (1951—1960): руководил циклом исследований по проблемам целостности развития учащихся  и системы учебно-воспитательной работы в средней школе. Инициатор создания Института комплексных социальных исследований ЛГУ, лаборатории дифференциальной антропологии и психологии. Автор большого количества работ по теории и истории психологической науки, педагогической, возрастной, медицинской психологии, психологии труда, искусства и многих других отраслей этой науки. Следуя традициям В. М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке, которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. В начале научного пути использовал методы рефлексологии и занимался исследованиями динамики сочетательно-рефлекторной деятельности, речевых рефлексов у слепых детей, влияния музыки на поведение человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода, обосновал необходимость целостного изучения психического развития школьников в процессе обучения. Установил системный характер чувственного познания, взаимосвязь анализаторов, открыл специальный механизм пространственной ориентации, парность работы больших полушарий головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном по отношению к иерархическому контуре нейропсихического регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий. Выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. В комплексных исследованиях получил новые факты о разнородности структуры индивидуальности, об энергоинформационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе индивидуального развития. Подтвердил идею о гетерохронности и неравномерности психического развития, открыл некоторые закономерности организации интеллектуальных функций и других психофизиологических структур в период зрелости, положив начало психологической акмеологии. Доктор психологических наук, профессор (1940).

Член-корреспондент (1945), действительный член (1955) АПН РСФСР, АПН СССР (1968).

Создал большую научную школу, среди учеников — Б. Ф. Ломов, Е. С. Кузьмин и др.

Б.Г. Ананьев скончался от инфаркта 18 мая 1972 г. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев (1903- 1979) 

— советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии(эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Доктор педагогических наук (1940), действительный член АПН РСФСР (1950), первый декан факультета психологии Московского государственного университета. Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), почётный доктор ряда зарубежных университетов, в том числе Сорбонны.

Ученик и редактор работ Л. С. Выготского, один из лидеров Харьковской психологической школы, создатель теории деятельности. Разрабатывая в 20-х гг. совместно с Л.С.Выготским и А.Р.Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс “вращивания”, интериоризации внешних форм орудийно-опосредованных действий во внутренние психические процессы (“Развитие памяти”, 1931).

Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в советской и мировой психологии. Содержание этой концепции тесно связано с проведенным Леонтьевым анализом развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающим механизмы происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека (“Проблемы развития психики”, 1959).

На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и др.), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и “чувственной ткани” в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка ее базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований).

Концепция деятельности Леонтьева стимулировала рост многочисленных исследований в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной и др.), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Дальнейшее развитие этой концепции, согласно Леонтьеву, ориентировано на создание целостной системы психологии как “науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессах деятельности” (“Деятельность. Сознание. Личность”, 1975).

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 -1887)

— грузинский советский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки. Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913).

Один из основателей и профессор Тбилисского государственного университета (1918), где создал кафедру психологии, директор Института психологии АН Грузии, академик АН Грузии (1941).

Автор работ «Основные положения теории установки» (1961) и «Экспериментальные основы психологии установки» (1966).

Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913).

Создатель научной школы. Дал собственную методологическую трактовку понятию установки как «границы» между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. В советской психологии «установка» Узнадзе была легальной формой «бессознательного», о котором писали сторонники запрещённого в СССР психоанализа. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять «постулат непосредственности». Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации её удовлетворения.

Литература:

  • Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
  • Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
  • А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. Основы теоретической психологии-М.: ИНФРА-М, 1998

Тема 22. Развитие теоретических основ психологической науки Глоссарий:

Субъект-субъектная парадигма — применяется для условий, где обе взаимодействующие системы находятся в равноправных и открытых взаимоотношениях – в ситуации диалога и наиболее приближена к пониманию реальных жизненных явлений; рассматривает психику как открытую систему, находящуюся в постоянном взаимодействии с миром и людьми, причем она обладает внутренним и внешним контурами регулирования

Субъект-объектная парадигма — Вектор субъект-объектной парадигмы, в которой организм становится синонимом жизни, направлен ко все более расширительному пониманию идеи целостности уже не просто в ее биологическом содержании, а к осмыслению человеческого субъекта во всех аспектах его деятельности;  ориентирована на разноаспектное осмысление человека, которое, конечно, невозможно ограничить только моральной его компонентой.

Научная школа — оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. У научной школы, как правило, есть основоположник и его последователи. В рамках научной школы, взгляды ее приверженцев могут варьироваться от крайне консервативных до крайне гибких, что создает предпосылки для появления фракций и раскола, что в свою очередь вызывает возникновение и развитие новых научных школ. Научные школы могут формироваться неформально или в рамках институциональных единиц — академических кафедр учебных заведений, отделов научно-исследовательских организаций, профессиональных объединений ученых.

Научное направление — направление в изучении явлений, в котором предполагается, что их понимание в основном достигается через систематическое применение научного метода Объяснительный принцип — принципы психологии можно разделить на две группы: Общие — они применяются для анализа развития, функционирования и структуры психики независимо от ее уровня и сложности, т. е. применимы к анализу этого качества у всех его носителей. Частные — они применяются для анализа развития, функционирования и структуры психики у некоторой части ее носителей в зависимости от уровня и сложности организации психики (например, принципы зоопсихологии, принципы психологии личности), а также в зависимости от того, о какой сфере проявления активности человека идет речь (например: принципы социальной психологии, инженерной, педагогической).

Принцип детерминизма — предполагает закономерную зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Этот принцип позволяет выделить факторы, определяющие важнейшие характеристики психики человека, выявляя зависимость последних от условий окружающего мира. В психологии принцип детерминизма конкретизируется следующим образом: все психические явления обусловлены деятельностью мозга, психика обусловлена объективной действительностью, психика определяется образом жизни человека и изменяется с изменением образа жизни, и т.д.

Принцип системности — (от греч. systema — соединение, целое; упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство) — современный научный подход к изучению, представлению, описанию и объяснению психических явлений, основанный на их понимании как сложно устроенных систем. Этот принцип, в частности, не позволяет рассматривать какое-либо психическое явление (например, характер человека) изолированно, без учёта ряда других факторов (особенностей его жизнедеятельности, социального окружения и пр.).

Принцип развития —  подход к изучению психических явлений, который предполагает познание их сущности в процессе развития. Любое сложное психическое явление развивается из более простых психических явлений по определённым законам, и чтобы познать сложное явление, недостаточно изучить его только в том виде, в котором оно существует на данный момент времени; необходимо также проследить процесс его развития с момента возникновения этого явления до появления его высших форм. Например, Принцип развития помогает понять личность именно как развивающуюся, последовательно проходящую фазы, периоды, эпохи становления её характеристик.

Принцип единства сознания и деятельности — деятельность является формой активности сознания, а сознание является результатом поведения и деятельности; иначе говоря, сознание направляет деятельность, в свою очередь, деятельность неизбежно приводит к изменению сознания.

Категории психологии:

Образ — субъективный феномен (продукт) целостного интегрального психического отражения кик познания реальной действительности, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности. Актуализация образа происходит на стыке индивидуального и общественного сознания.

Действие — одна из единиц деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью; произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели

Мотив —  Уже в первых психологических теориях ученые рассматривали источник активности, стремились найти причину, которая побуждает человека к движению, т.е. стремились понять мотивы, которые лежат в основе нашего поведения. Были попытки найти и материальное объяснение этим побуждениям, при этом мотивы связывались и с движущимися атомами, и с «животными духами», были и теории, которые говорили об их нематериальности. Так, Платон говорил о страстной или вожделеющей душах, которые и являются носителями мотивов, а Лейбниц считал, что активность, побуждение к действию является свойством души-монады. Однако независимо от истолкования природы мотива, он, как правило, связывался с эмоциями и был одной из главных проблем для всех психологов. Поэтому естественно, что и в современной психологии понятие мотива (потребность, влечение, стремление) стало ведущей категорией практически для всех психологических школ.

Отношение — момент взаимосвязи всех явлений; категория в различных общественных науках — философии, социологии, этике, экономике, психологии. Различают общественные отношения, производственные, нравственные отношения и т.д.

Переживание — испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.

Метакатегории психологии:

Сознание — высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно – историческому существу.

Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность; как высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий. Психология изучает происхождение, структуру, функционирование и развитие сознания индивида.

Сознание характеризуется: активностью; интенциональностью (направленностью на предмет); способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности.

Сознание любого индивида уникально, но не произвольно — оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид).

Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению (интериоризации) ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе филогенетического (исторического) развития

Деятельность — процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.

Предметная деятельность обладает следующими основными свойствами, отраженными в ее структуре: социальным происхождением и строением (это выражается в ее социальной регламентации, а также в опосредствованности орудиями и знаками); разделенностью между двумя субъектами; направленностью на объект. Структура деятельности порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие его основные свойства: социальный характер (включая опосредованность знаковыми, в том числе вербальными, и символическими структурами); способность к рефлексии и внутренний диалогизм, предметность. В деятельности проявляются, а также, согласно С.Л. Рубинштейну, формируются и развиваются человек и его психика.

При определении деятельности как объекта психологического исследования были раскрыты новые аспекты изучения психики: процессуальный аспект (психическое анализируется с точки зрения динамики), исторический аспект (позволяет исследовать психическое с точки зрения законов и закономерностей его развития), структурно-функциональный аспект (определяет возможности анализа психического как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции).

Общение — многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.

Общение включает в себя коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты.

Коммуникативный аспект общения связан с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к «движению» информации, но к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.

Интерактивный аспект общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. В общении люди ставят перед собой цель — оказать воздействие на другого человека. Это не исключает так называемого фатического общения (от лат. fatuus — глупый), т.е. бессодержательного использования коммуникативных средств с единственной целью поддержания самого процесса общения.

Перцептивный аспект общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Общение возможно только тогда , когда вступающие во взаимодействие люди могут оценить уровень взаимопонимания и составить представление о партнере по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.

Ценность — Д.А. Леонтьев указывает на ошибочность понимания ценностей как порождений сознания и признает необходимость различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании; По Д.А. Леонтьеву последние не вполне соответствуют реально значимым ценностям. Ученый приходит к выводу о неизбежности соотнесения этого понятия с тремя различными группами явлений. Было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую:

1) общественных идеалах — выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни,

2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей

3) мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов.

Чувство — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии.

Психофизическая проблема — в широком смысле — вопрос о месте психического в природе; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае психофизическую проблему правильнее называть психофизиологической. Особую остроту психофизическая проблема приобрела в XVII в., когда сложилась механистическая картина мира, исходя из которойР. Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Необъяснимые, исходя из этой трактовки природы, акты сознания были отнесены к бестелесной непространственной субстанции. Вопрос об отношении этой субстанции к работе «машины тела» привел Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга. Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Т. Гоббс и Б. Спиноза утверждали, что она полностью выводима из взаимодействия природных тел. Спиноза трактовал мышление и протяженность как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинными отношениями атрибуты бесконечной субстанции — природы. Г. В. Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как уникальной сущности, выдвинул идею психофизического параллелизма. В конце XIX — начале XX вв. получила распространение махистская трактовка психофизической проблемы , согласно которой душа и тело построены из одних и тех же «элементов», а потому речь должна идти не о реальной взаимосвязи реальных явлений, а о корреляции между «комплексами ощущений». Современный логический позитивизм рассматривает психофизическую проблему как псевдопроблему и полагает, что связанные с ней трудности разрешимы путем применения различных языков к описанию сознания, поведения и нейрофизиологических процессов. В различных разделах психофизиологии и смежных с ней дисциплин накоплен огромный материал о многообразных формах зависимости психических актов от их физиологического субстрата и роли этих актов (как функции мозга) в организации и регуляции жизнедеятельности.

Психофизиологическая проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики человека.  Как соотносятся физиологические и психические процессы? Как из простой физиологии образуется психика, душа человека?  Исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный спор до сих пор не решён окончательно.

Психогностическая проблема — познаваемость вещей и явлений с помощью психики (насколько адекватно отражает психика окружающую среду, каковы механизмы отражения)

Литература:

  • А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. Основы теоретической психологии-М.: ИНФРА-М, 1998
  • Экологический энциклопедический словарь. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989.
  • Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Крыловой Ольги

Группа 1020

8