С1. Автор сравнивает общение с пищей. Укажите, ссылаясь на текст, два аспекта этого сравнения

РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению заданий части «С» на экзамене по обществознанию.

 

Среди заданий с развернутым ответом представлены задания базового и высокого уровня сложности. К заданиям базового уровня относятся первое и второе задания к фрагменту текста ( задания С1 и С2).

Все задания с развернутым ответом – задания высокого уровня сложности ( задания С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9).

Задания базового уровня сложности (С1, С2) и одно задание из заданий высокого уровня сложности (С5) являются двухбалльными. За правильное выполнение за каждое задание выставляется – 2 балла, при неполном правильном ответе – 1 балл. Все остальные задания – оцениваются – в 3 балла, а задание С9 – 5 баллов.

В совокупности за полное и правильное выполнение всех девяти заданий с развернутым ответом можно получить 26 баллов. Общий максимально возможный балл за всю работу – 59 баллов. Следовательно, возможный вклад части «С» в общий результат – 44%.

Первое задание (С1) – это задание, как правило, требует найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в явном виде.

Второе задание (С2) – это, как правило, задание на преобразующее воспроизведение и интерпретацию имеющейся в тексте информации без привлечения контекстных знаний.

Третье задание(С3) – это задание требует привлечения в контексте обществоведческих знаний, полученных при изучении обществознания. Зачастую это задание требует иллюстраций отдельных положений текста, авторских суждений с помощью примеров из социальной жизни и исторической практики.

Четвертое задание (С4) – требует применения полученной из текста информации в определенной вопросом познавательной ситуации.

Давайте разберем конкретную ситуацию.

ПРИМЕР ТЕКСТА.

«Теперь уже стало бесспорной истиной, что обещание так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнения с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное обобщение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а в последствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... - рефлексия личного опыта Коллаж Драматический этюд Пояснения к видам заданий: Мультимедиа-презентация. Последовательность слайдов для демонстрации на компьютере (рекомендуется пользоваться ... проблем. Логичность и обоснованность авторских размышлений, комментариев. Литературные достоинства текста. Коллаж. Художественная композиция, отражающая взгляд автора на обсуждаемую психологическую ...

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные воспитательные задачи вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии – известный американский психолог Карл Роджерс – назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.»

(Ю.Б.Гиппенрейтер)

С1. Автор сравнивает общение с пищей. Укажите, ссылаясь на текст, два аспекта этого сравнения.

В ответе должны быть указаны два аспекта:

1) Общение необходимо ребенку так же, как пища.

2) Общение, как и пища, может способствовать здоровью, а может и вредить ему.

( указаны два аспекта – 2 балла, один – 1 балл)

С2. Назовите стиль общения в семье, который автор считает благоприятным. Каково его основное содержание?

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1.стиль общения — «личностно центрированный»

2. основное содержание стиля ( в центре внимания находится личность того человека, с которым ты сейчас общаешься).

Эти задания выполнить не сложно, т.к. ответы содержаться в самом тексте, затруднение может вызвать поиск аспектов, т.к. самого определения «аспект» в тексте нет.

С3. Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход?

В ответе должны быть:

1. Названы подходы: гуманистический и авторитарный;

2. Охарактеризован гуманистический подход( например: «Он основан, прежде всего, на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности)

3. Охарактеризован авторитарный подход.

При внимательном прочтении задания мы видим, что ответ требует использования собственного опыта и знаний.Но в то же время полностью абстрагироваться от текста при формировании ответа о втором подходе не стоит, т.к. его можно выстроить по аналогии с характеристикой первого подхода. Например: «Авторитарный подход не учитывает нужды и потребности ребенка, не предполагает его понимания, знания закономерностей его роста и развития; он основан на принципах и личных установках воспитателя». Курсивом в данном ответе выделены слова из текста, положенные в основу характеристики авторитарного подхода, несмотря на то, что в явном виде данный подход автором не охарактеризован.

 

ОСНОВАНИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕ

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное ( то есть считающиеся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствуют. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства( легитимности) и какие внешние средства служат ему опорой?

6 стр., 2752 слов

Подходы к командообразованию

... функции влияние оказывает психологический субъективный фактор. В изучении принятия решений оформилось два подхода: Организационный – по существу он нормативный, в его рамках изучается как должно ... других сотрудников. Организационная функция – распределение полномочий между подразделениями и людьми. Полномочия и власть – не одно и то же. Одним из аспектов осуществления организационной функции ...

Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освящены исконной значимостью и привычной ориентацией на соблюдение, — «традиционное» государство, как его осуществлял патриарх и патриархальный князь старого типа.

Далее, авторитет внеобыденного личного дара(харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, — харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или – в области политического – избранный князь-военочальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь.

Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил – господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

В данном случае нас интересует прежде всего второй из них: господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется личной «харизме вождя». Ибо здесь коренится мысль о призвании в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему в силу обычая или установления, но потому, что верят в него.

….Вождизм, как явление, встречается во все исторические эпохи и во всех регионах. (М.Вебер).

 

С1 .Какие три основания легитимности власти в государстве названы в тексте?

С2. Найдите и выпишите из текста определение государства, сформулированное автором. Опираясь на знания курса, сформулируйте любое иное верное определение государства.

С3. Автор документа определяет сущность традиционного государства как авторитет «вечно вчерашнего». Приведите пояснение авторской мысли. Опираясь на знание курсов обществознания и истории, приведите три конкретных примера власти, основанной на традиционном господстве.

С4. Автор обращает особое внимание на харизматический тип легитимной власти, характеризуя его как «призвание в его высшем выражении» и подчеркивая, что «вождизм как явление встречается во всех исторических эпохах и во всех регионах». Опираясь на авторское понимание и знание курса, сформулируйте сущность вождизма. Выскажите суждение о специфике(особых условиях) формирования в государстве харизматической власти. Назовите основную опасность вождистского типа правления для народа.

 

ЗАДАНИЯ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ И НА ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (С5).

10 стр., 4615 слов

Общечеловеческие ценности общества массового потребления

Ценностные ориентиры массовой культуры 3. Общество потребления Заключение Список использованной литературы Введение Мы живем в обществе потребления. Мы сами его выстроили. И продолжаем строить. Воспитывать так детей, убеждать ... В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. ...

В экзаменационной работе используются две модели заданий этого типа.

ПЕРВАЯ модель проверяет знание признаков основных понятий обществоведческого курса, различных социальных явлений, порождающих их причин и возможных последствий.

ПРИМЕР: Назовите любые три характерных признака массовой культуры.

ОТВЕТ МОЖЕТ содержать следующие признаки:

1.коммерческая направленность;

2. ориентация на вкусы массового потребителя;

3.стандартизация содержания;

4.доступность.

Могут быть названы и другие причины.

ВТОРАЯ модель этого типа заданий проверяет то, как ученик понимает смысл основных обществоведческих понятий и умение применять эти понятия в контексте обществоведческого знания.

ПРИМЕР: Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической системе.

ОТВЕТ ДОЛЖЕН содержать следующие элементы:

«Экономическая система – это способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.»

Два предложения:

— «Экономические системы различаются способами регулирования деятельности производителей».

— «В любой экономической системе решаются основные вопросы экономики: что, как и для кого производить».

 

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ.

Пример1.

Назовите любые три основных фактора производства.

Ответ – факторы производства: капитал, сырье, земля, средства производства(станки, оборудование), рабочая сила.

 

Пример 2. Назовите три любые критерии социальной стратификации.

Ответ 1. – доход, профессия, власть.

Ответ 2 — собственность образование, власть, профессия.

 

А теперь попробуйте выполнить ряд заданий:

1. Назовите три особенности государства как главного института политической системы.

2. Назовите дисциплинарные взыскания, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ налагает администрация предприятия на работника.

3. Назовите два основных признака субъекта права.

 

ВТОРАЯ МОДЕЛЬ.

Задания этого типа направлены на составление предложений с определенным понятием. Объяснение смысла понятия не требует четкого формализованного определения – предполагается более-менее развернутое и свободное перечисление существенных признаков конкретного понятия. Употребление понятий в обществоведческом контексте – неотъемлемая составляющая обществоведческих знаний и умений учащихся.Для выполнения этого задания, очень важно понять, что такое «обществоведческий контекст». Это означает использование теоретических обществоведческих знаний для анализа социальной ситуации. В принципе, ученик может конкретизировать называемые признаки примерами из социальной жизни.

ПРИМЕР: Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о личности.

7 стр., 3411 слов

Творческие задачи и методы их решений

... бакинский инженерРзаев развил идею высыхающего каната, предложенную участни­ками «мозгового штурма»для решения задачи. Как известно, при высыхании канат укорачивается. Этим ивоспользовался Рзаев для поддержания ... ме­нее, до середины XX века изобретательские задачи реша­лись «методом проб и ошибок» укрепляяубеждение, что стремление раскрыть секреты творчества бесперспективно. Примерно с середины ...

ОТВЕТ: «Личность – это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами».

-Личность формируется в процессе социализации.

-Формирование личности может происходит только в обществе.

 

А теперь проделайте несколько заданий сами.

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие два предложения о диалоге культур.

2.Какое понятие обществоведы вкладывают в понятие «межличностное общение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о межличностных отношениях.

 

ЗАДАНИЯ НА КОНКРЕТИЗАЦИЮ (С6)

Это наиболее сложный вид заданий. Суть задания – дать некие комментарии, показывающие связь примера с обозначенным в условии теоретическим положением.

Что может быть раскрыто на примере?

1.сущность объекта (Раскройте на трех примерах различные значения понятие «общество»).

2.связи объектов(процессов) (Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры)

3.значение объекта(Раскройте на трех примерах роль искусства в жизни общества)

Какие требования предъявляются к выполнению заданий данного вида?

Во-первых, точность и корректность приводимых фактов, их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям.

Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений.

В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

Выполним задания, приведенные выше в качестве примеров.

ЗАДАНИЕ 1. Раскройте на трех примерах различные понятия «общество».

Алгоритм выполнения задания:

1.Вспомним известные определения понятия «общество», например,

— общество, как объединение людей в процессе совместной деятельности;

-общество, как исторический период;

— общество как все человечество;

2. подберем примеры, соответствующие трем определениям:

-кинологическое общество провело очередную выставку собак( 1 определение)

-средневековое общество Западной Европы( 2-е определение)

— структура современного общества чрезвычайно сложна и изменчива ( 3-е определение)

3. корректно запишем ответ, указав как примеры, так и соответствующие им определения.

ЗАДАНИЕ 2. Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры.

1.Актуализация теоретических знаний о массовой и народной культуре, их признаки.

-проявления массовой культуры носят выраженный коммерческий характер, являясь предметом потребления. Массовой культуре свойственна простота, доступность, развлекательная направленность.

-произведения народной культуры создаются анонимными авторами, их содержание обогащается многими поколениями людей. Народная культура – это традиционный фольклор, детский фольклор, анекдоты, субкультуры различных профессиональных групп.

2. Примеры :

-массовой культуры – телесериал, детективный роман, глянцевый журнал и т.д.

-народной культуры – сказки, народные танцы, анекдоты, военные песни.

3. Теперь подумаем, как может осуществляться связь между этими культурами: обмен ценностями( причем как готовыми произведениями, так и отдельными идеями, образами), переход произведений из одной формы в другую. Примеры – известный сатирик написал монолог на основе отношений в семье( из народной – в массовую),шлягер поп-певца об офицерах стал восприниматься как народная песня ( из массовой – в народную).

4.Теперь запишем корректно комментарий, приведя как теоретические положения, так и примеры.

ЗАДАНИЕ 3. Раскройте на трех примерах роль искусства в жизни общества.

1.Актуализируем информацию о функциях искусства: познавательная, информационная, коммуникативная, эстетическая, воспитательная, компенсаторная.

2 Подберем примеры:

-созерцание картин великих художников доставляет человеку эстетическое наслаждение( эстетическая);

— для более правильного понимания картин на библейские сюжеты, зрители должны были перечитать Библию ( познавательная);

— в рамках ежегодного фестиваля искусств, состоялась серия встреч с художниками, лекции известных искусствоведов (коммуникативная).

3. Остается корректно записать ответ.

Специфика подобных заданий состоит в том, что простое приведение уместных примеров не может считаться выполнением требования – комментарий, связывающий пример с заданным условии теоретическим объектом является необходимым. Т.Е. Примеры – без теории – «0» баллов, теория без примеров – «0» баллов.

А теперь сделайте несколько заданий самостоятельно.

1.Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

2. Психологи различают потребности подлинные(разумные) и мнимые(ложные).

Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребностей, а затем опишите последствия ее удовлетворения.

3.Раскройте на трех примерах конституционное положение о светском характере современного Российского государства.

ЗАДАНИЕ НА ПОДТВЕРЖДЕНИЕ(ОПРОВЕРЖЕНИЕ) С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕРОВ.

В этом задании необходимо подобрать примеры, подтверждающие или опровергающие что-либо, а не просто раскрыть на примерах отдельные свойства или связи объекта.

Задание 1. Подтвердите тремя примерами наличие в современной России плюрализма.

1.Сначала вспомним, что такое плюрализм. Это многообразие идейных, социальных и политических организаций и объединений, свободно взаимодействующих и конкурирующих друг с другом в политической жизни общества.

2. Наметим основные линии доказательства:

-наличие многопартийности ( отсутствие единственной правящей партии),

— существование различных идеологий( отсутствие единой общеобязательной идеологии);

-наличие политических партий и организаций, представляющих различные политические идеологии;

— наличие СМИ, которые представляют различные политические идеологии.

3. Теперь подберем примеры к теоретическим положениям.

— многопартийность – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и т.д.

— различные идеологии; партии и организации с разной идеологией – либеральная, центристская, социально-демократическая;

— различные СМИ – государственные и частные каналы, государственные и частые газеты и журналы.

Проделайте несколько заданий сами.

1.Опровергните с помощью трех примеров утверждение о том, что в современной России сохранилась командная экономическая система.

2. Приведите три аргумента, доказывающие необходимость ограничения дееспособности несовершеннолетних граждан с целью защиты их прав. Подтвердите примером любой из них.

КАКИЕ УМЕНИЯ НЕОБХОДИМЫ,ЧТОБЫ РЕШАТЬ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ?

— анализировать состав задачи;

— определять в условии полезную информацию, данную в явном и неявном виде;

— выявлять область обществоведческих знаний, из которой следует привлечь недостающие знания( устанавливать контекст данной проблемы)

— переформулировать задачу, используя при этом как имеющиеся, так и привнесенные знания;

Находить подходы к задачам, методы, решения которых еще неизвестны

— составлять план решения;

— аргументировать промежуточные выводы;

Выделять обобщенный алгоритм решения

Производить ретроспективный анализ после нахождения верного решения.

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

 

1.Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопросы. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей или справочников.

2. Соотнесите вопросы с условиями задачи:

А) определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;

Б)подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи( именно противоречие данных может подсказать решение задачи).

3.Подумайте,какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источника обратиться:

А) выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи;

Б) сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;

В)соотнесите эту информацию с условием задачи.

4.Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом.

5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6.Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

-соответствует ли ответ существу вопроса,

-если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на все вопросы,

— нет ли противоречий между вашими аргументами

— нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению

— можно ли признать путь решения задачи единственно возможным

— не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

А теперь проверим, как можно решить задачу с помощью этой памятки.

ПРИМЕР

Константин Викторович много лет проработал механиком на предприятии «Восход».Как владелец ценных бумаг он получал часть прибыли предприятия; участвовал в ежегодных собраниях, на которых обсуждались вопросы повышения эффективности работы. Право на доход сохранилось за ним и после ухода на пенсию. Какую форму собственности иллюстрирует этот пример? Какие еще права есть у его работников? Назовите два таких права.

ИТАК –1. какие вопросы поставлены: какова форма собственности описываемого предприятия? Каковы права работника?

2.как характеризуется указанное предприятие, т.е.следующие признаки:

1.работники получают часть прибыли предприятия

2.работники владеют ценными бумагами предприятия

3.право на доход сохраняется за работниками и после пенсии

4.участвуют в управлении производством.

3. Определить область обществоведческого курса, которую проверяет эта задача – экономическая сфера, понятие «собственность»

— выявляем конкретную проблемы – формы собственности. Привлечем дополнительную информацию – какие формы собственности существуют и чем характеризуется каждая из них.

-конкретизировать некоторые из названных характеристик предприятия:

1. ценные бумаги, предприятия дающие владельцу доход – АКЦИИ

2.доход от акций – ДЕВИДЕНТ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ – работники предприятия «Восход» владеют акциями предприятия, получают девиденты, причем это право сохраняется за ними и после ухода на пенсию, участвуют в управлении предприятием. Следовательно, рассматриваемое предприятие является акционерным.

 

Рассмотрим еще один пример.

На вопрос социологов: «Каким оказался прошедший год для вас, для вашей семьи по сравнению с предыдущим?». 1998 год в ответах получил оценку «труднее» в 83%, а оценку «легче» у 14% опрошенных россиян. 2001 год получил оценку «труднее» в 26% и «легче» — у 26% опрошенных Какие выводы можно сделать из этих данных и чем их можно объяснить?

РЕШЕНИЕ:

1.Выделим вопросы – Какие выводы можно сделать из приведенных данных? Как можно объяснить эти выводы?

2.Обдумаем условия и для удобства перенесем их в таблицу.

ГОД «труднее» предыдущего «легче» предыдущего
83% 14%
26% 26%

 

Сравним данные : количество людей, чье восприятие жизни улучшилась в 2001 году, стало существенно больше, чем в 1998 г.( 26%, против 14%), в то же время, количество людей, чей уровень жизни по их мнению, ухудшился в 2001году стало меньше, чем в 1998 г.( 26% против 83%) Следовательно, мы можем сделать вывод, что социальное самочувствие населения улучшилось в 2001 г, в сравнении с 1998 годом.

3.В задаче требуется объяснить сделанные выводы, нам необходимо привлечь знания по новейшей истории нашей страны. Как известно 1998 год – очень тяжелый год, связанный с дефолтом, что существенно ухудшило экономическое положение большинства россиян и социальное самочувствие в целом.

4.Казалось бы, задача решена. Но…проверим, полон ли ответ? В задаче требуется сделать ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ВЫВОДЫ!!!!! Из приведенной статистики.

5. Еще раз вернемся к статистике – мы уже выяснили, что социальное самочувствие граждан в 2001 году улучшился по сравнению с 1998 годом. Но насколько существенно это улучшение? В 1998 году 14% россиян завили, что они стали жить лучше, а в 2001 году – 26% стали жить лучше. Это значит, что 83% — в 1998 году и 74% — в 2001 году положение россиян оставалась тяжелым.

6 А теперь запишем ответ –

-социальное самочувствие населения в 2001 году улучшилось по сравнению с 1998 годом;

-это улучшение связано с объективными макроэкономическими процессами и деятельностью правительства;

— при этом, абсолютное большинство россиян по-прежнему оценивает свои жизненные условия как тяжелые.

А теперь решите несколько задач самостоятельно.

Пример 1 . На уроке обществознания в 10классе при изучении проблем личности ученик сказал, что ребенка нельзя считать человеком в полном смысле этого слова. Приведите три обоснования этой точки зрения.

 

Пример 2. Дееспособный гражданин пришел на избирательный участок в день выборов президента страны, но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилии в списках избирателей Как следует поступить гражданину у этом случае: уйти, не проголосовав или добиться внесения своей фамилии в списки голосующих? Приведите два обоснования этого ответа.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!!!!! ОСТАЛОСЬ ДВА ЗАДАНИЯ С8 и С9.